технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии

Уровни и структура педагогических технологий

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность и аспекты педагогической технологии

Педагогическая технология – это комплекс различных методов, приемов, средств воспитательного и образовательного воздействия, применяемых в качестве основы организации эффективного учебно-воспитательного процесса.

Педагогическую технологию можно охарактеризовать, как модель, тщательно разработанную и направленную на организацию тесного взаимодействия между участниками педагогического процесса, с целью выполнения ими учебных и воспитательных целей и задач.

Применение педагогической технологии позволяет создать комфортную обстановку реализации учебно-воспитательного процесса, в которой будут продуктивно работать педагог и учащийся. Иными словами, можно сказать, что педагогическая технология представляет собой процесс, системного характера, объединяющий инструментарий, методологию, порядок функционирования всех процессов и средств, используемых для достижения целевого назначения образовательного процесса.

Понятие педагогической технологии может быть рассмотрено с тех основных аспектов:

Педагогическая технология функционирует на основе применения дидактических процессов, выбора оптимальных условий их реализации и средств обучения.

Вертикальное и горизонтальное строение педагогической технологии

По своему устройству, педагогические технологии могут иметь два типа строения:

Готовые работы на аналогичную тему

При вертикальном построении педагогической технологии выделяют четыре взаимосвязанных и взаимозависимых группы педагогических технологий:

При горизонтальном построении педагогических технологий организация учебно-воспитательного процесса реализуется, исходя их трех аспектов, определяющих сущность технологии. Иными словами, педагогическая технология может функционировать в качестве научного направления, являясь разделом педагогической теории и, проводящей исследования в области поиска оптимальных путей обучения и воспитания, в качестве алгоритма организации процессов обучения и воспитания и непосредственного учебно-воспитательного процесса, направленного на практическую реализацию образовательных целей и задач.

Горизонтальные технологии могут строиться на базе комплексного взаимодействия всех трех аспектов, либо на частичном взаимодействии аспектов, или же, на основе только одного аспекта.

Структурные компоненты педагогической технологии

Любая педагогическая технология должна включать в свой состав следующие элементы:

Основные уровни педагогических технологий

В практике современного образования, реализация педагогических технологий осуществляется на трех уровнях, находящихся во взаимосвязи и соподчинении друг с другом:

Помимо этого, реализация педагогической технологии происходит с применением технологических микроструктур – частей, звеньев, приемов. Они составляют логическую последовательность, формируя тем самым единый, целенаправленный технологический процесс т.е. формируют целостную систему – педагогическую технологию.

Источник

Педагогические технологии: требования, структура, виды

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

Системность – технологиядолжна обладать всеми признаками системы:

— взаимосвязью его частей,

Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т. е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии

Структура образовательной технологиисостоит из трех частей:

· Концептуальная часть – это научная база технологии, т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

· Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

· Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом,очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУосуществляется на основе современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

· здоровьесберегающие технологии;

· технологии проектной деятельности

· технология исследовательской деятельности

· информационно-коммуникационные технологии;

· личностно-ориентированные технологии;

· технология портфолио дошкольника и воспитателя

· игровая технология

· технология «ТРИЗ» и др.

· Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

· от типа дошкольного учреждения,

· от продолжительности пребывания в нем детей,

· от программы, по которой работают педагоги,

· конкретных условий ДОУ,

· профессиональной компетентности педагога,

· показателей здоровья детей.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др., ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);

6. обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия, самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия,

7. К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

2. Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Классификация учебных проектов:

· «игровые»— детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

· «экскурсионные»,направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

· «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина, музыкальной (игра на рояле) формах;

· «конструктивные»,нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Цель исследовательской деятельности в детском саду- сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

4. Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требованияк дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

· идти в ногу со временем,

· стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

· наставником в выборе компьютерных программ,

· сформировать основы информационной культуры его личности,

· повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Требованияк компьютерным программам ДОУ:

· Легкость для самостоятельных занятий детей

· Развитие широкого спектра навыков и представлений

· Развитие воображения, мышления, памяти

· Говорящие словари иностранных языков

· Простейшие графические редакторы

· Обучение чтению, математике

· Использование мультимедийных презентаций

· предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

· несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

· движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

· обладает стимулом познавательной активности детей;

· предоставляет возможность индивидуализации обучения;

· в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

· позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:

· Недостаточная методическая подготовленность педагога

· Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

· Бесплановость, случайность применения ИКТ

· Перегруженность занятия демонстрацией.

ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

В рамках личностно-ориентированных технологийсамостоятельными направлениями выделяются:

· гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируетсяна основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.

Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическомподходе к обучению выделяются:

· постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;

· подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;

· оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

6. Технология портфолио дошкольника

Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

· диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени,

· содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ,

· рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. И. Руденко

Консультация для педагогов «Педагогические требования к игрушкам» Педагогические требования к игрушкам Как всем известно, в дошкольном возрасте игра считается ведущей деятельностью детей. А так как, ведущая.

Консультация на тему «Педагогические и гигиенические требования к организации питания в ДОУ» КОНСУЛЬТАЦИЯ на тему: «Педагогические и гигиенические требования к организации питания в ДОУ» Подготовила и составила: воспитатель Шапошникова.

Памятка «Педагогические технологии» ПАМЯТКА ВОСПИТАТЕЛЯМ «Современные педагогические технологии в дошкольном образовании» Технология происходит от греческих слов «мастерство,.

Педагогические технологии воспитателя ДОУ Цели (принципы) деятельности воспитателя ДОУ Виды работ, посредством которых реализовывалась каждая задача Результаты, достигнутые при решении.

Педагогические технологии Современные педагогические технологии. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология.

Педагогические технологии Педагогические технологии Современные педагогические технологии. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической.

Педагогические технологии в работе воспитателя Педагогические подходы это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с учащимися,.

Современные педагогические технологии настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых.

Выступление на педсовете «Педагогические технологии в ДОУ. ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)» Выступление на педсовете: » Педагогические технологии в ДОУ: ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).» Подготовила воспитатель.

Источник

Понятие и структура педагогической технологии

Педагогическая технология (ПТ) – структура, состоящая из всех элементов педагогического процесса. Она строится на основе научных исследований и имеет четкий план действий по времени и в пространстве.

Главной целью данной технологии является достижение намеченных результатов с помощью специальных методов и средств.

Сущность

Структура содержания педагогической технологии построена на специальной методике. Она заключается в абсолютной управляемости образовательного процесса. А также в планировании и воспроизведении педагогического цикла, в точном достижении поставленной цели.

технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Смотреть фото технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Смотреть картинку технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Картинка про технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Фото технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии Вам будет интересно: Как найти объем многогранника? Формулы для призмы и пирамиды. Примеры задач

технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Смотреть фото технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Смотреть картинку технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Картинка про технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Фото технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии

Технология строится на следующих трех аспектах:

Основные уровни

технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Смотреть фото технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Смотреть картинку технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Картинка про технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Фото технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии Вам будет интересно: Экономические колледжи г. Москвы

Структура понятия педагогической технологии состоит из трех взаимосвязанных уровней:

Возможности подхода

Технологический подход в педагогике позволяет освоить предмет изучения с разных сторон: как концептуальной, так и проектировочной. Он дает возможности:

технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Смотреть фото технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Смотреть картинку технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Картинка про технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Фото технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии Вам будет интересно: Система социального управления: понятие, организация, назначение и задачи

технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Смотреть фото технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Смотреть картинку технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Картинка про технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Фото технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии

Однако нужно отметить, что в структуре педагогической технологии нет универсальных методов. Данный подход дополняет другие научные подходы психологии, социологии и педагогики, но не может применяться отдельно.

Критерии технологичности

Разработанная технология должна соответствовать главным требованиям методологии. Их называют критериями технологичности, к которым относятся:

технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Смотреть фото технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Смотреть картинку технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Картинка про технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Фото технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии

Управляемость в структуре педагогической технологии предполагает возможности предварительного планирования процесса обучения, диагностики, корректировки средств и методики для достижения результатов.

Системность подразумевает, что разработанная ПТ должна иметь свойства единой системы: логику поэтапного процесса, целостность, связь между всеми его частями.

Воспроизводимость предоставляет возможность повторения другими субъектами данной ПТ в однотипных учебных заведениях.

Эффективность предполагает, что на сегодняшний день педагогические подходы находятся в конкурентных условиях. Поэтому они должны показывать высокие результаты и быть оптимальными по материальным затратам, а также гарантировать достижение стандарта обучения.

Концептуальность подразумевает, что каждая технология должна опираться на одну из научных концепций, которая включает дидактическое, социально-педагогическое и психологическое обоснование.

Структура ПТ

Критерии технологичности являются основой для системы рассматриваемого подхода. В структуру педагогических технологий входят:

технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Смотреть фото технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Смотреть картинку технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Картинка про технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Фото технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии

Процессуальная часть структуры педагогической технологии представлена, в свою очередь, совокупностью нижеперечисленных элементов:

Горизонтальная система

Горизонтальная структура педагогической технологии состоит из трех взаимосвязанных элементов. Рассмотрим их подробнее:

Вертикальная система

Каждая педагогическая технология затрагивает одну из областей деятельности процесса обучения. Она, в свою очередь, включает в себя собственную систему элементов. Кроме того, эта область сама может являться составной частью деятельности высокого уровня.

Элементы этой иерархии составляют вертикальную структуру педагогических технологий. Всего их четыре:

Методы обучения

технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Смотреть фото технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Смотреть картинку технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Картинка про технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Фото технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии

Успех обучения, как правило, в большой степени зависит от сосредоточенности и внутренней активности учащихся, от типа их деятельности. Поэтому характер деятельности, уровень самостоятельности и творческого подхода к заданию должны являться важными критериями для определения главного метода обучения.

Для каждой следующей формы возрастает степень самостоятельности выполнения задания.

Классификация методов обучения

В описании структуры педагогической технологии выделяют пять методов обучения:

технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Смотреть фото технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Смотреть картинку технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Картинка про технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Фото технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии

Роль ПТ

Таким образом, структура педагогической технологии имеет свойства различных предметов. Как наука она занимается исследованием и проектированием рациональных и эффективных путей обучения. Как система алгоритмов, методов и регуляторов педагогической деятельности внедряется непосредственно в процесс образования.

технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Смотреть фото технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Смотреть картинку технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Картинка про технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии. Фото технология компенсирующего обучения относится к макротехнологии

Педагогическая технология, таким образом, может быть представлена или как комплекс аспектов в виде научной концепции и проекта, или как описание программы действий, или как реально реализующийся процессом в сфере образования. Это важно понимать.

Источник

Доклад на тему: «Педагогические технологии»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Педагогические технологии в образовательном процессе

Доклад для выступления на ПЦК

преподавателя Шокуровой Н,Н.

Интеграционные процессы, происходящие в современном образовании, актуализируют использование в учебном процессе современных педагогических технологий и активных форм учебного взаимодействия.

Педагогическая технология состоит из предписаний способов деятельности (дидактические процессы), условий, в которых эта деятельность должна воплощаться (организационные формы обучения), и средств осуществления этой деятельности.

Наиболее полной и логичной классификацией педагогических технологий, является классификация Г.К. Селевко, она является многоаспектной и осуществляется по двенадцати признакам: по уровню применения, философской основе, ведущему фактору психического развития, концепции усвоения, ориентации на личностные структуры, характеру содержания и структуры, организационным формам, типу управления познавательной деятельностью и др.

Согласно классификации Г.К. Селевко педагогические технологии имеют вертикальную и горизонтальную структуру.

1. Вертикальная структура. Любая педагогическая технология охватывает определенную область педагогической деятельности, которая с одной стороны, включает в себя ряд ее составляющих (и соответствующих технологий), с другой стороны, сама может быть включена как составная часть в деятельность (технологию) более высокого уровня. В вертикальной структуре можно выделить четыре соподчиненных класса педагогических технологий:

2. Горизонтальная структура педагогических технологий содержит три основных аспекта:

В отличие от методов и методики обучения, педагогические технологии предполагают характеристики и системную организацию взаимодействия всех элементов процесса обучения на всех его этапах; гарантирует достижение и воспроизводимость целей обучения. Главным отличительным качеством педагогической технологии от метода, методики и технологии обучения является измеримость и воспроизводимость результатов, что предполагает в ее наличии системы контрольных заданий, адекватных поставленным задачам, и алгоритма контроля, включая его виды и способы.

Педагогические технологии как педагогическая категория имеют свою структуру и уровни.

Структура педагогических технологий включает в себя следующие компоненты:

Уровни педагогических технологий:

В настоящее время в педагогике утвердилось представление о единстве компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм и средств обучения. Разработка и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов и переход к практико-ориентированному образованию требует применения в учреждениях начального и среднего профессионального образования педагогических технологий, позволяющих оперативно реагировать на запросы рынка труда к качеству подготовки выпускников, формированию у учащихся ключевых компетенций, соответствующих требованиям профессиональных стандартов и трансформированных в содержание образования: Федеральных государственных образовательных стандартов и их учебно-методического сопровождения.

Формирование ключевых компетенций обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования реализуется посредством различных педагогических технологий:

— демонстрация обучающимся различных предметов и явлений;

— наблюдение обучающимися за этими предметами, явлениями и выделение ими различных сторон, свойств, связей;

— когнитивное инструктирование: сравнение, сопоставление и противопоставление (анализ) выявленных свойств;

— установление и объединение (синтез) таких свойств, которые являются общими для всех рассмотренных объектов или, наоборот, отличают все объекты одной группы от объектов другой группы;

— абстрагирование выделенных свойств путем закрепления их в терминах;

— обобщение понятия путем применения термина к различным объектам, имеющим выделенные признаки.

Формирование ключевых компетенций обучающихся учреждений среднего профессионального образования возможно посредством реализации всей образовательной программы, а их освоение обеспечивается посредством педагогических технологий.

Комплексный подход к использованию педагогических технологий позволяет систематизировать организацию целостного учебного процесса на всех его этапах и реализовать цели начального и среднего профессионального образования повысить качество образования.

Рассмотрим основные педагогические технологии, которые эффективно влияют на развитие ключевых компетенций обучающихся.

При использовании метода проектов у обучающихся формируются профессиональные компетенции и такие личностные компетенции как: установление контакта, работа в команде, исполнительность, ответственность, уверенность в себе, обучаемость, гибкость мышления, видение развития процесса, аналитические способности, дальновидность, прогнозирование, мотивация, профессиональные компетенции.

Достоинства указанной педагогической технологии заключаются в возможности включения ее в существующие организационные формы учебного процесса и содержание обучения, предусмотренное государственными образовательными стандартами, обеспечения гуманистического, интеллектуального обучения.

Но проблема данной технологии заключается в том, что сегодня методом проектов владеет далеко не каждый преподаватель, поэтому метод проектов должен войти в обязательный перечень профессиональных компетенций преподавателя учреждения профессионального образования.

Технология проблемно-модульного обучения.

Технология проблемно-модульного обучения предполагает использование на практике полученных теоретических знаний.

При модульном обучении обучающийся является активным субъектом обучения, полноправным участником учебного процесса; также он активно влияет на все элементы педагогической системы, обеспечивая их максимальное приспособление к своим потребностям и возможностям.

Одной из важнейших особенностей модульного обучения, основанного на компетенциях является изменение отношения участников образовательного процесса к роли и значению самой оценки качества образования как процесса получения и сбора данных и показателей уровня сформированности компетенций, которые сравниваются с заранее установленным эталоном.

Модульное обучение является дидактической основой множества разнообразных моделей обучения, различающихся применяемыми средствами обучения и приемами педагогической техники и содержанием обучения.

Технология проблемно-модульного обучения позволяет сократить затраты на обучение, повысить гибкость организации учебного процесса и профессионально-педагогическую компетентность педагога; снизить зависимость качества обучения от уровня квалификации педагога, сократить затраты на разработку программ и учебных пособий,’ повысить практическую направленность коммуникативного образования учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования, осуществить отбор и получение будущими квалифицированными рабочими и специалистами наиболее необходимой для будущей профессиональной деятельности информации.

Деятельностные педагогические технологии

Результативность профессионального обучения зависит от того, какую позицию, активную или пассивную, в процессе овладения профессией/специальностью, занимает обучающийся, так как знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения при применении их на практике, при решении конкретных производственных задач. Поэтому овладение профессиональными компетенциями требует организации непосредственной деятельности самих обучающихся. Решение этой проблемы связано с применением деятельностных педагогических технологий, которые можно классифицировать следующим образом:

Поскольку любая педагогическая технология (технологии) как инструментарий достижения целей обучения связана с организационной формой, обусловлена особенностями личности, квалификацией педагога, совокупностью методов и методических приемов, то все эти факторы определяют выбор деятельностных педагогических технологий.

Основными видами личностно ориентированных педагогических технологий являются:

а) диалогические методы обучения, к которым могут быть отнесены методики, построенные на диалоге и предполагающие авторское высказывание и его понимание, групповые дискуссии, анализ социально ‘профессиональных ситуаций, диалогические лекции.

Диалогические методы обучения формируют у учащихся следующие компетенции: отношение с окружающими, неконфликтность, уравновешенность, стрессоустойчивость, самоконтроль, способность регулировать свое поведение, уверенность в себе, лабильность, умение управлять временем, умение убеждать, обучаемость, профессиональные компетенции.

в) метод направляющих текстов. Развитие самостоятельно регулируемого учения привело к разработке метода направляющих текстов, который получил широкое распространение в учебных центрах крупных предприятий, организаций. Этот метод представляет большие возможности для гибкой организации производственного (практического) обучения.

г) интерактивное обучение. Безусловно, «формирование компетенций возможно через соответствующий опыт деятельности и общения, и такой опыт может быть получен именно в применении интерактивного обучения». Здесь основным источником познания становится опыт учащихся.

Можно выделить следующие формы и методы интерактивного обучения: игровые (дидактические, творческие, деловые игры и т.п.), тренинговые задания.

д) игровые технологии. Понятие «игровые педагогические техно- логии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр: дидактические, деловые, ролевые игры.

Игровые технологии формируют у учащихся профессиональные компетенции и такие личностные компетенции как: отношение с окружающими, речь, установление контакта, неконфликтность, уравновешенность, стрессоустойчивость, самоконтроль, способность регулировать свое поведение, уверенность в себе, лабильность, умение убеждать, умение управлять своим временем.

е) тренинговые технологии. В меньшей степени в образовательном процессе в учреждениях начального и среднего профессионального образования используются тренинговые технологии, но в практике повышения квалификации специалистов они широко применяются; действие этих технологий очень эффективно.

Целесообразно использование тренинговых технологий как вспомогательных технологий, поскольку конкретные тренинги всегда предметно ориентированы и строятся под отдельные задачи развития личности.

Профессионально обусловленные структуры деятельности и личности являются психологической основой конструирования личностно ориентированных технологий обучения.

Мотивационные педагогические технологии.

Мотивационные педагогические технологии формируют у обучающихся профессиональные компетенции и личностные компетенции такие как: ориентация на качество работы, обучаемость, мотивация самореализаци, лояльность;

Технология моделирования содержания образования в педагогической деятельности.

Технология моделирования содержания образования в педагогической деятельности формируют у обучающихся следующие компетенции: общий интеллектуальный уровень, обучаемость, професиональные компетенции.

Технология «полного» усвоения.

Поиск путей подготовки конкурентоспособных работников квалифицированного труда позволяет сделать вывод, что в настоящее время важно уметь раскрыть способности и возможности обучающихся в овладении профессии/специальностью, развить мышление, научить гибкому подходу к решению проблем.

Исходя из этого, можно прийти к выводу, что результативность профессионального обучения зависит:

— от понимания и учета индивидуальных особенностей личностей и возраста учащихся;

— от коммуникативных умений преподавателя, способствующих созданию обстановки сотрудничества на уроке;

— от арсенала педагогических технологий, которые активизируют обучающихся, научат их лучшему восприятию и запоминанию информации, решению профессиональных проблем.

Педагогическая технология действует как целостный механизм; внутри данного механизма все компоненты образуют определенную структуру, заданную целью образования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *