технология компенсирующего обучения характерна для
ЛЕКЦИЯ № 44. Компенсирующее обучение
ЛЕКЦИЯ № 44. Компенсирующее обучение
Классы компенсирующего обучения создаются для детей «группы риска» (в основном это дети с задержкой психического развития конституционального, психогенного, соматогенного происхождения). Такие классы создаются (с 1992 г.) на начальной ступени обучения в двух вариантах: 1-3-й (3 года обучения) и 1-4-й классы.
Особенности процесса обучения определяются характером заболевания детей. Основная категория учеников в классах компенсирующего обучения – дети с задержкой психического развития (ЗПР). ЗПР – это вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития (задержка темпа психического развития), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия. Процесс развития познавательных способностей при ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребенка. Причинами возникновения ЗПР являются:
1) органическая недостаточность нервной системы, чаще остаточного характера, в связи с патологией беременности и родов;
2) хронические соматические заболевания;
3) конституциональные (наследственные) факторы;
4) неблагоприятные условия воспитания (плохой уход, безнадзорность и др.).
Международные классификации болезней 9-го и 10-го пересмотра дают более обобщенные определения этих состояний: «специфическая задержка психического развития» и «специфическая задержка психологического развития», включающие парциальное (частичное) недоразвитие тех или иных предпосылок интеллекта с последующими трудностями формирования школьных навыков (чтение, письмо, счет). В связи с этим необходима разработка особых учебников, особых методов и видов обучения и т. п.
Важно, чтобы ЗПР у ребенка была выявлена на самом раннем этапе его развития. Диагностика ЗПР и выявление детей «группы риска» возможны на ранних сроках в связи с замедленностью темпа развития моторики, речи, несвоевременностью смены фаз игровой деятельности, повышенной эмоциональной и двигательной возбудимостью, нарушениями внимания и памяти, при трудностях усвоения программы подготовительной группы детского сада.
Классы компенсирующего обучения не подходят для детей, больных олигофренией. Есть существенное отличие ЗПР от олигофрении: для ЗПР характерна не тотальность, а мозаичность нарушений мозговых функций, т. е. недостаточность одних функций при сохранности других, несоответствие потенциальных познавательных способностей и реальных школьных достижений.
Виды коррекционной помощи, характерные для классов компенсирующего обучения:
1) актуализация мотива действия, создание эмоциональных игровых ситуаций;
2) организация внимания и усиление речевого контроля;
3) уменьшение объема и темпа работы;
4) формирование произвольных форм деятельности;
5) тренинг функционально – незрелых и ослабленных функций (тонкой моторики, зрительно-пространственного и слухового восприятия, слухоречевой памяти, слухо-двигательной и зрительно-двигательной координаций и т. д.).
Дети зачисляются в подобные классы только с согласия родителей.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ЛЕКЦИЯ № 13. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение
ЛЕКЦИЯ № 13. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение Педагогическими категориями в науке принято называть педагогические понятия, которые выражают научные обобщения. К основным педагогическим категориям
ЛЕКЦИЯ № 39. Развивающее обучение
ЛЕКЦИЯ № 39. Развивающее обучение Развивающее обучение – направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей.Основы теории
ЛЕКЦИЯ № 42. Блочно-модульное обучение
ЛЕКЦИЯ № 42. Блочно-модульное обучение Блочно-модульное обучение – метод обучения, при котором содержание учебного материала и организация его изучения заключается в модули.Модули представляют собой логически завершенные части содержания учебного материала,
ЛЕКЦИЯ № 43. Программированное и компьютерное обучение
ЛЕКЦИЯ № 43. Программированное и компьютерное обучение Программированное обучение представляет собой относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью информационных средств.Теория программированного обучения
ЛЕКЦИЯ № 45. Обучение «трудных» детей
ЛЕКЦИЯ № 45. Обучение «трудных» детей Сам термин «трудный ребенок» может быть понят неоднозначно, он имеет по крайней мере два значения.К категории «трудных» детей относят учащихся с неблагоприятными семейными условиями жизни.К категории «трудных» детей относят
ЛЕКЦИЯ № 46. Обучение одаренных детей
ЛЕКЦИЯ № 46. Обучение одаренных детей Обучение одаренных, талантливых детей – одно из направлений дифференциации образования, главная цель которого – исследование и поощрение обучения людей с особыми способностями.В понятие «одаренный ребенок» включаются следующие
ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения
ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения Лекция – один из методов устного изложения материала. При работе с обучающимися старшего возраста учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20–30 мин урока, а иногда и
ЛЕКЦИЯ № 73. Безотметочное обучение в начальной школе
ЛЕКЦИЯ № 73. Безотметочное обучение в начальной школе Оценка – это процесс сравнения знаний, умений и навыков с эталонами, предусмотренными учебной программой. Отметкой является количественная мера оценки, выраженная в баллах.Основные недостатки отметочного
ЛЕКЦИЯ № 88. Дистанционное обучение
ЛЕКЦИЯ № 88. Дистанционное обучение Дистанционное обучение – это обучение, в ходе которого отсутствует непосредственный личный контакт между преподавателем и обучаемым.Дистанционное обучение позволяет учиться жителям регионов, где нет иных возможностей для получения
Обучение
ОБУЧЕНИЕ
ОБУЧЕНИЕ Мне всегда казалось интересным, что, когда люди спорят о чем-то, не имеющем значения, они говорят:»Это академично». Джона Гриндера и меня принудили оставить преподавание в Калифорнийском Университете, потому что мы учили старшекурсников делать в жизни разные
ОБУЧЕНИЕ
ОБУЧЕНИЕ Здоровый ребенок. Он проявляет интерес ко всем сторонам жизни. Это самый любопытный ребенок среди других, он доводит взрослых до изнеможения своими «почему?»Родители видят яркий интеллект циклотимического ребенка, его способность легко усваивать информацию,
ОБУЧЕНИЕ
ОБУЧЕНИЕ Маленький эпилептоид не обладает ни блестящим интеллектом шизоида, ни гибким умом циклотимика. Соображает он медленно, неторопливо. Если он не может понять какого–то факта, то сразу начинает сердиться. Часто он тугодум.Учиться ему нелегко, и без помощи
4. Обучение
4. Обучение Дорога к незаурядности не требует от вас финансовых затрат (за исключением цены этой книги). Пусть у вас несколько монет в кармане или вы владеете бизнес-империей в миллиарды долларов – эта дорога все равно открыта для вас.Но совсем без затрат не обойтись; вам
Особенности урока в классе компенсирующего обучения
В школу приходят разные дети: разные по характеру и по поведению, по уровню развития и по подготовленности. Одни учатся легко, словно играючи, схватывают все на лету. Другим для приобретения тех же знаний требуются напряженные усилия, но при достаточном усердии и они более или менее удовлетворительно осваивают программный материал. И есть дети, обучение которых в общем потоке оказывается слишком трудным и для них самих, и для учителей, и для родителей. И, как правило, такие дети после комплексного обследования на ПМПК, целью которого является установление различных аспектов проблем и простраивание индивидуального образовательного маршрута, продолжают дальнейшее обучение в классах другого уровня – классы компенсирующего обучения.
Цель организации компенсирующих классов – создание для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию в условиях образовательного учреждения.
Обучение по предметам инвариантной части базисного учебного плана в компенсирующих классах осуществляется по рабочим программам разработанных на основе общеобразовательных программ или программам для компенсирующих классов. Составной частью программы в классах компенсирующего обучения является программа коррекционно-развивающей работы, которая реализуется как в процессе учебных, так и внеучебных занятий с обучающимися. Обучение организуется по учебникам для массовых классов в зависимости от уровня развития обучающихся. Решение по этому вопросу принимает учитель. (Приложение к приказу Министерства образования российской Федерации от 08.09.1992 № 333 “Примерное положение о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях”).
Урок в классе компенсирующего обучения имеет те же этапы, что и в общеобразовательном классе. Нами выделены определенные требования к основным структурным элементам урока в классе компенсирующего обучения:
Несмотря на внешнюю схожесть урока в общеобразовательном классе и классе компенсирующего обучения, педагоги должны исключить механический подход, “натаскивание” при сообщении какого-либо объема информации или отработки какого-либо навыка. Образовательная программа в системе компенсирующего обучения, помимо обучающей задачи, прежде всего, должна носить коррекционно-развивающую направленность и учителю важно иметь представление о содержании коррекционной работы, которое включает следующие направления.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Однако учителю не достаточно только знать особенности развития личности, самое главное суметь организовать на каждом этапе урока коррекционно-развивающую работу в соответствии с возможностями и потребностями учащихся.
Рассмотрим на примере урока русского языка в 5 классе компенсирующего обучения структуру его построения и коррекционно-развивающую направленность, обеспечивающую решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности ребенка.
Урок русского языка в 5 классе компенсирующего обучения
(Программа компенсирующего обучения по русскому языку в 5-9 классах авторы Т.А. Костяева, Ю.С. Пичугов.)
Тема урока: Фразеологизм как лексическая единица языка.
Тип урока: Изучение нового материала
Оборудование: Толковый словарь (один на парту), фразеологический словарь (один на парту); карточки для индивидуальной работы.
I. Организационный момент.
На доске записано приветствие с использованием нескольких фразеологизмов. Учитель зачитывает приветствие:
— Наш урок мы начнем с повторения.
Игра “Третий лишний”.
— Какие основные понятия из раздела “Лексика” мы повторили?
III. Изучение нового материала.
1. Постановка учебно-практической задачи.
Работа с предложениями (предложения записаны на доске). По ходу работы со словосочетаниями заполняется таблица.
Правая рука игрока была забинтована.
Капитан команды – это правая рука тренера.
Сравните словосочетание правая рука в предложениях.
2. Решение учебно-практической задачи
— Какое лексическое значение имеет слово “правая”, “рука” в первом словосочетании?
(Дети объясняют лексическое значения данных слов, используя толковый словарь.
В первом случае каждое слово в словосочетании сохраняет свое лексическое значение, оба они являются самостоятельными членами предложения).
(При необходимости замена возможна, общий смысл предложения при этом не изменяется).
— Сохраняются ли эти значения во втором словосочетании?
— А какое значение имеет это словосочетание во втором предложении?
— Какое слово в словосочетании “правая рука” имеет это значение?
(Слова из второго словосочетания утрачивают свое самостоятельное лексическое значение. В предложении говорится не о правой руке и вообще не о руке, а о помощнике тренера. Носителем этого лексического значения является данное словосочетание. Оно выступает в качестве члена предложения – сказуемого).
— Возможна ли замена слов “правый” на “левый”, “рука” на “нога”?
(Никакая замена слов в предложении невозможна).
— В лексикологии, одном из важнейших разделов языкознания, существуют такие понятия: свободные словосочетания и несвободные словосочетания. К какому из этих двух понятий относится словосочетание “правая рука”?
— А как вы думаете, почему такие словосочетания назвали свободными, несвободными?
(Свободные словосочетания – это словосочетания, в которых каждое слово сохраняет свое лексическое значение. Словосочетания, в которых слова утрачивают самостоятельное лексическое значение, называются несвободными словосочетаниями).
— Составьте, пожалуйста, свободные словосочетания. А теперь – несвободные словосочетания.
Несвободные словосочетания, в отличие от свободных, не составляются в процессе речи, а представляют собой готовые, как бы застывшие словесные формулы. Поэтому их называют также устойчивыми словосочетаниями или фразеологизмами (от греческого фазис – “выражение”).
Правый – расположенный в той стороне тела, которая противоположна левой;
Рука – каждая из двух верхних конечностей человека от плечевого сустава до кончиков пальцев.
Каждое слово в словосочетании имеет свое лексическое значение
Важный человек, помощник.
Входящие в словосочетание слова утрачивают свое лексическое значение и приобретают целостный смысл.
К фразеологическим выражениям большинство ученых относят пословицы, поговорки, меткие и яркие выражения писателей, ученых, общественных деятелей, ставшие крылатыми. Одни из них употребляются в переносном значении. Например, говорят Цыплят по осени считают, когда хотят сказать, что о результатах следует судить по окончании дела. Другие пословицы и поговорки употребляются в прямом значении: Живи для людей, поживут и люди для тебя; Не давши слова – крепись, а давши – держись; Недруг поддакивает, а друг спорит.
IV. Закрепление материала.
Работа по карточкам. Фронтальный опрос.
1. Найдите в каждой паре предложений словосочетания, состоящие из одинаковых слов. Какие из них являются фразеологизмами? Определите их значение? Какими членами предложения являются? (Учащиеся выполняют предложенное задание, одинаковое для всех, в карточках)
В нашей команде Коля – пустое место. Единственное пустое место было в последнем ряду. Эй, возьми меня в работники, поработать руки чешутся. От укусов комаров чешутся руки. Орфографический словарь должен быть всегда под рукой. Он чувствовал по рукой полированную гладь стола.
Фронтальная работа. Загадки-складки “Доскажи словечко”. (Учащиеся называют недостающее слово, объясняя значение фразеологизмов).
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой … (не разольешь).Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь … (медвежью услугу).Мы исходили городок
Буквально вдоль и … (поперек),
И так устали мы в дороге,
Что еле … (волочили ноги).Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес … (кто по дрова).
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши … (вянут).
На доске записаны пары словосочетаний. Детям предлагается выполнить следующие задания самостоятельно.
— Из каждой пары словосочетаний выберите фразеологизм. Объясните его значение. При затруднении можно обратиться к специальному словарю – фразеологическому. В таких словарях разъясняются значения устойчивых словосочетаний. С тремя любыми фразеологизмами составьте и запишите предложения.
Взаимопроверка выполненной работы.
— С какими новыми понятиями вы сегодня познакомились?
— Какие словосочетания называются свободными?
— Какие словосочетания называются фразеологизмами?
— Сегодня мы с вами познакомились с устойчивыми словосочетаниями, объяснили значения каждого. Наш урок начался с приветствия. Есть ли в нем фразеологические обороты? Объясните их значения (не робкого десятка, работать засучив рукава, не ударить лицом в грязь).
VI. Домашнее задание.
Ученикам предлагается задание на выбор.
Индивидуальная карточка для каждого ученика (каждому ученику предлагается объяснить один фразеологизм).
Вариант №1: Что означает выражение духу не хватает? (Если затрудняетесь объяснить, загляните в толковый словарь). Составьте с этим фразеологизмом такие предложения, из которых были бы понятны его значения.
Вариант №2: Вместо точек вставьте названия животных. Объясните значения фразеологизмов.
Голоден, как …; изворотлив, как …; упрям, как …; хитер, как …; надут, как …; мокрый, как …; труслив, как …; нем, как …; болтлив, как …; здоров, как …; грязный, как …; колючий, как …
Назовите 1-2 фразеологизма, связанных с: конем, медведем, вороной.
(Ответы: волк, лиса, заяц, бык, уж, индюк, рыба, свинья, осел, курица, сорока, еж).
Анализ урока с точки зрения его коррекционно-развивающей направленности.
Этапы урока | Коррекционно-развивающая работа |
I. Организационный момент | Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. |
II. Повторение | Развитие основных мыслительных операций. |
Обогащение словарного запаса.
Развитие лексико-грамматических средств языка.
Развитие устной связной речи.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
Обогащение словарного запаса и расширение представлений об окружающем мире.
Развитие лексико-грамматических средств языка.
Развитие устной связной речи.
Развитие словесно-логического мышления и основных мыслительных операций.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
- технология компенсирующего обучения относится к ответ
- технология контекстного обучения в профессиональном образовании