технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (автор В.Ф.Шаталов) при преподавании учебной дисциплины общеобразовательного цикла «История»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (автор В.Ф.Шаталов) при преподавании учебной дисциплины общеобразовательного цикла «История»
Преподаватель исторических дисциплин
Кондрашова Ирина Евгеньевна
Перед современными преподавателями встает проблема выбора необходимых форм, содержания и методов обучения, которые будут способствовать формированию общих компетенций студентов и достижению более высокого уровня обученности.
Среди педагогических технологий обучения необходимо выделить технологию обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Она способствует обеспечению творческого подхода к структурированию учебного материала, к его усвоению на более высоком уровне, развитию грамотной устной речи, долговременной памяти, познавательной активности, навыков общения, развитию умственных способностей.
записать определение и извлечь из него информацию;
извлечь информацию из текста и перевести его в другую знаковую систему (из текста в таблицу; в схему);
-используя таблицу или схему, расскажите о. ;
-можно предложить определить по датам правления имена правителей или вписать имена правителей, а даты их правления необходимо записать;
или допустить ошибку и попросить ее исправить и т.д.
Такие модели учебного материала можно применять по любой теме. Опорную схему можно создавать совместно со студентами, но гораздо важнее обучить его этому способу действия, чтобы он самостоятельно выполнял эту работу. Выделяя главное, основное, важное, студент осмысливает информацию, понимает, применяет, переводя ее из одной знаковой системы в другую. Любой студент способен воспроизвести по схеме материал, причем от того, как он излагается, превращаясь в рассказ, сообщение, доклад, виден уровень речевой грамотности, его способность сформулировать мысли, строить необходимые речевые конструкции. Но не каждый студент способен представить эту информацию в виде доклада, и овладеть данным способом действия.
Поэтому преподавателю необходимо обучить студента этому способу действия.
Приведем некоторые примеры использования технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала из опыта работы.
Например, студентам предлагаются задания следующего типа:
1. Работа с историческими событиями:
2. Работа с понятиями:
1) при изучении темы «Формирование Древнерусского государства» по истории России необходимо провести работу с понятием «государство»:
— выделить признаки государства;
— используя понятие, составить схему.
организация власти над населением
отношения с другими странами
Составив такую схему, студенты смогут самостоятельно выделить функции государства:
— охрана своих территорий;
З. Работа с терминами по алгоритму
Великая Отечественная война
захват территорий других стран
подчинение своей власти
Вторая мировая война
Имея такую таблицу, студент приступает к подведению терминов, отражающих родственные события под признаки изучаемого термина.
Работа с источниками.
При изучении темы «Война за независимость. Создание США» студенты получают задания: 1. Составить схему государственного устройства США по Конституции 1787 года.
Распределить функции между должностными лицами и органами власти:
орган власти, главной задачей которого является наблюдение за тем, чтобы законы соответствовали Конституции (Верховный суд);
органы власти, решающие проблемы штатов (законодательные палаты штатов);
высшее должностное лицо, наделенное широкими полномочиями (президент);
высший законодательный орган власти (конгресс);
одна из палат парламента, избираемая населением (палата представителей);
должностное лицо, стоящее во главе правительства (президент);
исполнительный орган власти (правительство);
защитница государства (армия);
народные массы, принимающие участие в политической жизни страны (избиратели);
орган власти, формирующийся путем представительства от каждого штата (сенат). После анализа схемы студенты могут самостоятельно выполнить следующие задания:
определить форму государственного устройства и обосновать свой ответ;
При изучении темы «Россия при Павле Первом» по истории России студенты получают задания:
C оставить таблицу «Внутренняя и вне шня я политика Павла Первого.
Используя данные, полученные в таблице, рассказать о политической деятельности Павла Первого.
5. Задание на систематизацию знаний:
Составьте пирамиду правовой активности и на основании полученных данных сделайте выводы. Составленная детьми пирамида правовой активности должна быть следующей:
Президент с 35 лет
Депутат Думы с 21 года
Полная дееспособность с 18 лет
Объявить эмансипацию с 16 лет
Работать с разрешения с15 лет
Право дать согласие на опеку с 10 лет
Мелкие бытовые сделки с 6-7 лет
Начало правоспособности с 0 лет
В данной статье приведены некоторые приёмы обучения на основе применения технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей при преподавании дисциплины общеобразовательного цикла «История». Педагогическая практика показывает что, если преподаватель применяет элементы структурирования учебного материала в виде схем, таблиц, символов в системе, то обучающиеся успешно овладевают общими компетенциями. Применяя на занятиях элементы данной технологии, преподаватель создает условия для развития общеучебных и предметных умений студентов и его творческих способностей.
1. Методическое письмо “О преподавании учебного предмета “История” в условиях введения федерального компонента государственного стандарта профессионального образования.
2.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / [Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат]. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 272 с.
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Шаталов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
Дайте мне точку опоры, и я переверну всю Землю.
Классификационные параметры технологии
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: социогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + поэтапной интериоризации.
По ориентации на личностные структуры: информационная — ЗУН.
По характеру содержания: обучающая, светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая.
По типу управления: система малых групп + «репетитор».
По организационным формам: традиционная классно-урочная, академическая, индивидуально-групповая.
По подходу к ребенку: сотрудничество с элементами дидактоцентризма.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная.
По категории обучаемых: массовая, для всех категорий, без селекции.
■ Обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными.
■ Ускоренное обучение (обучение за 9 лет в объеме средней школы).
— многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, высокий уровень трудности, изучение крупными блоками, динамический стереотип деятельности, применение опор, ориентировочной основы действий;
— гуманизм (все дети талантливы);
— ученье без принуждения;
— бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, открытие перспективы для исправления, роста, успеха;
— соединение обучения и воспитания.
• Материал вводится крупными дозами.
• Поблочная компоновка материала.
• Оформление учебного материала в виде опорных схем-конспектов • Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала. Кроме того, в них дана классификация целей по уровню значимости (цветом, шрифтом и т.п.).
Главной заслугой В.Ф.Шаталова является разработка системы учебной деятельности школьников, обеспечивающей достаточно полную и всеобщую активность на уроке. Это достигается созданием определенного динамического стереотипа деятельности учащихся.
2. Самостоятельная работа дома: опорный конспект + учебник + помощь родителей.
В.Ф.Шаталов решил проблему глобального поэтапного контроля ЗУН учащихся. Применяются сочетание постоянного внешнего контроля с самоконтролем и самооценкой, поэтапный контроль каждого, посильность требований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов, отсутствие двойки, снятие страха перед низкой оценкой.
Формы контроля: письменный по опорным конспектам, самостоятельные работы, устный громкий опрос, тихий опрос, магнитофонный, парный взаимоконтроль, групповой взаимоконтроль, домашний контроль, самооценка.
Каждая оценка, получаемая учеником, заносится на открытый для обозрения лист учета знаний. Он представляет как бы послужной список ученика, а оценки приобретают значение положительной зашифрованной характеристики. Публикация такой характеристики играет огромную воспитательную роль. Очень важным обстоятельством в этой характеристике является то, что каждый ученик в любое время может исправить любую оценку на более высокую. В этом состоит принцип открытых перспектив. Каждая оценка, считает Шаталов, должна быть прежде всего стимулом, который обязательно должен вызывать положительную реакцию ученика. Двойки вызывают отрицательные эмоции, конфликт с учителем, с предметом. Шаталов исключает эти конфликтные ситуации.
Система Шаталова по своему содержанию является дидактической. Но при должном уровне организации деятельности учащихся по принципу «от работы к поведению, а не от поведения к работе» она дает эффективные воспитательные результаты:
— каждый приобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитывается трудолюбие, воля;
— возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях;
— формируются ответственность, честность, товарищество.
Примечание. Общепедагогическая технология В.Ф.Шаталова реализована в предметных технологиях В.М.Шеймана (физика), Ю.С.Меженко (русский язык), А.Г.Гайштута (математика), С.Д.Шевченко (история) и др.
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Дубоссарский многопрофильный профессиональный лицей Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов) Защита выпускной квалификационной работы Автор: преподаватель спецдисциплин Цуркан Татьяны Тихоновны лок
Современный педагог – это личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и профессиональный рост, толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом.
характер темперамент стремление к новому способность к развитию Компетентный педагог
Опорный конспект – это ассоциативный символ(схема, знак, стрелка…), заменяющий некое смысловое значение
ЛОК – это компактное графическое отображение основного учебного материала с указанием логической структуры его изложения учителем. Назначение Создать у учащихся чёткое, наглядное представление об учебном материале в целом как о системе знаний Разобраться в построении учебного материала, выделить главное Показать взаимосвязи между отдельными компонентами содержания материала Усвоение учащимися основного материала на уроке
Значение опорного конспекта Сжимает информацию материал излагается блоками; Облегчает понимание новой информации; Активизирует учащихся и экономит время; Упрощает процесс запоминания новых терминов; Наглядно демонстрирует последовательность технологического процесса пооперационно; Помогает выделять главное; Благотворно действует на психологический климат урока;
Основа методики Первый этап — развернутое, образно-эмоциональное объяснение учителем материала (создание блока вопросов). Второй этап — сжатое изложение учебного материала по опорному плакату озвучивание, расшифровка закодированного с помощью разнообразных символов основных понятий и логических взаимосвязей между ними.
Опорный конспект Опорный конспект-система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющую собой наглядную конструкцию темы, понятий взаимосвязанных элиментов, идей. Опорный конспект требует точной и понятной расшифровки, опорные сигналы притягивают, побуждают к активному познанию, обеспечивает целостность, системность, осмыслен-ность темы.
Преимущества методики Глубокое понимание теории Экономия времени (материал собран в блоки) У учащихся появляется желание использовать свои силы и знания на практике. Позволяет увеличить количество решаемых задач Позволяет разобрать подробно и всесторонне типы и возможные пути решения
Основные требования, которым должны отвечать опорные сигналы: Лаконичность Структурность Наличие смысловых акцентов Автономность Ассоциативность и образность Доступность воспроизведения от руки Цветовая наглядность
1. Лаконичность Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти. Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета. Ещё один полезный приём при составлении опорных сигналов – использование удобно-читаемых аббревиатур.
1 Бутерброды и их классификация Бутерброды Холодные Горячие Открытые Простые Ассорти Закусочные (канапе) Закрытые Сандвичи Многослойные бутерброды Бутерброды-рулеты Бутерброды-торты Бутерброды-пирамиды Простые Ассорти Закусочные (тартинки)
КЛАССИФИКАЦИЯ ЩЕЙ Щи из квашеной капусты Щи зеленые Щи суточные Щи по-уральски Щи из свежей капусты с кар- тофелем Щи из свежей капусты Щи
2. Структурность В сигнале используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр. Обучение с помощью опорных сигналов развивает системность мышления, разделать обще и главное, выделять причинно следственные связи. Всё эти навыки развиваются у обучаемого незаметно для него – просто в ходе изучения материала.
3. Наличие смысловых акцентов Выделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр.
4 АВТОНОМНОСТЬ КАЖДЫЙ ИЗ 4-5 БЛОКОВ ДОЛЖЕН БЫТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ,ПОНИМАЕМЫМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДРУГИХ ОПОРНЫХ БЛОКОВ ОПОРНОГО СИГНАЛА.
ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОК: ….Конспект урока целесообразно записывать на доске синхронно с изложением содержания; …По мере объяснения учащиеся фиксируют ЛОК в своей рабочей тетради; ….Фиксирование ЛОК учащимися осуществляется параллельно записи его учителем на доске; …Составляя ЛОК в ходе изложения содержания материала, учитель акцентирует внимание школьников на главных понятиях, процессах.
5-Ассоциативность и образность Должны возникатьи запоминаться четкие ассоциации на опорный сигнал и его элименты Смыслы должны легко расспознаваться.
7.Цветовая наглядность Запоминание материала за счет зрительной памяти
Технологическая схема Салат «Цезарь» Куриные грудки Листья салата Оливковое масло Желтки вареных яиц Горчица Лимонный сок Уксус Нарезка маринование Жарка Нарезка Натирание на терке Соединение Взбивание Смешивание Выложить на тарелку Сверху укладывают курицу Поливают соусом Помидоры черри Сыр Сухарики Выкладывание Посыпание Подача Оформление
Обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учащихся. лок
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания технологии с учетом реализации ФГОС
Номер материала: ДВ-193675
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества
Время чтения: 1 минута
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Представление педагогического опыта Формирование ключевых компетенций обучающихся в процессе применения технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Формирование ключевых компетенций обучающихся
в процессе применения технологии интенсификации обучения
на основе схемных и знаковых моделей учебного материала»
1. Актуальность и перспективность опыта
(степень соответствия современным тенденциям развития образования,
его практическая значимость).
На протяжении нескольких лет использую технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, предложенную педагогом-новатором В.Ф.Шаталовым.
Перспективность данного опыта – это путь к развитию познавательной активности учащихся. Это значит, что ученик может получить нужную ему информацию по любому разделу учебного предмета за несколько минут, играючи, просмотрев все изученное за учебную четверть в опорных конспектах. Подача теоретического материала осуществляется крупными блоками. Это позволяет увеличить объём изучаемого раздела без перегрузки учащихся. Такой подход соответствует современным психологическим рекомендациям. Несмотря на многое положительное, что содержится в методической системе В.Ф. Шаталова, она по своей сути является традиционной и не решает ряд принципиально важных в настоящее время проблем, прежде всего, проблемы развития творческих способностей учащихся. Но построение системы использования опорных конспектов в системе развивающего обучения устраняет эти недостатки. Деятельность базируется на следующих основных принципах: привлечение учащихся к активной работе по составлению опорных конспектов, осуществляемое в различных формах; постепенное повышение степени самостоятельности учащихся при разработке опорных конспектов; учет индивидуальных особенностей учащихся.
Данный педагогический опыт считаю соответствующим современным тенденциям развития образования.
(своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).
Практика убеждает в том, что отказываться от воспроизводящего обучения нельзя. Вместе с тем необходимо устранение его негативных последствий. Это возможно при модернизации традиционного обучения, а также при сочетании и интеграции способов обучения, обеспечивающих и усвоение знаний, умений, и развитие обучающихся.
Становлением опыта является применение данной технологии в учебном процессе, где данная методика позволила учить не только быстрее, но и лучше. И это «лучше» касается не только глубины и прочности знаний, но и их качества, а самое главное мотивации учения, отношения детей к самой учебной деятельности как к увлекательному труду, доставляющему удовольствие и радость развития ума, всех внутренних сил. Обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными, формирование УУД – таковы целевые ориентации этой технологии.
Своеобразие опыта. Если применять данную технологию в учебном процессе, то результатом работы станет раскрепощённость, создающаяся при свободном выборе задач, системы опорных сигналов, способствующих быстрому восстановлению в памяти изученного материала, осознанию его структурно-логических связей и одновременно развитию ассоциативно образного мышления, а также восприятия, внимания, воображения, устной и письменной речи, – все это подчинено одной цели. Цели создания условий, при которых ученик мог бы учиться победно.
Новизна. На всех этапах я выступаю как организатор и руководитель процесса, а ученики выполняют роль самостоятельного исследователя проблем, разрешение которых приводит к определенной структуре знаний, умений и навыков.
Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности.
Обоснования для введения опорных сигналов и их использования в учебном процессе.
В практике обучения русскому языку стало традицией дробить разделы на мелкие части. Однако, на пути достижения положительных результатов перед учителем и учениками (основными участниками учебного процесса) возникают многочисленные трудности. Учащиеся пропускают по болезни и другим причинам, нет условий и возможностей вести дополнительную индивидуальную работу, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях, мало времени на тренировочные упражнения по отработке практических навыков и умений, на закрепление и т.д. введение в учебный процесс опорных сигналов позволяет устранить эти трудности.
Наличие теоретической базы опыта. Ведущая педагогическая идея.
Организация развивающего обучения предполагает освоение определенной системы знаний, создание условий для овладения приемами умственной деятельности, т.е. условий для максимальной реализации способностей.
В 70-ые годы В.Ф. Шаталовым была разработана система крупноблочного введения теоретических знаний, которая обеспечивала ускоренное обучение всех учащихся, формирование прочных знаний, успешное обучение. Основу его методики составляет использование опорных конспектов в процессе обучения. Данная идея получила широкое распространение среди преподавателей разных дисциплин в школах.
Педагогическая система В.Ф. Шаталова составляет основу технологии интенсификации обучения при помощи схемных и знаковых моделей учебного процесса. Идеи данной педагогической системы были реализованы в предметных технологиях В.М. Шейманом, Ю.С. Меженко, Д. Шевченко, Б.В. Фурманом, Г.Д. Лупповым, А.И. Пастуховым и др. Каждый из них брал на вооружение основные идеи из опыта В.Ф. Шаталова, вносил что-то свое и совершенствовал методику использования учебных опор в обучении.
Данная технология обучения является настолько гибкой, что позволяет использовать любые современные технологии и методики, предоставляя учителю простор для творчества.
Оптимальность и эффективность средств.
В методической копилке каждого педагога есть немало эффективных средств обучения.
— Для оптимизации образовательного процесса применяю игровые технологии, групповые технологии, индивидуальные, творческие, объяснительно-иллюстративные технологии, а также классная, групповая, индивидуальная и коллективная формы организации обучения и воспитания.
— Большое внимание уделяю применению ИКТ в преподавании и управлении учебным процессом.
Новые информационные технологии, в том числе компьютерная коммуникация, позволяют совершенствовать учебный процесс в целом и подготовку к сдаче Единого экзамена в частности.
Компьютерная (информационная) технология, основанная на эффективности организации и управления процессом обучения, тесно взаимосвязана с технологией обучения на основе конспектов и опорных сигналов В.Ф.Шаталова, способствующей активизации и интенсификации деятельности учащихся.
Уроки с компьютерной поддержкой вызывают живой интерес у детей, активизируют их практическую деятельность. ИКТ дают возможность в большей степени индивидуализировать процесс обучения, уменьшая фронтальные виды работы и увеличивая долю индивидуально-групповых методов обучения.
Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых).
Данная методика и имеет ряд достоинств:
позитивная динамика степени обученности;
увеличение количества творческих работ;
повышается интерес к изученной теме;
способствует формированию языковой и коммуникативной компетенции учащихся;
повышается уровень мотивации.
Я считаю, если применять данную технологию в учебном процессе, то это дает эффективные и воспитательные результаты:
• каждый приобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитывается трудолюбие и воля;
• возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях, формируется честность, ответственность.
Для ученика опорный конспект является «репетитором». Ребенок не зависит от учителя. Он в любое время может обратиться к конспекту. Детям работа с опорными конспектами интересна. Им хочется добиться лучших результатов. Это показывает 100% успеваемость, хорошее качество знаний.
Возможность внедрения опыта «технология обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала» представляет интересную область поиска для любого творчески работающего учителя. Главное – желание учителя, достаточное количество дополнительной литературы, делают возможным освоение данного опыта.
Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися (критерий обязателен для аттестующихся на высшую категорию).
/Приложения размещены на диске, а также на персональном сайте http://slovo.sosh.ru/ /
В своей педагогической практике для стимулирования и мотивации учения использую разные формы и приёмы работы с учащимися.
2) Опорные конспекты, схемы, таблицы. Повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный интерес к практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении.
8) Творческие опорные конспекты учащихся по русскому языку и литературе.
3) Использую проблемно-поисковые методы на разных этапах урока. Но здесь необходимо учесть, чтобы проблемные ситуации находились в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. были доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.
4) Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.
6) Внеклассная работа по предмету. Выпускаем с ребятами школьную газету «На школьной волне». Ребята с удовольствием пишут небольшие заметки, берут интервью у сверстников, учителей, родителей.
7) На личном сайте размещены тесты и контрольные работы по разным разделам и темам русского языка. Учащиеся имеют возможность самостоятельно решать их. Это и самоконтроль, и самопроверка, и самообразование. Практикую выполнение контрольных на дому.
9) Уроки русского языка и литературы с применением ИКТ.
На сегодняшний день учитель владеет целым арсеналом методов и приёмов работы с учащимися. Главное, считаю, чтобы ребёнку было психологически комфортно. Мне близка позиция В.А.Сухомлинского: «Чтобы детям было интересно учиться, вовсе не обязательно делать каждый урок занимательным. Секрет интереса вовсе не в занимательности, а в успехах детей, в их ощущении роста, движения, достижения трудового. Вчера не понимал – сегодня понял. Вот где радость! Вчера не умел – сегодня научился. Вот в чём счастье! Выходит, чтобы дети хорошо учились, надо, чтобы они … хорошо учились».