технология индивидуализации обучения предполагает

Технология индивидуализации обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и сущность технологии индивидуализации обучения

Технология индивидуализации обучения – это модель организации учебного процесса, при которой педагог взаимодействует с одним конкретным учащимся, посредством специально отобранных методов и средств, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей данного учащегося.

В процессе индивидуального обучения учащийся взаимодействует напрямую с педагогом и средствами обучения.

Одним из основных достоинств индивидуального обучения является то, что педагог имеет возможность адаптировать методы, средства и приемы обучения под определенного учащегося с учетом его возможностей и потребностей. Так же педагог имеет возможность наблюдать за процессом обучения, успехами или неудачами учащегося, своевременно оказывать ему необходимую помощь и поддержку. То есть педагог может полностью контролировать учебный процесс и сосредоточить все свои профессиональные силы и мастерство на обучении одного ученика.

Преимущества индивидуального обучения со стороны ученика состоят в том, что он имеет возможность рационально расходовать свои силы, контролировать собственную учебную деятельность, а также обучаться в удобное время, что естественно положительно сказывается на достижении учебных результатов.

В настоящее время применение индивидуального обучения в современной общеобразовательной школе в «чистом» виде не возможно. Это связано в первую очередь с нехваткой кадров, а также с большой загруженностью педагогов. Довольно часто на одного педагога приходится 25-35 учеников. Индивидуальное обучение реализуется в рамках внеурочной деятельности с отстающими учениками, с целью «подтянуть» их.

В контексте технологии индивидуализации обучения необходимо различать такие понятия как «индивидуальный подход» и «индивидуализация обучения». Несмотря на кажущуюся идентичность, это разные по определению понятия.

Индивидуальный подход – это организация педагогического процесса, при которой педагог взаимодействует с конкретным учащимся по индивидуально разработанной модели, исходя из его возрастных, психологических, физических особенностей и потребностей.

Готовые работы на аналогичную тему

Индивидуализация обучения – это такая организация педагогического процесса, при которой осуществляется отбор и адаптация методов, средств и приемов обучения, в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося.

Совокупность индивидуального подхода и индивидуализации обучения является технологией индивидуализированного обучения.

Индивидуальный подход, как один из основных принципов обучения, используется практически во всех образовательных технологиях, в той или иной мере. Исходя из этого индивидуализацию обучения, можно назвать «проникающей технологией». В свою очередь, те технологии, которые ставят во главу учебного процесса индивидуализацию как основное средство обучения и достижение образовательных целей, можно рассматривать отдельно как самостоятельные системы, обладающие всеми признаками и качествами целостной педагогической системы.

Классификационные характеристики технологии индивидуализации обучения

Технология индивидуализации обучения представлена динамическими системами, которые охватывают все уровни и звенья образовательного процесса.

Основными классификационными характеристиками технологии индивидуализации обучения являются:

Основными целями технологии индивидуализации обучения являются:

Реализация технологии индивидуализации обучения предусматривает индивидуальную работу с каждым учащимся по специально разработанной индивидуальной модели, которая учитывает личностные качества ученика, ориентирована на его особенности в общении и развитии, потребности в новых знаниях, а также на создание комфортных психологических условий.

Виды технологий индивидуального обучения

В настоящее время выделяют несколько ведущих авторских технологий индивидуализации обучения, которые на практике показали высокие результаты:

Источник

Статья: Технология индивидуализации обучения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Технология индивидуализации обучения

(Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков)

Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией». Однако технологии, ставящие во гла­ву угла индивидуализацию, делающие ее основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии.

В современной отечественной педагогической практике и теории наиболее яркими примерами технологий внутриклассной индивидуализации обучения являются следующие:

— технология индивидуализированного обучения Инге Унт;

— адаптивная система обучения А.С. Границкой;

— обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова.

Технологии индивидуализации обучения представляют динамические систе­мы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.

технологий индивидуализированного обучения

По уровню применения: все уровни.

По философской основе: гуманистические.

По основному фактору развития: комплексная: био-, социо- и психогенные.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторные.

По ориентации на личностные структуры: информационная, 1)ЗУН + 2) СУД (способы умственных действий).

По характеру содержания: обучающая, светская, гуманитарная, общеобразовательная, личностно-ориентированная + дидактоцентрическая, проникающие.

По типу управления: система «репетитор».

По подходу к ребенку: гуманно-личностные.

По преобладающему методу: программированные, саморазвивающие, творческие.

По направлению модернизации: альтернативные.

По категории обучаемых: все категории.

■ Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенцальных возможностей (способностей).

■ Содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся.

■ Формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика.

■ Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.

■ Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.

Концепции индивидуализации обучения

Гипотеза Инге Унт: в современных условиях главной формой индивидуа­лизации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома.

Гипотеза А.С.Границкой: в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60-80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками.

Гипотеза В.Д.Шадрикова: развитие способностей эффективно, если да­вать ребенку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен.

Индивидуализация есть стратегия процесса обучения.

Индивидуализация является необходимым фактором формирования индивидуальности.

Использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам.

Интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности.

Учение в индивидуальном темпе, стиле.

Предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей школьников, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы.

Индивидуальная работа требует адекватного уровня развития общеучебных умений и навыков.

Особенности содержания и методики

Инге Унт: индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, руководства к индивидуализированной самостоятельной работе. Приспособление к имеющейся учебной литературе.

В.Д.Шадриков: учебный план, программы и методические пособия для шес­ти уровней, которые позволяют вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика. Выбирая посильный уровень сложности по каждому предмету, ученики оказываются в классах с переменным составом. И, не теряя в объеме и содержании предмета, вместе движутся в освоении учебной программы. Причем выбор уровня сложности достаточно подвижен и делается не «навсегда», как в классах выравнивания, например, а в соответствии с сегодняшним наличным состоянием способностей учащегося.

Шесть уровней сложности позволяют охватить практически всех детей, не выкидывать на улицу неуспевающих, организовать учебный процесс, посильный для всех, адаптированный к способностям ученика, к развитию их.

Общие особенности технологий индивидуализации

Учет факторов, которые обусловливают неуспеваемость школьников (пробе­лы в знаниях, дефекты в мышлении, в навыках учебной работы, пониженная работоспособность и др.).

Способы преодоления индивидуальных недостатков в знаниях, умениях и навыках, в процессе мышления.

Учет и преодоление недостатков семейного воспитания, а также неразвитости мотивации, слабости воли.

Оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным учащимся (творческая деятельность, сочетание классной и внешкольной работы).

Предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения.

Формирование общеучебных умений и навыков.

Формирование адекватной самооценки учащихся.

Использование технических средств обучения, включая ЭВМ.

Аналоги технологии индивидуализации

Система Ю. Драля (учебно-методический комплект заданий).

Индивидуальные компьютерные обучающие программы (разветвленные, адаптивные).

По локализации отражения выделяют:

Обучение представляет собой «перевод» общественных ЗУН в индивидуаль­ные.

По форме отражения ЗУН выделяют:

знаковые, вербальные знания, закодированные в знаковой, языковой фор­ме, теоретические знания;

образные, представленные в образах, воспринятых органами чувств;

Обширна классификация знаний по области и предмету познания; круп­нейшие ее разделы: гуманитарные и точные математические науки, философия, живая и неживая природа, общество, техника, искусство.

По степени обобщенности: факты — явления, понятия — термины, свя­зи — закономерности, гипотезы — теории, методологические знания, оценочные знания.

Общеучебные способы работы

(общеучебные умения и навыки):

I . Умения и навыки планирования учебной деятельности: осознание учебной задачи; постановка целей; выбор рационального и оптимального пути их дости­жения; определение последовательности и продолжительности этапов деятельно­сти; построение модели (алгоритма) деятельности; планирование самостоятель­ной работы на уроке и дома; планирование на день, неделю, месяц.

III . Умения и навыки восприятия информации, работа с различными источ­никами информации (коммуникативные): чтение, работа с книгой, конспектиро­вание; библиографический поиск, работа со справочниками, словарями; слуша­ние речи, запись прослушанного; внимательное восприятие информации, управ­ление вниманием; наблюдение; запоминание. Особую группу образуют умения и навыки работы с компьютером.

V . Умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий: самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности; оценка дос­товерности изложения, верности решения; оценка различных сторон явлений: экономической, экологической, эстетической, этической; умение проверить пра­вильность и прочность теоретических знаний, практических навыков; рефлек­сивный анализ.

Факторы развития личности

Направленность. Направленность представляет собой совокупность устойчивых и относительно независимых от ситуаций мотивов, ориентирующих действия и поступки личности. В нее входят интере­сы, взгляды и убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, нако­нец, мировоззрение.

Как интегральное понятие, Я-концепция включает в себя целую систему качеств, характеризующих «самость» в человеке: самосознание, самооценка, само­мнение, самоуважение, самолюбие, самоуверенность, самостоятельность. Она связана с процессами рефлексии, самоорганизации, саморегуляции, самоопреде­ления, самореализации, самоутверждения и т.п.

Источник

Технологии индивидуализации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Технологии индивидуализации образовательного процесса

в условиях реализации ФГОС

татарского языка и литературы

Индивидуальное обучение – форма, модель организации учебного процесса, при которой: учитель взаимодействует лишь с одним учеником; один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.п.).

Главное достоинство индивидуального обучения – оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, «вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности.

Индивидуальный подход – это:

принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;

ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним;

учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения;

создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.

1) организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся;

2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

Предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей школьников, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы.

Индивидуальная работа требует адекватного уровня развития общеучебных умений и навыков.

Технологии индивидуализации обучения представляют динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.

Основные цели индивидуализированного обучения:

• сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей);

• содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся;

• формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика;

• улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;

• формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества

Общие особенности технологий индивидуализации

• Учет факторов, которые обусловливают неуспеваемость школьников (пробелы в знаниях, дефекты в мышлении, в навыках учебной работы, пониженная работоспособность и др.).

• Способы преодоления индивидуальных недостатков в знаниях, умениях и навыках, в процессе мышления.

• Учет и преодоление недостатков семейного воспитания, а также неразвитости мотивации, слабости воли.

• Оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным учащимся.

• Предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения.

• Формирование общеучебных умений и навыков.

• Формирование адекватной самооценки учащихся.

• Использование технических средств обучения, включая ЭВМ.

Индивидуальная образовательная программа реализуется различными способами обучения: Занятие в классе, Групповые занятия, Самостоятельное изучение, Практика, Домашняя самостоятельная работа,

Контролирующая структура индивидуального образовательного маршрута включает контрольные точки соприкосновения ученика со школой.

1.Текущий контроль, подразумевающий выдачу учебных заданий, регулярные встречи с тьютором (классным руководителем), посещение консультаций и т.п.

2.Отчётность по выполнению учебных модулей.

В ходе выполнения индивидуального образовательного маршрута может возникнуть необходимость его корректировки. Она производится тьютором (классным руководителем) и доводится до сведения администрации школы и родителей позволяет живо реагировать на запросы рынка труда.

В современной отечественной педагогической практике и теории можно называть наиболее яркие примеры технологий индивидуализации обучения, организационно связанные с наличием класса и школы:

— технология индивидуализированного обучения Унт Инге Эриховны

индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, руководства к индивидуализированной самостоятельной работе. Приспособление к имеющейся учебной литературе.

— адаптивная система обучения Границкой Антонина Сергеевны

оригинальная нелинейная конструкция урока: часть первая – обучение всех, часть вторая – два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками. Использование обобщенных схем (Шаталов), работы в парах сменного состава (Дьяченко), многоуровневых заданий с адаптацией (карточки Границкой).

— обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана Шадрикова Владимир Дмитриевича

учебный план, программы и методические пособия для шести уровней, которые позволяют вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика. Выбирая посильный уровень сложности по каждому предмету, ученики оказываются в классах с переменным составом и, не теряя в объеме и содержании предмета, вместе движутся в освоении учебной программы. Причем выбор уровня сложности достаточно подвижен и делается не «навсегда», как в классах выравнивания, например, а в соответствии с сегодняшним наличным состоянием способностей учащегося.

Шесть уровней сложности позволяют охватить практически всех детей, не выкидывать на улицу неуспевающих, организовать учебный процесс, посильный для всех, адаптированный к способностям ученика, к развитию способностей.

Технология педагогической поддержки О. С. Пизмана состоит в совместном с ребёнком определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления проблем, мешающих ему в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Технология индивидуального обучения пермского педагога Ю.А. Макарова фактически отменяет классно-урочную систему. Она направлена на то, чтобы ученик как можно меньше слушал объяснение учителя и как можно больше работал сам.

Рассмотрим обучение в сотрудничестве.

Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Здесь важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Дети учатся вместе работать, учиться, творить, быть готовыми придти друг другу на помощь.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

Метод проектов — это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Основа метода проектов – идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самос-тоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Разноуровневое обучение – организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разных уровнях («А», «В», «С»), но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности. При этом за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

Следующей технологией является «Портфель ученика».

Особенностью учебного процесса, ориентированного на личность с учетом его индивидуальных особенностей и способностей является то, что:

• в его центре находится ученик, его познавательная и творческая деятельность;

• роль учителя в учебном процессе чрезвычайно ответственная, но иная, чем при традиционном обучении;

• ответственность за успех учебной деятельности учащиеся берут на себя;

• главная цель такого обучения – развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей.

«Портфель» включает в себя классные и домашние работы учащихся в течение семестра. Предполагается, что учащиеся предоставят свои «Портфели» на конференции родителей, чтобы продемонстрировать умение думать самостоятельно, творчески применять полученные математические знания, давать им собственную оценку. Это больше, чем просто свидетельство их достижения. Это – возможность самостоятельно проанализировать свои успехи и поделиться самооценкой с родителями.

Интернет-технологии в индивидуальном обучении

Стремление к интеграции в области образования, как одна из наиболее ярко проявляемых тенденций, диктует необходимость выхода в единое мировое образовательное пространство. Отсюда такой интерес во всех странах мира к новым информационным технологиям и, в частности, к компьютерным телекоммуникациям, которые открывают окно в это мировое пространство.

В настоящее время все большее значение приобретают такие возможности, как получение образования на расстоянии, общение учащихся, учителей не только в рамках одной школы, района, но и других регионов страны, мира. С помощью современных информационных технологий становится реальным получать образование не только очно, но и дистанционно, не покидая дома. Глобальная сеть Интернет открывает доступ к информации в научных центрах мира, библиотеках, что создает реальные условия для самообразования, расширения кругозора, повышения квалификации. Появляется возможность организации совместных проектов учащихся разных стран мира, обмена опытом учителями, студентами, учеными.

Главным результатом введения ФГОС должна стать успешная адаптация ребенка ко взрослой жизни во взрослом обществе. В.В.Путин в своем выступлении на VI съезде Всероссийского педагогического собрания 31 мая 2011 года отметил: «Нам важно, чтобы образовательный процесс не был обезличен. Он должен строиться вокруг конкретного школьника, учитывать его склонности, способности. Именно такую логику должны отражать новые образовательные стандарты».

Философ, поэт 19 века Эмерсон отмечал: «Чем бы ты не занимался, тебе требуется смелость. Какую бы дорогу не выбрал, всегда найдется кто-то, кто будет говорить тебе, что ты ошибаешься. Трудности существуют всегда, и это искушает тебя согласиться с тем, кто критикует выбранный тобой путь. Чтобы спланировать что-то и следовать своему плану до конца, отчасти требуется такая же смелость, какая требуется солдату».

Новое время заставляет принять идеологию ФГОС. В руках педагога человеческие сердца, человеческие души, человеческие судьбы. Пусть же все содержание нашего труда имеет продолжение в памяти, умах и сердцах учеников, а ученики изменят мир, делая его более светлым, добрым, веселым.

Счастья вам, человеческого тепла, мира в душе!

Источник

Методы и приемы индивидуализированного обучения

технология индивидуализации обучения предполагает. Смотреть фото технология индивидуализации обучения предполагает. Смотреть картинку технология индивидуализации обучения предполагает. Картинка про технология индивидуализации обучения предполагает. Фото технология индивидуализации обучения предполагает Ирина Михнёва
Методы и приемы индивидуализированного обучения

Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты.

Внимание к личности ребенка, забота о развитии его способностей и поддержке интересов, входит в круг проблем современного общества.

Для того, чтобы идти в ногу со временем, в современной образовательной ситуации, в основе которой личность ребенка, особое внимание уделяется образовательному процессу на основе личностно – ориентированного подхода, предполагающего индивидуализацию обучения, при котором ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.

Большая роль в индивидуализации обучения отводится методам обеспечения индивидуализации, с помощью которых стимулируется и направляется деятельность детей.

Их особенность в том, что они представляют собой некий условный план, который задаётся соответствующей системой правил или сценарием.

Одним из эффективных методов обучения является метод реагирования.

Основные его признаки – предоставление детям права участвовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора, самореализации или реализации своих идей в партнерстве с другими. Этот метод включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т. д.) Если цели не были достигнуты – пересматриваются условия. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго.

Пример обучения на основе метода реагирования:модель трех вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнаем об этом?

Например, выбрали вместе с детьми тему «Птицы наших лесов». Провели неформальный опрос детей и выяснили, что дети знают о птицах (не улетают в теплые края, что им нечего кушать, что их надо подкармливать).

Затем выяснили, что дети хотят узнать о птицах? (Почему они остаются зимовать с нами, какие есть зимующие птицы, чем мы можем помочь зимующим птицам).

Далее дети предположили,что узнать ответы на свои вопросы они могут несколькими путями: прочитать в книжках, посмотреть передачу, спросить у взрослых. Таким образом, создаются условия, чтобы дети получили ответы на интересующие их вопросы, предоставляют выбранные детьми средства получения знаний.

Получая новые знания или новый опыт от взрослого, от других детей или в самостоятельной деятельности, ребенок, как правило, стремиться поделиться с детьми, с которыми он дружит. Так знания и опыт распространяются и увеличиваются.

Обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности.

Например, во время ручного труда дети планировали сделать разных голубей. Работа может быть построена таким образом, какую технику будет использовать каждый из детей; из какого материала (бумага разной фактуры). Задача педагога – помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно. Одним он может помочь словами, другим окажет физическую помощь, если они в ней нуждаются. В ходе работы воспитатель может задать вопросы разной направленности и сложности, предлагать разные варианты выполнения действий и идеи по изготовлению голубей. Вместо того чтобы прямо указывать детям, что и как они должны делать, педагог помогает сделать то, что хотят сами дети. Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.

Спонтанная индивидуализация.

Индивидуализация обучения и воспитания часто происходит экспромтом или спонтанно. Иными словами, педагог использует представившуюся возможность и индивидуально реагирует на каждого ребенка (или на небольшие группы детей).

Например, учитывая разный темп выполнения задания детьми, педагог дифференцированно подбирает вид недирективной помощи, задания разной сложности, подбирает наглядность с учетом возможностей детей, учитывает интересы и опыт. Данным методом педагог может воспользоваться при возникновении спорной, конфликтной ситуации, возникшей между детьми, когда найти выход, решить эту ситуацию необходимо срочно, что называется «здесь и сейчас». Педагог тут же обучает детей основным правилам взаимодействия, общения, выхода из конфликтной ситуации, т. е. даёт индивидуализированный «урок» правильного поведения.

Бывают случаи, когда именно спонтанное взаимодействие даёт наибольший эффект, достигает нужной воспитательной цели, нежели специально подготовленная и проведённая беседа о правилах поведения.

Обеспечивает индивидуализацию и метод тщательного отбора материалов и средств, через использование разнообразного разноуровнего материала и пособий по степени сложности, предполагающих выполнение определенных заданий, упражнений, выполнение посильных задач, последовательное их усложнение с учётом уровня развития. У детей всегда должен быть выбор, так как без выбора нет индивидуализации. Суть данного метода состоит в том, что предметно-развивающая среда группы (игровые пособия, атрибуты и игрушки) должны быть гибкими, разными по уровню сложности, по вариативности. Например, разные конструкторы по сложности; наборы пазл состоящие как из 20, так и 100 и более; разнообразный бросовый материал; разнообразные игры, соответствующие индивидуальному уровню развития дошкольников. Подобная вариативность позволяет создавать оптимальные условия для индивидуализации.

Кроме перечисленных методов могут использоваться и другие.

Метод диагностики (диагностика способностей и склонностей каждого ребенка для выстраивания индивидуальных маршрутов);

Метод создания ситуации успеха (составление траектории успешности ребенка через создание ситуации выбора и ситуации успешности);

Метод проб и ошибок (целенаправленное использование данного метода воспитателем, создание таких ситуацийдля ребёнка, в которых он самостоятельно ищет выход из проблемной ситуации, добивается цели);

Метод расширение спектра материалов, способов деятельности ребёнка;

Метод учета принципов развития ребенка как субъекта собственной деятельности (приемы планирования его самостоятельной деятельности и организованной деятельности с ним с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей);

Метод использования проектов (детские проекты, родительско – детские проекты);

Метод презентации продуктов детской деятельности;

Метод использования (организация) специальных образовательных ситуаций;

— Свободная деятельность детей творческого и продуктивного характера;

— Специально организованные занятия в кружках (для одарённых детей) или индивидуальная (коррекционная) деятельность;

Метод создания педагогических условий для развития волевых качеств – стремления довести дело до конца (индивидуально для каждого ребенка);

— Совместная познавательная деятельность субъектов в системе «взрослый-ребенок» и соответствующих ей подсистемах «педагог-ребенок (дети)», «педагог-ребенок-родитель», «ребенок-ребенок (дети)».

Индивидуализацияможет происходить одновременно на нескольких уровнях:

В самом широком смысле индивидуализация распространяется на всю группу детей, представляющей собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей и увлечения взрослых, особенности межличностного общения, в которой индивидуализация проявляется стихийно.

Индивидуализация на уровне подгруппы внутри одной группы детей, когда, например, несколько детей группы проявляют большой интерес к театру, другие к рисованию, а третьи к коллекционированию. Используя приемы индивидуализации, удовлетворяющее потребности детей в данной подгруппе, воспитатель помогает детям почувствовать себя полноценными и активными членами общей группы.

Индивидуализация на персональном уровне проявляется внутри всех других уровней. Например, несколько детей договорились строить дорогу (подгрупповая индивидуализация, при этом один ребенок строит, другой руководит, третий держит в руках машинку и ждет, когда сможет ее провезти по дороге. Один сопровождает свои действия речью, второй молчит. Один проявляет творчество, другой повторяет образцы.

Для того чтобы обеспечить индивидуализацию необходимо:

-чтобы ребенок имел во всем возможность выбора (содержания, видов деятельности, материалов, места, партнерства и т. д.)

-осознавал то, что его личная свобода в способности выбирать из своих многочисленных «хочу» те, за которые он готов нести личную ответственность.

-в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых «хочу» преобразовывается в «могу», ребенку необходимо получать поддержку.

— иметь опыт кооперации с другими детьми.

Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.

Список используемых ресурсов:

2. Методическоепособие для педагогов дошкольных учреждений: Л. В. Михайлова-Свирская «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста» / издательство Москва «Просвещение» 2015 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *