технология и методика обучения праву общее и отличное
Новые технологии при изучении дисциплины «Право»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Новые технологии в образовании
( Ставропольский край, ГБОУ СПО «Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И. Платова»)
На заре становления человеческого общества образование существовало как вид деятельности и осуществлялось в ходе выполнения социальных и трудовых обязательств. В настоящее время образование представляет собой один из социальных институтов, главные функции которого заключаются:
1) в развитии духовной жизни общества;
2) формировании и развитии интеллектуального, научно-технического и кадрового потенциала общества;
3)обеспечении безопасности общества.
Если, недавно, конечной целью образования был выпускник, усвоивший и овладевший знаниями в пределах учебной программы, то в настоящее время, в ходе модернизации образования, основной акцент делается на способность учащихся овладеть интеллектуальными общеучебными и предметными умениями. Это в свою очередь актуализировать проблему поиска эффективных форм и методов повышения качества образования.
Сегодня и ученые, и преподаватели в большей степени заняты вопросом: «Как преподавать?». Будучи носителем и организатором учебно-познавательной деятельности, формируя компетенции, преподавателя беспокоит вопрос: какие технологии применять, как наиболее рационально построить урок для развития общеучебных и предметных умений, формирования компетенций.
Важным для педагога является выбор наиболее эффективного методического инструментария изучения конкретной темы.
Основной формой технологического процесса в обучении по дисциплине «Право»- это урок. Планируя урок преподавателю необходимо учесть:
особенность темы и степень ее изученности;
место и роль данной темы в курсе и воспитании личностных качеств учащихся;
уровень способностей и познавательную активность учащихся;
анализ и отбор учебного материала;
сравнить учебное содержание с необходимыми и достаточными умениями и знаниями;
постановку целей и задач урока;
связь с предыдущим материалом;
оптимальный набор приемов и методов для данной темы урока.
В совокупности все эти элементы определяют выбор типа технологии и представляют собой ее основу.
Этимология слова «технология» обращает нас в историю, напоминая о первоначальном смысле как « искусстве, мастерстве, умении что-либо делать».
Технология-совокупность знаний о способах и средствах осуществления тех или иных процессов (В.А. Сластелин).
Пытаясь определить роль педагогических технологий в образовании необходимо понять:
— существуют ли закономерности в обучении;
— возможно ли выбрать педагогическую метасистему формально выраженных приемов и средств обучения, адекватных обучению и воспитанию.
Если в учебниках конца 20 в. присутствовали вопросы типа: «сравни», «объясни», «почему», «зачем», «сделай вывод», то современные тенденции обучения требуют активизировать познавательную деятельность учащихся вопросами: «узнай», «выскажи свое мнение», «аргументируй позицию», «оцени», «предложи свой вариант решения проблемы».
Одной из новых педагогических технологий используемых в обучении по дисциплине «Право» является модульная технология.
Методика модульной системы основана на представлении о том, что каждый урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации.
При этом логично использовать блоковую организацию подачи материала: лекция; семинар, исследование, практическая работа; коллоквиум, зачет.
К существенным элементам модуля относят:
а) блочное построение учебного материала;
б) мотивацию учебной деятельности на основе целеполагания;
в) преобладание самостоятельной творческой деятельности по усвоению знаний и умений;
г)организацию самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоению учебного материала на основе рефлексии.
Методическая схема модели модульной технологии
-технологическая карта учебного процесса.
Технология разноуровнего обучения
Главной целью дифференциации обучения является создание условий для усвоения учащимися элементов современной культуры, обеспечение гармоничного развития для последующей социализации.
Дифференциация предполагает не уменьшение объемов учебной информации по дисциплине, а обеспечение учащихся разноуровневым алгоритмом ее усвоения. Таким образом, данная технология направлена на обеспечение условий для усвоения учебного материала каждым учащимся на основе особенностей его восприятия, мышления, субъективного опыта.
Для достижения эффективности технологии разноуровнего обучения по дисциплине «Право» необходимо учитывать следующие факторы:
-особенности субъективного опыта учащихся;
-особенности личностно-смысловой сферы;
-особенности психического развиия;
-уровень обученности по дисциплине.
В содержании при планировании занятия по дисциплине «Право» выделяют несколько уровней:
овладение содержанием учебного материала;
определение ценности и значения изученной информации.
Технологии развивающего обучения
Данные технологии направлены на решение задач развития и воспитания личности. К технологиям развивающего обучения относятся: технология проблемного обучения; технология деловой игры; технология дискуссий; технология проектного обучения; лекционно-семинарско-зачетная технология; технология развития критического мышления; технология «мозгового штурма»; технология интерактивного обучения и т. д.
Весьма результативным в правовом обучении являются технологии «ПОПС-ФОРМУЛЫ», представляющие собой вариант технологии профессора Дейвида Майкойда-Мейсона из ЮАР. Данная технология используется при организации споров, дискуссий на уроке. Её суть заключается в следующем:
П- позицию (поясняет свою точку зрения);
О- обоснование (доказывает свою позицию);
П- пример (использует конкретные примеры);
С- следствие (вывод по результатам обсуждения).
В правовом обучении необходимо обратить внимание на один важный принцип методики: изучение нового материала должно сочетаться с закреплением того, что было изучено.
Таким образом, все эти технологии, используемые при проведении занятий по дисциплине «Право», позволяют развить у будущего специалиста такие качества как самостоятельность, ответственность, мобильность, восприимчивость к новому, адаптивность к жизненным ситуациям.
Педагогические технологии :Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/Под общей редакцией В.С. Кукушина. Ростов н/Д: «МАРТ»,2002.
Искусство современного урока: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/О.С. Булатова.-М: «Академия»,2006.
Теория и методика обучения праву: учебник для студентов высших учебных заведений.-М.: ВЛАДОС,2003.
Педагогические технологии: Учебник. Н.И. Шевченко. 2012.
МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ
В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
студент Филиала Омского государственного педагогического
университета в г.Таре
Научный руководитель – к.и.н.,доцент А.В. Чичулин
Аннотация: В статье описываются методы обучения праву в школе, такие как информационно-рецептивные, проблемного изложения, частично-поисковые, исследовательские, сравнительно-юридический метод. А также такие технологии правового обучения в современной школе, как лекции с проблемным изложением, дискуссии, эвристические беседы, семинары которые применяются учителем при планировании уроков и реализации учебной программы.
Ключевые слова: методы правового обучения, проблемное изложение, технология контрольно-обучающего тестирования, технология полноценного сотрудничества, сравнительно-юридический метод, лекция, семинар.
Для достижения целей правового образования в процессе обучения используются способы, подходы, приемы это и есть методы правового обучения.
Как учить современных школьников, в течение долгого времени эксперты в области методики пытаются в этом разобраться, т.к. чрезвычайно широк выбор современных методов и технологий обучения. Способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на достижение целей правового образования, воспитания и развития учащихся рассматриваются как методы правового обучения. Ответы на сложные вопросы практики дают именно методы и технологии обучения, разработав систему обучения праву.
Для решения главных задач правового образования и воспитания граждан в области правового обучения разработана своя система методов. Поэтому для изучения вопросов конституционного права в школе используют общие методы, но есть и некоторые нюансы. В обучении прежде всего используют историко-правовой и формально-юридический методы. В то же время обращение к таким методам, как социологический, сравнительно-правовой, политико-правовой, диктуется необходимостью показать в историческом и современном аспектах влияние на структуру отечественного государства и осуществления в нем власти, ее взаимоотношение с гражданами, определяющие основы и развитие России. Учащимися необходимо научить применять положения конституции и методы конституционно-правовой науки, формулировать государственно-правовые понятия.
М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер, О.С. Гребенюк предлагают следующую классификацию методов обучения праву, основанную на формах взаимодействия в процессе обучения деятельности учителя и ученика: информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые, исследовательские [1].
Предпочтение в процессе реализации образовательных задач курса предоставляется тем методам, которые включают активную позицию учащегося, т.к. основная задача курса заключается в способствовании образованию гражданина демократического правового государства, а главным методологическим принципом является диалогизм, и поэтому, при разработке уроков в приоритете стоят те технологии, которые способствуют применению данных методов. В данном случае речь идет о лекциях с проблемным изложением, дискуссии, эвристической беседе, дебатах, деловых играх, конференциях, семинарах, всевозможных вариантах интерактивных технологий и др. [4].
Лекция с проблемным изложением. Как форму организации учебного процесса применяют лекцию в сочетании с традиционными комбинированными уроками в курсе «Право». Это необходимо из-за ограниченного времени на некоторые темы и отсутствия некоторого материала в учебниках, а также для осуществления преемственности форм и методов обучения в школе.
Проблемное изложение также используется для обучения праву. Перед учащимися преподаватель ставит определенный вопрос, на который они пока не знают ответ. У детей возникает необходимость что-то познать, изучить, над чем-то подумать. Так у учащихся возникает познавательная активность, и они начинают искать способы разрешения противоречия. Возможно представить противоположные взгляды на конкретную ситуацию и попросить школьников предложить свои варианты ответов. Решение проблемы должно быть посильно и не слишком трудно для учеников.
Наличие плана изложения материала на доске предполагает школьная лекция. Работе предшествует постановка проблемы. Варианты ответов могут быть записаны на доске, чтобы провести сравнение в конце работы. Это будет своеобразным пониманием и закреплением полученной информации. В ходе изложения происходит деление учебного материала на отдельные логические звенья, поддерживаемые четкими аргументами. В течение урока учащиеся ведут записи в рабочих тетрадях, за которыми учитель осуществляет контроль. Это сжатое, компактное и неполное изложение так называемая, установочная лекция [2].
Важным условием для организации самостоятельной работы является необходимость включения каждого учащегося в рабочий процесс, а также постоянный переход от менее сложных к более сложным заданиям.
Технология контрольно-обучающего тестирования. Наиболее распространенным методическим приемом в преподавании отдельных предметов, включая преподавание права, в настоящее время является применение тестов. Кроме того тестирование применяют не только с целью осуществления контроля за знаниями, умениями и навыками, но и как контрольно-обучающий метод:
1. Прежде чем изучать новый материал, необходимо определить уровень готовности класса к его восприятию (входной контроль) или определить основные смысловые блоки в проблеме.
2. Организация групповой самостоятельной работы с источниками, в которых учащиеся ищут ответы, на вопросы, данные в тесте. В этом случае ученики должны не только выделить правильный ответ, но и обосновать свой выбор.
3. Эффективна постановка задачи на самостоятельное составление тестов школьниками, которые они прошли [5].
Во время проведения контрольно-обучающего теста можно использовать такие варианты, как работа экспертов из состава учеников, перенос незавершенного тестирования на домашнее задание, работа над тестом в группе, а затем защитой коллективно выбранной позиции.
Далее в ходе обсуждения выделяются главные вопросы, необходимые для раскрытия темы и отвечающие интересам учеников.
Основным методом изучения права является сравнительно-юридический метод. С его помощью можно сравнивать различные нормы права, правовые системы страны и др. В области методики обучения конституционного права также возможно применять прием сравнения. Учитель права может предлагать школьникам, используя прием сравнения, создавать различные таблицы, схемы и т.д.
Таким образом, правовое обучение в школе является необходимым компонентом учебной программы. Для ее реализации необходимо применять различные методы и технологии обучения, которые включают в себя множество приемов в обучении праву.
Список использованных источников
А. Ф. Колотов, И. В. Скуратов. Методика преподавания права. [Электронный ресурс] http://oimsla.edu.ru/files/science_works/f1368.pdf
Дуденко А. Г. Обучение праву как основа правового государства / Вестник общего профессионального образования №2 – 2015. – 141 с.
Тезисы на тему «Особенности методики преподавания права»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Особенности методики преподавания права.
Правовое обучение и воспитание является важным компонентом механизма социализации личности – процесса усвоения, принятия и реализации ценностей общества.
На протяжении многих лет специалисты в области методики пытаются разобраться в том, как учить современного школьника. Именно методика обучения праву дает ответы на сложные вопросы практики, разработав систему методов обучения праву.
Слово «метод» обращает нас к далекому прошлому человечества. В буквальном смысле оно обозначает (от греч. путь исследования, теория, учение) «способ, с помощью которого познается окружающая действительность или достигаются конкретные цели». В области правового обучения выработалась своя система методов, позволяющая решать основные задачи правового образования и воспитания граждан страны.
Задача современного учителя не заставлять ребенка заучивать материал, а заинтересовать его и объяснить, где материал можно найти для более масштабного рассмотрения.
При выборе методических приемов необходимо иметь в виду следующее:
1. Сложный по характеру юридический материал нельзя изучать поисковым методом. Он требует объяснительно-иллюстративного метода и таких приемов как объяснение учителя, лекция, рассказ. Проблемный метод в этом случае будет выступать как прием. 3
2. Для организации творческих уроков по праву следует обеспечить основательную подготовку учащихся в виде комплекса базовых знаний, которые могут стать своеобразным фундаментом для развития творчества детей.
3. При выборе методов и приемов обучения необходимо учитывать потенциальные возможности учеников, уровень их подготовки. В классе, где ученики обладают высоким уровнем обученности и потенциальными возможностями для более основательного изучения права, следует активизировать их самостоятельную работу с помощью творческих заданий и заданий повышенной сложности.
4. Личные способности учителя и наличие времени для изучения вопросов права играют немалую роль в выборе того или иного приема.
Существуют различные методические приемы, которые учитель использует на уроках.
Среди них выделяют как традиционные приемы (объяснение, рассуждение, характеристика, повествование, описание, разнообразные приемы работы с учебным текстом и т.д.), так и ставшие в последнее время популярными приемы интерактивных технологий обучения.
Рассмотрим некоторые их виды.
Многие юридические дефиниции учитель раскрывает путем объяснения, которое детально раскрывает сущность юридических понятий, явлений, событий.
Вариантом объяснения может являться рассуждение. Обычно этот прием при объяснении нового правового материала начинается постановкой вопроса, ответ на который дается путем сопоставления фактов и мнений. С помощью рассуждения разъясняются отдельные положения, которые подводят учеников к выводам, заключениям. Этот прием при решении правовых задач помогает разобраться в случившемся, установить суть дела и дать верное пояснение.
Для того, чтобы дать оценку правовым явлениям, фактам, нормативно-правовым актам, учитель обращается к приему характеристики. Сравнительная характеристика позволяет выделить существенные, сопоставительные признаки, найти общее, особенное единичное.
Пользуясь описанием, особенно аналитическим, учитель передает существенные, но в основном внешние признаки, черты и детали.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование одного мнения над другим. В ходе диалогового общения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Процесс (цикл) интерактивного обучения значительно отличается от традиционного, поэтому и методические приемы целесообразнее рассматривать на конкретном этапе такого урока (стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия).
Методы обучения (и приёмы) задаются закономерностями процесса усвоения, его последовательности. На этапе вызова учитель формулирует проблему (или организует деятельность по формулировке и постановке проблемы) с помощью таких приёмов как корзина идей, верные-неверные утверждения, составление кластера и др.
На стадии осмысления учитель управляет поиском решения проблемы с помощью эвристической беседы, лекции (возможно «со стопами»), демонстрации, ситуативного анализа, дискуссии, решения проблемных задач, приёма инсерт, или пометки на полях, составление маркировочной таблицы ЗУХ, учимся сообща. На этапе рефлексии могут быть использованы следующие приёмы: незаконченные предложения, составление синквейна, приём «оцени себя на уроке», анкетирование, написание эссе и др. Составление кластера для достижения определённых целей возможно на любом этапе урока.
Распространённой формой работы при изучении раздела право в курсе «Обществознание» и на уроках права является работа с учебником и правовыми документами.
Для стимулирования чтения юридической литературы можно организовывать в кабинете тематические выставки по программе правоведческого курса. Дать задание учащимся подготовить рецензию на одну из прочитанных книг юридического содержания. При решении проблемных задач использовать задание: “ нормами какой отрасли права регулируются события; на основании каких статей закона (подзаконного акта) вы приняли это решение и др”. Учить выступать с докладами, сообщениями, презентациями своей исследовательской и проектной деятельности на юридические темы на основе нормативно-правовых актов и других источников.
В правовом обучении посредством системы приемов формируются следующие специальные умения:
умение объяснять значение юридических терминов, называть важнейшие признаки юридических понятий
умение комментировать юридические тексты, причём документы классифицируются по характеру содержания: а) имеющие объективный характер: правовые документы, документальные свидетельства, различные типы докладов (партийные, международные, государственные), статистические данные, и б) имеющие субъективный характер: мемуары, воспоминания, аналитические статьи, личностные свидетельства. Несколько особняком стоят литературные документы.
умение применять юридические знания для анализа конкретных жизненных ситуаций
умение формулировать и аргументировать свою точку зрения при разборе ситуации с позиции права
умение осуществлять свои законные права и свободы на практике в различных сферах
умение составлять некоторые официальные бумаги (заявления, жалобы, расписки, доверенности) 4
умение проектировать правомерное поведение в юридически значимых ситуациях, давать оценку поступков людей, собственных действий с позиции права.
При всём многообразии приёмов как конкретных способов достижения конкретных целей возникает насущная необходимость оптимального сочетания их на практике. Практика показывает, что доминирование одних приемов в ущерб другим крайне негативно сказывается на результативности правового обучения. Как бы хорошо учитель ни знал свой предмет, но если он не сумел вызвать интерес и организовать познавательную и творческую деятельность учащихся, успеха он не добьется.
Все приёмы и их комбинации хороши для воспитания активной творческой личности ученика.
Сорочинская Наталья Валерьевна
1 Морозова С. А. Методика преподавания права в школе. – М.: Новый учебник, 2002. – с.102
2 Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. – М.: Владос, 2003. – с.83
3 Дружкина А.В. Методика преподавания обществознания в средней школе. – М.: Просвещение, 1985. – с.95
Доклад : «Значение лекции как метода и формы обучения праву»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ОГБПОУ Ульяновский строительный колледж
Доклад : «Значение лекции как метода и формы обучения праву»
Автор: Тупицина Елена Александровна, преподаватель правовых дисциплин ОГБПОУ УСК
Квалификационная категория: высшая
1. Сущность, содержание и предмет методики преподавания права
2. Краткая характеристика методики преподавания права в рамках применяемых в системе СПО педагогических технологий
3. Практическая реализация методики преподавания правовых дисциплин в ОГБПОУ УСК
Праву в рамках гуманитарного образования в системе среднего профессионального образования ( далее- просто СПО) принадлежит особое место. Будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет студенту не только приобрести правовые, и связанные с ними знания о различных сферах общественной жизни, но и развить особые способности и практические навыки социального действия, необходимые ему в дальнейшей профессиональной деятельности.
В условиях правового нигилизма в России усиление интереса общества к вопросам права является знаменательным, т.к. означает приобщение российского общества к мировой практике создания правового поля для ведения бизнеса.
Необходимость обеспечения качественной реализации ФГОС СПО активизировала поиск педагогической наукой и практикой путей повышения эффективности образовательного процесса, совершенствования всех его составных элементов.
Выстраиваются иные, чем прежде, приоритеты целей образовательного процесса, усиливается его ориентация на конечные результаты, в частности на формирование личности специалиста, его нравственного и творческого потенциала.
Под образовательном процессом в проекте понимается более широкое, чем учебный процесс или педагогический процесс, понятие, это передача и освоение социально- культурного опыта, а также формирование способности к его обогащению. 1
Под педагогической технологией в проекте понимается процесс, при котором происходит качественное изменение педагогического воздействия на обучаемого. Педагогическая технология, как процесс, выражается формулой: « Цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.» 3
1.Сущность, содержание и предмет методики преподавания права
Понятие «методика» имеет древнегреческие корни и переводится как путь исследования, теория, учение. Отсюда методика (в самом общем смысле слова) — отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету (предметам). Методика вычленилась из теории обучения — дидактики, которая впервые в полном объеме и с сохранением в своей основе до наших дней была обобщена великим педагогом Яном Амосом Коменским в XVII веке. В узком смысле слова методика преподавания — это учение о методах обучения и воспитания. Но было бы неверно рассматривать методику только как сумму методов, приемов или организационных мер. Это наука, которая имеет свою теорию, практику, методологию. Отсюда и подход к ней должен быть таким же, как к любой другой науке.
Методика имеет дело с закономерностями преподавания и изучением той или иной науки. Имея в виду ее служебную роль по отношению к последней, можно определить методику как форму, при помощи которой в процессе изучения и обучения раскрывается содержание данной науки, ее значение для практики, ее связь с другими науками, ее воспитательное значение. B методике преподавания общественных наук следует различать общее, особенное и частное. Преподавание всех общественных наук ведется на основе общих методических требований. 6 В то же время для преподавания каждой из этих наук необходима своя, особенная методика, отражающая специфику содержания данной науки. Известно, что всякое особенное является в этом отношении также и общим. Поэтому и методика преподавания каждой из общественных наук, выступая как особенная по отношению к методике преподавания всех общественных наук, в то же время является общей применительно к частным методикам.
Методика призвана обеспечить реализацию принципов дидактики, а именно: связь теории и практики, систематичность и последовательность в подготовке специалистов, сознательность, активность и самостоятельность студентов в учебе, соединение индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе, сочетание абстрактности мышления с наглядностью в преподавании, прочность усвоения знаний; доступность научных знаний, единство обучения и воспитания во всех формах учебного процесса.
Научные основы методики пронизывают все звенья учебно-воспитательной работы. В учебной практике образовательных учреждений СПО сложились вполне оправдавшие себя следующие формы учебного процесса в преподавании общественных наук: лекции, самостоятельная работа студентов, семинарские занятия, консультации, зачеты, экзамены, различные формы внеаудиторной работы. Ни одна из этих форм не может быть признана универсальной, способной заменить другие. Поэтому с методической точки зрения нельзя признать правильным, когда некоторые кафедры образовательных учреждений СПО встают на путь искусственного разъединения отдельных звеньев учебного процесса, необоснованно заменяя их другими. Формы учебного процесса находятся во взаимосвязи, взаимообусловленности и логической последовательности. Методика одной формы работы оказывает существенное влияние на другую. Следует иметь в виду, что количественное соотношение и роль различных методов обучения могут изменяться. Так, на старших курсах возрастает роль семинарских занятий и самостоятельной работы студентов.
На методы обучения влияют и такие факторы, как количество времени, выделенного на предмет учебным планом, обеспеченность современными техническими средствами обучения и оборудование ими учебных аудиторий и т. д. 7
Таким образом, анализируя теоретические и методологические основы методики преподавания права можно сделать следующие выводы:
— отсутствует единая, четко обозначенная система правового образования, в каждом субъекте РФ есть свои традиции и особенности преподавания;
— в рамках проекта методика преподавания права выступает как теория обучения определенной учебной дисциплине, которая разрабатывает и предлагает преподавателю определенные системы обучающих воздействий, выражающихся в содержании образования и воплощающихся в программах, учебниках и учебных пособиях;
— методика преподавания права в системе СПО реализуется в рамках определенной педагогической технологии и включает в себя содержание образования, формы организации, приемы и средства профессионального обучения.
2. Краткая характеристика методики преподавания права в рамках применяемых в системе СПО педагогических технологий
Не секрет, что эффективность образовательного процесса во многом определяется методикой преподавания, которая реализуется в рамках применяемых педагогических технологий.
Для учебных заведений СПО базовой педагогической технологией является деятельностная технология, а само образование получило название практико- ориентированного.
Деятельностная технология предполагает включение студентов в конкретную практическую профессиональную или учебно- познавательную деятельность таким образом, чтобы в результате студенты овладели соответствующими навыками и умениями.
Согласно А.Н. Леонтьеву умение предполагает способность человека выполнять ту или иную деятельность на основе имеющихся знаний в изменяющихся обстоятельствах, а навык- это действия, которые вследствие многократных повторений становятся автоматическими, выполняются без особого контроля со стороны сознания.
При преподавании права в системе СПО умения бывают частными (соответствуют операции), сложными (соответствуют действию) и комплексными ( соответствуют профессиональным функциям).
Деятельностная технология предполагает такой отбор и применение в учебном процессе форм, методов, приемов и средств обучения, а также организации контроля и самоконтроля собственной деятельности, которые бы позволили добиться наиболее эффективных результатов обучения.
Кроме базовой технологии в системе СПО применяются и репродуктивные технологии. Репродуктивное обучение включает в себя восприятие фактов, явлений их осмысление (установление связей, выделение главного и т.д.), что приводит к пониманию (В.И. Загвязинский).
Основная особенность репродуктивного обучения состоит в том, чтобы передать студентам ряд очевидных знаний.
Применение этого метода невозможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые являются как бы материальной основой этих методов. В репродуктивных технологиях обучения выделяют следующие признаки ( таблица 1).
Признаки репродуктивных технологий
Главное преимущество данного метода – экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий.
При многократном повторении прочность знаний может быть прочной.
В целом же репродуктивные методы обучения не позволяют в должной мере развивать мышление студентов, и особенно самостоятельность, гибкость мышления; формировать у студентов навыки поисковой
деятельности. 8
Рис. 1 Структура репродуктивного обучения
Таким образом, репродуктивные технологии имеют свои достоинства и недостатки, которые надо учитывать в методике преподавания права.
Продуктивные технологии содержат ряд элементов: логическое и интуитивное предвосхищение; выдвижение и проверка гипотез; перебор и оценка вариантов и др. Их стержень- стимулирование учащихся к творчеству в познавательной деятельности ( рис. 2)
Рис 2. Структура и сущность продуктивного обучения
Алгоритм – это формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания познавательной области, но имеют и надпредметную часть, определяющую общими для всех областей способами деятельности студентов. Алгоритмы для студентов делятся на две группы: алгоритмы, связанные с изучаемым предметом, позволяющие решать характерные для этого предмета задачи, и алгоритмы учения (усвоения). Эффективность учебного процесса зависит от качества алгоритмов, используемых преподавателем права и студентами. В правовых дисциплинах алгоритм действий применяется при решении практических ситуаций. Создать универсальный, обобщенный алгоритм обучения невозможно. Могут быть разработаны лишь алгоритмы, отражающие обобщенные приемы педагогической деятельности, усвоение которых позволяет студенту самостоятельно принимать решения по конкретным педагогическим проблемам.
Несмотря на многообразие педагогических технологий, методика преподавания права включает в себя следующие элементы.
1. Выбор содержания правового образования – анализ и выбор учебных программ и пособий по правовым дисциплинам.
2. Выбор методов и средств обучения. Методы обучения праву классифицируются по различным основаниям. С точки зрения логического подхода они подразделяются на индуктивные, дедуктивные, аналитические и синтетические. По источнику получения знаний- на словесные (беседа, объяснение, рассказ, самостоятельная работа с НПА), наглядные (демонстрация таблиц, схем, диаграмм и т.д.), и практические.
По степени активности познавательной деятельности студентов методы обучения подразделяются на объяснительные, иллюстративные и проблемные. По внешним признакам деятельности преподавателя и студентов методы обучения подразделяют на лекции, рассказ, беседы, инструктаж, решение практических задач и т.д.
Средства обучения, применяемые в методике преподавания правовых дисциплин: слово, книга (учебное пособие), схемы, шаблоны документов, НПА, средства ТСО и т.д.
3. Выбор форм обучения. Рассмотрим основные формы обучения, применяемые в методике преподавания правовых дисциплин.
Лекция, как форма учебного процесса, имеет ряд отличительных черт: она освещает основные положения учебной дисциплины, вооружает студентов методологией изучения данной дисциплины, лучше и полнее других форм компенсирует устаревание или отсутствие современных учебников и учебных пособий, оперативно знакомит с последними данными правовых наук, органично сочетает обучение с воспитанием, нацеливает студентов на самостоятельную работу и определяет её основные направления.
Лекционная форма преподавания обладает рядом достоинств: это наиболее
экономичный способ обучения, эффективна по степени усвоения, одно из наиболее действенных средств формирования мировоззрения и убеждений, средство прямого личного воздействия лектора на большую аудиторию одновременно. Однако лекция не свободна и от недостатков, в частности: она не может совершенно отходить от базовых трудов, учебников, аксиом и истин; она обеспечивает лишь самую минимальную обратную связь от студентов к лектору; наконец, чем многочисленнее лекционная аудитория, тем слабее влияние лектора на конкретного обучаемого.
Ведущее место лекции в методике преподавания правовых дисциплин определяется тем, что курс лекций по дисциплине передает не только основное её содержание, но и идейно-теоретическую и профессиональную направленность всего учебного процесса, от них зависят направление, содержание и эффективность других форм учебного процесса. 10
Это подкрепляется и тем, что на лекции отводится не менее 50% времени каждой правовой дисциплины.
Современные учебные лекции принято делить на три вида обзорные, проблемные и предметные. Если обзорная лекция направлена на восстановление прежних знаний или знакомство с каким-то еще не изученным или мало знакомым материалом для формирования целостного знания, то проблемная — подает материал как проблему, комплекс проблем, палитру разнообразных точек зрения на ту или иную сторону современной правовой жизни, при этом — готового выхода из проблемы нет. Его надо искать вместе и преподавателю, и студентам.
Предметная лекция является обычной составной частью лекционного курса, хотя вполне может нести в себе как элементы проблемности, так и отдельные крупицы обзорности. В наибольшей мере черты обзорной и предметной лекции своеобразно соединяются в установочных лекциях, читаемых, как правило, для студентов-заочников.
Главными задачами в установочной лекции является оказание помощи в овладении основами предмета, систематизации имеющихся у слушателей знаний, акцентировании внимания на наиболее сложных и важных проблемах курса, выдача рекомендаций по самостоятельной работе и наиболее качественном литературе.
Как бы ни рознились учебные лекции по форме и виду, их объединяют
общие для них требования: лекция должна быть яркой, убедительной и грамотной, безукоризненной в научном отношении, выходить за рамки даже самого свежего и удачного учебника, должна учить мыслить, а не состоять из готовых ответов и рецептов. Таким образом, можно сделать вывод, что на данный момент лекция является ведущей формой учебного процесса в системе СПО определяющей его содержание.
Лекция должна дать главным образом основные установки на самостоятельную работу или подытожить самостоятельное изучение темы студентами, дать обзор, который помог бы систематизировать полученные на основе самостоятельной работы знания, систематизировать накопленную информацию и на ее основании сделать определенные выводы.
Практические занятия по правовым дисциплинам своей целью имеют закрепление знаний и формирование умений и навыков. Ориентированы на перенос знаний на практику, знания и выступают как средство формирования практических умений и навыков (решение практических ситуаций, составление документов и т.д.)
Семинар- это интенсивная самостоятельная работа студентов под управлением преподавателя. Его цель- обобщение и систематизация знаний.
Специфику и место семинара, как формы профессионального обучения праву в системе учебного процесса, можно определить такими обстоятельствами: на семинарские и практические занятия отводится от 1/3 до ½ всего времени, выделяемого на изучение правовых дисциплин; из всех форм учебной работы семинары предоставляют наиболее благоприятные возможности для углубленного изучения правовой теории, выработки самостоятельного творческого мышления у студентов. Успех семинара зависит не только и не столько от преподавателей, сколько от студентов.
Исходя из этого, вопрос о функциях семинара, практического занятия и даже об их субординации и сегодня является дискуссионной проблемой для педагогов, методистов и психологов.
В рамках педагогического процесса основные функции семинара (в порядке приоритетности) могут быть обозначены так: учебно-познавательная функция (закрепление, расширение, углубление знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы), обучающая функция ( школа публичного выступления, развитие навыков отбора и обобщения информации), побудительная функция ( побуждение на основе анализа состояния подготовки к более активной и целеустремленной работе), воспитывающая функция (формирование мировоззрения и убеждений, воспитание самостоятельности, смелости, научного поиска, состязательности), контролирующая функция (контроль за уровнем знаний и качеством самостоятельной работы студентов). 11
Многие педагоги и методисты именно эту функцию считают первоочередной. Исключительно многообразны формы проведения семинарских, практических занятий. Рассмотрим наиболее распространенные.
Творческий семинар — это семинар, максимально обеспечивающий творческую самостоятельность обучаемых в форме дискуссии, пресс-конференции, диспута, публичной защиты рефератов.
Успех и эффективность любой из форм семинара достигается только упорной и тщательной подготовкой. Поэтому подготовка к семинару включает в себя как подготовку преподавателя, так и подготовку студентов.
Подготовка преподавателя объединяет теоретическую и методическую области. С точки зрения теоретической, преподаватель обязан глубоко уяснить план и сформировать замысел семинара, изучить литературу,
отработать для себя лично наиболее
важные и сложные моменты темы. С точки зрения методической он обязан тщательно разобраться как с общей методикой проведения семинаров, так и с методическими особенностями предстоящего.
Для студентов подготовка к семинару будет заключаться в знакомстве с темой и планом семинара, уяснении его замысла и методических особенности, сборе материалов для выступлений. При возникновении трудностей и проблем студенты приходят на консультации (групповые и индивидуальные) к преподавателю.
Таким образом, практическое занятие или семинар является результатом
самостоятельного изучения рекомендованной литературы, позволяет в свободной обстановке обменяться мнениями, выяснить еще не до конца ясное и усвоенное.
В учебном процессе обе стороны должны играть творческую роль. Важно избегать так называемого трафаретного обучения, когда студенты натаскиваются на решение определенного типа задач, а развитие их гуманитарно- правового мышления кладется в жертву числу рассмотренных задач. Студент должен научиться разбираться не только в смоделированных, но и реальных правовых процессах.
Существенную роль в подготовке студентов играет их самостоятельная работа, особенно развитие навыков самостоятельного поиска при выполнении рефератов, курсовых и других исследовательских работ.
Использование учебной и вспомогательной литературы может иметь больший эффект, если при наличии определенных условий активно внедрять в учебный процесс Интернет. В этом случае границы общения студентов с преподавателем раздвигаются и в пространстве, и во времени.
Другие формы организации профессионального обучения: занятия комбинированного типа (совмещают все основные типы занятий), занятия по проверке и оценке ЗУН (зачет, контрольная работа и т.д.), конференции и т.д.
В заключении можно отметить, что каждая из перечисленных форм организации профессиональной деятельности имеет свои достоинства; вместе с тем проведение каждой из них сопряжено с определенными трудностями. Четко разработанная методика преподавания правовых дисциплин позволить оптимизировать процесс обучения.
4. Выбор форм и методов контроля знаний, умений и навыков. В системе СПО при преподавании правовых дисциплин существуют следующие формы контроля: письменный и устный. Виды контроля: текущий, тематический (промежуточный) и итоговый. В методике преподавания права целесообразно разумное сочетание названных форм и видов контроля. Методы контроля: тестирование, фронтальный, индивидуальный и группо-
вой опрос, зачет и т.д.
Анализируя методику преподавания правовых дисциплин в рамках применяемых в системе СПО педагогических технологий
можно сформулировать следующие выводы:
— отсутствует единая, четко обозначенная система правого образования, в каждом субъекте РФ есть свои традиции и особенности правого обучения по содержанию, которые в основном опираются на традиционную методику обучения;
-в преподавании правовых дисциплин в практике СПО сочетаются традиционные педагогические технологии и инновационный (проблемные, поисково- исследовательские, т.д.), эти технологии взаимосвязаны и обеспечивают единый процесс обучения;
— методика преподавания правовых дисциплин реализуется в рамках определенной педагогической технологии, и включает в себя как традиционные формы, методы, средства обучения, контроля так и инновационные (проблемная лекция, лекция- дискуссия, творческий семинар и т.д.).