технология быстрого обучения гарварда
Советы из Гарварда: как запоминать по 30 страниц и выживать в опенспейсе
Маттиас Риббинг — трехкратный чемпион Швеции по запоминанию и один из двух сотен людей в мире, получивших престижный статус Гранд-мастера памяти, автор нескольких книг. Он преподает в Гарвардской бизнес-школе и учит людей эффективнее использовать свой мозг. В сентябре Риббинг выступил на конференции Rocket Science Fest в Москве. Ниже тезисы его выступления.
Как один стикер поможет не отвлекаться на ерунду и меньше уставать
Каждый день на нас вываливается огромный объем информации. И мы просто не можем усвоить ее всю. Многозадачности не существует — это всего лишь миф. В действительности же, когда мы пытаемся фокусироваться на нескольких задачах, то это похоже на попытки поймать капли дождя одним небольшим ведерком. Мы можем взять ведро, постоять с ним в одном месте, поймать сколько-то капель, потом перебежать в другое место, в третье. Но мы не состоянии, не можем уловить все сразу. Это невозможно. Что происходит, когда вы приходите на работу? Вы принимаетесь за дела, потом у вас звонит телефон, вас отвлекает коллега, приходится бежать на совещание. Все это очень выматывает. Но так не должно быть. Как только вы научитесь фокусироваться, вы перестаете так уставать и почувствуете, что у вас даже больше энергии, чем было раньше.
Когда вы приходите на работу, вам достаточно сделать одну простую вещь: написать короткий план, состоящий всего из одного предложения. В нем нужно зафиксировать свою главную задачу на этот день. Потом вы приклеиваете листок с задачей прямо перед собой и принимаетесь за дело. Разумеется, у вас будут появляться более срочные задачи и вам нужно будет прерываться. Ничего страшного. Вы заканчиваете срочную задачу, возвращаетесь к работе, и тут начинают происходить чудеса. Когда вы видите перед собой тот самый план из одного пункта, вы точно понимаете, что именно вы должны делать именно сейчас. В этот момент вы начинаете тренировать свой мозг фокусироваться на самой важной задаче.
Да, опенспейсы — это катастрофа: кругом звуки, люди слоняются туда-сюда. Но если вы прикрепите план из одного пункта, то такая атмосфера начнет работать на вас и сделает вас сильнее. Это упражнение научит вас фокусироваться на важных задачах. И в первый день после такого упражнения вы, скорее всего, почувствуете себя менее уставшим.
Как принудительные перерывы позволят успеть больше
Мы не можем увеличить количество часов в сутках, зато в наших силах изменить то, как мы воспринимаем время. Во время работы над книгами для крупных издательств меня спасал метод Pomodoro. Когда я начал использовать его, я существенно увеличил скорость написания текстов. Все, что нужно, — установить таймер на 25 минут. После этого вы безотрывно работаете над своей задачей, не отвлекаясь на посещение сайтов или проверку электронной почты. Как только таймер уведомит вас о том, что время истекло, обязательно нужно прерваться и сделать вынужденный перерыв. Мне действительно приходилось заставлять себя передохнуть, потому что лично мне не нравится прерываться. Кажется, что вы потеряете фокус. Но это неверное предположение. На самом деле после того, как вы отдохнете пять минут и снова начнете новую сессию, вы увидите незаконченное предложение и моментально включитесь в работу. Как только я начал использовать этот способ, я понял, что я больше не устаю от того, чтобы концентрироваться на работе. Вы можете повторить этот способ три-четыре раза, но потом нужно будет сделать перерыв на 15 минут, затем, если нужно, можно повторить все то же самое. Я понял, что могу высидеть около 20 подобных сессий, что эквивалентно 11,5 часа работы, и при этом я не устаю от необходимости фокусироваться.
Вам не обязательно работать так долго. Но важно выполнять каждую задачу в определенное время дня. Худшее, что вы можете сделать утром, — пойти на совещание. Куда лучше начать день с двух-трех 25-минутных рабочих сессий с таймером. Потому что что если вы начнете день именно в таком режиме, то сможете долговое время оставаться полным энергии. А уже после обеда можете назначать встречи и совещания.
Как запомнить огромный отчет при помощи холодильника
Лучший способ выучить что-то — получить реальный опыт, реальные впечатления. Тут все дело в связях, которые наш мозг формирует, — вспоминая свои ощущения, мы восстанавливаем в памяти и полученные знания. Именно так и нужно учиться чему-то новому. Но если нет возможности получать все знания опытным путем, есть и еще один действенный способ — ощущения можно симулировать. Именно это происходит, когда мы включаем воображение и визуализируем что-либо.
Когда нам нужно стать экспертом в какой-то новой области, мы можем сами создавать воспоминания. Чтобы подготовить свой мозг к такой симуляции, важно научиться правильно визуализировать объекты. Тут нужно соблюсти несколько правил: объект, который вы представляете, должен быть больше своего естественного размера, он должен быть трехмерным, и вам нужно будет представить его максимально реалистично, вплоть до цвета и материала, — предмет не должен напоминать набросок.
Что вы делаете потом? Как только вы научитесь визуализировать, вы сможете запоминать информацию с помощью объектов, которые вы представляете в своем воображении. Допустим, перед вами огромный технический отчет. Читая его, после каждого отрывка вы можете представлять тот или иной трехмерный объект. А когда вам нужно будет вспомнить данные с определенной страницы отчета, вы просто представите нужный объект и мозг воспроизведет необходимую информацию. Это очень похоже на то, как хранятся файлы в компьютере: вы создаете папку для документа, а потом находите ее. Представляя объекты, которые вы визуализировали во время чтения отчета, вы без труда найдете нужную папку. То же самое работает и с тем, что вы слышите. Например, когда собеседник вам что-то рассказывает, вы начинаете визуализировать, скажем, холодильник. Потом вы сможете вспомнить сказанное, представив себе этот объект.
Есть и другой способ без труда запоминать большие объемы информации — ситуационное чтение. Наверняка с вами случалось такое: вы идете по улице и слушаете музыку или подкаст, а затем, когда вы вдруг слышите ту же песню или джингл, вы вспоминаете, то место, в котором находились. Вот как это можно использовать в работе. Допустим, у вас есть объемный служебный документ. Садится за стол и пытаться вызубрить его от корки до корки — бессмысленная трата времени и сил. Лучше поступить иначе. Если вы находитесь дома, то прочтите часть документа, лежа на кушетке, потом отправьтесь в ванную и там прочтите еще один отрывок, затем продолжите чтение в новом месте. То же самое можно проделать, если вы находитесь в офисе. После такого чтения вам будет куда проще воспроизвести всю прочитанную информацию, так как каждая страница будет связана с каким-то реальным ощущением.