технологии ускоренного обучения и изучения иностранного языка
5 суперметодик для быстрого изучения английского
Каждый семилетний американский ребенок знает английский. Он не прикладывал для этого сверхусилий. Его интеллект не выше вашего. Это факт, доказывающий что заговорить на английском может каждый. Но чтобы двигаться к цели по кратчайшему пути, нужно выбрать правильные методики. Эта статья о суперметодиках, которые помогут вам выучить английский в кратчайшие сроки.
Запоминание слов. Мнемотехника.
Народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть чем сто раз услышать». Человек быстро и без усилий запоминает яркие картинки. Мнемотехника учит применять эту особенность нашей памяти для запоминания различной информации: исторических дат, чисел, списков покупок и т.д. Методы мнемотехники отлично применяются для запоминания иностранных слов. Они в разы эффективнее зубрежки, потому что зубрежка игнорирует принципы, по которым работает человеческая память, а мнемотехника наоборот использует эти принципы обеспечивая максимально эффективное запоминание слов.
Как же работает мнемотехника? Маленькие дети запоминанию порядок цветов радуги с помощью мнемонической фразы:
«Каждый охотник желает знать где сидит фазан.»
В одном из романов Сергея Лукьяненко главный герой использует в качестве пароля к сверхсекретной компьютерной системе убойную мнемоническую фразу:
«Сорок девять обезьян в ж_пу сунули банан.»
Такой пароль невозможно забыть. Особенно если вы представите картинку как это происходило, это будет запоминание с первого раза на всю жизнь.
Нас интересует запоминание английских слов. Вот пример как это делается с помощью мнемотехники. Слово
Итак, мнемотехника научит вас переводить иностранные слова в мнемонические фразы и яркие, запоминающиеся образы. Эту методику вы можете освоить самостоятельно за несколько часов. Вы сможете запоминать иностранные слова со скоростью 10-30 слов в час. Читайте подробное описание метода здесь.
Запоминание слов. Метод карточек.
Метод карточек очень прост. Вам потребуется купить в канцелярском магазине небольшие листики бумаги, размером примерно 5 на 5 сантиметров. Допустим вы подготовили 20 слов, которые необходимо запомнить. Вы делаете следующее:
Вы спросите: «Почему же метод карточек эффективнее привычной зубрежки?» Этому есть строгое научное объяснение.
Если мы многократно извлекаем информацию из кратковременной памяти, то эта информация постепенно начинает переходить в долговременную память. На этом принципе основана зубрежка. Мнемотехника же сразу закидывает информацию в долговременную память, что более эффективно.
Если мы многократно извлекаем информацию из долговременной памяти, то эта информация становится менее подвержена забыванию. На этом принципе основан метод карточек. Зубрежка же не использует долговременную память, поэтому она неэффективна для повторения информации.
Итак, метод карточек позволит вам не забыть уже выученные слова и при этом тратить на повторение совсем немного времени. Читайте подробное описание метода здесь.
Грамматика. Метод Милашевича.
Метод Милашевича это настоящий перл, о котором мало кто знает. Это суперметодика которая за 30 минут научит вас переводить грамматические конструкции любой сложности.
He will have been asked.
выглядит довольно пугающе. В нем всего два значащих слова:
Милашевич свел расшифровку всех служебных слов (их всего около 30) в компактную таблицу. По этой таблице:
Второй гениальной находкой Милашевича является формулирование вопроса, ответом на который будет перевод предложения.
В нашем примере подлежащее «он», поэтому начинаем с вопроса
Что он делает?
И поэтапно добавляем в этот вопрос грамматические признаки, которые мы определили ранее. Добавим пассивный залог:
Что с ним делают?
Добавим будущее время:
Что с ним будут делать?
Добавим совершенный вид:
Что с ним сделают?
Ответив на этот вопрос и подставив глагол спрашивать мы получим перевод предложения:
Его спросят.
Грамматика. Метод Драгункина.
В отличие от методики Милашевича, применимой только для чтения английских текстов, метод Драгункина является всеобъемлющем, он позволяет понять английскую грамматику во всем ее многообразии. При этом форма подачи материала резко отличается от традиционных методик. Автор методики отказался от устаревших, зачастую просто искусственных «правил», и дал свое описание английской грамматики – простое, логичное и понятное.
Если ваша задача освоить английскую грамматику в полном объеме, чтобы писать и говорить на богатом английском языке, то методика Драгункина позволит вам добиться результата в кратчайшие сроки и без лишних усилий. Читайте подробное описание методики здесь.
Самые дорогие курсы английского языка проводятся с выездом в англоговорящие страны – США, Великобританию, Австралию. Люди платят тысячи долларов за погружение в языковую среду, потому что и слова и грамматика запоминаются сами собой, без усилий. Есть, другой, доступный способ погрузится в языковую среду – читать книги на английском. Способ хороший, если бы ни утомляющая необходимость постоянно обращаться к словарю.
Метод чтения Ильи Франка это специально адаптированные параллельные английские тексты. На одной странице вы видите текст и на английском и на русском, поэтому нет необходимости заглядывать в словарь. Читая интересный роман на языке оригинала, вы быстро привыкаете к системе языка и набираете лексический запас (при чтении, например, 2 часа в день — около 1000 слов в месяц). Примерно за год такой практики вы научитесь читать свободно. Запоминание слов и речевых оборотов происходит при этом не за счет зубрежки, а за счет постоянной повторяемости слов в тексте. Вы просто читаете книгу — и при этом учите язык.
Метод Ильи Франка хорошо сочетается с методом Милашевича, поскольку метод Милашевича даст вам возможность понимать не только слова, но и все грамматические конструкции в читаемой книге.
Читайте подробное описание метода Ильи Франка здесь.
Какие английские слова самые полезные?
Стоит учить только те слова, которые пригодятся в жизни! Но как отличить нужные слова от ненужных?
5 суперметодик для быстрого изучения английского
Двигайтесь к цели по кратчайшему пути! Эти методики помогут выучить английский быстро и без лишних усилий.
Слова. Как запоминать, чтобы через неделю не забыть?
Как легко запоминать английские слова? Какие есть способы запоминания английских слов? Как запоминать английские слова навсегда? Ответы вы найдете в этой статье.
10 заблуждений мешающих выучить английский
Человеку свойственно заблуждаться. Некоторые заблуждения безобидны, другие же заставляют нас тратить время, деньги и усилия впустую. Есть довольно распространенные мифы об английском языке, которые мешают его эффективному изучению.
Радио на английском языке. Как слушать, чтобы был толк?
Какое радио подходит для начинающих? Где бесплатно скачать радиопередачи на английском языке? Как заниматься самостоятельно, чтобы научится понимать английскую речь на слух? Ответы.
Технологии ускоренного обучения и изучения иностранного языка
В России большинство людей перестает учиться после 25 лет.
После университета мы забываем об обучении, как о страшном сне. Слово «учеба» ассоциируется с чем-то тяжелым, непонятным и многолетним
На занятии мы расскажем
что обучение может и должно быть в удовольствие. Ненавистную зубрёжку заменим эффективными технологиями обучения и запоминания!
У каждого дома есть полка с книгами, до которых он бы хотел добраться.
На занятии мы покажем,
как быстро и качественно проходить учебники, профессиональную литературу, выделяя главное и сохраняя новую информацию.
Учим английский 11 лет в школе, потом 4 года в университете и все еще далеки от «свободного владения».
На занятии мы выучим
новые иностранные слова и научимся произносить целые фразы!
Обучение — это стиль жизни.
Чтобы оставаться востребованным специалистом и разносторонним человеком, необходимо получать новые навыки и знания. Но как все это делать, если после работы нет сил?
На занятии вы узнаете
алгоритмы эффективной работы. Научитесь поддерживать тонус и энергию.
Быстрое обучение иностранным языкам
Зачем учить иностранный язык? Ответ на этот вопрос, пожалуй, у каждого найдется свой. Неоспоримо одно – если человек знает хотя бы один язык, помимо родного, он получает ощутимое практическое преимущество перед остальными, больше возможностей и шансов на успех. И для любого заинтересованного более важно то, как выучить иностранный язык быстрее. А интереснее всего то, что изучить какой-либо язык быстро на самом деле возможно, причем для этого даже не нужно обладать каким-то уникальным умом или сверхспособностями. Достаточно лишь освоить определенные методики изучения иностранного языка и узнать важные хитрости. Интересно? Тогда читайте нашу подборку материалов.
Как выучить любой язык за несколько месяцев – советы полиглота
Знание иностранного языка хотя бы на минимальном уровне подчас становится даже не конкурентным преимуществом, а обязательным требованием в некоторых профессиях. И конечно же, все хотят быстрых результатов, добытых незатруднительным путем. Что ж, такое действительно бывает. Шин Ву – полиглот, который за несколько лет выучил 13 языков, как древних (вроде арамейского), так и современных, – прямое тому доказательство. Мы сделали перевод статьи Шина, в которой он делится своим опытом: как выучить любой язык за несколько месяцев. Читайте, перенимайте опыт и достигайте новых высот! Читать подробнее…
Как изучить любой язык в рекордно короткие сроки
Возможно ли выучить язык самостоятельно? Российский психолог Д. Спивак в книге «Как стать полиглотом» приводит некоторые советы, призванные улучшить языковые навыки при изучении иностранного. И одна из рекомендаций – лучше учить язык по самоучителям. Так каждый сможет контролировать интенсивность занятий, давать себе необходимый объем информации и регулярно возвращаться к различным темам для закрепления. С поправкой, конечно же, на то, что сам процесс по определению не может быть полностью изолированным. Однако для повышения эффективности процесса нужно взять во внимание определенные знания, и с этими знаниями вы познакомитесь в статье. Читать подробнее…
Как выучить иностранный язык быстрее
Развитие Интернета дало возможность каждому человеку изучать иностранный язык. Это было важно и раньше, однако теперь актуально как никогда. Разумеется, не существует никакой волшебной пилюли, и без труда не обойтись. Но один и тот же человек может достичь определенных успехов как за полгода, так и за пять лет. Разница лишь в том, что в первом случае он использует правильные методики и стратегии, придерживается определенных правил, проявляя дисциплинированность и терпение, а во втором делает все наобум, не придерживаясь никакой системы. С некоторыми полезными правилами и рекомендациями вы познакомитесь в данной статье. Читать подробнее…
Изучение английского языка самостоятельно: ошибки и советы
Наверное, каждый человек задумывался об изучении английского языка. Многие уверяют, что выучить иностранный язык самостоятельно невозможно, но это неправда. В этой статье мы расскажем, как правильно учить английский самостоятельно, дадим советы с чего начинать обучение, а также объясним, каких ошибок стоит избегать. Не стоит думать, что выучить иностранный можно в два счета, нельзя заниматься хаотично и бессистемно, не рекомендуется ограничиваться лишь чтением и упражнениями… Впрочем, не будем забегать вперед. Лучше почитайте обо всем сами. Читать подробнее…
Экосистема изучения английского: как она помогает учить язык
Современные технологии полностью меняют принципы изучения иностранных языков. Ведь студент теперь не остается один на один с непонятной грамматикой и лексикой – он получает системную поддержку на каждом этапе изучения языка. Если лет 20-30 назад было почти невозможно выучить английский самостоятельно, то сейчас это вполне реально. Более того, экосистема изучения языка позволяет сделать это без особых проблем. Например, специалисты некоторых онлайн школ английского языка успешно создают экосистемы изучения английского в своих проектах. Так что давайте разберемся, что же такое экосистема изучения иностранного языка и как она помогает учить английский. Читать подробнее…
Как перестать изучать иностранный язык и начать на нем жить
Самый лучший способ выучить иностранный язык – погрузиться в языковую среду с детства. Ну а если уже поздно, можно поехать за границу хотя бы на пару месяцев. Ну а если и это сложно, остается создать языковую среду в своей привычной жизни. Можно начать думать, читать книги, писать на изучаемом языке, найти собеседников или даже специальные группы на форумах, где все говорят на иностранном. Такие приемы помогут вам выучить новый язык в разы быстрее. В статье мы познакомим вас с интересными лайфхаками и рекомендациями, которые вы сможете применить буквально сразу. Читать подробнее…
Изучение иностранного языка: старые правила о главном
Изучение языка – это не короткий забег, а марафон. Хорошо пробежать его без соответствующей подготовки не то, что трудно, а практически невозможно. Так и с иностранным языком – многие из тех, кто начинает обучаться самостоятельно, добиваются в лучшем случае базового понимания или чуть больше. Легко осилить только первые километры. Но как добраться до финиша? Описанные в этой статье рекомендации станут для вас прекрасным подспорьем, однако они лишь помогут в процессе, но не пробегут дистанцию за вас. Поэтому в любом случае нужно настраиваться на упорную работу. Читать подробнее…
Сайты для изучения английского и других иностранных языков
В наших статьях мы не единожды говорили о некоторых эффективных методах изучения иностранного языка, упоминая о многочисленных сервисах и сайтах, которые способны упростить и разнообразить процесс. В представленной статье речь пойдет именно о них. Очень рекомендуем ознакомиться с подборкой, потому как использование таких сайтов на практике заметно ускоряет процесс обучения и облегчает его, а также делает в разы интереснее, и даже скучные темы изучать становится приятно и весело. Читать подробнее…
Метод изучения языков Китайгородской
С каждым днем в сфере образования появляются какие-то новые разработки, программы, обучающие методики и другие всевозможные новшества. Старые, же, или, как еще их можно назвать, традиционные, если уж и не забываются, то просто отодвигаются на задний план по причине потери своей актуальности и малой эффективности. И эта тенденция наблюдается во всех направлениях, по которым происходит обучение, в том числе и в изучении иностранных языков. Однако есть и такие методы, интерес к которым не пропадает даже спустя десятилетия и которые продолжают применяться. К таковым и относится метод Китайгородской. Читать подробнее…
Онлайн-программа «Эффективное изучение иностранного языка»
Эта четырехнедельная программа научит вас специальным приемам и мнемотехникам для повышения эффективности изучения любого иностранного языка. Вы сможете тратить меньше времени на изучение языка, будете это делать быстрее и эффективнее. Вы научитесь запоминать больше новых и нужных слов на более длительное время, и самое главное, быстро их доставать из своей памяти в нужный момент. А еще вы научитесь легко вступать в диалог, лучше понимать речь собеседника и вообще эффективно применять свои знания языка на практике. Узнать подробнее…
Если у вас есть цель выучить английский, немецкий, китайский или любой другой язык (и даже несколько), данная подборка станет вашим отличным помощником и поможет достичь желаемого в разы быстрее!
Технологии ускоренного обучения и изучения иностранного языка
Высокая конкурентная среда заставляет школы иностранных языков изобретать все больше различий в своих подходах к преподаванию. Если лет двадцать назад от учителей требовалось просто хорошо знать язык, то сегодня ученики осведомлены о существовании методик. К сожалению, разобраться в плюсах и минусах разных педагогических подходов достаточно сложно, что дает отделам маркетинга неограниченный простор для творчества. Каких только методик вы ни найдете в рекламах школ! Авторские, экзотические, инновационные и революционные – но все ли они одинаково хороши? И так ли они нужны?
Изучение иностранного языка можно сравнить с путешествием, где результат – это конкретная точка на карте. Добраться до нее вы можете разными способами: пешком, самолетом, поездом, морем. В зависимости от выбранного метода вы потратите разное количество времени и сил; возможно, какой-то транспорт и вовсе не позволит добраться до пункта назначения. Транспорт – это и есть методика, и да, она крайне важна.
Как появляются методики?
Как появляются методики?
В XXI веке на карте едва ли остались места, где еще не побывал человек. Так и в изучении языков – почти все возможные способы уже когда-то кем-то применялись, проверялись, даже научно изучались. Оказалось, что далеко не все методики одинаково результативны. Давайте же проанализируем самые популярные из них с точки зрения эффективности.
Устаревшие методики
Аудиолингвальный подход (Audiolingual approach) прожил короткую жизнь в XX веке, однако сильно повлиял на преподавание языков, в частности, в СНГ. Зародившаяся в 1950-х годах методика основывалась на предположении, что язык – это набор паттернов, которые можно выучить многократным повторением. Для их освоения ученики наслушивали тексты и диалоги и повторяли за аудиозаписью типовые предложения, – знаменитые лингафонные кабинеты стали символами этого процесса. В языках действительно существуют стандартные шаблоны фраз и обмена фразами вроде «Спасибо – Пожалуйста». Однако создатели метода не учли, что бездумное заучивание предложений приводит к эффекту попугая, который повторяет, но не порождает речь сам. Этот метод был разгромлен великим лингвистом Ноамом Хомски, доказавшим, что кроме шаблонов язык все же требует огромной вариативности, умения конструировать фразы самостоятельно, а также понимания игры слов и намеренных искажений вроде полузабытого у нас «олбанского». В настоящее время метод не существует чистом виде.
Зато, как ни странно, другая методика, построенная на давно опровергнутых наукой убеждениях, не только продолжает существовать, но и является самой распространенной в СНГ. Это грамматико-переводная методика (Grammar—translation method), известная еще с XVI века. Она основывается на главенстве грамматики как сердцевины языка и перевода как главного способа ее освоения. Если в школе вы учили слова списками, переводили тексты, выполняли упражнения на раскрытие скобок и почти не говорили на иностранном языке, вы знакомы с этой методикой не понаслышке. Винить грамматико-переводной подход в неэффективности не стоит: он появился в европейских школах как средство изучения латыни и древнегреческого – уже тогда мертвых языков. От учеников требовалось только понимание священных текстов, а никак не свободное общение – и с этой задачей метод справлялся хорошо. Пришелся он ко двору и в СССР, где в условиях закрытых границ и жесткой цензуры иностранный язык мог пригодиться только для чтения и перевода научной документации, но никак не для разговоров с иностранцами. Когда в конце XX века нам понадобилась эффективная технология для обучения именно коммуникации, грамматико-переводную методику продолжили применять просто по привычке. К сожалению, цели, заложенные в нее изначально, противоречат целям, которые стоят перед учеником XXI века.
Методики не для всех
Метод полного погружения (Total immersion) известен человечеству с незапамятных времен. Некто попадает в языковую среду и, не имея возможности общаться на родном языке, вынужденно встраивается в иностранный контекст. До сих распространено мнение, что, просто уехав за границу, можно выучить язык естественным путем. К сожалению, это работает далеко не с каждым, ведь многое зависит от возраста ученика, его психологических особенностей (будет ли он активно общаться или замкнется), его слуха (не факт, что он сможет различать похожие звуки без помощи учителя), знания других языков и еще множества факторов. Языковая среда безусловно дает обширные возможности для обучения, но все же для абсолютного большинства людей помимо погружения нужны регулярные уроки, которые добавят структурности и существенно ускорят процесс.
Второй метод подходит не всем учителям, и это Dogme – ответвление коммуникативной методики и одновременно философское движение. Оно зародилось как реакция на переизбыток стандартизованных курсов и учебников, когда учителя поняли, что, следуя типовой программе, они потеряли в бумагах учеников. Dogme подразумевает работу без опоры на материал: учитель и ученики приходят в класс с пустыми руками, а в процессе общения рождается тема урока. На таких занятиях ученики имеют возможность самостоятельно определять тематику и направление своего обучения, вести живые беседы с одногруппниками и повышать уровень, постоянно работая над ошибками. Однако Dogme требует колоссальных усилий и профессионализма со стороны учителя: он должен с ходу уметь объяснить любую грамматическую тему, направить диалог в нужное русло, знать множество способов работы над ошибками, на ходу придумывать задания для закрепления изученного, уметь без тестов отслеживать прогресс учеников. Противники Dogme критикуют такой подход за создание искусственных ограничений и излишнее усложнение и так непростого процесса обучения.
Дополняющие методики
За последние два века появилось множество методов, которые оказываются несостоятельными, если применять их в чистом виде, но дают хорошие результаты, если дополнять ими основное обучение. Один из них – изобретение начала XX века – метод физического реагирования (Total physical response). Он базируется на концепции, что ученику, прежде чем заговорить на иностранном языке, необходимо пройти так называемый «период молчания», когда он будет слушать много иностранной речи. В этот период учитель разговаривает с учениками, используя в основном глаголы, и показывает движения, называя их на изучаемом языке. Позже ученики приучаются реагировать на команды учителя – «встаньте», «сядьте», «похлопайте в ладоши». Особенность этой методики в том, что она задействует кинестетику и мышечную память, что крайне редко применяется в изучении иностранных языков. Разумеется, этот метод не дает возможности свободно заговорить, поэтому его стали комбинировать с коммуникативным подходом. Особенно хорошие результаты это дает при обучении детей.
Пожалуй, самая распространенная сегодня дополняющая методика – самообучение (Self—study). Вы и сами знаете множество сайтов и приложений, которые могут решить, казалось бы, любые учебные задачи: дать вам новые слова, объяснить правила грамматики, предложить множество упражнений на отработку, организовать чат с другими учениками, записать образец вашего произношения и многое другое. Задания в таких системах организованы как короткие отрезки, которые вы быстро проходите, получая поощрение (баллы или уровень). Поощрение создает приятный эффект для нашего мозга, и нам хочется выполнять новые задания. К сожалению, при видимой продуманности на практике этот метод все равно не дает такого прироста знаний, как работа с преподавателем. Однако он бесценен для домашней работы, для повторения и просто как способ обеспечить вам более частый контакт с изучаемым языком.
Методика с доказанной эффективностью
Это знаменитая коммуникативная методика (Communicative approach), только в правильном ее понимании. Сегодня представление о ней у учеников сильно искажено: часто ее представляют как просмотр фильмов, игры и легкие разговоры о жизни на иностранном языке. На самом деле коммуникативная методика – это продуманная система развития языковых навыков через ситуации, приближенные к реальной жизни. Ученики не зубрят грамматику ради грамматики и не читают бесконечные тексты вслух – они разыгрывают упражнения, максимально повторяющие те ситуации, в которых они будут использовать иностранный язык в реальной жизни. При этом развивается не только разговорная речь (это популярное заблуждение!), но и письмо, и чтение, и аудирование; ведь все указанное входит в понятие «коммуникация».
Коммуникативный подход известен с конца 60-х годов. За прошедшие десятилетия методика дорабатывалась и усовершенствовалась, а ее эффективность была доказана научно на исследовании не одного поколения. Она стала базой почти всех учебных курсов по английскому языку от западных издательств вроде Oxford University Press, Macmillan, Cambridge University Press, а также определила формат известных международных экзаменов на знание английского языка, таких как IELTS и TOEFL.
Интересная особенность коммуникативной методики, которая лишний раз подтверждает ее успешность: с развитием педагогики за последние десятилетия появились новые подходы, но все они скорее дополняют и уточняют, а не опровергают коммуникативный подход.
Новые методики
Лексический подход (Lexical approach), который появился около 30 лет назад, во многом опирается на коммуникативную методику, но иначе расставляет приоритеты. Как можно догадаться по названию, большое внимание здесь уделяется изучению лексики. Подход основывается на двух важных наблюдениях. Во-первых, слова существуют не поодиночке, а в виде устойчивых выражений, которые воспринимаются как единое целое (например, «Доброе утро!», «Как дела?», «Не могли бы вы…»). Во-вторых, почти вся наша речь на родном языке состоит из таких выражений, а грамматика имеет второстепенную роль. На уроках, следующих лексическому подходу, студенты учатся распознавать и использовать частотные словосочетания. Эта методика достаточно часто применяется при подготовке к международным экзаменам, поскольку позволяет за относительно короткий промежуток времени существенно расширить словарный запас и сделать речь более разнообразной.
Ровесник лексического подхода – метод обучения на основе задач (Task—based learning) – является вариацией коммуникативного подхода. Если на классических уроках ученики сначала узнают правило, а потом учатся его применять, то метод обучения на основе задач идет от обратного: сначала вам дают задание, а уже в процессе его выполнения учитель помогает освоить недостающую лексику и грамматику. При обучении по этому методу в качестве заданий используется групповые проекты (например, вас могут попросить выбрать 5 главных событий года и сделать презентацию для всего класса). Такой подход часто оказывается более эффективным, чем традиционный, поскольку ученики с самого начала понимают, как можно применить новые знания, и материал запоминается быстрее и легче. Кроме того, работа над групповыми проектами может быть очень увлекательной. Подавляющее большинство современных коммуникативных учебников включают уроки построенные по принципу обучения на основе задач.