технологии развивающего обучения в доу кратко

Развивающее обучение в ДОУ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

1.Сущность понятия развивающего обучения.

Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистерверга, К.Д. Ушинского и др..

В основе его организации лежит классно-урочный принцип. На данном принципе построена традиционная школа. Основателями классно-урочной системы по праву считаются Я.А. Коменский и И.Ф Гербарт. Основной тезис «обучение всех всему».

Учет индивидуальных способностей школьников ограничен заданными канонами, ученик является объектом обучения, отношения с учителем часто строятся по авторитарному типу.

Идеи Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна получили дальнейшее развитие в работах Д.Б. Эльконина, В.В Давыдова и Л.В. Занкова. В 60-е годы ими были разработаны концепции развивающего обучения, на основе которых проводились экспериментальные исследования в школе. Теория Л.В. Занкова включает следующие принципы:

СРАВНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Передача знаний, умений, навыков

Развитие способностей, освоение обобщенных принципов действия

Главный девиз педагога

Носитель информации, пропагандист знаний, хранитель норм и традиций

Организатор деятельности учеников и сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом

Стиль взаимодействия учителя и ученика

Монологический (со стороны учителя)

Преобладающий метод обучения

Формы организации занятий

Преобладающая деятельность учащихся

Слушание, участие в беседе, заучивание, репродукция, работа по алгоритму

Самостоятельная поисковая, познавательная, творческая деятельность разного вида

Время урока на самостоятельную работу учащихся по сравнению с отводимым на изложение материала педагогом

Пассивная, при отсутствии интереса

Активная, инициативная, при наличии интереса

Создается всегда и целенаправленно

Психологический климат урока

Формируется изредка, подчас «стихийно»

Формируется всегда и целенаправленно

Развивающее образование
1. Предмет развития – психическое развитие ребенка в целом

2.Ребенок субъект развития всех сфер психики (интеллектуального, нравственного, эмоционального и т.д.), субъект своего собственного развития

3.Знания являются средством развития способностей личности

4.Постоянное проектирование, моделирование и экспертиза развивающей образовательной среды (условий) направленной на обеспечение саморазвития каждого участника образовательного процесса

6.Формирование у всех участников образовательного процесса способности к мышлению

7.Психолого-педагогические новообразования являются основой развития ребенка при построении образовательного процесса

8.Педагог ценится не только за имеющиеся у него знания, а за умение организовать процесс саморазвития ребенка

9.Методы, цели, средства, содержание, образовательная среда, направлены на развитие личности ребенка его творческого потенциала

1.Предмет развития – одна из сфер психики ребенка

2.Ребенок субъект одной из сфер развития психики (например интеллектуальной)

3.Ребенок должен усвоить и достичь определенного уровня знаний, умений, навыков.

5.Закономерности развития ребенка основа построения образовательного процесса
Развивающее обучение направлено на развитие одной из психических функций, а развивающее образование на одновременное развитие всех психических функций человека, в основе развивающего обучения и образования лежат деятельностный подход и психолого-педагогические закономерности развития человека.

Принципы развивающего обучения:

— принцип субъектности образования;

— принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;

— принцип учета сензитивных периодов развития;

— принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;

— принцип амплификации (обогащения, усиления, углубления) детского развития;

— принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

— принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;

Итак, развивающее обучение представляет собой целостную систему, где все взаимосвязано и взаимообусловлено: содержание, метод и тип общения. Это обучение, в процессе которого ученик развивается совместно с учителем.

Особенности авторской методики Эльконина-Давыдова:

Система Эльконина-Давыдова базируется на трех главных принципах: 1.Ведущими предметами исследования в процессе обучения являются способы и методы решения задач. С этих позиций осуществляется изучение любой учебной дисциплины. Каждый последующий раздел конкретизируется и дополняется освоенными методами действия.

2.Любая учебная деятельность характеризуется предметно-практическим направлением.

3.Работа школьника на занятии нацелена на активный поиск средств и способов решения обозначенных задач, при этом неверные суждения ребенка трактуются как «проба мысли», а не ошибка.

Данная система позволяет исключить репродуктивный способ обучения и помогает осуществить переход к деятельностной педагогике, развивающей у ребенка теоретическое мышление.

Особенностью данной авторской методики является то, что учащиеся принимают активное участие в обучающем процессе.

В итоге дети преобразуются в маленьких ученых и исследователей, которые сотрудничают со своим научным руководителем – педагогом. При этом учителю отводится на уроке не основная роль, а вспомогательная. Он только направляет и координирует работу учащихся.

Данные виды диалога позволяют детям выдвигать множество собственных вариантов решения поставленной задачи или проблемы. Педагог, в свою очередь, фиксирует самые неординарные варианты и предлагает учащимся доказывать свои гипотезы, а также создает на уроке ситуацию успеха. В конце занятия школьники подводят итоги своей деятельности. Для того чтобы в процессе обсуждения проблемы принимали активное участие все ученики, рекомендуется разделить класс на мини группы и предложить каждой из них выдвинуть гипотезу или версию решения поставленной задачи.

Следует отметить, что педагог, использующий на уроках систему Эльконина-Давыдова, должен отлично владеть необходимыми методическими приемами, позволяющие раскрыть творческий потенциал ребенка и учитывать ценные мысли ребенка в ходе обсуждения поставленной проблемы.

Можно отметить основные достоинства системы Эльконина-Давыдова для развития и обучения ребенка.

В первую очередь школьник учится не запоминать полученную от педагога информацию, а самостоятельно приобретать знания в процессе теоретически-практических исследований предмета или явления.

Во-вторых, ребенок учится быстро адаптироваться к меняющимся условиям и легко находит выход из любой возникшей ситуации.

Следовательно, по методике Эльконина-Давыдова для формирования логического мышления у ребенка нужно обращать внимание на уровень развития рефлексии, умение планировать и выполнять анализ поставленных задач. технологии развивающего обучения в доу кратко. Смотреть фото технологии развивающего обучения в доу кратко. Смотреть картинку технологии развивающего обучения в доу кратко. Картинка про технологии развивающего обучения в доу кратко. Фото технологии развивающего обучения в доу кратко

3.Занятие, основанное на дидактических принципах Л.В. Занкова

В системе Л.В. Занкова урок имеет гибкую структуру.

— На нём организуются дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному искусству, музыке, труду.

— Широко используются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов.

-Данная система акцентирует внимание учителя на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически.

Дидактические принципы системы Л.В. Занкова: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.

Первым принципом дидактической системы является принцип обучения на высоком уровне трудности.

Она предусматривает вместе с тем и определенные методические изменения и дополнения. Так, например, исчезла необходимость ставить отрицательные (по тогдашней 5-балльной шкале) оценки, основной стала тематическая оценка, большое внимание уделяется развитию наблюдательности, поэтому проводится много экскурсий в природу, ученикам приходится глубоко анализировать НЕ столько результат, сколько процесс его получения, происходит тесное вплетение новых знаний в систему ранее усвоенных, много внимания уделяется раскрытию сути самих знаний.

Итак, система Л.В. Занкова направлена на повышение уровня общего умственного развития, в частности на развитие наблюдательности, умение осуществлять анализ и самоанализ, обобщение, конкретизацию и тому подобное.

технологии развивающего обучения в доу кратко. Смотреть фото технологии развивающего обучения в доу кратко. Смотреть картинку технологии развивающего обучения в доу кратко. Картинка про технологии развивающего обучения в доу кратко. Фото технологии развивающего обучения в доу кратко

Отличительные черты теории Занкова.

1.Направленность на высокое развитие школьника.

2.Высокий уровень трудности, на котором ведется обучение.

3.Быстрый темп прохождения учебного материала.

4.Резкое повышение удельного веса теоретических знаний

Источник

Технологии развивающего обучения

технологии развивающего обучения в доу кратко. Смотреть фото технологии развивающего обучения в доу кратко. Смотреть картинку технологии развивающего обучения в доу кратко. Картинка про технологии развивающего обучения в доу кратко. Фото технологии развивающего обучения в доу кратко Галина Сидельникова
Технологии развивающего обучения

Сидельникова Галина Викторовна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25 «Рябинушка»

«Технологии развивающего обучения»

Теория развивающего обучения берет своё начало в работах И. Г. Песта-лоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского. Научное обоснование этой теории дано в трудах Л. С. Выготского. Своё дальнейшее развитие она получила в экспери-ментальных работах Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Н. А. Мен-чинской и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диа-лектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признается ве-дущей жизненной силой психического развития ребенка,становление у него всей совокупности качеств личности:знаний, умений, навыков (ЗУН, способов умственных действий (СУД, самоуправляющих механизмов личности (СУМ, эмоционально-нравственной сферы (СЭН, деятельностно-практической сферы (СДП).

Эта концепция развивающего обучения утвердилась в ХХ веке благодаря трудам русских ученых Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, Э. В. Ильенкова, Л. В. Занкова, В. В. Давыдо-ва.

В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его со-отношении с обучением на первый план было выдвинуто становление ребенка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.

Одна из первых попыток реализовать эти идеи была предпринята Л. В. Занковым, который в 50—,60-х годах двадцатого столетия разработал систему интенсивного всестороннего развития детей для начальной школы, но тогда она не была внедрена в практику.

Иное направление развивающего обучения в 60-х годах было разработа-но Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым и воплощено в практике работы экспе-риментальных школ. В их технологии основное внимание обращалось на разви-тие интеллектуальных способностей ребенка.

В данное время существует множество технологий развивающего обуче-ния,имеющих свою специфическую направленность и одинаковую конечную цель: развитие самостоятельной нравственно-волевой личности.

Так, технология Л. В. Занкова направлена на общее целостное развитие личности, Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова акцентирует развитие способов ум-ственных действий, технологии творческого развития отдают приоритет эмо-ционально-нравственной сфере, технология Т. К. Селевко ориентируется на раз-витие самоуправляющих механизмов личности, И. С. Якиманской- на деятельно-стно- практической сферы.

В 1996 году Министерство Образования России официально пришло суще-ствование систем Л. В. Занкова, Д. В. Эльконина- В. В. Давыдова.

Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному. Знания – не конечная цель обучения, а средство развития ребенка.

Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидума. Обучение, по словам ведущих русских педагогов и психологов, должно быть организовано так, чтобы за минимальное время достичь максимальных результатов развития. Оно должно идти впереди развития, максимально используя генетические возрастные пред-посылки и внося в них существенные коррективы.

В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стиму-лируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.

В психологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоя-тельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой.Это взаимодей-ствие включает все этапы деятельности:

1) целеполагание (развивается самостоятельность, свобода, целеустремленность, достоинство, честь, гордость);

2) планирование и организация (развивается самостоятельность, воля, творчест-во, созидание, инициатива, организованность);

3) реализация целей (трудолюбие, мастерство, исполнительность, дисциплини-рованность, активность);

4) анализ результатов деятельности (формируется честность, совесть, критерии оценки, ответственность, долг).

Позиция ребенка как объекта обучения при традиционном обучении лишает его полностью или частично действий целеполагание, планирование, анализа и приводит к деформациям и издержкам развития.

Только в полноценной деятельности субъекта достигается развитие самостоя-тельности, положительной я-концепции, нравственно-волевой сферы личности, происходит самореализация, самоизменение. Поэтому одной из основных целей развивающего обучения является формирование субъекта учения – учащего себе индивида.

Традиционные для ХХI века социотализаторские и биологизаторские тео-рии обучения уступают место способам, основанным на субъективных, психо-генных факторах развития.

В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятель-ности, субъектом своего развития.

В содержании развития важным является не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познава-тельных сил и творческого потенциала ребенка.

Все группы качеств личности: ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП взаимосвязаны и представляют сложнейшую динамически развивающуюся целостную структуру.

«Технологии развивающего обучения» В своей деятельности я использую современные образовательные технологии, рекомендуемые ФГОС. В своей работе я опираюсь на принцип развивающего.

Игровые технологии как эффективный метод обучения согласно требованиям ФГОС Игровые технологии как эффективный метод обучения согласно требованиям ФГОС Образовательные стандарты дошкольного образования ставят во.

Использование игровых технологий в процессе коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ТНР В настоящее время подавляющее большинство детей, комплектующихся в группы компенсирующей направленности, имеют неврологический статус, отягощённый.

Конспект НОД с использованием технологии проблемного обучения в подготовительной группе ОНР «Свойства объёма» Программное содержание: – учить детей использовать условную мерку для измерения объема жидкости; – продолжать развивать у детей мыслительные.

Мастер-класс «Игровые технологии как средство обучения грамоте» Мастер – класс «Игровые технологии как средство обучения грамоте». Своё выступление мне хочется начать с высказывания: «Без игры, нет,.

Организация развивающего обучения на примере работы с игровым комплектом «Пертра» (средняя группа) В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) основной целью дошкольного.

Технологии интерактивного обучения в работе с детьми дошкольного возраста. Картотека игр Технологии интерактивного обучения в работе с детьми дошкольного возраста. Технология «Работа в парах». Игра «Угадай-ка». Цель игры: закрепление.

Источник

Развивающие технологии в обучении детей дошкольного возраста

технологии развивающего обучения в доу кратко. Смотреть фото технологии развивающего обучения в доу кратко. Смотреть картинку технологии развивающего обучения в доу кратко. Картинка про технологии развивающего обучения в доу кратко. Фото технологии развивающего обучения в доу кратко Ирина Чуксина
Развивающие технологии в обучении детей дошкольного возраста

Из всех существующих отечественных технологий технология развивающего обучения является одной из наиболее признанных.

У ее истоков стояли такие психологи и педагоги, как Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие.

Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, то есть призывает, приводит в движение внутренние процессы развития.

Зона ближайшего развития – то, что ребенок сам еще сделать не может, ему нужна помощь, т. е. на определенном этапе развития ребенок может решать образовательные задачи под руководством взрослых и в сотрудничестве с другими детьми.

Зона актуального развития – то, что ребенок может сделать сам.

В связи с разработкой теории развивающего обучения, были выдвинуты предположения, о том, что ребенок с дошкольного возраста способен овладеть многими общими теоретическими понятиями. В этой связи возможно активизировать умственное развитие через содержание учебного материала, в котором приоритет отдается повышению теоретического уровня.

Система Л. В.Занкова основана на принципах: Обучение на высоком уровне трудности, приоритет и ведущая роль теоретических знаний, высокий темп изучения материала.

Система Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова основывается на формирование теоретических знаний и теоретического мышления на основе анализа, планирования, рефлексии.

Система Эльконина — Давыдова развивает у детей самостоятельность, инициативность, логическое мышление, умение аргументировано рассуждать и излагать свою точку зрения, нетрадиционно мыслить и находить нестандартные решения, повышает самооценку.

Применяя развивающие технологии в детском саду,следует учитывать:

1. Организовывать интегрированную образовательную деятельность, так как при таком подходе материал усваивается детьми лучше.

2. При проведении НОД делите детей на микрогруппы по 4- 5 человек (по половому признаку- на физкультурных занятиях, по коммуникативному признаку- кто с кем дружит, по общему развитию, по темпу выполнения- быстрым детям давать задания труднее и тем самым выводить их на более высокий уровень развития).

3. На развивающих занятиях очень важно не делать за детей то, что они смогут сделать сами, и не сообщать того, до чего они сумеют додуматься при оптимально созданных для этого условиях. Необходимо давать детям возможность предполагать, домысливать. К показу способов деятельности воспитатель приступает только тогда, когда дети не смогли додуматься до них сами после нескольких проб.

4. Со средней группы развиватьспособности к познанию мира через исследовательскую деятельность: в дифференцированных микрогруппах, с использованием схем разного содержания.

5. Развитая речь- основной показатель психического развития дошкольников. Необходимо просить детей уточнить сказанное, делая вид, что это очень важно для всех, но пока непонятно. Помните, что повторение чужих мыслей и заучивание наизусть способствует только тренировке механической памяти.

6. Важнейшей составляющей мышления дошкольников является способность к воображению. Особенно активно воображение развивается в пятилетнем возрасте. Чтобы использовать возможности данного возраста, необходимо давать задания, которые начинались бы со слов «представьте», «придумайте».

7. При проведении НОД нужно хвалить детей только в том случае, если они действительно интеллектуально потрудились. Старайтесь не принимать повторных ответов. Чтобы этого не происходило, большая часть деятельности воспитанников целесообразно организовывать в малых группах.

8. Предоставляйте право на ошибку и неточность при обсуждении темы и при выполнении заданий. Даже, если ребенок неправ, но старается участвовать в деятельности, он обязательно получает похвалу.

9. В каждом виде деятельности необходимо создавать ситуации выбора видов деятельности или своего фрагмента работы и учить детей выбирать.

В чем же заключаются отличия развивающего обучения от традиционного, если говорить о дошкольном образовании?

— Прежде всего это отказ от «директивного», «авторитарного» характера общения с детьми. Взрослый находится «не над, не рядом, а вместе с ребенком», то есть в основе содействие, сотрудничество детей и взрослого.

— Дозирование репродуктивной формы работы (т. е повтор – делай как я, основанной на повторении и заучивании, выполнении действий по образцу

— Ребенку всегда надо давать выбор (материала, способа, деятельности и т. д.) тогда ему будет интересно.

— Содержание занятия – это не цель, а только средство для достижения развивающих задач (главное в процессе обучения не передача определенных знаний, умений и навыков, а активный поиск в решении возникшей (поставленной педагогом) задачи).

— Ребенок должен быть нацелен на способы достижения результата, а не на сам результат, и хвалить надо именно за «пройденный путь», а не за сам результат.

— Уход от учебной деятельности, повышение статуса игры в процессе обучения.

— Не важно, усвоил ребенок сейчас содержание занятия или нет, главная задача в развитии способностей и творческого потенциала каждого ребенка, его личностный рост.

— Частая смена видов деятельности во время занятия, учет «клиповости» мышления современных детей – быстрая сменяемость информации и «картинки».

— Дети должны что – то делать руками. Ребенок действует – ему интересно – он развивается.

— Совместный поиск решения предполагает диалог с детьми, каждый высказывает свое мнение. При этом никакой критики! Неправильные ответы детей – это повод обсудить, искать – отсюда развитие ребенка.

— Вопросы, задаваемые ребенку, должны предусматривать неоднозначные ответы, что способствует рассуждению («Кто спит зимой в берлоге? или «А почему медведь спит в берлоге).

— На смену шаблонам приходит релиативный подход (релиативно – значит неоднозначно, относительно)«все может быть всем». Например, какого цвета может быть трава, снег и т. д.

— Содержание и структура развивающего занятия должны быть гибкими, с ориентиром на создавшуюся ситуацию. На традиционном занятии главное – дисциплина. На развивающем занятии – условия выбора, проблемная ситуация, живой интерес.

Развитие ребенка не может ограничиваться рамками НОД (непосредственно образовательной деятельности, оно непрерывно. Поэтому выдвигаются новые требования к среде, в которой ребенок находится продолжительное время – она тоже должна носить развивающий характер.

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

технологии развивающего обучения в доу кратко. Смотреть фото технологии развивающего обучения в доу кратко. Смотреть картинку технологии развивающего обучения в доу кратко. Картинка про технологии развивающего обучения в доу кратко. Фото технологии развивающего обучения в доу краткоИгровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствам Основной задачей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является обеспечение всестороннего развития организма, увеличение.

технологии развивающего обучения в доу кратко. Смотреть фото технологии развивающего обучения в доу кратко. Смотреть картинку технологии развивающего обучения в доу кратко. Картинка про технологии развивающего обучения в доу кратко. Фото технологии развивающего обучения в доу краткоДидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна. Вашему вниманию тему выступление: «Дидактические игры в обучении.

Мастер-класс для педагогов ДОО «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Предлагаю Вашему вниманию мастер- класс для педагогов ДОО: «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Всем нам известно, что на.

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста Развивающие игры для детей 5- 7 лет. 1. Игра «Шаги. (Кто быстрее доберется до) С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно.

технологии развивающего обучения в доу кратко. Смотреть фото технологии развивающего обучения в доу кратко. Смотреть картинку технологии развивающего обучения в доу кратко. Картинка про технологии развивающего обучения в доу кратко. Фото технологии развивающего обучения в доу краткоРазвивающие игры на липучках для детей младшего дошкольного возраста Цель данного пособия: При помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям,.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *