технологии развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в практике работы доу

Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

технологии развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в практике работы доу. Смотреть фото технологии развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в практике работы доу. Смотреть картинку технологии развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в практике работы доу. Картинка про технологии развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в практике работы доу. Фото технологии развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в практике работы доу Захарова Ольга Юрьевна
Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Эмоция – это сильное, обычно кратковременное переживание, ответ человеческого организма на изменения, происходящие в окружающем мире. При возникновении как положительных, так и отрицательных эмоций усиливается работа сердечной мышцы, дыхательной системы, органов чувств, в кровь выделяется адреналин, замедляется работа органов пищеварения.

В дошкольный период происходят интенсивное интеллектуальное развитие и рост ребенка. Именно в это время формируется его умственный и эмоциональный интеллект – основа для дальнейшей успешной адаптации в социуме.

Понятие эмоционального интеллекта новое для психологии и педагогики. Проблему развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте исследовали такие отечественные педагоги и психологи, как А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Я. З. Неверович и др. Л. С. Выготский, считал, что эмоциональную сферу личности ребенка составляет предмет и заботу воспитателя в такой же мере, как ум и воля [2,c.50]

Чтобы воспитатели использовали достижения учёных в образовательной деятельности и знали, что и для чего они делают, нужно разграничить и сравнить понятия «эмоциональная сфера» и «эмоциональный интеллект». Сравнение данных понятий даст обоснованную теоритическую базу для практической работы по эмоциональному развитию дошкольников.

В настоящее время понятие «эмоциональный интеллект» не имеет общепринятого определения. Российский ученый Д. В. Люсин сформировал структуру эмоционального интеллектаи выделил 2 измерения:

• направленность на собственные эмоции и эмоции других людей;

• линию понимания эмоций и линию управления ими. [1,c.21]

Пересечение этих измерений даёт 4 вида эмоционального интеллекта: понимание собственных эмоций; понимание эмоции других людей; управление собственными эмоциями; управление эмоциями других людей.

При этом первый и третий вид составляют внутриличностный эмоциональный интеллект, второй и четвертый – межличностный. Данная структура поможет педагогам сформировать представление об эмоциональном интеллекте как системе.

Классик отечественной психологии А. Н. Леонтьев выделил основные составляющие эмоциональной сферы человека.

-на человека (любовь к матери и т. д.)

-объект (любовь к родине, предметам искусства)

-деятельность (любовь к занятию спортом, пению, рисованию и т. д.)

В своей практике для развития эмоционального интеллекта применяю следующие методы и технологии:

-игра, является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, и она способна осуществлять позитивные изменения в эмоционально сфере ребёнка.

Работу по развитию эмоционального интеллекта у детей провожу не только в режимные моменты, но в образовательной деятельности.

Важным этапом в работе по развитию эмоционального интеллекта является настрой детей на образовательную деятельность. Для этого были подобраны игры и игровые упражнения, которые направлены на концентрацию внимания, наблюдательности, воображения.Например: «Встаньте все те, кто…», «Что изменилось?», «Что делать, если…», «Опиши друга», «Слушаем тишину», «Найди и промолчи», также игры на снятие эмоционального напряжения например: «Прочитай письмо», «Рисуем на ладошках» «Найди лишнее» «Скажем по кругу друг другу комплимент», «Повтори фразу», «Мыльные пузыри» и т. д. Эти игры способствуют управлять своими эмоциями, различать и понимать эмоции других.

Также во время проведения образовательной деятельности применяла сюрпризный момент. Например, каждый день в группу приходил какой-нибудь герой из сказки Незнайка, Мальвина и т. д и приглашали детей поиграть и рассказать о своём настроении.

-сказкотерапия, уникальность, которой заключается в том, что ребенок воплощает свои мысли через игрушки, героя – открывает сам того не замечая, те эмоции и переживания о которых бы сам никогда не сказал. Читаем сказки, придумываем и проигрываем их с помощью кукольного театра, игрушек.например: «Муха – Цокотуха», «Дюймовочка», «Снежная королева», «Сказка о самом заветном желании», «Почему Сережа не боится засыпать сам?» и т. д. В таких произведениях добро и зло четко разделены между собой.

-изотерапия, даёт детям возможность снять эмоциональное напряжение и выпустить все отрицательные эмоции на бумагу. Для рисования использовали

краски, карандаши, восковые мелки. («Рисуем цвет эмоций», «Рисуем линии эмоций»).

-сюжетно-ролевые игры, в которых, примеряя на себя роль с установленной условиями игры поведенческой моделью, ребенок учится понимать других людей, учитывать их побудительные мотивы, настроения, пожелания. Одна из форм ролевых игр – кукольный театр.

— специальные игрушки. В группе у нас есть игрушка-рукавичка (зайчонок, лягушонок) с карточками, обозначающими эмоции, который, позволяет придумывать вместе с ребятами истории приключений и понимать, что чувствует их герой.

-совместная деятельность. Привлекаю детей к совместным занятиям трудом, творчеством или уходу за домашними питомцами.

Ребята еще не умеют ясно выражать свои мысли, но зато умеют рисовать, лепить, строить, фантазировать, поэтому эти методы и приемы подходят для работы с детьми. Совместное использование помогает уверенность в своих силах, получить положительные эмоции. Нужно выбрать подход с учетом характера ребенка, он не должен быть не слишком сложным, ни слишком простым, чтобы не утомлять. И помните, что каждый ребенок уникален и будет развиваться в своем темпе. Поэтому вариант, который подходит одному ребенку, может быть слишком сложным для другого, и наоборот.

И нужно понимать, что успех занятий с ребенком по развитию эмоционального интеллекта в семье или детском саду обеспечивается за счет создания безопасного пространства, в котором ребенок будет чувствовать поддержку и получать свободу выражать свои эмоции.

Cписок использованных источников

1. Агафонова И., Князева Н. Что такое эмоциональный интеллект дошкольника / Агафонова И., Князева Н. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №11,ноябрь 2016,-с. 21-24.

Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.

Конспект НОД «Злючка» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Цель: создавать условия для формирования умения передавать эмоцию злости. Формировать умение сравнивать эмоции на фотографии и на картинке.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Подборка дидактических игр для развития эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Игровая деятельность предоставляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей. В частности дидактическая игра.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

технологии развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в практике работы доу. Смотреть фото технологии развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в практике работы доу. Смотреть картинку технологии развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в практике работы доу. Картинка про технологии развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в практике работы доу. Фото технологии развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в практике работы доуРазвитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

технологии развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в практике работы доу. Смотреть фото технологии развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в практике работы доу. Смотреть картинку технологии развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в практике работы доу. Картинка про технологии развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в практике работы доу. Фото технологии развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в практике работы доуРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапии Самая актуальная и значимая задача на сегодняшний день для педагогов это научить воспитанников осознавать свои внутренние состояния, уметь.

Источник

Приемы развития эмоционального интеллекта в ДОУ

технологии развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в практике работы доу. Смотреть фото технологии развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в практике работы доу. Смотреть картинку технологии развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в практике работы доу. Картинка про технологии развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в практике работы доу. Фото технологии развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в практике работы доу Федюнина Ирина Владимировна
Приемы развития эмоционального интеллекта в ДОУ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

Что же такое эмоциональный интеллект?

Как известно, наиболее эффективным методом развития и управления эмоциями у детей является игровая деятельность, так как в соответствии с ФГОС ДО, игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, и она способна осуществлять позитивные изменения в эмоционально-волевой сфере ребёнка.

Работа по развитию эмоционального интеллекта у детей в ДОУ проводится не только в режимные моменты, но в образовательной деятельности. На начальном этапе работы нами был разработан пошаговый алгоритм диагностики, который включил в себя изучение эмоционального состояния по методике «Цветовыбор» А. Е. Лутошкин. Этот метод нам показался не совсем полным, чтобы понять эмоциональное состояние детей. Поэтому следующим этапом нашей работы было проведение диагностических исследований по методики Л. П. Стрельниковой, Т. А. Данилиной. Предложенная классификация это карта наблюдения предполагает наблюдение за ребёнком и группой детей в режимные моменты, в процессе учебной, спортивной, игровой деятельности и свободной игры. В ходе наблюдений был сделан вывод, что в целом эмоциональный фон в группах ДОУ благополучный. Дошкольники в большинстве испытывают позитивные эмоции: радость, интерес, восторг, удовольствие. Однако сформировалась группа дошкольников, у которых выявлены негативные эмоции: злость, грусть, тревога. В связи с этим работав группах ДОУ была направлена на то, чтобы помочь детям справиться с негативными переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Важным этапом в работе по развитию эмоционального интеллекта является настрой детей на образовательную деятельность. Для этого были подобраны игры и игровые упражнения, которые направлены на концентрацию внимания, наблюдательности, воображения.Например: «Встаньте все те, кто…», «Что изменилось?», «Что делать, если…», «Опиши друга», «Заряд бодрости», «Слушаем тишину», «Найди и промолчи» и т. д.

Во время проведения образовательной деятельности педагоги ДОУ по возможности применяли сюрпризный момент. Например, каждый день в группу приходит какой-нибудь герой из сказки Буратино, Чиполлино и т. д. : Буратино приглашает детей поиграть и рассказать о своём настроении. Дети передают по очереди золотой ключик и рассказывают, что они чувствуют, с каким настроением пришли в детский сад. Или Чиполлино, просит угадать эмоцию, нарисованную на картинке и т. д. Сказочные герои приходят в детский сад с сувенирами, подарками. Детям это очень нравится и они с интересом вовлекаются в игру. Таким образом, если у детей были негативные эмоции, то они заменяются позитивными.

В образовательную деятельность воспитатели старались включать игры на снятие эмоционального напряжения:например: «Семейка гномс», «Домик настроений», «Скажем по кругу друг другу комплимент», «Путешествие в мир эмоций» и т. д. Эти игры способствуют управлять своими эмоциями, различать и понимать эмоции других.

1. Улыбнись,как: кот на солнце; Буратино; как хитрая лиса; как будто ты увидел чудо;

2. Отдохните,как: турист, снявший тяжёлый рюкзак; ребёнок, который много трудился, но помог маме;

3.Испугайся как: заяц, увидевший волка; котёнок, на которого лает собака;

4. Вы устали,как: папа после работы; человек, поднявший тяжёлый груз; муравей, притащивший большую муху.

На развитие эмоционального интеллекта особое внимание оказывают дидактические игры. Так, например,серия игр Юлии Борисовны Гиппенрейтер: «Наши чувства», «Эмоциональное лото», «Эмоциональная угадай-ка». Их можно использовать не только в режимных моментах, но и в образовательной деятельности.

В игре «Эмоциональное лото» дети закрепляют приобретённый словарь названий эмоций, распознают переживания других людей в различных жизненных ситуациях. Воспитатель или ребёнок достаёт из «мешочка» карточку «Вытяни меня» и громко читает то, что на ней написано. Дети ищут на своих таблицах картинки, которые соответствуют прочитанному тексту, и закрывают их карточкой «Ура! Нашёл!». Кто первым закрыл таблицу – выиграл. Зелёными карточками закрывают таблицу, если используется конкретная ситуация или эмоция. Красными карточками закрывают, в том случае, если дети могут найти несколько разных ситуаций с близкими по смыслу переживаниями.

В предлагаемых играх дети вместе с педагогами погружаются в мир эмоций – делятся своими переживаниями, учатся называть, осознавать и различать оттенки чувств, понимать переживания других. Всё это способствует развитию эмоционального интеллекта детей.

Таким образом, коррекции негативных эмоциональных состояний у детей способствовало снижению таких негативных проявлений, как страх, злость, печаль и способствовало более активному проявлению эмоций радости и интереса. Дети стали лучше управлять своим поведением, стали более общительные, они стали легче воспринимать и понимать эмоции окружающих людей, стали менее агрессивными.

На сегодняшний день убедительно доказана центральная роль эмоциональной стабильности в успешности школьного обучения, а развитие эмоциональной сферы ребенка признано главным элементом понятия «психологическая готовность к школе». И поэтому начинать воспитание и развитие эмоционального интеллекта следует уже в самом раннем возрасте. Это лучший путь к укреплению личности и профилактике разных отклонений и проблем в развитии.

Формирование эмоционального интеллекта дошкольников станет более успешным, при развитии его компонентов, при создании психолого-педагогических условий для реализации программы развития эмоционального интеллекта.

1. Аралова М. А. Справочник психолога ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2007.

Формирование эмоционального интеллекта у дошкольников (информация для родителей) Мы мало отдаём времени детям. Мы мало играем с ними, не стараемся привлекать их к помощи взрослому в повседневной жизни, мало любим их,.

Индивидуальные занятия-один из путей развития ручных умений детей с нарушением интеллекта Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных коррекционных занятиях. Одной из основных.

Организация целенаправленного психологического сопровождения эмоционального развития детей с нарушением зрения в ДОУ В словаре русского языка глагол «сопровождать» означает идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. В дословном переводе.

Особенности развития поведенческой сферы дошкольников с нарушением интеллекта Проблема развития поведенческой сферы дошкольников с нарушением интеллекта из года в год становится актуальнее и значимее. Это связано с.

Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта в младшем и старшем дошкольном возрасте Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта в младшем и старшем дошкольном возрасте. Прежде чем говорить об особенностях.

Педагогическая статья «Дидактическая игра-как средство развития интеллекта дошкольников» Тема: «Дидактическая игра- как средство развития интеллекта дошкольников» Выполнила: воспитатель Реутова С. А Дошкольный возраст – это.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ Психологический тренинг, направленный на профилактику эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Цели: профилактика психологического здоровья.

Видео «Методы и приемы развития музыкальности на музыкальных занятиях в ДОУ» » Методы и приемы развития музыкальности на музыкальных занятиях в детском саду» Маслова Светлана Анатольевна ЦРР детский сад №1 » Мечта».

Занятие по развитию эмоционального интеллекта для детей подготовительной группы на тему: «Как злость превратилась в любовь». Занятие по развитию эмоционального интеллекта для детей подготовительной группы на тему: «Как злость превратилась в любовь». Автор: педагог-психолог.

Источник

Cтатья «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

На сегодняшний день наблюдается тенденция роста интереса к изучению сферы эмоционального интеллекта.Под эмоциональным интеллектом, вслед за Д. Мейером и П. Соловеем, мы понимаем способность распознавать и понимать свои собственные, а также эмоции партнера по общению, и регулировать эмоциональные состояния: свои и чужие.

На сегодняшний день большое внимание уделяется проблеме развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, поскольку именно в этот период, по мнению внушительного количества ученых, происходит формирование эмоциональной сферы как таковой. Более того, они полагают, что развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте может привести к успеху в дальнейшей жизни в целом.

Что такое эмоциональный интеллект?

Жизнь человека очень насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным образом к предметам, событиям, к другим людям, к своей личности, а любые проявления активности личности сопровождаются эмоциональными переживаниями, т. е. проявляет человек эмоции и чувства.

Эмоции (от лат. emovea — потрясаю, волную) — это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности,

К выразительным формам эмоций относятся:

· жесты (движения рук),

· мимика (движения мышц лица),

· пантомимика (движения всего тела),

· эмоциональные компоненты речи (сила и тембр, интонации голоса),

· вегетативные изменения (покраснение, побледнение, потоотделение).

Без эмоций и чувств невозможно восприятие окружающего мира. Эмоции и чувства направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс. Без эмоционального осознания, мы не в состоянии в полной мере понять нашу собственную мотивацию и потребности, а также эффективно общаться с другими людьми. То, как мы себя чувствуем, влияет на то, как мы думаем и о чём мы думаем. Для людей вокруг важен не только ваш ум и обширные познания, им так же важно то, как вы говорите, насколько с вами приятно просто находиться рядом, насколько вы готовы и умеете взять на себя ответственность, вдохновить, отстоять свою позицию.

Наши чувства и эмоции влияют на здоровье и личную жизнь, на успех в работе, помогают сделать отличную карьеру, добиться успеха практически в любом начинании, но могут и в одночасье все это разрушить. Поэтому умение регулировать собственное эмоциональное состояние одно из важнейших умений в жизни каждого человека. Изменяя эмоции в жизни человека можно изменить и саму жизнь.

1. Точность оценки и выражения эмоций. Это умение представляет собой способность определить эмоции по физическому состоянию и мыслям, по внешнему виду и поведению.

2. Использование эмоций в мыслительной деятельности. Эмоции направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс.

3. Понимание эмоций. Эмоции — не случайные события. Их вызывают определённые причины, они меняются по определённым правилам.

4. Управление эмоциями. Эта способность относится к умению использовать информацию, которую дают эмоции, вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы; управлять своими и чужими эмоциями.

Но, ни в коем случае, нельзя недооценивать умственное и логическое развитие человека, если человек не наделен достаточным уровнем IQ, он не только не сможет увидеть проблемы недостаточности своего EQ, но и не сможет его эффективно повысить. Это говорит о взаимо-зависимости развития умственного и эмоционального развития. Как писал Дэвид Карузо, очень важно понимать, что «эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов».

Развитие общества, государства зависит от количества успешных людей, живущих в этом государстве. Модернизация российского образования в качестве одной из основных целей предполагает воспитание личностей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, креативностью. А дошкольное образование – база становления ребёнка, как личности.

Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

Насколько детям необходимо изучать свой организм и окружающий мир, настолько им также необходимо изучать и свой внутренний мир. Совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Поэтому не менее важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

· умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;

· способностью сознательно влиять на свои эмоции;

· умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);

· способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

· умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;

· способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Но результаты мониторингов показывают:

· У детей плохо сформированы эмоционально – мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым;

· У детей недостаточно выработаны положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе игры;

· У детей недостаточно развиты навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод переживания.

А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка.

И в связи с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании, проблема развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в последние годы приобрела особую актуальность.

Важно систематизировать развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, по мнению психологов, является весьма прочным и принимает характер установки.

Поэтому перед педагогами дошкольных учреждений и родителями стоит цель:

— Формирование у детей эмоционально – мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям.

— Развитие навыков, умения и опыта, необходимых для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Из цели вытекают следующие основные задачи:

— Сообщая детям знания, воспитывать в них такие нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление заботиться о них.

— Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей.

— Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении.

— Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями – мимикой, жестами, пантомимикой.

— Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе самостоятельной деятельности.

— Необходимо сформировать у детей способность распознавать собственные чувства и чувства других людей, чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать верный стиль в отношениях.

Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:

– самосознание (образ «Я», понимание «психологического устройства» себя);

– самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);

– социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);

– управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).

Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития. Поэтому при развитии эмоциональности у детей необходимо учитывать их возрастные особенности.

Для детей младшего дошкольного возраста эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. К 3 годам начинают закладываться простейшие нравственные эмоции и проявляться эстетические чувства. Начинает проявляться эмоциональное отношение к сверстнику. Происходит дальнейшая «социализация эмоций» (переживание человеком своего отношения к окружающим людям в системе межличностных отношений).

Средствами воспитания положительных эмоций в младшем дошкольном возрасте являются: сам взрослый, как носитель этих эмоций, вся окружающая ребёнка атмосфера, наполненная доброжелательностью и любовью.

Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста.

Содержание работы по развитию эмоциональной сферы может содержать следующие формы и методы :

o комфортная организация режимных моментов. Это организация жизни детей в определенные временные периоды, способствующая снятию накопившегося утомления, предупреждающая возможные психоэмоциональные срывы.

o оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурнооздоровительных мероприятий.

Программы физкультурной терапии по своей структуре могут различаться, но четыре основных компонента в них должны быть обязательными:

— Утренняя терапевтическая гимнастика, Цель утренней гимнастики – поднятие мышечного тонуса и создание хорошего настроения ребенка.

— Закаливание. Водные процедуры эффективно воздействуют на психоэмоциональное состояние, снимая стресс и напряжение. Регулярные закаливающие процедуры повышают устойчивость нервной системы человека.

— Терапевтические пешие прогулки. Особенность такой прогулки в том, что во время ее детям задаются определенные психологические требования. На остановках педагог проводит с детьми мини-тренинги, упражнения на психосаморегуляцию состояния, коммуникативно-лингвистические игры, развлекательные, оздоровительные игры и др., смотря по ситуации и местоположению.

— Оздоровительные игры. Игры этой серии предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Физическая и психическая компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны.

o игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т.д.). Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций, а сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.

o Обучающие беседы, рассказ воспитателя.

o Игровые обучающие ситуации, дискуссии, решение ситуативных задач.

o Арт-терапия – представляет собой методику воздействия при помощи художественного творчества (рисование, ритмопластика, танец).

o Психогимнастика – один из невербальных методов, который предполагает выражение эмоционального состояния, эмоциональных проблем с помощью движения, мимики, жестов (этюды, мимика, пантомимика).

o Психолого – педагогические проекты («Наши эмоции», «Где живёт радость», «Школа добрых волшебников» и т. д.).

o Посещение комнаты психологической разгрузки.

o Ведение «календаря эмоций» (помогает отслеживать своё эмоциональное состояние в течении дня, недели, искать способы регулирования негативными эмоциями)

o Использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д.).

o Накоплению эмоционального опыта, пониманию эмоций, умению регулировать свои эмоции большую роль играют: чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных произведений, дидактические и творческие игры.

Дети должны постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных навыков и умений. Устойчивое внимание родителей к личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой особой сферы – сферы эмоционального отношения к другим людям.

На сегодняшний день большое внимание уделяется проблеме развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, поскольку именно в этот период, по мнению ученых, происходит формирование эмоциональной сферы как таковой. Более того, они полагают, что развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте может привести к успеху в дальнейшей жизни в целом.

Важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

· умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;

· способностью сознательно влиять на свои эмоции;

· умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);

· способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

· умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;

· способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

1. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта.- СПб.: БХВ- Петербург, 2012.

2. Базарсадаева Э. Ж. К вопросу об истории изучения эмоционального интеллекта.// Вестник бурятского государственного университета. 2013.

3. Вайнер М.Э. Игра и эмоциональное развитие. 2001.

4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, Эксмо, 2005.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *