технологии профессионального обучения сущность функции принципы
Технологии профессионального обучения сущность функции принципы
Тема 6 Сущность, функции и принципы профессионального обучения
1. Сущность и функции профессионального обучения;
2. Принципы профессионального обучения.
6.1 Сущность и функции профессионального обучения
Профессиональное обучение – это управляемый педагогический процесс познания определенной профессионально-трудовой области, организованный способ получения систематического профессионального образования.
Процесс профессионального обучения включает в себя два взаимосвязанных компонента: профессионально-педагогическую деятельность педагогов и профессионально-познавательную деятельность обучающихся (рисунок 6.1).
Профессионально-педагогическая деятельность осуществляется по единому алгоритму включающему в себя:
— анализ исходной ситуации, определение и постановку цели обучения;
— планирование учебно-профессиональной деятельности, отбор содержания н средств подачи (различными способами) новых фрагментов учебного материала;
— осуществление операции, организующих профессионально-познавательную деятельность обучающихся;
— организацию обратной связи, контроль н корректирование работы по усвоению содержания материала;
— анализ и оценку результатов обучения.
Профессионально-познавательная деятельность обучающихся представляет собой единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. В ней могут быть выделены следующие компоненты:
— анализ исходного уровня своей общеобразовательной и профессиональной подготовленности;
— осознание н принятие цели и задач профессионального обучения;
— планирование и организация своей учебной деятельности;
— самоанализ и самоконтроль профессионально-познавательной деятельности;
— самоанализ и самооценка результатов.
Таким образом, процесс профессионального обучения – это целостное педагогическое явление. Все его компоненты тесно взаимосвязаны: цели обучения воплощены в содержание образования, которое определяет его методы, формы и средства. В реальной педагогической действительности процесс профессионального обучения носит циклический характер. Каждый его дидактический цикл представляет собой функциональную систему, основанную на совместной деятельности всех субъектов процесса обучения.
Обучение – двусторонний процесс. В нем тесно взаимодействуют педагоги н учащиеся (преподавание н учение), что обеспечивает целостную педагогическую деятельность, поскольку педагог не только обучает, но развивает и воспитывает. Таким образом, процесс профессионального обучения призван осуществлять три взаимосвязанные функции: образовательную, воспитательную н развивающую.
Современный профессиональный труд сложен и многогранен. Для его успешного осуществления необходимы глубокие знания технологии, техники и способов ее применения, твердые практические навыки и умения, а также развитые интеллектуальные, волевые, физические и другие качества личности.
6.2 Принципы профессионального обучения
Педагогические принципы – это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей.
Принципы – понятие из области философии. В педагогике оно определяет достаточно широкий круг явлений, в результате чего возникло множество различных определений, анализ которых позволяет выделить их ближайшую родовую принадлежность: исходное положение, убеждение, руководящая идея, логическое начало, нормативная основа и т.д., а обобщение определений приводит к выводу, что педагогические принципы являются нормативными, а следовательно имеют практическое, прикладное значение.
Находясь в тесной связи с общедидактическими принципами, отражающими требования закономерностей педагогического процесса, принципы профессионального обучения имеют свои специфические особенности. Рассмотрим основные из них.
Политехнический принцип. Политехническое образование предусматривает овладение системой знаний о научных основах современного производства. На базе этих знаний формируются общепрофессиональные политехнические и специальные знания.
Общепрофессиональные включают в себя знания: об общих основах классификации техники и принципах, лежащих в основе технологии производства конкретной отрасли; о классификации материалов и способах их получения; о стандартизации, технике измерения и оценке качества продукции; об экономике, экологии, организации труда; о новой технике и технологии производства отрасли.
Специальные знания раскрывают сущность конструкции оборудования, инструментов и приспособлений, применяемых для выполнения отдельных операций и видов работ, правила их эксплуатации, технологических процессов, особенности изготовления изделий и др.
Осуществление принципа политехнического обучения требует соблюдения следующих условий:
— соответствие содержания обучения основным направлениям развития науки и техники;
— организация учебного материала в целостную систему взаимосвязанных знаний;
— связь изучаемого материала с будущей практической деятельностью;
— доступность пониманию учащимися, соответствие их возрастным особенностям;
— возможность удовлетворения познавательных интересов учащихся;
— опора на базовые общеобразовательные знания и умения;
— информационная стабильность и динамичность учебного материала в течение более или менее длительного периода;
— соответствие содержания обучения имеющейся материально-технической базе;
— учет факторов, влияющих на производительность труда.
Принцип соединения обучения с производительным трудом учащихся, связь теории и практики. Связь обучения и труда, теории и практики – процесс двусторонний. Учебная и трудовая деятельность органически связаны одна с другой. Поэтому важно, чтобы преподавание всех учебных предметов было направлено на подготовку и сознательное включение учащихся в производственную деятельность.
Осуществление данного принципа зависит от соблюдения следующих условий:
— теоретические знания должны быть опережающими, проверяться на практических занятиях;
— в любом трудовом процессе должны синтезироваться знания и умения по различным отраслям науки;
Принцип моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе. Под моделированием профессиональной деятельности в учебном процессе понимают выявление типовых задач, трансформацию их в учебно-производственные задачи, выбор форм организации учебного процесса и методов обучения.
С помощью моделирования можно получить опережающую информацию для обоснования целей, содержания, средств, действия и методов обучения, разработки профессионально-квалифицированных характеристик, учебных планов, программ и учебников.
Задача моделирования состоит в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми к подготовке, и фактическим объемом профессиональных знаний и умений. Моделирование деятельности будущего специалиста предполагает описание эталонных требований к нему, то есть:
— функций, выполняемых на рабочих местах;
— задач, которые должен уметь решать специалист;
— общепрофессиональных, общетехнологических и специальных знаний и умений, которые необходимы для решения поставленных задач.
Принцип профессиональной мобильности предусматривает способность человека быстро осваивать технические средства, технологические процессы и новые специальности, воспитание потребности постоянно повышать свое образование и квалификацию. Мобильность, творческий характер труда зависят от широты кругозора, осмысления и решения тех проблем, которые человек имеет в своей практике, а также видения и понимания перспектив развития производства. «Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед» (Л.С. Выготский). Поэтому необходимо учитывать не только то, что знает учащийся сегодня, но и то, что он сможет и сумеет узнать завтра. Цель обучения и состоит в том, чтобы учащиеся не только овладели профессией, но и развили свой интеллект. Содержание профессионального обучения должно быстро совершенствоваться и адаптироваться при возникновении инноваций в технике, технологии и организации труда. Принцип модульности профессионального обучения. Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.
Цели, содержание и методику организации модульного обучения определяют следующие аспекты: выделение из содержания обучения обособленных элементов, динамичность, действенность и оперативность знаний, гибкость, видение перспективы, разносторонность методического консультирования, паритетность. Программы имеют вариативный характер, содержание модулей-программ постоянно изменяется с учетом социального заказа.
Использование принципа модульного обучения на практике позволяет строить учебный материал так, чтобы разделы не были независимы друг от друга, а это позволяет изменять, дополнять и создавать учебный материал, не нарушая единого содержания.
Комплексная дидактическая цель, определяющая структуру и содержание программ-модулей – подготовка человека к конкретной деятельности. Реализация принципа модульности обеспечивает:
— интеграцию всех видов деятельности, необходимых для достижения цели субъекта;
— постоянный поиск альтернативных путей достижения цели субъекта и того варианта обучения, который подлежит реализации;
— ориентацию субъекта на перспективу повышения уровня профессиональной подготовки по обучающим модулям.
Модули обладают механизмом, позволяющим отражать происходящие изменения в науке и технике, для широкого и оперативного обновления содержания обучения.
Принцип систематичности и последовательности. Осуществление этого принципа требует соблюдения следующих условий:
— планирование процесса профессионального обучения в соответствии с периодами производственного обучения: вводного, подготовительного периода, периода освоения профессии, контрольно-заключительного;
— соблюдение последовательности формирования и закрепления навыков и умений в процессе производственного обучения;
— опора на базовые общеобразовательные знания и умения;
— упорядочение учебного материала в целостную систему взаимосвязанных знаний.
Содержание обучения должно отвечать целям воспитания и образования, отражать реальные трудовые процессы, которыми необходимо овладеть.
Принцип компьютеризации педагогического процесса. Этот принцип приобретает особую актуальность в связи с внедрением электронно-вычислительных средств во все сферы жизни.
Во-первых, компьютер расширил возможности предъявления учебной информации; во-вторых, позволил усилить мотивацию учения, раскрывая практическую значимость изучаемого материала; в-третьих, компьютер активно вовлекает учащихся в учебный процесс.
Применение компьютеров в профессиональных учебных заведениях наиболее целесообразно в следующих областях учебной и учебно-производственной деятельности:
— компьютер как объект изучения, т.е. усвоение знаний, навыков, умений ведет к осознанию возможностей компьютера, а также его использования при решении разнообразных задач в процессе изучения предмета «Основы информатики и вычислительной техники»;
— компьютер как объект изучения и орудие труда при подготовке специалистов по профессиям, связанным с обслуживанием оборудования, автоматизированного на базе ЭВМ и микропроцессорной техники;
— компьютер как средство обучения (автоматизированные обучающие системы, тренажеры и др.):
— компьютер как средство организации и управления учебно-воспитательной работой в учебном заведении.
Использование компьютеров в учебном процессе позволяет эффективно решать следующие педагогические задачи: индивидуализация и дифференциация обучения; осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности; осуществление самоконтроля и самокоррекции ; моделирование и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов и явлений; развитие познавательных интересов учащихся; формирование умения принимать решения.
Диапазон средств управления учебным процессом с помощью компьютера необычайно широк; от возможности учащемуся самому задать вопрос до последовательности изложения учебного материала.
Принцип экономической целесообразности. Принцип экономической целесообразности определяет необходимость планирования, подготовки в учебных заведениях рабочих и специалистов по профессиям с учетом их востребования на рынке труда. В связи с этим возникает проблема организационно-правового регулирования отношений между участниками образовательного процесса и предприятиями-заказчиками на основе заключения договоров о подготовке необходимых специалистов. Учебно-производительный труд учащихся должен стимулироваться в зависимости от его количества и качества, особенно в период производственной практики, когда учащиеся принимают участие в выполнении производственных заданий наряду с квалифицированными рабочими. Это стимулирует овладение учащимися передовыми приемами и способами труда, активные поиски путей повышения его производительности, стремление к овладению профессиональным мастерством.
Согласно В.Д. Симоненко теоретические основы профессионального обучения базируются на следующих принципах: гуманизации и демократизации; профессионально-политехническая направленности соответствия требованиям современного производства; соединения обучения с производительным трудом, связи теории с практикой; профессиональной мобильности; модульности; сознательности, активности и мотивированности ; доступности н наглядности; прочности овладения профессиональной компетентностью; целеустремленности, систематичности, последовательности обучения и др.
Являясь определяющими в организации и методике профессионального обучения, вышеуказанные принципы служат ориентиром для организации его целей н задач, способствуют правильной постановке процесса профессионального обучения, развитию педагогического и методического мастерства обучающегося. На их основе обеспечиваются сознательное, творческое отношение учащихся к учебной деятельности и достижение в ней высоких результатов; придается творческий н продуктивный характер процессу обучения н создаются оптимальные условия для него.
« ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Министерство просвещения ПМР
ГОУ ВПО «Приднестровский государственный институт развития образования»
ТЕМА: « ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»
ВЫПОЛНИЛА: слушатель курсов
руководитель ГОУ СПО «РПТ»
1. Сущность, функции и принципы профессионального обучения …………..5
2. Категории «технология», «педагогическая технология», «технология обучения» ……………………………………………………. ………………….9
3. Модульное обучение в профессиональной школе …………………………15
4. Инновационные технологии в профессиональном образовании…………..20
Список используемой литературы ………………. …………………………29
Данная квалификационная работа посвящена технологии профессионального обучения.
Одним из новых понятий для педагогики является понятие технологии, часто встречающееся в педагогической литературе (научной, публицистической, учебной). Разнородность содержания вкладываемого в это понятие различными авторами, говорит о том, что оно еще не достигло необходимой для правомерного использования степени сформированности. Вместе с тем дальнейшее развитие педагогической науки показывает, что появление этого термина и направления исследований в педагогике не является случайностью. Тема данной квалификационной работы является актуальной, так как главной задачей технологии профессионального обучения является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
«Для достижения нового качества общего и профессионального образования необходимо обеспечить информацию образования и методов обучения, активное использование технологий открытого образования; углубление интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с высокими технологиями».
В настоящее время существует множество педагогических технологий различающихся по целям, задачам, структуре, методике ускоренного обучения, групповое обучение, обучающие игры, дистанционное обучение и т.д. Многие из них используются не только в образовательном процессе, но и в других сферах. До разработки универсальной технологии обучения, опираясь на которую каждый педагог мог бы формировать отвечающую всем требованиям идеальную личность, еще очень далеко. Сегодня можно говорить только об элементах технологизации обучения, использование которых делает обучающий процесс более эффективным.
Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему учащихся. Поэтому целью моей квалификационной работы является определение современного понимания и использования категории «технологии профессионального обучения» в учреждениях общего и профессионального образования. Чтобы разрешить проблему непонимания смысла и сущности категории «технологии профессионального обучения», следует решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме «технологии профессионального обучения»;
2. Определить современное понимание и использование «технологий профессионального обучения».
1. Сущность, функции и принципы профессионального обучения
Профессиональное обучение — это управляемый педагогический процесс познания определенной профессионально-трудовой области, организованный способ получения систематического профессионального образования.
Процесс профессионального обучения включает в себя два взаимосвязанных компонента: профессионально-педагогическую деятельность педагогов и профессионально-познавательную деятельность обучающихся (схема 1).
Процесс профессионального обучения
Профессионально-педагогическая деятельность педагогов (преподавание)
Профессионально-познавательная деятельность обучающихся (учение)
Профессионально-педагогическая деятельность осуществляется по единому алгоритму, включающему в себя:
• анализ исходной ситуации, определение и постановку цели обучения;
планирование учебно-профессиональной деятельности, отбор содержания и средств подачи (различными способами) новых фрагментов учебного материала;
осуществление операций, организующих профессионально-познавательную деятельность обучающихся;
организацию обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала;
• анализ и оценку результатов обучения.
Профессионально-познавательная деятельность обучающихся представляет собой единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. В ней могут быть выделены следующие компоненты:
анализ исходного уровня своей общеобразовательной и профессиональной подготовленности;
осознание и принятие цели и задач профессионального обучения;
планирование и организация своей учебной деятельности;
самоанализ и самоконтроль профессионально-познавательной деятельности;
• самоанализ и самооценка результатов.
Профессионально-педагогическая деятельность является определяющим фактором успешности профессионального обучения. Однако эта успешность зависит также и от активности обучающихся. Процесс обучения не может быть эффективным без применения современных методов и дидактических средств. В свою очередь, методы, формы и средства обучения определяются содержанием образования и уровнем личностного и профессионального развития учащихся.
Таким образом, процесс профессионального обучения — это целостное педагогическое явление. Все его компоненты тесно взаимосвязаны: цели обучения воплощены в содержание образования, которое определяет его методы, формы и средства. В реальной педагогической действительности процесс профессионального обучения носит циклический характер. Каждый его дидактический цикл представляет собой функциональную систему основанную на совместной деятельности всех субъектов процесса обучения.
Обучение — двусторонний процесс. В нем тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся (преподавание и учение), что обеспечивает целостную педагогическую деятельность, поскольку педагог не только обучает, но развивает и воспитывает. Таким образом, процесс профессионального обучения призван осуществлять три взаимосвязанные функции: образовательную, воспитательную и развивающую (табл. 1).
Функции профессионального обучения
Формирование профессионально-технических знаний, умений и навыков; повышение профессиональной компетентности. Формирование опыта квалифицированного выполнения профессиональной деятельности
Формирование профессиональной направленности личности учащихся: потребности в профессиональном труде, устойчивых положительных мотивов труда, склонности и интереса к профессиональной деятельности. Воспитание профессионально важных качеств личности: самостоятельности, способности принимать решения, творческого подхода к любому делу, умения постоянно учится, способности к сотрудничеству, социальной и профессиональной ответственности.
Психическое развитие личности учащихся – сенсомоторной, интеллектуальной и эмоционально-психологического потенциала, формирование квалификаций, прогнозирование профессионального роста
Все эти основные функции педагогического процесса тесно связаны и взаимозависимы. Формирование мировоззрения, развитие познавательных и созидательных сил и творческих способностей возможны только на основе усвоения знаний, умений и навыков. В то же время чем выше уровень воспитанности, тем эффективнее обучение, тем выше качество обученности.
Современный профессиональный труд сложен и многогранен. Для его успешного осуществления необходимы глубокие знания технологии, техники и способов ее применения, твердые практические навыки и умения, а также развитые интеллектуальные, волевые, физические и другие качества личности.
Принципы профессионального обучения
Теоретические основы профессионального обучения базируются на принципах: гуманизации и демократизации; профессионально-политехническая направленности соответствия требованиям современного производства; соединения обучения с производительным трудом, связи теории с практикой; профессиональной мобильности; модульности; сознательности, активности и мотивированности; доступности и наглядности; прочности овладения профессиональной компетентностью; целеустремленности, систематичности, последовательности обучения и др.
Являясь определяющими в организации и методике профессионального обучения, вышеуказанные принципы служат ориентиром для организации его целей и задач, способствуют правильной постановке процесса профессионально обучения, развитию педагогического и методического мастерства обучающегося. На их основе обеспечиваются сознательное, творческое отношение учащихся к учебной деятельности и достижение в ней высоких результатов; придается творческий и продуктивный характер процессу обучения и создаются оптимальные условия для него.
На основании изложенного можно выделить специфические особенности процесса профессионального обучения:
ориентированность на получение конкретной профессии, определяющая мотивы учения и повышенный интерес к специальным предметам и профессиональному обучению;
общая прикладная направленность образовательного процесса, вооружающая обучающихся умением применять полученные знания для решения практических задач;
преподаватели и мастера профессионального обучения, в совершенстве владеющие своим предметом, являются учителями профессии, воспитателями и наставниками обучающихся;
особое значение в общем процессе подготовки квалифицированных кадров имеет производственное обучение как составная часть образовательного процесса, имеющая свои специфические (по сравнению с теоретическим обучением) цели и задачи, а также содержание, средства, методы и формы;
важным средством профессионального обучения является производительный труд, подчиненный решению образовательных задач;
специфической особенностью процесса профессионального обучения является сочетание обучения в специально организованных, в том числе смоделированных, условиях и в условиях производства.
2. Категории «технология», «педагогическая технология», «технология обучения»
Кроме представленных 3-х подходов, уже достаточно точно обозначившихся в педагогической литературе, понятие «технология» употребляется, по крайней мере, еще в 3 смыслах:
1. Как синоним понятия «методика» или «форма организации обучения»;
2. Как совокупность всех использованных в конкретных педагогической системе методов, средств и форм (технология В.В. Давыдова, традиционная технология обучения и т.п.);
3. Как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами.
Термин «технология» лучше использовать педагогу в третьей трактовке, которая сохраняет первоначальный, пришедший из промышленного производства, смысл.
Впервые термин «технология» появился несколько столетий назад, в период становления промышленности. Другими словами, это период перехода от ремесленничества к машинному производству. Рассмотрение истории развития производства позволяет предположить, что развитие любой сферы деятельности человека происходит по цепочке: случайный опыт > ремесло > технология.
В педагогике термин «технология» появился относительно недавно, в 60-е годы XIX в., под технологией обучения подразумевается определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека. Говоря по-другому, в технологии обучения ведущая роль должна отводиться средству обучения. При технологии обучения учитель не обучает учащихся, а выполняет функцию управления средствами обучения, а также функции стимулирования и координации деятельности учащихся. Итак, в технологиях обучения важнейшую и ведущую роль играет средство обучения.
Структура технологии обучения включает в себя следующие основные компоненты:
1. Предварительная диагностика уровня усвоения учебного материала и отбор обучаемых в группы (классы) с однородным уровнем уже имеющихся знаний и опыта. Результаты широкого применения предварительного диагностирования в школах доказали необходимость включения этого элемента в практику. Предварительная диагностика и отбор необходимы в большинстве случаев при начале изучения какого-либо курса, предмета.
3. Действие средств обучения. Этот этап и есть собственно процесс обучения, осуществляющийся через взаимодействие учащихся со средствами обучения. На этом этапе происходит усвоение учебного материала учеником при взаимодействии не с учителем, как при фронтальном или индивидуальном обучении, а со средством обучения.
В некоторых случаях процесс обучения, содержащий значительный элемент общения и взаимодействия людей, можно назвать технологичным процессом. Это становится возможным, если средства обучения играют ведущую роль, а цель обучения ставится диагностично.
Взгляд на технологию как на процесс обучения, построенный на основе средств обучения, ставит ряд принципиальных ограничений на его использование в педагогике. Ввиду того, что технология предполагает предварительное определение диагностичной цели, в первую очередь необходимо рассмотреть, возможна ли установка диагностичной цели в образовании. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»(1992г.) само образование представляет собой совокупность процессов обучения и воспитания. Для обучения можно определить диагностичную цель. В качестве таковой может выступать определенный объем учебного материала, способов действий, которые необходимы человеку в дальнейшем при подготовке к профессиональной деятельности. Таким образом, в обучении возможно построение и использование на практике технологий. Во-первых, они повышают производительность труда учителя. Во-вторых, контроль результативности обучения каждого учащегося и система обратной связи позволяют обучать учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и складом характера. В-третьих, перекладывание основной функции обучения на средства обучения освобождает время учителя, в результате он больше внимания может уделить вопросам индивидуального и личностного развития учащихся. В-четвертых, так как для любой технологии цель определяется очень точно (диагностично), то использование объективных методов контроля дает возможность снизить роль субъективного фактора при проведении контроля (предвзятость или предрасположенность учителя). В-пятых, создание технологии обучения позволяет снизить зависимость результата обучения от уровня квалификации учителя, что открывает возможности для выравнивания уровней освоения учебных дисциплин учащимся во всех образовательных учреждениях. В-шестых, технологизация создает предпосылки для решения проблемы преемственности образовательных программ школьного и профессионального образования.
Ведущим звеном любой технологии является средство обучения, это позволяет сделать вывод, что технологии обучения формируются на этих же уровнях. В соответствии с классификацией средств обучения по 3-м уровням (учебное занятие, предмет, весь процесс обучения) технологии обучения также можно разделить на 3 уровня:
– технология процесса обучения.
Из занятий, проводимых в учебных заведениях, к технологичным в полной мере относятся:
– занятия или элементы занятий по контролю усвоения знаний с использованием различных технических средств контроля, позволяющих сразу оценить качество знаний;
– лабораторные и практические работы, проводимые учащимися самостоятельно с использованием разработок.
В системе общего профессионального образования, «технология» формирует у учащихся систему технологических знаний и умений, закладывающую основы для успешной профессиональной деятельности.
Чрезвычайно важно, что «технология» может стать вершиной образовательного процесса, если правильно понимать сущность образования и технологичность дисциплины. Она венчает образование не только, в том смысле, что аккумулирует знания всех дисциплин, а теоретическое знание превращает в деятельность, в конкретное действие, которые воплощают в созданных предметах окружающего мира.
В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.