технологии проблемного и задачного обучения

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения — это такая система обучения, в которой преподаватель на занятии предлагает проблемную ситуацию, а учащиеся самостоятельно ее разрешают. Методика помогает творческому овладению знаниями и развитию мыслительных способностей.

Мы расскажем о видах, приемах создания проблемных ситуаций, а также о преимуществах и недостатках такого подхода к обучению.

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обучения

Цель проблемного обучения — чтобы студент не только усвоил новые знания, но и прошел весь путь их получения в ходе активного самостоятельного поиска. Такой подход помогает формированию познавательной самостоятельности, умения выдвигать и разрешать нестандартные проблемы.

Виды проблемного обучения

Различают три основных вида проблемного обучения.

Преподаватель предлагает учащимся задачу или вопрос, на который они не знают ответа, но у них есть базовые знания или способности для самостоятельного поиска. Такие проблемные ситуации должны быть понятны возрасту обучающихся, должны откликаться их опыту и основаны на реальном материале.

Учащиеся решают теоретическую учебную проблему и тем самым приходят к открытию нового для них правила, закона, теоремы. Можно сказать, что они проходят путь первооткрывателей, первых исследователей, которые таким же опытным путем пришли к решению той или иной задачи.

Поиск практического решения

Студенты ищут способ применения известного знания в новой ситуации. Обычно это происходит в формате решения практических заданий на лабораторных занятиях.

Приемы создания

Преподаватель моделирует проблемную ситуацию под образовательные цели занятия. Существует множество приемов, как это сделать. Перечислим наиболее распространенные.

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обучения

Требования к проблемным ситуациям

Учащиеся разбираются в проблемной ситуации и выходят на ее решение, когда она изначально правильно сформулирована. Для этого важно заложить в ситуацию следующие условия:

— учащиеся не знают способов решения поставленной задачи, их прежних знаний недостаточно для объяснения нового факта;

— студентам придется использовать ранее полученные знания в новых практических условиях;

— между теоретически возможным решением задачи и практической неосуществимостью выбранного способа есть явное противоречие.

К выдвигаемой проблеме есть несколько требований. Если одно из них не будет выполнено, не возникнет и проблемная ситуация.

Технология проблемного обучения используется сто лет, и за это время завоевала доверие педагогов благодаря своим преимуществам:

Проблемное обучение как метод имеет ряд недостатков:

Рекомендуем материал о еще одном виде обучения — перевернутом уроке: «Всё наоборот: что такое «перевернутое обучение».

Источник

Статья «Технология проблемного обучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. (2)

Сегодня под проблемным обучение понимается: (3)

Проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и, организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки

В отечественной педагогике различают три основные формы проблемного обучения: (4)

– проблемное изучение учебного материала;

– самостоятельная исследовательская деятельность.

Рассмотрим каждую форму проблемного обучения более подробно.

Проблемное изложение учебного материала преподаватель ставит перед учащимися проблемную задачу, затем в ходе изложения новых знаний как бы сам и отвечает на поставленную задачу, т. е. решает ее. В этом случае учащиеся лишь частично, мысленно включаются в процесс поиска решения. Например, «О жизни растений» ставится проблема: «Почему корень и стебель растут в противоположном направлении?» В ходе лекции преподаватель рассказывает, как наука шла к этой истине, сообщает об опытах, гипотезах, при этом не дает точного ответа на этот вопрос. В результате учащиеся на основе полученных знаний должны самостоятельно сформулировать ответ на данный вопрос.

Частично-поисковый метод используется при выполнении практических работ, эксперимента, лабораторных работ, а также в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед. Преподаватель должен подготовить такой список вопросов, чтобы для ответа учащимся необходимо было воспользоваться имеющимися знаниями, но, тем не менее, ответ не должен содержаться в прежних знаниях учащихся. Другими словами, вопросы должны вызывать интеллектуальные затруднения учащихся и направлять мысленный поток для поиска решения. Преподаватель должен продумать возможные косвенные подсказки, а также наводящие вопросы. Итог преподаватель подводит сам, опираясь на ответы учащихся

И последняя форма проблемного обучения – самостоятельная исследовательская деятельность. Эта форма основана на самостоятельном формулировании проблемы и ее решении

В российской педагогике хорошо проработаны шесть дидактических способа организации проблемного обучения, представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся:

Метод монологического изложения(5)
Учитель сообщает факты в определенной последовательности, дает им необходимые пояснения, демонстрирует опыты с целью их подтверждения. При этом учитель вскрывает только те связи между явлениями и понятиями, которые требуются для понимания данного материала, вводя их в порядке информации. Чередование фактов строится в логической последовательности, однако, в ходе изложения внимания учащихся на анализе причинно-следственных связей не конкретизируется.

Рассуждающий метод обучения
Если учитель ставит цель показать образец исследования постановки и решения целостной проблемы, то он использует рассуждающий метод. При этом материал разделяется на части, учитель к каждому этапу предусматривает системы риторических вопросов проблемного характера с целью привлечь учащихся к мысленному анализу проблемных ситуаций, обнажает объективные противоречия содержания, но сам же и разрешает их поскольку повествование ведется в форме лекции. Способ перестройки материала для работы этим методом отличается прежде всего тем, что в содержание в качестве дополнительного структурного элемента вводится система риторических вопросов.

Диалогический метод изложения
Если учитель ставит перед собой задачу привлечь учащихся к непосредственному участию в реализации способа решения проблемы с целью активизировать их, повысить познавательный интерес, привлечь внимание к уже известному в новом материале, он, используя то же построение содержания, дополняет его структуру информационными вопросами, ответы на которые дают учащиеся.

Эвристический метод изложения
Эвристический метод применяется там, где учитель ставит цель обучить учащихся отдельным элементам решения проблемы, организовать частичный поиск новых знаний и способов действия. Используя эвристический метод, учитель применяет то же построение учебного материала, что и при диалогическом методе, но несколько дополняет его структуру постановкой познавательных задач и заданий учащимся на каждом отдельном этапе решения учебной проблемы. Таким образом, формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы с решением проблемных задач и заданий.

Исследовательский метод
При проведении урока исследовательским методом опять используется такое же построение материала, элементы структуры и порядок следования вопросов, указаний и заданий, как и в эвристическом методе. Если в процессе реализации эвристического метода эти вопросы, указания и задания носят упреждающий характер, то есть ставятся до решения подпроблемы, составляющей содержание данного этапа, или в процессе ее решения и выполняют направляющую функцию в процессе решения, то в случае использования исследовательского метода вопросы ставятся в конце этапа, после того как большинство учащихся с решением подпроблемы справились.
Метод программированных заданий
Применение программированных заданий заключается в следующем: каждое задание состоит из отдельных элементов-кадров; один кадр содержит часть изучаемого материала, сформулированного в виде вопросов и ответов, либо в виде изложения новых заданий, либо в виде упражнений.

Особенности проблемного обучения(6)

1. Самостоятельное усвоение новых понятий путем решения учебных проблем.

2. Средство формирования мировоззрения

3. Связи обучения с жизнью

4. Разнообразие самостоятельных работ учащихся.

5. Индивидуальный подход.

6. Подвижная взаимосвязь элементов

7. Эмоциональная активность ученика

1. Проблемная ситуация – это центральное звено в проблемном обучении, а также психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека, если он не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний.

2. Проблемный вопрос – самостоятельная форма мысли и проблематизированное высказывание, а также предположение или обращение, требующее ответа или объяснения.

3. Творческая задача – это задача, при которой необходимо найти новый алгоритм решения.

4. самостоятельная работа— подразумевает самостоятельную деятельноть учащихся

Условия использования проблемных ситуаций: (7,8)

Со стороны учащихся:

1. Новая тема («открытие» новых знаний);

2. Умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;

3. Умение определить область «незнания» в новой задаче;

4. Активная поисковая деятельность.

Со стороны учителя:
1. Умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом;
2. Формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.

Источник

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обучения

История возникновения

Теорию о проблемном обучении первым изложил американский философ Джон Дьюи. В 1894 году этот учёный основал специальную школу в г. Чикаго. В ней классический план учёбы заменили играми и трудом. Учёный в своём методе преподавания опирался на инстинкты детей. То есть привычные занятия чтением, счётом и письмом проходили лишь тогда, когда ученики самостоятельно приходили к решению, что эти знания им необходимы.

Философ полагал, что существует четыре инстинкта:

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обучения

Чтобы дети могли удовлетворить указанные инстинкты, им предоставлялись такие средства познания, как слова, произведения искусства и технические устройства. Учеников вовлекали в игровую и практическую деятельность.

В Советском Союзе уроки на основе идеи американского учителя были впервые проведены в 1923 году. Прежнюю систему обучения при этом объявили отжившей и заменили лабораторно-бригадной. В 1932 году Центральный комитет ВКП (б) объявил указанный способ преподавания прожектёрством и официально отменил.

Определение и характеристика

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обучения

Современное проблемное обучение — это организация уроков, предполагающая создание учителем проблемных ситуаций, для решения которых учащимся необходимо провести активную самостоятельную работу. Такой процесс позволяет детям творчески овладеть профессиональными знаниями и умениями, развить мышление.

Проблемное обучение характеризуется как учебно-воспитательный процесс, который строится на полном взаимодействии преподавателя и обучающихся детей. Его цель в том, чтобы ученики не только усвоили готовый научный материал, но и сумели овладеть способами получения этой информации.

Такое обучение формирует и развивает интеллектуальную, мотивационную и эмоциональную сферы, а также индивидуальные способности. При этом основной упор делается на общее развитие ребёнка, а не на передачу ему научных выводов.

Главные понятия

Автор технологии проблемного образования выделял два главных понятия: учебная проблема и проблемная ситуация. Каждое из них имеет свои характерные черты.

Так, к признакам проблемы относятся:

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обучения

Проблемная ситуация представляет собой один из видов взаимоотношений учителя и ученика, при которой у учащегося возникает психическое состояние, побуждающее его найти, изобрести или освоить новые знания и способы действия, необходимые для выполнения поставленного преподавателем задания. Она возникает в результате учебных или практических действий, которые содержат известные и неизвестные обучаемому ребёнку факторы.

Подобная ситуация характеризуется наступлением у ученика состояния интеллектуального затруднения, вызывающего у него желание выйти из возникшего затруднения. Это положение обычно возникает в случаях, когда у задачи с ограниченной первоначальной информацией существует несколько вариантов решения.

Условия реализации

Для того чтобы применять подобную модель обучения детей, нужно учитывать условия её реализации. К таковым относятся:

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обучения

Классификация технологии

Подобно другим научным дисциплинам проблемное обучение классифицируется по разным признакам. Так, по форме применения оно является общепедагогическим. Его тип управления — система малых групп. По способу взаимодействия с учащимся этот вид образования классифицируется, как свободное воспитание, в котором преобладает проблемный метод. Проходить обучение по нему могут все категории детей, то есть по этому типу учёба является массовой.

Кроме того, технология подразделяется на следующие виды:

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обучения

Отдельно можно выделить классификацию технологии по характеру содержания. По указанному критерию выделяют такие формы преподавания, как:

Цели и концепция

Проблемная технология ориентирована на достижение трёх основных целей. К ним относятся следующие:

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обучения

Концептуальные взгляды проблемного преподавания были изложены его основателем Джоном Дьюи. Учёный сформулировал следующие положения:

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обучения

Философ полагал, что такая концепция непременно приведёт к достижению положительного результата. Но для этого преподавателям необходимо создать для учеников наиболее благоприятные условия обучения:

В свою работу учителям рекомендуется включать специальные игровые процессы. Для этого подойдут такие виды игр, как:

Методы обучения

Существует несколько приёмов обучения, основанных на создании проблемы, которая контролируется педагогом. Их делят на три основных вида:

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обучения

Технологическая схема

Преподаватель создаёт проблему и направляет учеников на её решение. Сложность управления этим видом обучения состоит в том, что проблемная ситуация должна быть индивидуальной, а потому представитель педагогического коллектива должен применять дифференцированный подход к каждому ученику.

Алгоритм решения

Преодоление любой проблемы представляет собой последовательность определённых действий. Так, для решения задачи, поставленной в рамках обучения, детям нужно пройти четыре этапа:

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обучения

Моделирование уроков

Моделируя урок, построенный в соответствии с нормами проблемной технологии, необходимо обратить внимание на то, что детям потребуется самостоятельно выполнить определённое количество заданий на каждом этапе урока.

У всех подобных заданий должна быть общая дидактическая цель, а также взаимосвязанный учебный материал.

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обучения

Указанную цель необходимо формировать согласно процессу обучения. Для этого подбираются задания, соответствующие следующим характеристикам:

Преимущества и недостатки

Основанная Джоном Дьюи форма обучения довольно широко применяется как в школах, так и при изучении отдельных дисциплин. Дети, получающие знания по такой программе, учатся находить причины различных явлений и событий, выявлять их признаки, устанавливать следственные связи. Поэтому к преимуществам технологии проблемного обучения следует относить:

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обучения

Несмотря на ряд безусловных достоинств обучения, основанного на постановке проблем, специалисты отмечают и некоторые недостатки указанного метода. К таковым относят следующие ограничения:

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обучения

Проблемность, как один из видов педагогики, впервые была использована американским учителем Джоном Дьюи.

При применении проблемной технологии преподавания основной функцией учителя становится правильная постановка задачи, которую учащиеся должны будут решить. Лишь в этом случае дети смогут самостоятельно освоить учебный материал.

Источник

Методическая разработка, тема: Технологии проблемного обучения

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обучения

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ

телефон (приемная): (39

тема: ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

«Станции юных техников»

Содержание:

1.История развития теории проблемного обучения.

2. Цели и задачи проблемного обучения.

3. Классификация методов проблемного обучения

4. Формы организации проблемного обучения.

5. Технологическая схема проблемного обучения.

6. Методические приемы создания проблемных ситуаций.

7. Актуальность тематики.

8. Литература

1. История развития теории проблемного обучения.

Идея активизации обучения имеет древнюю и богатую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. Постановка проблемных вопросов и поиск ответов на них были характерны еще во времена Сократа и Платона.

Понятие проблемное обучение получило распространение в 20-30 годы, как в советских, так и зарубежных школах. Проблемным называется обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а решение учебных проблем – характерный признак этого обучения.

Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи, который сделал акцент на развитие собственной активности обучаемых и убедился, что обучение, построенное с учетом интересов учащихся, дает гораздо лучшие результаты, чем «вербальное» обучение, основанное на запоминании знаний. Он считал, что человек начинает мыслить тогда, когда сталкивается с трудностями, определяет или обнаруживает эти трудности и выдвигает гипотезу ее разрешения.

Таким образом, проблемное обучения – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности, учащихся по их разрешению, в результате чего происходит развитие мыслительных способностей и творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками.

2. Цели и задачи проблемного обучения.

Цель проблемного обучения:

Усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самостоятельности учащегося и развития его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений, навыков и формирования мировоззрения).

Основные задачи проблемного обучения:

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обученияусвоение учащимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности;

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обученияразвитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обучениявоспитание навыков творческого применения знаний (применение логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обучениявоспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обученияформирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем);

3. Классификация методов проблемного обучения

Существуют различные классификации методов обучения. Рассмотрим классический вариант классификации по характеру познавательной деятельности (, ).

1. Частично – поисковый (эвристический) метод позволяет учащимся начать овладение элементарными навыками поиска знаний. Они привлекаются к созданию гипотезы, к самостоятельному решению части какой-либо проблемы.

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обученияЭвристическая беседа позволяет педагогу создавать большие возможности для управления поиском, для постепенного подведения учащихся к истинному решению. В этом педагогу могут помочь такие вопросы, как:1.Как бы вы поступили, если бы…?; 2. Как быть?; 3.Что можно сделать в этой ситуации?;

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обученияДиспут главным своим назначением имеет формирование у учащегося оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций. В отличие от беседы при проведении диспута заранее выявляются сторонники разных точек зрения. Познавательная самостоятельность ученика при определении своей позиции возрастает.

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обученияЛабораторная работа – метод, который требует специального оборудования (микроскопов, измерительных инструментов и др.). Эвристическим методом лабораторная работа становится тогда, когда она строится как решение познавательной задачи.

2. Исследовательский метод предполагает организацию педагогом самостоятельной, творческой, поисковой деятельности учащихся, которые самостоятельно решают новые для них познавательные задачи или находят в известных задачах новые (для них) способы решения.

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обучения Наблюдение – метод, требующий сложной практической и умственной деятельности учащихся, в результате которой они могут получать новые знания.

4.. Формы организации проблемного обучения.

При организации проблемного обучения на занятиях можно применять разнообразные формы. К основным формам организации проблемного обучения относят:

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обученияПроблемный вопрос – это краткая форма обращения педагога к учащимся в целях получения ответа; это такое обращение, которое побуждает учащегося к познавательному действию.

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обученияПроблемная задача _ это такая форма учебного материала, которая требует особых условий своего исполнения, времени, дополнительной информации, умений. Задача – это всегда определенные условия, ограничивающие поиск ответа и сам ответ.

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обученияПроблемное задание – это более сложная форма организации учебного материала, предназначенная для самостоятельного выполнения. Это поручение учащимся что-то сказать, выполнить какое-то указание, установку, назначение. Проблемным задание становится только при условии, если его выполнение требует сложной познавательно-поисковой деятельности.

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обученияПроблемная ситуация – это ситуация, порождающая познавательную потребность вследствие невозможности достичь цели посредством уже имеющихся знаний и выработанных способов действия (проблемная ситуация активизирует учебную деятельность).

Проблемная ситуация наиболее целесообразная форма организации проблемного метода на занятиях

Типология проблемных ситуаций

1. Первый тип – учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос.

2.Второй тип – учащиеся поставлены в новые условия решения задачи, а располагают лишь старыми знаниями.

3. Третий тип – у учащихся возникают противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.

4. Четвертый тип – применим тогда, когда у учащихся возникает противоречие между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием у учащихся знаний его теоретического обоснования.

5. Технологическая схема проблемного обучения.

Внедрение проблемного метода на занятиях предполагает взаимодействие педагога и учащегося направленные на общий результат. Структурными элементами поисковой деятельности педагога и учащегося являются:
технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обученияСоздание проблемной ситуации;

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обученияФормулировка задачи;

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обученияВыдвижение предположений;

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обученияОбоснование гипотезы;

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обученияСистематизация и обобщение полученных знаний;

Логическая последовательность элементов поисковой деятельности педагога и учащегося может быть представлена в виде следующей схемы.

Этапы проблемного обучения

Создает проблемную ситуацию.

Осознает противоречие в изучаемом явлении

Организует размышление над проблемой и ее формулировкой

Организует поиск гипотезы –

предположительного объяснения обнаруженных противоречий

Выдвигает гипотезы, объясняющие явления.

Организует проверку гипотезы

Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т. д.

результатов и применение вывода

Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания

6. Методические приемы создания проблемных ситуаций.

1. Педагог подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения.

Для реализации проблемной технологии необходимы:

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обученияОтбор самых актуальных, сущностных задач;

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обученияОпределение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обученияПостроение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обученияЛичностный подход и мастерство педагога, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка;

Технология проблемного обучения предусматривает следующие этапы работы:

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обученияПоиск или постановка проблемы.

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обученияЕе принятие учащимися.

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обученияАнализ для выявления противоречия.

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обученияВыдвижение гипотезы, как предположительного решения.

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обученияРешение как проверка гипотезы.

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обученияПерепроверка правильности полученного результата.

7. Актуальность тематики.

Повышение эффективности обучения прямо зависит от умелого подбора и использования разнообразных, наиболее адекватных тематике и ситуации методов обучения, а также от активизации всего учебного процесса. Методы обучения многообразны: лекции; доклады семинарские занятия; индивидуальные беседы; практические упражнения (практикумы);работа в команде; опрос экспертов; тесты; ролевые и плановые игры; методы конкретной ситуации, в том числе кейсы; «круглые столы» с участием специалистов (дискуссии на трибуне);дискуссии через опрос мнений участников; консультирование экспертами; модульное обучение, при котором учебный материал подается комплексно, в единстве теории и практике, и поэтапно; компьютерный и другой тренинг и т. д.

Выбор методов обучения обусловлен, прежде всего, содержанием учебного материала и целями обучения, которые применительно к управленческим дисциплинам отличаются тем, что предполагают не только приобретение знаний, но и формирование умений и навыков, необходимых в практической работе. Поэтому в процессе обучения пригодны в первую очередь те методы, при которых учащиеся идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают активные методы обучения.

Как отмечают специалисты, при преимущественно пассивном восприятии информации обучаемые сохраняют в памяти:

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обучения10 % того, что читают,

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обучения20% того, что слышат,

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обучения30% того, что видят,

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обучения50% того, что слышат и видят.

В то же время при активном восприятии информации они удерживают в памяти:

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обучения80% того, что говорили сами,

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обучения90% того, что делали сами.

Через 72 часа (трое суток) после получения информации в памяти слушателя остается при аудио-восприятии (услышал) примерно 10% информации; при визуальном (увидел) – 20%; при аудиовизуальном (услышал и увидел) –50%; при аудиовизуальном восприятии и обсуждении – 70%; при аудио-визуальном восприятии, обсуждении и при наличии возможности практического приложения –90%;

Активные методы обучения не только резко улучшают запоминание материала, но и способствует его идентификации, реализации в повседневной жизни.

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обученияОрганизация проблемного обучения

1. Занятие по флористике

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обучения

Подобрать эффективный способ тонировки основы коллажа.

Как затонировать основу (фон) коллажа?

1.Использовать акварельную краску или гуашью

2.Использовать цветную бумагу или цветную ткань.

Использование акварельной краски или гуаши

· Большая экономия времени (плюс)

· Плотная основа под воздействием влаги, содержащейся в акварели, начинает коробиться, теряет свою форму (минус).

Использование цветной бумаги или цветной ткани.

· Удается избежать деформации основы коллажа (плюс)

· Требуется больше времени.

2. Занятие по бумагопластике

Подобрать основу для работы в технике крекле.

На какую основу лучше клеить яичную скорлупу в работе с техникой крекле?

1.Использовать в качестве основы картон.

2.Использовать в качестве основу ДВП.

· При наклеивании скорлупу на картон клеем ПВА, картон деформируется, и работа выглядит не эстетичной.

· При наклеивании скорлупы на ДВП получается нужный эффект

В технике крекле, при наклеивании скорлупы необходимо использовать ДВП, так как получается нужный эффект.

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обучения

расположить детали выкройки игрушки при ее раскрое на ткани или мехе

Как расположить детали выкройки игрушки при ее раскрое на ткани или мехе, чтобы детали были выкроены правильно?

1.При раскрое парные детали располагать зеркально.

2.При раскрое парные детали располагать симметрично.

При раскрое парных деталей расположенных симметрично.

· Получаются две правые или левые детали.

При раскрое парных деталей расположенных зеркально.

· Получаются готовые детали для шитья игрушки

Если детали парные, то они переводятся на ткань зеркально, сначала обводим выкройку с одной стороны, затем переворачиваем ее на другую сторону и обводим повторно.

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обучения

4. Занятие по скульптуре

Проблемная ситуация: Крепление рогов на голове оленя при изготовлении скульптуры «Олень»

(При изготовлении скульптуры «Олень» рога у животного ломались, так как глина материал довольно хрупкий).

Найти способ крепления рогов таким образом, чтобы исключить ломку рогов и растрескивание глины при высыхании.

1.Закрепить рога, применяя за основу дерево.

2. Применить для крепления прочную проволоку.

-Рога держатся прочно

-Глина не растрескивается

Проблематично закрепить дерево на глине, т. к. нет прочного сцепления материалов, при этом способе необходимо было применить клей.

-Дерево не пластичный материал и не дает возможности при необходимости изменить форму рогов.

-Форма рогов должна быть продумана и вырезана из дерева до момента крепления, при тонкой деревянной заготовке (например, при изготовлении скульптуры небольшого размера рога будут небольшие), оно трескается и ломается.

-Проволока хорошо взаимодействует с глиной

-Так как проволока достаточно тонкий материал, есть возможность более глубокого крепления ее в глине, что дает дополнительную возможность прочного крепления.

-Дает возможность придать более изогнутую форму рогам до нанесения глины на поверхность проволоки.

-При покрытии проволоки глиной и после просушки при изгибе рога глина растрескивается

Вывод:

Так как отрицательных моментов при применении 2 способа меньше, а положительных больше, чем при применении 1 способа, воспитанники решили применять для изготовления рогов проволоку.

5. Занятие по экологии

Тема занятия: «Потребность растений в питательных веществах»

Тема исследования: Потребность комнатных растений в питательных веществах

Актуальность: Учащиеся должны знать, что почва является источником питательных веществ (для растений).

Учащимся предлагается рассмотреть почву. Для этого столовую ложку почвы, взятой из цветочного горшка (при детях) помещаем на лист белой бумаги. Учащиеся делятся на группы по 3-4 человека. Составляющиеся части почвы, которые обнаружили учащимся, предлагается записать в рабочую тетрадь (песок, палочки, корешки и т. д.). После детям предлагается разделить получившийся список на два: что может на их взгляд участвовать в процессе питания растений, а что нет, и почему. Выслушиваются все суждения и выводы, педагог проводит коррекцию по необходимости. Вывод: В результате проделанной исследовательской работы, учащиеся делают выводы о том, что растению нужны питательные вещества и откуда они берутся в почве.

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обучения

Тема исследования: Определение наличия крахмала в картофеле

— Сейчас мы определим наличие крахмала в картофеле. Обыкновенный йод, которым мамы вам мажут ссадины и царапины, попадая на крахмал становится… А вот сейчас вы мне сами это скажите. Какого цвета йод? (коричневого). Сейчас мы капнем каплю йода на срез картофеля. Что произошло? (йод стал синим).

Значит, в картофеле есть крахмал. Крахмал выглядит так (показать порошок крахмала), он похож на что? (муку), но от муки его можно отличить. Если потрогать крахмал, то он хрустит, как первый снежок. А еще вы сами можете получить крахмал. Для этого нужно высушить сок картофеля.

Совместная деятельность педагога и учащихся:

-Мы сейчас капнем немного сока на стекло. А позже проверим, что из этого получилось.

Через некоторое время, когда картофельный сок на стеклышке высыхает, можно увидеть настоящий крахмал

6. Занятие по информатике

Нарисовать предложенную картинку

Выберите инструменты для рисования предложенной картинки

1.Способ: геометрические фигуры + ластик

2.Способ: кисть + карандаш

Проверка гипотез и вывод:

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обученияДля рисования предложенной педагогом картинки можно использовать все три способа (способ: геометрические фигуры + ластик; способ: кисть + карандаш; способ: линии)

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обученияПроблемное задание:

Какими способами можно раскрасить человечков

Проверка гипотез и вывод:

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обученияДля рисования предложенной педагогом картинки можно использовать все предложенные способы (заливка, распылитель, кисть, карандаш).

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обучениятехнологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обучения

8. Литература

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обученияА Исследовательские методы обучения. Москва 1985г.

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обученияЯ Дидактические основы методического обучения. Москва 1981г.

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обученияМахмутов проблемного обучения в школе. Москва 1971г.

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обученияН Методы проблемного обучения и границы их применения. Казань 1979г.

технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть фото технологии проблемного и задачного обучения. Смотреть картинку технологии проблемного и задачного обучения. Картинка про технологии проблемного и задачного обучения. Фото технологии проблемного и задачного обученияКамышникова исследовательского подхода в обучении / Советская педагогика 1987г. №12

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *