технологии оценивания планируемых результатов обучения
«Технологии оценивания образовательных результатов в условиях реализации ФГОС»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Технологии оценивания образовательных результатов в условиях реализации ФГОС»
Самообразование — средство развития личности учителя, повышения его профессиональной компетентности. Уровень самообразования непосредственно влияет на результаты педагогической деятельности в целом.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного самообразования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным.
Актуальность выбранной мной темы объясняется переходом от стандартов первого поколения к новым Федеральным государственным образовательным стандартам. Если раньше учитель ориентировался только на результат сформированности предметных знаний, умений и навыков, выраженный в отметках-баллах, то сегодня его должен интересовать процесс формирования личности в учебной деятельности, который нельзя просто зафиксировать отметкой баллом.
Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию. В последнее время разрабатывались и вводились в практику новые формы оценивания в классе, выходящие за рамки пятибалльной шкалы.
Термин оценивание относится к любым формам деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя, обеспечивающим информацию, которая может служить обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения.
Наибольшую известность получили следующие:
1. Многобалльные шкалы отметок, построенные на том, что каждый балл соответствует определенному уровню или степени выполнения заданий.
Наибольшее распространение получила десятибалльная шкала.
2. Портфолио. На начальной ступени обычно применяются вариации портфолио, который включает биографическую информацию об ученике; профиль его достижений в динамике, например, по четвертям.
3 К нетрадиционным формам оценивания в классе можно отнести рейтинговую систему, основанную на принципе накапливания баллов в течение определённого отрезка времени или в ходе прохождения отдельной предметной темы.
Каждое из перечисленных нововведений принято определять как формирующее оценивание, где оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения.
Формирующее оценивание является первым шагом к учебной самостоятельности и достижению планируемых результатов, так как происходит ежедневное взаимодействие учителя и учащихся и выполняет различные цели:
— определение потребностей учащихся;
— поощрение самостоятельности и сотрудничества;
— проверка и демонстрация понимания на каждом этапе урока и теме, своевременная помощь и коррекция.
Учителю необходимо использовать результаты оценивания для повышения качества образования, в форме систематической обратной связи от учителя к ученику, на основе критериального самооценивания и взаимооценивания.
Что необходимо учитывать учителю в своей работе ?
Стандарты ФГОС и цели обучения;
вовлечение учащихся в процесс оценивания;
использование результатов оценивания для рефлексии и дальнейшего планирования обучения;
использование оценивания на протяжении всего цикла обучения;
использование разнообразных методов оценивания для достижения планируемых результатов;
оценивание важных целей учебной темы;
формирование разных видов УУД.
Оценивание не является целью учебного процесса, а является средством развития ученика и создания ситуации успеха на уроке.
Виды формирующего оценивания, способствующие активизации работы учащихся на уроке:
1.Взаимопроверка (дети меняются тетрадями, исправляют ошибки, ставят отметки. Учитель контролирует правильность поставленной оценки, может проследить за уровнем знаний ученика, проверяющего работу, и за уровнем знаний ученика, выполнявшего работу);
2. Самооценка (по окончании работы, учащиеся получают правильные ответы, сверяют свою работу, исправляют ошибки, ставят себе отметку);
3. Групповая работа и активное слушание. Выставление отметки за заработанные в течение урока баллы (На уроке заранее оговаривается сколько баллов нужно набрать, чтобы получить «5» или «4)
Технология формирующего оценивания позволяет:
— делать выводы о продвижении ученика по личной учебной траектории путем сравнения не только со среднестатистической нормой, не только с другими учениками, но и путем сравнения его новых результатов с предыдущими;
— связывать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов (умений, компетентностей и т.п.) учащегося;
— обеспечивать учащемуся доступную информацию о его собственных достижениях, стимулируя самооценку ребенка;
— формировать умения учащегося оценивать собственные результаты образования, предоставляя ему возможность выбирать как способы и темпы достижения образовательного результата, так и уровень его освоения, способствуя превращению обучающегося в субъект оценивания;
— оценивать ученика, не по тому, «сколько ошибок он допустил, а по тому, сколько ошибок он исправил».
Результаты обучения при формирующем оценивании:
1.Повышается качество обучения.
2.Улучшается успеваемость отстающих учеников.
3.Происходит понимание и углубление знаний на уроке.
4.Повышается мотивация, учащихся воодушевляются из-за больших возможностей.
Технология оценивания образовательных достижений учащихся в рамках ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технология оценивания образовательных достижений учащихся в рамках ФГОС
В последнее время в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний умений и навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. В связи с этим изменился и подход к оцениванию.
Традиционная методика оценивания дает ответ только на вопрос, знает или не знает учащийся ту или иную тему. Такой метод является малоинформативным, не фиксирует реальные достижения каждого отдельного ученика, а также не дает полноценной возможности для формирования у учащегося самостоятельности в оценивании. Чаще всего такая система оценивания имеет «травмирующий» характер, способствует появлению учеников, которые опускают руки после первой же неудачи, теряют интерес к учению.
Согласно новой парадигме образовательных стандартов оценивание призвано стимулировать учение, а не тормозить его. Таким образом, на первый план выходит поиск такого подхода к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации процесса обучения, повышению учебной мотивации и самостоятельности учащихся.
Основным объектом оценки в условиях ФГОС выступают планируемые результаты: личностные (самоопределение, моральная ориентация, смыслообразование), метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные (система опорных знаний и система предметных действий).
Новая система оценивания предполагает следующие исходные положения:
Частое оценивание, желательно на каждом уроке.
Выработка четких критериев оценивания каждой работы, исходя из планируемых результатов, соответствующих поставленным учебным целям урока.
Применение заранее известных педагогу и обучающимся критериев оценивания ученической работы, возможна совместная их выработка.
Исходя из ведущей роли каждого ученика в современном образовательном процессе, основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делается на самооценку, как средство принятия решения учеником, способность составить самостоятельную программу обучения.
Одним из подходов к оцениванию является формативное (формирующее) оценивание, или оценивание для обучения. При таком подходе меняется роль учителя, учебный процесс строится на основе сотрудничества между его участникам. Оценка осуществляется непрерывно, оценивается сам процесс движения к качественному результату. Часть полномочий переходит к ученику, таким образом, трансформируясь в самоконтроль и самооценку. Формативное оценивание позволяет учителю отслеживать процесс продвижения каждого учащегося к целям их учения, помогает ему корректировать свою работу на раннем этапе, а ученику почувствовать ответственность за свое обучение.
Какие же техники и приемы оценивания существуют в новой системе образования?
Лист учебных достижений показывает развитие ученика (в течение урока, четверти, года и т.д.). Такая техника, во-первых, позволяет реализовать принцип позитивного оценивания, так как даже небольшой успех ученика не остается незамеченным. Во-вторых, такой мониторинг позволяет наблюдать развитие процесса учения каждого ученика и класса в целом. В листе учета указываются вопросы мониторинга, которые зависят от особенностей класса, целей и задач урока и т.д.
ü Умение прогнозировать содержание текста.
ü Умение аргументировать.
ü Умение привести пример.
ü Умение составить собственное высказывание.
ü Умение продуктивного письма.
Учебные цели должны быть открыты и понятны для детей. Отметка, выставляемая за урок,- это средний балл полученных отметок. Для «сильных» учащихся мониторинг повышает ценность пятерки (отметка «5» ставится, если учащийся получает + за все критерии мониторинга), для «слабых» учащихся – это накопитель достижений, возможность получить заветную «4», пусть и в результате работы на нескольких уроках.
На любом этапе учебной работы учащемуся необходимо получать обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться. В свою очередь учителю также держать обратную связь с учениками, анализировать свою работу, чтобы вовремя внести коррективы. Для обеспечения обратной связи существует несколько приемов.
Самый распространенный вид оценки. Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную обратную связь, соответственно, учащийся может понять, что данный материал или информацию он успешно освоил. Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.
У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы.
К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли):
К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки:
– Что вам не понятно?
По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.
Еще один способ – это предложить учащимся в течение урока, после урока, после выполнения какого-нибудь задания оценить себя по предложенным утверждениям, например, поставить «плюсы» на полях в тетради.
Для эффективного самооценивания необходимо:
· понимание учащимся, как оценивается его работа, деятельность;
· развитие навыков критического мышления;
· концентрирование внимания учащихся на своих целях.
Поэтому важно для учителя постоянно напоминать ученику о целях и критериях оценивания работы, планировать время для самооценивания, предоставлять цели урока и критерии оценки наглядно, для того чтобы учащиеся четко представляли к чему они стремятся.
Самооценивание позволяет учащимся осознавать цели учения, определять свои пробелы, заставляет их понимать, что успех или неудача зависят не от таланта, удачи или способности, а от практики, усилий и применения правильных стратегий.
Оценка работы одноклассниками – это полноценный обучающий прием оценивания. Взаимооценивание дает учащимся возможность закреплять пройденный материал посредством оценивания работ друг друга. Оценивая работы других учащихся, ребята отмечают их сильные и слабые стороны, таким образом, они анализируют и собственный прогресс. Техника «Две звезды и желание» применяется, например, при оценивании творческих работ и т.п. Проверяя работу своего одноклассника, учащемуся необходимо прокомментировать ее: определить два положительных момента и отметить их звездочкой (две звезды), и один момент, который требует доработки (желание). Каждый ученик получает свою работу с комментариями, для доработки «желаний» им предоставляется определенное время (например, 2-3 дня). Следующую проверку проводит учитель и выставляет отметку.
Новая система оценивания снимает тревожность детей, повышает учебную мотивацию, отслеживает динамику школьной успешности. Система контроля ставит важные социальные задачи: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Оценка и отметка в новой системе образования, прежде всего фиксируют достижения ученика.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Статья «Технология оценивания образовательных результатов обучающихся»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Ртищево Саратовской области»
Н.А.Байбакова, учитель математики
Технология оценивания образовательных результатов обучающихся
Страшная это опасность – безделье за партой;
безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы.
Это развращает, морально калечит человека,
и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская –
ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере,
В настоящее время, в век компьютеров и новых технологий, для достижения результатов, важно, в первую очередь, инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?».
И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчеркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодежь принимать активную гражданскую позицию.
Традиционный подход к оцениванию устных ответов детей на уроке не вполне может отразить тот труд и усилия, которые ребенок вкладывает в течение урока. Так называемые «разовые», но правильные ответы ребёнка на уроке никак не оцениваются, разве что похвалой. Ведь такой ответ, хоть он и правильный, как бы недостаточен для выставления оценки в журнал. В результате, чаще всего, во время устной работы на уроке активно работала лишь сильная половина (а то и лишь единицы) класса. Нерешительные ребята и дети, как мы привыкли называть, «слабые» в учебе, просто становились пассивными слушателями блестящих ответов своих «сильных» в учебе одноклассников.
Из собственного опыта знаю, что когда урок подходит к концу и настаёт время выставления оценок за устную работу, многие ответы детей просто забываются, и выставление оценок превращается в «раздачу» оценок за «вроде бы» хорошую работу…
Я в своей работе применяю и такой вид оценивания учебной деятельности, как рейтинг успешности.
В чем жё суть рейтинговой системы оценивания?
Предлагается детям бальная система оценивания устных ответов на уроках математики. За каждый правильный устный ответ на уроке ребенку дается 1 балл.
Предварительно договорилась с детьми, сколько баллов нужно набрать, чтобы подойти к учителю и заявить о заработанной пятёрке, которая выставляется в журнал. Если ребенка устраивает «4» или «3», то также набирается необходимое количество баллов, соответственно пропорционально меньшее. Ребенок может набрать необходимое количество баллов за урок и заявить об оценке.
Бальная система оценивания уроков математики
Разрезной материал (имеется у учителя в достаточном количестве)
Система понравилась детям. На уроках отмечается высокая активность. Пассивные ученики включились в работу и стали получать отличные оценки. Улучшилось качество письменных работ
Каждый заработанный балл подписывается учеником и является его неприкосновенной собственностью. Предлагаю детям завести конверты для накопления баллов. Баллы, за которые были выставлены оценки – уничтожаются учителем.
Кроме бальной системы оценивания устных ответов на уроках математики, разработаны критерии, по которым ученик зарабатывает определённое количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения, что в итоге позволяет подвести итоги рейтинга ученика за четверть. В конце четверти в кабинете вывешиваются фотографии лучших учеников по итогам четверти. Для школьников это большой стимул.
Исследовательская работа в группе
Самостоятельная исследовательская работа
Выполнение домашнего задания
Выполнение заданий из банка зданий
Доказательство теорем и вывод формул
Участие в олимпиадах и конкурсах
Предусмотрено также начисление штрафных баллов, что позволяет осуществлять мотивационное и эмоциональное регулирование отношения школьника к образованию:
Пропуск урока по неуважительной причине
Опоздание на урок по неуважительной причине
Нарушение дисциплины на уроке
Кроме того на аукционе, проводимом в конце четверти, учащиеся, которые набрали наибольшее количество баллов, могут купить себе льготы на следующую четверть:
Один раз в четверть не выполнить домашнее задание
+1 балл за самостоятельную работу
Помощь учителя во время выполнения одной из контрольных работ
Помощь учителя во время выполнения одной из самостоятельных работ
+1 балл за контрольную работу
Рейтинговая система оценивания знаний учащихся позволяет реализовать на практике современные педагогические технологии, такие как дифференцированное обучение, проблемное обучение, блочно-модульное обучение, ситуативное обучение, игровые технологии, педагогику сотрудничества. Главная сложность при внедрении рейтинговой системы – значительное увеличение временных затрат учителя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия.
Т. о., рейтинговая система оценивания на уроках математики помогает формированию универсальных учебных действий, которые обеспечивают школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.
Цель проведения ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения ФГОС за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений школьников.
ВПР позволят осуществлять мониторинг результатов введения ФГОС и послужат развитию единого образовательного пространства в Российской Федерации.
Результаты ВПР не могут учитываться как результат учебных достижений школьников, не выставляются в журналы, не учитываются при проведении промежуточной и итоговой аттестациях.
А чем полезны ВПР детям? Даже очень способному ученику будет сложно успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ, если в 4, 5, 8 классе у него образовался пробел в знаниях. Часто эти пробелы незаметны ни для учителей, ни для родителей, ни для самих детей. Выяснить во время судьбоносного экзамена, что ты несколько лет назад упустил что-то важное, мягко говоря, не слишком приятно. ВПР призвана вовремя выявить недоработки, указать на темы, которые по какой-то причине не были в полной мере усвоены. Таким образом, результат ВПР — это показатель индивидуального уровня подготовки учащегося, хороший инструмент для выявления проблемных зон, а также для принятия дальнейших решений при построении индивидуальной образовательной траектории. К тому же данные о результатах ВПР в целом по школе — отличный маркер уровня образовательной организации.
Оцениваем ВПР по рекомендациям, которые присылают с ключами к заданиям. Оценивание происходит по пятибалльной системе, перевод первичных баллов в отметки тоже приведены в таблице. Однако при проверки возникает ряд вопросов, которые мы и рассмотрим в виде опроса в форме групповой игры «ДА – НЕТ». Вы сможете проверить себя как эксперта.
Технология оценивания образовательных достижений учащихся, как средство оптимизации учебного процесса.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технология оценивания образовательных достижений учащихся, как средство оптимизации учебного процесса
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.
Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ. Иными словами, работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.
Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:
— целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учеником действий и качеств по заданным параметрам),
— самооценка ученика по принятым формам (например, лист с во-просами по саморефлексии конкретной деятельности),
— результаты учебных проектов,
— результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Предлагается принципиально переосмыслить, а по сути изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу по принципу «прибавления» и «уровневого подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловных успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.
Вместо официального классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика должен теперь стать портфель достижений (портфолио). Официальный классный журнал, конечно, не отменяется, но итоговая оценка за начальную школу (решение о переводе на следующую ступень образования) теперь будет приниматься не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.
Описание системы оценки результатов ФГОС
Оцениванию подлежат результаты предметные, метапредметные и личностные.
Результаты ученика это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).
Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.
Количество отметок определяется по числу решённых задач
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
Оценки и отметки накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений»
Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.
Оценивание состоит из двух процессов: сравнение достижений (неудач) учащегося с его прежними достижениями (неудачами) и соотношение достигнутых результатов со стандартами обучения (желательность хороших оценок). Критерия оценивания создаются вместе с учащимися, что помогает формировать самооценку у детей.
Опираясь на принципы начальной школы, деятельности учителя в системе оценивания должна быть следующей:
— обязательное обсуждение с учащимися критериев оценивания работ;
— постепенно выстроенный переход от без отметочного оценивания к оцениванию в пятибалльной системе;
— осуществление перехода от без отметочного оценивания к балльному не одновременно для всех, а по мере индивидуального понимания учащимися предыдущего этапа оценивания;
— обязательное выделение умений, за которые можно похвалить ребенка;
оценивание только работы ученика, а не его самого;
— обсуждение успехов (неуспехов) учащегося исключительно при индивидуальной беседе с родителями, а не на родительском собрании.
Контроль и оценивание успехов/неуспехов учащихся младших классов являются важной составляющей процесса обучения и одной из главных задач педагогической деятельности учителя. Вместе с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) этот компонент должен соответствовать современной педагогической и методической наукам, требованиям общества, основным приоритетам и целям образования в начальном звене школы.
Система проверки и оценивания учебной деятельности младших школьников не может ограничиваться только контролем за усвоением знаний и выработкой умений и навыков по определенному учебному предмету. Она ставит более важные социальные задачи:
– определение степени овладения умениями по использованию знаний, то есть соответствие обучения современным целям образования;
– развитие у учащихся навыков самостоятельной оценки результатов своих действий, умения контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
– мотивация учащегося на успех, избавление его от страхов перед оцениванием, создание комфортной обстановки, забота о сохранении психологического здоровья младших школьников.
В своей работе я использую следующие приемы самооценки и самоконтроля:
1. Словесные приемы
а) для развития самооценки и самоконтроля в конце уроков задаются следующие вопросы:
– Что ты узнал на уроке?
– За что можешь похвалить себя?
– Над чем еще надо поработать?
– Какие задания вызвали интерес?
– Какие задания оказались трудными?
– Достигнута ли поставленная в начале урока цель?
б) использую наглядное пособие, которое помогает в оценивании своих достижений:
«Сегодня на уроке я…»
Свою работу за определенный отрезок времени (неделя, месяц) можно оценить с помощью рисунка. Учащиеся на подсознательном уровне изображают свою самооценку в выборе цвета, в изображении чего-либо. Например, можно изобразить дерево настроения, цветок настроения, облачко настроения или раскрасить в цвете какой-либо предмет;
Такой прием особенно эффективен в 4-м классе, он используется при групповой форме обучения. Учащиеся распределяются по группам, а затем оценивают работу своей и других групп. В завершение работу оценивает учитель.
Для того чтобы развитие самооценки было наиболее эффективным, необходимо выполнение следующих условий:
1. Совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая;
2. Создание необходимого психологического настроя учащихся для анализа собственных результатов;
3. Обеспечение ситуации самостоятельного эталонного оценивания школьниками своих результатов;
4. Сопоставление и выводы об эффективности проделанной работы;
5. Составление учащимися собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.
В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников мною используются следующие формы:
Применяется для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям. В первом классе предлагаю детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно идти дальше».
Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь».
Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!». Хочу отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.
5. «Говорящие рисунки»
Если ученик доволен собой, у него все получалось, то он рисует улыбающееся лицо.
Если ученику на уроке было временами непросто, не все получалось, то он рисует спокойное лицо.
Если учащемуся на уроке было сложно, многое не получалось, то он рисует соответственно грустное лицо.
1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;
2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.
6. «Карточка сомнений»
— — «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;
На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:
? – «Не понял, есть вопросы»
0 – «Думал по-другому».
Итоги каждого учебного дня можно подводить, используя «Дерево успехов». После уроков учащиеся прикрепляют на нарисованное на плакате дерево плод, цветок или листок: яблоко – «все удалось», цветок – «неплохо поработал, но что-то не совсем получилось», листок – «сегодня не получилось, но я не опускаю руки».
8. Листы индивидуальных достижений
Для создания полной картины, отображающей реалии учебных достижений, а также диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты. Успехи фиксируются условными обозначениями («Светофор»).
9. Анализ работы за четверть, за год, за определенный период обучения
В 3-4-х классах в конце каждой четверти проводим самоанализ своей учебной деятельности. Для этого ученик отвечает на следующие вопросы:
– Что удалось в этой четверти?
– По каким предметам результаты получились лучше?
– Что не получилось? В чем причина?
– Какую цель поставишь в следующей четверти?
В конце учебного года подобный самоанализ проводится вновь. Ученикам предлагаются следующие вопросы:
– Какими результатами первой учебного года можешь гордиться?
– Над чем еще необходимо поработать?
– По каким предметам возникали затруднения? В чем причина?
– Какую цель поставишь на следующий учебный год?
Фиксация достижения планируемых личностных и метапредметных результатов осуществляется в листах «Мои успехи в формировании универсальных учебных действий (УУД)»
Формирование навыков самоконтроля является одной из главнейших педагогических задач, поставленных на начальном этапе обучения. Для достижения формирования подобного навыка необходимо актуализировать для учащихся задачу важности и необходимости самоконтроля.
При оценке предметных результатов следует иметь в виду, что должна оцениваться не только способность учащегося воспроизводить конкретные знания и умения в стандартных ситуациях (знание алгоритмов решения тех или иных задач), но и умение использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на предметном материале с использованием метапредметных действий; умение приводить необходимые пояснения, выстраивать цепочку логических обоснований; умение сопоставлять, анализировать, делать вывод, подчас в нестандартной ситуации; умение критически осмысливать полученный результат; умение точно и полно ответить на поставленный вопрос.