технологии обучения русскому языку и литературе по фгос

Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «нОВОГРИГОРЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД»

Современные образовательные технологии

на уроках русского языка и литературы как средство реализации ФГОС

(из опыта работы Гудименко Ларисы Анисимовны,

учителя русского языка и литературы )

Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса

Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали добровольно, с интересом, творчески.

Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития.

Применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.

Главная задача учителя русского языка и литературы – не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но также и показать практическую ценность знаний в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.

Моё педагогическое кредо – «УЧИТЬ детей УЧИТЬСЯ». Отсюда и вытекает моя главная педагогическая задача – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.

Целью своей педагогической деятельности ставлю желание научить детей самостоятельно мыслить, самому сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя и окружающих.

В своей работе я нередко сталкиваюсь с тем, что некоторые учащиеся не усваивают материал программы по русскому языку. Трудно определить причины отставания. Ясно только одно: ситуация такая складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности ребенка, а внутренние обусловлены психологическим складом ребенка. Мне приходится немало работать над тем, чтобы заинтересовать учащихся, предлагая им новую систему отношений учебного сотрудничества, уважения к окружающим, взаимопонимания.

Для решения подобных задач школьников необходимо обучить главным мыслительным операциям: анализу, обобщению, сравнению, конкретизации, систематизации. В поисках новых идей я обратилась к нестандартным формам урока, т.е. к современным технологиям, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьника за результаты учебного труда.

Практикуя организацию и проведение нестандартных уроков, я сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, развивают активность, самостоятельность, личную инициативу и творческие способности учащихся.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

— развитие критического мышления;

— дифференцированный подход к обучению;

— создание ситуации успеха на уроке.

Основными принципами инновационного обучения являются:

— креативность (ориентация на творчество);

— усвоение знаний в системе;

— нетрадиционные формы уроков;

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы :

— ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления);

— чтение с остановками и Вопросы Блума;

— нетрадиционные формы домашнего задания.

Уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой являются наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в учебный процесс. На своих уроках я применяю компьютер в различных режимах:

— использование готовых программных продуктов;

работа с программами MS Office (Word, PowerPoint);

— работа с Интернет-ресурсами;

— компьютерные тесты, предназначенные для контроля уровня усвоения знаний учащихся и для подготовки к ГИА и ЕГЭ;

— медиатексты в электронном формате (поэтический текст, прозаический эпизод-анализ и т.п.);

— создание слайдов с текстовым изображением;

— презентации учебного материала, разработанного мною для уроков;

— презентации учебного материала, разработанного учениками для уроков;

— самостоятельная работа учащихся (закрепление).

Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, развивать познавательную активность обучающихся.

Результаты использования ИКТ на уроке:

— повышается интерес к предмету, изучаемому материалу;

— применяется индивидуальный подход;

— повышается степень наглядности при изложении учебного

— развивается творческий потенциал детей;

— появляются возможности для моделирования учебного

— снижается утомляемость учащихся;

— сокращается время на опрос.

Проблемно-поисковое обучение. Я активно использует технологию проблемного обучения на разных этапах урока: на этапе актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности, при постановке учебной задачи, а также при построении проекта выхода из затруднения и рефлексии деятельности и т.п.

Проблемные вопросы, поставленные перед учащимися, побуждают их к действию, обучают умению самостоятельно решать проблемы, намечать план поиска решения. Кроме того, проблемная ситуация на уроке приучает детей к анализу, креативному взгляду на вопросы.

Результаты использования данной технологии:

— совершенствуется умение учащихся обосновывать свою позицию;

— воспитывается уважение к чужой точке зрения;

— активизируется познавательная деятельность учащихся;

— увеличивается количество творческих работ;

— учитель не даёт знания в готовом виде – дети открывают их сами.

Цель использования тестовых технологий – определять степень усвоения материала учащимися, выявлять уровень знаний, умений и навыков, активизировать работу по усвоению учебного материала, создавать ситуацию успеха, готовить к успешной сдаче аттестационного экзамена в форме ГИА, ЕГЭ.

На уроках я активно использую тестовые задания при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала на уроках русского языка и литературы, для проведения промежуточного контроля, для проведения зачётных и итоговых контрольных работ, а также для осуществления систематического индивидуального и группового контроля знаний, полученных на уроках.

На уроках я, в основном, использую три формы работы с тестами: коллективную, групповую, индивидуальную. В тестах применяю разнообразные виды заданий: задания с выбором односложного ответа «да» и «нет» или с выбором одного из четырёх предложенных вариантов, с кратким ответом в виде одного-двух слов, задания со свободным развёрнутым ответом.

На уроках контроля применяю разноуровневые тестовые задания (элементы технологии уровневой дифференциации).

Проектная деятельность позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческий потенциал личности ребёнка в процессе обучения.

На уроках стараюсь так организовывать познавательную деятельность учащихся, чтобы у них появлялась возможность самим открывать новые знания. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и являться предметом инноваций. Дети сами открывают новые для них факты.

Технология интеграции в образовании способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

Я активно использую эту технологию. На уроках русского языка в качестве дидактического материала предлагаю фрагменты текстов художественных произведений различных авторов, а на уроках литературы осуществляю связь с уроками русского языка и истории. На своих уроках я использую музыкальные произведения, записи мастеров слова на дисках, фрагменты экранизации, репродукции картин, провожу видеоэкскурсии.

Использование данной технологии расширяет кругозор обучающихся, повышает их интерес к предметам, а также формирует желание учащихся пополнить багаж знаний за пределами материала учебника.

Дифференцированный подход в обучении как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности заключается в раскрытии индивидуальности.

Для повышения эффективности урока и решения вышеперечисленных задач применяются различные виды дифференцированного обучения: карточки для коррекции знаний, разноуровневый раздаточный и дидактический материал, в котором взяты за основу поэтапное, пошаговое формирование учебных приёмов, и т.п. Это позволяет учащимся устранять имеющиеся пробелы в знаниях и прочно усваивать текущий учебный материал.

Особым видом дифференцированного обучения является домашняя работа. Она происходит без непосредственного руководства учителя. Поэтому нуждается в создании необходимых условий для её успешного выполнения. Одно из главных условий – это доступность домашней работы. Дифференцированный подход к выполнению домашнего задания позволяет каждому школьнику работать в своём оптимальном темпе, даёт возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственные силы. Материал учебников помогает варьировать задания с учётом индивидуальных особенностей учащихся, находить новые приёмы, активизирующие внимание, память и мышление школьника.

Я убедилась, что использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы даёт хорошие результаты:

— развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;

— способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;

— помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;

— развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.

Применение современных образовательных технологий позволяет мне:

— наполнить уроки новым содержанием;

— развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;

— формировать элементы информационной культуры;

— прививать навыки рациональной работы с компьютерными

Говорить о современном уроке можно много. Как не потеряться в целом океане технологий, методик, приемов? Как это совместить в рамках одного урока?

Адаптивный урок – сочетание элементов различных технологий, создающих комфортную среду урока.

Применяя различные технологии на уроках, мы добиваемся успеха: результаты обучения становятся выше. Мы чувствуем себя более уверенно, так как владеем современными методиками.
Психологи считают, что если на протяжении школьной жизни ученик
проживает ситуации выбора, то у него формируется самостоятельность,
без которой невозможна творческая личность.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего»

Сегодня, чтобы уверенно ступать на пути педагогического поиска, я понимаю, что нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание учеников. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь все время. Учусь всегда.

Источник

Статья «Применение современных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Климина Ирина Александровна, учитель русского языка

и литературы МБОУ «СОШ №1» п.Ханымей

Применение современных технологий на уроках русского языка и литературы

в условиях введения ФГОС

В сентябре 2014 года мне доверили 5 класс. Встретила эту новость воодушевленно, потому что хочется работать по-новому. В 5-е классы введены Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. В чём суть ФГОС? С чего начинать? Как грамотно составить образовательную программу? Какие современные технологии, методы и приёмы использовать? Как превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.

Кроме того, для эффективной организации процесса обучения учитель должен обладать способностью к самостоятельному конструированию системы предметного обучения, умением гибко и дифференцированно разрабатывать методику преподавания в каждом классе в соответствии с познавательными возможностями своих учеников, изобретать приемы и средства педагогической техники. От использованных на уроке и внеурочное время средств, методов, технологий обучения во многом зависит степень глубины и прочности знаний учащихся.

В своей практике использую различные методы обучения: словесные, которые дают возможность задать высокий уровень теоретических знаний; наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов), позволяющие активизировать ребят с наглядно-образным мышлением, практические (исследовательские задачи), которые формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор для творчества. На уроке не обхожусь и без репродуктивных методов обучения, служащих для формирования ЗУН, но все же стараюсь применять проблемно–поисковые, которые, на мой взгляд, служат развитию самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческих способностей учащихся.

Использую различные формы организации и проведения урока:

— урок-мастерская, экскурсия, исследование, конференция, путешествие, суд, семинар, лекция;

— урок развития речи по обучению анализа поэтического текста или эпизода художественного произведения с применением метода концептуализации;

— урок-изучение нового материала, повторения, обобщения, комбинированный урок;

— использование на уроке коллективной, индивидуальной и групповой форм работы;

— урок по определённой технологии.

Бесспорно, начинать необходимо с развития творческих способностей и продуктивного мышления ребёнка, формирования приемов продуктивной деятельности, привития навыков исследовательской и проектной работы, развития логического мышления, формирования умения работы со справочной и научной литературой, с современными источниками информации. Очень важно научить школьника основам самообразования, показывать практическую направленность знаний, получаемых на уроках русского языка и литературы, учить анализировать прочитанное, видеть проблему текста, мыслить широко, перспективно, видеть роль, место и значимость языка и литературы в общечеловеческой культуре. Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, так как учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом. На мой взгляд, слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся следующие технологии: проектная технология, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационная, технология развития критического мышления, игровые технологии, модульная технология, технология мастерских, кейс-технология.

Я изучила многие из них и активно применяю в своей практике.

Технология «Метод проектов»

Уже несколько лет применяю данную технологию в своей работе на уроках литературы, начиная внедрять её с 5 класса. Что такое проект? Это работа, направленная на решение конкретной проблемы, совместная учебно-познавательная работа, творческая или игровая деятельность учащихся – партнёров, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы. Сначала выбираем тему проекта, его тип, форму, количество участников. Далее продумываю возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением. В итоге получаются очень продуктивные и интересные уроки. Ребята относятся к ним серьёзно, готовят рефераты, доклады, презентации. Этот вид работы способствует повышению культуры речи, так как в ходе исследовательской работы, учащиеся обогащают свой словарный запас, готовятся к устной защите. Например, в 5 классе по теме «Пословицы. Поговорки» дети готовили проект, целью которого было раскрыть переносный смысл той или иной пословицы, для этого дети делали зарисовки и писали мини-сочинение по пословице или поговорке, имеющий большие воспитательное значение. Итогом работы стал иллюстрированный сборник пословиц и поговорок учащихся.

Для выполнения проекта «Портрет одного слова» использую методику А.Г.Нарушевича. Когда изучали стихотворения поэтов 19 века о родине и природе, ученикам предложила интересную работу: используя словари, научную литературу, интернет-ресурсы, собрать разнообразную информацию об истории, значении, употреблении слова берёза в русском языке, фольклоре, литературе. Берёза – символ России, образ этого дерева не обходит творчество поэтов, художников, композиторов. А что мы знаем о берёзе? Задание распределила по желанию учащихся. Для приготовления своей странички проекта рекомендовала использование различные научные и учебные материалы (научные статьи и доклады, словари, учебные пособия), в качестве мультимедийного продукта рекомендовала мультимедийную презентацию (это одна из наиболее приемлемых работ для пятиклассников). Творческим продуктом стал проект в форме сборника о берёзе.

Чаще всего использую мультимедийные презентации при проверке домашней работы (творческие домашние задания, презентации, подготовленные детьми). Например, к уроку в форме КВНа по «Мифам Древней Греции» представители каждой команды к конкурсу «Домашнее задание» готовят презентацию об Олимпийских богах. На уроках по развитию речи при написании сочинения по картине, при описании природы, внешности человека, презентации играют важную роль визуального восприятия. Мультимедийные презентации использую и с целью демонстрации занимательного материала (логические задачи, ребусы, кроссворды); а также при организации словарной работы (толкование, проверка правописания) на этапе контроля (тестовые задания).

Часто использую такие виды мультимедийных презентаций, как иллюстрированные словари, фотогалереи, анимированные схемы, каталоги. Порой презентации содержат различные видеофрагменты и озвучиваются профессиональными дикторами.

Использование аудиосредств в учебно-воспитательном процессе, на мой взгляд, играет важную роль, мы можем помочь ученику понять внутренний мир писателя, передать состояние героя. На уроке о жизни и творчестве Л.Н.Толстого, говорю не только о том, что будущий писатель усиленно занимался игрой на фортепиано, но и знакомлю с «Патетической сонатой Бетховена», которую так любил писатель слушать в детстве. Работа с аудиотекстами позволяет развивать слуховую память, что в дальнейшем поможет ученикам написать изложение.

Фрагменты фильмов, используемые на уроках литературы, способствует эмоциональному восприятию и пониманию идейного замысла писателя.

Электронная техника на уроке русского языка и литературы ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему.

Одним из эффективных способов достижения результативности на этапе повторения темы на экран вывожу теоретический материал в форме схем, таблиц, на этапе закрепления работаем с тренажёром.

Данная технология стоит на одном из первых мест по значимости и связанными с нею ожиданиями по повышению качества образования, предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, и сама личностная ориентация как процесс взаимодействия учителя и ученика является сущностью их развития.

Данная технология различает следующие понятия:

разноуровневый подход – ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;

индивидуальный подход – распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности;

субъектно-личностный подход – отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости;

дифференцированный подход – выделение групп на основе внешней дифференциации: по знаниям, способностям;

Учитывая психологические и интеллектуальные способности обучающихся (не всех учащихся удаётся заставить заучивать многочисленные правила), использую идеи и опыт педагога-новатора В.Ф.Шаталова и его последователя Ю.С.Меженко по использованию опорных сигналов. Опорные сигналы — это схематическое изображение основных направлений изучаемой темы — позволяют каждому ученику уловить суть идеи, запомнить главное, которое складывается из частностей. С 5 класса мои ученики ведут отдельную тетрадь для схем и таблиц, где весь изучаемый материал сводится в крупные блоки (опорные схемы), использование которых обеспечивает прочное усвоение теоретических знаний. Опорные схемы и алгоритмы использую в своей практике постоянно.

Применяю индивидуальный подход, который предполагает работу отдельно с каждым учеником. К примеру, организацию проверки домашнего задания могу строить следующим образом: группа детей работают по карточкам, группа – у доски, со слабоуспевающими проверяем домашнюю работу, используя документ-камеру, высокомотивированным детям на дивайсы отправляю ссылку, по которой ребёнок ищет заданную информацию.

Учитывая способности детей, составляю разноуровневые задания:

1-я группа выполняет задания на уровне воспроизведения: вносит недостающие данные, отделяет верные утверждения от ошибочных;

2-я группа работает на продуктивном уровне: решает задачи с уже усвоенным алгоритмом их выполнения или такие, которые требуют преобразований в 1-2 действия;

3-я группа выполняет задания с большим количеством преобразований, то есть работает на творческом уровне.

Нередко использую работу в парах, которая дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, проверке заучивания наизусть стихотворений, в процессе усвоения новых понятий и слов и на других этапах урока. Например, при подготовке к словарному диктанту даю задание подготовить карточку со словами для соседа по парте с пропущенными орфограммами. Данная форма работы способствует формированию коммуникабельности.

Для формирования функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту.

Данная технология согласно примерной образовательной программе (ФГОСы второго поколения) является оправданной.

Технология уровневой дифференциации имеет положительные стороны:

— исключается неоправданная и нецелесообразная уравниловка детей;
— у учителя появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам, уделять внимание сильным;

— реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;

— повышается уровень мотивации обучающихся.

Технология «Интегрированные уроки»

Интегрированные уроки обществознания и литературы способствуют социализации личности ученика, углубляют знания о материальных и духовных ценностях, побуждают его к размышлению об общечеловеческих ценностях, развивают навыки свободного рассуждения на философские и жизненные темы, обогащают эмоциональный мир растущего человека, формируют его гражданские чувства.

На интегрированном уроке по теме «Бард снежной державы» дети познакомились с биографией поэта, прозаика, публициста, главного редактора журнала «Ямальский Меридиан», которого называют «бардом Снежной державы», Р.П.Ругиным, на экране проецировались слайды, изображающие северную природу, и звучала музыка из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.

Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомлённости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. В форме интегрированных уроков провожу обобщающие уроки, уроки внеклассного чтения, уроки знакомства с биографией писателя и его творчеством, на внеклассных мероприятиях. С позиций развития личности интеграция создаёт условия для:

выхода на более высокий уровень осмысления;

совершенствования индивидуально-личностного аппарата познания;

развития свободы мышления;

формирование креативности учащихся.

Интеграцию осуществляю не только на конкретных уроках, но и в целом в своей работе, интегрируя элементы нескольких современных педагогических технологий: блоки уроков, проблемное обучение, групповое обучение, компьютерная поддержка при подготовке к уроку.

В литературной игре «Умники и умницы» по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», посвященной обобщению изученного материала. В игровой форме учащиеся учатся высказывать собственное мнение, считаться с мнением остальных учащихся класса, объективно оценивать выступления одноклассников, я в то же время проверяю знания текста произведения, умение применять отрывки из рассказа при ответах на вопросы.

Большое внимание уделяю укреплению здоровья детей. В настоящее время в понятие здоровье включается нравственное и духовное благополучие. Главное условие обучения и воспитания у детей мотиваций на здоровье и здоровый образ жизни – это регулярное воспитание соответствующей культуры здоровья с раннего детского возраста:

физической – управление движением;

физиологической – управление процессами в теле;

психологической – управление своими ощущениями и внутренним состоянием;

интеллектуальной – управление мыслью и размышлениями, направленными на совершенствование позитивных нравственно-духовных ценностей.

Для укрепления здоровья в среднем звене регулярно провожу физминутки, используя видеоматериал, слежу за правильной осанкой. Для профилактики сохранения и укрепления зрения, использую технологии В.Ф.Базарного.

Технология проблемного обучения

Очень важно уметь определять проблему текста на любом уроке. Зачем? Чтобы понять, какой вопрос волновал автора, какие пути решения он предлагает.

Выявление проблемы развивает умение использовать знание при деятельностном чтении, развивает мыслительные процессы. Предлагаю вам научиться выявлять проблему на основе сказки.

Эффективность технологии проблемного обучения способствует развитию познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся, становлению личности ученика, готовности выпускников школы использовать усвоенные знания, умения в реальной жизни для решения практических задач. Проблемное обучение предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и развитие мыслительных способностей. Реализуя проблемное обучение на уроках литературы, выбираю такую форму урока, как диспут или дискуссию. Элементы проблемного обучения ввожу уже в 5 классе.

Например, начиная работу по сказкам, говорю детям о том, что сказка всегда считалась выдумкой, но выдумкой полезной. Сказка и радует, и учит, и заставляет задуматься над теми «намёками, которые кроются в ней. Она всегда поднимала проблему – это то, что всегда волновало человека. Именно поэтому сказку называют – сокровищницей суждений и размышлений народа о разных явлениях жизни. И прошу назвать детей проблемы, которые звучат в известных сказках: «Репка» (проблема коллективного труда), «Волк и козлята» (проблема жестокости), «Теремок» (жилищная проблема). Для того чтобы проверить понимание учениками понятие проблема», прошу соотнести темы и проблемы.

Б. Роль искусства в современной жизни

В. Положение человека в социальной среде

Г. Отношение человека к природе

Рефлексия – необходимое условие для того, чтобы ученик и учитель видели схему организации образовательной деятельности, конструировали её в соответствии со своими целями и программами, осознавали возникающую проблематику и другие результаты.

Использую разнообразные формы рефлексии: написание синквейна, устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение и различные варианты игровой рефлексии. Эффективно также обучение с помощью органов чувств. Пять органов чувств принято считать у человека основными: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Например, на уроке литературы можно раздать засушенный лист дерева и попросить сочинить про него стихотворные строки. Задание выполняется детьми с большей заинтересованностью, чем если бы ученики сочиняли на основе картины или даже букета, стоящего в вазе. Каждый ребёнок может потрогать лист руками, ощутить запах, применить свои органы чувств для более полного восприятия. Особенно интересно проводить такие уроки в среднем звене. Мы с пятиклассниками создали альбом, где они записывают свои удачные работы и иллюстрируют. Мы его назвали: «Времена года».

Какую бы технологию я не использовала, стараюсь заинтересовать детей творчеством, желанием решать всевозможные задачи и находить новые. Каждый урок должен быть открытием и для ученика, и для учителя, приносить радость познания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *