технологии обучения детей с умственной отсталостью
Использование современных педагогических технологий в работе с умственно отсталыми детьми
Ученье свет дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность каждому ребенку я помогала на своих уроках. Дети с ограниченными возможностями нашей школы не могли учиться в специальных коррекционных классах. А обучались в группах.
В такой группе обучаются дети с разной степенью нарушения интеллекта. Кроме обучающихся на дому у меня было две группы. В одной группе у меня учились дети 6 класса. А в другой, учащиеся 7-8 класса. Умственно отсталые дети – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Понятие умственно отсталый ребенок включает весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеющие диффузный характер.У таких детей сочетаются нарушения развития разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной.
Целью коррекционного обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде.
Задачи по обучению детей с умственной отсталостью:
• дать ученикам знания умения и навыки по общеобразовательным предметам;
• воспитывать такие личностные качества как честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду;
• подготовить детей к реабилитации в обществе.
Для реализации поставленных целей и задач обучения необходимо применение различных методов, приемов и педагогических технологий. Среди многообразия современных образовательных технологий я выбрала и хочу рассказать о тех, которые на мой взгляд в большей степени способствуют лучшему усвоению и запоминанию учебного материала обучающимися с умственной отсталостью.
Педагогические технологии.
I. Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников с интеллектуальной недостаточностью.
Умственно отсталый ребенок, как и всякий ребенок, растет и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идет на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную среду, рассчитанную на нормально развивающихся детей.
Обучение умственно отсталого ребенка с применением здоровьесберегающих методик имеет решающее значение для развития и их реабилитации в обществе.
Основополагающие принципы здоровьесберегающих технологий.
1. Создание образовательной среды, обеспечивающих снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса.
В своих группах я старалась создать атмосферу доброжелательности, вселить веру в силы ребенка, осуществляла индивидуальный подход в обучении, для каждого ребенка пыталась создать ситуацию успеха.
2. Развитие двигательной активности.
Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться стойкой адаптации ребенка, сохранить и укрепить здоровье в условиях специального учреждения.
Я проводила беседы по режиму дня. о здоровом питании. о здоровом образе жизни.
3. Обеспечение адекватного восстановления сил.
Смена видов деятельности. регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, смена произвольной эмоциональной активации необходима во избежание переутомления. Именно по этому я активно проводила физминутки, пальчиковую гимнастику и гимнастику для глаз.
II. Игровые технологии.
Работая с детьми с интеллектуальной недостаточностью, я пришла к выводу, что в обучении этих детей необходимо использовать игровые технологии. Среди разновидностей игровых технологий мне понравилась методика «Игровой стретчинг» автора Константиновой А. И. После ознакомления с этой методикой я стала применять ее элементы в своей работе. Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений.
Мной использовались:
• метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация, подражание голосу).Например: покажи ромашку, одуванчик, покажи, как ходит лиса, медведь, скажи как великан, как лилипут и т. д.)
• метод театрализации, где я – режиссер. Используя игровую атрибутику, образ активизирую пространственно-образное мышление, способствую высвобождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания. Игры проводимые в виде сказочных путешествий (например путешествие по подводному царству, погуляем по зоопарку, фантазий. Когда дети сами придумывают встречи с животными (например: ко мне в гости пришел ежик).
Комплекс мероприятий по игровому стретчингу предусматривает:
• преодоление нарушений физического развития и моторики, пространственной организации движений;
• формирование правильной осанки;
• формирование и совершенствование двигательных умений и навыков прикладного характера;
• поддержание устойчивости физической работоспособности на достигнутом уровне;
• развития внимания к своим движениям и действием других;
• развитие умений выполнять движения по словесной инструкции.
В игровой стретчинг можно включать танцевальные игровые композиции, которые обогащают детей яркими образными движениями.
III. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)
Наш век – век всеобщей компьютеризации общества. Современный ребенок живет в мире высоких компьютерных и инновационных технологий.
Для детей с нарушением интеллекта информация должна поступать небольшими порциями и постоянно повторяться, при этом необходимо создать эффекты, которые привлекали бы внимание учащихся.
И при обучении детей с умственной отсталостью ИКТ должны стоять на первом месте. И работая в малых группах, я имела возможность приносить на уроки ноутбук и хоть как-то разнообразить нашу учебную деятельность.
В своей практике я использовала следующие типы уроков для умственно отсталых детей:
• урок освоения новых знаний (компьютерная презентация).
Приступая к обучению детей с нарушением интеллекта, я изучила большое количество методов организации учебно-познавательной деятельности. Из многообразия методов в своей педагогической практике я использовала те методы, которые, по моему мнению, наиболее полно решают задачи развития детей.
• Метод демонстраций (презентаций, фильмов, слайдов)
• Метод иллюстраций (презентаций, слайдов).
• объяснение материала с использованием слайдов, презентаций;
• рассказ (по слайдам, презентациям);
• упражнения (применятся при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса);
• устные и письменные упражнения;
• практические работы (использование тренажеров)
Варианты организации деятельности с презентациями:
• объясняю тему с использованием презентации;
• ученики используют фрагменты презентации при повторении пройденного материала;
• даю задание подготовить сообщение по теме.
Уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий способствуют лучшему запоминании и закреплению пройденного материала.
Применение перечисленных педагогических технологий в процессе обучения детей с нарушением интеллекта, способствует повышению самооценки, коррекции психических процессов, совершенствованию умений и навыков, которые помогут в дальнейшей успешной адаптации в современном обществе.
Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС. Дидактический синквейн ВОСПИТАТЕЛЬ: Денисова Людмила Анатольевна МБДОУ» Березовский детский сад №3» п. г. т. Березовка 2016 г. Использование инновационных.
«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.
Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.
Консультация для воспитателей на тему «Использование новых игровых технологий в речевой работе с детьми» МДОУ «Детский сад №20 комбинированного вида» КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОЙ РАБОТЕ.
Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования» Консультация для педагогов «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования (технологическая.
Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.
Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ.
Учение – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность каждому ребёнку помогают образовательные учреждения. Одним из таких учреждений является наша Сухоложская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
В нашей школе обучаются разные категории детей, среди них дети с нарушением интеллекта. У меня в 4 классе, кроме детей с задержкой психического развития, обучаются дети по общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью.
Целью коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде.
Задачи по обучению детей с умственной отсталостью:
дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам;
воспитать такие личностные качества как: честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду;
подготовить детей к реабилитации в обществе.
Для реализации поставленных целей и задач обучения необходимо применение различных методов, приёмов и педагогических технологий. Среди многообразия современных образовательных технологий я выбрала и хочу рассказать о тех, которые, на мой взгляд, в большей степени способствуют лучшему усвоению и запоминанию учебного материала обучающимися с умственной отсталостью.
I Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ)
Наш век — век всеобщей компьютеризации общества. Современный ребёнок живёт в мире высоких компьютерных и инновационных технологий.
Для детей с нарушением интеллекта информация должна поступать небольшими порциями и постоянно повторяться, при этом необходимо создать эффекты, которые привлекали бы внимание учащихся
В своей практике я использую следующие типы урока для умственно отсталых детей:
урок усвоения новых знаний (компьютерная презентация);
урок практических занятий, отработка полученных знаний (компьютерная игра);
урок проверки усвоенных знаний (компьютерные тренажёры);
Приступая к обучению детей с нарушением интеллекта, я изучила большое количество методов организации учебно-познавательной деятельности. Из многообразия методов в своей педагогической практике я использую те методы, которые, по моему мнению, наиболее полно решают задачи развития детей.
метод демонстраций (презентаций, фильмов, слайдов);
метод иллюстраций (презентаций, слайдов);
объяснение материала с использованием слайдов, презентаций, интерактивной доски;
рассказ (по слайдам, презентациям и интерактивной доске);
упражнения (применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса)
устные упражнения и письменные упражнения;
практические работы (использование тренажёров).
Варианты организации деятельности с презентациями:
объясняю тему с использованием презентации;
ученики используют фрагменты презентации при повторении пройденного материала;
сохраняю отдельные слайды презентации в виде рисунков и на уроке даю задание по рисункам;
предлагаю детям, готовую презентацию разделив её на части, даю задание подготовить сообщение по теме;
предлагаю детям готовую презентацию, в которой слайды перемещены. Задание – изучить предложенный материал и расположить слайды в нужном порядке;
даю детям задание изучить материал презентации и ответить на вопрос, указать все лишние слайды.
Уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий способствуют лучшему запоминанию и закреплению пройденного материала.
II . Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников с интеллектуальной недостаточностью.
Умственно отсталый ребёнок, как и всякий ребёнок, растёт и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идёт на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную среду, рассчитанную на нормально развивающихся детей.
Обучение умственно отсталого ребёнка с применением здоровьесберегающих методик, имеет решающее значение для развития и их реабилитации в обществе.
Основополагающие принципы здоровьесберегающих технологий
1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса.
В своём классе я стараюсь создать атмосферу доброжелательности, вселить веру в силы ребенка, осуществляю индивидуальный подход в обучении, для каждого ребёнка создаю ситуацию успеха. Мои ребята являются активными участниками общешкольных, городских и областных мероприятий:
конкурс рисунков (общешкольный): «Огонь друг – огонь враг», «По страницам любимых сказок», «Детство без жестокости и насилия»;
конкурс рисунков (городской) «Я – гражданин России»;
фестиваль толерантности (городской) «Я, ты, он, она – вместе целая страна»;
конкурс рисунков (областной) «Широкая масленица», «Мужчина рядом».
2. Развитие двигательной активности.
Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться стойкой адаптации ребенка, сохранить и укрепить здоровье в условиях специального учреждения. Я провожу беседы, классные часы, игровые мероприятия по укреплению и сохранению здоровья («Весёлые старты», «Азбука здорового питания», «Экологические забеги», «Режим дня», «Правила закаливания»)
3. Обеспечение адекватного восстановления сил.
Работая с детьми с интеллектуальной недостаточностью, я пришла к выводу, что в обучении этих детей необходимо использовать игровые технологии. Среди разновидностей игровых технологий мне понравилась методика «Игровой стретчинг» автора Константиновой А.И. После ознакомления с этой методикой, я стала применять её элементы в своей работе. Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений.
метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза,
двигательная имитация, подражание голосу), (например: «покажи ромашку, одуванчик», «покажи, как ходит лиса, медведь).
метод театрализации, где я – режиссер, используя игровую атрибутику,
образ, активизирую пространственно-образное мышление, способствую высвобождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания. Игры проводим в виде сказочных путешествий (например: «путешествие по подводному царству», «погуляем по зоопарку»), фантазий, когда дети сами придумывают встречи с животными (например: «ко мне в гости пришёл ёжик»).
Комплекс мероприятий по игровому стретчингу предусматривает:
преодоление нарушений физического развития и моторики,
пространственной организации движений;
формирование правильной осанки;
формирование и совершенствование двигательных умений и навыков
поддержание устойчивости физической работоспособности на
развитие внимания к своим движениям и действиям других;
развитие умений выполнять движения по словесной инструкции.
В игровой стретчинг можно включать танцевальные игровые композиции, которые обогащают детей яркими образными движениями.
Применение перечисленных педагогических технологий в процессе обучения детей с нарушением интеллекта способствует: повышению самооценки, коррекции психических процессов, совершенствованию умений и навыков, которые помогут в дальнейшей успешной адаптации в современном обществе.
1. Журнал «Начальная школа» №11, 2010г. Статья О.А. Стригоцкая «Веселые упражнения и подвижные игры».
2. Журнал «Начальная школа» №10, 2010г. Статья Н.Н. Давлятчина «Формирование основ здорового образа жизни средствами здоровьесберегающих технологий».
3. Никольская, И.А. Информационные технологии в специальном
образовании. – М.: Коррекционная педагогика, 2004.
4. Пузанова Б.П. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития. Олигофренопедагогика. Издание 3 под редакцией Издательский центр «Академия». Москва 2008 г.
Презентация «Технологии обучения и воспитание детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Технологии обучения и воспитание детей с недостатками умственного и физического развития. Образование обучающихся с интеллектуальными нарушениями: Вариант 1. п Выполнила: Панина Л.М. ПРИМЕЧАНИЕ. Чтобы изменить изображение на этом слайде, выделите рисунок и удалите его. Затем щелкните значок «Рисунки» в заполнителе и вставьте свое изображение.
Приказом министерства образования и науки Российской Федерации От 19 декабря 2014 года №1599 был утвержден Федеральный Государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Стандарт включает в себя четыре раздела: Общие положения. Требования к структуре АООП. Требования к условиям реализации АООП. Требования к результатам освоения АООП. АООП разрабатывается на основе Стандарта с учетом особенностей указанных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет два варианта обучения. Вариант 1 предлагается для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 предполагает, что обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки. Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними. АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса Обязательная часть АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет не менее 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, не более 30% от общего объема АООП. Требования к АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей Предметная область: Язык и речевая практика. Русский язык. Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой. Чтение (Литературное чтение). Осознание значения чтения для решения социально значимых задач. Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов. Речевая практика. Расширение представлений об окружающей действительности. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения. Математика. Математика и информатика. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Естествознание. Мир природы и человека. Формирование представлений об окружающем мире. Природоведение. Формирование элементарных знаний о живой и неживой природе и взаимосвязях, существующих между ними. Биология. Формирование элементарных научных представлений о компонентах живой природы. География. Усвоение элементарных знаний по физической и экономической географии России. Формирование элементарных представлений о географии материков и океанов. Человек и общество. Основы социальной жизни. Развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства. Усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях. Мир истории. Формирование первоначальных временных исторических представлений. Этика. Практическое освоение социальных ритуалов и форм продуктивного социального взаимодействия. Искусство. Музыка. Формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению. Рисование. Формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач.
Технология. Ручной труд. Овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками. Профильный труд. Формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах. Физическая культура. Адаптивная физическая культура. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к физической культуре и спорту.
Коррекционно-развивающая область и основные задачи реализации содержания Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: «Ритмика», «Коррекционные занятия (логопедические и психокоррекционные)». Коррекционный курс «Ритмика». Основные задачи реализации содержания: Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением или пением. Коррекционный курс «Логопедические занятия». Основные задачи реализации содержания: Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности. Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия». Основные задачи реализации содержания: Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе).
Программа внеурочной деятельности Программа внеурочной деятельности предполагает следующие направления: Спортивно-оздоровительное Нравственное Социальное Общекультурное в таких формах как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные (трудовые) практики и т. д.
Требования к результатам освоения АООП Результаты освоения АООП оцениваются как итоговые достижения на момент завершения образования. Стандарт устанавливает требования к предметным и личностным результатам обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), освоивших АООП. Личностные результаты освоения АООП Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах. Предметные результаты АООП связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни. Предметные результаты освоения АООП с учетом специфики содержания образовательных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы