технологический квадрат в обучении
Методический мастер-класс для учителей иностранного языка на тему «Диалог культур»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«В зеркале двух культур»
( Формирование коммуникативной компетентности учащихся через технологию «Диалог культур»)
Выполнила: учитель английского языка Филиппова Т.М.
Технология: «Диалог культур»
Методики: «Технологический квадрат», «Кластер», «Проектное задание»
Инструкции для каждой группы
Карточки с заданиями
Фейерверк и звезды (для рефлексии)
Цель : совершенствование коммуникативной компетентности педагога через использование технологии «диалог культур».
Показать методические приемы использования технологии «диалог культур»: «технологический квадрат», «кластер», «проектов»;
Организовать практическую работу по освоению методов.
Как показывает практика, процессы глобализации и культурной динамики, не ведут к формированию единой мировой культуры. Она включает в себя множество самобытных культур, которые находятся в диалоге, во взаимодействии друг с другом. Поэтому все большее значение приобретает способность к пониманию чужой культуры, анализ собственного поведения, умение строить идеологические отношения (диалог культур) и идти на разумный компромисс. Для выстраивания диалога, лучше всего подойдет девиз кота Леопольда: «Давайте жить дружно!».
Процессы, которые происходят в мире, заставляют заглянуть в зеркало двух культур и выявить их межкультурные границы.
Свой мастер-класс я назвала «В зеркале двух культур». В ходе него я расскажу вам об использовании технологии «диалог культур».
Цель : совершенствование коммуникативной компетентности педагога через использование технологии «диалог культур».
1. Показать методические приемы использования технологии «диалог культур»: «технологический квадрат», «кластер», «проектов»;
2. Организовать практическую работу по освоению методов.
Вопрос использования технологии «диалог культур» очень актуален в настоящий момент, т. к. она является наиболее эффективной и обеспечивает реализацию требований ФГОС ООО. Эта технология помогает обучать учащихся анализу и принятию смыслов и ценностей других культур, формировать креативное диалоговое мышление.
Для того чтобы понять народы других стран, необходимо изучать культурные традиции, в частности изучение особенностей праздников принятых народами.
Праздники всегда существовали в культуре разных народов, а ныне существуют в культуре разных стран. Каждый день на нашей планете гремит какой-нибудь праздник. К праздникам готовятся, о них помнят. Они создают праздничную атмосферу и собирают людей вместе.
Праздник – это одна из любимых тем учеников. И на примере этой темы, я предлагаю познакомиться с наиболее эффективными методиками из моего опыта работы: «Технологический квадрат», «Кластер», «Проектное задание».
А) Работа в группах
Хорошая традиция во всех странах на праздники дарить подарки. Давайте, не будем её нарушать. Мои подарки группам непростые. Они полезные и познавательные. В них вы найдете задания и инструкцию для их выполнения (Приложение 1). На выполнение работы у вас 5 минут. После каждая группа представит выполненное задание.
Уважаемые жюри, вам я предлагаю поработать с методикой «Толстые и тонкие вопросы.
Б) Выступление групп
Пришло время посмотреть, что получилось. В вашем распоряжении не более 2 минут. После выступления каждой из групп другие участники могут задавать вопросы.
Итог: все группы и члены жюри справились с заданием. Вы опробовали все методики, которые я предложила.
Как правило, праздник завершается фейерверком. Не будем отступать от традиций, и устроим свой звездный салют эмоций. А сейчас давайте подведем итог нашей работе. Я приготовила импровизированный фейерверк, но пока он не такой яркий. Давайте раскрасим его. На ваших столах лежат звездочки трех цветов, выберите подходящую и отдайте моей помощнице.
Знание английского языка важно не только как способ общения, но и как способ познания разных культур: достаточно сложно полноценно общаться и понимать друг друга, если смотреть на мир лишь с точки зрения своей собственной культуры. Изучение культуры и обычаев другой страны, рассмотрение их в зеркале двух культур, это в первую очередь развитие культурного уровня человека.
Данный опыт может быть полезен учителям английского языка и педагогам гуманитарного профиля работающего по ФГОС ООО. Технология имеет широкой спектр применения, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Праздники в Британии и России
У каждого народа свои обычаи и традиции, но многие народы объединяют схожие праздники. Какие же общие праздники есть у Британии и России? Их не так и много: Новый год (31 декабря), Рождество (25 декабря, 7 января), Пасха (Март/Апрель), День матери (25 ноября), День смеха (1 апреля), День памяти (погибших в первой мировой войне) (11 ноября).
Методика «Технологический квадрат»
Задание 1: используя текст, заполните пустые клетки «технологического квадрата» упражнений для 1 урока, записывая в них возможные варианты заданий по развитию и усовершенствованию УУД в различных видах деятельности.
Не обязательно использовать все карточки.
Задание 2: используя информацию из текста, создайте «кластер», подробно отражающий проведение праздника Пасха.
Методика «Проектное задание»
Задание 3: сделайте календарь праздников в Англии и России, используя информацию из текста и раздаточные материалы.
Технологический квадрат в обучении
Советский инженер и писатель, автор теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и теории развития творческой личности (ТРТЛ).
За последние сто лет учёные сделали на 90% больше научных открытий, чем за всю историю, и их задачи от этого становятся всё труднее. Привычный метод проб и ошибок перестал действовать. В середине XX века изобретатель Генрих Альтшуллер открыл новый научный метод, которым теперь пользуется весь мир.
Как появилась ТРИЗ
Изначально Альтшуллер разрабатывал методику для инженеров, чтобы помочь им решать технические задачи.
С 1946 по 1971 год Генрих Саулович исследовал более сорока тысяч патентов, чтобы понять логику изобретательства. В результате он выделил сорок приёмов, лежащих в основе любого изобретения. Так возникла теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Позже на её основе разработали универсальную систему обучения.
Теория получила признание в СССР, а затем и во всём мире. В 1989 году основана Международная ассоциация ТРИЗ. С тех пор метод используют такие компании, как IBM, Intel, Samsung, Boeing, Toyota, General Electric и NASA. Но в нашей стране во время перестройки ТРИЗ-педагогика практически перестала использоваться.
С начала XXI века обучение по ТРИЗ-педагогике в России возрождается: открываются центры для детей и взрослых, издаются методические пособия, методы ТРИЗ снова используют в продвинутых школах и вузах.
Принципы ТРИЗ-педагогики
ТРИЗ — это система мышления, которая помогает быстро находить решение нетривиальных задач. Ученикам даются реальные проблемы, с которыми сталкиваются учёные, инженеры и предприниматели.
Эксперт по ТРИЗ-педагогике Анатолий Гин выделяет пять принципов обучения:
Как решать задачи в ТРИЗ
Правильного ответа у задач в ТРИЗ-педагогике нет — вариантов может быть сколько угодно. Но есть определённый метод, которому нужно следовать.
Поиск решения задачи начинается с выбора ресурса. Для решения изобретательских задач важно использовать ресурсы, которые уже есть в условии, поскольку идеальное решение ничего не добавляет извне. В ТРИЗ ресурсы делятся на следующие категории:
Пример: Контейнеровоз не может проехать под мостом, поскольку контейнер на сантиметр выше нижней балки. Для решения этой задачи используем ресурс пространства. В шинах автомобиля находится воздух. Если немного спустить его — машина проедет под мостом.
Важно не только определить ресурсы, но и понять, что с ними делать. Использование ТРИЗ предполагает следующие принципы:
Пример: Разделение мебельной стенки на отдельные модули упрощает транспортировку и позволяет комбинировать мебель разными способами.
Пример: Чтобы пользователи «ВКонтакте» проводили на сайте больше времени, разработчики создали алгоритм, позволяющий персонализировать выдачу новостей.
Пример: Дети часто проглатывают детали конструктора «Лего», поэтому производитель добавляет в пластмассу сульфат бария, хорошо видный в рентгеновском излучении.
Пример: Губернатор Новочебоксарска в 1994 году перед выборами устроил лотерею, где номера выигрышных билетов совпадали с номерами избирательных участков и его номером в списке. Это позволило увеличить явку вдвое, а расходы на лотерею были в три раза ниже, чем обычно тратится на предвыборную кампанию.
Пример: Если корабль получил пробоину, и часть трюма заполняется водой, нужно заполнить водой противоположную часть трюма. Корабль осядет, но не будет крениться и останется на плаву.
Пример: Вместо того, чтобы распиливать упавшую поперёк дороги секвойю, администрация Калифорнийского национального парка решила прорубить в ней тоннель, который стал местной достопримечательностью.
Пример: Чтобы снизить количество аварий, на проблемных участках трасс ставят картонные копии сотрудников и машин ГИБДД. Водители на большой скорости принимают их за настоящих и действует осмотрительней.
Пример: Поскольку постояльцы немецких отелей часто воруют вещи, на всех предметах печатается логотип гостиницы, который потом служит рекламой, а такие предметы часто переходят другим людям.
Пример решения задачи методом ТРИЗ
Проблема: геологи на Аляске жаловались на лис, которые перегрызали кабели от измерительных приборов.
1. Формулируем противоречие и цель задачи
Противоречие: Лисы не должны грызть провода, так как наносят ущерб людям. Но всё же грызут их.
Цель задачи: Сделать так, чтобы лисы не грызли провода.
2. Исследуем ресурсы
Ресурсы — это всё, что может быть полезно для решения. Можно использовать то, что уже есть в ситуации, и то, что можно применить с минимальными затратами.
Ресурсы: провода и любопытство лис.
3. Выбираем принцип решения
Используем любой из сорока приёмов ТРИЗ-педагогики. Поскольку проблема связана с живыми существами, подойдёт принцип воздействия на каналы восприятия: сбиваем любопытство лис при помощи неприятных вкусовых ощущений.
Решение: в оболочку проводов добавляется жгучий кайенский перец, и нападения лис прекращаются.
4. Анализируем решение
Единого верного ответа в ТРИЗ нет, как и единого верного метода. Чтобы понять, что больше подходит, нужно пробовать: творить, воображать, представлять, анализировать… В этом и состоит задача ТРИЗ.
Ирина Миронова, наставник восьмого класса школы «Домашней школы Фоксфорда»
Теперь нужно ответить на вопросы:
Способы обучения ТРИЗ
Чтобы заниматься с ребёнком по ТРИЗ, необязательно иметь специальное образование. Достаточно понимать принципы системы и подходить к задачам творчески, допуская любые варианты решения.
Любую бытовую проблему можно превратить в ТРИЗ-задачу, например:
С помощью принципа противоречий можно развить смекалку и научиться видеть в проблемах новые возможности. Область применения ТРИЗ неограничена, а находить занимательные задачи и решать их можно где угодно.
Для начала нужно найти единомышленников, которые готовы развивать своё творческое и критическое мышление. Вместе устраивать мозговые штурмы. Читать не только специальную литературу по этой теме, но и художественную. В ней можно найти много примеров решения ситуаций по ТРИЗ.
Очень важно находить решения и ежедневно внедрять их в жизнь. Ведь ТРИЗ — это практическое изобретательство. Всё, что можно придумать с помощью ТРИЗ, должно работать здесь и сейчас.
Ирина Миронова, наставник восьмого класса школы «Домашней школы Фоксфорда»
Технологическая карта «Квадрат»
Цели: познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника; сформировать у учащихся представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознавать эти фигуры; научить чертить квадрат на клетчатой бумаге; закреплять умение выполнять вычисления изученных видов, решать текстовые задачи; развивать внимание и логическое мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими фигурами; выполнять чертёж квадрата и прямоугольника; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100; решать текстовые задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; работать в парах, группах; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Содержимое разработки
Ф.И.О. участника Кияшко Анастасия Григорьевна
Тема урока :Квадрат и его свойства
Познакомить детей с теоретическими знаниями о квадрате при решении практических задач.
Познакомить детей с понятием квадрат
Раскрыть понятие квадрат и многоугольник
— усвоение знаний о квадрате
-усвоение знаний о квадрате
-владение понятиями: квадрат, многоугольник
-Развивать умение характеризовать информацию
-Развивать умение по поиску информации в учебнике по теме квадрат
-Формировать умение работать в группе или паре
-способность осуществлять информационный поиск
уметь ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания:
проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
оценивать собственную деятельность;
формировать умения вступать в сотрудничество.
Технологический квадрат в обучении
Профессор, член-корреспондент Польской Академии Наук. Разработал блочную систему обучения, объединяющую традиционную школьную дидактику и самообразование.
Впервые блочное обучение описал польский педагог Чеслав Купичевич (Czesław Kupisiewicz) в книге «Основы общей дидактики» (1973). Так он назвал свою «систему управления самообразованием», в которой обучение строится по чёткой программе, но внутри неё у ученика есть свобода действий.
По замыслу автора учебная программа подразделяется на следующие блоки:
В последние десятилетия XX века многие были убеждены, что традиционные школы скоро уйдут в прошлое, и все знания люди будут получать с помощью цифровых технологий. Блочное обучение позволяло создавать образовательные программы для полностью компьютеризированного обучения.
Но и сейчас, когда стало очевидно, что люди лучше усваивают знания при взаимодействии с другими людьми, идеи «управляемого самообразования» остаются актуальными. Они легли в основу стратегии модульного обучения, при котором ученик сам изучает предмет, а учитель создаёт условия для этого: мотивирует, направляет и контролирует.
Как устроено модульное обучение
Каждый день посвящён изучению одного или двух смежных дисциплин (например, история и литература или алгебра и геометрия). Считается, что без «скачков» по предметам информация усваивается легче. Кроме того, ученикам комфортнее общаться с одним–двумя преподавателями в день, а не с пятью–шестью. Минимальная продолжительность занятия — 2 академических часа (90 минут).
Программа по каждому предмету разделена на части (модули):
Целевой модуль (1–2 занятия) — учитель знакомит учеников с основными понятиями темы и оценивает уровень начальной подготовки класса.
Информационно-операционный модуль (3–5 занятий) включает самостоятельные и практические работы, на которых ученики изучают источники информации, дискутируют, обсуждают и прорабатывают материал.
Коррекционный модуль (1–2 занятия) — повторение и обобщение материала, задания для взаимо- и самопроверки, выявление пробелов в знаниях и их устранение.
Контрольный модуль (1–2 занятия) – проверка знаний по всей теме. Может проводиться в форме теста или зачёта.
На всех этапах есть промежуточные проверки в мягкой форме: например, самопроверка, взаимоконтроль или сверка работы с образцом. Это помогает преодолеть страх перед оценкой.
За работу на уроках и результаты проверок ученики получают баллы. В ходе занятия каждый ученик получает несколько оценок — за каждый вид учебной деятельности. Отрицательной мотивации нет: если учащийся плохо справился с работой, он просто получает меньше баллов.
Все промежуточные оценки выставляются только в тетрадь. В журнал ставится финальная оценка, которая рассчитывается по рейтинговой системе: в зачёт идёт сумма баллов, полученная на занятиях, и результаты итоговой контрольной.
Как проходит модульный урок
Подобно тому как учебная программа делится на модули, каждый урок разделён на учебные элементы:
Пример технологической карты для урока биологии
Источник: biouroki.ru
В течение модульного занятия учащиеся работают самостоятельно, общаются и помогают друг другу, оценивают себя и товарищей. Преподаватель контролирует процесс, отвечает на вопросы учеников и следит за временем выполнения заданий.
Применение модульного обучения
Обучение по модульно-блочной системе требует от учеников ответственности, самостоятельности и сформированных учебных навыков. Поэтому её разумно использовать в старших классах и вузах.
Технологии блочного обучения можно использовать на индивидуальных уроках, занятий в парах и малых группах. Они позволяют сочетать любые виды учебной деятельности: лекции, дискуссии, самостоятельные, практические и лабораторные работы. Модульное обучение сочетается с любыми формами получения образования: очной, дистанционной или семейной.
Плюсы и минусы модульно-блочного обучения
Плюсы:
Минусы:
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Университет 20.35: инструкция к применению
Кем и каким человеку быть — его выбор. Менять приоритеты, принимать вызовы и новые возможности, формировать в себе личность и профессионала — его право. Университет 20.35 создан, чтобы намерение, выбор и право не остались абстракциями.
Кто мы?
управлять образовательными системами на основе данных;
запускать гибкие, практико-ориентированные образовательные форматы;
создавать и развивать способы передачи и восприятия знаний о технологиях;
формировать сетевую образовательную среду, где нет границ между вузами, школой и бизнесом;
создавать и использовать цифровые инструменты формирования индивидуальных образовательных и профессиональных траекторий.
Как устроен Университет 20.35?
Мы – исследовательская организация, которая ищет новые подходы к работе с данными о развитии человека, проверяет гипотезы по работе с разными видами данных, по разным способам влияния на продуктивность развития человека, по моделям представления областей знаний и навыков.
Мы – образовательная организация нового сетевого типа: у нас нет своих преподавателей, аудиторий и даже образовательных ресурсов, но мы собираем образовательные пространства для достижения конкретных образовательных результатов, используя возможности всех вузов, всех компаний, всех платформ, всех людей.
Мы – IT-компания, которая создает новые образовательные платформы и инструменты, проверяет рыночные гипотезы по новым цифровым образовательным продуктам, разрабатывает стандарты для развития экосистемы цифровых платформ в образовании.
Что делаем?
Как и у всех, пандемия существенно подкорректировала и наши планы, но оказалось, что, в некотором роде, даже в лучшую сторону. Потому что те сервисы и проекты, которые мы разрабатывали в расчёте на планомерную цифровизацию страны, вдруг оказались востребованы здесь-и-сейчас. Что, безусловно, добавило нашим оунерам, продактам и разработчикам драйва.
Чтобы долго не рассказывать о планах, обратимся к фактам, а, точнее, к платформе Университета 20.35, на которой размещаются все сервисы.
Каждый человек на платформе Университета 2035 может получить доступ к обучающим курсам.
Для начала обучения необходимо пройти регистрацию и выбрать курсы в личном кабинете.
Цифровая диагностика, которую проходит пользователь, и накопление данных об образовательной траектории дают возможность платформе давать более точные рекомендации для развития каждого обучающегося.
Обучение — поэтапное, с постоянной обратной связью и выбором ближайшего шага развития. Результаты каждого шага пользователь может увидеть в своем профиле компетенций в личном кабинете, оценить для себя правильность пути и, при поддержке рекомендательных систем, сделать следующий шаг. Статистику прироста пользователей на платформе Университета 20.35 можно смотреть на дашборде в режиме реального времени.
О чём блог?
Диагностикой сервисы Университета не исчерпываются – их больше двух десятков. Про каждый расскажем отдельно: какие инструменты и методики были использованы в сервисе, как мы шли, где ошибались, что получилось в итоге – и как это может быть полезно в вашей работе.
Тем, кто решил познакомиться с ними превентивно и самостоятельно, даем ссылки на базовые ресурсы:
По всем вопросам пишите админу блога Университета 20.35 Елене Кулешовой – kuleshova@2035.university