техника и практика парящих полетов гончаренко
Техника и тактика парящих полетов. (Виктор Гончаренко)
Оформление художников А. И. Простова и Е. И. Позднева.
Редактор Е. В. Ефремова. Художественный редактор /’. Л. Ушаков. Технический редактор Д. А. Стеганцева. Корректор Р. М. Рыкунина.
Г-51114. Сдано в набор 18/1V 1974 г. Подписано в печать 8/Х 1974 г. Формат 60X90’Ав-Изд. № 1/5243. Бумага типографская № 1. Тираж 14000 экз. Усл. п. л. 14,5. Уч.-изд. л. 15,82.
Изд-во ДОСААФ, 107066, Москва, Новорязанская ул., д. 26.
Полиграфическое объединение «Полиграфист» Управления издательств, полиграфии и книжной торговли Мосгорисполкома. Москва, ул. Макаренко, 5/16. Зак. 375.
Известный советский планерист, неоднократный чемпион и рекордсмен СССР, мастер спорта Виктор Гончаренко рассказывает молодым спортсменам-парителям о том, как освоить основы мастерства, эффективнее соединить знания, полученные на занятиях в классах, с летной практикой.
В книге много рисунков и схем, сделанных по эскизам планериста, неоднократного рекордсмена страны, мастера спорта Анатолия Коваля, которые помогут начинающим спортсменам нагляднее представить то, что требуется в полете для успешного завершения далеких и увлекательных маршрутов на планерах.
Книга рассчитана на начинающих спортсменов-планеристов второго и третьего годов обучения, но ее с интересом прочтут и инструкторы, и спортсмены высших разрядов.
Техника и тактика парящих полетов. (Виктор Гончаренко)
Техника выпаривания с малых высот
Мы уже говорили, что почти в каждом полете по маршруту спортсмену в силу тех или иных причин приходится оказываться в критическом положении на малой высоте. От того, как умеет планерист выпаривать с малых высот, зависит сумеет ли он выполнить упражнение, задание или установить рекорд.
Конечно, полеты на малых высотах требуют отличной техники пилотирования и тактической зрелости, но это не означает, что их надо исключать из практики парящих полетов. Спортсменам II и III разрядов в первые два-три года обучения достаточно работы по своей программе тренировки. Поэтому справедливо полетные документы ограничивают для таких спортсменов минимальную высоту выпаривания до 300 м. Эта разумная мера продиктована заботой о безопасности полетов, и молодые спортсмены-планеристы, пожалуй, и сами не станут экспериментировать с попытками выпаривания со 100 м. Всему свое время. Не сумел выпарить с 500-400 м, то на меньшей высоте это сделать значительно труднее. Следовательно, заходите с 300 м на посадку и потренируйтесь еще в поисках потоков и в их центрировании, а главное, отработайте технику пилотирования. Малая высота не прощает никаких ошибок и просчетов.
Эта книга рассчитана на молодых спортсменов, и им необходимо самым серьезным образом обратить внимание на технику выпаривания с малых высот, о которой рассказывается в этом разделе. История планеризма знает немало случаев, когда даже очень опытные мастера выпаривания на малой высоте дорого расплачивались всего-навсего за одну ошибку.
Строгие полетные документы написаны на основании многолетнего опыта, и их надо выполнять. Для неопытного планериста высота в 300-500 м тоже фактически малая высота, с точки зрения возможности выпаривания, равноценная 100-300 м для перворазрядников и мастеров спорта. Это и понятно. На такой высоте особенно при слабых и средних условиях погоды потоки только формируются и часто бывают такие же слабые и ненадежные, как и в хороший день на высоте 100-150 м. Следовательно, отрабатывая технику выпаривания в слабых потоках на высоте 300-500 м, зы фактически будете готовить себя к тому, чтобы со временем, когда техника пилотирования станет уверенней, смогли надежно выпаривать и с меньших высот.
Рассказывая о технике выпаривания с малых высот, автор надеется, что эти знания помогут начинающим парителям и второго, и третьего годов обучения выработать правильные приемы выпаривания. Там, где говорится о высоте 100 м, для неопытных спортсменов это высота 300 м. Для тех, кто уже овладел мастерством к состоит в сборных командах республик или страны, эти советы являются только обобщением того, что им известно, ибо трудно представить себе перворазрядника, не говоря уже о мастере спорта, не умеющего летать на малых высотах.
Кстати, с малых высот можно не только выпаривать, ной летать на них. Опыт чемпионатов мира в Англии, Польше, Югославии показал, что там полеты по маршрутам на высотах 150-400 м был ч обычным явлением. На этих высотах планеристы покрывали порой сотни километров.
Мы уже говорили, что восходящие потоки имеют свой потолок (т. е. максимальную высоту) и свою критическую высоту, ниже которой спускаться не рекомендуется, так как это ведет к посадке. Для каждого отдельного дня они различны и зависят от множества метеорологических компонентов. Бывают дни, когда термики в средних широтах нашей страны позволяют выпаривать до 3000 м, а в иные д^ни их высота не превышает 200-300 м. То же самое и с нижней границей термиков. Иногда критическая высота, ниже которой не следует снижаться, находится на высоте 500-600 м и даже выше, а в другие дни она снижается почти до самой земли. Как-то известный планерист Б. Стрельников на республиканских соревнованиях в Сумах выпарил с высоты 25 м. С высоты 100 м неоднократно выпаривал почти каждый спортсмен, летающий по маршрутам. Что же касается высот в 300-400 м, то они, например, у польских планеристов считаются вполне «рабочими».
С чего же начинать освоение малых высот?
Прежде всего, к этим тренировкам приступайте только тогда, когда в достаточной степени отшлифуете, как мы уже говорили, технику пилотирования и в совершенстве освоите выполнение мелких и глубоких спиралей, не глядя на приборы. Если уже научились летать в группе, свободно определяете скорость по шуму потока воздуха, а таких ошибок, как «передача» или «недодача ноги» уже давно не делаете, то выпаривание с малых высот не будет для вас трудным.
Выпаривание с малых высот лучше всего осваивать в контрольных полетах с инструктором или опытным мастером спорта. Желательно это делать в хороший парящий день в каком-нибудь дальнем углу аэродрома, выбранном
Техника и тактика парящих полетов. (Виктор Гончаренко)
Оформление художников А. И. Простова и Е. И. Позднева.
Редактор Е. В. Ефремова. Художественный редактор /’. Л. Ушаков. Технический редактор Д. А. Стеганцева. Корректор Р. М. Рыкунина.
Г-51114. Сдано в набор 18/1V 1974 г. Подписано в печать 8/Х 1974 г. Формат 60X90’Ав-Изд. № 1/5243. Бумага типографская № 1. Тираж 14000 экз. Усл. п. л. 14,5. Уч.-изд. л. 15,82.
Изд-во ДОСААФ, 107066, Москва, Новорязанская ул., д. 26.
Полиграфическое объединение «Полиграфист» Управления издательств, полиграфии и книжной торговли Мосгорисполкома. Москва, ул. Макаренко, 5/16. Зак. 375.
Известный советский планерист, неоднократный чемпион и рекордсмен СССР, мастер спорта Виктор Гончаренко рассказывает молодым спортсменам-парителям о том, как освоить основы мастерства, эффективнее соединить знания, полученные на занятиях в классах, с летной практикой.
В книге много рисунков и схем, сделанных по эскизам планериста, неоднократного рекордсмена страны, мастера спорта Анатолия Коваля, которые помогут начинающим спортсменам нагляднее представить то, что требуется в полете для успешного завершения далеких и увлекательных маршрутов на планерах.
Книга рассчитана на начинающих спортсменов-планеристов второго и третьего годов обучения, но ее с интересом прочтут и инструкторы, и спортсмены высших разрядов.
Виктор Владимирович Гончаренко техника и тактика парящих полетов
скачать |
На подступах к парению 5
Как готовиться к тренировкам 7
Немного о физкультуре 9
Где и как находить восходящие потоки 11
Центрирование потока 19
Особенности штурманской подготовки 29
Перед маршрутными полетами 40
Восходящий поток и его рациональное использование 50
Техника и тактика старта 57
Полеты с использованием термиков 62
Групповые полеты 66
Техника выпаривания с малых высот 73
Облачные гряды и их использование 79
Влияние ветра на полет по маршруту 84
Посадка на ограниченную площадку 87
К погоде надо приспосабливаться 96
Местные условия и их использование 100
Техника парения в динамических и волновых потоках 103
Полет способом дельфин 106
Парящий день как тактический фактор 111
Приметы погоды 113
Барограф и барограммы 118
Психологическая подготовка 129
И последний совет 132
Виктор Владимирович Гончаренко
^ ТЕХНИКА И ТАКТИКА ПАРЯЩИХ ПОЛЕТОВ
Г65 Техника и тактика парящих полетов (практические советы), М., ДОСААФ, 1975.
Известный советский планерист, неоднократный чемпион и рекордсмен СССР, мастер спорта Виктор Гончаренко рассказывает молодым спортсменам-парителям о том, как освоить основы мастерства, эффективнее соединить знания, полученные на занятиях в классах, с летной практикой.
В книге много рисунков и схем, сделанных по эскизам планериста, неоднократного рекордсмена страны, мастера спорта Анатолия Коваля, которые помогут начинающим спортсменам нагляднее представить то, что требуется в полете для успешного завершения далеких и увлекательных маршрутов на планерах.
Рассчитана на начинающих спортсменов-планеристов второго и третьего годов обучения, но ее с интересом прочтут и инструкторы, и спортсмены высших разрядов.
Оформление художников А.И. Простова и Е.И. Позднева.
Редактор Е.В. Ефремова.
Художественный редактор Г. Л. Ушаков.
Технический редактор Д.А. Стеганцева.
Корректор Р. М. Рыкунина.
Г-51114. Сдано в набор 18/1V 1974 г. Подписано в печать 8/Х 1974 г. Формат 60X90Ав-Изд. № 1/5243. Бумага типографская № 1. Тираж 14000 экз. Усл. п. л. 14,5. Уч.-изд. л. 15,82.
Изд-во ДОСААФ, 107066, Москва, Новорязанская ул., д. 26.
Полиграфическое объединение «Полиграфист» Управления издательств, полиграфии и книжной торговли Мосгорисполкома. Москва, ул. Макаренко, 5/16. Зак. 375.
О красоте планерного спорта, как и о музыке, трудно рассказать словами. Ощущение человека, который летит на крыльях без мотора под самыми облаками, летит, как птица, невозможно сравнить с какими-либо ощущениями на земле. Но планеризм – это не только высокий накал эмоций. Всем известный летчик, трижды Герой Советского Союза А.И.Покрышкин считает планеризм «чрезвычайно важной ступенью в подготовке каждого летчика. Он воспитывает в большей степени, чем другой вид спорта, смелость, находчивость, уверенность в себе».
Смелость, находчивость, уверенность в себе! Какие еще качества могут так импонировать молодежи, как эти. Поэтому нет ничего удивительного, что во второй половине XX века планерный спорт во всем мире с каждым годом находит все больше и больше почитателей. Во многих странах всех континентов проводятся национальные и международные планерные состязания. Международная федерация авиационного спорта (ФАИ) регулярно устраивает мировые чемпионаты.
В Советском Союзе планерный спорт имеет давние и славные традиции. Молодежь любит его и стремится летать. Как и в любом виде спорта, здесь сменяются поколения спортсменов, и вместо ветеранов приходят молодые энтузиасты, готовые на новые дерзания. Но молодым часто не хватает главного в планеризме – опыта. A он, как известно, накапливается в результате долгих и очень упорных тренировок на протяжении многих лет.
Пролетав на учебных, десантных и спортивных планерах разных типов свыше тридцати лет, я хорошо знаю цену опыта. Поэтому считаю своим долгом помочь молодым спортсменам-планеристам побыстрее освоить вершины мастерства и практическими советами и рекомендациями, учитывая специфику подготовки спортсменов-планеристов, подсказать им верные пути к этим вершинам.
Мы хорошо знаем, что основные трудности начинаются именно при освоении техники и тактики парящих полетов. Молодые спортсмены, прежде чем выйти на аэродром, изучают в классах много авиационных дисциплин, в том числе: теорию полета, метеорологию, штурманское дело, и, конечно же, постигают теоретические основы техники и тактики безмоторного полета. К сожалению, некоторые новички, а порой и молодые спортсмены-планеристы относятся к теоретической подготовке иногда с холодком, полагая, что главное – это сами полеты и усиленные тренировки в воздухе, которые окупят недостаток теоретических знаний. Какое заблуждение!
Современный планеризм поднялся до такого высокого спортивного уровня, что без прочной теоретической базы надеяться не успех не только на соревнованиях, но даже в тренировочных полетах невозможно. Вот почему молодым планеристам необходимо помнить о том, что теоретические дисциплины надо учить, не для того чтобы сдать зачет и тут же забыть, а для того чтобы знания теории помогли на практике быстрее и лучше добиваться спортивных успехов.
Эта книга рассчитана в основном на спортсменов второго и третьего годов обучения, которые знакомы с курсом теории полета, с основами штурманской и метеорологической подготовки.
В первый год летного обучения новички проходят только вывозную программу – полеты на буксире за самолетом и в зону. После этого они снова садятся за учебный курс и осваивают теорию парящих полетов, чтобы весной выйти на аэродром и продолжить учебу уже по спортивной программе. В первый год почти в каждом полете с новичком в задней кабине находится инструктор, который при необходимости помогает начинающему планеристу в управлении. Приступая к парению, молодой спортсмен-планерист обнаруживает, что ему оказывают все больше доверия, чаще и чаще инструктор остается на земле, предоставляя своему подопечному все больше самостоятельности и свободы действия.
И это понятно. Для того чтобы новичок по-настоящему “оперился”, ему нужно почувствовать не только освобождение от опеки, но и возрастающее к нему с каждым полетом доверие. Но, оказавшись в планере один на один с небом, молодой спортсмен нередко начинает ощущать, что одно дело – теория, а другое – практика. По теории было все понятно, а в воздухе, оказывается, необходимо знать столько тонкостей и деталей, которые на занятиях не проходили. Это происходит потому, что между теорией и практикой у такого новичка еще нет связующего звена – собственного опыта.
Возможно, некоторым читателям многое в книге будет уже известно из теоретического курса, изучаемого по программе подготовки спортсменов-планеристов. Но здесь все эти сведения – детали и нюансы – изложены через призму практического опыта, как своего, так и известных планеристов, с которыми мне посчастливилось встречаться на земле и в воздухе на многочисленных соревнованиях и тренировочных сборах. Этот опыт я собирал и обобщал на протяжении всей своей спортивной жизни.
Отличное знание техники и тактики парящих полетов – непременное условие успеха. Без их освоения немыслимо мечтать о спортивном росте, дальних увлекательных маршрутах, рекордах и чемпионских титулах на соревнованиях. Но чтобы овладеть в совершенстве тактикой и техникой парящих полетов, надо немало приложить труда на тренировках, терпения и любознательности в учебных классах. Можно усвоить некоторые приемы набора высоты в восходящих потоках воздуха, но овладеть тактическим мастерством без твердых знаний теории полета, метеорологии, штурманской подготовки и отточенной техники пилотирования нельзя.
Чтобы не оказаться в сложном положении в воздухе, где каждая оплошность или незнание ведет к преждевременной посадке, необходимо настойчиво учиться. В надежде на хорошую теоретическую подготовленность, которую вы получили на занятиях в классах, мы не будем в этой книге объяснять формулу подъемной силы или что такое компасный курс. Практические советы помогут вам сделать скачок от первых шагов в воздухе до зрелого мастерства.
Парящие полеты – это творческий процесс, требующий постоянной и напряженной работы мысли. К сожалению, приходилось встречать немало планеристов, которые на начальных этапах своей подготовки, рассчитывая только на механическое перенимание знаний инструктора и его советов, так и не сумели стать настоящими мастерами планерного спорта.
Парящие полеты – это основа основ спортивного планеризма. Используя энергию восходящих потоков воздуха, сможете летать на планере без капли бензина и без единой “лошадиной силы” на огромные расстояния, будете подниматься на волновых потоках в стратосферу, сумеете “оседлать” не покоренные пока струйные течения и благодаря огромной их энергии пролетать тысячи километров. Это завтрашний день планеризма, и осваивать его вам.
Двадцать лет назад на соревнованиях в Калуге, когда участники осваивали полет по 100 километровому треугольному маршруту, из тридцати участников упражнение выполнил всего лишь один пилот, пройдя расстояние за 6 часов. Многим тогда казалось, что маршрутные полеты на планерах – дело случайное. А теперь даже на внутриклубных соревнованиях 100-километровый треугольный маршрут разыгрывается как спринтерская дистанция, оставляемая обычно на самую худшую погоду. И если когда-то на его облет лучшему спортсмену понадобилось 6 часов, то теперь даже новички в соревнованиях затрачивают на эту дистанцию на сравнительно тихоходных “Бланиках” в среднем около полутора часов. Что же касается опытных мастеров, то счет идет уже не на часы, а на минуты. Так, мировой рекорд скорости полета на этой дистанции, установленный планеристом из ФРГ Клаусом Холегхаусом, равен более 159 км/ч! Ему понадобилось всего лишь 37 минут с секундами, чтобы пройти этот треугольный маршрут. Но ведь и это не предел!
Непрестанно совершенствуется не только качество планеров, но и мастерство пилотов. Теперь на крупных соревнованиях полеты по 500-километровому треугольному маршруту, разыгранному впервые планеристами социалистических стран на соревнованиях в Польше в 1962 году, стали обычным явлением. И если до 1964 года расстояние в 1000 км казалось несбыточной мечтой многих поколений спортсменов, то теперь официальный мировой рекорд дальности полета равен 1460 км. То, что сегодня кажется фантастикой, завтра становится для начала рекордом, а потом – обычным, “рабочим” упражнением. Но для осуществления этого нужны огромные знания и опыт. Поэтому необходимо постоянно учиться и учиться!
Н ^
А ПОДСТУПАХ К ПАРЕНИЮ
Молодые планеристы нередко спрашивают, с чего начинается обучение парящим полетам? Они надеются услышать какой угодно ответ, но только не этот: обучение парящим полетам начинается с обычных полетов по кругу и в зону. Подобно тому, как первоклассник, не изучивший азбуку, не сможет научиться читать, так и планерист, не освоивший первоначальной подготовки или чувствующий себя в каких-то элементах полета неуверенно, не сможет обрести спокойной уверенности в своих силах и перейти к парению.
Главнейший элемент парящего полета – спираль. Ведь планерист за день выполняет иногда несколько сот спиралей, набирая высоту в восходящих потоках. И если новичок на каждой спирали допустит хотя бы одну ошибку, то, умноженная на число спиралей, эта ошибка превращается в несколько сот ошибок. Рассчитывать на успех при таком положении не приходится.
Техника выполнения спиралей должна быть отработана до автоматизма. Еще при полетах в зону необходимо научиться выполнять спирали, не глядя на прибор скорости и указатель поворотов и скольжения, т.е. отвыкнуть от самой распространенной привычки всех новичков первого года обучения. Эти два прибора должны служить только для контроля скорости и координации движения рулей.
Обычно к такой ошибке “первогодник” привыкает с самого начала, когда, стараясь выполнить спираль получше, не спускает глаз с приборов, полагая, что столь тщательный контроль поможет держать скорость постоянной, а шарик указателя скольжения в центре. В результате молодой пилот, как говорят планеристы, становится “слепым”, он, кроме приборной доски, мало что видит в воздухе. Это не только опасно (планеры могут столкнуться), но и приводит к тому, что спортсмен, чувствуя себя напряженно, долго осваивает основы парения. Что и не удивительно, так как при парении осмотрительность и наблюдательность играют большую роль. О каких же поисках потоков может идти речь, если пилот так следит за приборами, что просто не видит ни облака, которое его “держит”, ни даже того, откуда дует ветер?
Вот почему, еще в первых полетах в зону, инструктор должен почаще обращать внимание на то, как планерист ведет себя в кабине, и напоминать ему об осмотрительности, свободе и раскованности движений. Конечно, сразу трудно добиться выполнения спирали только по визуальным ориентирам капот – горизонт, но приучаться к этому надо уже с первых полетов, ибо труднее всего, как известно, избавиться от вредных привычек.
Вначале научитесь выполнять мелкие спирали с креном 15-20°. Установив капот относительно горизонта и проконтролировав заданный режим выполнения спирали по приборам (скорость, отсутствие скольжения, наличие требуемого крена), запомните положение капота относительно горизонта и продолжайте выполнять спирали вправо и влево, уже не глядя на приборы. Скорость и ее колебания определяйте по шуму обтекающего планер воздуха, а координацию движений рулями – по соотношению между величиной крена и угловой скоростью вращения планера, а также па равномерности этого вращения и постоянству положения капоту относительно горизонта: чем больше крен, тем интенсивнее вращение планера.
Не беда, если в первых полетах капот немного “походит” вверх и вниз, а скорость будет отклоняться от заданной. Зато, усвоив приемы визуального выполнения спирали, быстрее овладеете парящим полетом. По мере овладения техникой выполнения мелких спиралей, задание нужно усложнять и переходить к более глубоким. Спирали с креном в 45° и больше выполнять труднее, так как требуется иная координация движений рулями. Однако при максимуме стараний на тренировках в зоне эта трудность вполне преодолима. И здесь по-прежнему главным остается контроль спирали по положению капота относительно горизонта. Контролировать же полет по приборам надо только время от времени или в случае явного сомнения, если почувствуете, что скорость изменилась или несовершенна координация рулей. Кстати, при глубоких спиралях “передача ноги” замечается легче, чем на мелких, ибо нос планера энергично опускается, что очень хорошо видно по отношению к горизонту, а скорость быстро возрастает.
Многочисленные полеты с молодыми планеристами показывают, что они забывают пользоваться триммером руля высоты, чем сами себе осложняют полет, особенно на глубоких спиралях, когда вследствие перемены рулей ручка управления значительно берется на себя и по диагонали. Усилие на ручке возрастает, но пилот, занятый при этом множеством дел, невольно отпускает ручку, координация рулей немедленно нарушается. Планер замедляет вращательное движение, опускает нос и начинает скользить внутрь спирали, быстро меняя скорость полета. Этих неприятностей можно избежать, если с самого начала приучить себя пользоваться триммером руля высоты, который снимает усилия с ручки управления и помогает стабильно фиксировать руль высоты в нужном положении.
Триммером следует пользоваться не только на спиралях, но и в течение всего полета. В начале обучения многие инструкторы, желая разгрузить внимание учеников, не заставляют их использовать триммер руля высоты, так как, если хватает сил, в принципе можно обойтись и без него. Но в процессе перехода к парящим полетам рекомендуем применять триммер руля высоты уже не только на спиралях, но и на переходах. Это помогает выдерживать нужную скорость и экономит спортсмену много сил.
Научиться чисто и технично выполнять спирали визуально, только время от времени проверяя себя по приборам, нужно еще и потому, что в парящем полете особенно усиленно придется следить за вариометром, ибо проконтролировать набор высоты в потоке без помощи вариометра практически почти невозможно. Вот почему при полетах в зону на отработку спиралей не теряйте напрасно высоту. Помните, что каждая удачная спираль с визуальным контролем – это еще один шаг к мастерству. Делайте их побольше.
Однако, делая упор на отработку спиралей, не забывайте, об остальных не менее важных компонентах полета. Помните, что планер без мотора. При освоении парящих полетов можно потерять восходящий поток в любой момент и оказаться перед необходимостью преждевременной посадки вне аэродрома. Поэтому следует еще в учебных полетах так овладеть расчетом на посадку, чтобы в любой момент можно было сесть на подходящую площадку без подсказок инструктора и без привычных стартовых знаков. При этом, как правило, отсутствуют и привычные “стандартные” условия, и приходится приноравливаться к конкретным обстоятельствам, часто рассчитывать на площадку ограниченных размеров и не только с традиционной “коробочки”, но и с разворотом на 180°, с прямой и даже с вытянутой спирали.
Все это должно старательно отрабатываться в тренировочных полетах. К сожалению, некоторые планеристы, едва выполнив первые самостоятельные полеты в зону, считают полеты по кругу уже скучными и стремятся быстрее перейти к парению. Но небрежность и поспешность всегда были плохими помощниками в любом деле, а особенно в таком, как парящие полеты.
Последовательное освоение упражнений с их постепенным нарастанием сложности, тщательность и безупречность отработки каждого элемента полета – вот основа успеха в обучении спортсмена планериста.
^ КАК ГОТОВИТЬСЯ К ТРЕНИРОВКАМ
В наших спортивно-планерных организациях необходимо так построить учебу, чтобы каждый юноша или девушка, приходящие в планеризм, имели перед собой твердую цель – добиться в планерном спорте как можно больших успехов. А это требует неустанной работы и совершенствования, постоянного стремления вперед, к новым достижениям.
Количество планеров в клубах ограничено, да и время и численность полетов регламентированы программой. Но, так как нельзя иметь все условия для тренировок, требовательность к себе ни в коем случае не снижайте. Наоборот, раз возможности для тренировок ограничены, то надо сделать все, чтобы каждый полет был максимально полезным. Подготовку к летному сезону начинайте еще зимой. Помимо общих теоретических занятий, проанализируйте прошлый летный сезон, извлеките из него максимум полезных для себя выводов. Макула предлагает целый круг вопросов, которые должен ставить перед собой каждый пилот. Вот некоторые из них.
Анализы полетов на соревнованиях надо проводить особенно тщательно, еще шире, нежели в приведенной схеме. Необходимо разобраться, правильно ли вы готовились к ним, достаточно ли было тренировочных полетов, и отвечали ли они всем тем требованиям, которые ставились на состязаниях. Немаловажную роль играет и то, насколько хорошо спортсмен знает правила соревнований, формулы начисления очков, была ли на соответствующем уровне ваша теоретическая и тактическая подготовка? На соревнованиях приходится пользоваться тактикой групповых полетов. Проанализируйте сотрудничество с другими пилотами. Не забудьте вспомнить, как использовали промахи или удачи конкурентов при выполнении собственного полета. Ведь все это – опыт. Осмысление его, отбор ценных приобретений и отказ от некоторых тактических вариантов должны пригодиться в наступающем сезоне. И, наконец, последний пункт анализа прошлого сезона – разбор и оценка незавершенных полетов, рекордных попыток, заданий инструктора или тренера. Что послужило причиной их невыполнения.
Это необходимо для того, чтобы в следующем сезоне не повторять одних и тех же ошибок. Вы собирались осуществить рекордную попытку, но даже не поднялись в воздух? Неправильно дали оценку погоде? Не подготовили вовремя к полету материальную часть, упустили время для вылета? Не оказалось барографов? Что необходимо предпринять, чтобы подобного не повторилось вновь?
И даже анализ запланированных, но несостоявшихся полетов тоже необходим, так как это поможет устранить промахи и недочеты, а также принять организационные меры в масштабах планерного звена или клуба. Вот такой всесторонний анализ прошлого сезона позволит выяснить слабые места и недостатки в спортивной подготовке, на которые спортсмен в наступающем сезоне обратит внимание в первую очередь и устранит их как можно быстрей. Необходимо вести детальные записи в рабочей книжке, фиксировать все замечания инструктора или тренера.
К сожалению, в рабочих книжках пилоты-планеристы почти ни в одном авиаспортклубе не записывают метеообстановку, сопутствующую полету. А для анализа это крайне необходимо. Поэтому каждому спортсмену рекомендуется уделять хотя бы несколько строк и на характеристику погоды. Хорошо ее записывать на обратной стороне барограмм. Краткие записи о том, как изменялась погода на протяжении всего маршрута, позволят до тонкостей анализировать полет и извлекать из него максимум выводов, а, следовательно, и пользы.
^ НЕМНОГО О ФИЗКУЛЬТУРЕ
Казалось бы, зачем планеристу какая-то особая сила и выносливость, если с усилиями на ручке управления современного планера справиться легко. Но не спешите с ответом. Как правило, обычный парящий полет длится в среднем 4-6 часов, а рекордный – 8-10 часов. За это время планерист пролетает 300-600 км и более, выполняет в общей сложности около 500 спиралей. Если учесть, что при спиралях с креном в 60° вследствие центробежной силы на летчика действует двукратная перегрузка, а в тесной кабине можно сидеть только в одном положении и нельзя ни привстать, ни размяться, то, оказывается, для полета на планерах надо быть достаточно выносливым и закаленным спортсменом.
Когда начнете тренировочный полет, то обнаружите, что при желании продержаться в воздухе как можно дольше, через 2-3 часа полета уже устаете: затекают руки и ноги, ноет спина. И это естественно. Даже высидеть 2-3 часа в тесной кабине трудно, не говоря уже о 8 и более часах, которые необходимы в полетах на дальность или по большим замкнутым маршрутам. Если же учесть, что полет требует постоянного управления планером, сопряжен с перегрузками на организм, и спортсмен все время находится в состоянии повышенной активности, то ему трудно без привычки мобилизовать все свои силы. Вот почему совершенно недопустимо халатное отношение к режиму дня и общей физической подготовке.
Один из старейших планеристов, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель Сергей Николаевич Анохин даже на соревнованиях в Сумах, когда возглавлял судейскую коллегию, занимался усиленной утренней зарядкой. Спорт помог ему сохранить силы и выдержку и до сих пор. Известный украинский планерист Альберт Дурнов – мастер спорта по акробатике. Неоднократный чемпион Советского Союза по планерному спорту Юрий Кузнецов – всесторонний спортсмен, мастер спорта по прыжкам с парашютом. Один из лучших эстонских планеристов Иллар Линк – мастер спорта по лыжам.
Чем лучше общая физическая подготовка планериста, чем больше он занимается различными видами спорта при прочих равных условиях, тем лучше, как правило, и его успехи в полетах. Если вы хотите хорошо летать, но чувствуете, что недостаточно физически подготовлены, не откладывайте занятий физкультурой, начните хотя бы с регулярной утренней зарядки.
Нередко в парящих полетах складываются ситуации, которые требуют быстрой реакции, мгновенных решений и большого хладнокровия. Спортсмен обязан являться на полеты хорошо отдохнувшим, бодрым, энергичным и с желанием летать. Без правильного режима такое состояние поддерживать невозможно. Плохое самочувствие, усталость в полете дают себя знать сразу. Из-за нарушения режима, пренебрежения к физической подготовке некоторые планеристы вынуждены прекращать полет преждевременно, совершать вынужденные посадки.
Не пренебрегайте рекомендациями и советами врача. Очень памятный случай до сих пор не забыли планеристы Киевского авиаспортклуба. Дежурный на старте врач заметил, как одна опытная планеристка, готовясь к рекордному полету, присела перекусить под крылом планера.
– Алла, – сказал он ей, – не рекомендуется есть докторскую колбасу, сейчас стоят очень жаркие дни, она быстро портится.
– Что вы, доктор, – улыбнулась спортсменка, – я очень люблю эту колбасу, немножко перед полетом заправиться не мешает.
Кто бы мог подумать, что из-за этого кусочка колбасы сорвется всесоюзный рекорд! А именно так и случилось. Погода была прекрасная, Алла быстро долетела до намеченного пункта, но возвратиться на аэродром уже не смогла – в полете она почувствовала отравление. В результате – вынужденная посадка на поворотном пункте. Как видите, в летном деле не бывает мелочей. Чтобы с вами не случились подобные неприятности, следует проявлять больше любви и преданности планерному спорту. Они помогут избавиться от мелких искушений, не позволят нарушать режим. Все эти потери с лихвой компенсируются тем огромным, пожалуй, ни с чем не сравнимым удовольствием, которое приносят парящие полеты.
^ ГДЕ И КАК НАХОДИТЬ ВОСХОДЯЩИЕ ПОТОКИ
Пилоту надо много потрудиться, чтобы воспользоваться энергией восходящих потоков. Начинающим парителям потоки найти очень трудно, ибо для этого нужен определенный опыт. Расскажем о приемах поисков восходящих потоков, которые могут пригодиться молодым планеристам в первом же полете.
Восходящие потоки по своей природе бывают нескольких видов: обтекания, термические, волновые и некоторые другие.
Потоки обтекания возникают в результате отклонения вверх потока воздуха, набегающего на препятствие, например, на склон холма, горы. Эти потоки особенно интенсивно использовались в первые годы развития планеризма, но позже перестали удовлетворять парителей, и они, как говорится, “спустились с гор на равнину”.
Ведь планеристов увлекает простор и далекие маршруты, а здесь все ограничено протяженностью горного склона. Однако знать о потоках обтекания необходимо каждому, так как попутное их использование возможно в любом полете при попадании в район с достаточно пересеченной местностью.
В горах, на подветренных склонах хребтов, возникают при определенных метеорологических условиях волновые движения воздуха. В передних, наветренных частях гребней воздушных волн воздух поднимается вверх, образуя восходящие потоки, достигающие больших высот. По характеру образования их называют волновыми потоками. Волновые потоки бывают, как правило, в горах, но не всегда. Подробнее о них расскажем дальше.
Основное внимание обратим на тепловые, или термические потоки (термики), которые широко используют планеристы во всем мире. Следует отметить, что название “тепловой” несколько обманчиво. Можно подумать, что восходящие потоки, раз они называются тепловыми, возникают только в очень жаркие солнечные дни. Однако это не так.
Термические потоки могут образоваться при определенных условиях везде и в любое время года. Поэтому они являются в настоящее время основным источником энергии, используемой планеристами.
Советские метеорологи наблюдали действие восходящих потоков даже в Антарктиде, при морозе в 30°C. А московский планерист Виктор Выгонов вскоре после войны, зимой, при морозе в 15°C, пролетел на планере в восходящих потоках около 500 км.
Так что дело здесь не в абсолютной температуре, а в разности температур соседствующих воздушных масс. Масса воздуха с более высокой температурой по отношению к окружающему ее воздуху (даже если температуры обеих масс отрицательные) называется теплой. Воздух с более высокой температурой обладает меньшим удельным весом и потому всплывает вверх. Такова схема возникновения тепловых восходящих потоков.
Воздух в значительной мере прозрачен для солнечных лучей и непосредственно от них почти не нагревается. Нагрев его происходит при соприкосновении с поверхностью земли, или, как принято говорить, с подстилающей поверхностью, которая поглощает энергию солнечных лучей.
Поскольку поверхность земли не однородна, то и нагревается она под солнечными лучами неодинаково. Так, летом пашня, песок, асфальт, крыши домов нагреваются значительно сильнее, чем поля с посевами, луга или озера. Следовательно, и воздух над подстилающей поверхностью будет нагреваться различно. Над пашней он нагревается сильнее, чем над озером или рекой.
Более теплый воздух над пашней поднимается, а на его место со стороны озера подходит более холодный. В свою очередь, прогревшись над пашней, он тоже устремится вверх. Так образуется термический поток.
А что же происходит над озером? Часть воздуха от него устремляется на пашню. Но природа, как известно, не терпит пустоты, и всякое нарушение равновесия тут же влечет за собой компенсирующие процессы. С высоты вместо ушедшего воздуха опускаются массы более холодного, образуя нисходящий поток.
В зависимости от типа образования потоков они имеют свою специфику, о которой мы будем говорить непосредственно при изучении тактики полетов. Так, например, потоки холодной адвекции, возникающие в тылу холодного фронта, как правило, сопровождаются ветрами и развитой кучевой облачностью. В такую погоду хорошо совершать полеты на открытую дальность или в намеченный пункт. Для возникновения термиков, т.е. потоков, не увенчивающихся кучевым облаком и поэтому особенно трудных для поисков, наоборот, более благоприятны безветренные дни.
Молодого спортсмена-планериста, приступающего к парящим полетам, больше всего волнуют два вопроса: как найти восходящий поток и как в нем удержаться? Первый из них, пожалуй, самый главный. Если не сумеете отыскать поток, то вопрос, как в нем удержаться, отпадает сам собой. Обучение парению лучше всего начинать при наличии хорошей кучевой облачности.