святой в черном одеянии икона

Среди большого количества святых, почитаемых христианами, есть и мученик Христофор, который на иконах изображен в довольно необычном образе. Этого святого традиционно изображают с головой собаки или лошади, однако, встречается он довольно редко и православным христианам практически не известен.

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона

Далее слова автора:

РОГОЖСКАЯ РИЗНИЦА Святой мученик Христофор.
г. Ветка. Конец XVIII в. Дерево, левкас, темпера. 44,9х37,6 см. На тыльной стороне надпись киноварью: «В домъ Алезандра Дими/трiева Шышкина».
Мученик Христофор представлен псоглавым, по пояс, в повороте влево. На левом плече тонкое красное копье, которое он придерживает левой рукой, правая рука поднята в двуперстии. Человеческие глаза смотрят на зрителя, коричневые волосы длинными локонами ниспадают на плечи. Доспех, застежка плаща и наконечник копья золотые, с черневым рисунком по тому же листовому золоту, которое покрывает также нимб святого, фон и поля иконы. Личное письмо исполнено обычным санкирным приемом: на светло-коричневую подложку кладется более светлое красноватое охрение с последующими высветлениями. В результате передается смуглый цвет кожи. Мастеру удается придать звериной личине благостное умильно-доверчивое выражение. В моделировке тканей ощутима зависимость от стилистики барокко и рококо. На плаще рисунок и притенения складок коричнево-малиновые, завершающие высветления исполнены золотопробельным приемом. В верхней части средника надпись: «С(ВЯ)ТЫЙ МУ(ЧЕНИК) ХРИСТОФОРЪ».
Колорит иконы строится на сочетании малинового тона плаща с голубым тоном рубахи святого и с коричневым тоном личного. Плотное желтое золото служит их объединению и созданию условной глубины. Работа мастера цветом, приемы моделировки формы, а также цвет и ритм полосок, составляющих обрамление средника и всей иконы, характерны для иконописи Ветки конца XVIII в. // В.М. Сорокатый.

Редкий кадр
При входе в Покровский храм имеется еще одна практически неизвестная икона с образом св. Христофора.

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона

Святой мученик Христофор изображён в числе мучеников

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона
святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона

Последним веским аргументом к организации исследования оказалось письмо читателя сайта «Старове»:

«Вечер добрый! Был сегодня в магазине церковной утвари и икон “Софрино” РПЦ МП. Хотел заказать образ мученика Христофора древнего письма (с пёсьей головой). Мне говорят: “Изображение не каноническое. Запрещено Святейшим Синодом в XVIII веке. Не всё, что есть в интернете, правильно. Истинное изображение – такое…” (и показывают мне на своём компьютере мученика Христофора в образе человека, несущего на плечах Богомладенца). Я отвечаю: “Собор 1971 г. отменил все клятвы на старые обряды, каноны, иконы и снял анафемы со старообрядцев. Подобное написание Христофора до сих пор используется во многих поместных Православных Церквях”. Мне отвечают: “Это не наше дело. Духовник завода запретил изготавливать. То, что Вы хотите – кощунство. Не знаем, где и как Вы будете такую икону заказывать, кто Вам её будет делать, но истинное изображение только у нас”.
Вот так вот… “Яко не бывшими” стали не клятвы, а постановления Собора 1971 г. и всех последующих Соборов РПЦ. Речь идёт о магазине художественно-производственного предприятия “Софрино” РПЦ МП. В Москве два фирменных магазина: 1) на Кропоткинской (центральный); 2) в Сокольниках (на территории Храма Воскресения Христова), где я и пытался сделать заказ.»

Никоново-Петровские “новины” в действии: “исправленный” образ св. мученика Христофора поверх древней фрески в Ярославле

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона

В основу данной заметки легло научное исследование С.К. Черновой – ведущего специалиста Череповецкого музейного объединения.
В Череповце также хранится изображение св. мученика Христофора Псеглавца, датированное 17 веком, однако это не единственное место, где заинтересовались историей необычного образа. Блогер carabaas делится историей появления образа св. мученика Христофора с собачьей головой из коллекции икон Ростовского музея:
В Ростовском музее эта икона эта находится изначально, и попала туда по распоряжению новообрядческого Архиепископа Ионафана (благословением которого был создан сам музей в 1883 г.). Предыстория появления иконы была описана в Епархиальных Ведомостях так:
“При обозрении в августе 1880 г. епархиальных церквей Его Высокопреосвященством в церкви села “Богородского в Осеку” усмотрена была между прочим икона мученика Христофора, в рост человека, с головой животного, а именно песьей. Владыка заметил причту все неприличие в храме таковой иконы и приказал оную вынесть из храма”…
Христофор – святой мученик, почитаемый Православной и Католической церквями, живший, по преданию, в 3 веке н.э. Житие святого Христофора, распространявшееся на Кипре и позднее на Руси, гласит, что святой был очень красив, но, дабы избежать соблазна, упросил Господа обезобразить его внешность. Этой версии придерживаются и современные богословы, а также Рогожские старожилы, подчеркивая изначальную обычность святого и в то же время «примиряясь с внедрившимся в столетия мифологизированным русским обликом святого». (цитата из Энциклопедии «Мифы народов мира». М., 1982. Т. 2, С. 604).

Примеры традиционного изображения св. муч. Христофора

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона

Восточная традиция почитания св. мч. Христофора

Предание восточной традиции гласит (см.: Жития святых, на русском языке. С. 290; Минея – Май. Ч. 1, С. 363), что в годы правления императора Деция Траяна, человек, носивший имя Репрев, был захвачен во время боя с племенами в восточном Египте. Это был человек огромного роста, киноцефал (т.е. с пёсьей головой), как и все представители его племени.
Ещё до крещения Репрев исповедовал веру во Христа и обличал тех, кто преследовал христиан. Император Деций прислал за ним 200 воинов. Репрев подчинился без сопротивления. В пути произошли чудеса: жезл в руке святого расцвел, по молитве его умножились хлеба, подобно умножению хлебов Спасителем в пустыне.

Святой Христофор. Греческая икона. Константинополь

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона

Воины, сопровождавшие Репрева, были поражены чудесами, уверовали во Христа и вместе с Репревом были крещены антиохийским епископом Вавилой. После крещения Репрев получил имя «Христофор». Когда Христофор был приведен к императору, тот призвал двух женщин-блудниц и приказал им склонить святого отречься от Христа, но женщины, вернувшись к императору, объявили себя христианками, за что были подвергнуты жестоким истязаниям и скончались мученицами. Деций приговорил Христофора к казни, и после жестоких истязаний мученику остекли голову. (см.: Жития святых, на русском языке. С.290). Одним из чудеммученико было то, что он остался невредимым после того, как император приказал поместить его в раскалённый медный ящик.

Святой Христофор. Греческая икона. 18 век

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона

В Антиохии память мученика начали почитать не сразу после кончины, но некоторое время спустя, так что даже его подлинное имя забылось и было заменено почетным званием Христоносец (Christophoros). Это вполне понятно, так как святой не был членом местной Церкви, но был иноземцем, служившим в специальной когорте римской армии в Сирии. Тем более, что Христофора крестил не антиохийский епископ, а находившийся в изгнании александрийский пресвитер Петр, который после казни выкупил тело святого и переправил на родину.В искусстве Византии существовало несколько вариантов изображения мученика, которые сформировались уже в раннюю эпоху. Наиболее часто встречается образ юноши, облаченного в патрицианские одежды (фрески Дечан и церкви святого Климента в Охриде) или в воинские доспехи. Последний вариант представлен росписями Старой церкви (Токали Килиссе в Гереме, Турция, Х – XI вв.), в мозаиках монастыря Осиос Лукас (вторая четверть XI в.). На Руси изображение святого Христофора как юного воина сохранилось в арке диаконника церкви святого Георгия в Старой Ладоге (последняя четверть XII в.).

Святой Христофор. Греческая икона

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона

Икона из Егорьевского историко-художественного музея

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона

Святые Христофор и Георгий поражают змей. Терракота. Виника. Македония. 6-7 вв

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона

Святой Христофор и Ярославские чудотворцы. Русская икона. 18 век. ГИМ

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона

Святой Христофор. Икона. XVIII в. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона

Современный образ св.Христофора, созданный под влиянием католических легенд

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона

Старообрядческая житийная икона святого Христофора

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона

Святой Христофор с волчьей головой. Лубочная картинка

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона

Поздние варианты написания главы св. мученика Христофора на Руси

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона

Святые Флор, Лавр и Христофор. Пермская икона.1888

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона

Современная икона св. Христофора Псеглавца

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона

В России же почитание Святого Христофора не столь распространенное, и на иконах, продающихся в церковных лавках РПЦ МП можно встретить лишь изображение Святого в человеческом обличье с Божественным Младенцем на плечах. Образ Христофора-Киноцефал в неизменном виде почитается лишь в среде старообрядческой Церкви и остался лишь на тех редких иконах и храмовых росписях, которые не успели «отмодерировать» новообрядцы.

Источник

Тайны канонической иконы. Богословие одежды

Иконы, словно раскрытые книги, которые говорят лучше слов – надо только научиться читать их. И тогда любая, даже незаметная деталь иконы – бахрома, застежка плаща или нашитая на одежду полоска – раскроет перед нами глубокие богословские тайны, укрепит в вере и научит истинам Православия. Сестры-иконописцы Ново-Тихвинского монастыря рассказывают о том, что означают на иконах детали одежды.

Иконы Спасителя. Господь Иисус Христос, как Царь царей и Господь господей, традиционно изображается в одеждах, которые носили знатные сановники Римской Империи: хитоне, напоминающем длинную рубашку, и гиматии, верхней одежде (по сути, это прямоугольный отрезок ткани, наброшенный поверх хитона в качестве плаща). В хитоны и гиматии облачены на иконах многие святые ветхозаветных и евангельских времен, но одеяние Спасителя имеет некоторые особенности.

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона
Господь — Вседержитель

На правой стороне хитона Господа Иисуса Христа изображается клав — нашивная вертикальная полоса, символ царской власти византийских императоров. В иконографии Спасителя клав – знак царственности, чистоты и совершенства человеческой природы Христа.

На иконах хитон Спасителя пишут обычно в красных тонах, а гиматий — в синих. Эти два цвета символизируют человеческую и Божественную природы Христа. Синий цвет, символ чистоты и непорочности, напоминает нам о Небе. Красный же — о крови, пролитой Господом ради нашего спасения. Одеяние такого цвета – это и указание на царственное достоинство Спасителя. В древности пурпурные, красновато-фиолетовые одежды, порфиры, могли носить только царственные особы. Это одеяние было окрашено чрезвычайно редким красящим веществом — пурпуром, который добывался из пурпурных желез морских моллюсков. Пурпур был настолько дорогим, что даже самые знатные римские граждане могли позволить себе только пурпурные полоски на своих одеждах. А когда изнашивалась царская порфира, окрашенная пурпуром, ее не уничтожали, а разрезали на небольшие лоскутки, которые раздавали как награду отличившимся государственным деятелям.

Иногда Спасителя изображают и в одеждах другого цвета, чтобы подчеркнуть Его Божественные свойства. Так, на иконе «Спас в Силах» Господь изображен в одеждах золотого цвета, напоминающих нам о сиянии Его небесной славы.

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона
Преображение

На иконе «Преображения» Спаситель облачен в белые одежды, в соответствии с Евангельским описанием преображения Господня: «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк. 9, 3). Белый цвет, как и золотые лучи, символизирует нетварный Божественный свет.

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона
Икона Пресвятой Богородицы из деисисного чина.

Иконы Богородицы. Пресвятую Богородицу принято изображать в мафории — четырехугольном плате или накидке, который носила Божия Матерь по обычаю замужних иудейских женщин того времени. Этот плат надевался поверх другой одежды и был так велик, что покрывал не только голову, но и почти все тело. Подлинный мафорий Пресвятой Богородицы с 474 года хранился во Влахернском храме в Константинополе. В иконографии тонa плата Богородицы темно-красные – в напоминание о царственном происхождении Пречистой и о перенесенных Ею страданиях. Кроме того, багряный «царский» цвет мафория знаменует, что Богородица — Матерь Царя Христа.

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона
Икона Божией Матери «Знамение.

По краям мафорий отделан золотой каймой (лента с золотыми нитями) и бахромой. Такой цвет выбран не случайно: золотая кайма — знак прославления Царицы Небесной – символизирует пребывание Ее в Божественном свете и Ее причастность к славе Господней. Прикрытый мафорием голубой или синий цвет туники, нижней одежды, и чепца символизирует девство Богоматери, Ее небесную, совершенную чистоту.

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона
Владимирская икона Божией Матери

Мафорий Пресвятой Богородицы на иконах украшается тремя символическими звездами — на челе (символ девства в момент рождества Спасителя), на правом плече (символ девства до рождества), на левом плече (символ девства после рождества). Вместе с тем три звезды являются еще и символом Пресвятой Троицы. На некоторых иконах фигура Богомладенца закрывает одну из этих звезд, знаменуя вочеловечение Сына Божия — Второй Ипостаси Пресвятой Троицы.

Есть в одеянии Божией Матери еще одна деталь, на первый взгляд незаметная, но также важная. Это поручи, которые символизируют сослужение Богородицы — а в Ее лице и всей Церкви — Главе Церкви, Первосвященнику Господу Иисусу Христу.

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона
Сщмч. Иларион, архиепископ Верейский

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона
Святитель Тихон Задонский

Отличительная деталь облачения святителей – саккос, который знаменует собой багряницу Господа. На плечах у архиереев омофор — широкий лентообразный плат, украшенный крестами – обязательная часть облачения епископа: без него он не имеет права совершать богослужение. Например, святитель Тихон Задонский изображен на иконе в традиционном святительском облачении: саккосе, омофоре и митре. Омофор – символ заблудшей овцы, то есть каждого человека, а облаченный в омофор епископ изображает собой Христа, Доброго Пастыря, Который взял заблудшую овцу на плечи и отнес в дом Отца Небесного.

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона

Святители Василий Великий и Иоанн Златоуст

Иногда на иконах святители, например святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, изображаются не в саккосе, а в фелони – длинном и широком одеянии без рукавов, в которое в наше время облачаются при совершении богослужений иереи. Особенность этих фелоней в том, что они украшены множеством крестов, отчего и называются полиставрии (с греческого «многокрестие»). Дело в том, что в древности именно полиставрий был облачением архиереев, а саккос стал постепенно заменять его только в XV столетии, и поэтому архиереев, проводивших свою жизнь до этого времени, часто изображают в древнем одеянии.

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона
Фрагмент иконы «Учители умного делания». Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Нередко встречаются изображения святителей и в архиерейской мантии. У плеч и спереди внизу на мантию нашивают скрижали – платы, на которых могут быть изображены кресты, херувимы, иконы Спасителя и Божией Матери, символические изображения евангелистов, вензель архиерея. Например, на иконе «Учители умного делания» на архиерейской мантии святителя Игнатия (Брянчанинова) внизу изображены скрижали с вензелем «Е» — епископ и «И» — Игнатий.

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона
Сщмч. Петр, митрополит Крутицкий.

По традиции епископов и архиепископов изображают в мантиях лилового цвета, митрополитов – в голубых мантиях, а патриархов – в зеленых. Мантия, сама по себе символизирующая особое Божественное покровительство, имеет на себе еще один символ – так называемые источники, или струи. Три ряда красных и белых полос, во имя Святой Троицы, символизируют струи Божественной мудрости, припадая к которым церковный иерарх черпает мудрость и благодать Божию, чтобы передавать их своей пастве.

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона
Вмчч. Димитрий Солунский и Георгий Победоносец. Фрагмент иконы.

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона
В центре иконы — благоверный князь Александр Невский.

Кроме того, воины облачаются в плащ – в Римской Империи он назывался хламида или лацерна, а закрепляется он фибулой (она называется еще запона или аграф) – застежкой, украшенной орнаментом и драгоценными камнями. Увидев на плаще воина фибулу, каждый понимал, что ее обладатель служит царю – и на иконах эта небольшая деталь символизирует, что мученики и другие угодники Божии, изображаемые в воинских одеждах, принадлежат воинству небесному и служат своему Царю – Господу Иисусу Христу. Как победоносные воины, повергающие невидимых врагов, эти святые на иконах имеют оружие: меч, иногда – лук и колчан со стрелами и копье.

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона
Вмц. Ирина Македонская

На иконах всегда можно узнать равноапостольных, мучеников, страстотерпцев, благоверных князей и княгинь, которые имели царское достоинство. На главе своей они имеют венец или корону, к которым у цариц и мучениц прикрепляются низанные украшения из жемчуга и камней – рясно.

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона
Царственные Страстотерпцы

Далматика – длинная верхняя одежда, которую носили поверх туники, с широкими рукавами, имеет у царственных святых богато украшенные оплечье, передник и подольник. Далматика хорошо видна, например, на иконе Царственных Страстотерпцев у царевны Ольги и цесаревича Алексия.

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона
Равноапостольная княгиня Ольга

Плащ царских особ напоминает императорскую багряницу. Все эти детали подчеркивают высокое достоинство царей – помазанников Божиих, которые благодаря своим добродетелям стали подражателями Господа-Вседержителя.

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона
Преподобный Сергий Радонежский

Преподобные имеют особенные одеяния — хитон, мантию, клобук. Эта монашеская одежда, непохожая на мирскую, символизирует новое одеяние правды и радования, нетления и чистоты – одеяние, сотканное из добродетелей, в которое облекается человек, отрекшийся от мира и всего, что в мире. Каждая из монашеских одежд имеет особое значение: хитон напоминает о терпении добровольной нищеты, тесноты и скорбей, за которыми следует неземная радость. Мантия, длинная без рукавов накидка, застегнутая на вороте, у первых христиан была символом отречения от идолопоклонничества, а затем стала облачением исключительно монашествующих.

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона
Преподобный Серафим Саровский

Мантия знаменует обретение монахом Божия покровительства, напоминает о строгости и подвижничестве монашеской жизни, благоговении и смирении. Как мантия не имеет рукавов, так и у монаха «нет рук» для мирской суеты и греховных поступков, его руки и другие члены как бы мертвы для порока. По толкованию святого Германа, патриарха Константинопольского, монашеская мантия символизирует крылья ангелов – монах, как ангел, должен быть готов ко всякому Божьему делу. С этим толкованием согласны слова современного подвижника благочестия, молитвенника и исповедника архиепископа Антония (Голынского-Михайловского): «Люблю, чтоб все бегом, быстро. Монашество — это ангелы. Они должны летать!» Святые отцы сравнивают мантию еще и с воинским плащом. Как по плащу с легкостью можно было определить, что воин служит императору, так и мантия показывает, что монах служит и старается во всем уподобляться своему великому Царю-Христу.

Если мантия напоминает плащ, то клобук – шлем, тот самый, о котором апостол Павел говорит «И шлем спасения восприимите» (Еф. 6, 11). Клобук свидетельствует о смирении монахов, их нелицемерном послушании и о хранении своих глаз от всего греховного и суетного.

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона
Икона «Учители умного делания»

Преподобные Нил Сорский, Василий Поляномерульский, Зосима Верховский изображены в кукуле и аналаве, называемом иначе схимой. Эти одеяния монахов, имеющих постриг в великую схиму, также глубоко символичны. Кукуль — остроконечный головной убор — напоминает одежду младенцев, потому что монашествующие должны уподобляться в смирении детям. К тому же кукуль напоминает о том, что благодать покрывает и согревает угодников Божиих, охраняя их чистоту и простоту от демонов так же, как шапочки греют головы младенцев. Кукуль обшит вокруг крестами, чтобы этим царственным знамением отгонять врагов спасения, отовсюду нападающих на нас. Аналав, четырехугольный плат, который надевается на плечи, украшен крестами и означает крестоношение, следование за Спасителем, совершенное умерщвление миру.

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона
Вмц. Анастасия Узорешительница

Святые жены: мученицы, праведницы, жены-мироносицы на иконах изображаются с покрытой головой — в соответствии со словами апостола Павла о том, что молящейся женщине следует покрывать свою голову, ибо она должна иметь «знак власти над нею, для Ангелов» (1 Кор. 11, 10). Таким образом, покрытая голова свидетельствует о их пребывании в молитве и о их душевном расположении к смирению.

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона
Прп. Мария Египетская

Но иногда святых жен изображают и с непокрытой головой. Например, так пишут преподобную Марию Египетскую в напоминание о том, что она лишилась своих одежд за время долгого пребывания в пустыне — они истлели. Непокрытая голова – это знак полного отречения святой Марии не только от мирских удовольствий, но даже и от того, что необходимо для жизни, знак исключительной аскетически-покаянной жизни этой преподобной, восшедшей из глубины греха на непостижимую высоту святости.

святой в черном одеянии икона. Смотреть фото святой в черном одеянии икона. Смотреть картинку святой в черном одеянии икона. Картинка про святой в черном одеянии икона. Фото святой в черном одеянии икона
Мц. Вера

Кроме того, с непокрытой головой изображают отроковиц и юных дев – например, мученицу Веру и младших Великих Княжон на иконе Царственных Страстотерпцев – Марию и Анастасию.

В следующих материалах вы узнаете об особенностях иконографии пророческого лика, а также ангельских чинов.

В иллюстрациях использованы фотографии икон, изготовленных в иконописной мастерской Ново-Тихвинского монастыря.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *