свято введенский монастырь козельск

Оптина пустынь: история святого места

свято введенский монастырь козельск. Смотреть фото свято введенский монастырь козельск. Смотреть картинку свято введенский монастырь козельск. Картинка про свято введенский монастырь козельск. Фото свято введенский монастырь козельск

Оптина пустынь — обитель с трудной и необычной историей. Разоренная оброком в годы правления Петра I, разрушенная практически до основания и превращенная в лесопилку и дом отдыха в годы богоборчества, Оптина пустынь выстояла и до сих пор принимает паломников, а чудеса Оптинских старцев известны по всему миру. Молитвы Оптинских монахов помогают людям, а мы расскажем вам о прекрасной обители, ее истории и наследии.

История монастыря

Оптина пустынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви. Он расположен неподалеку от Козельска Калужской области и был основан в IV в., но его история уходит корнями в Средневековье. Оптину пустынь установили в этом чудесном месте по промыслу Божьему, к сожалению, у нас не сохранилось подлинных сведений о первом создателе монастыря. Сохранилось лишь несколько легенд, одна из которых касается разбойника по имени Опта, который жил неправедной жизнью, но потом с ним что-то произошло, он принял монашеский постриг с именем Макарий. Вокруг бывшего разбойника собралась братия, он обустроил пустынь, что и стало началом жизни монастыря.

Согласно другой легенде Оптину пустынь основал князь Владимир Храбрый, который поддерживал монашество или кто-то из его наследников.

Есть также версия, что ранее в обители жили и монахи и монахини, а такие монастыри в древности называли Оптиными. Точных данных о создании Оптиной пустыни не сохранилось. Ясно одно: в этих прекрасных уединенных и живописных местах все располагало к монашеской жизни.

В разные времена монастырю жилось очень тяжело. В начале VI века, при игумене Серии в монастыре была единственная деревянная церковь и всего шесть келий, братия состояла из двенадцати монахов, а во главе братии стоял иеромонах Федор. В 1689 году бояре Шепелевы построили Введенский собор. В годы правления Петра I Оптина пустынь платила огромный оброк, практически непосильный для обители. В казну были отобраны рыбная ловля, мельница и другое имущество, приносившее Оптиной пустыни хоть какой-то доход. Со временем Оптину пустынь упразднили, назвав «малобратным монастырем». Восстановить Оптину пустынь удалось благодаря ходатайству стольника Андрея Шепелева в 1726 году. Монахам даже удалось вернуть мельницу.

свято введенский монастырь козельск. Смотреть фото свято введенский монастырь козельск. Смотреть картинку свято введенский монастырь козельск. Картинка про свято введенский монастырь козельск. Фото свято введенский монастырь козельск

В 1795 году для Оптиной пустыни наступили лучшие времена. Обители уделил внимание московский Митрополит Платон. По благословению митрополита началась застройка обители, которая длилась много лет. Строителем был назначен отец Аврамий, своего служения он не оставлял вплоть до того момента, когда немощь заставила его просить освободить от работ. В 1801 году «за отличные услуги обители к общей пользе», отца Авраамия произвели в игумена Лихвинского Покровского Доброго монастыря, с управлением в то же время и в Оптиной пустыни. До преклонного возраста все любили и уважали его в обители, где он смог при жизни увидеть достойные плоды своих величайших трудов.

Вплоть до 1861 года обитель процветала. В братстве было уже более 150 человек. Оптина пустынь вела, в том числе, и издательскую деятельность. Труды старцев Оптиной пустыни издавались достаточно широко, приумножая достояние святого места.

В 1923 году, во времена богоборчества, Оптину пустынь закрыли. Но не просто закрыли, а разрушили многие храмы, надругавшись над святым местом, превратив его в светские учреждения. Снова начался трудный период истории обители. Большевики закрыли храмы монастыря, превратив их в лесопилку, а скит в дом отдыха. Лишь в 1987 Оптина пустынь вернули Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 года после долгого перерыва в Оптиной пустыни совершилось первое богослужение. По сей день в обители принимают тысячи паломников.

свято введенский монастырь козельск. Смотреть фото свято введенский монастырь козельск. Смотреть картинку свято введенский монастырь козельск. Картинка про свято введенский монастырь козельск. Фото свято введенский монастырь козельск

Храмы Оптиной пустыни

Введенский собор

Это — главный храм Оптиной пустыни, который строили с 1750 п0 1771 год. В храме находятся мощи преподобных Амвросия и Нектария, старцев Оптиной пустыни, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери.

Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери

Впервые этот храм Оптиной пустыни был построен в 1809-1811 году. В советские годы он был разрушен до основания. В 1989 году археологи обнаружили фундамент храма. Считается, что в келии при храме когда-то жил преподобный старец Анатолий (Потапов). В 1996 году храм был восстановлен и сначала стал усыпальницей старцев Оптиной пустыни. В 1988 году среди всех старцев Оптиной пустыни первым в лике святых был прославлен преподобный Амвросий. В 1996 году уже четырнадцать Оптинских старцев были признаны святыми, мощи семи их них торжественным крестным ходом перенесли в Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. По сей день храм остается усыпальницей Оптинских старцев.

Храм Преображения Господня

Этот храм был заложен Патриархом Алексием II во время его последнего визита в Оптину пустынь и освящен в 2007 году. Храм не случайно посвящен Преображению Господню. Получилось так, что Оптина пустынь была окончательно закрыта именно на день Преображения Господня в 1923 году. На территории монастыря появились другие организации, а братия монастыря начала свой исповеднический путь. Многие из них поселились в Козельске, в местных деревнях. Некоторые были арестованы. В Храме Преображения Господня хранятся мощи преподобноисповедника Рафаила (Шейченко).

свято введенский монастырь козельск. Смотреть фото свято введенский монастырь козельск. Смотреть картинку свято введенский монастырь козельск. Картинка про свято введенский монастырь козельск. Фото свято введенский монастырь козельск

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери

Этот храм был построен в 1881 году, но впоследствии разрушен и восстановлен лишь в 1996 году. В храме хранятся мощи преподобных старцев Оптиной пустыни Моисея, Антония и Исаакия I. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери — самый большой храм обители.

Храм в честь преподобного Илариона Великого

Этот храм находится за стенами Оптиной пустыни. Он был построен в 1874 году. В том же здании находятся гостиница и трапезная для паломников.

Храм в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

В этом храме совершаются богослужения по особому уставу для монашествующих. Паломники допускаются на богослужения в храм в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна лишь по особым дням: Рождество Иоанна Предтечи, Собор Иоанна Предтечи, Усекновение главы и понедельник Светлой седмицы.

Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»

Этот храм достаточно новый, его построили в 2000 году на территории подсобного монастырского хозяйства.

Передвижной храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

Этот храм является передвижным и устанавливается в Оптиной пустыни там, где идут сезонные полевые работы.

Храм в честь преподобной Марии Египетской

Этот храм сейчас находится в стадии реставрации.

Храм в честь свт. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского

Этот храм расположен на территории Иоанно-Предтеченского скита. В здании храма сейчас — гостиница для паломников.

Храм в честь Всех Святых

Этот храм находится на месте бывшего монастырского кладбища за пределами монастыря. В годы богоборчества был полностью разрушен и сейчас находится в стадии восстановления.

Часовня на месте погребения убиенных оптинских братий: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта

Эту часовню построили в 2008 году. Сейчас она расположена на территории монастырского кладбища.

Оптинские старцы

свято введенский монастырь козельск. Смотреть фото свято введенский монастырь козельск. Смотреть картинку свято введенский монастырь козельск. Картинка про свято введенский монастырь козельск. Фото свято введенский монастырь козельск

Оптинское старчество основал

Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768–1841)

Огромное количество обездоленных и паломников стекалось в Оптину пустынь, чтобы стать свидетелями многочисленных чудес, творимых старцем. Учеником и сотаинником старца Льва был

Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788–1860)

Он понес подвиг старческого окормления, а основой жизни христианина считал смирение. Известны слова старца: «Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет».

Еще одним учеником старца Льва был

Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782–1862)

Схиигумен Антоний (Путилов) (1795–1865)

Будучи смиренным молитвенником, он нес тяжелый крест телесной немощи. В болезни, незадолго до своей кончины он говорил «Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку».

У старца Макария был преемник

Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805–1873)

Он был известен тем, что возвратил в лоно Церкви многих, отпавших от нее и скончался в молитве, сжимая четки в руках.

Одним из самых известных Оптинских старцев был и остается

Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812–1891)

Он известен многочисленными чудесами. Будучи учеником старцев Леонида и Макария, старец Амвросий унаследовал от них благодатный дар, он служил людям тридцать лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри. Широко известны письма и наставления старца Амвросия. Он прославлен в лике святых.

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824–1894)

Был известным молитвенником и подвижником, также окормлял Шамординскую женскую обитель. Его знали, как человека обладающего уникальным даром утешителя во всякой скорби.

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810–1894)

Управляя обителью, он обладал удивительной добротой и смирением, а двери его келии всегда были открыты для страждущих. Убранство его келии отличалось простотой и аскетичностью.

Среди множества старцев Оптиной пустыни один застал всю тяжесть поругания святого места. И вынужден был стать свидетелем богоборчества. Этим старцем стал

Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865–1938)

Четыре раза он находился за свою веру в тюремном заключении по ложным обвинениям и был расстрелян 8 января 1938 года. Его святые мощи не обретены и захоронены в братской могиле. Его кончина увенчана страданиями за Господа нашего Иисуса Христа.

свято введенский монастырь козельск. Смотреть фото свято введенский монастырь козельск. Смотреть картинку свято введенский монастырь козельск. Картинка про свято введенский монастырь козельск. Фото свято введенский монастырь козельск

Чудеса Оптиной пустыни

По молитвам старцев Оптиной пустыни не раз свершались православные чудеса исцеления и многие другие. Оптина пустынь — место для паломничества, многие и сейчас ожидают именно чудес, рассказы о них часто встречаются на православных форумах и порталах. Но, конечно, истинное чудо — существование древней обители, прошедшей через множество испытаний. Многие храмы были уничтожены до основания и до сих пор находятся в стадии восстановления. Оптинских старцев и монахов пытали и убивали в богоборческие годы, но обитель до сих пор жива.

Чтобы не впасть в искушения, нам не стоит основывать нашу веру на чудесах. Ведь с нами всегда чудеса православных Таинств — например, таинства Евхаристии. Чтобы стать свидетелями собственных чудес, многие из которых зачастую происходят в душе человека, вы можете отправиться в паломничество в Оптину пустынь, посетить монастырские службы и помолиться вместе с Оптинскими монахами.

Не стоит искушать Господа непременным ожиданием чудес от паломничества, ведь все, что дается нам, дается во имя спасения и, если мы не получили просимое, значит для нашей души это не было необходимо. свято введенский монастырь козельск. Смотреть фото свято введенский монастырь козельск. Смотреть картинку свято введенский монастырь козельск. Картинка про свято введенский монастырь козельск. Фото свято введенский монастырь козельск

Молитвы

Оптинский молитвослов насчитывает множество молитв. Вы можете прослушать:

Вечерние молитвы Оптиной пустыни

Особенна трогательна Оптинская молитва матери о детях, в которой говорится о том, что мать должна быть готова отдать своих детей для служения Господа и принять Его волю, не желая им мирских благ, если в этом нет необходимости для их спасения. Оптинский молитвослов вы можете прочитать на сайте обители.

Широко известны молитвы Антония Оптинского:

Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Управи, Господи, все, еже дею, читаю и пишу, все, еже мыслю, глаголю и разумею, во славу Имене Твоего Святаго, да от Тебе на начало приемлет и в Тебе всяко дело мое кончится. Даруй ми, Боже, да ни словом, ни делом, ни помышлением прогневаю Тя, Создателя моего, но вся дела моя, советы и помышления да будут во славу Пресвятаго Имене Твоего. Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися.

О семье

В руце превеликаго милосердия, о, Боже мой, вручаю: душу мою и многоболезненное тело, мужа, от Тебе мне даннаго, и всех возлюбленных детей. Ты буди Помощником нашим и Покровителем во всей жизни нашей, во исходе нашем и по кончине, в радости и печали, в счастии и несчастии, в болезни и здоровье, в жизни и смерти, во всем да будет с нами воля Твоя святая, яко на небеси и на земли. Аминь.

За врагов

Ненавидящих и обидящих нас, рабов Твоих (имена), прости, Господи, Человеколюбче: не ведят бо, что творят, и согрей их сердце на любовь к нам, недостойным.

Паломничество в Оптину пустынь: адрес, как добраться

Адрес Оптиной пустыни: Калужская обл., г. Козельск, монастырь «Оптина Пустынь».

Добраться до святого места можно

Автобусы «Москва-Козельск» и «Москва-Сосенский» каждый день отправляются от автостанции «Теплый Стан». Время в пути составит пять часов.

Прямое железнодорожное сообщение между Москвой и Козельском отсутствует, но паломники могут доехать на электричке, отправляющейся от Киевского вокзала в Москве, до вокзала Калуга-1.

На личном автомобиле из Москвы можно проехать в Оптину пустынь по Киевскому шоссе, Калужскому шоссе или через Подольск.

свято введенский монастырь козельск. Смотреть фото свято введенский монастырь козельск. Смотреть картинку свято введенский монастырь козельск. Картинка про свято введенский монастырь козельск. Фото свято введенский монастырь козельск

Читайте также об Оптиной пустыни

Видео об Оптиной пустыни

Источник

Оптина пустынь

Свято-Введенская Оптина пустынь

Оптина пустынь – почитаемый православный ставропигиальный мужской монастырь, расположен в Калужской области, в пригороде Козельска. Паломники приезжают в монастырь, чтобы приложиться к мощам Оптинских старцев, попросить у них помощи и совета, осмыслить жизненные обстоятельства духовно. Оптинский старец Иосиф писал: «Верую в то, что каждый приходящий в Оптину пустынь в крайней своей потребности найдет удовлетворение Милостью Божией… за молитвы великих наших отец».

Оптина пустынь – символ духовного возрождения, возникшего в нашей стране в конце XVIII века. Сложно представить себе лучшее место для отшельнической созерцательной жизни, чем расположенную у опушки девственного соснового бора, отрезанную от мира рекой Жиздрой монастырскую рощу.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Оптина пустынь

История Оптиной пустыни

Точная дата основания Свято-Введенской Оптиной пустыни неизвестна, предположительно – вторая половина XIV века. Существует две легенды появления монастыря. Первая из них гласит, что святыню заложил раскаявшийся разбойник Опта (Оптий), которого в миру звали Макарием, поэтому обитель в прошлые века также называли Макарьевской. Согласно второй версии, монастырь появился благодаря набожному князю Владимиру Храброму или его наследникам.

Оптина пустынь с высоты

Однако историки склоняются к мнению, что Оптина пустынь была основана неизвестными монахами-отшельниками, которые избрали глухое место среди векового леса для молений. Вероятно, раньше обитель предназначалась не только для мужчин, но и для женщин, то есть была «оптиной» (общей). Первые письменные свидетельства, где упоминается монастырь, относятся к периоду правления царя Михаила Федоровича. Уже в книгах начала XVII века говорится о монаршем покровительстве обители. Однако вплоть до конца XVIII столетия Оптина пустынь переживала не лучшие времена: чувствовалась острая потребность в дополнительном финансировании, а также притоке новых служителей.

Монастырь в XIX веке Вид западной монастырской стены Оптиной пустыни. Монастырская гостиница и Св. ворота. Цветная фототипия, 1907 г.

В начале XIX века здесь появился скит; в монастыре стали селиться отшельники или, как их еще называли, пустынники – люди, посвятившие себя молитвам в абсолютном одиночестве. Духовным аспектом жизни в Оптиной пустыни ведал старец, а настоятель являлся административным лицом. В это же время обитель стала крупнейшим религиозным центром страны, для нее стали перечислять благотворительные взносы. За счет этих средств строились каменные здания, мельница и была куплена земля для сельскохозяйственных работ неподалеку. Оптина пустынь начала активно развиваться, привлекая паломников и святых людей. Особенная умиротворяющая атмосфера оказала влияние на творчество Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, В. С. Соловьева.

Достопримечательности Оптиной пустыни

Территория Оптинского монастыря ограждена прямоугольным каменным забором, который украшают семь башен. Центральное место занимает Свято-Введенский собор – главная церковь пустыни, возведенная 1750-1771 гг. Сюда помещена знаменитая чудотворная икона Казанской Божьей Матери, а также мощи нескольких почитаемых Оптинских старцев – преподобных Амвросия и Нектария. В храме регулярно проходят службы, литургии и панихиды. Здание окружают остальные церковные постройки.

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери

На южной стороне Оптиной пустыни стоит храм Казанской Божией Матери. Это крупнейшее сооружение обители, построенное в 1811 году и восстановленное в 1996 году. Сюда помещены останки трех святых старцев – Моисея, Антония и Исаакия I. Внутри собор расписан фресками, которые создавались по секретам старинных мастеров. Здесь проходят ежевечерние богослужения, а также моления по воскресеньям и праздникам.

С восточной стороны расположена церковь Владимирской Божией Матери, которая была восстановлена из руин и освящена в 1998 году. Сюда также помещены мощи семи почитаемых духовных лидеров монастыря – Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа. Останки лежат в специальных раках и доступны для молитв паломников. В храме регулярно организуются водосвятные службы, исповеди.

Церковь Преображения Господня относится к новым постройкам Оптиной пустыни, поскольку возводилась в 2007-2009 годах, но уже считается одним из основных храмов монастыря. Здесь покоятся святые мощи преподобного Рафаила.

Свято-Введенский собор, храмы в честь Казанской и Владимирской икон Божией Матери и церковь Преображения Господня открыты для ежедневного посещения верующих.

Церковь Владимирской Божьей Матери Церковь Преображения Господня Храм Иоана Предтечи

Храм Иоанна Предтечи – особенная церковь, которая была построена в 1825 году. Служения здесь проводятся по скитскому уставу. Такие службы проходят за закрытыми дверями, а мирян допускают исключительно в дни церковных праздников, 4 раза в год.

С северной стороны Свято-Введенского собора располагается храм Марии Египетской. До середины XIX века здесь находилась монастырская трапезная, которую перестроили в церковь. Сегодня здание отреставрировано и представлено посетителям в прежнем виде.

Храм Марии Египетской в Оптиной пустыни Храм Льва Катанского

Храм Льва Катанского находится на территории Иоанно-Предтеченского скита и выполняет роль паломнической гостиницы, предоставляя комнаты для временного размещения гостей святыни.

За пределами Оптиной пустыни располагается также церковь Всех Святых. Чуть дальше, ближе к огородам и полям, находится храм Матери Божьей, построенный в на рубеже XX-XIX веков.

При монастыре постоянно функционируют пасека, гостиница для приезжих, больница, черепичный и свечной заводы.

Посещение монастыря

Вход на территорию Оптиной пустыни для путешественников и паломников бесплатный. Здесь же можно заказать экскурсию для группы минимум из 10 человек. Это мероприятие платное: 100 рублей для взрослых и 50 рублей для детей. Если же группа меньше 10 участников, стоимость оговаривается отдельно. Проводятся экскурсии с 9.00 до 17.00. Необходима предварительная запись по телефону (48442) 50-139.

Экскурсии из отдельных приезжих набираются на месте и проводятся с 10.00 до 14.00 включительно каждые 2 часа. Узнать дополнительную информацию всегда можно по телефону (48442) 50-115 или на официальном сайте www.optina.ru.

Как добраться

Адрес святыни: г. Козельск, Калужская область, монастырь «Оптина Пустынь».

Добраться сюда можно из Москвы на автобусе рейса «Москва – Козельск», который отправляется каждый день из столицы от метро «Теплый стан». Транспорт, идущий в 12.45 и 15.00, делает остановку у входа в монастырь. Остальные автобусы рейса едут в Козельск. Оттуда легко добраться до Оптиной пустыни на маршрутке. Последний автобус до Москвы уходит в 17.40. Возможные изменения в расписании уточняйте в справочной службе козельского автовокзала по телефону (48442) 2-25-02.

Также московская паломническая организация организует поездки в монастырь по субботам, отправление из района метро «Новоясеневская». Подробности можно узнать по телефону (495) 422-22-77.

Доехать до Оптиной пустыни можно и на личном автотранспорте. Для этого путешественники выезжают из Москвы по Киевскому шоссе, проехав «Детчино», поворачивают налево к мосту, а с него двигаются по указателю «Калуга – Тула». Далее необходимо следовать по направлению к Козельску, не доезжая 2 км до города, свернуть направо, ориентируясь на золотые купола монастыря.

Источник

Оптина Пустынь

свято введенский монастырь козельск. Смотреть фото свято введенский монастырь козельск. Смотреть картинку свято введенский монастырь козельск. Картинка про свято введенский монастырь козельск. Фото свято введенский монастырь козельск

свято введенский монастырь козельск. Смотреть фото свято введенский монастырь козельск. Смотреть картинку свято введенский монастырь козельск. Картинка про свято введенский монастырь козельск. Фото свято введенский монастырь козельск

Толкования
Священного
Писания

свято введенский монастырь козельск. Смотреть фото свято введенский монастырь козельск. Смотреть картинку свято введенский монастырь козельск. Картинка про свято введенский монастырь козельск. Фото свято введенский монастырь козельсксвято введенский монастырь козельск. Смотреть фото свято введенский монастырь козельск. Смотреть картинку свято введенский монастырь козельск. Картинка про свято введенский монастырь козельск. Фото свято введенский монастырь козельск

Мы, осуж­дая дру­гих, се­бя мним неч­то бы­ти и ли­ша­ем­ся спо­кой­ствия; вы зна­е­те Гос­под­нее сло­во: на­у­чи­те­ся от Ме­не, яко кро­ток есмь и сми­рен серд­цем: и об­ря­ще­те по­кой ду­шам ва­шим (Мф. 11, 29), то аще не име­ем спо­кой­ствия ду­шев­но­го, зна­чит, не име­ем сми­ре­ния и кро­тос­ти.

Мир и спо­кой­ствие есть ве­ли­кая наг­ра­да, но как во­и­ны по­лу­ча­ют наг­ра­ду за под­ви­ги и про­ли­тие кро­ви, так и мы – ду­хов­ные во­и­ны – долж­ны преж­де пре­тер­петь мно­гие ис­ку­ше­ния и скор­би со сми­ре­ни­ем, об­ви­нять се­бя, а не дру­гих, и ума­лив (та­ким об­ра­зом) страс­ти на­ши, т.е. по­бе­див их, а па­че гор­дость и воз­но­ше­ние, гнев, ярость и проч., тог­да и се­го да­ра удос­то­им­ся – ми­ра ду­шев­но­го.

Мы ищем по­коя, а оный нам не на поль­зу. По­кой об­ре­та­ет­ся в крес­те и в пре­да­нии се­бя во­ле Бо­жи­ей, и по­ка страс­тя­ми бо­ри­мы и пло­хо на них во­ору­жа­ем­ся, то по­коя нель­зя об­рес­ти.

Оптинские
праздники

ноябрь ← →

пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63).

свято введенский монастырь козельск. Смотреть фото свято введенский монастырь козельск. Смотреть картинку свято введенский монастырь козельск. Картинка про свято введенский монастырь козельск. Фото свято введенский монастырь козельск

Последний фотоальбом

Видео

Духовные беседы с паломниками

Благословенная Оптина

«О, красота моя Оптинская! О, мир, о, тишина, о, безмятежие и непреходящая слава Духа Божия, почивающая над святыней твоего монашеского духа, установленного и утвержденного молитвенными воздыханиями твоих великих основателей. О, благословенная Оптина!» — так писал замечательный русский духовный писатель С. А. Нилус, проживший при обители 5 лет (с 1907 по 1912 г.) и оставивший бесценные описания как внешней, так и внутренней жизни прославленного монастыря.

Оптина пустынь, без преувеличения, — наиболее жаркая свеча, возжженная русскими людьми пред Богом, наиболее яркий светильник Православной Руси в ХIХ–ХХ вв.

Главной же святыней обители были ее прославленные боголюбивые старцы, сияние жизни которых продолжает освещать жизненный путь очень многих. Праведники соединяют прошлое и будущее, живых и усопших, земное и небесное. Взгляни на радугу и прославь Сотворившего ее. Прекрасна она в сиянии своем (Сир. 43, 12). Да, воистину, дивен Бог во святых Своих.

Со времени появления старчества в Оптиной пустыни (1829 г.) на нее обильно изливается благодать Святого Духа и вместе с тем «тихий свет» чистейшего пламени Святой Руси. «Саров и Оптина — вот два самых жарких костра, у которых грелась вся Россия» (Г. Федотов).

«Всякая душа ищет тепла сердечного, ласки, утешения, безгрешности. В душе русского человека живет бесконечная жажда праведности, чистоты, желание хоть раз в жизни коснуться безгрешности. В самую сущность русскости входит мечта о совершенстве, жажда приблизиться к нему, помысел о «спасении души», вздох о Божием, взыскание Града, готовность преклониться перед праведником хотя бы только перед смертью» (И. Ильин). И шли люди на богомолье в Оптину. Здесь все было проникнуто благодатным врачующим светом. И не обманывалась душа боголюбца и видела своими очами тех, кого жаждала увидеть. Вот впечатления об Оптиной Н. В. Гоголя: «Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное. Я не расспрашивал, кто у них как живет: их лица сказывали сами все. Сами служки поразили светлой ласковостью ангелов, лучезарной простотой обхожденья; самые работники в монастыре, самые крестьяне и жители окрестностей. За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь ее благоухание; все становится приветливее, поклоны ниже и участья к человеку больше» (Письмо А. П. Толстому, 10 июля 1850 г.).

Но иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе (1 Кор. 15, 41). Подобно тому, как небесные светила имеют разную силу света, так и святые бывают разновеликими. Святые старцы в Оптиной пустыни были солнцами.

«Святые Божии человеки во внутреннем своем делании представляются внимающими внутреннему их Посетителю и Деятелю — Господу, благоговеющими пред Ним, от внутренней сладости и неги улыбающимися и внушающими пренебесный покой»; «. вообще святые суть священные водоемы, из которых благодатная вода сообщается прочим верующим»; «. все святый свет, все единое благоухание, как свет солнца, как самый чистый воздух» (св. прав. Иоанн Кронштадтский (20 дек./2 янв. 1908). Имел с Оптиной пустынью и Шамординским монастырем тесные духовные связи).

Но «в Оптиной было много совсем незаметных монахов, несущих всю жизнь самые незначительные послушания и в церкви стоящих где-нибудь в уголке, тихо перебирая четки. Никто никогда не замечал в них каких-нибудь добродетелей, а между тем многим из них был открыт день их кончины, что и сбывалось точно» (пр. исп. Георгий (Лавров)).

Многие богомольцы оставили самые теплые воспоминания о своем пребывании в Оптиной. «Тому, кто узнал эту чудную жизнь в Оптине, все в сравнении с ней кажется безобразным» (одна мирянка, 1918). «Если кто желает витать между небом и землей, тот должен жить в Оптиной» (архиеп. Дамаскин (Росов; 31 июля/13 авг. 1855) Тульский).

Свт. Игнатий (Брянчанинов; 30 апр./13 мая 1867), учитель Церкви, отец и наставник монашества, аскет, духовный сын оптинского старца прп. Льва, живший около года в Оптиной пустыни и считавший ее самым благоустроенным монастырем в России, духовный писатель, сказал: «В мире хвораем, а в вашей пустыни лечимся»; «. благословенная Оптина пустынь не выходит из моей памяти. Приглянулась она мне. и скит с его вдохновенной тишиной». В других письмах он называет оптинскую братию «священнолепным собранием, бесценным братством, истинными подвижниками, избранным иноческим обществом, благою дружиною иноческою» и т. п.

«Я считаю вас счастливыми, что вы управляете таким сонмом нелицемерных подвижников, любя их и взаимно одушевляясь их любовью (1852 г.)», — архиеп. Смарагд (Крыжановский, 11/24 нояб. 1863) Орловский.

Архиеп. Антоний (Амфитеатров; 8/21 нояб. 1879) Казанский и Свияжский, выдающийся архиепископ, великий аскет, богослов, в письме (1855 г.) выражает духовную радость о «богоспасаемой Оптиной пустыни», которая «преуспевает внутренними и сокровенными подвигами живущей в ней братии».

Митрополит Исидор (Никольский; 7/20 сент. 1892) С. Петербургский и Новгородский, снискавший себе всеобщую любовь, благоговейнейший старец, которого особо отмечал свт. Филарет, митрополит Московский, и который был духовным отцом знаменитого свт. Феофана Затворника, называет «оптинских монахов истинными подвижниками благочестия» и выражает «душевное утешение, что они, внимая себе и помышляя о своем спасении, с братской любовью подают и ближним светильники, да не споткнется нога их о камень на пути к Господу».

Митрополит Михаил (Иованович; 5/18 февр. 1897), первосвятитель Сербский, великий иерарх, большой друг России, приезжал в Оптину. Жизнь, исполненная страданий за Православие, истинное благо родины и за идею всеславянского единства. Светлый ум, тихий и кроткий нрав. Стоял во главе им же созданного церковно-культурного направления в возрождении сербского народа, основанного на русских традициях. Один из главных участников достижения независимости Сербии от турок. Столп благочестия, светило, слава Сербской Церкви и ее народа. Благолепный, любвеобильный старец, благоговейный, с истинно русским святительским величием. В письме к настоятелю прп. Моисею Оптинскому: «Благодарю душевно Ваше Высокопреподобие за радушие, гостеприимство и любовь, которыми наслаждался я не только тогда, когда был у вас, но и в дальнейшем моем путешествии; буду наслаждаться впредь сладостным воспоминанием духовного братства, исполненного любви христианской».

Иеромонах Даниил (Болотов; 25 нояб./8 дек. 1907), насельник Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни, в миру Дмитрий Михайлович Болотов — известный художник, портретист, член С. Петербургской Академии живописи: «Скит наш есть своего рода станция от земли к небу».

Прп. Варсонофий Оптинский (1/14 апр. 1913): «Пребывание в Оптиной есть величайшая милость Божия, которую нужно заслужить жизнью, соответствующей заветам великих старцев».

Иван Михайлович Концевич (23 июня/6 июля 1965), известный исследователь русского монашества, старчества, глубокий знаток и почитатель Оптиной пустыни, духовный писатель: «Оптина Пустынь была той золотой чашей, куда сливалось все самое лучшее духовное вино России».

Однажды великий оптинский старец, равноангельный прп. Нектарий (29 апр./12 мая 1928), великий тайновидец судеб Божиих, спросил С. А. Нилуса:

— А известно ли Вам, сколько от сотворения мира и до нынешнего дня было истинных общежитий? Вы лучше не трудитесь думать, я сам Вам отвечу. Три!

— Первое — в раю, второе — в христианской общине во дни апостольские, а третье.

— А третье — в Оптиной, при наших великих старцах.

— А Ноев ковчег-то? — возразил Нилус.

— Ну, — засмеялся старец, — какое же это общежитие? Столько лет звал Ной к себе людей, а пришли одни скоты. Какое же это общежитие?»

Прп. Антоний Оптинский (7/ 20 авг. 1865), скитоначальник, получил в свое время указ архиерея о переводе его из скита Оптиной пустыни на должность настоятеля Николаевского Черно-островского монастыря. Старец скорбел неутешно, не желая расставаться с любимой обителью. Тогда ему в видении является сам свт. Митрофан Воронежский с сонмом святых в неописуемом сиянии и говорит: «Ты был в раю, и знаешь его, а теперь трудись, не ленись и молись». Вот оценка, данная великим святителем, небесным, райским посланником: скит Оптиной пустыни — это рай.

И в завершение приведем суждение свящ. Павла Флоренского (25 нояб./8 дек. 1937), творчество которого не бесспорно, но то, что он был знатоком культуры, — несомненно. Кроме того, он лично сам хорошо знал Оптину и многих ее великих старцев. Отец Павел называет Оптину «духовной санаторией» многих израненных душ. «Оптина есть. завязь новой культуры. Она есть узел, не проектируемый только, а живущий вот уже сотню лет, который на самом деле осуществил ту среду, где воспитывается духовная дисциплина, не моральная, не внешне аскетическая, а именно духовная. совершенно бесспорно, что духовная культура во всем ее объеме должна идти не мимо Оптиной, а сквозь нее, питаясь от нее, вплетая в свое предание и эту нить, непременно и эту, потому что это есть единственная нить, которая, действительно не прерываясь в плане историческом, низводит нас из века в век к глубочайшим напластованиям духовного преемства. Если начать прослеживать мысленно самые разнообразные течения русской жизни в области духа, то непосредственно или посредственно мы всегда приводимся к Оптиной как духовному фокусу, от соприкосновения с которым возжигается дух, хотя бы потом он раскрывался и в иных, чем собственно-оптинское, направлениях. Оптина, выдаваясь не столько отдельными исключительными лицами, сколько гармоническим сочетанием и взаимодействием духовных сил, всегда была и есть. как целое, могучий возбудитель духовного опыта, я смелюсь сказать, единственный в России, по крайней мере, в таком роде и в такой силе возбудитель духа. Было бы с нашей стороны великим преступлением не перед группою монахов, а перед культурою будущего не употребить всех возможных усилий для охранения Оптиной в ее целом, т. е. не как стен или рукописей, а того невидимого и неосязаемого физического водоворота, который о всяком приблизившемся к нему пробуждает впервые, может быть, острое сознание, что, кроме внешнего отношения к миру, есть еще внутреннее, бесконечно более его важное, дающее ощутить глубины бытия и миры иные. Оптина у подошедшего к ней родит убеждение, что этот новый взгляд на мир не случайное настроение, а доступен развитию, углублению и обогащению, и что он, переходя в постоянный опыт иной действительности и жизнь в ней, подступая к краям нашего сознания, может изливаться оттуда как новое культурное творчество, как новая наука, новая философия, новое искусство, новая общественность и новая государственность. Вот этот-то невидимый, но могучий вихрь иной жизни, уже столько давший, уже питавший русскую культуру. этот вихрь, за который все мы, люди одного устремления, хотя и разных деталей в путях и технике, должны ухватиться как за ценнейшее достояние нашей современности, мы должны отстоять, должны отстоять во что бы то ни стало и каких бы это ни стоило усилий. Ведь, повторяю, тут дело идет о принципе внутреннего постижения жизни, я ошибся, не о принципе, а живом побеге, единственном, доказавшем свою жизненность».

Оптина имела и великих святых, но, главное, как отметил свящ. Павел Флоренский, — это уникальность, неповторимость и единственность «гармонического сочетания и взаимодействия духовных сил». Появилось действительно новое общество, состоящее из новых людей силою благодати Святого Духа. Евангелие Христово осуществилось на земле в целом братстве на протяжении ста лет. А в братстве, между прочим, было около 300 человек. «Если сходятся слова и жизнь, они становятся памятниками всей философии» (прп. Исидор Пелусиот). Вот и новая философия, о которой писал о. Павел Флоренский. В других монастырях на Святой Руси было немало святых, но были ли святые братства, подобные Оптиной, сказать трудно. По своему устроению к Оптиной приближается лишь Глинская пустынь (Курская губерния) ХIХ–ХХ вв., но влияние ее на русское общество было намного скромнее.

Поэтому «все мы. должны ухватиться. за ценнейшее достояние нашей современности» — духовную историю этой прославленной обители, этого райского уголка. Необходимо самым тщательным образом, «во что бы то ни стало и каких бы то ни стоило усилий», изучить ее уникальный духовный опыт, который дал действительно жизненный побег.

Оптина Пустынь и русская культура

Оптина Пустынь особенным образом имела неразрывную связь с русской культурой XIX — начала XX веков. Огромное количество богомольцев разного возраста, звания и образования стремились именно в Оптину. А между тем перед октябрьским переворотом 1917 г. в Российской Империи было более 1000 монастырей, около 100 тыс. храмов, т. е. храмы и монастыри были всюду. Но огромный поток богомольцев, минуя «свои» храмы, устремлялся в далекую Оптину, испытывая подчас немалые трудности далекого путешествия. Оптина располагается приблизительно в 300 км от Москвы, а от С.-Петербурга и Киева гораздо дальше. Железная дорога в Козельск появилась лишь в начале XX века, да и до сих пор нет прямого железнодорожного сообщения г. Козельска с Москвой, отчего дорога в Оптину и поныне имеет немалые трудности. Но поток богомольцев не иссякает.

Оптина Пустынь — это ее старцы. Понять Оптину — значит понять старчество. Отныне опыт старчества неотъемлемым элементом входит в духовную традицию русской культуры. Сюда к старцам приезжали И. В. Киреевский (12/25 июня 1856) и Н. П. Киреевская (14/27 марта 1900); П. В. Киреевский (25 окт./7 нояб. 1856); Н. В. Гоголь (21 февр./6 марта 1852); поэт В. А. Жуковский (1852); славянофилы: А. С. Хомяков (23 сент./6 окт. 1860); И. С. Аксаков (27 янв./9 февр. 1886) и К. С. Аксаков (7/20 дек. 1860); поэт Ф. И. Тютчев (1873); писатель И. С. Тургенев (1883); акад. М. П. Погодин (8/21 дек. 1875), писатель и историк; акад. С. П. Шевырев (8/21 мая 1864), проф. МГУ, литературный критик, историк, поэт, журналист; поэт князь П. А. Вяземский (1878); известные благотворительницы графиня А. А. Орлова-Чесменская (в монашестве Агния; 5/18 окт.1848) и княгиня Т. Б. Потемкина (1869); граф А. П. Толстой (21 июля/3 авг. 1873), обер-прокурор Синода (человек святой жизни: непрестанно молился, носил вериги, со своей женой, графиней Г. Толстой (1889), всю жизнь договоренности жили, как брат с сестрой); писатели А. К. Толстой (1875) и Ф. М. Достоевский (28 янв./10 февр. 1881); композитор П. И. Чайковский (1893) и его брат М. И. Чайковский (биограф композитора и составитель либретто для большинства его опер, духовный сын оптинских старцев. Петр Ильич иногда в письмах к брату глубоко воздыхал, что не может вместе с ним отправиться ставшую для него святой Оптину Пустынь); Н. Г. Рубинштейн (1881), основатель и первый директор Московской консерватории; графиня А. И. фон дер Остен-Сакен (1841), урожденная Толстая, воспитательница до 13 лет писателя графа Л. Н. Толстого, праведница, святой жизни; почти все Гончаровы (родственники А. С. Пушкина по жене Н. Н. Гончаровой); поэт А. М. Жемчужников (1908); государственный и общественный деятель, писатель И. Филиппов (1899); министр народного просвещения А. С. Норов (1871); А. И. Апухтин (1893), поэт, литературный критик; М. А. Максимович (1873), проф. МГУ; А. Н. Муравьев (30 авг./12 сент. 1874), духовный писатель, богослов и историк; философ Д. Юркевич (1874); знаменитый герой войны 1812 г. генерал И. П. Кульнев (1812); критик Н. Н. Страхов (1896); В. И. Аскоченский (1879), писатель, историк, издатель; С. А. Бурачек (1876), кораблестроитель, математик, публицист, издатель; В. С. Соловьев (31 июля/13 авг. 1900), религиозный философ, поэт; философ К. Н. Леонтьев (в монашестве Климент; 12/25 нояб. 1891); С. М. Соловьев (1942), поэт, прозаик, религиозный публицист, друг поэта А. Белого; граф Л. Н. Толстой (7/20 нояб. 1910), писатель и великий ересиарх; Великий Князь Константин Константинович Романов (4/17 июля 1905), президент Императорской Академии Наук, поэт К. Р., драматург, религиозный философ; дети К. Р. — Великие Князья: Олег (1914), поэт; Игорь, Иоанн и Константин (5/18 июля 1918) замучены большевиками в Алапаевске, Великая Княгиня Татиана (в монашестве Тамара — игумения Спасо-Вознесенского монастыря на горе Елеон в Иерусалиме); духовный писатель Е. Н. Погожев (псевдоним Поселянин; 30 янв./ 12 февр. 1931), новомученик; духовный писатель С. А. Нилус (1/14 янв. 1929) и его жена Е. А. Нилус (10/23 апр. 1938); поэт С. А. Есенин (1925); известный меценат С. В. Перлов (13/26 дек. 1910) с женой А. Я. Перловой (1918), на деньги которого возведено большинство построек Шамординского монастыря; М. А. Новоселов (1938), церковный публицист, издатель «Религиозно-философской библиотеки», ревнитель Православия, новомученик (по мнению некоторых исследователей, принявший монашество и епископский сан — еп. Марк), и многие члены его религиозного кружка: свящ. Павел Флоренский, прот. Иосиф Фудель (2/15 окт. 1918), прот. Сергий Мансуров (2/15 марта 1915) и другие; князь Н. Д. Жевахов (1938), товарищ обер-прокурора Св. Синода; К. Э. Циолковский (1935); Л. В. Чижевский (1929); граф Юрий Олсуфьев (1939), искусствовед, исследователь древнерусского искусства, археолог; граф Владимир Комаровский (23 окт./5 нояб. 1937), искусствовед, иконописец, новомученик.

Среди братии монастыря было немало тех, кто имел серьезное научное и культурное образование: иером. Климент (Зедергольм; 30 апр./13 мая 1873), искренний подвижник, переводчик творений святых отцов, замечательный знаток древнеэллинской словесности, духовник К. Н. Леонтьева; архим. Леонид (Кавелин; 22 окт./4 нояб. 1891), археолог, агиограф, знаток древностей, выдающийся ученый; архим. Серапион (Машкин; 20 февр./5 марта 1905), философ; иером. Даниил (Болотов), иконописец, портретист, член Петербургской Академии живописи; иером. Алексий (Виноградов; 13/26 мая 1919), выдающийся синолог, знаток Китая (чтобы изучить собранные им китайские рукописи Оптину пустынь посетил академик Н. И. Кондрад).

Приезжали в Оптину многие иностранцы: была одна африканская царевна; сенатор Н. О. Тизенгаузен (лютеранин). Да и многие иностранцы принимали Св. Православие здесь.

Любила Оптину Пустынь и бывала здесь прмц. Великая Княгиня Елисавета (5/18 июля 1918), настоятельница Марфо-Мариинской обители. Духовник обители прот. Митрофан (архимандрит Сергий (Серебрянский), исповедник, 23 марта/5 апр. 1948 г.) был духовным сыном прп. Анатолия Оптинского, Младшего (30 июля/12 авг. 1922). Оптинские старцы были хорошо известны Императору Николаю II и Его Семье. В Оптине после октябрьского переворота 1917 г. жил несколько лет личный врач Императора А. В. Казанский, служивший прежде на императорской яхте «Штандарт»; после побега из плена он с любовью лечил оптинских монахов.

Бывали в Оптине И. М. Концевич своей женой Е. Ю. Концевич (в монашестве Нектария; 6/19 марта 1989), известные деятели духовной жизни русской эмиграции. Посещал обитель и известный религиозный философ В. В. Розанов (24 янв./6 февр. 1919), изменивший в значительной степени свои взгляды в сторону церковности именно под влиянием общения с Оптиной.

В конце 1927 или в начале 1928 г. к старцам приезжали Г. К. Жуков (1974), в будущем великий русский маршал, и Г. М. Маленков, впоследствии Председатель Совета Министров СССР.

Уже в 60–70-х годах поклониться могилам оптинских старцев приезжали скульптор С. Т. Коненков, академик Г. Петровский, ректор МГУ.

После возвращения монастыря Церкви в 1988 г. оптинским святыням приезжали поклониться очень многие писатели: В. Распутин, В. Белов, В. Солоухин, В. Ганичев, И. Золотусский, А. Солженицын — всех и не перечислить.

«Существеннее всяких книг, — писал И. В. Киреевский А. И. Кошелеву, — найти святого православного старца. которому ты бы мог сообщить каждую мысль свою и услышать о ней не его мнение, более или менее умное, но суждение святых Отцов. Такие старцы, благодаря Богу, еще есть в России, и если ты будешь искать искренне, то найдешь». Для самого Киреевского таким старцем стал прп. Макарий Оптинский. Благодаря знакомству с «оптинским духом», христианское предание предстало перед Киреевским не как совокупность древних текстов, но как явление живой духовной преемственности в современной истории, уходящей своими корнями в апостольские времена.

Именно прп. Макарий Оптинский и И. В. Киреевский пришли к идее оптинского книгоиздательства, обратившего на себя внимание всей образованной России. У старца Макария, у других оптинцев и в оптинской библиотеке было собрано немало рукописных переводов прп. Паисия (Величковского); несколько рукописей молдавского старца, полученных от иером. Филарета (Пуляшкина; (28 авг./10 сент. 1842), старца Новоспасского, оказались у Н. П. Киреевской. Из сегодняшнего далека трудно себе представить, что в тогдашней, официально православной России идея издания этих рукописей могла казаться дерзким новшеством, и старец Макарий сомневался в ее осуществимости по цензурным соображениям. Действительно, в 1793 г. в С.-Петербурге усилиями С.-Петербургского и Новгородского митрополита Гавриила (Петрова-Шапошникова; (26 янв./8 февр. 1801) было издано «Добротолюбие», а позже, на протяжении около 50 лет, не было издано ни одной православной книги, за исключением богослужебных. Книжный рынок был переполнен книгами католическими и протестантскими, издавался «Сионский вестник», проповедующий откровенную ненависть к христианству. И все это печаталось с разрешения цензуры в православном государстве.

Благодаря обращению Киреевских к знакомому им свт. Филарету, митр. Московскому, это препятствие было преодолено, и в 1847 г. вышла первая книга оптинского издания — «Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского». Оптинская библиотека духовной литературы, к началу XX века насчитывавшая около двухсот названий, стала любимым детищем старца Макария и И. В. Киреевского. От подготовки и печати переводов прп. Паисия постепенно переходили к самостоятельным переводам с греческого. Оптинское издательство было неким повторением дела самого старца Паисия, собравшего вокруг себя переводческий кружок. И в короткий срок в русский читательский обиход был введен ряд образцовых книг для духовного чтения и размышления.

Ближайшими помощниками прп. Макария в самой Оптиной были прп. Амвросий (Гренков; 10/23 окт. 1891), будущий преемник старца; иером. Леонид (Кавелин), в будущем архимандрит и наместник Троице-Сергиевой Лавры, автор многочисленных трудов по церковной истории, археологии и археографии; иером. Ювеналий (Половцев), будущий архиеп. Виленский и Литовский; иером. Климент (Зедергольм), бывший магистр классической филологии Московского университета. Из светских ученых, помимо самого И. В. Киреевского, в оптинских изданиях принимали участие С. П. Шевырев, М. П. Погодин и другие. Помогали и бывший ректор Московской Духовной Семинарии архим. Леонид (Краснопевков; 15/28 дек. 1876), впоследствии еп. Ярославский; бывший инспектор Московской Духовной Академии архим. Сергий (Ляпидевский; 11/24 фев. 1898), будущий митрополит Московский; Ф. А. Голубинский (22 авг./4 сент. 1854), проф. Московской Духовной Академии, впоследствии священник. Первые книги были выпущены в свет в значительной мере на средства Киреевского. Он же наблюдал за их печатанием, смотрел корректуры, переводил новые тексты, обсуждал со старцем трудные вопросы патристической терминологии. Их совместными трудами были изданы сочинения прпп. Исаака Сирина, Иоанна Лествичника, Максима Исповедника, Аввы Фалассия, Аввы Дорофея и других учителей духовной жизни.

Из писем И. В. Киреевского к прп. Макарию видно, с какой почтительной любовью, но и с какой внутренней свободой он относился к своему старцу. Он посылал прп. Макарию на просмотр свои работы, статьи А. С. Хомякова, просил его советов и указаний. Благодаря влиянию старца Макария, на всем учении ранних славянофилов лежит отсвет «оптинского христианства». После смерти И. В. Киреевского в 1856 г. А. С. Хомяков писал: «С Киреевским для нас всех как будто порвалась струна с какими-то особыми мягкими звуками, и эта струна была в то же время мыслию».

И. В. Киреевский был похоронен в Оптиной, близ Введенского собора. Московский святитель митр. Филарет (Дроздов) удивился тому, какой высокой чести удостоился сей православный философ. Вскоре здесь же был похоронен его брат П. В. Киреевский, собиратель русских народных песен. А через четыре года, когда умер прп. Макарий, могилы учителя и ученика оказались рядом.

Труды славянофилов послужили основой для появления некоторых важнейших государственных идей России. Славянофильство в значительной степени обязано своим рождением Оптиной Пустыни. И. В. Киреевский является, несомненно, одним из основателей и столпов славянофильства. Государственные идеи философа, не совсем верно понятые, послужили появлению новой реформы всей государственной политики Российской Империи. Эта новая государственная политика называется имперской идеей или русским империализмом, определяющим началом и центром которой является мощная централизованная государственность. Теперь быть русским — значит быть верноподданным Императора Всероссийского, гражданином Империи. Учение Церкви отводит мощной государственности роль лишь средства к «житию мирному», «во всяком благочестии и чистоте», как условию удобнейшего и скорейшего спасения души человека, как «ограде церковной», обеспечивающей надежную защиту народным святыням.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *