свято троицкий собор верхотурье
Собор Троицы Живоначальной (Верхотурье)
Собо́р Свято́й Живонача́льной Тро́ицы (Троицкий собор) — православный храм в городе Верхотурье. Построен в камне в 1703—1712 гг. соликамскими мастерами по указу Петра I.
Содержание
История [ править ]
Церковь во имя Живоначальной Троицы была заложена в 1598 г. Построена в камне в 1703—1712 гг. соликамскими мастерами по указу Петра I.
Главный престол освящен 16 апреля 1709 г.
Храм закрыт в 1932 г.
В 1959 г. храм получил статус памятника архитектуры мирового значения ЮНЕСКО. Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 г. включен в список исторических памятников, подлежащих охране как памятники государственного значения.
Богослужения возобновлены в 1998 г. Собору указом Правящего Архиерея придан статус Архиерейского подворья.
Архиерейским подворьем не является с 2005 года.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Россия, Свердловская область, Верхотурье, Советская улица, 6
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Верхотурский Собор Святой Троицы
Верхотурский Собор Святой Троицы запись закреплена
Верхотурский Собор Святой Троицы запись закреплена
Верхотурский Собор Святой Троицы запись закреплена
ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ УРАЛА
30 октября день памяти жертв политических репрессий
30 октября день памяти святых преподобномучеников Иакинфа и Калиста, пострадавших от рук большевиков в 1918 году.
30 октября 2021 года прихожане Свято-Троицкого собора и воспитанник воскресной школы «Добрынюшка» совершили паломническую поездку в посёлок Карелино Верхотурского района. Поездку возглавлял настоятель храма отец Владимир.
Показать полностью.
Посёлок Карелино место расстрела преподобномучеников Иакинфа и Калиста, а также место где покоятся останки людей пострадавших во времена гонений ХХ века в нашей стране.
Первым делом была совершена заупокойная лития на месте, где в 2008 году был заложен камень в основание будущего храма в честь святых преподобномучеников Иакинфа и Калиста. Вместе с паломниками молились глава посёлка Александр Степанович и местные жители.
После литии в здании поселковой администрации прошла беседа с местными жителями о возрождении церковной жизни, о подготовке людей к совершению Литургии. Для этого в поселок была привезена и передана духовная литература. После беседы все вместе помолились о здравии и упокоении православных жителях Карелино. Затем паломников гостеприимно напоили чаем и местные жители рассказали об истории поселка и близлежащих деревень.
В завершении поездки посетили место расстрела преподобномучеников Иакинфа и Калиста в лесу на окраине поселка.
Данная поездка должна стать началом возрождения церковной жизни поселка Карелино. В 2022 году намечено совершение Литургии и установка нового Креста на месте расстрела преподобномучеников.
Верхотурский Собор Святой Троицы запись закреплена
Верхотурский Собор Святой Троицы запись закреплена
10 ПРИЧИН ПРЕЗИРАТЬ ХЭЛЛОУИН
1. Праздник носит религиозный языческий антихристианский характер, участие в нем христиан недопустимо.
В празднике представлена кельтская традиция чествования злых духов. Кельтские племена, которые столетия назад на земле современной Великобритании почитали бога Солнца как верховного.
Показать полностью. Однако по их поверьям в течение всей зимы бог Солнца находился в плену у Самхэйна – властелина мертвых и князя тьмы. Фестиваль, посвящённый чествованию этого князя тьмы, проводился 1 ноября. В это время барьеры между материальным и сверхъестественным мирами стирались, ворота между ними открывались на одну ночь… Все нереализованные надежды и планы умерших вновь возвращались на землю, а их души спускались к родным очагам, принимая разные обличья. Кельтские жрецы — друиды — везде тушили свет (костры, светильники). Вечером следующего дня они разжигали огромнейший костер, на котором и приносили жертвы князю тьмы Самхэйну (т.е. сатане). Если Самхэйн останется довольным, то умершие смогут побывать в гостях у живых — верили кельты. Кроме этого, считалось, что души усопших были ужасно голодными. Их надо было обязательно накормить, иначе бог смерти разгневается и обязательно накажет людей. Поэтому готовили всевозможные угощения.
3. Надевать тыкву вместо головы привилегия людей без головы.
Неотъемлемый символ Хэллоуина — тыквенная голова. Из тыквы удаляется «начинка», вырезается лицо и внутрь вставляется свеча. Этот «золушкин овощ» символизирует одновременно: окончание сбора урожая, злобного духа и огонь, отпугивающий его.
4. Участие в Хэллоуине ведет к деморализации сознания, особенно у детей и подростков.
Наличие в Хеллоуине ярких образов и определенной символики обеспечивают сильнейшее эмоциональное воздействие на всех участников «бесноватых» вечеринок, особенно на младших школьников и подростков. Происходит подмена и переворачивание человеческих представлений о Добре и Зле, Красоте и Безобразии, Истине и Лжи. Снимаются естественные для человеческой и особенно ранимой детской психики табу и внутренняя цензура по поводу глумления над смертью и страданиями человека, вандализма и пр., что не может не привести к серьезным психическим и личностным нарушениям.
5. Хэллоуин делает его участников холуями Запада и дьявола.
Осуществляется навязывание англоязычной псевдокультуры и образа жизни, агрессивная экспансия сомнительных «развлечений», реставрация древних культов служения силам зла под видом «Дьявольского карнавала».
7. Участие в Хэллоуине ведет к воспеванию культа смерти вместо культа жизни.
Происходит воспевание культа смерти не только в карнавальных костюмах палачей и серийных убийц типа Джека-Потрошителя, но и в наборах сладостей в виде гробиков, черепов, костей и человеческих эмбрионов и «прикольных» конфет из экскрементов. Снятие табу на отвращение к подобным вещам, ослабление и уничтожение нормальной внутренней цензуры особо опасны для детей и чреваты не только личностными деформациями, но и патологическими изменениями личности.
8. Внедрение в сознание детей и молодежи темы смерти способствует росту самоубийств.
Настойчивое внедрение в сознание детей и молодежи темы смерти, умирания, никчемности жизни привело к тому, что Россия, которая в начале XX века была на последнем месте в мире по количеству самоубийств, и прежде всего детских, сейчас оказалась на верхних ступеньках этой страшной статистики. При этом детские суициды все чаще приобретают групповой характер, и нижняя их граница — возраст 5-6 лет! Аналогичная печальная статистика характерна и для Беларуси.
Примечание: В настоящей статье использованы данные из заключения доктора психологических наук, члена-корреспондента РАО, профессора В.И. Слободчикова и доктора психологических наук, профессора В.В. Абраменковой от октября 2002 г. о психологических и духовно-нравственных последствиях проведения школьных мероприятий под названием «Хеллоуин».
Свято троицкий собор верхотурье
Каменный Троицкий собор был заложен по царскому указу в 1703 году на месте деревянного. Возводили его лучшие мастера Урала и Сибирского приказа. Главный престол освящен 16 апреля 1709 г. Строительство продолжалось до 1712 года. Пожар 1738 года не пощадил деревянные конструкции глав и крыши храма, которые были восстановлены через год, ко времени нового освящения храма. В 1825 году соборная церковь была обнесена со стороны посада каменной оградой, а деревянная кровля заменена па листовое железное покрытие. У алтаря собора за оградой было отведено место для погребения преподобных священнослужителей, почетных граждан и состоятельных жертвователей. На звоннице колокольни установлен главный 109-пудовый колокол с восемью малыми колоколами, внутреннее убранство собора включало росписи стен, исполненные в 1887 году московским мастером, и четырехъярусный иконостас с иконами иеромонаха Иоанна из Тобольска.
Его стены украшали «живописные священно-исторические изображения», выполненные московским цеховым мастером В. И. Звездиным в 1887 году. Иконы четырехъярусного иконостаса были написаны в начале XVIII века крестовым иеромонахом Тобольского архиерейского дома Иоанном. Троицкий собор как величественный памятник храмовой архитектуры начала XVIII века послужил образцом для возведения ряда первых церквей и храмов в южном Верхотурье, а также в других весях Урала и Сибири.
Расположен на территории Верхотурского кремля. Храм закрыт в 1932 г. В 1959 г. храм получил статус памятника архитектуры мирового значения ЮНЕСКО. Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 г. включен в список исторических памятников, подлежащих охране как памятники государственного значения. Богослужения возобновлены в 1998 г.
Соборный храм, пятиглавый, имеет величественный вид и до сего времени.
По святым местам Урала
Путешествия по святым местам и другим достопримечательностям Урала
Свято-Троицкий собор в Верхотурье
от admin
Верхотурский кремль
Троицкий собор в Верхотурье является частью большого архитектурного комплекса — Верхотурского кремля. В XVII и в начале XVIII столетий в жизни страны Верхотурье играло свою особенную роль. Кроме того, что город являлся важным административным, религиозным и военным центром, здесь действовала таможня, на которой осуществлялся контроль за всяким сообщением России с Сибирью, велся учет сибирских богатств.
Верхотурский кремль весной 2019 года
Для города с таким статусом необходим был кремль, который, вместе с домом воеводы, другими административными зданиями и Троицким храмом, срубили на 25-метровом Троицком камне. В 1699 году по указу Петра I начинается строительство каменного кремля, последнего в России и единственного на Среднем Урале.
Вечерний вид на Свято-Троицкий собор в Верхотурье
Свято-Троицкий собор в Верхотурье
Свято-Троицкий собор в Верхотурье в начале XX столетия
Именно поэтому в 1959 году на международной конференции в Гааге Троицкий собор включен в число наиболее значительных архитектурных памятников мира (единственный в Свердловской области пример).
Сначала в 1599 году был построен деревянный храм, для него царь Борис Годунов отправил несколько икон и колокол. Тот храм полностью сгорел в пожаре 1683 года. Дед Петра I по матери, воевода Григорий Нарышкин, начал строительство нового Троицкого собора, в 1695 году храм освятили. Но вскоре по указу Петра I вместе с каменным кремлем началось строительство каменного Свято-Троицкого собора.
Вид на Троицкий собор со стороны Николаевского монастыря. Фото начала XX века
Первоначальные работы ведутся под руководством воеводы Алексея Калетина, зятя одного из сподвижников Петра I Андрея Виниуса, начальника Сибирского приказа. Имя Алексея Калетина увековечено изразцовой надписью, украшающей стены собора.
Вид на верхотурский кремль и Свято-Троицкий собор летом 2020 года. Фото Алексея Рычкова
В 1777 году на колокольне собора были установлены часы с семью колоколами, явление крайне редкое в храмовом строительстве. В 1932 году храм был закрыт. Рассказывают, что в годы советской власти на Свято-Троицком соборе продолжали возвышаться кресты, несмотря на многочисленные попытки их демонтировать. В 1991 году храм был возвращен верующим, службы в нем возобновились с 1998 года.
Золотые купола Троицкого собора. Вид с колокольни. Фото Дениса Рычкова
Для туристов и паломников за небольшое пожертвование предусмотрен подъем на колокольню Троицкого собора. Сверху, с высоты птичьего полета открывается потрясающий вид на город!
Вид с колокольни Свято-Троицкого собора на Николаевский монастырь. На колокольню может подняться любой желающий. Фото Алексея Рычкова
Перед Троицким собором в 2020 году завершена реконструкция большой центральной площади города. Теперь здесь много скамеек, зелени, цветов. Площадь украшает большое количество фонарей, декоративных беседок, детская площадка. С площади открываются красивые виды на Верхотурский кремль и Свято-Троицкий собор.
Вид с обновленной центральной площади Верхотурья на Свято-Троицкий собор. Фото Алексея Рычкова
Блаженный Косма Верхотурский
История Троицкого собора связана с жизнью известного верхотурского святого Космы блаженного, проживавшего в городе в XVII — начале XVIII веков. Известно, что с детства больше всего Косма любил ходить в Троицкий храм. Это он делал и в ночное время, чем удивлял своих родителей. Днем он посещал службы в Троицком соборе, стараясь не пропускать ни одной, а ночью молился у храма.
На многих иконах святой Косма Верхотурский изображен на фоне любимого им Свято-Троицкого собора
После смерти Косма был похоронен близь Троицкого собора, в XIX веке над его могилой была построена часовня, которую перестроили в конце столетия. Из-за малой вместительности часовни, в связи с резким увеличением паломников в начале XX века, в 1902 году было решено вновь перестроить часовню над могилой Космы Верхотурского. Одним из жертвователей на новое строение был известный русский святой Иоанн Кронштадтский. Рассказывают, что вблизи того места, где был похоронен Козма, вскоре забил родник, который в народе называли «Слезами Космы юродивого».
Часовня над могилой Космы Верхотурского
После революции, в 1920 году, чтобы избежать осквернения, мощи Космы были тайно перезахоронены монахинями Покровской обители вблизи алтаря Успенской кладбищенской церкви. В 1984 году Косма Верхотурский был канонизирован в составе Собор Сибирских святых. А в 1995 году мощи святого были переданы в Покровский монастырь, где ныне пребывают в стенах Покровского храма.
Рака с мощами Космы Верхотурского в Покровском храме Покровской женской обители
Троицкий собор Верхотурье
Содержание:
История Троицкого собора Верхотурья
Возникновение Троицкого собора неразрывно связано с рождением самого Верхотурья. Есть храмы, буквально «строящиеся» вокруг святыни — например, чудотворной иконы или мощей святого. Троицкий собор — не из таких. Это скорее «державный» храм, призванный олицетворять победу православия в суровых североуральских землях и служить местом торжественных богослужений.
История первых деревянных соборов
Первую деревянную соборную церковь во имя Святой Живоначальной Троицы возвели вместе с острогом в 1598 году. «Деревянная» эпоха верхотурского кремля и Троицкого собора продлилась сто лет — весь XVII век. В 1683 году собор сгорел во время пожара, но был быстро восстановлен. Новый Троицкий храм также простоял недолго, всего 10 лет. В августе 1696 года воевода Козлов получил грамоту от молодого царя Петра I, приказывавшего начать строительство каменного кремля.
Рождение современного, каменного Троицкого храма в Верхотурье
Строительство велось за счет казны, храм получился абсолютно ни на что не похожим, отнести его однозначно к распространенному в то время московскому барокко сложно. Строители смогли не просто совместить казавшиеся несовместимыми элементы, но и сделать это с таким вкусом, что Троицкий собор Верхотурья вполне можно отнести к лучшим произведениям отечественного зодчества.
С одной стороны, осевое построение комплекса, в котором на одной линии друг за другом расположены собственно храм, трапезная и колокольня, имело широкое распространение в те годы, хотя и редко использовалось для соборных храмов. С другой стороны, авторам удалось удачно сочетать «чужую» для них форму «восьмерика на четверике» с пятиглавием, которое, наоборот, является отличительной чертой именно соборов. Картину дополняют исключительно нарядное декоративное убранство и эффектное расположение храма на высоком берегу живописной реки.
С самого своего основания Троицкий собор был и остается главным храмом Верхотурья. Несмотря на то, что значение города со временем уменьшалось, собор всегда был важным духовным центром Сибири.
На протяжении XVII и значительной части XVIII веков город Верхотурье играл важнейшую роль в освоении восточных окраин России и пользовался особым вниманием со стороны царского двора. С 1652 года настоятели храма выбирались из числа протоиереев — до этого такой чести среди всех зауральских городов был удостоен лишь Тобольск.
Совершенство архитектурных форм Троицкого собора уберегло его от фундаментальных перестроек и «улучшений», и храм сохранился до наших дней практически в неизменном виде. Вместе с тем время шло, конструкции ветшали, иногда случались пожары — поэтому на протяжении двухсот лет своей истории, до закрытия большевиками, собор несколько раз серьезно ремонтировался и поновлялся.
Пожар 1738 года нанес немалый урон Троицкому собору. Покрытие и главки, бывшие тогда деревянными, погибли, сильно обгорели и стены. Уцелела лишь главка на колокольне храма. Средств в городской казне было мало, и крышу пришлось покрыть недолговечным и «огнеопасным» тесом. В 1739 году отремонтированный собор заново освятили. Только в 1825 году вся крыша и главки, наконец, были выложены листовым железом и окрашены, а вокруг храма, на месте уже не существовавшей к тому времени крепостной стены, поднялась изящная ограда.
После этого собор приобрел благообразный вид, приличествующий главному храму паломнического центра, к 1887 году собор украсили фресками на сюжеты из Священной истории.
Троицкий собор Верхотурья в советское время
Революция 1917 года положила конец (как показала история, временный) статусу Верхотурья как одного из духовных центров России. В 1922 году в соборе прошли обыски, закончившиеся «изъятием церковных ценностей». Почти все богатое убранство храма было конфисковано, однако запрета на совершение богослужений в тот момент не последовало. С середины 1920-х годов храм захватили обновленцы. В 1932 году местные власти окончательно запретили богослужения и закрыли собор.
Несколько десятилетий он был фактически заброшен и постепенно ветшал. Только в начале 1960-х годов началась его реставрация, благодаря которой храм оказался спасен от разрушения и стал частью Верхотурского краеведческого музея. Богослужения в Троицком соборе возобновились в 1998 году. Это замечательный православный храм Свердловской области.