свято троицкий собор в троицке
Свято-Троицкий собор (г. Троицк)
Собор построен в 1762 году по проекту архитектора П. А. Трезини. В начале это была каменная 1-престольная, 5-ти купольная, церковь без колокольни. Летом 1842 года здание сильно пострадало при пожаре, после чего в 1843−65гг. была основательно перестроена — увеличен объём трапезной, возведена колокольня, по обе стороны от неё притворы. В 1880−92 гг. обновлены росписи. В 1918 году в соборе была произведена опись имущества, изъяты ценности. В 1930-ом храм был закрыт, имущество утрачено. В здании размещались склад кожсырья, стройкантора, зоотехникум, общежитие, прачечная, спортзал, котельная.
В 1997 году храм возвращён верующим, 7 марта 1998 состоялось его освящение, в 2000-ом освящены южный и северный приделы.
Уйский собор в Троицке
Завершаю обзор памятников истории и культуры федерального значения в Троицке (Челябинская область) кратким рассказом о Свято-Троицком соборе, который имеет несколько названий: Собор Троицы Живоначальной, Свято-Троицкий собор, в просторечии его часто называют Уйским (поскольку собор расположен на берегу реки Уй). Это первое каменное сооружение в Троицкой крепости, визитная карточка Троицка.
Собор посвящен Триединому Богу-Творцу, прославляемому в Святой Троице, то же название получила крепость, заложенная оренбургским генерал-губернатором в день праздника Троицы 22 мая 1743 г. Каменный храм на берегу реки Уй был заложен в 1754 году. Строительство завершилось в 1761—1762 гг. Сначала это была однопрестольная, четырехстолпная, каменная церковь без колокольни. Оконные проемы располагались в два света. По углам храмовой части находились четыре глухих барабана, а центральный был световой, стройный, с четырьмя окнами. Все пять барабанов церкви увенчаны главками шлемовидной формы с четырехконечными крестами.
В 1825 г. в Троицкой церкви были устроены колокольня и два придела во имя Успения Божией Матери (южный) и святителя Николая (северный).
Троицк. Часть 1: вокруг да около (2012)
Троицк — достаточно крупный (83 тыс. жителей) город в 120 километрах южнее Челябинска, с двух сторон окруженный казахской границей. На границе он стоял со времён своего основания в 1743 году в качестве крепости Уйской линии. Но кое-что отличало Троицк от соседних Челябинска и Орска — через него в Россию входил Великий Шёлковый путь. Конечно, это была не основная трасса едва ли не самой известной торговой дороги в истории, но достаточно серьёзное ответвление, проходившее через современные Алма-Ату, Жезказган и Аркалык — то есть, мой маршрут по Казахстану примерно совпадал с этой дорогой. А Троицкая ярмарка, самая долгая в России (длилась с мая по сентябрь) и 3-по товарообороту (после Нижегородской и Ирбитской) сделала город связующим звеном России и Туркестана, «Уральской Меккой» на рубеже 19−20 веков, где и в наши дни роскошная купеческая архитектура сочетается с даже не азиатской, а африканской запущенностью.
Достопримечательности Троицка
Небольшое путешествие по городу. Город расположен на слиянии рек Уй (приток Тобола) и Увелька, в 121 км на юг от Челябинска.
Троицк основан в июне 1743 года Неплюевым Иваном Ивановичем наместником Оренбургского края, как крепость Уйской укреплённой пограничной линии, на левом берегу реки Уй. Крепость находилась на главном караванном пути, который проходил из Азии в Европу.
Дмитриевский собор на центральной улице Гагарина.
Свято троицкий собор в троицке
Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся
Из службы Пресвятой Троице
Строительство храма в Минзаге
Дорогие братья и сестры!
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла идёт проектирование и после Пасхи начнётся строительство храма в честь Святителя Николая Чудотворца на Троицком городском кладбище.
Вы можете помочь в этом благом деле, внеся любое пожертвование.
Награждение медалью Русской Православной Церкви «Патриаршая благодарность»
31 октября 2021 года, в день Апостола и евангелиста Луки, благочинный Новотроицкого Церковного округа протоиерей Николай Степанычев совершил Божественную литургию в храме Живоначальной Троицы в Троицке.
Престольный праздник
8 октября, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, в храме православной школы-пансиона «Плесково» отмечался Престольный праздник.
Межрегиональный форум «Встреча с личностью»
24-25 сентября в Рыбинске состоялся форум «Встреча с личностью». В рамках мероприятия прошли лекции и мастер-классы, концерты и выставки, презентации и обсуждения, экскурсии по Рыбинску и Тутаеву. Для участия в этом форуме были приглашены и организаторы музейной экспозиции церковной утвари эпохи гонений при храме Живоначальной Троицы в Троицке.
Выставка в храме святого благоверного князя Андрея Боголюбского в г. Московском
Экспозиция «Церковная утварь эпохи гонений 1917-1990 гг.», существующая при храме Живоначальной Троицы в Троицке, 18-19 сентября была показана в храме блгв. кн. Андрея Боголюбского в г. Московском для учащихся воскресных школ.
Свято-Троицкий кафедральный собор, г. Троицк
Официальный приходской сайт
Контактная информация
В 1743 в день праздника Святой Троицы оренбургским генерал-губернатором И.И. Неплюевым была заложена крепость, посвященная Триединому Богу-Творцу, прославляемому в Святой Троице, то же название получила церковь. Наряду с деревянной, в 1754 состоялась закладка каменной церкви, строительство окончено в 1762. Это была однопрестольная пятикупольная церковь без колокольни. В 1775 недалеко от нее была возведена теплая деревянная церковь с престолами: в нижнем этаже в честь Успения Божией Матери, в верхнем – свт. Николая.В 1823 по ветхости Успенская церковь было сломана, престолы перенесены в Троицкую церковь. После пожара 1842 Троицкий храм был закрыт на год для восстановления. Постепенно он принимает тот вид, который приводил в восхищение современников своим величием и изяществом. В ходе реконструкции собор значительно вырос в объеме, увеличилась трапезная, с западной стороны к трапезной примкнула 4-хярусная колокольня. В 1918 в соборе, как и в др. храмах России была произведена опись имущества, изъяты ценности, церковное здание муниципализировано как «молитвенный дом».
В 1920-х годах, с образованием Челябинской и Троицкой епархии, Свято-Троицкий храм стал кафедральным собором. В 1930-е годы предпринимались попытки закрытия собора, в мае 1940 исполком горсовета депутатов трудящихся просил районный и областной советы закрыть собор. В опустошенном здании располагались склад, общежития, спортзал и др.
В 1997 храм был возвращен верующим, 7.03.1998 состоялось освящение собора. В 2003 группой художников-реставраторов объединения «Росреставрация» Министерства культуры РФ начаты реставрационно-консервационные работы на стенописи собора. Художником-иконописцем Ю.С. Кадомцевой пишутся иконы для иконостаса. В 2012 художниками-иконописцами С.Н. Коломыцевым и В.Б. Ярцевой в куполе реконструирована роспись, исходя из остатков живописи XIX. При соборе существует воскресная школа, где преподаются закон Божий, церк. пение, прикладное искусство.
Кафедральный собор Троицы Живоначальной (Троицк)
Мiръ Россия Челябинская область Троицк Кафедральный собор Троицы Живоначальной (Троицк)
Кафедральный собор Троицы Живоначальной построен в 1762 году. Был закрыт и осквернен. Возвращен РПЦ в 1997 году, в 2014 стал кафедральным собором. Уникальные росписи требуют реставрации. Объект культурного наследия федерального значения.
Содержание
История [ править ]
В 1743 в день праздника Святой Троицы оренбургским генерал-губернатором И.И. Неплюевым была заложена крепость, посвященная Триединому Богу-Творцу, прославляемому в Святой Троице, то же название получила церковь. В 1754 состоялась закладка каменной церкви, строительство окончено в 1762. Это была однопрестольная пятикупольная церковь без колокольни. В 1775 недалеко от нее была возведена теплая деревянная церковь с престолами: в нижнем этаже в честь Успения Божией Матери, в верхнем – свт. Николая.
В 1823 по ветхости Успенская церковь было сломана, престолы перенесены в Троицкую церковь. После пожара 1842 Троицкий храм был закрыт на год для восстановления. В ходе реконструкции собор значительно вырос в объеме, увеличилась трапезная, с западной стороны к трапезной примкнула четрыехярусная колокольня.
В 1918 году в соборе, как и в других храмах России была произведена опись имущества, изъяты ценности, церковное здание муниципализировано как «молитвенный дом».
В 1920-х годах, с образованием Челябинской и Троицкой епархии, Свято-Троицкий храм стал кафедральным собором. В 1930-е годы предпринимались попытки закрытия собора, в мае 1940 исполком горсовета депутатов трудящихся просил районный и областной советы закрыть собор. В опустошенном здании располагались склад, общежития, спортзал и др.
В 1997 храм был возвращен верующим, в 1998 году состоялось освящение собора.
Современное состояние [ править ]
В 2003 году группой художников-реставраторов объединения «Росреставрация» Министерства культуры Российской Федерации начаты реставрационно-консервационные работы на стенописи собора. На гранях юго-восточного столба храма раскрыты изображения свт. Алексия, митрополита Московского и свт. Тихона, епископа Задонского. Продолжаются восстановительные работы на северо-западном столбе четверика храма
В 2012 художниками-иконописцами С.Н. Коломыцевым и В.Б. Ярцевой в куполе реконструирована роспись, исходя из остатков живописи XIX.
Благотворителей просят оказать помощь в деле реставрации настенной живописи.
Деятельность прихода [ править ]
При соборе существует воскресная школа, где преподаются закон Божий, церковное пение, прикладное искусство.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Челябинская область, г. Троицк, ул. Красногвардейская, д. 1.
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Свято-Троицкий собор
Полотняную церковь вскоре сменила деревянная. Возле этой церкви разместились первые захоронения военного гарнизона. «Старинное кладбище, надо полагать, было на месте деревянной церкви (ныне в конце первого квартала от собора, по Соборной улице), так как при постройке дома диаконом Базановым, когда копали землю под фундамент, на глубине двух аршин находили много человеческих костей». Место, где стояла деревянная церковь, городская дума в 1843 г. уступила диакону Базанову.
Свято-Троицкий собор. План
Позднее была возведена однопрестольная каменная церковь без колокольни. Закладка ее состоялась в 1754 г., в этом событии принял участие оренбургский генерал-губернатор И.И. Неплюев. В литературе встречаются различные даты окончания строительства каменной церкви в шестом десятилетии XVIII века. Объясняется это в т. ч. и тем, что освящение вновь построенного храма бывало позднее, чем завершение строительных работ. В соборе хранился деревянный крест, на котором была сделана надпись: «Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа во храме Святая Живоначальныя Троицы Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, при державе Благочестивейшия Самодержавнейший Великой Государыни Нашей Елизаветы Петровны всея России, и при наследнике ея, внуке Петра 1-го, Благоверном Государе Великом князе Петре Феодоровиче. Супруге Его, Благоверной Государыне Великой Княгине Екатерине Алексеевне и Благоверном Государе и Великом князе Павле Петровиче, по благословению Преосвященного Павла, Митрополита Тобольского и Сибирскаго, в лето 1761 индикта, месяца Августа в 26 день (9 сентября нов. ст. (авт.), на память Преподобного Отца нашего Пимена».
В описании южноуральского края XVIII в. П. И. Рычков среди строений Троицкой крепости перечисляет в том числе: «.. две церкви: одна соборная каменная во имя Святой Троицы, о пяти главах и немалого пространства, другая старая деревянная во имя то ж». Одновременное существование двух церквей объясняется тем, что каменная церковь была летней, т. е. не отапливалась, а деревянная была меньше и обогревалась.
Если Троицкая крепость с момента образования стала одним из стратегических пунктов и проводником политики и идеологии Российской империи, то Троицкий собор символизировал уровень культуры русского народа.
Архитектура собора сформировалась под влиянием «социальных предпосылок» — идей своего времени, ценностей и предпочтений. Ключом к этому стало стремление создать сооружение «. к славе великой империи, к чести своего века, к бессмертной памяти будущих времен, к украшению града. ». Критерием оценки архитектуры становится «великолепие» и «благородная простота».
Первоначальный облик собора был иным, чем мы видим его сегодня. Он был одноэтажным, четырехстолпным. Оконные проемы располагались в два света. По углам храмовой части находились четыре глухих барабана, а центральный был световой, стройный, с четырьмя окнами. Все пять барабанов церкви увенчаны главками шлемовидной формы с четырехконечными крестами. Трапезная и алтарь имели двускатную кровлю. Апсида завершалась позакомарным покрытием в виде сферы. Декоративный строй фасада обладал особенностью дробления элементов и плоскостей от периферии к центру. Гладкие плоскости стен трапезной и алтаря прорезаются крупными оконными проемами с наличниками, выступающими на плоскость стены. Луковичные завершения проемов в центре завершаются замковыми камнями. Угловые лопатки прорезаны крупным рустом. Карниз, четко прорисованный, придает зданию весомую статичность. Главный объем собора (храмовая часть) по вертикали членится четырьмя прямоугольными пилястрами. Две средние пилястры несли на себе треугольный фронтон. Завершались проемы полуциркулярно, и это придавало ощущение легкости в восприятии объема.
В 1775 г. неподалеку от каменной церкви, вероятно, на месте старой деревянной, была построена также деревянная двухэтажная церковь с колокольней. Престолы были освящены в нижнем этаже в честь успения Божией Матери, а вверху — во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских.
Стремительный рост торгового значения крепости требовал изменения ее административного статуса. В1784 г. из Троицкой крепости учреждают уездный город с причислением его к Уфимскому наместничеству. Положение Троицка как уездного города повлекло за собой возрастание роли храма. Каменная церковь уже не вмещала всех молящихся города, близлежащих станиц и слобод. Город нуждался в более обширном и величественном культовом здании. В Санкт-Петербурге принимается решение построить новый меновой двор с каменной таможней и воздвигнуть новый каменный храм. Но по настоянию Троицкого священника П.С. Бирюкова постановили новый храм не строить, а расширить старый каменный (11).
Городское строительство предполагало перенесение кладбища на окраину города. Оно занимало место современного православного кладбища между Димитриевской церковью и монастырским храмом Преображения Господня. В 1841 г. на кладбище была сооружена часовня, которая была передана женской общине и переоборудована в церковь Казанской иконы Божией Матери.
«В 1842 году в июне месяце, — записывал позднее соборный священник Василий Лавровский, — во время ужасного пожара, от которого пострадала большая часть города, уничтожено до 300 домов. Все деревянное на колокольне и внутри ея сгорело; колокола попадали. Малые колокола растопились; из них уцелел один; у большаго колокола вытопился край. Крыша на церкви паперти сгорела. Куполы и своды были обнажены. Внутри самого храма сгорели хоры. При страхе, спасая деревянныя украшения церкви, изломали иконостас. Церковь была заперта, и с год не было службы до совершеннаго исправления храма. Богослужение, дозволенное вне храма, отправлялось в отделении военных кантонистов».
Есть предположение, что реконструкция собора выполнена в мастерских Д. Трезини его учениками.
Посередине возвышается значительного размера посеребренная люстра, подобная той, что в паперти. Без излишних затей и фигуральностей в украшении; по колоннам и стенам размещены богатые киоты с иконами, по большей части в серебряных вызолоченных ризах. На солее пятиярусный иконостас, по голубому фону, можно сказать, облит золотом на своих колоннах, пилястрах, капителях, фризах, карнизах, вензелях, арабесках, галтелях с прорезкой и особенно на тщательно изукрашенных, пространных царских вратах. Впрочем, от главного иконостаса никак нельзя отделять и несколько больших икон, заклиросных, иначе необходимо пострадает гармония в целом. Причем, хотя следует заметить, что рисунок этого иконостаса и самое выполнение по оному очевидно было делом рук специалиста с эстетическим вкусом, тем не менее справедливость требует обратить внимание на местные иконы.
С историей города и Троицкого собора неразрывно связано имя потомственного почетного гражданина г. Троицка Василия Михайловича Пупышева. Современники высоко оценивали его благотворительность по устройству храмов и города и признавали заслуженным, чтобы «занести. для всегдашней памяти потомства на страницы Троицка, для которого им одним сделано то, чего не могли бы выполнить усилия всех граждан вместе».
С 1860 по 1875 г. Василий Михайлович избирался городским головой, с 1857 по 1880 г. по выборам бессменно прослужил церковным старостой Свято-Троицкого собора. На его средства приобреталось священническое облачение, церковная утварь, в частности, им была пожертвована бронзовая, золоченая через огонь риза на икону Нерукотворного Спаса (список с чудотворной иконы в г. Елабуге), была сооружена каменная ограда вокруг собора, поставлены бронзовые кресты на соборе, на колокольню, на входные ворота. В.М. Пупышев пожертвовал для священника дом недалеко от собора, кирпич на сооружение церковной сторожки. По духовному завещанию им были переданы значительные денежные средства городу для призрения бедных, для устроения и украшения городских церквей: Троицкого собора, Михайловской церкви, Димитриевской, церквей Казанского женского монастыря. Василий Михайлович скончался 2 декабря 1888 г. на 73-м году жизни.
Среди наиболее известных священников, долгие годы прослуживших в Свято-Троицком соборе, был протоиерей Димитрий Яковлевич Озерецковский (1808(?)-1880 г.), сын священника, обучался в Оренбургской, Рязанской и Олонецкой духовных семинариях. В1838 г. он был рукоположен в сан священника к Благовещенской церкви Уфимского женского монастыря, с октября 1849 г. о. протоиерей начал служить в Троицке. Стараниями о. Димитрия и его супруги Евдокии Иоакимовны в городе учреждается женская община, впоследствии выросшая в Казанский монастырь. Его же заботами вокруг кладбища была устроена каменная ограда. Позднее, перебравшись в Оренбург, о. Димитрий служил протоиереем кафедрального собора.Протоиерей Гавриил Терентьевич Аманацкий в 1861 г. был переведен из Верхнеуральска в Троицкий собор на настоятельское место. По его инициативе в городе было открыто женское училище (позднее прогимназия), церковное училище для бедных, богадельня, он был председателем церковно-приходского попечительства, предметом забот которого была помощь бродягам, нищим, детям-сиротам. При о. протоиерее в Свято-Троицком соборе, как и в других приходах Оренбургской епархии, началось летописание истории храма, прихода. Материалы летописи легли в основу рефератов по истории города, опубликованных действительным членом оренбургской архивной комиссии И.И. Архангельским. О. Гавриил был участником закладки кладбищенской часовни (в дальнейшем Димитриевская кладбищенская церковь), а также церкви Михаила Архангела.
Протоиерей Петр Иоаннович Сементовский, сын бедного дьячка Ярославской епархии, родился 8 января 1819 г., был рукоположен в священнический сан в 1844 г. к церкви великомученицы Параскевы Кундравинской станицы Троицкого уезда. В 1876 г. о. Петр был перемещен на штатное протоиерейское место в Челябинский Христорождественский собор, одновременно он был благочинным Челябинского женского Одигитриевского монастыря. В 1877 г. он был определен в Свято-Троицкий собор Троицка на настоятельское место с принятием должности благочинного округа. В городе о. протоиерей преподавал Закон Божий военной команде, затем в Александровском женском училище. За долголетнее усердное служение о. Петр неоднократно получал архиерейское благословение и благодарности от епархиального начальства; в знак признательности от духовенства X округа ему был вручен золотой крест с украшениями. О. Петр Сементовский скончался 5 сентября 1891 г. Протоиерей Иоанн Абрамович Тернов, 1829 пр. (?), по окончании рязанской духовной семинарии был принят в Оренбургскую епархию и рукоположен в сан священника к Вознесенской церкви с. Чесноковского Уфимского уезда. В 1857 г. он прибыл в Троицк и до своей смерти в 1894 г. прослужил в Свято-Троицком соборе. С 1857 по 1878 г. о. Иоанн трудился законоучителем первого николаевского мужского приходского училища. О. протоиерей публиковал катехизические поучения в «Оренбургских епархиальных ведомостях», за усердное проповедование слова Божия он не раз награждался. В 1882 г. за 25-тилетнее служение в Троицке прихожане пожертвовали о. Иоанну золотой наперсный крест. Заслуги его были признаны епархиальными и центральными властями: протоиерей Иоанн был награжден крестом на Владимирской ленте и орденом св. Анны 3-й степени (25,26,27). В ограде Димитриевс-кой церкви г. Троицка сохранилось надгробие могилы протоиерея Иоанна Тернова.Более 20-ти лет прослужил в соборе протоиерей Александр Стефанович Будрин, сын священника, родился примерно в 1839 г. В июне 1862 г. окончил Уфимскую духовную семинарию с аттестатом 1 разряда, в декабре того же года был рукоположен в сан диакона, затем священника к Свято-Троицкой церкви с. Карасип-ского Челябинского уезда. В августе 1873 г. был переведен настоятелем к Вознесенской церкви с. Вознесенского Троицкого уезда, в августе 1878 г. был переведен в г. Верхнеуральск священником к Никольскому собору, в сентябре 1883 г. — в Троицк, к Свято-Троицкому собору. О. Александр неоднократно получал благодарность, архипастырское благословение «за труды по сочинению проповедей», за «усердное проповедание Слова Божия и домашнее назидание прихожан». В 1889 г. священник был награжден наперсным крестом от Святейшего Синода, в мае 1897 г. «Всемилостивейше сопричислен к ордену св. Анны 3-й степени», был также награжден серебряной медалью на Александровской ленте в память царствования Александра III (28). Протоиерей Александр скончался 18 декабря 1906 г. после 44-хлетней священической службы, надгробие его захоронения находится в ограде Димитриевской церкви.
Протоиерей Иоанн Александрович Ильин, сын священника Оренбургской епархии, родился 29 мая 1861 г.
В 1882 г. по окончании курса в Уфимской духовной семинарии для продолжения образования был послан на казенный счет в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, окончил богословско-практическое отделение со степенью кандидата богословия 1 разряда. 7 марта 1888 г. Иван Александрович был рукоположен в священнический сан к церкви Воскресения Христова Воскресенской елободы Челябинского уезда. В1891 г., после смерти протоиерея Градо-Троицкого собора П. Се-ментовского, о. Иоанн был назначен на настоятельское место. С 1893 г. он преподавал закон Божий в городском 2-х классном училище (в 1898 г. преобразовано в 3-х классное), с сентября 1905 — в женской гимназии (29) Протоиерей Иоанн исполнял обязанности благочинного XXI округа, Казанского женского монастыря, несколько раз избирался депутатом от своего округа на епархиальные съезды. Настоятель был избран «3-м заместителем к наличным членам Государственного Совета от белого духовенства на 3-хлетие 1909-1912 г.». За усердное служение протоиерей Иоанн был награжден наперсным крестом, удостоен серебряной медали на Александровской ленте в память царствования Александра III, орденов св, Анны 2 и 3-й степени, ордена св. Владимира 4-й степени. Он был также отмечен благодарностью за труды председателя шести общеепархиальных съездов духовенства (30). При о. Ильине была построена приписная к собору Николаевская церковь при тюрьме, началась монашеская жизнь в Николаевском мужском скиту в 20-ти верстах от Троицка, в 1913 г. скит был утвержден монастырем.
Свято-Троицкий собор был центром религиозной и светской жизни округа и, прежде всего, города. Это проявляется и в том, что все созидаемые церкви, в том числе и Казанская монастырская, сначала были приписными к собору, со временем большая часть из них становились самостоятельными. Не только городское духовенство, но и многие священники Троицкого уезда, какое-то время были в составе причта собора и других городских церквей.
Неизгладимое впечатление в памяти современников оставляли посещения города и его церквей именитыми особами: губернаторами, архиереями и, в первую очередь, высочайшими особами. 20-21 июля 1891 г. троичане и приезжие встречали своего будущего императора Николая Александровича, его пребывание в городе подробно описывали периодические издания того времени (34).
1905 г. попечителем Оренбургского учебного округа был назначен законоучителем в 1-е трехклассное городское училище. Молодой священник обладал даром слова, уже в 1904 г. ему было поручено вести внебогослужебные беседы с нижними военными чинами (33). В годы первой мировой войны им устраивались в храмах города народные чтения по различным темам: вероучительным, историческим, общественно-политическим, бытовым. Его успехи в проповедовании отмечались в отчетах благочинного в епархиальное ведомство. В 1916 г. отец Гавриил был возведен в сан протоиерея.
В начале 30-х гг. в стране разворачивается кампания по снятию колоколов: бурно развивающаяся промышленность остро нуждалась в цветном металле. 13 декабря 1932 г. по постановлению президиума Троицкого райисполкома на колокольне собора был оставлен один небольшой колокол (43) из восьми, остальные были сданы и отправлены на переплавку. Уже 27 августа 1933 г. президиум Троицкого совета своим постановлением запрещает колокольный звон в городе и районе и понуждает снять оставшиеся колокола, в т. ч. в Свято-Троицком соборе (44).
В1935 г. вновь, как и ранее, в православных храмах изымается богослужебная утварь из серебра и золота: иконные ризы, оклады с евангелий, чаши и проч. Описи фиксируют сданные предметы из Свято-Троицкого собора, Михайловской и Александро-Невской церквей (45).
Городские, районные, окружные исполкомы зачастую нарушали постановление ВЦИК от 8 апреля 1929 г. « Орелигиозных объединениях» тем, что могли прекращать деятельность общины верующих и закрывать храмы за неуплату налогов, за непроведение ремонта здания церкви, за отсутствие священнослужителей, а также в случае существования рядом других церквей. Уральский облисполком пояснял, что местные органы власти имели право запрещать богослужения в храмах только в тех случаях, «когда по ветхости культовое здание действительно грозит обвалом. Ни в каких других случаях местным исполнительным комитетам не разрешается закрытие церквей: это право принадлежит только Облисполкому» (46).
23 мая 1940 г. исполком горсовета депутатов трудящихся, рассмотрев ходатайства общих собраний рабочих и служащих г. Троицка о закрытии собора, решил удовлетворить их просьбу и просил это решение утвердить районным и областным советами (47).
В 1969 г. решением городского исполнительного комитета здание храма было взято под охрану государства как памятник архитектуры. С 1974 г Свято-Троицкий собор является памятником федерального (общероссийского) значения.
В апреле 1974 г. собор сильно пострадал от пожара, над центральным объемом остался лишь один барабан без купола, остальные барабаны, главки трапезной и алтаря разрушены ранее. До конца 90-х гг. храм находился в аварийном состоянии.
Верующим храм был возвращен в 1997 г., восстановительные работы начал протоиерей Иоанн Мелехин.
7 марта 1998 г. состоялось освящение храма архиепископом Челябинским и Златоустовским Иовом (ныне митрополитом).
Священники Свято-Троицкого собора:
8 марте 2003 г. группой художников-реставраторов объединения «Росреставрация» Министерства культуры Российской Федерации начаты реставрационно-консервационные работы на стенописи собора. На гранях юго-восточного столба храма раскрыты изображения свт. Алексия, митрополита Московского и свт. Тихона, епископа Задонского. Продолжаются восстановительные работы на северо-западном столбе четверика храма.
Священники Свято-Троицкого собора, служившие до его закрытия (список неполный: перечисляются священники, упоминаемые в документах, указаны крайние годы документов, где встречаются фамилии священников):
Примечания
Е. Д. Королева, Е. А. Плешкевич, О. В. Пруцкова