свято троицкий храм суджа

Суджа. Церковь Троицы Живоначальной и Вознесения Господня.

Троицкая церковь

Карта и ближайшие объекты

свято троицкий храм суджа. Смотреть фото свято троицкий храм суджа. Смотреть картинку свято троицкий храм суджа. Картинка про свято троицкий храм суджа. Фото свято троицкий храм суджа

Статьи

Пряжевская икона Божией Матери несколько лет назад обретена вновь в Троицком храме Суджи. Суджанскому художнику Ивану Белому во сне явилась Пресвятая Богородица и повелела образ обновить. Только Лика Пречистой не коснулся художник, не дерзнул. С тех давних пор перед образом сами собой зажигаются лампады, свечи, люди исцеляются от смертельных недугов.

Свято-Троицкому храму в городе Судже 200 лет (1811 год). Сам город маленький – меньше восьми тысяч жителей, а храм большой: от пола до купола 23 метра, а общая площадь его помещений – около 500 квадратных метров. При советской власти в храме был склад конторы «Заготзерно».
Отец Евгений принял храм в страшном запустении: «Представляете, на колокольне деревья росли!» Затеял капитальный ремонт. И когда на церковном дворе копали траншею для водопровода, то буквально в трех метрах от сторожки, в которой поселился отец Евгений с матушкой Ксенией и детьми, обнаружили в земле человеческие останки.

Эхо войны. Храм горел всю ночь. Жители окрестных улиц слышали предсмертные стоны и крики сотен раненых венгров, которых гитлеровцы затолкали в Троицкую церковь, да сами, как утверждают теперь, подожгли, наглухо заперев все выходы. Немцы отступали поспешно, им было не до раненых союзников-мадьяров.

Свято-Троицкий храм является памятником архитектуры XIX века. Он расположен в центре города. Церковь была закончена строительством в 1811 г., в ту пору, когда классический стиль в русской архитектуре уже вступил в последнюю фазу своего развития. В этом памятнике формы классической архитектуры были поданы своеобразно, в сочетании с предшествующим стилем барокко. Ко всему, по народной традиции храм был украшен цветными керамическими и лепными деталями, которые придавали ему нарядный и даже изысканный облик. К сожалению, к концу XX века декор был утрачен.

История Троицкого прихода уходит корнями в древность. Тем не менее, известно, что во время основания г. Суджи (1664 г.) Троицкой церкви не существовало. Как узнаем из описи г. Суджи, составленной стольником и воеводою Герасимом Семеновичем Рагозиным, в местности, занимаемой ныне приходом Троице-Вознесенской церкви, находилась только одна Вознесенская церковь, выстроенная за стенами города на посаде или в слободе. В эту церковь жалована была царем Алексеем Михайловичем на содержание причта подцерковная земля, находившаяся в общем владении с причтом Архангело-Михайловской церкви и причтом Преображенской церкви; первоначально этой земли жалуемо было 60 четвертей и сенных покосов на 500 копен; а затем, в царствование Федора Ивановича, это количество земли в 1679 г. было увеличено еще на 200 четвертей. В этот счет входила только удобная земля. К концу XIX века, благодаря захвату посторонних лиц, жалованной земли для Троицкой церкви имелось с остальными тремя церквами 1147 десятин 1862 саж.

Первым священником в Вознесенской церкви был Иван Захарьев, он же Терлецкий, один из трех сыновей Захария Григорьевича Терлецкого, пришедшего в Суджу из польского местечка Омбишева.

Что же касается, собственно говоря, Троицкой церкви, то она по времени своего основания гораздо позже Вознесенской: тем не менее, она уже является существующею в 1701 г., как это видно из одной старинной описи г.Суджи. Но, нужно думать, что она основана несколько ранее этого времени.

По обветшалости церкви и по бедности прихожан, не могущих ее поддерживать, решено было, по указанию епархиальной власти, присоединить Троицкую церковь к Вознесенской, из двух церквей, таким образом, составилась одна под общим именем Троице-Вознесенской.

Из донесения Курского губернского архитектора Воронова Курскому губернатору Бибикову Н.П. об окончании строительства в 1857 г. ряда церковных и гражданских зданий указано, что «. окончена пристройка к Троице-Вознесенской церкви в г. Судже на средства прихожан двух теплых приделов. 25 сентября 1857 года архиепископом Курским и Белгородским Сергием освящены антиминсы, бывшие на престолах этих приделов» (Госуд. Архив Курской обл., фонд 483, оп.1, дело 4, №5).

Таким образом, Троицкая церковь стала пятипрестольной и оставалась таковой вплоть до 1919 г. В клировых ведомостях за вышеуказанный год (фонд 217, №1, дело 4185, арх. №5) указаны следующие приделы: Троицкий, Вознесенский, Тихвинский, Сретенский, Митрофановский. Здесь же содержатся сведения о том, что по штату при ней были положены два священника, дьякон и два псаломщика. Домов и других принадлежащих зданий в начале советского периода уже не было. В этом году была отобрана и церковная земля.

Во время страданий за веру и разорения Домов Божьих Троицкий храм эта участь постигла 8 мая 1940 г. В Курском государственном архиве хранится дело №202 о закрытии, основанном на решении исполкома «в связи с распадом церковного совета и не совершениями богослужений». Но в конце дела приложено прошение церковного старосты Ефросиний Андриановны Найденко с подписью членов приходского совета о нарушениях со стороны «Заготзерно» договора о совместном использовании здания церкви и незаконном занятии левого предела храма зерном, где совершалось богослужение. Таким образом, постоянные обращения верующих в прокуратуру говорили об обратном.

Вернулись к кровавым суджанским событиям 43-го года спустя десятки лет. По благословению Архиепископа Курского и Рыльского Иувеналия в 1999-2000 г.г. под руководством областного патриотического клуба «Поиск» и финансовой поддержке международной ассоциации «Военные мемориалы» курскими, Курчатовскими, черемисиновскими подростками-поисковиками были подняты на территории храма более 350-ти останков. Среди больших костей были обнаружены и маленькие. Что за дети погребены у церковных стен, еще предстоит исторически установить. Перезахоронение состоялось 7 июня 2000 г. Отпевание по православному чину совершил Владыка Ювеналий. Детские останки захоронены отдельно слева у алтаря. Мадьярская могила находится за церковной оградой с западной стороны. Памятный знак установлен на средства Венгрии. Ухаживает за мемориалом Троицкий приход.

Дата похорон совпала с днем крестного хода с Чудотворной Пряжевской иконой, которая уцелела в страшном пожаре. Находившаяся ранее в Николо-Белогорском монастыре, носимая каждый год Крестным ходом в Мирополье, Суджу и окрестные села, она славилась чудесами и исцелениями. В советское время традиция Крестных ходов, естественно, прекратилась. На долгое время святыня оказалась в забытьи у народного почитания. И только 26 октября 1996 г. с благословения и с участием Архиепископа Ювеналия состоялся Крестный ход с иконой в бывший Белогорский Горнальский монастырь — прежнее место ее пребывания.

Все время течение ремонтных работ осуществлялось под чутким руководством правящих Архиереев.

Источник

Свято-Троицкий храм

Официальный приходской сайт

свято троицкий храм суджа. Смотреть фото свято троицкий храм суджа. Смотреть картинку свято троицкий храм суджа. Картинка про свято троицкий храм суджа. Фото свято троицкий храм суджа

свято троицкий храм суджа. Смотреть фото свято троицкий храм суджа. Смотреть картинку свято троицкий храм суджа. Картинка про свято троицкий храм суджа. Фото свято троицкий храм суджа

Контактная информация

Церковь была закончена строительством в 1811 году, в ту пору, когда классический стиль в русской архитектуре уже вступил в последнюю фазу своего развития. В этом памятнике формы классической архитектуры были поданы своеобразно, в сочетании с предшествующим стилем барокко. Ко всему, по народной традиции храм был украшен цветными керамическими и лепными деталями, которые придавали ему нарядный и даже изысканный облик. К сожалению, к концу XX века декор был утрачен.

В 1994 году в силу разрушения лепных деталей, не поддающихся восстановлению, было решено их удалить и нанести новый слой штукатурки. В планах прихода, с помощью Божьей, восстановить первозданный внешний облик церковного здания.

История Троицкого прихода уходит корнями в древность. Тем не менее, известно, что во время основания г. Суджи (1664г.) Троицкой церкви не существовало. Как узнаем мы из описи г. Суджи, составленной стольником и воеводою Герасимом Семеновичем Рагозиным, в местности, занимаемой ныне приходом Троице-Вознесенской церкви, находилась только одна Вознесенская церковь, выстроенная за стенами города на посаде или в слободе. В эту церковь жалована была царем Алексеем Михайловичем на содержание причта подцерковная земля, находившаяся в общем владении с причтом Архангело-Михайловской церкви и причтом Преображенской церкви; первоначально этой земли жалуемо было 60 четвертей и сенных покосов на 500 копен; а затем, в царствование Федора Ивановича, это количество земли в 1679 году было увеличено еще на 200 четвертей. В этот счет входила только удобная земля. К концу XIX века, благодаря захвату посторонних лиц, жалованной земли для Троицкой церкви имелось с остальными тремя церквами 1147 десятин 1862 саженя.

Первым священником в Вознесенской церкви был Иван Захарьев, он же Терлецкий, один из трех сыновей Захария Григорьевича Терлецкого, пришедшего в Суджу из польского местечка Омбишева.

В самой церкви стены были расписаны изображениями из истории Ветхого Завета. Иконостас был трехъярусный, грубой резной работы. Живопись также была груба. Клиросы обставлены иконами в киотах.

Что же касается, собственно говоря, Троицкой церкви, то она по времени своего основания гораздо позже Вознесенской: тем не менее, она уже является существующею в 1701 году, как это видно из одной старинной описи г.Суджи. Но, нужно думать, что она основана несколько ранее этого времени.

По обветшалости церкви и по бедности прихожан, не могущих ее поддерживать, решено было, по указанию епархиальной власти, присоединить Троицкую церковь к Вознесенской, из двух церквей, таким образом, составилась одна под общим именем Троице-Вознесенской.

Постройка этой церкви окончилась в 1812 году, и в этом году была освящена; колокольня по обычаю того времени выстроена была отдельно.

Из донесения Курского губернского архитектора Воронова Курскому губернатору Бибикову Н.П. об окончании строительства в 1857 году ряда церковных и гражданских зданий указано, что «. окончена пристройка к Троице-Вознесенской церкви в г. Судже на средства прихожан двух теплых приделов. 25 сентября 1857 года архиепископом Курским и Белгородским Сергием освящены антиминсы, бывшие на престолах этих приделов.» (основание: Госуд. Архив Курской обл., фонд 483, оп.1, дело 4, №5)

Таким образом, Троицкая церковь стала пятипрестольной и оставалась таковой вплоть до 1919 г. В клировых ведомостях за вышеуказанный год (фонд 217, №1, дело 4185, арх.№5) указаны следующие приделы: Троицкий, Вознесенский, Тихвинский, Сретенский, Митрофановский. Здесь же содержатся сведения о том, что по штату при ней были положены два священника, дьякон и два псаломщика. Домов и других принадлежащих зданий в начале советского периода уже не было. В этом году была отобрана и церковная земля.

Во время страданий за веру и разорения Домов Божьих Троицкий храм эта участь постигла 8 мая 1940 года. В Курском государственном архиве хранится дело №202 о закрытии, основанном на решении исполкома «в связи с распадом церковного совета и не совершениями богослужений». Но в конце дела приложено прошение церковного старосты Ефросиний Андриановны Найденко с подписью членов приходского совета о нарушениях со стороны «Заготзерно» договора о совместном использовании здания церкви и незаконном занятии левого предела храма зерном, где совершалось богослужение. Таким образом, постоянные обращения верующих в прокуратуру говорили об обратном.

Возобновление церковной жизни произошло с началом Великой Отечественной войны. 7 декабря 1941 года состоялось собрание, где отец Иоанн Переверзев, бывший клириком здесь до закрытия, сообщил, что Горуправление разрешило открыть храм и начать ремонт по восстановлению.

В протоколе общего собрания прихожан Троицкой церкви г.Суджи, состоявшегося 9 августа 1942 года, содержится письменное свидетельство о пребывании в этом храме чудотворной иконы: «собрание обсудило вопрос о чтимой иконе Божией Матери «Пряжевская», в прежнее время имевшей местопребывание в Белогорской Пустыни, а в начале революции перенесенной в г.Суджу, сохраненной до сего времени и находящейся в нашем храме, и постановило просить Преосвященнейшего Епископа Курского и Белгородского дать благословение остаться иконе в нашем храме и городе».

Так, чаяниями и заботой прихожан в Судже на протяжении многих лет пребывала чудотворная святыня.

2 марта при отступлении последних частей немцы подожгли крышу храма и колокольню. Во время пожара слышны были многочисленные взрывы снарядов. Таким образом, прежде величественный храм, отрада и утешение верующих православных людей, стоит теперь в жалком и неприглядном виде без крыши, окон, остались только стены».

В своем письме священник умолчал о человеческих жертвах этого пожарища. Между тем, пожилые жители хорошо помнят, как раненых венгров заперли и подожгли в нашем храме. Горевших заживо мадьяр, пытавшихся вырваться из огненного ада, хладнокровно расстреливали. Старики вспоминают, что едкий дым тянулся из окон три дня, а на церковном полу плотно лежали обугленные кости. И на месте бывшего алтаря они лежали, и около храма тоже.

Вернулись к кровавым суджанским событиям 43-го года спустя десятки лет. По благословению Архиепископа Курского и Рыльского Иувеналия в 1999-2000 г.г. под руководством областного патриотического клуба «Поиск» и финансовой поддержке международной ассоциации «Военные мемориалы» курскими, Курчатовскими, черемисиновскими подростками-поисковиками были подняты на территории храма более 350-ти останков. Среди больших костей были обнаружены и маленькие. Что за дети погребены у церковных стен, еще предстоит исторически установить.

Перезахоронение состоялось 7 июня 2000 года. Отпевание по православному чину совершил Владыка Ювеналий. Детские останки захоронены отдельно слева у алтаря. Мадьярская могила находится за церковной оградой с западной стороны. Памятный знак установлен на средства Венгрии. Ухаживает за мемориалом Троицкий приход.

Дата похорон совпала с днем крестного хода с Чудотворной Пряжевской иконой, которая, милостью Божьей, уцелела в страшном пожаре. Находившаяся ранее в Николо-Белогорском монастыре, носимая каждый год Крестным ходом в Мирополье, Суджу и окрестные села, она славилась чудесами и исцелениями. В советское время традиция Крестных ходов, естественно, прекратилась. На долгое время святыня оказалась в забытьи у народного почитания. И только 26 октября 1996 года с благословения и с участием Архиепископа Ювеналия состоялся Крестный ход с иконой в бывший Белогорский Горнальский монастырь — прежнее место ее пребывания.

Несомненно, по молитвам у иконы Божией Матери, с которой верующие стали совершать Крестный ход-в день ее празднества (3 день праздника Троицы) из г.Суджи в Горналъ, а с 2001 г. и в украинское Мирополье, возобновилась монастырская жизнь в Белогорской Пустыни. Ныне икона постоянно находится в ней, а в Свято-Троицкий храм возвращается в субботу Троицкой недели.

Убытки от пожара оказались невосполнимыми. Лишь через три года была возведена новая кровля. 11 июня 1946г. Архиепископом Курским и Белгородским Питиримом храм был освящен (кроме Сретенского и Митрофановского придела) и признан соборным.

В 1956г. Троицкую церковь посетил Архиепископ Иннокентий.

Все время течение ремонтных работ осуществлялось под чутким руководством правящих Архиереев.

Приход имеет давние благочестивые традиции. За последние 20 лет сложился дружный, активный коллектив, помогающий настоятелю во всех церковных делах – ремонте, реставрации, проведении праздников и благотворительных концертов, организации паломнических поездок, на протяжении многих лет в храме поет профессиональный хор, состоящий из студентов, выпускников и преподавателей Суджанского музучилища.

Настоятель протоиерей Иоанн Андрианович Переверзев прослужил в Троицком храме около 30 лет.

Дьякон Алексей Михайлович Толмачев рукоположен, в возрасте 51 года и прослужил здесь с 1918г. и до кончины почти 30 лет.

Последующими священнослужителями были:

— протоиерей Павел Черкасов (1979г.)

— протоиерей Николай Ришко (1980г.- 1989г.)

— протоиерей Василий Кадар (1989г.-1992г.)

— ныне протоиерей Евгений Шестопалов (с 1993г.)

— с 2000 года по 2007 в храме служил вторым священником старейший клирик Курской Епархии протоиерей Алексей Калиновский (1917 года рождения), 11 октября 2007 г. после продолжительной болезни, соборовавшись и причастившись Святых Таинств, отошел ко Господу. Похоронен, согласно завещанию, близ Почаевской Лавры.

Последние 20 лет в храме непрерывно ведутся восстановительные работы силами прихода и на пожертвования благочестивых мирян.

Источник

200 лет

Троицкому храму Суджи

14 октября 2012 года, в праздник Покрова Божией Матери, митрополит Курский и Рыльский Герман совершил чин освящения восстановленного в первозданном виде Свято-Троицкого храма города Суджи и Божественную литургию в нём. По окончании богослужения курский архипастырь наградил жертвователей, строителей, благоукрасителей, настоятеля храма протоиерея Евгения Шестопалова и многих прихожан за усердные труды по воссозданию этого красивого старинного храма.

Вначале в Судже была возведена Вознесенская церковь — деревянная, небольшая, с узкими окнами, колокольня стояла отдельно и была также деревянная. Что же касается Троицкой церкви, то она по времени своего основания гораздо позже Вознесенской: тем не менее, она уже является существующей в 1701 году. По обветшалости церкви и по бедности прихожан, не могущих ее поддерживать, решено было, по указанию епархиальной власти, присоединить Троицкую церковь к Вознесенской — из двух церквей составилась одна под общим именем Троице-Вознесенская.

Постройка этой церкви окончилась в 1812 году, и в том же году она была освящена.

Вскоре после этого прихожане задумали расширить свой храм устройством еще двух приделов, в правой стороне — во имя святителя Митрофана, а в левой — во имя Сретения Господня.

Из донесения курского губернского архитектора Воронова курскому губернатору Н.П. Бибикову об окончании строительства в 1857 году ряда церковных и гражданских зданий указано, что «. окончена пристройка к Троице-Вознесенской церкви в г. Судже на средства прихожан двух теплых приделов. 25 сентября 1857 года архиепископом Курским и Белгородским Сергием освящены антиминсы, бывшие на престолах этих приделов».

Таким образом, Троицкая церковь стала пятипрестольной и оставалась таковой вплоть до 1919 года.

Во время страданий за веру и разорения Домов Божиих печальная участь постигла и Троицкий храм, 8 мая 1940 года он был закрыт.

В Курском государственном архиве хранится дело № 202 о закрытии, основанном на решении исполкома «в связи с распадом церковного совета и не совершениями богослужений». В конце дела приложено прошение церковной старосты Ефросиний Андриановны Найденко с подписью членов приходского совета о нарушениях со стороны «Заготзерно» договора о совместном использовании здания церкви и незаконном занятии левого придела храма, где совершалось богослужение, зерном. Таким образом, постоянные обращения верующих в прокуратуру говорили об обратном.

Возобновление церковной жизни произошло с началом Великой Отечественной войны. 7 декабря 1941 года состоялось собрание, на котором отец Иоанн Переверзев, бывший клириком в этом храме до закрытия, сообщил, что горуправление разрешило открыть храм и начать работы по восстановлению.

В протоколе общего собрания прихожан Троицкой церкви Суджи, состоявшегося 9 августа 1942 года, содержится письменное свидетельство о пребывании в этом храме чудотворной иконы: «Собрание обсудило вопрос о чтимой иконе Божией Матери «Пряжевская», в прежнее время имевшей местопребывание в Белогорской пустыни, а в начале революции перенесенной в г. Суджу, сохраненной до сего времени и находящейся в нашем храме, и постановило просить Преосвященнейшего епископа Курского и Белгородского дать благословение остаться иконе в нашем храме и городе».

Так, чаяниями и заботой прихожан в Судже на протяжении многих лет пребывала чудотворная святыня.

Удивительным образом она сохранилась здесь и во время оккупации, хотя храм, в котором чудотворная Пряжевская икона Богородицы находилась, пережил трагические события.

В феврале 1943 года через Суджу началось движение отступающих немецких войск. Отцу Иоанну Переверзеву — настоятелю храма — было приказано очистить место для размещения раненых.

В докладной записке архиепископу Питириму он сообщал: «Через час храм был заполнен массой раненых мадьяр. На полах была постлана солома, около стен поставлено несколько печей. Несколько раз мы с членами приходского Совета просили солдат быть осторожными и предупреждали об опасности возникновения пожара.

Однако случившееся несчастье не оказалось возможным предотвратить. В одну ночь храм загорелся. Пожар быстро распространялся, тушить было некому и нечем. Огнем уничтожены ценный иконостас, престол, жертвенник, сосуды, книги, священнические одежды и прочее. Утварь мною была вынесена еще до пожара.

2 марта при отступлении последних частей немцы подожгли крышу храма и колокольню. Во время пожара слышны были многочисленные взрывы снарядов. Таким образом, прежде величественный храм, отрада и утешение верующих православных людей стоит теперь в жалком и неприглядном виде без крыши, окон, остались только стены».

В своем письме священник умолчал о человеческих жертвах этого пожарища. Между тем пожилые жители хорошо помнят, как раненых венгров заперли и подожгли в храме. Горевших заживо мадьяр, пытавшихся вырваться из огненного ада, хладнокровно расстреливали. Старики вспоминают, что едкий дым тянулся из окон три дня, а на церковном полу плотно лежали обугленные кости.

По благословению митрополита Курского и Рыльского Ювеналия (Тарасова) в 1999-2000 годы под руководством областного патриотического клуба «Поиск» и при финансовой поддержке международной ассоциации «Военные мемориалы» курскими, Курчатовскими, черемисиновскими подростками-поисковиками были подняты на территории храма более 350 останков.

Перезахоронение состоялось 7 июня 2000 года. Отпевание совершил владыка Ювеналий (Тарасов). Памятный знак установлен на средства Венгрии за церковной оградой, с западной стороны.

Чудотворная Пряжевская икона Богородицы милостью Божией уцелела в страшном пожаре. Но долгое время святыня была в забытьи. И только 26 октября 1996 года с благословения и с участием архиепископа Ювеналия состоялся многолюдный крестный ход с чудотворной иконой Богородицы в бывший Белогорский Горнальский монастырь — прежнее место её пребывания.

Несомненно, по молитвам у иконы Божией Матери, с которой верующие стали совершать крестный ход в день ее празднества (третий день праздника Святой Троицы) из Суджи в Горналь, а с 2001 года и в украинское село Мирополье, возобновилась монастырская жизнь в Белогорской пустыни.

Послевоенная история Свято-Троицкого храма — это непрерывное, трудоемкое восстановление здания церкви. Убытки от пожара оказались невосполнимыми. Лишь через три года была возведена новая кровля. 11 июня 1946 года архиепископом Курским и Белгородским Питиримом храм был освящен (кроме Сретенского и Митрофановского приделов) и признан соборным.

В последующие годы храм находился в запустении, существенные восстановительные работы стали проводиться в последние пять лет.

Газета «Курские Епархиальные ведомости», № 20-21 (313-314) ноябрь 2012 г.

Источник

Свято троицкий храм суджа

свято троицкий храм суджа. Смотреть фото свято троицкий храм суджа. Смотреть картинку свято троицкий храм суджа. Картинка про свято троицкий храм суджа. Фото свято троицкий храм суджа

И стория Троицкого прихода уходит корнями в древность. Тем не менее, известно, что во время основания г. Суджи (1664 г.) Троицкой церкви не существовало. Как узнаем мы из описи г. Суджи, составленной стольником и воеводою Герасимом Семеновичем Рагозиным, в местности, занимаемой ныне приходом Троице-Вознесенской церкви, находилась только одна Вознесенская церковь, выстроенная за стенами города на посаде или в слободе. В эту церковь жалована была царем Алексеем Михайловичем на содержание причта подцерковная земля, находившаяся в общем владении с причтом Архангело-Михайловской церкви и причтом Преображенской церкви; первоначально этой земли жалуемо было 60 четвертей и сенных покосов на 500 копен; а затем, в царствование Федора Иоанновича, это количество земли в 1679 году было увеличено еще на 200 четвертей. В этот счет входила только удобная земля. К концу XIX века, благодаря захвату посторонних лиц, жалованной земли для Троицкой церкви имелось с остальными тремя церквами 1147 десятин 1862 сажени.

Первым священником в Вознесенской церкви был Иван Захарьев, он же Терлецкий, один из трех сыновей Захария Григорьевича Терлецкого, пришедшего в Суджу из польского местечка Омбишева.

В самой церкви стены были расписаны изображениями из истории Ветхого Завета. Иконостас был трехъярусный, грубой резной работы. Живопись также была груба. Клиросы обставлены иконами в киотах.

Что же касается, собственно говоря, Троицкой церкви, то она по времени своего основания гораздо позже Вознесенской: тем не менее, она уже является существующею в 1701 году, как это видно из одной старинной описи г.Суджи. Но, нужно думать, что она основана несколько ранее этого времени.

По обветшалости церкви и по бедности прихожан, не могущих ее поддерживать, решено было, по указанию епархиальной власти, присоединить Троицкую церковь к Вознесенской, из двух церквей, таким образом, составилась одна под общим именем Троице-Вознесенская.

Постройка этой церкви окончилась в 1812 году, и в этом году была освящена; колокольня по обычаю того времени выстроена была отдельно.

Но по соединении Архангельской церкви с Троице-Вознесенскою и земля подцерковная Архангельской церкви соединена была с землею Вознесенской церкви. Таким образом, при Троице-Вознесенской церкви образовался многолюдный приход, причем духовенство пользовалось, по сравнению с другими приходами, большими земельными угодьями. При Успенской же церкви и приход был небольшой, а земельных угодий совсем не было, приход жил бедно. По этим причинам духовенство Успенской церкви совместно с прихожанами стало ходатайствовать пред епархиальным начальством о причислении земли Архангельского прихода к Успенской церкви. Ходатайство это имело положительный результат, и в 1831 году земля Архангельской церкви была присоединена к Успенской церкви.

Из донесения Курского губернского архитектора Воронова Курскому губернатору Бибикову Н.П. об окончании строительства в 1857 году ряда церковных и гражданских зданий указано, что «. окончена пристройка к Троице-Вознесенской церкви в г. Судже на средства прихожан двух теплых приделов. 25 сентября 1857 года архиепископом Курским и Белгородским Сергием освящены антиминсы, бывшие на престолах этих приделов.» (основание: Госуд. Архив Курской обл., фонд 483, оп.1, дело 4, №5)

Таким образом, Троицкая церковь стала пятипрестольной и оставалась таковой вплоть до 1919 г. В клировых ведомостях за вышеуказанный год (фонд 217, №1, дело 4185, арх.№5) указаны следующие приделы: Троицкий, Вознесенский, Тихвинский, Сретенский, Митрофановский. Здесь же содержатся сведения о том, что по штату при ней были положены два священника, дьякон и два псаломщика. Домов и других принадлежащих зданий в начале советского периода уже не было. В этом году была отобрана и церковная земля.

Один из священников, служивших в храме во время революции, протоиерей Михаил! Иванович Малеванный похоронен в 1922 году у южной стороны церкви. Имя еще одного священника Троицкого храма известно из «Книги памяти жертв политических репрессий» (изд. Курск, 1996 г. с.226). Это Сергеев Дмитрий Васильевич, родившийся в 1857 г. в с.Стаканово Щигровского района. Арестован 27 августа, расстрелян 3 ноября 1937 г. Реабилитирован 13 июня 1989 года.

Во время страданий за веру и разорения Домов Божьих Троицкий храм эта участь постигла 8 мая 1940 года. В Курском государственном архиве хранится дело №202 о закрытии, основанном на решении исполкома «в связи с распадом церковного совета и не совершениями богослужений». Но в конце дела приложено прошение церковного старосты Ефросинии Андриановны Найденко с подписью членов приходского совета о нарушениях со стороны «Заготзерно» договора о совместном использовании здания церкви и незаконном занятии левого предела храма зерном, где совершалось богослужение. Таким образом, постоянные обращения верующих в прокуратуру говорили об обратном.

Возобновление церковной жизни произошло с началом Великой Отечественной войны. 7 декабря 1941 года состоялось собрание, где отец Иоанн Переверзев, бывший клириком здесь до закрытия, сообщил, что Горуправление разрешило открыть храм и начать ремонт по восстановлению.

В протоколе общего собрания прихожан Троицкой церкви г. Суджи, состоявшегося 9 августа 1942 года, содержится письменное свидетельство о пребывании в этом храме чудотворной иконы: «собрание обсудило вопрос о чтимой иконе Божией Матери «Пряжевская», в прежнее время имевшей местопребывание в Белогорской Пустыни, а в начале революции перенесенной в г. Суджу, сохраненной до сего времени и находящейся в нашем храме, и постановило просить Преосвященнейшего Епископа Курского и Белгородского дать благословение остаться иконе в нашем храме и городе».

Так, чаяниями и заботой прихожан в Судже на протяжении многих лет пребывала чудотворная святыня.

Удивительным образом она сохранилась здесь и во время оккупации, хотя храм, в котором она находилась, пережил трагические события: в феврале 1943 г. через г. Суджу началось движение отступающих немецких войск. О. Иоанну Переверзеву, настоятелю храма, было приказано очистить место для размещения раненых. Позже в докладной записке Архиепископу Питириму он сообщал: «Через час времени храм был заполнен массой раненых мадьяр. На полах была послана солома, около стен поставлено несколько печей. Несколько раз я с членами приходского Совета просили солдат быть осторожными и предупреждали об опасности возникновения пожара. Однако случившееся несчастье не оказалось возможным предотвратить. В одну ночь храм загорелся. Пожар быстро распространялся, тушить было некому и нечем. Огнем уничтожены ценный иконостас, престол, жертвенник, сосуды, книги, священнические одежды и прочее. Утварь мною была вынесена еще до пожара.

2 марта при отступлении последних частей немцы подожгли крышу храма и колокольню. Во время пожара слышны были многочисленные взрывы снарядов. Таким образом, прежде величественный храм, отрада и утешение верующих православных людей, стоит теперь в жалком и неприглядном виде без крыши, окон, остались только стены».

В своем письме священник умолчал о человеческих жертвах этого пожарища. Между тем, пожилые жители хорошо помнят, как раненых венгров заперли и подожгли в нашем храме. Горевших заживо мадьяр, пытавшихся вырваться из огненного ада, хладнокровно расстреливали. Старики вспоминают, что едкий дым тянулся из окон три дня, а на церковном полу плотно лежали обугленные кости. И на месте бывшего алтаря они лежали, и около храма тоже.

Вернулись к кровавым суджанским событиям 43-го года спустя десятки лет. По благословению Архиепископа Курского и Рыльского Иувеналия в 1999-2000 гг. под руководством областного патриотического клуба «Поиск» и финансовой поддержке международной ассоциации «Военные мемориалы» курскими, курчатовскими, черемисиновскими подростками-поисковиками были подняты на территории храма более 350-ти останков. Среди больших костей были обнаружены и маленькие. Что за дети погребены у церковных стен, еще предстоит исторически установить.

Перезахоронение состоялось 7 июня 2000 года. Отпевание по православному чину совершил Владыка Ювеналий. Детские останки захоронены отдельно слева у алтаря. Мадьярская могила находится за церковной оградой с западной стороны. Памятный знак установлен на средства Венгрии. Ухаживает за мемориалом Троицкий приход.

Несомненно, по молитвам у иконы Божией Матери, с которой верующие стали совершать Крестный ход в день ее празднества (3 день праздника Троицы) из г. Суджи в Горналь, а с 2001 г. и в украинское Мирополье, возобновилась монастырская жизнь в Белогорской Пустыни. Ныне икона постоянно находится в ней, а в Свято-Троицкий храм возвращается на третий день Троицы.

Убытки от пожара оказались невосполнимыми. Лишь через три года была возведена новая кровля. 11 июня 1946 г. Архиепископом Курским и Белгородским Питиримом храм был освящен (кроме Сретенского и Митрофановского придела) и признан соборным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *