свято стефановский храм ухта
Свято стефановский храм ухта
28 ОКТЯБРЯ – ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЙ «СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ».
Всех православных христиан поздравляем с Праздником!
Икона Божией Матери, именуемая «Спорительница хлебов», написана по благословению старца Введенской Оптиной пустыни иеросхимонаха Амвросия (23.XI.1812 – 10.X.1891).
Показать полностью. Отец Амвросий, великий русский подвижник XIX века, пламенел детской верой к Божией Матери. Он особенно чтил все Богородичные праздники и в эти дни усугублял молитву. Иконой «Спорительница хлебов» отец Амвросий благословил основанную им недалеко от Оптиной пустыни Шамординскую женскую обитель в честь Казанской иконы Божией Матери.
На этой иконе Божия Матерь изображена сидящей на облаках. Ее руки распростерты на благословение. Внизу – сжатое поле, а на нем среди трав и цветов стоят и лежат снопы ржи. Старец Амвросий сам указал день празднества – 15 октября и назвал образ «Спорительница хлебов», указывая этим, что Пресвятая Богородица – «Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного». Перед своей блаженной кончиной отец Амвросий заказывал во множестве фотоснимки с этой иконы и раздавал и рассылал их своим духовным детям. Для пения акафиста перед святым образом старец составил особый припев: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!»
День погребения старца Амвросия в Шамординской обители пришелся как раз на 15 октября – день празднества иконы. Первое чудо от святой иконы засвидетельствовано в 1891 году, когда во всей России был голод из-за неурожая, а в Калужской области и на полях Шамординской обители хлеб родился. В 1892 году, уже после кончины старца Амвросия, его послушник Иван Федорович Черепанов послал список с иконы в Пятницкую женскую обитель Воронежской области. В той местности была засуха и угрожал голод, но вскоре после того, как перед иконой «Спорительница хлебов» был отслужен молебен, пошел дождь и засуха прекратилась.
ТРОПАРЬ, глас 3
Пречистая Дево Марие, Мати Царя небеси и земли,/ благоутробно призираеши на любящих Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ и труждающихся во имя Его вечнаго ради спасения,/ и подаеши им вся обильно к наслаждению./ Спорительнице сущи хлебов им,/ избавляя их всякия нужды и утеснения,/ и устрояя им, рабом Твоим сущим, избавление вечныя муки и жизнь вечную.
КОНДАК, глас 6
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
МОЛИТВА
О, Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице Небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице! Питательнице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших, Ты Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Храм Стефана Пермского в Ухте. Фото, адрес, история, расписание богослужений, режим работы, как добраться
В Республике Коми находится один уникальный храм, история создания которого настолько удивительна, что кажется придуманной. В Ухте расположен храм Стефана Пермского — «апостола зырян». Его жизнь тесно переплетается с существованием ухтынского прихода, которому так же пришлось заново проповедовать веру в малозаселенных землях коми.
Храм святителя Стефана Пермского сегодня
Храм Стефана Пермского в Ухте располагается по адресу г. Ухта, ул Октябрьская, 8. Благодаря удачному размещению, до него удобно добраться городским автобусом или своей машиной.
Это был первый храм в Ухте, и хоть приход многократно переносился, и первое здание храма было закрыто, он изначально был освящен в честь епископа Стефана Пермского, епископа и проповедника христианства в землях коми, который был проповедником и создателем Пермской епархии.
Храм Стефана Пермского в Ухте внешний вид сохранил с 1951 г.
Родился Стефан Пермский в 1340-х г., в Великом Устюге. Отцом будущего святителя был местный священник, а матерью – дочь кузнеца. Есть предание, что его матерью была коми-зырянкой. Еще с молодости святитель стремился к знаниям, рано выучился пению и хорошо знал устав, прочел все местные книги и выучил несколько местных языков.
В стремлении за образованием он принял постриг в Ростове, в монастыре, что был известен своей библиотекой. Там он в совершенстве выучил греческий язык, чтобы иметь возможность в оригинале читать Евангелие и творения отцов Церкви. Стефан Пермский возглавил миссионерскую миссию в пермские земли, где начал проповедовать веру.
Он считается первым русским проповедником апостольской традиции просвещения народов. Именно он создал древнепермскую письменность, называемую «зырянской азбукой», на основе кириллицы и греческого алфавита. Эта письменность использовалась более 4-х веков. В честь святителя было построено множество храмов, а его святость стала признаваемой людьми еще при его жизни.
Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль
Современная церковь размещена в бывшем здании Центрального Дома Культуры. Здание было неохотно передано приходу во временное пользование и находилось в запущенном и плачевном состоянии, так как уже долгое время не эксплуатировалось. Несмотря на то, что оно находилось на городском балансе, здание было лишено окон, частично отсутствовал пол, были проблемы с его обогревом.
Однако эти трудности не остановили приход от желания разместить там церковь, и уже 28 марта 1993 г. часть здания была освящена и подготовлена для богослужений. Храм Стефана Пермского в Ухте одновременно с этим не был окончательно передан в ведомство РПЦ, так что проводить там какие-либо капитальные ремонтные работы было невозможно.
Только в 1998 г. все здание ЦДК было передано в ведомство прихода, после чего и был проведен серьезный ремонт. Внешний вид здания не был изменен с момента постройки в 1951 г., его фасад украшают колонны в стиле советских построек, а храм больше напоминает здание библиотеки или музея. Это крупная постройка в стиле базилик, имеющая один портик со стороны южного фасада.
Архитектором храма был Николай Жижимонтов, житель Петербурга. Он дожил до времени передачи здания храма, чему был рад, так как всегда хотел строить церкви. Благодаря ему во время строительства дома культуры были заложены удобные для храма детали архитектуры.
История возникновения
Город Ухта был создан в 1929 г. после обнаружения нефтяных скважин. Сюда были направлены экспедиции, созданные преимущественно из политических и уголовных заключенных, а так же вольнонаемных работников и охранников. Они были первыми, кто занялся городскими постройками, телефонными линиями, строительством авто- и железной дороги и электростанции.
В 1931 г. на базе экспедиций был основан Ухтинско-Печорский исправительно-трудовой лагерь, сокращенно Ухтпечлаг. Постепенно лагерь обрастал зданиями, здесь были построена школа, здание техникума, универмага, стадиона, столовой, гостиницы, были проложены линии водопровода.
В советское время о существовании прихода не могло быть и речи, вера скрывалась, а редкие богослужения проходили в режиме крайней конспирации. Иногда заключенным удавалось сохранить свои личные вещи, а среди них – маленькие иконы, нательные крестики, переписанные молитвы. Помимо православных, здесь были люди самых различных конфессий и сект.
После закрытия лагерей и определения людей на вольные поселения в 1940-х, создать храм так же было невозможным делом, в то время как различным сектам удавалось не только существовать, но и иметь свои здания. Так, например, баптистская община была расположена прямо в центре города.
Первыми попытками создать полноценный православный приход были молитвенные дома в окружающих селах. Уже существовали молитвенный дом в с. Айкино и храм в с. Кочпоне, но для прихода этого было недостаточно.
Только в начале 1960-х священнику из Сыктывкара Сергею Жохову удалось сформировать небольшой приход, и с его помощью купить несколько частных домов, в которых была оборудована церковь и священнический дом.
Первым священником стал местный житель Сергей Паршуков, работающий во время войны в КГБ.
Храм был полностью оборудован, в нем был колокол и иконы, написанные местным учителем рисования. Хоть богослужения проводились только по праздникам, это не понравилось городским властям. Ими была проведена ревизия церковных трат и вынесено постановление о нецелесообразной растрате средств: закупка кагора и муки, наем такси в аэропорт, другие траты.
Горком партии принял постановление временно закрыть церковь и отстранить настоятеля, запретив проводить пасхальное богослужение. Тем не менее, несмотря на все запреты, Паршуков все же не согласился с этим, и отслужил всенощную службу.
Нарушение священником указа партии привело к тому, что храм было решено полностью закрыть, его имущество передать, а костяк прихода разогнать, и последнее им не удалось. Приход перешел на конспиративный режим, они собирались на квартирах, вместе молились, читали псалтирь, не имея возможности общаться со священником.
Только в период Горбачева начались новые разговоры о создании прихода, и в 80-х начался сбор средств на покупку здания для храма. Собранных средств хватило на небольшой дом, было получено епископское разрешение, в Ухту был направлен священник, была сформирована «десятка», назначен староста.
Дом находился в плачевном состоянии и был совершенно не подготовлен для богослужения, так что все необходимые облачения и предметы утвари пришлось покупать отдельно. Первое богослужение в новом храме, освященном в честь Стефана Великопермского, было совершено на Рождество 1989 г.
Храм Стефана Пермского в Ухте оказался очень неудобно расположен, что вызывало распри с соседским фермером. В 1992 во время половодья река затопила землю, и был наложен запрет на дальнейшую эксплуатацию молитвенного дома. Уже в следующем году для церкви было подобрано новое здание, в котором приход располагается сейчас.
Внутреннее убранство
Внутреннее убранство храма включает в себя четырехъярусный иконостас, поставленный в 2002 г., и канонические иконы. Внутри храм не расписан, но в нем есть все необходимое. Необычное помещение храма, несущие и декоративные колонны, полуарки гармонично вписываются в характер церкви. Здание просторно и легко вмещает в себя всех желающих.
Так как здание было рассчитано на большое количество различных кружков, в нем есть большое количество подсобных помещений и комнат. Все они на данный момент заняты: в них расположены библиотека, помещение воскресной школы и молодежного клуба, оборудована крестильня.
Святыни и мощи храма
Внутри храма не располагаются особые святыни, но находится несколько старых икон. Так же именно в этом храме останавливаются все иконы и мощи, что движутся крестным ходом по России.
Духовенство, наставники
На сегодняшний день в штате храма находится два священника, осуществляющих Богослужения.
Настоятелем и благочинным является протоиерей Евгений (Александров), а сослужащим священником – иерей Василий (Баланда).
Протоиерей Евгений получил светское образование ГПТУ 4 Речного Флота по специальности электромеханика земснаряда. Духовное образование получил в Сыктывкарском Духовном училище, которое закончил в 2005 г., а так же в Белгородской Духовной Семинарии, которую закончил в 2008 г.
Иерей Василий закончил Сыктывкарский Политехнический Техникум по специальности автослесаря и Сыктывкарское Духовное училище в 2011 г. Был рукоположен в 2012 г, а после рукоположения поступил в Белгородскую Духовную Семинарию.
Приход и хор храма
Приход храма задействован во всех сферах жизни своего родного города. Помимо богослужений, люди принимают активное участие в различных благотворительных акциях, оказывают материальную поддержку нуждающимся.
Приход сегодня это сплоченный коллектив, в котором объединяются как и только прибывшие в храм молодые люди, так и старики, которые еще помнят какие сложности встречались им на долгом пути создания храма.
Как и при любой другой церкви, в храме есть хор. Располагается он на одном из 3-х балконов, заложенных еще при постройке здания. Хор включает в себя 25-30 певчих. Помимо основного хора, существует и детский хор из учащихся воскресной школы, который принимает участие в различных праздниках. Существует здесь и отдельный молодежный хоровой коллектив.
Социальная работа, повседневная жизнь
Помимо воскресной школы, при храме расположен Православный Молодежный Клуб. Там проводятся регулярные встречи со священниками, беседы и встречи. Помимо духовных встреч, клуб принимает активное участие в жизни города.
Члены клуба задействованы в разнообразных городских мероприятиях, спортивных соревнованиях, участвуют в различных концертах, посвященных семье, молодежи, и общественным темам. Без участия клуба не проходит ни одна социальная акция. Также молодежный клуб поддерживает хорошие дружеские отношения с клубами других приходов.
Регулярно совершаются паломнические поездки в пределах района и области. Для детей и подростков была организована школа звонарей в рамках этнокультурного и просветительского проекта. Дважды в месяц в здании центральной библиотеки проходят религиозно-философские встречи, открытые для всех желающих.
Все желающие могут присоединиться к православной службе «Милосердие», занимающейся помощью людям в трудных жизненных ситуациях и объединяющей все приходы города в одну сеть.
В эту социальную работу сходит помощь заключенным, посещение больниц и социальных центров для детей, сбор вещей и средств для нуждающихся.
Храм Стефана Пермского в Ухте ведет активную работу в Интернете. Помимо действующего сайта у прихода есть страницы в различных социальных сетях. Информация на них всегда актуальна, страницы регулярно пополняются новостями и фотоотчетами.
Воскресная школа
На территории храма расположена воскресная школа для детей от 6-ти лет. Обучение рассчитано на 4 года. В воскресной школе регулярно проводятся различные концерты во время престольных праздников или в особо почитаемые местные праздничные дни.
При воскресной школе работают преподаватели и учители музыки, проводятся праздники и чаепития. Дети изучают катехизис, христианскую этику, литургику, уроки Евангелия. Уроки проходят в специально оборудованном помещении после Литургии. Для родителей проводят регулярные родительские собрания и совместный отдых.
Престольные праздники
Храм освящен в честь Стефана Пермского, его память совершается 9 мая.
Расписание служб, режим работы
Для посещения храм открыт ежедневно с 8:00 до 19:00.
будние дни | 10:00 – молебен с акафистом |
суббота | 9:00 – литургия и панихида |
воскресенье | 9:00 – литургия 12:00 – крещение 16:00 – вечерня |
Информация для паломников
Храм Стефана Пермского открыт ежедневно для посещения паломников. В храме можно купить свечи и просфоры, написать записки. По предварительной договоренности можно обговорить совершение молебна за здравие. На территории храма нет гостиницы, но они есть в Ухте при необходимости ночлега.
Где находится, что в окрестностях, как добраться
Добраться до храма можно от центрального вокзала с помощью линий городского транспорта. В сторону ул. Октябрьской регулярно ходят городские автобусы, остановка проезда «Детский парк».
Кроме уникальной церкви, в Ухте можно посетить несколько памятников и музеев для полной картины о живописном городе. Здесь есть специализированный музей нефти и газа, так как именно в Ухте было начало газового промысли страны.
Есть и Ухтинский историко-краеведческий музей, музей переселенцев, несколько памятников, таких как памятник первопроходцам севера и памятный знак первому северному нефтяному месторождению.
Ухта это город с невероятной историей, построенный так недавно и вместе с этим словно бы совершенно в другую эпоху. От города веет тем самым советским строительством и вечным напоминанием о силе человека, покорившего практически незаселенные северные земли. Храм Стефана Пермского и сложная жизнь его прихода неотрывно соединены с историей города, говоря о глубокой человеческой вере.
Автор: Катя Волкова
Оформление статьи: Оксана Гривина
Видео о Стефане Пермском
Документальный фильм о Стефане Великопермском:
Центр защиты материнства и детства
Центр защиты материнства и детства запись закреплена
Подслушано в Коми
Беременным россиянкам предложили ежемесячно выплачивать по 20 тысяч рублей
В Госдуме разрабатывают законопроект о выдаче беременным женщинам сертификата, дающего право на ежемесячную выплату в 20 тысяч рублей в течение полутора лет.
Данная мера позволит женщине пережить сложный период беременности и удержит россиянок от аборта. В результате это улучшит демографические показатели в стране.
«Как только женщина беременеет, она должна получить такой сертификат, дающий право на ежемесячную выплату этих денежных средств, которые бы по сути гарантировали ребенку жизнь и помогли женщине пройти этот критический период», — пояснил парламентарий.
На сегодняшний день законопроект находится в стадии разработки.
Центр защиты материнства и детства запись закреплена
Фильмы против абортов
Центр защиты материнства и детства запись закреплена
Школа Лидер, г. Челябинск
Центр защиты материнства и детства запись закреплена
Минтрудсоц Республики Коми
В Коми с начала 2021 года ежемесячную выплату при рождении первенца получили более 6300 семей
Расходы федерального бюджета, за счет которого обеспечивается предоставление выплаты, составили 645,7 млн рублей. Эта мера соцподдержки включена в перечень мероприятий регионального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» национального проекта «Демография».
Показать полностью.
Размер выплаты равен величине прожиточного минимума для детей, установленной в регионе за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением выплаты. В Коми для семей, которые подают заявления на эту меру соцподдержки в текущем году, сумма выплаты составит 14 тысяч 492 рубля ежемесячно.
Напомним: эта выплата назначается семьям, в которых появился первый ребенок, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал года, предшествующего году обращения.
Для обратившихся в этом году в расчет берется прожиточный минимум за второй квартал 2020 года, который составил в среднем 15 тысяч 568 рублей. Соответственно, двукратный размер прожиточного минимума равен 31 тысяче 136 рублям. То есть, если в семье – мама, папа и ребенок, и при этом доход этой семьи меньше 93 тысяч 408 рублей, то у такой семьи есть право на получение выплаты. Если семья состоит, например, только из мамы и первенца, а доход не превышает 62 тысяч 272 рублей, то и в этом случае выплата также положена.
Выплата предоставляется до трехлетнего возраста ребенка. Сначала эта мера поддержки назначается до исполнения ребенку года, затем нужно обратиться за ее продлением до исполнения ребенку двух, а затем – трех лет.
По данным Минтрудсоц РК, с начала 2021 года получателями ежемесячной выплаты при рождении первенца стали 6376 молодых родителей.
Центр защиты материнства и детства запись закреплена
Постабортный синдром
15 негативных ПОСЛЕДСТВИЙ АБОРТА для семейных отношений:
Как видите, пресловутая проблема ухудшения детородных функций женского организма – мягко говоря, далеко не единственное и не всегда самое тяжелое последствие абортов. Кроме того, всегда стремлюсь донести до супругов, что нельзя оценивать происходящее только с позиции дня сегодняшнего, важно и нужно думать и о перспективе, дне завтрашнем. Угрозах, хоть пока еще скрытых, но от этого являющихся только опаснее. Сделанный сегодня аборт может быть воспринят чуть ли не на «ура!», а спустя годы оказаться переосмысленным кем-то из пары, привести разводу. Отсюда, как практик, пришел к твердому убеждению:
Аборт – всегда глубоко затаенная боль и обида кого-то из пары.
Можете соглашаться со мной, или спорить, но твердо знаю, что прав. Неважно, чья именно это обида – женщины, которую заставили идти на аборт, мужчины – который хотел ребенка, но ему в этом отказали, их родителей, которых лишили внуков, это не принципиально – это всегда больно! Сразу ли высказался человек по этому поводу, или (находясь в зависимости от партнера) был вынужден пока промолчать, обида формируется обязательно! В дальнейшем, она станет питательной средой для новых обид, будет только расти и увеличиваться…