свято покровский храм усть каменогорск

Свято покровский храм усть каменогорск

Тел: 8 (7232) 78-15-72, 78-15-24

Адрес: Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, г.Усть-Каменогорск, ул.Акмолинская, 110, р-н Мирный

Семипалатинское чудо: благословение сквозь века

По благословению епископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского Амфилохия создан фильм «Семипалатинское чудо: благословение сквозь века» (режиссер – В. Копаев, оператор – Ю. Кайгародцев, сценарий – В. Копаев, А. Аргос).

Документальная лента, повествующая об истории и чудесах Семипалатинско-Абалацкой иконы Пресвятой Богородицы «Знамение», посвящена 300-летию со дня основания города Семипалатинска и воссозданию образа Царицы Небесной.

Съемки фильма проходили при поддержке ООО ТЭС Сибирь и благотворительного фонда «Энергия жизни».

В картину вошли фрагменты редких архивных видео- и фотохроник и рассказ о святыне Рудного Алтая епископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского Амфилохия.

Троицкий храм города Усть-Каменогорска: История и современность

Иеромонах Иустин (Михаил Михайлович Ларионов),
кандидат исторических наук, руководитель историко-аналитического отдела
по культуре и взаимодействию с музейным сообществом
Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии

Посвящается 200-летию освящения старейшего православного храма Казахстанского Прииртышья (1789 – 1809 гг.).

В 2010 году православные христиане, а также культурная общественность города Усть-Каменогорска отмечают значительное событие в истории родного края – двухсотлетие освящения Троицкого храма, который является старейшей церковной постройкой на всей огромной территории Казахстанского Прииртышья от китайской границы до российских пределов. Более ранним, по хронологии памятником православного церковного зодчества являлся Знаменский собор в городе Семипалатинске, строившийся с 1777 по 1782 годы [1, с. 15], но его ожидала трагическая судьба: он был уничтожен в советский период. [2, с. 191-195] Что же касается Усть-Каменогорска, то Троицкий храм – самая первая кирпичная постройка города, к счастью сохранившаяся, хоть и со значительными утратами.

Покровский храм: История и современность

Иеромонах Иустин (Михаил Михайлович Ларионов),
кандидат исторических наук, руководитель историко-аналитического отдела
по культуре и взаимодействию с музейным сообществом
Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии

Источник

г.Усть-Каменогорск, р-н Мирный, Покровский храм

Адрес: 070010, Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, г.Усть-Каменогорск, ул.Акмолинская, 110.

Телефон: 8 (7232) 78-15-72, 78-15-24.

Проезд автобусом №42, №13 до остановки «Церковь».

Настоятель: иерей Алексий Анищенко.

Время основания прихода: 1945 г.

Время строительства храма: 1999 – 2004 гг.

Первое богослужение в новом храме в 2004 году на Вход Господень в Иерусалим.

Режим работы храма: ежедневно, без выходных с 08:30 до 18:00.

Богослужения: еженедельно, в субботние и воскресные дни.

— в зимнее время с 15:00,

— в летнее время с 16:00

Божественная Литургия – в 9:00

Молебны – в 8:00, Таинство исповеди – в 8:30

Престол: в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освящен 2 ноября 2010 г. Главой Митрополичьего Округа Казахстана Высокопреосвященнейшим Александром, митрополитом Астанайским и Казахстанским.

Престольный праздник: 14 (1) октября, в день Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

День освящения храма: 2 ноября (20 октября).

Святыни: Крест-мощевик с частицей Честного Животворящего Креста Господня и 29-ю частицами многоцелебных мощей святых угодников Божиих: честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, (Ян.7, Ф.24, М.25, Ин.24, Ав.29, С23, Окт.12), апостола и евангелиста Матфея, (+ 60 г.), (Ин.30, Н.16), апостола Андрея Первозванного, (+ 62 г.), (Ин.30, Н.30), апостола Филиппа, (I в.), (Ин.30, Н.14), великомученика Пантелеимона, (+ 305 г.), (Ил.27), великомученицы Варвары, (+ ок.306 г.), (Д.4), великомученика Меркурия, (III в.), (Н.24), мученицы Анастасии Римляныни, святителя Германа, архиепископа Казанского, (+ 1567 г.), (Ин.23, С.25, Н.6), святителей Гурия, архиепископа Казанского, (+ 1563 г.), (Ин.20, Окт.4, Д.5) и Варсонофия, епископа Тверского, (+ 1576 г.), (Ап.11, Окт.4), святителя Никифора исповедника, патриарха Константинопольского, (+ 828 г.), (Мр.13, Ин.2), преподобного Александра Свирского, (+ 1533 г.), (Ап.17, Ав.30), преподобного Саввы Сторожевского (Звенигородского), (+ 1406 г.), (Ян.19, Д.3), великомученика Феодора Стратилата, (+ 319 г.), (Ф.8, Ап.8), великомученика Феодора Тирона, (+ ок.306 г.), (Ф.17, в субботу 1-й седмицы Великого поста), мученика Каллиника, мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев, (+ 1245 г.), (Ф.14, С.20), благоверного князя Константина, преподобной Евфимии, преподобной Марфы, матери Симеона Дивногорца, (+ 551 г.), (Ил.4), мученика Евгения, святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, (+ ок.345 г.), (М.9, Д.6), преподобного Максима Грека, (+ 1556 г.), (Ян.21), преподобного Николы Святоши, князя Черниговского, Печерского чудотворца, (+ 1143 г.), (С.28, Окт.14), преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, (+ 1173 г.), (М.23), преподобных Василия и Григория.

Крест изготовлен во времена правления Екатерины II в 1790 году в Санкт-Петербурге и принадлежал знатному иерарху. В 1954 году 5 мая протоиерей Анатолий Синицин передал крест-мощевик в Покровский храм протоиерею Георгию Кузьменко. С тех пор эта святыня пребывает в Покровском храме. Крест-мощевик износится в центр храма в памятные дни поклонения Честному Животворящему Кресту Господню, а также в праздничные дни почитания святых угодников Божиих, многоцелебные частицы мощей которых вложены и хранятся в кресте.

Новый Покровский храм по праву считается духовным преемником Покровского собора, построенного в г. Усть-Каменогорске в 1888 году и разрушенном в годы безбожной власти в 1936 году. Несмотря на гонения и запреты, а также постоянные скитания с места на место, православная община Покровского собора выжила, и долгие годы молитвенный Покровский дом оставался единственным действующим православным храмом в городе с 300-тысячным населением.

Поначалу собрания верующих проходили по Сенному переулку (ныне ул. Орджоникидзе) в доме № 48, о чем свидетельствует данное заявление на имя председателя Усть-Каменогорского гор. Совета Кировского района:

«… Церковный Совет Устькаменогорской старо-православной Покровской общины настоящим ставит в известность Устькаменогорский гор. Совет, что молитвенные собрания верующих общины с 21 марта 1936 года имеют место происходить по Сенному переулку (ныне ул. Орджоникидзе) в доме № 48. О чем просит сообщить органам местной городской милиции для сведения. 21 марта 1936. № 10».

В 1938 году были закрыты все молитвенные дома как тихоновцев, так и обновленцев и всякие легальные богослужения в городе были прекращены.

Первым настоятелем храма по ул. Ленинской (Мира) стал митрофорный протоиерей Григорий Быстров (до 1948-49 г.г.).

В 1948-1952 г.г. в Покровской церкви проходил служение протоиерей Николай Липовецкий, поляк по национальности, поначалу в качестве клирика, а затем и настоятеля.

В конце 40-х – начале 50-х г.г. ХХ века на церковь обрушилось новое гонение, страшное уже тем, что не было вызвано революционным угаром, а проводилось последовательно, планомерно. Был провозглашен лозунг об окончательном преодолении «религиозных пережитков». Вновь стали закрываться храмы, запрещался колокольный звон, преследовалась любая деятельность пастырей вне церковной ограды.

Трудно сейчас объяснить, почему гонения коснулись Устькаменогорской общины уже на стадии их завершения в общесоюзном масштабе. Можно предположить, что многое держалось на авторитете маститого старца Георгия Кузьменко, и власти не решались осуществить закрытие в центре города храма.

После его смерти настоятелем Покровской церкви был назначен протоиерей Алексий Улович, долгие годы проведший в советских лагерях.

Недолгое настоятельство отца Алексия Уловича омрачилось, не по его, разумеется, вине событиями, ставшими предтечей грядущей ссылки церкви на самую глухую окраину Усть-Каменогорска.

«Заместителю ВК облисполкома

товарищу Козыревой Р.В.

Сообщаю, что в беседе с настоятелем молитвенного дома г. Усть-Каменогорска священником Уловичем по вопросу колокольного звона последний заявил, что колокольный звон с 18 сентября 1960 года будет прекращен. О чем ставлю Вас в известность и прошу проследить…»

Прервем на миг чтение данного документа. Что это? Случайно оказавшийся не на месте источник середины 30-х годов ХХ века. Что-то уже ранее прочитанное, не правда ли? Но на дворе уже начало шестого десятка ХХ в.

«… В отношении поднятого вопроса в областной газете о перемещении молитвенного дома на окраину города следует иметь в виду, что данный вопрос принципиально решить можно, но для этого горсовет должен взамен молитвенного дома подыскать соответствующее помещение и представить необходимую документацию на здание для постановки этого вопроса перед Советом.

Все эти вопросы должны быть учтены.

Уполномоченный по делам Русской

Православной церкви при Совете

Министров Казахской ССР

Нет, уже нет напористости и безаппеляционности середины 30-х годов ХХ века. Но еще далеко до человеческого отношения к собственным гражданам своей страны, посмевшим в годы пятилеток иметь убеждения и веру, отличные от предлагаемой идеологии атеистического государства. Вновь, теперь на долгие десятилетия, прекращен в Усть-Каменогорске колокольный звон.

Возникшая идея перенести церковь на окраину не была оставлена, несмотря на то, что средний возраст прихожан продолжал неуклонно расти, ведь не существовало законодательных актов, которые бы позволяли в любом виде обучить Закону Божию подрастающее поколение. Были, конечно, несмотря ни на что исключения, но в целом религия стала уделом стариков. Перенос храма для многих из них был бы болезненным, в силу элементарной немощи пожилых людей. Но, несмотря на это…

Заседания Исполнительного Комитета

Усть-Каменогорского городского Совета депутатов трудящихся

От 14 февраля 1962 года

В связи с тем, что участок в квартале 213/214, на котором расположен молельный дом Покровской православной общины, в соответствии с планом реконструкции города, решением исполкома Усть-Каменогорского горсовета за № 219 от 24 мая 1961 года отведен управлению «Алтайэнерго» под строительство жилых домов Исполком горсовета РЕШАЕТ:

1. Разместить молельный дом Покровской православной общины в здании по ул.Пролетарской, дом № 2.

2. Просить исполком облсовета депутатов трудящихся утвердить настоящее решение».

Видимо, это решение не было утверждено, т.к. нет свидетельств о размещении церкви на ул. Пролетарской.

Тем не менее, перенос все-таки произошел в 1964 году, в период настоятельства протоиерея Константина Толстых.

Храм переехал в приспособленный домик в поселке Мирный, и с этого момента начинается длительный, в несколько десятков лет период, не отмеченный арестами и кровавыми расстрелами, но наполненный гнетущей тишиной и изоляцией от жизни, протекающей за воротами церковной ограды.

Застойные годы отмечены служением ряда священнослужителей, среди которых настоятели: Константин Толстых, Маришев Сергей Петрович (прибыл из Ленинабада). В диаконы рукоположен в городе Ташкенте в январе 1970 года, а во священники в октябре 1971 года в городе Алма-Ате митрополитом Иосифом (Черновым). Известны имена Козлова Василия Николаевича (1928 г.р.), Ушакова Всеволода Поликарповича (1907 г.р.), Томасова Ивана Яковлевича (ум. в 1971 г.) и других священно- и церковнослужителей.

В государственном архиве хранятся многочисленные документы, свидетельствующие о жизни прихода в застойный период. Не вдаваясь, в общем-то, скучные подробности, можно сказать, что органы местной власти мелочно и придирчиво вмешивались во внутреннюю жизнь Покровской церкви. Любой, самый незначительный вопрос, например, о починке или покраске забора, сооружении синодских помещений и т.д., не мог решиться без вмешательства извне. Это, что касается хозяйственных вопросов.

Давление оказывалось и на пастырскую деятельность клириков храма. Любой священник, кому выпадала очередь произносить проповедь в воскресные или праздничные дни обязан был составлять ее письменно, обычно в объеме ученической тетради в 12-18 листов. Проповеди (или как минимум их часть) проверялись уполномоченным по делам религий и им же выносился вердикт на предмет допуска. В архиве обнаружено целый ряд таких тетрадей, каждая из которых сопровождалась еще и сопроводительным документом, где для высших инстанций давался комментарий на предмет, например, благонадежности и лояльности.

Покровский молитвенный дом по-прежнему оставался единственным в городе с 300-тысячным населением. Период до 1988 года отмечен настоятельством протоиерея Феодора (ныне архимандрит) и протоиерея Иоанна (Спичака). Последний, обладая мастерством резьбы по дереву, стал автором нового иконостаса для Покровской церкви, по сей день украшающего ее интерьер.

В 1988 году настоятелем храма и благочинным становится протоиерей Вячеслав Михайлович Дылевский (ум. в 1997 году). Время его пребывания на вышеназванных церковных должностях совпало с началом возрождения Православия в нашем городе и крае.

20 августа 1998 г. настоятелем Покровского храма г.Усть-Каменогорска, а с 1999 года и благочинным Усть-Каменогорского церковного округа становится иеромонах Амфилохий (Бондаренко) – ныне Преосвященный Амфилохий, епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский, который стал инициатором строительства нового Покровского храма, построенного с 1999 по 2004 годы. Старый же молитвенный дом был снесен в 2005 году, после того, как начались регулярные богослужения в новом, выполненном из дерева златоглавом красавце-храме.Расположить такое обширное по площади строение стало возможным за счет значительного расширения территории прихода в сторону берега реки Иртыш. В то время большую помощь в строительстве оказала аким города Усть-Каменогорска – Вера Николаевна Сухорукова, благодаря которой община прихода получила разрешение на расширение в границах земельного участка.

Проект храма, в традициях деревянного зодчества, разработал Усть-Каменогорский архитектор – Александр Степанович Богушевич. Храм трехкупольный, что символизирует Святую Троицу, и имеет крестообразную форму.
По благословению Высокопреосвященнейшего Алексия, архиепископа Алма-Атинского и Семипалатинского, весной 1999 года был заложен фундамент будущего храма. 13 июля 2000 года был освящен первый венец храма. Строительно-монтажные работы осуществлялись работниками СМУ-3 Иртышского управления строительства. Храм строился, как и в былые времена, всем миром, на пожертвования благочестивых прихожан. Весомый вклад в возведение храмового здания внес Евгений Николаевич Абрамочкин. На его средства в 2000 году была отлита, на Московском колокольном заводе ЛИТЭКС, звонница из восьми колоколов.

Возведение деревянной части храмовой конструкции осуществляло предприятие ТОО «Мелисса», во главе с Воробьевым Александром Ивановичем.

Новый резной иконостас, появившийся в храме в 2003 году, украсили почитаемые прихожанами иконы, написанные протоиереем Андреем Бурдиным. В цокольном помещении разместился Крестильный храм.

Начало богослужений в новом храме было положено в конце Великого поста 2004 года.

Первое богослужение было совершено в праздник Входа Господня в Иерусалим, именуемый также – Вербным Воскресеньем.

Второго ноября 2010 года Глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, при большом стечении народа, совершил великое освящение храма.

5 апреля 2014 года уже исполнилось 10 лет со дня начала Богослужений в новом Свято-Покровском храме города Усть-Каменогорска, пришедшем на смену старому молитвенному дому. В праздничный день Похвалы Пресвятой Богородицы праздничную Божественную Литургию возглавил Преосвященнейший Амфилохий, епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский, в сослужении городского духовенства.

Часовня во имя святителя Николая, Мир Ликийских, чудотворца

14 октября 2017 года, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Преосвященнейший епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий посетил Покровский храм Усть-Каменогорска, где в день престольного торжества совершил Божественную Литургию святителя Иоанна Златоуста.

По окончании богослужения епископ Амфилохий освятил Свято-Никольскую часовню, возведенную на территории прихода.

Здание часовни было построено по благословению Преосвященнейшего Владыки, при активном участии многих благотворителей. Во внимание к усердным трудам на благо Святого Православия епископ Амфилохий наградил благодетелей высокими церковными наградами. Директор ТОО «Мелисса» А.И. Воробьев был удостоен медали Православной Церкви Казахстана «Енбек Yшiн» («За труды»). Благословенными Архипастырским грамотами были награждены руководитель ТОО «East MBR» Н.С. Паянин, директор подразделения «BBM ARSENAL» С.А. Костромец, представитель ТОО «Азия-Вязьма» Б.И. Андерс, заведующий хозяйством Свято-Покровского прихода В.И. Гаврилов.

В этот день, можно сказать, восторжествовала историческая справедливость. Ведь до революции в центре Усть-Каменогорска на Соборной площади рядом с Покровским собором, построенным в 1888 году и уничтоженном в 1936 году, находилась Часовня во имя святителя Николая, Мир Ликийских, чудотворца, построенная в 1885-88 годах и разрушенная в годы безбожной власти.

В часовне постоянно совершаются: молебны, чтение акафистов, отпевания и панихиды.

При написании статьи по истории храма использованы фрагменты статьи «Покровский храм. История и современность» иеромонаха Иустина (Ларионова).

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси

Александр, Митрополит Астанайский и Казахстанский

Амфилохий, Епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский

Источник

Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник

свято покровский храм усть каменогорск. Смотреть фото свято покровский храм усть каменогорск. Смотреть картинку свято покровский храм усть каменогорск. Картинка про свято покровский храм усть каменогорск. Фото свято покровский храм усть каменогорск

Ларионов М. М. (иеромонах Иустин).

ПОКРОВСКИЙ ХРАМ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.

Этим образом для дореволюционного Усть-Каменогорска был Покровский собор. Именно он возникает в воображении людей, обращающихся к прошлому края. Этому способствует наличие большого количества фотографий тех лет, где собор запечатлен с разных точек, но всегда красив, величественен, строен и благороден. Думается, образ этот еще долго не угаснет, а быть может навсегда останется символом безвозвратно ушедшей эпохи.

В нынешнем, 2010 году Усть-Каменогорску исполняется 290 лет. За почти трехсотлетнее существование города собор украшал его всего-то около пятидесяти лет с 1888 по 1936 год.

Его появление в конце ХIХ века не было случайным событием, хотя термин «случайно» здесь вообще едва ли применим.

Речь о другом. Храмы во множестве строились по всей Российской Империи. В разные годы, с момента освоения русскими земель Казахстана и Средней Азии, православные храмы один за другим стали появляться и в этих отдалённых уголках Российской Империи.

Но и эта общая тенденция не стала первопричиной появления Покровского собора. Главных причин было две.

Среди наиболее известных церковных сооружений, построенных к 900-летию Крещения Руси, можно выделить следующие: Князе-Владимирский собор в Киеве, возобновленная из руин Васильевская церковь в городе Овруч (славянский Вручий),

В 1888, юбилейном году, строительство собора было закончено. Как уже ранее говорилось, сохранившиеся фотоснимки позволяют нам детально ознакомиться с его архитектурными достоинствами. Не раз в публикациях промелькивали утверждения о типовых обликах Усть-Каменогорских церквей.

Покровский храм, его основная часть, являл собой огромный четверик, декорированный разновеликими оконными проемами с сандриками-кокошниками и строгим геометрическим орнаментом кирпичной кладки. Большой четверик венчал малый с пятиглавием, завершающимся луковичными главками.

К основному объему с востока примыкали три алтарные апсиды, каждая из которых имела свой барабан с главкой. С запада храм соединяла с притвором зауженная трапезная.

Притвор служил основанием для трехъярусной колокольни с шатровым завершением. Собор окружала ограда: кирпичный цоколь и столбы, кованая решетка. Сторожевые павильоны были решены в виде небольших часовенок.

свято покровский храм усть каменогорск. Смотреть фото свято покровский храм усть каменогорск. Смотреть картинку свято покровский храм усть каменогорск. Картинка про свято покровский храм усть каменогорск. Фото свято покровский храм усть каменогорск свято покровский храм усть каменогорск. Смотреть фото свято покровский храм усть каменогорск. Смотреть картинку свято покровский храм усть каменогорск. Картинка про свято покровский храм усть каменогорск. Фото свято покровский храм усть каменогорск

Новопостроенный храм был оштукатурен. На одной из сохранившихся гравюр строительства собора, выполненных по фотографиям художниками Голембиовским и Ольшевским, отчетливо видна еще неоштукатуренная колокольня и недостроенный основной объем с апсидами алтаря.

Имеющаяся в фондах областного этнографического музея фотография интерьера храма, позволяет судить об иконостасе и части церковной утвари. Многоярусный, резной деревянный иконостас был украшен иконами, выполненными в духе церковной живописи конца ХIХ века.

Резные, деревянные, большие по размерам кивоты с иконами украшали нижние части столпов. Другие иконы поставлялись на аналои и располагались за стенками правого и левого клиросов.

Александр Дагаев родился в 1862 году в городе Бийске в семье протоиерея Владимира. Необходимое для священнослужителя образование юноша Александр получил в стенах Томской Духовной Семинарии, которую он успешно закончил. В 1884 году сочетался браком с дочерью уважаемого Бийского купца Алексея Дробинина Стефанидой. [3]

Скончался владыка Макарий в сане митрополита в 20-х г.г. ХХ века в Николо-Угрешском монастыре под Москвой, находясь по старости и болезни на покое. [4]

Помимо своей роли, как главной святыни православия в Усть-Каменогорске, собор явился также и центром просветительской деятельности.

Это выражалось преподавательской деятельностью клириков собора в ряде учебных заведений города, подвизавшихся на ниве законоучительства.

Закон Божий преподавался в Высшем Городском начальном училище, Мариинском женском училище, Женской гимназии. Ряд заведений обслуживали священники собора, другую часть окормляли служители Троицкой церкви.

Время настоятельства отца Александра отмечено строительством приписного к собору (не имеющего постоянного штата) Трехсвятительского храма в Заульбинской слободе. Храм был построен в 1906 году. [1, с. 179]

«Труды отца Александра на благо Церкви и Отечества были отмечены императорскими наградами. Он был кавалером орденов: Св. Анны II и III степеней и св. Владимира IV степени, имел медали: «В память государя Александра III», в честь 25-летия образования церковно-приходских школ, Крест на Владимирской ленте и медаль в память 300-летия дома Романовых, а также по благословению преосвященнейшего Гавриила, епископа Омского от прихожан был преподнесен драгоценный золотой наперсный Крест за труды по строительству Трехсвятительского храма в городе Усть-Каменогорске и другие награды». [3]

После февральской революции и октябрьского переворота власть СНК [6] распространилась по большей части бывшей Российской империи, в том числе и в Усть-Каменогорске. Начались репрессии в отношении церкви, стоявшей на страже вековых монархических идей и народной нравственности.

«…Обращения священника не нашли отзыва в сердце ослепленного безумными идеями революционера». [3] В силу этого, при отступлении войск атамана Анненкова, содержание в изоляции Якова Ушанова стало невозможным и его пришлось ликвидировать, что и было осуществлено казаками в топке теплохода «Монгол».

Казнь первого председателя местного совдепа послужила предлогом для дикой расправы над протоиереем Александром, несмотря на его полную непричастность к этой акции.

Но новой власти был нетерпим человек, пользующийся всеобщим уважением, пламенный проповедник, обличитель нечестия, человек, который в условиях разгула беззакония до конца не оставлявший преподавания Закона Божия, и даже «…в виду плохой успеваемости учащихся требовал дополнительных часов!» [8]

Арестован отец Александр был во время домашнего обеда 1 января 1920 года. В это время аресты приняли всеобъемлющий характер, их жертвами стали многие известные и уважаемые в Усть-Каменогорске люди: городской голова Сидоров, генерал Веденин, отказавшийся сотрудничать с большевиками владелец типографии Горлов (его открыткам мы благодарны за возможность иметь представление о дореволюционном городе), многие оставшиеся в городе солдаты и офицеры Царской и Белой армий.

Годы Советской власти, с позиции дня сегодняшнего, представляются наиболее интересными для историков и краеведов, так как тема эта долгие десятилетия была закрыта для изучения и не была востребована в советском обществе. В наше время вопросы недавней истории вызывают все больший интерес.

Стали доступными ранее засекреченные документы, разрушающие стереотип восприятия Советского Союза, как некоего сгустка добродетели.

День ото дня выявляются негативные факты пагубного влияния социалистического строя на все стороны жизнедеятельности людей, факты многочисленных нарушений прав человека во всех областях его бытия, включая свободу вероисповеданий и многое другое.

С помощью ряда документов, попробуем воссоздать основные этапы истории Покровской общины в послереволюционный период, характеризующейся пятью основными этапами:

4) Период удушливого застоя.

5) Время церковного Ренессанса, начиная от «горбачевской» перестройки до нашего времени.

Как для Советского Союза в целом, так и для Усть-Каменогорска в частности наиболее важными для первого этапа послереволюционной эпохи представляется 1923 год, наполненный событиями, определившими ход истории на ближайшие два десятилетия. Речь идет о так называемом Обновленческом расколе.

Раскол учинила группа Петроградского и Московского духовенства, воспользовавшись временным устранением патриарха Тихона от управления церковью и находившегося под домашним арестом.

Не вдаваясь в подробности сущности обновленчества, можно выделить следующие главные требования расколоучителей.

1). Упразднение патриаршества (недавно восстановленного) и взамен Синодальное управление.

4). Упразднение института монашества.

Обновленческие тенденции в Российской церкви наблюдались в центре и на местах еще в дореволюционный период, но пресекались на корню в условиях существования Православия, как государственной религии. Новая власть, стремясь к ослаблению позиций православия, широко использовала внутренние церковные настроения для достижения своих целей.

свято покровский храм усть каменогорск. Смотреть фото свято покровский храм усть каменогорск. Смотреть картинку свято покровский храм усть каменогорск. Картинка про свято покровский храм усть каменогорск. Фото свято покровский храм усть каменогорск свято покровский храм усть каменогорск. Смотреть фото свято покровский храм усть каменогорск. Смотреть картинку свято покровский храм усть каменогорск. Картинка про свято покровский храм усть каменогорск. Фото свято покровский храм усть каменогорск

В силу вышесказанного, обновленцы пользовались впервые годы существования раскола покровительством со стороны Советской власти.

Одна из фракций обновленцев – «Живая Церковь» напрямую сотрудничала с ГПУ.

В результате, верные патриарху епископы и священники подверглись преследованиям, в то время как обновленцы захватывали один храм за другим, часто являясь явными и косвенными виновниками арестов и казней тихоновцев.

В 1923 году все существовавшие в Усть-Каменогорске храмы, в их числе и Покровский собор стали обновленческими и оставались таковыми до их закрытия. Для православных (тихоновцев) началась «одиссея» по приспособленным молитвенным домам. Нужно заметить, что у простого народа обновленцы не пользовались поддержкой. В большинстве случаев захваченные храмы оставались полупустыми. Добравшиеся до руководящих постов в церкви, увешанные всевозможными наградами, они часто напоминали предводителей без войска.

Кроме того, встречаются такие понятия как «Живоцерковники» и «Синодалы». Термин «Живоцерковники» не верен, т.к. эта фракция недолго просуществовала в обновленческой среде и, разумеется, не была главенствующей. Приоритет сохранился за группой «СОДАЦ» (Союз общин Древле-Апостольской церкви), возглавляемой главным идеологом обновленчества, Петроградским протоиереем Александром Ивановичем Введенским, впоследствии ставшим во главе раскола, с пышным титулом:

«Святейший и Блаженнейший Первоиерарх Православных церквей СССР». От соратников Александр Иванович получил еще титул «Митрополит-Благовестник», за свои выдающиеся ораторские способности. Православные же, т.е. сохранившие верность вековым устоям получили данные обновленцами названия «староцерковники» и «старо-православные», которые были приняты представителями Советской власти. При этом не следует путать старо-православных и старообрядцев, появившихся на Руси в результате несогласия с реформами Святейшего Патриарха Никона в ХVII веке.

Документы хранящиеся в ГАВКО свидетельствуют о том, что православные, вынужденные ютиться в домах, не оставляли мысли вернуть себе храмовое помещение. Вот, например, протокол заседания президиума Усть-Каменогорского горсовета, состоявшегося 8-9 сентября 1927 года под председательством Захарова. Под пунктом № 15 рассматривался вопрос о передаче одного из храмов, находящихся в пользовании Покровско-Троицкой общины в ведение Старо-Православной общины (Захаров, Худяков, Баженова, Маяцкий, Изотова, Шайтанов, Клюковский).

«Рассмотрев и обсудив заявление Старо-Православной общины Покровско-Троицкой (обновленцы) о передаче одного из храмов, находящихся в пользовании Покровско-Троицкой общины в ведение Старо-Православной общины (тихоновцы) Президиум Горсовета постановил:

Ввиду того, что Старо-Православная община в 1923 году сама же отказалась взять храм, боясь ответственности и мотивируя тяжелым условием выполнения договора, предлагаемого Адмотделом таким образом обои соборы добровольно были переданы обновленцам, которые заключили договор с Адмотделом и пока до сего времени ни один пункт договора не нарушен, чтобы могло последовать расторжение договора, а поэтому ходатайство Старо-Православной общины оставить без удовлетворения и договор, заключенный с Адмотделом в 1923-25 г. впредь считать в силе, т.е. храмы остаются впользовании общины обновленцев» (такая орфография в подлиннике). [10]

«Протокол № 33 заседания Президиума Устькаменогорского Городского Совета, состоявшегося 8-го ноября 1927 года.

§ 3. Рассмотрение материалов о незаконной перевозке строений быв. Казачьей станицы, находящихся в городе по ул.

К. Маркса, Церковным Советом Православной Общины с. Ново-Устькаменогорского

Одновременно просить УИК дать распоряжение Станичному Совету Ново-Устькаменогорского об изъятии указанного строения от Церковного Совета, а местхозу села б % Меновного передать по договору в аренду Станичному Совету». [11]

Вообще следует обратить внимание на тот факт, что до момента массового закрытия сельских церквей, количество обновленческих и старо-православных общин в Устькаменогорском уезде было примерно равным, с преобладанием старо-православных, имеющих 28 сельских храмов и молитвенных домов против 20-ти синодальных. Храмовый перевес наблюдался за синодальными лишь в городе: 1:3 [12]

Постепенно церковная жизнь сводилась к крупным населенным пунктам и городам области. В середине 30-х г.г. ХХ века продолжали действовать в Усть-Каменогорске две половины когда-то единой общины Покровского собора: обновленцы и старо-православные. Правда произошли некоторые серьезные изменения в отношениях между Советским государством и обновленцами. Постепенно, в связи с нарастанием политики массовых репрессий, власть перестала различать тихоновцев и синодалов. Вся мощь механизмов подавления обрушилась и на раскольников, сыгравших свою роль в разложении церкви и теперь ставших ненужными. Последовали, в общесоюзном масштабе, закрытия обновленческих церквей, аресты рядового духовенства и видных иерархов, в числе которых оказался известный «якобинец», митрополит всея Сибири Петр (Блинов) навеки исчезнувший за воротами Могилевского следственного изолятора. Первая серьезная утрата для обновленческой Покровско-Троицкой общины произошла еще в 1928 году, когда был на долгие десятилетия закрыт старейший ныне в Прииртышье Троицкий храм в крепости.

Таким образом, по Усть-Каменогорску к середине 30-х г.г. сложилась следующая ситуация. Обновленцы владели Покровским собором и Трехсвятительской церковью в Заульбинской слободе (по нынешней ул. Бажова, напротив старого корпуса Пединститута). Старо-православная община теперь размещалась по улице Красно-Октябрьской (ныне Ауэзова) о чем свидетельствуют архивные документы.

Члены Церковного Совета: Ищенко Сергей Макарович, Гусев Андрей Иванович, Карликова Анастасия Сергеевна, Петрова Мария Петровна, Скавырская Александра Егоровна, Нестеренко Матвей Иванович.

Старо-Православная Покровская община имела аналогичный Исполнительный орган. Сохранился список с указанием Ф.И.О., возраста, места службы и занимаемой должности, рода занятий с 1914 года до времени составления списка, а также пометки о судимости (или отсутствии таковой) и (что важно) домашние адреса.

Члены Совета: Климченко Яков Михайлович, Хридин Адриан Семенович

Члены: Хридин А.С., Кошлева Анна Алексеевна.

Было две церковных старосты (ктиторы): Платунова Анна Андреевна и Меркурьева Вера Афанасьевна.

Известны имена православных служителей Покровской общины:

В середине 30-х годов ХХ века православные не оставляли попыток вернуть себе Покровский собор, или хотя бы его часть.

На заседании Президиума Усть-Каменогорского Горсовета, состоявшегося 8 октября 1934 года под пунктом 7 (седьмым) разбиралось следующее дело:

«…Слушали: Заявление членов Покровского приходского Совета о разрешении производить молитвенные собрания в одной из половин собора.

Постановили: Ходатайство общины удовлетворить, занятие одной из половин собора рекомендовать договориться с обновленческой общиной». [15]

Документ подтверждает изменение отношения Советского государства к обновленцам. Власти уже не столь категоричны как ранее. К сожалению, Покровский собор полностью продолжал принадлежать обновленцам, которые, не допуская православных, своими силами не в состоянии были поддерживать внешнее и внутреннее благолепие собора.

Еще раньше тяжбы за право служения в Покровском соборе, а именно 16 марта 1934 года над городом перестал раздаваться «малиновый звон» колоколов.

В этот день происходило очередное заседание президиума Горсовета, на котором под пунктом № 7 стоял следующий вопрос:

«Слушали: Заявление трудящихся масс о прекращении колокольного звона на Покровском сборе.

Постановили: В связи с поступлением заявлений трудящихся масс о прекращении колокольного звона на Покровском соборе и учитывая, что последний (звон) мешает работе учреждений и организаций, особенно в дни старобытового религиозного праздника Пасхи. Предложить церковному Совету общины верующих христиан Покровского Собора прекратить колокольный звон на Соборе, как в пасхальные дни, так и во все остальные дни сбора верующих христиан». [16]

Каждый представляет сегодня, чем бы грозило приходскому Совету и верующим в те годы отказ от подобного рода предложения. Звон был прекращен.

Не в силах содержать собор, выплачивать все возраставшие налоги на помещение и священнослужителей, синодалы в апреле 1935 года добровольно оставили собор, помещением которого незадолго до этого не желали делиться с православной общиной.

Перед нами протокол № 5 заседания Президиума Усть-Каменогорского Горсовета от 3 апреля 1935 года.

«…§ 3. Слушали: Рассмотрение ходатайства и утверждение протокола общего собрания и совета общины религиозников и перемещении из собора с предоставлением помещения.

В ходатайстве удовлетворить. Протокол общего собрания общины утвердить., предложить Зав. горкомхозом и руководителю жил.союза немедленно предоставить помещение для религиозников вполне пригодным для служения. (все эти нелепые обороты в подлиннике). Просить Райисполком решение Президиума Горсовета утвердить». [17]

Так случилось и в Усть-Каменогорске. Покровский собор был закрыт и превращен в зернохранилище.

После закрытия у Покровского собора были с помощью тракторов снесены купола, но храм стоял еще немногим больше года.

Наступил роковой для собора 1936 год. Давно угасла жизнь большинства сельских приходов. Но в Усть-Каменогорске продолжали действовать два обновленческих храма: Покровский молитвенный дом и Трехсвятительская церковь, и православный Покровский молитвенный дом. Правда размещался он уже не по Красно-Октябрьской улице, а по новому адресу, о чем свидетельствует следующее заявление на имя председателя Усть-Каменогорского гор. Совета Кировского района.

«… Церковный Совет Устькаменогорской старо-православной Покровской общины настоящим ставит в известность Устькаменогорский гор. Совет, что молитвенные собрания верующих общины с 21 марта 1936 года имеют происходить по Сенному переулку (ныне Орджоникидзе) в доме № 48. О чем просит сообщить органам местной городской милиции для сведения.

21 марта 1936. № 10». [18]

Некоторые изменения коснулись и обновленцев. Теперь их общину возглавил протоиерей Быстров. Ниже приводится анкета

На служителя культа Покровской церкви Усть-Каменогорска, Кировского района обновленческой ориентации.

2. Родился в 1878 году

5. Под судом не был

6. Район деятельности: г. Усть-Каменогорск Кировского района

Район деятельности благочиния: Кировский район

7. адрес: г. Усть-Каменогорск, Кировского района. ул. Ленинская, 23.

13-ого сентября 1935 г. Н. Быстров». [19]

В 1936 году у протоиерея Быстрова, настоятеля Покровского собора, а также протодиакона Симеона Георгиевича Вишнякова, клирика православной Покровской общины государство обложило налогом на мясо. Это несправедливое обложение было ими обжаловано в заявлениях.

Оба ходатайства были положительно удовлетворены, и сделано разъяснение, что священнослужители налогом на мясо не облагаются. [20]

В последний день мая 1936 года состоялось Заседание Устькаменогорского городского Совета. Решались различные будничные проблемы.

Пятым пунктом протокола собрания, который был записан простым карандашом в ученической тетради, был раздел «разное». После решения судьбы некоего подсобного работника, чем-то провинившегося, заслушали сообщение:

«… О разборке здания бывшего собора.

Не стало Покровского собора. На имеющейся в фондах ВКОЭМ фотографии, сделанной с высоты Пожарного депо в 1937 году среди знакомых строений центра города ощущается нехватка чего-то. Собора. Впоследствии были снесены торговые ряды и часовня на базарной площади, а территория двух бывших площадей соединились в границах новопосаженного парка им. С.М. Кирова.

«Постановление президиума Каз. ЦИК «О закрытии Заульбинской церкви».

На основании ст. т. 49,51 постановления ВЦИК от 8.04.28 г. о культах, договор с общиной верующих при Заульбинской церкви расторгнуть ввиду не исполнения общиной предложения технической комиссии о ремонте здания церкви. Заульбинскую церковь ликвидировать. Здание передать в распоряжение Заульбинского сельского совета, под культурно-просветительное учреждение. 21 сентября 1936 года». [22]

Возникает вопрос, оставались ли очаги обновленчества после закрытия городских храмов? В настоящее время ответить на этот вопрос однозначно не представляется возможным. По воспоминаниям Устькаменогорского старожила, ныне покойного, Петра Константиновича Нагибина в разное время (после закрытия собора) община верующих занимала следующие помещения: бывшую винную лавку по ленинской улице (позже Мира, ныне Головкова), здание на углу Школьного переулка и М. Горького; здание по ул. К. Либкнехта (второй справа дом от Сенного переулка). Поскольку, кроме Школьного переулка, иные адреса не подтверждены документально, то можно сделать вывод: приспособленные помещения использовались христианами, юрисдикционная ориентация которых не была известна П.К. Нагибину. Адреса старо-православной общины нам известны (два из них). Следовательно, нельзя исключить данные Нагибина П.К. из истории обновленчества в Устькаменогорске.

В заключение, по первому послереволюционному периоду, следует добавить, что в 1938 году всякие легальные богослужения в городе были прекращены после закрытия последних молитвенных домов как тихоновцев, так и обновленцев.

Перед Великой Отечественной войной, в 1940 году была разобрана, уже несколько закрытая для богослужений Трехсвятительская церковь в Заульбинской слободе. В областном архиве сохранились документы, свидетельствующие об использовании на светские нужды остатков этого храма. Вот, например, выписка из решения бюро городского Комитета КП (б) от 26 июня 1940 года (почти ровно год до 22 июня 1941 г.), касающаяся благоустройства и строительства в городе.

«…§ 14. Просить ВК облисполком дать указание Кировскому райисполкому о передаче имеющихся в Заульбинке каменных плит городу для использования их на строительство тротуаров.

Секретарь Устькаменогорского ГК КП (б) К (В. Тихонов)». [23]

Через некоторое время появляются еще два документа, касающихся этого вопроса.

«…Решение Исполнительного Комитета Восточно-Казахстанского областного Совета депутатов трудящихся

г. Усть-Каменогорск 1940 год

О передаче имущества на месте разобранной церкви в Заульбинке Устькаменогорскому Исполкому

Исполнительный комитет решил:

1. Обязать пред. Исполкома Кировского Райсовета (тов. Ушакова) передать Устькаменогорскому Горисполкому каменные плиты и железные решетки на месте разобранной церкви в Заульбинке.

2. Обязать Пред. Исполкома Устькаменогорского Горсовета тов. Бостекпаева:

б) Плиты использовать на благоустройство парка имени тов. Кирова.

Зам. пред. Исполкома В-К обл. Сов. Деп. труд. (Н. Кузембаев)

Секретарь (А. Гузовский)» [24]

Наконец последний документ в трагической истории Трехсвятительского храма.

Исполнительного комитета В-К областного Совета депутатов трудящихся

г. Усть-Каменогорск № 616 от 30 августа 1940 года

Об использовании каменных плит и железных решеток в разобранной церкви в селе Заульбинке

Исполнительный комитет решил: Все наличие каменных плит и железных решеток в разобранной церкви в селе Заульбинке, как не использованные в селе Заульбинке Кировского района передать Исполнительному комитету Устькаменогорского Гор. Совета Депутатов трудящихся для мощения тротуаров и установления соответствующих оград.

Председатель Исполкома В-К обл. Совета Депутатов трудящихся (Д. Барышев) Секретарь исполкома (А. Гузовский)». [25]

По данным некоторых исследователей, количество православных храмов в СССР к 1941 году, находящихся в ведении митрополита Сергия (Страгородского) не превышала 97 (девяноста семи!). То есть могучая дореволюционная церковь оказалась практически уничтожена. Лишь в крупных городах: Москве, Ленинграде, Киеве, наиболее крупных республиканских и областных центрах продолжали действовать «образцово-показательные» приходы. Но в масштабах СССР вышеприведенная цифра ничтожна. Огромные, некогда богатые приходами регионы оставались без единого храма.

Что касается прихожан, то по мере закрытия громадного большинства храмов, уже не приходилось выбирать куда идти.

Все шли в храм той ориентации, который действовал в том или ином населенном пункте.

Перед самой войной 1941-1945 г.г. количество православных храмов численно возросло. Но это было связано с присоединением к СССР западных областей Украины и Белоруссии, а также Бессарабии и Прибалтийских государственных образований: Литвы, Латвии, Эстонии с целыми епархиями, сохранившимися со времен Российской Империи. Однако на ситуацию в остальной части страны это никак не повлияло.

Потребовалась кровопролитная бойня тяжелейшей за всю историю человечества войны, концентрация всевозможных ресурсов, политика оккупантов в отношении церкви на захваченных территориях (немцы в массовом порядке открывали уцелевшие церкви по всей контролируемой ими части СССР), наконец, патриотическая позиция русской Православной Церкви, вставшей на позиции защиты Отечества, невзирая на недавно учиненный погром, чтобы Советское государство, переживавшее тяжелейший период повернулось лицом к духовным нуждам огромного количества своих граждан, многие из которых прекрасно помнили традиции Православного царства, невзирая на ожесточенную антирелигиозную борьбу.

«4 сентября 1943 года у Председателя Совета народных Комиссаров СССР Совнаркома с Патриаршим Местоблюстителем Блаженнейшим Митрополитом Московским и Коломенским Сергием, митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием и Патриаршим Экзархом Украины митрополитом Киевским и Галицким Николаем». [26, с. 55 ]

На встрече обсуждался ряд вопросов, касающихся жизни Церкви, И.В. Сталин положительно отнесся к желанию церкви восстановить Патриаршество, созыву Поместного Собора, открытию учебных заведений, возобновлению издательской деятельности.

Вслед за этими событиями в массовом порядке, по всей стране, начали открываться ранее закрытые храмы, а где таковые были разрушены (как в Усть-Каменогорске) строиться новые, либо решались вопросы помещения церквей в приспособленных помещениях (молитвенных домах).

К концу 40-х годов ХХ века в центральной части Усть-Каменогорска уже действовал Православный Покровский храм.

Далеко не величественный собор, погибший за 10 лет до этого, но все же жизнь прихода стала налаживаться.

На смену обновленческим пришли православные (Московский Патриархат) епархии. Усть-Каменогорск на первых порах входил в состав Семипалатинско-Павлодарской епархии, возглавляемой в разное время архиепископом Палладием (1947 г.) и епископом Варсонофием (-1950). Впоследствии Семипалатинская кафедра была упразднена, а приходы ее вошли в состав Алма-Атинской и Казахстанской епархии. Эта епархия в границах Казахской ССР просуществовала до 1991 года.

Практически весь период истории Православия в СССР характеризуется значительным изменением в отношениях между государством и Церковью.

Политика прямого жесточайшего гонения, трансформировалась в последнее десятилетие жизни И.В. Сталина во вполне лояльное восприятие роли церкви в жизни общества. Во множестве открывались ранее закрытые храмы, где это было необходимо общинам для богослужений передавались нетиповые помещения (как в Усть-Каменогорске, Павлодаре и т.д.) Из тюрем, лагерей и ссылок возвращалось к пастырскому служению уцелевшее духовенство, осужденные за религиозные убеждения простые верующие.

Правительство СССР во главе с И.В. Сталиным оказало самую непосредственную помощь церкви в организации и проведении Собора епископов для избрания Патриарха Московского и всея Руси, который состоялся в Москве 8 сентября 1943 года. Патриархом был избран Митрополит Сергий (Страгородский) в течение почти двух десятилетий фактически исполнявший обязанности первосвятителя (ум. в 1944 г.).

«Тогда же постановлением Правительства был образован Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР.

Этот государственный орган был создан для осуществления связей между Советским правительством и русской Православной Церковью.

Председателем совета был назначен Г. Г. Карпов». [26]

В конце 40-х – начале 50-х г.г. ХХ века на церковь обрушилось новое гонение, страшное уже тем, что не было вызвано революционным угаром, а проводилось последовательно, планомерно. Был провозглашен лозунг об окончательном преодолении «религиозных пережитков». Вновь стали закрываться храмы, запрещался колокольный звон, преследовалась любая деятельность пастырей вне церковной ограды. В год закрывалось до 850-ти церквей.

Трудно сейчас объяснить, почему гонения коснулись Устькаменогорской общины уже на стадии их завершения в общесоюзном масштабе.

Можно предположить, что многое держалось на авторитете маститого старца Георгия Кузьменко, и власти не решались осуществить закрытие в центре города храма. После его смерти настоятелем Покровской церкви был назначен протоиерей Алексий Улович, долгие годы проведший в советских лагерях.

Недолгое настоятельство отца Алексия Уловича омрачилось, не по его, разумеется, вине событиями, ставшими предтечей грядущей ссылки церкви на самую глухую окраину Усть-Каменогорска.

«Заместителю ВК облисполкома товарищу Козыревой Р.В.

Сообщаю, что в беседе с настоятелем молитвенного дома г. Усть-Каменогорска священником Уловичем по вопросу колокольного звона последний заявил, что колокольный звон с 18 сентября 1960 года будет прекращен. О чем ставлю Вас в известность и прошу проследить…»

Прервем на миг чтение данного документа. Что это? Случайно оказавшийся не на месте источник середины 30-х годов ХХ века.

Что-то уже ранее прочитанное, не правда ли? Но на дворе уже начало шестого десятка ХХ в.

«… В отношении поднятого вопроса в областной газете о перемещении молитвенного дома на окраину города следует иметь в виду, что данный вопрос принципиально решить можно, но для этого горсовет должен взамен молитвенного дома подыскать соответствующее помещение и представить необходимую документацию на здание для постановки этого вопроса перед Советом.

Кроме этого необходимо учесть церковную обстановку на месте и какую реакцию это перемещение может вызвать.

Все эти вопросы должны быть учтены.

Уполномоченный по делам Русской Православной церкви при Совете Министров Казахской ССР

г. Устькаменогорск» [27]

Нет, уже нет напористости и безаппеляционности середины 30-х годов ХХ века. Но еще далеко до человеческого отношения к собственным гражданам своей страны, посмевшим в годы пятилеток иметь убеждения и веру, отличные от предлагаемой идеологии атеистического государства.

Вновь, теперь на долгие десятилетия, прекращен в Усть-Каменогорске колокольный звон.

Возникшая идея перенести церковь на окраину не была оставлена, несмотря на то, что средний возраст прихожан продолжал неуклонно расти, ведь не существовало законодательных актов, которые бы позволяли в любом виде обучить Закону Божию подрастающее поколение. Были, конечно, несмотря ни на что исключения, но в целом религия стала уделом стариков. Перенос храма для многих их них был бы болезненным, в силу элементарной немощи пожилых людей. Но, несмотря на это…

Заседания Исполнительного Комитета Усть-Каменогорского городского Совета депутатов трудящихся

В связи с тем, что участок в квартале 213/214, на котором расположен молельный дом Покровской православной общины, в соответствии с планом реконструкции города, решением исполкома Усть-Каменогорского горсовета за № 219 от 24 мая 1961 года отведен управлению «Алтайэнерго» под строительство жилых домов Исполком горсовета РЕШАЕТ:

1. Разместить молельный дом Покровской православной общины в здании по ул. Пролетарской, дом № 2.

2. Просить исполком облсовета депутатов трудящихся утвердить настоящее решение». [28]

Видимо это решение не было утверждено, т.к. нет свидетельств о размещении церкви на ул. Пролетарской. Тем не менее, перенос все-таки произошел в 1964 году, в период настоятельства протоиерея Константина Толстых. Храм переехал в приспособленный домик в поселке Мирный, и с этого момента начинается длительный, в несколько десятков лет период, не отмеченный арестами и кровавыми расстрелами, но наполненный гнетущей тишиной и изоляцией от жизни, протекающей за воротами церковной ограды.

Лишь попав в ограду, скрывающую внутренний двор можно было увидеть, что дом небольших размеров, чем казалось снаружи.

Внутри православные постарались придать зданию облик настоящего (типового) храма: алтарь, иконостас, солея, нижний и верхний клиросы, помещение для исповеди и свечного ящика, а также многое другое необходимое для совершения богослужений (фотографии интерьера, наружной части, наблюдения автора и т.д.).

В государственном архиве хранятся многочисленные документы, свидетельствующие о жизни прихода в застойный период.

Не вдаваясь, в общем-то, скучные подробности, можно сказать, что органы местной власти мелочно и придирчиво вмешивались во внутреннюю жизнь Покровской церкви. Любой, самый незначительный вопрос, например, о починке или покраске забора, сооружении синодских помещений и т.д., не мог решиться без вмешательства извне. Это, что касается хозяйственных вопросов.

Давление оказывалось и на пастырскую деятельность клириков храма. Любой священник, кому выпадала очередь произносить проповедь в воскресные или праздничные дни обязан был составлять ее письменно, обычно в объеме ученической тетради в 12-18 листов. Проповеди (или как минимум их часть) проверялись уполномоченным по делам религий и им же выносился вердикт на предмет допуска. В архиве автор обнаружил целый ряд таких тетрадей, каждая из которых сопровождалась еще и сопроводительным документом, где для высших инстанций давался комментарий на предмет, например, благонадежности и лояльности.

Вся деятельность священнослужителей должна была быть, по мнению властей, ограничена церковной оградой, хотя конституционные нормы этого не оговаривали. Совершение треб на дому (соборование, причащение, отпетие и др.) рассматривалось как едва ли враждебные вылазки «клерикалов против существующего строя». Были случаи глумления над священнослужителями, и даже избиения. Духовенство было обложено большими налогами.

Их деятельность признавалась нетрудовой, что в советских условиях рассматривалось едва ли не как нарушение трудового законодательства.

До сей поры огромное количество документов, касающихся периода 60-х, 70-х, 80-х годов ХХ века остаются неиспользованными.

Основное внимание привлекают события времен гражданской войны, первых лет существования СССР, Великой Отечественной войны. В наше время доступ к этим документам существует и хочется надеяться на более подробное изучение этого периода.

В двух словах именно так воспринимается этот журнал с позиций дня сегодняшнего, и в большинстве случаев воспринимался верующими в то время.

Разумеется, это проблемы журнала, а жизнь в православии давала миру подвижников веры на всех уровнях, включая иерархов.

Разумеется, важным было то обстоятельство, что II-ая половина 80-х годов ХХ века была отмечена серьезными шагами Советского правительства на пути к всеобщей демократизации общества, так называемая «перестройка» коснулась всех областей жизни человека СССР. Медленно, с трудом, но изменялось отношение к верующим в целом по стране, и в частности к Русской Православной Церкви.

К празднованию 1000-летия Крещения Руси Русской Церкви был передан Свято-Даниловский монастырь в Москве, часть комплекса Киевско-Печерской Лавры, ряд храмов в крупных республиканских и областных центрах. Впоследствии возвращение поруганных святынь стало делом повсеместным.

В провинции, в частности в Усть-Каменогорске, празднование великой даты и тенденции к изменениям отношений между Православной церковью и местными властями проходили менее заметно, чем в центральных городах.

Покровский молитвенный дом по-прежнему оставался единственным в городе с 300-тысячным населением. Период до 1988 года отмечен настоятельством протоиерея Федора (ныне архимандрит) и протоиерея Иоанна (Спичака). Последний, обладая мастерством резьбы по дереву, стал автором нового иконостаса для Покровской церкви, по сей день украшающего ее интерьер. [30]

Как уже говорилось ранее, общины прежних церквей давно перестали существовать. Их остатки влились в общину Покровской церкви.

На месте прежнего, дореволюционного храма теперь возвышается часовня, выполненная из дерева в 2001 году. Часовня посвящена памяти Новомучеников и Исповедников Российских и Казахстанских, в годину лютых гонений за Христа пострадавших. Она является памятником, погибшим людям и храмам.

В заключение хотелось бы привести некоторые данные по культовому зодчеству Усть-Каменогорска:

а) Храмы Усть-Каменогорска по состоянию на 1917 год:

6. Преображенская церковь дисциплинарной роты в крепости

б) Храмы Усть-Каменогорска по состоянию на май 2010 года:

6. Новомученическая часовня (2001 г.)

7. Петро-Павловская церковь (комната). Учреждение № 17 156/2

8. Никольская церковь. Учреждение з/т № 30 (2003 г.)

9. Софийская церковь (Веры, Надежды, Любови и матери их Софии). Детская колония (строится)

10. Сергия Радонежского домовая церковь Троицкого монастыря

11. Герасима Великопермского церковь с. Герасимовка

12. Иконы Божией Матери «Умиление» часовня на Ушановском кладбище

Литература, источники и примечания

2 Сорокин И. В. Художник каменных дел. Страницы жизни академика А.В. Щусева. М. 1987

3 Иеромонах Амфилохий (Бондаренко) «Священномучениче Александре, моли Бога о нас» // Православный вестник. № 1 (18), Усть-Каменогорск, 2003

4 М. Е. Губонин. Патриарх Тихон и история Русской Церковной смуты. Книга I. Санктпетербургъ, «САТИС», 1994

5 Адрес – Календарь Семипалатинской области, Семипалатинск, 1914

7 Алексей Порфирьевич Подойников, священник, впоследствии протоиерей. В 1910 году, после женитьбы на старшей дочери настоятеля Покровского собора, протоиерея Александра Владимировича Дагаева Евфалии был рукоположен епископом Омским Гавриилом в сан диакона к Флоро-Лаврской церкви г. Павлодара. После рукоположения в сан священника, назначен настоятелем Михайло-Архангельской церкви в одноименном селе (ныне Ленинка), где служил до начала 20-х г.г. Переведен настоятелем в г. Риддер. Арестован и расстрелян в 1937 году. Евфалия Александровна, учительница начальных классов школы, скончалась в 1972 году. Материалы иеромонаха Амфилохия (Бондаренко)

9 Михаил Александрович Дагаев, сын А.В. Дагаева. В 1914 году рукоположен в сан диакона к церкви села Михайло-Архангельское (ныне Ленинка). Впоследствии священник, протоиерей. В период репрессий кон. 30-х г.г. ХХ в. по невыясненным обстоятельствам снял сан и уехал в Пензу, где учительствовал.

В 50-х г.г. М.А. Дагаев тайно приезжал в Усть-Каменогорск и Ленинку, навестил родительский дом. Умер в 1973 году. (Сведения родственников Дагаева)

10 Усть-Каменогорск, ГАВКО, Ф.1, Оп.1, Д. 1, лист 94

11 Усть-Каменогорск, ГАВКО, Ф.1, Оп.1, Д.1, лист 115 об.

13 Усть-Каменогорск, ГАВКО, Ф. 1, Оп.1, Д. 90, лист 17

14 Усть-Каменогорск, ГАВКО, Ф. 1, Оп.1, Д. 90, лист 3 об.;

Усть-Каменогорск, ГАВКО, Ф. 1, Оп.1, Д. 90, лист 37

15 Усть-Каменогорск, ГАВКО, Ф.1, Оп.1, Д. 94, Св. 10, лист 131

16 Усть-Каменогорск, ГАВКО, Ф.1, Оп.1, Д. 94, Св. 10, лист 50

17 Усть-Каменогорск, ГАВКО, Ф.1, Оп.1, Д. 113, Св. 13, лист 9 об.

18 Усть-Каменогорск, ГАВКО, Ф.1, Оп.1, Д. 90, лист 66

19 Усть-Каменогорск, ГАВКО, Ф.1, Оп.1, Д. 90. лист 18

20 Усть-Каменогорск, ГАВКО, Ф. 1, Оп.1, Д. 145, листы 19-20

22 Усть-Каменогорск, ГАВКО, Ф. 3, Оп.1, Д. 344, Св. 35, лист 109

23 Усть-Каменогорск, ГАВКО, Ф. 176, Оп.3 а, Св. 3, Д. 18, лист 70

24 Усть-Каменогорск, ГАВКО, Ф. 176, Оп.3 а, Св. 3, Д. 18, лист 69

25 Усть-Каменогорск, ГАВКО, Ф. 176, Оп.3 а., Св. 3, Д. 18, лист 67

27 Усть-Каменогорск, ГАВКО, Ф. 176, Оп.20, Св. 2, Д. 6

28 Усть-Каменогорск, ГАВКО, Ф. 3, 0.3, д. 22, Св. 7. Д. 80-81

29 Усть-Каменогорск, ГАВКО, Ф. 176, Оп. 20. Св. 132, Д. 711, л. 63

30 В связи с переносом Богослужений в новопостроенный Покровский собор весной 2004 года, здание старого молитвенного дома разобрано, а иконостас (без икон) передан Богородице-Рождественскому храму г. Усть-Каменогорска

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *