свято лукиановская пустынь монастырь
Контакты
Доп. телефоны:
+7 (930) 746-00-50 — канцелярия
Добраться до монастыря на общественном транспорте можно с Ярославского ж. д. вокзала г. Москвы электропоездом Москва-Александров
По прибытии в г. Александров следует найти автостанцию, расположенную рядом с ж. д. вокзалом г. Александров.
Чтобы увеличить схему, кликните на нее левой кнопкой мыши.
От автостанции до д. Лукьянцево идет три автобуса в день отправлением 07.30; 14.35; 18.00.
В д. Лукьянцево автобус останавливается прямо у ворот монастыря.
Поделиться:
Православный календарь
Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63). Перенесение мощей прав. Иакова Боровичского, Новгородского, чудотворца (1544).
Свт. Игнатия, патриарха Константинопольского (877). Прп. Елисея Лавришевского (ок. 1250).
Сщмчч. Николая Агафоникова, Владимира Амбарцумова, Александра Соловьева, Николая Архангельского, Емилиана Гончарова и Созонта Решетилова пресвитеров (1937); прмц. Евфросинии Тимофеевой (1942).
Флп., 245 зач., III, 8–19.Лк., 50 зач., X, 1–15.Ап.:Гал., 200 зач., I, 11–19.Мф., 56 зач., XIII, 54–58.
ОБЪЯВЛЕНИЯ
Желающих потрудиться во славу Божию в обители приглашаем на жительство в качестве трудников. Подробнее — в разделе сайта «ТРУДНИКАМ».
Ворота обители открываются за полчаса до начала утреннего богослужения. Актуальное расписание богослужений помещается на сайте в разделе «БОГОСЛУЖЕНИЯ».
Таинство КРЕЩЕНИЯ проводится в монастыре после предварительного собеседования с родителями и восприемниками (крестными) по субботам с 09.00 до 11.00. После собеседования будет назначена дата совершения таинства.
Святыни
Поделиться:
Православный календарь
Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63). Перенесение мощей прав. Иакова Боровичского, Новгородского, чудотворца (1544).
Свт. Игнатия, патриарха Константинопольского (877). Прп. Елисея Лавришевского (ок. 1250).
Сщмчч. Николая Агафоникова, Владимира Амбарцумова, Александра Соловьева, Николая Архангельского, Емилиана Гончарова и Созонта Решетилова пресвитеров (1937); прмц. Евфросинии Тимофеевой (1942).
Флп., 245 зач., III, 8–19.Лк., 50 зач., X, 1–15.Ап.:Гал., 200 зач., I, 11–19.Мф., 56 зач., XIII, 54–58.
ОБЪЯВЛЕНИЯ
Желающих потрудиться во славу Божию в обители приглашаем на жительство в качестве трудников. Подробнее — в разделе сайта «ТРУДНИКАМ».
Ворота обители открываются за полчаса до начала утреннего богослужения. Актуальное расписание богослужений помещается на сайте в разделе «БОГОСЛУЖЕНИЯ».
Таинство КРЕЩЕНИЯ проводится в монастыре после предварительного собеседования с родителями и восприемниками (крестными) по субботам с 09.00 до 11.00. После собеседования будет назначена дата совершения таинства.
История обители
Обитель основана прп. Лукианом на месте чудесного явления иконы Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1594 г. в соседнем селе Игнатьево был построен новый храм; после освящения, храмовая икона трижды исчезала и обреталась в ближайшем лесу, за три версты «стоящая на воздусе». Священник, с благословения у Патриарха Иова, с помощью прихожан, перенес храм на место чудесного явления иконы, где и поселился сам. В смутное время начала 17 века село Игнатьево сильно пострадало и обезлюдило, храм сохранился, однако запустел на тридцать лет.
Прп. Лукиан, родился близ г. Галича (Углича) около 1610 г. от благочестивых родителей Димитрия и Варвары. Они долго были бездетны и молились Богу о даровании чада. Их молитва была услышана и Бог дал им мальчика, названного во Святом Крещении Иларионом. Грамоте, Священному Писанию, молитве, посту, ночным бдениям, богомыслию 12-летний отрок обучался у своего отца, постригшегося по обету в монашество с именем Дионисий, в построенной им пустыньке. По его смерти, желая обрести опытного наставника в иноческих подвигах, Иларион обошел несколько обителей, но везде обращал на себя внимание своим высоким житием. В 1640 году он узнал о запустевшем храме Рождества Богородицы близ Александровской слободы. Найдя его полуразрушенным, он обнаружил чудотворную икону невредимой. Подвижник построил здесь себе келью и вскоре был пострижен пришедшим по промыслу Божию священником в монашество и именем Лукиан. Вместе восстановили они храм, позже к ним присоединились еще несколько человек.
Но враг рода человеческого через недобрых людей, местных жителей, воздвиг гонение на подвижников. Братию разогнали, а Лукиана отправили в Москву, неправедно обвинив его в «нечистой жизни». Там он был определен на черную работу в Чудов монастырь. Преподобный смирился, кротко нес самые тяжелые послушания, удивляя всех его насельников, а особенно игумена. Вскоре из пределов архангельских прибыл к Патриарху инок вновь образованного там монастыря с просьбой благословить туда настоятеля. Патриарх, по совету Чудовского архимандрита Кирилла, рукоположил Лукиана в иеромонаха и в 1646 г. назначил настоятелем в архангельскую обитель.
Однако и там ожидали его многие скорби и неприязнь братии, которой строгий монастырский порядок Лукиана был не по душе. Лукиан не стал настаивать; возблагодарив за все Бога, он благословил братию и удалился в любимую им пустынь. Был снова изгнан, но через год вернулся с патриаршей благословенной грамотой. С ним пришло несколько человек, составивших духовное воинство, от которого отступили прежние ненавистники пустыни. Произошло это так. Живя в Чудовом монастыре, прп. Лукиан не мог умолчать о своей пустыни, избранной Самой Царицей Небесной. Благочестивые люди из Москвы прониклись любовью и ревностью к этому святому месту. Они испросили у Царя и Патриарха выдать грамоту и благословение на строительство пустыни, а Лукиана утвердить настоятелем. Это третье начинание обители произошло в 1650 году.
Купцы Александровой слободы просили прп. Лукиана о создании и у них монастыря для инокинь из слободы, в котором хотели видеть его пастырем и попечителем. По многим их просьбам Преподобный смиренно согласился, и монастырь был там построен в 1654 году. Александровская обитель стала общежительной и возглавлялась игуменией, а Преподобный был для сестер пастырем и отцом, неустанно заботившимся обо всем потребном для жизни и спасения. Так на попечении у прп. Лукиана оказалось два монастыря.
Не достигнув преклонных лет, подвижник подошел к порогу смертному. Преставился он в 1655 году, 8 сентября, в престольный праздник своей обители.
Продолжателем духовной традиции прп. Лукиана стал прп. Корнилий. Тогда обе обители были известны далеко за пределами Московской (до 1774 г.) епархии своим высоким духовным строем и внешним благолепием. С 1658 года прп. Корнилий был «учинен строителем и духовником обеими обителями – своею и девическою в Александровой слободе». Более 20-и лет подвизался он в устроении обителей, основанных прп. Лукианом, и неотступно следовал его заветам. Прп. Корнилий скончался 24 августа 1681 г. В 1982 г. он, вместе с прп. Лукианом, были прославлены в лике местночтимых святых Владимирской епархии.
Лукианова пустынь опекалась государями Феодором Алексеевичем, Иоанном и Петром Алексеевичами, многими царевнами, которые жаловали ее землями. Так сбывалось пророчество преподобного Лукиана: «…и будут вас посещать великие люди, князи и боляры, и благоверные цари».
При строителе Авраамии в монастыре были заведены синодик и вкладная книга, а также составлена летопись о начале пустыни, житие прп. Лукиана и история чудотворений от явленной иконы. В 1717 г. он был возведен в сан игумена. Игумен Авраамий скончался в 1718 г. и похоронен под алтарем храма Рождества Пресвятой Богородицы.
Согласно монастырским описям 1718 г., пустыни принадлежали три деревянные часовни со святыми иконами, расположенные на Московской дороге и под Переславлем. В Москве у Сретенских ворот было подворье Лукиановой пустыни.
В 1771 г. по прошению жителей Александрова был учрежден ежегодный крестный ход с чудотворной иконой Рождества Пресвятой Богородицы в шестую Неделю по Пасхе из Лукиановой пустыни в Александров – в память избавления города и окрестностей от чумы.
По плану 1824 г., в пустыни в то время были: собор Рождества Пресвятой Богородицы, храм Богоявления Господня с приделом вмч. Феодора Стратилата, больничный храм вмц. Екатерины, часовня прп. Лукиана, двухэтажный настоятельский и два братских корпуса, а также одноэтажный больничный корпус. Монастырь был обнесен каменной оградой со святыми воротами и семью башнями. Он имел собственный конный, кирпичный и изразцовый заводы, а также несколько мельниц. В престольный праздник Рождества Пресвятой Богородицы у стен монастыря традиционно собиралась осенняя многотысячная ярмарка.
Игумен Макарий (настоятельствовал с 1860 по 1874 гг.) заботился не только внешнем благосостоянии монастыря, но, будучи строгим подвижником, радел о внутреннем благочестии и благочинном житии иноков. Сам он был послушником Саровской пустыни, затем Нямецкой Лавры. Преставился он в 1874 г. и был погребён у алтарной части собора с южной стороны.
За оградой монастыря в гостинице для паломников размещалась церковноприходская школа. В монастырской школе обучались грамоте и церковному пению дети сироты из солдатских семей, жившие в приюте при пустыни. По документам 1917 г. монастырской братии было 37 человек во главе с игуменом Игнатием.
В 1920 г. в Лукиановой пустыни был пострижен в монашество прпмч. Илия Вятлин, расстрелянный 5 апреля 1938 г. на Бутовском полигоне и прославленный в сонме Новомучеников и Исповедников Российских.
В начале 1920-х годов монастырь первым во Владимирской епархии был закрыт. Иноки, заранее предупрежденные о предстоящем аресте, покинули обитель. Все имущество поступило в музей, часть икон и святынь обители была поругана и уничтожена, а строения были переданы соседнему племенному совхозу. Местопребывание явленной чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы доныне остается неизвестным. В 1924 г. храм Богоявления Господня был отдан под приемник для беспризорных детей. В 1925 г. в Екатерининском храме был устроен клуб. Часовня прп. Лукиана была разрушена в 1926 г., но Промыслом Божиим мощи Святого сохранились под спудом неповрежденными. Впоследствии церковные здания были переданы городской тюрьме для малолетних преступников. Места погребений потомков Василия Собакина, отца царицы Марфы, супруги Иоанна Грозного, игумена Лукиановой пустыни Авраамия и других настоятелей (в крипте под алтарем Рождественского собора) были разграблены, осквернены и разрушены. В 1970-х гг., в монастыре поместили дом престарелых, с отделениями для душевнобольных и слепых. В 1988 г. монастырский комплекс передан для использования Александровскому комбинату искусственных кож, который использовал его как хозяйственную базу.
Лукианова пустынь в 1991 г. первая во Владимирской епархии возродилась из небытия. К тому времени древний монастырь пришел в полный упадок. Открытие пустыни состоялось в 6-ю Неделю по Пасхе и оказалось связанным с обновлением крестного хода, установленного в 1771 г. В 1992 г. были обретены находившиеся более 350-и лет под спудом святые мощи прп. Лукиана.
Некоторые из новых насельников монастыря уже упокоились на кладбище восстанавливаемой обители. Так, медсестра Екатерина, которой в советское время являлся в тонком сне возжигавший в разрушенном храме лампады монах-старец, упокоилась в монастырской земле, будучи уже монахиней Варварой. Неподалеку от нее находится могила пустынножителя, известного духовного писателя монаха Меркурия (Попова, +1996), автора книг «В горах Кавказа» и «Записки монаха-исповедника».
В 1999 году с Афона по благословению Святейшего Патриарха Алексия была торжественно доставлена икона «Игумения Святой Горы Афон». Эта икона написана греческим иконописцем схимонахом Паисием специально для обители.
Первый Наместник монастыря Архимандрит Досифей (Даниленко), 17 лет возглавлявший его после открытия (с 1991 по 2008 гг.) почил о Господе 13 марта 2009 г. и похоронен на Троекуровском кладбище в г. Москве.
Дополнительные материалы:
Книга « Торжество Лукиановой пустыни 8-го сентября 1893 г. 300-летие обретения Ея иконы Рождества Пречистыя Богородицы». Владимир-на-Клязьме. Типо-Литография Губернской Земской Управы. 1893 г.
Синодик Лукиановой пустыни, XVIII в. ГИМ, отдел рукописей, фонд Барятинского, № 337
Житие Лукиана Переславского РГБ Рукописный отдел ф.304.II. Ед.хр.85
Свирелин А. И. Историческая записка о Лукиановой пустыни (в Александровском уезде). Владимирские губернские ведомости (часть неофициальная). — 1860. — 26 марта (№13); 2 апреля (№14); 9 апреля (№15). — С. 61—64, 66—72.
Белицына Н. В. История Богородице-Рождественской Свято-Лукиановой мужской пустыни Владимирской епархии. Год выпуска 2001. Издатель: Богородице-Рождественская Свято-Лукианова мужская пустынь. ISBN 5-93429-009-6
ПАЛОМНИКАМ
Паломничество – это путь, который верующие издавна совершали для того, чтобы посетить места земных подвигов святых угодников Божиих ради встречи с Богом и для обретения молитвенников о себе. Каждый святой, мощам которого поклоняется верующий христианин в паломничестве, становится ближе и роднее, и молитва к нему становится сердечной. Такое путешествие для поклонения святыням всегда признавалось Церковью как действенное средство для преодоления духовной расслабленности.
Слово паломник происходит от латинского palm — «пальма», благодаря обычаю христианских странников, участников крестного хода в Святой Земле в праздник Входа Господня в Иерусалим, возвращаться оттуда с пальмовыми ветвями, подобными тем, с которыми жители Иерусалима в свое время встречали Христа.
В русском языке есть синоним слову паломник – богомолец, человек, идущий молиться Богу. Главное в паломничестве — это молитва, посещение богослужения и поклонение святыням.
Наш монастырь – это не просто памятник культуры, архитектуры и истории XVIII века, это в первую очередь дом Божий, обитель молитвы, которая творится здесь вот уже несколько сотен лет. Убедительно просим наших паломников не забывать об этом и со вниманием отнестись к монастырским правилам и порядкам.
Благодатными итогами паломничества должны стать покаянный и благочестивый настрой в сердце, и духовное обновление.
Монастырь Свято-Лукианова мужская пустынь близ г. Александрова Епархиальные монастыри РПЦ
История
Основан преподобным Лукианом Александровским 28 августа (10 сентября) 1650 году на месте явления в 1694 году иконы Божией Матери «Рождества Богородицы», впоследствии прозванной Лукиановской.
Первым настоятелем монастыря был прп. Лукиан Александровский, Преподобный Лукиан родился в 1610 г. в г. Галиче. С 8 лет воспитывался отцом в монастыре. Впервые пришел на место будущей обители в 1640 г. и был здесь пострижен в монашество. Был трижды изгоняем отсюда местными жителями. В Чудовом монастыре г. Москвы в 1646 г. рукоположен в священнический сан патриархом Иосифом. С помощью московских купцов отстроил храм Рождества Богородицы и кельи для монашествующих. В 1654 году основал женский монастырь Успения Пресвятой Богородицы в г. Александрове по просьбе александровских купцов. Почил 8 (21) сентября 1655 г., память преставления празднуется на следующий день.
В 1771 г монастырская икона Рождества Богородицы прославилась еще одним чудом. После крестного хода, совершенного с образом вокруг г. Александрова, прекратилась эпидемия чумы. С того времени крестный ход стал совершаться ежегодно (традиция продолжается до сих пор), а икона стала повсеместно известной как «Лукиановская».
В нач. 19 в. был построен новый Братский корпус, а к югу от монастыря возвели монастырскую гостиницу. В 1894 г интерьер собора Рождества Богородицы был расписан. Монастырь имел собственный конный, кирпичный и изразцовый заводы, а также несколько мельниц. Пустыни принадлежали три деревянные часовни на Московской дороге и под Переславлем. В Москве у Сретенских ворот было подворье обители.
В 1922 г. монастырь был закрыт. Все имущество было вывезено, часть икон и святынь поругана и уничтожена. Местопребывание чудотворной иконы Рождества Богородицы доныне остается неизвестным. В обители поместили дом престарелых, с отделениями для душевнобольных и слепых.
В 1991 г. Лукианова пустынь первая во Владимирской епархии возродилась из небытия. В 1992 г. обретены святые мощи прп. Лукиана. Ныне они находятся в храме Богоявления в резной деревянной раке. Мощи прп. Корнилия были обретены в 1995 г. и положены в Троицком храме Успенского женского монастыря г. Александрова.
В 1999 г. по благословению патриарха Алексия II на Афоне греческим иконописцем схимонахом Паисием для обители была написана икона «Игумения Святой Горы Афон». К тому времени был полностью отремонтирован храм Богоявления. В 2001 г. была начата реставрация Богородице-Рождественского собора. По ряду причин она так и не была завершена, ограничившись восстановлением кровли, глав и куполов на храме. В 2002 г. была восстановлена южная стена – одна из первых каменных построек 1718 года. В 2005 году восстановлена одна из семи башен, а в 2011 году – еще одна.
В начале 2008 г. возглавлявший Лукианову пустынь в течение 17 лет архимандрит Досифей (Даниленко) был переведен для служения в Духовную миссию в Иерусалиме. Пробыв там менее года, 13 марта 2009 г. он, находясь в отпуске, скоропостижно скончался от сердечного приступа. Чин монашеского погребения был проведен 18 марта в Свято-Даниловом монастыре. Похоронен отец архимандрит на Троекуровском кладбище г. Москвы.
В 2008 году настоятелем Лукиановой пустыни был назначенигумен Тихон (Шебеко)
28-29 мая 2011 г. состоялись торжества, посвященные 20-летию возрождения Свято-Лукиановой пустыни и Свято-Успенского женского монастыря г. Александрова. Обитель была награждена медалью св. блгв. кн. Андрея Боголюбского I степени «за усердное служение».
В настоящее время у обители имеется земля для подсобного хозяйства, огороды, покосы, скотный двор, небольшая пасека. Однако больших средств требует продолжение реставрации собора Рождества Богородицы. В обители отсутствуют разрушенные Святые врата, только фундамент остался от часовни, стоявшей некогда на месте погребения преподобного Лукиана. Не восстановлен больничный храм вмц. Екатерины. Нуждаются в капитальном ремонте игуменский корпус, монастырская стена, ее башни и многое другое.
О правилах монастыря
Поступающий в обитель должен знать цель и смысл своего пребывания в монастыре – исправление жизни по Божиим заповедям и борьба со своими страстями. Для этого в первую очередь необходимо иметь внутреннюю устремленность к Богу, как Источнику благодатной жизни, всегда и все делать с молитвой к Нему, стремиться к познанию значения и смысла заповедей Божиих, прилежать к чтению слова Божия. Необходимо также пребывать в полном послушании у о. Игумена и старшей братии. Отношение к пище, жилью и одежде должны быть умеренными и скромными. Необходимо воздерживаться от праздности, празднословия и, особенно, от осуждения. Все случающиеся скорби и искушения переносить терпеливо, без ропота, с надеждой на помощь Божию, относясь к ним как к посылаемым от Бога случаям для познания и исправления себя.
Обязанности насельника обители.
Наместник
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
В последние годы ХVII века усердием постриженика Лукиановой пустыни, настоятеля обители с 1694 по 1696 год, а в период строительства — келаря Чудова монастыря, иеромонаха Иоасафа (Колдычевского), началось строительство пятиглавого каменного собора на том самом месте, где явился образ Царицы Небесной и где стоял первый деревянный храм Рождества Богородицы. Возведение собора продолжалось при строителе иеромонахе Моисее (управлял монастырем с 1696 по 1705 год). Храм строился на средства московского купца Онисима Феодоровича Щербакова и других ревнителей, поименованных в летописи обители.
Собор был освящён в 1712 году по указу царя Петра Алексеевича и благословению митрополита Стефана, Местоблюстителя Патриаршего Престола, в настоятельство Лукиановой пустыни строителя Авраамия. На освящении присутствовали сестры царя Петра Алексеевича царевны Марфа и Феодосия Алексеевны.
Собор был пятиглавый, имел паперть. Средняя глава собора была крыта белым железом, четыре других были крыты зелёной черепицей. Кресты на главах были вызолочены. В соборе был пятиярусный резной вызолоченный иконостас. Справа от царских врат был древний образ Всемилостивого Спаса в сребопозлащенной ризе, а за ним в ряду чудотворный образ Рождества Пресвятой Богородицы в виде средника, вставленного в икону с клеймами жития Пресвятой Богородицы. В украшении собора участвовали царские изографы школы иконописца Симона Ушакова и золотых дел мастера Оружейной палаты Московского Кремля.
В благоустроении собора принимали участие не только члены царской семьи, но и царские слуги, лица знатных фамилий, приближённые к царскому двору. В это время поступали многочисленные вклады от людей разных сословий: помещиков, купцов, военных разных чинов и прочих покровителей и почитателей обители, в том числе и от жителей города Александрова. В синодике Лукиановой пустыни поминаются бояре Милославские (сродники первой супруги царя Алексея Михайловича), Лопухины (сродники первой жены Петра Алексеевича) и многие знатные и неизвестные фамилии. Так сбывалось пророчество преподобного Лукиана: «… и будут вас посещати великие люди, князи и боляры, и благоверные царие».
Белый соборный храм с золотыми крестами лишь однажды потребовал капитального ремонта, что и было сделано при настоятеле отце Платоне в 1850 году. Паперть, которая окружала собор с трёх сторон, снаружи была украшена яркими изразцами с растительным орнаментом. Они были изготовлены на монастырском изразцовом заводе. Верх собора был расписан фресками двенадцати великих праздников. До начала XX столетия собор не был расписан изнутри. И только к 1894 году его внутренние стены и, по-видимому, галереи были расписаны сценами из жизни Иисуса Христа в византийском стиле и фигурами отдельных святых. Собор украшало крыльцо из белого камня.
В величественном золочёном шестиярусном иконостасе собора размещались древние почитаемые иконы XVI-XVII веков: справа от царских врат Нерукотворный образ Спасителя с двумя предстоящими Ангелами в новой серебряной ризе, за ним в ряду в киоте под резной сенью храмовая чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы, вставленная в раму с двенадцатью клеймами жития Богородицы; слева от царских врат образ Божией Матери «Страстная», принесенный преподобным Лукианом из Москвы, и древний Богородичный образ «Неопалимой Купины». Этот образ имел клейма, на которых были изображены явления Божией Матери.
В 1893 году при игумене Иерониме (годы настоятельства 1887 — 95) в монастыре торжественно праздновалось 300-летие явления чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы. Готовились к торжествам серьезно. В это время появляется роспись на внутренних стенах храма. Академические по манере в стиле позднего классицизма росписи иллюстрировали жизнь Иисуса Христа и изображали святых. Святые помещены были внизу между окнами, евангельские сцены – над окнами, по три на каждой стене. Письмо светотеневое, пропорции несколько утонченные, рисунок правильный, красочные сочетания сдержаны.
На северной стене располагались композиции: «Исцеление слепорожденного», «Проповедь Иоанна Крестителя в пустыне» и «Благословение детей». В нижнем ряду между окон были изображены преподобные Кирилл, Андрей и Иоанн.
На южной стене были изображены «Воскресение дочери Иаира», «Нагорная проповедь» и «Исцеление расслабленного». Между окон – преподобные Ефрем и Евфимий.
На западной стене размещались три композиции «Крещение Руси», «Богоматерь на престоле со святыми» и «Крещение Ольги». Между окон нижнего ряда были написаны преподобные Савватий, Сергий и Иероним, Антоний и Феодосий, Даниил.
После закрытия обители в 1920 году, центральная часть собора в основном использовалась как сушилка для белья, поэтому милостью и промыслом Божиим росписи в большей своей части сохранились до наших дней. Пока они радуют взор братии и немногочисленных паломников нашей обители, но в будущем, надеемся, вновь засияют своей красотой для всех молящихся в восстановленном храме.
Фасадный ремонт храма был произведен в начале 2000-х годов, но, к сожалению, этим восстановление храма после разрухи богоборческих лет пока и ограничилось.