строение человека для детей мозг человека
Урок здоровья в начальной школе «Познай себя. Мозг человека и его возможности»
Данная разработка в интересной и доступной форме поможет учащимся начальной школы осознать роль головного мозга в организме человека, понять его устройство и принцип работы, заставит задуматься каждого о своем образе жизни, познакомит с полезными рекомендациями. Особенно интересно проходит урок, если проводится совместно с группой заранее подготовленных детей.
Цель: Формирование у детей знаний о головном мозге, осознание роли человека в его развитии.
1. Разъяснить функции и принцип работы головного мозга.
2. Познакомить с особенностями строения больших полушарий.
3. Раскрыть факторы, способствующие лучшей работе головного мозга человека.
4. Формировать мотивационный интерес к ведению здорового образа жизни.
1. Организационный момент и сообщение темы.
— Здравствуйте, дорогие ребята! Вы уже научились читать, писать, считать, решать очень сложные задачи. А задумывались ли вы над тем, какой орган в вашем теле вам помогает думать, учить, запоминать. Где рождаются ваши мысли?
Конечно же, в голове, а точнее: в вашем мозге. И это известно всем.
Но многие ли из вас знают, как он устроен, как работает, чем нужно питаться, чтобы мозг хорошо работал и какие правила выполнять, чтобы он правильно развивался?
Наше занятие сегодня необычно тем, что готовили мы его вместе с учениками и проводить его будем тоже вместе. Тема занятия звучит так: «Познай себя. Мозг человека и его возможности».
2.1. Знакомство с принципом работы головного мозга человека.
— Древние греки считали: все, что человек видит, слышит или чувствует, влетает ему в голову в виде каких-то маленьких частиц.
— Как дробь из ружья, что ли?
— Может быть. И что эта дробь оставляет на мягком мозге отпечатки, как на глине.
— Вся же голова от этой дроби была бы дырявая! Ну и смешные эти греки!
— Э-э, не скажи. Все, что мы видим, слышим и ощущаем, наши глаза, уши, кожа, язык и нос превращают в электрические сигналы, которые и влетают в наш мозг.
— Как же нас током не убивает?!
— Этот ток такой слабенький, что почувствовать его могут только очень чуткие приборы.
— И мозг все-все понимает?
— Конечно, да еще и нужные команды дает. Вот, например, к нему от глаз прилетели такие сигналы: «Сидит большая, черная, злая собака». Мозг немедленно предупреждает все мышцы: «Внимание! Опасность! Приготовиться!»
Вдруг собака вскакивает и бросается на тебя! Глаза молниеносно телеграфируют об этом мозгу и он, не спрашивая твоего разрешения, мгновенно скомандовал всем сразу: «Сердцу работать быстрее, легким дышать чаще, рукам напрячься и быть готовыми к обороне, «убегательным» мышцам бежать что есть мочи, а горлу отчаянно кричать «Мама. «
— А кожа тоже умеет электрические телеграммы посылать?
— Еще как! На каждом малюсеньком, с ноготь мизинца, участке кожи около ста нервных окончаний, Поэтому, в каком бы месте ты ни прикоснулся иголкой к коже, обязательно попадешь в кончик нерва, который мгновенно телеграфирует в мозг: «Спасите! Больно!» В тот же миг мышцы получают команду: «Руку отдернуть!»
— Как же это мозг один со всем справляется? Целый день ему и глаза, и нос, и язык, и кожа, и уши звонят-звонят, а он всем ответить успевает и ничего от страха не путает?
— Он-то ничего не боится, а вот я о нем боюсь рассказывать.
— А почему? Он страшный, да?
— Он страшно сложный. Пусть лучше Рита расскажет.
2.2. Установление сходства и различия мозга и компьютера.
И мозг, и компьютер иногда можно вылечить от болезней (вирусов). Но в отличие от компьютера, мозг нельзя отремонтировать, заменив сломанную деталь или микросхему, купив новую в магазине.
И главное: человек может развивать и совершенствовать свои умственные способности, помогать работе своего мозга, а компьютер без человека не может себя совершенствовать и усложнять.
Интересно, кто-нибудь из вас знает, как выглядят большие полушария нашего головного мозга? На что они похожи?
2.3. Знакомство с особенностями строения больших полушарий головного мозга и его основными функциями.
— Наш мозг похож на половинку грецкого ореха без скорлупы. У каждого из вас на парте лежит такой орех. Рассмотрите его поближе. (Дети рассматривают находящиеся у каждого на парте половинки грецких орехов)
— Серое вещество называют корой головного мозга, и кора эта вся в извилинах и морщинках. Как вы думаете, почему?
— Чтобы в небольшом черепе уместилось как можно больше серого вещества (места скопления наших «микросхем»). Если расправить все складки и морщинки коры головного мозга, она займет несколько столов. Посмотрите, как увеличивается площадь скомканного листа бумаги, когда его расправляешь. (Ученица демонстрирует небольшую коробочку, в которой находится плотно смятый лист бумаги. Затем, она извлекает его из коробочки и расправляет все морщинки и складочки. Площадь листа бумаги при этом увеличивается во много раз).
— Представляете, что было бы, если бы природа не придумала такой фокус с морщинками и складочками? Наши головы были бы похожи на спутниковые антенны. Наш головной мозг устроен очень сложно и об этом вы узнаете в старших классах. А вот кора больших полушарий имеет всего четыре доли: лобную, теменную, две височных и затылочную.
— Давайте еще раз повторим и потрогаем руками эти доли: лобная, теменная, височные и затылочная. (Дети вместе с рассказчицей выполняют задание)
— Какие они на ощупь, твердые? Никакие бугорки и морщинки не прощупываются? Это природа защитила наш головной мозг таким крепким черепом. Но все равно голову надо беречь. Ведь если ударить тяжелым предметом по голове, то можно повредить и череп, и мозг. Можно нечаянно упасть и разбить голову так, что нарушится деятельность мозга. Как вы думаете, чем еще может быть вызвано нарушение деятельности мозга?
2.4. Выявление факторов, способствующих лучшей работе головного мозга.
2.4.1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
— Деятельность мозга может быть нарушена и из-за недостатка кислорода. Поэтому пора научить наших друзей упражнениям, улучшающим мозговое кровообращение.
(Дети выполняют упражнения вместе с ведущей, после чего сравнивают свое самочувствие до и после выполнения упражнений)
Практическая работа в группах.
— А сейчас мы проверим, какой ряд был самым внимательным. Кто сможет вспомнить и нарисовать за 5 минут как можно больше полезных для ума продуктов? На первой парте каждого ряда лежит большой лист бумаги. Ваша задача: вначале посоветоваться с командой и решить, кто какой продукт будет рисовать, а потом приступать к рисованию. Наши помощники-консультанты вам помогут. Итак, время пошло!
(Дети выполняют задание, после чего подводятся итоги и называется число нарисованных каждой командой продуктов).
Объявляется победитель, вручаются призы каждой команде за активное участие.
2.4.3. Позитивное влияние на работу мозга.
— Еще нужно вспомнить один очень важный момент. Ведь покупая в магазине любой прибор или компьютер, вы обязательно должны прочитать инструкцию к нему, то есть правила, которые нужно выполнять при использовании этого прибора. Я хочу вас познакомить с правилами, которые нужно соблюдать, чтобы ваш мозг правильно развивался и хорошо работал. (См. Приложение 3)
Рита и Лиза: (поочередно)
— Полезно пить чай с лимоном. (Хлопок)
— Лучше ни с кем не дружить. (Молчок)
— Полезно читать много хороших книг. (Хлопок)
— Полезно есть рыбу и морепродукты. (Хлопок)
— Полезно ссориться и драться. (Молчок)
— Полезно есть яблоки и апельсины. (Хлопок)
— Полезно есть мясо и молочные продукты. (Хлопок)
— Полезно есть чипсы и пить «Кока Колу». (Молчок)
— Спать ложиться нужно очень поздно. (Молчок)
— Полезно есть салаты из свежих овощей. (Хлопок)
— Полезно стукнуть соседа тяжелым портфелем по голове. (Молчок)
— Полезно есть гречневую кашу. (Хлопок)
— Зелень укропа и петрушки очень вредны. (Молчок)
— Полезно есть морковь и зеленый горошек. (Хлопок)
— Полезно смотреть ужастики и дрожать от страха. (Молчок)
— Полезно есть орехи, особенно грецкие. (Хлопок)
— Полезно завести много друзей и общаться с ними. (Хлопок)
— Полезно толкаться и падать, ведь шрамы украшают мужчин. (Молчок)
— Полезно учить стихотворения. (Хлопок)
— Примеры лучше решать на калькуляторе, чтобы не перегрузить свой мозг. (Молчок)
— Полезно тренировать свой мозг: решать задачи и примеры самостоятельно. (Хлопок)
— Молодцы! Давайте похлопаем друг другу за хорошую работу.
— Наш урок подходит к концу. Все сегодня замечательно поработали.
— Вам было интересно?
— Что нового вы узнали?
— Что понравилось вам больше всего?
— О чем вы сможете рассказать сегодня своим родителям дома?
— Есть ли у вас какие-то дополнения или пожелания?
(Дети отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, пожелания)
— Спасибо всем за прекрасную работу! На этом урок закончен.
Презентация по теме «Почемучка «Как устроен человеческий мозг?»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Как устроен человеческий мозг.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Человеческий мозг состоит из нервных клеток, исчисляемых миллиардами. Клетки мозга выполняют сложную и разнообразную работу.
Одни клетки мозга отвечают за работу внутренних органов: сердца, печени, легких, желудка.
Благодаря клеткам мозга мы говорим, читаем, пишем, слышим, видим, перемещаемся в пространстве.
Кровеносные сосуды Мозг опутан густой сетью кровеносных сосудов, по которым кровь разносит кислород ко всем его клеточкам.
Мозг — великий труженик, он не отдыхает даже тогда, когда мы спим. Ночью у него очень много работы: он восстанавливает силы, пытается решить многие проблемы, которые накопились за день, осмыслить произошедшее, снять эмоциональное напряжение.
Подведем итоги Человеческий мозг — самый сложный орган, созданный природой.
Источники http://allforchildren.ru/why/how37.php http://www.le-cheval-a-rayures.fr/wp-content/uploads/2012/06/brain.jpg http://www.focus.lv/sites/default/files/styles/large_general_655x433/public/baby_sleep_0.jpg http://static.ddmcdn.com/gif/blogs/dnews-files-2013-03-glial-cells-660×433-130308-jpg.jpg http://go-diamond-forever.ru/wp-content/uploads/2014/02/mozg2.jpg http://medinfoalt.ru/wp-content/uploads/2013/05/sosudy.jpg http://www.baikal-daily.ru/upload/iblock/896/wqsrq.jpg http://remedytip.com/wp-content/uploads/2012/02/How-To-Be-a-Better-Listener.jpg http://ufoleaks.su/_nw/49/25324487.jpg http://diesel.kg/forums/uploads/post-6287-0-10427200-1324376934.jpg http://og.biz.ua/wp-content/uploads/pechen.jpg http://www.medclub.ru/img/work/catalog/a_4024_3758.jpg http://petfoodonline.nl/images/maag.jpg http://satoriom.com/wp-content/uploads/2013/10/волны-мозга2-1000х750.jpg http://talisman-zet.ru/upload/image/redneuronal.jpg
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Номер материала: ДБ-1638888
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В Иркутской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Головной мозг: строение, физиология, нарушения, заболевания
Что такое головной мозг, encephalon, его значение?
Головной мозг – это передний отдел центральной нервной системы. Головной мозг располагается в полости черепа, осуществляет взаимодействие организма человека (мужчины, женщины) с внешней средой, интеграцию функционирования всех систем организма. Головной мозг обладает способностью усваивать, упорядочивать, хранить, извлекать информацию о прошлом опыте. Головной мозг является материальным субстратом высшей нервной деятельности.
Филогенетически головной мозг – это передний конец нервной трубки. Онтогенетически головной мозг – это производное мозговых пузырей, из которых образуются отделы головного мозга: конечный мозг, который называется telencephalon, промежуточный мозг, средний мозг, задний мозг, который представлен такими образования, как мост головного мозга, мозжечок, продолговатый мозг. Полости мозговых пузырей развиваются в желудочки головного мозга.
Строение головного мозга
Большой, или конечный мозг представлен двумя полушариями, которые связаны между собой мозолистым телом, corpus callosum. Он состоит из нервных волокон, идущих поперечно из одного полушария в другое. Мозолистое тело обеспечивает единство функционирования обоих полушарий. При перерезке мозолистого тела каждое полушарие головного мозга начинает функционировать независимо друг от друга. Под мозолистым телом располагается свод, fornix. Кпереди от столбов находится передняя спайка, comissura anterior. Между передней частью столбов свода и коленом мозолистого тела находится тонкая вертикальная пластинка мозговой ткани – прозрачная перегородка. Между пластинками перегородки располагается щелевидная полость, которая не имеет эпендимальной выстилки. Ряд авторов называют ее 5 желудочком.
Поверхность полушарий покрыта слоем серого вещества – это кора головного мозга. Под ней находится белое вещество и подкорковые ядра: стриопаллидарная система, экстрапирамидная система.
Если сделать горизонтальный срез головного мозга через большие полушария на уровне таламуса и субталамических ядер, то можно увидеть следующие образования: шишковидное тело, верхний холмик, таламус, уздечка, задняя ножка внутренней капсулы, бледный шар чечевицеобразного ядра, скорлупа чечевицеобразного ядра, латеральная борозда, ограда, передняя часть внутренней капсулы, головка хвостатого ядра, столб свода, передний рог бокового желудочка, колено мозолистого тела, прозрачная перегородка, межталамическая спайка, чечевицеобразное ядро, наружная капсула, крайняя капсула, извилины островка, латеральная борозда, внутренняя капсула, субталамическое ядро, хвост хвостатого ядра, латеральное коленчатое ядро, красное ядро, серое вещество верхнего холмика, червь мозжечка.
Головной мозг новорожденного, детей, ребенка, человека: строение, анатомия
Головной мозг новорожденного младенца короче и шире, чем у детей школьного возраста и взрослого человека. Он лишен всех третичных и ряда вторичных борозд. К концу первого года жизни ребенка головной мозг увеличивается в 2 – 2,6 раза. К 3 годам – увеличивается в 3 раза. Масса головного мозга от рождения до взрослого периода развития увеличивается в 4 раза, а масса тела – в 21 раз.
Масса правого полушария чаще всего больше массы левого полушария. После рождения наиболее интенсивно развиваются теменные и лобные доли. И из-за этого изменяется общая конфигурация головного мозга. В отличие от мозга взрослого человека у новорожденного нейроны различных слоев располагаются тесно рядом друг с другом, из-за этого радиальная исчерченность коры может отсутствовать. Единичные нейроны могут располагаться в субкортикальном белом веществе. В черной субстанции стволовых отделов головного мозга нейроны еще не имеют пигмента меланина, который появляется обычно к 3 – 4 годам. До 3 – 6 месяцев внеутробной жизни в коре мозжечка сохраняется наружный эмбриональный слой, который имеет название «слой Оберштейнера». Слой Оберштейнера состоит из медуллобластов и спонгиобластов. Поверхность нижних олив продолговатого мозга плода гладкая. После рождения ребенка оливы приобретают возвышения и затем заметно увеличиваются с возрастом. Практически постоянно у новорожденных в субэпендимальных отделах вентрикулярной системы боковых желудочков обнаруживаются незрелые клеточные элементы, наличие которых ошибочно напоминает проявления Вирховского локального энцефалита. Незрелые клетки располагаются в субэпендимальном слое диффузно или в виде отдельных очагов. Иногда они прослеживаются вдоль кровеносных сосудов на значительном протяжении белого вещества. К 3 – 6 месяцам жизни ребенка эти клетки постепенно исчезают. Наличие в субэпендимальных отделах вентрикулярной системы большого количества незрелых клеток является дополнительным морфологическим признаком недоношенности плода.
Как меняется масса головного мозга ребенка в зависимости от возраста?
Если проследить, как изменяется масса головного мозга ребенка в зависимости от возраста, то можно заметить следующую картину. Если возраст ребенка от 3 до 8 дней, длина тела 49 – 50 см, то масса головного мозга будет 336 грамм. В 1 месяц рост ребенка 52 см, масса головного мозга – 360 грамм. В 3 месяца рост ребенка 56 см, масса головного мозга 520 грамм. В 6 мес при росте – 62 см, масса ГМ 670 гр. В 9 мес при росте – 67 см, масса ГМ 760 гр. В 1 год рост ребенка 73 см, масса головного мозга 960 гр. В 1,5 года при росте 79 см, масса ГМ 1045 гр. В 2 года при росте 85 см, масса ГМ 1070 гр. В 3 года при росте ребенка 89 см, масса головного мозга 1150 гр. В 5 лет при росте – 106 см, масса гм 1240 гр. В 10 лет при росте 132 см, масса мозга 1300 гр. В 12 лет при росте 145 см, масса мозга 1370 грамм.
Физиология, работа головного мозга
Физологически вся работа головного мозга строится на принципах иерархичности, целостности, системности и пластичности. Это принципы функционирования осуществляют все условные и безусловное рефлексы. Они способствуют протеканию сознательной психической деятельности человека. Принцип иерархичности заключается в том, что филогенетически более молодые отделы головного мозга осуществляют управление более высокого порядка, дополняя, но не подменяя собой функцию более древних в филогенетическом отношении отделов. В результате этого расширяются возможности организма в более тонкой дифференцировке каждого раздражителя каждым анализатором, а также осуществляется более адекватное восприятия общей картины мира на основе корреляции результатов деятельности многих анализаторов.
Высшей формой выражения иерархического принципа является процесс кортикализации функций. С принципом иерархичности сочетаются принципы целостности и системности, которые заключаются в том, что головной мозг функционирует как единое целое со всех нервной системой, при этом получает афферентную импульсацию, осуществляет ее анализ и синтез, формирует поток эфферентных импульсов, которые определяют адекватную деятельность всех периферических органов. В результате формируется устойчивая система, обеспечивающая непрерывную информационную связь: центр – периферия – среда – периферия – центр. Под пластичностью понимается функциональная изменчивость нервных центров, которая отчетливо проявляется в процессе компенсации нарушенных функций головного мозга.
Большую роль в нормальном функционировании головного мозга играет иррадиация возбуждения. Механизм обратной связи заключается в замыкании входа и выхода одного и того же элемента или системы. Механизм доминанты регламентирует взаимоотношения между нервными центрами.
Заболевания, нарушения, поражения головного мозга
Заболевания, нарушения, поражения головного мозга разнообразны. В дальнейших статья мы остановимся на такой патологии, как опухоль головного мозга, киста головного мозга (в том числе арахноидальная, ретроцеребеллярная, ликворная), травмы, сотрясение или ушиб головного мозга, рак головного мозга, гидроцефалия (водянка), атеросклероз сосудов, аневризма, энцефалопатия, демиелинизация, ишемия, ишемический или геморрагический инсульт, инфаркт, атрофия, спазм или сужение сосудов, глиобластома, менингиома, дисфункция, дистония, диффузные изменения, гипоксия (кислородное голодание), энцефалит, воспаление, сосудистые заболевания, атрофические изменения. Клиника при таких заболеваниях зависит от вида патологии.
Лечение головного мозга в Саратове, в России
Сарклиник проводит лечение ряда заболеваний, болезней центральной и периферической нервной системы в Саратове, в России у детей, подростков, взрослых, мальчиков, девочек, парней, девушек, мужчин, женщин, лечение головного мозга в Саратове. Аппаратные и неаппаратные методы лечения позволяют восстановить работу, функционирование нервной системы человека.
Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Мозг — начальник всех органов»
Тукова Елена
Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Мозг — начальник всех органов»
Задачи: Дать знания о головном мозге, в частности его роли в жизни каждого человека. Мозг находится в голове и упорядочивает работу всех других органов. Он управляет всеми движениями тела и контролирует их. Формировать понятие о здоровом образе жизни. Развивать желание заботиться о своем здоровье, о своем организме. Развивать логическое мышление. Воспитывать любовь к себе, к своему телу и к здоровому образу жизни.
— Ребята, вы любите сказки? Сегодня мы побываем в сказке «Волшебник изумрудного города». Слушайте…
Однажды во время грозы, Элли попала в чудесную страну, а чтобы вернуться назад, ей нужно было помочь трем существам исполнить заветные желания. Вместе с Элли мы познакомимся со Страшилой, Железным дровосеком, Львом и чудесными жителями волшебного королевства. По дороге вымощенной желтым кирпичом отправимся с Элли и Тотошкой в Изумрудный город к волшебнику Гудвину, ведь только он сможет помочь девочке вернуться домой.
Давайте пойдем с Элли и поможем ей вернуться домой. Для этого мы должны попасть в Изумрудный город.
Но прежде чем идти, нам надо рассмотреть план нашего путешествия
Упражнение «План путешествия»
Перед детьми на стене расположено большое панно.
План путешествия есть на стене,
План путешествия для наших глаз.
(На каждое слово вверх – вниз.)
Все нам понятно и ясно вполне:
И стрелки, и цвет – подсказка для нас.
(На каждое слово вправо – влево.)
За линией четко глазами следи
(большой круг в одну сторону,
За контуры линий не выходи
(большой круг в другую сторону).
Эта карта ведет нас с любовью
В страну чудес к глазному здоровью!
(Легко моргают.)
Вот теперь можем отправляться в дорогу!
Ритмическая гимнастика «Изумрудный город»
Мы в город Изумрудный Маршируют,
Идём дорогой трудной, Выпад вправо,
Идём дорогой трудной, Выпад влево,
Дорогой не прямой. Кружатся
Заветных три желания, Подскоки на месте
Исполнит мудрый Гудвин. Пружинки
И Элли возвратится Разводят руки в стороны
С Тотошкою домой. Маршируют
И первый, кого мы встретили – Страшила. А вот и он! Здравствуй, Страшила! Давайте с ним поиграем
Французская народная игра «Чучело»
Дети стоят в кругу. В центре находится Чучело. Он стоит, подняв прямые руки в стороны.
Воробьев наскучило Дети, взявшись за руки, идут по кругу.
Чучелу пугать. Чучело выполняет пружинящее полуприседание
Чучело услышало Хлопают в ладоши. Чучело кружится.
На глазах у всех.
Чучелу так хочется Выставляют ноги на пятку. «Чучело»
С нами танцевать. выполняет повороты корпуса вправо и влево
— Что ты такой грустный, Страшила?
Страшила Соломою своею,
Хотел бы попросить я,
— Один из самых главных органов — мозг. Он как начальник над всеми органами, он все знает и за все отвечает. В него, как по проводам, приходят сигналы из внешнего мира, а он отдает приказы всему организму, как реагировать на эти сигналы. Мозг помогает человеку быть человеком. Думать. Ходить. Делать разную работу. Он находится в голове и отвечает за наши мысли и все действия, поступки человека.
— Наш мозг отдыхает ночью, когда темно и мы спим. Но отдыхает не весь мозг, есть у него дежурные клеточки, которые работают даже ночью. Ведь ночью мы видим сны. А вы можете рассказать, что вам снится?
— Мозг управляет целым организмом, а это непросто.
— Вы в этом убедитесь, приняв участие в игре. Подойдите к столу и получите задание. Вы должны составить два предложения о работе мозга по картинкам.
Компьютерная игра «Что лишнее?»
Дидактическая игра: «Что умеет наш мозг»
Задание: (конверты на столе). Дети строят предложение по картинкам прикрепляя картинки к мозгу.
Гимнастика для глаз
«Глазкам нужно отдохнуть.»
(Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть.»
(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут.»
(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут»
(Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.»
(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!»
(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
— Головной мозг как мощный центральный компьютер управляет всеми внутренними органами, решает множество задач, обеспечивая здоровье и жизнедеятельность организма.
— Представьте, что вы укололи или обожгли палец. Что при этом происходит?
— Играя во дворе, дети услышали шум автомобиля. Что произойдет дальше? Дети рассуждают
— Звуковой сигнал принимает орган слуха (ухо) и по нервам передает информацию в мозг, который немедленно посылает им приказ- сигнал,как нужно действовать: обернуться, остановиться или отойти в сторону.
Игра-пантомима «Передай но кругу»
Дети встают в круг и передают друг другу горячую картошку, ледышку, бабочку, цветочек, колючку, пушинку.
Упражнение на развитие логического мышления.
Распределить по группам: Кожа Язык Ухо Глаза или раздать картинки
Слова: холодно, горько, громко, свежо, горячо, тихо, темно, сладко, звонко.
-Все виды деятельности мозга осуществляются одновременно, будто бы человек едет на велосипеде, распевая песни, держа на голове мяч и показывая фокусы. Головной мозг все это делает с легкостью, при этом не забывая думать.
Даже во время землетрясений детей учат прятаться под столы и закрывать голову руками. При аварийных посадках самолетов стюардессы заставляют пассажиров наклонить голову к коленям и накрыть ее согнутыми в локтях руками.
Для улучшения памяти надо выполнять упражнения для тренировки памяти. Решение головоломок и кроссвордов развивает умственные способности.
Динамическая пауза «Зарядка»
Каждый день по утрам (ходьба на месте)
Очень нравится нам
Весело шагать, (ходьба)
Руки поднимать, (руки вверх- вниз)
Приседать и вставать, (приседания)
Прыгать и скакать. (прыжки на месте)
Во время сна мозг и нервная система отдыхают, поэтому человек, соблюдающий режим сна, просыпается утром без труда и чувствует себя отдохнувшим.
Соблюдение режима питания благотворно влияет на нервную систему. У человека повышается аппетит, пища хорошо усваивается.
Нервная система отдыхает во время спортивных игр и прогулок на свежем воздухе.
Соблюдение режима дня помогает избежать переутомления нервной системы.
Ритмическая гимнастика «Изумрудный город»
А вот и второй житель сказочной страны – Железный дровосек.
Жел. Др. А я рождён железным,
Я мог бы стать полезным,
Да только не хватает
Да только не хватает
— Давайте подарим теплоту своих сердец Железному дровосеку.
Пальчиковая гимнастика «Две руки»
Смотрите-ка,вот две руки: правая и левая!
(вытягиваем руки вперед, показывая)
Они в ладоши могут бить – и правая, и левая!
Они мне могут нос зажать – и правая, и левая!
(по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)
(прикрываем рот той и другой)
С руками я всегда дружу – и с правою, и с левою!
И могут ласковыми быть и правая, и левая!
Обнимут вас, ко мне прижмут – и правая, и левая!
(обхватываем себя руками – “обнимаем”)
— И вот лес у нас на пути. Путь загородило поваленное дерево, нужно его расчистить!
Комплекс ОРУ «Лесорубы»
Дети встают в пары.
«Лесорубы выбирают дерево». И. п. : стоя в парах, лицом друг к другу, ноги на ширине плеч, руки на плечах партнера. 1 — наклон в одну сторону; 2 — и. п. ; 3 — наклон в другую сторону; 4 — и. п. Повторить 4—6 раз.
«Дерево качает ветками». И. п. : стоя спиной друг к другу, взявшись за руки, руки опущены вдоль туловища. 1 — поднять руки через стороны вверх; 2 — и. п. Повторить 6—8 раз.
«Пильщики». И. п. : стоя друг к другу боком, выставив вперед правые ноги, прижав их правой стороной ступни, держатся за правые руки; левая рука — на поясе. 1 — первый ребенок делает наклон вперед, второй отклоняется назад; 2 — первый ребенок отклоняется, второй делает наклон вперед.При выполнении упражнения дети говорят: «Ж-ж! Ж-ж!» Повторить 4—6 раз. При повторении дети встают другим боком и
«Рубим сучья». И. п. : сидя, упираясь прямыми ногами в ступни друг друга, руки в «замок» над головой. 1 — наклон вперед; 2 — и. п. Повторить б—8 раз.
«Прыгаем через ветки». И. п. : стоя, ноги вместе. Один ребенок стоит, поставив руки на пояс. Второй кладет руки ему на плечи и прыгает на месте. При повторении дети ме-няются.
«Лесорубы отдыхают». И. п. : сидя по-турецки, руки опущены, ладони касаются пола. 1 — поднять через стороны руки вверх; 2 — потянуться кверху; 3 — и. п. Повторить 3— 4 раза.
Ж. Д. – Спасибо, вам, ребята, за доброту вашу. До свидания!
Ритмическая гимнастика «Изумрудный город»
-И вот наш последний – третий герой –отгадайте кто:
Слышат звери, обомлев,
Кто же этот хищник? (Лев).
Лев. Судьба моя нелепа,
А сам дрожу от страха,
Как заяц под кустом.
О как бы мне хотелось,
Иметь большую смелость.
— Ребята, давайте покажем, как звери себя ведут
Массаж биологически активных зон «Это звери»
У зверей четыре лапы. поднимаем и опускаем 4 пальца на обеих
Когти могут поцарапать. пальцы двигаются как коготки
Не лицо у них, а морда. соединить пальцы двух рук, образовав
шарик, по очереди разъединять пальцы,
Хвост, усы, а носик мокрый. волнообразные движения рукой,
«рисуем» усы, круговые движения
пальцем по кончику носа
И, конечно, ушки растираем ладонями уши
Только на макушке. массажируем две точки на темени
-Ребята, давайте научим льва рычать.
Не мяукать, не мычать!
Львам положено рычать!
Всех зверей перерычу!
— Лев, давай вместе с нами повторяй!
Дыхательное упражнение «Лев» (по М. Лазареву)
И. п. – стоя. Дети раздвигают пальцы («когти», напрягают все мышцы и изображают рычание льва, готового к нападению.
— Вдруг, откуда ни возьмись – волк.Волк поднял морду вверх и завел свою песню:
Дыхательное упражнение «Волк»
Ведущий говорит текст, а дети делают активный вдох и на длительном выдохе тянут звук [у].
Серый волк в густом лесу-у-у-у!Часто воет на луну: «У-у-у!» Как услышишь этот вой — у-у-у! Убегай скорей домой — у-у-у’
-Ребята и разбежались кто куда, только Лев, защищая ребят, не испугался, прогнал волка.
Так и Льву мы помогли. Идем дальше.
Ритмическая гимнастика «Изумрудный город»
-Вот мы и пришли к Гудвину (голос в записи)
Упражнение на расслабление «Волшебный сон»
Дети закрывают глаза:
Мы спокойно отдыхаем (2 раза)
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
И расслаблено все тело (2 раза)
Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке.
Греет солнышко сейчас.
Жарче солнышко сейчас.
Дышится легко. ровно. глубоко. (Длительная пауза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Дети открывают глаза.
Стихотворение читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами, под спокойную, расслабляющую музыку.
— Вот мы и дома. Дети, ваше понравилось наше путешествие? А что понравилось больше всего? Путешествие было долгим и, чтобы, восстановить силы нужно выпить лекарственного чая. (пьют чай)
«Наши верные помощники». Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе «Наши верные помощники». Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе. Автор: Лузина Е. Ф., воспитатель, высшая квалификационная.
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по познавательному развитию ко Дню матери «Моя мама лучше всех» Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по познавательному развитию: «Моя мама лучше всех» Цель :Воспитывать у детей уважение.
Конспект открытого занятия по валеологии Где прячет Конспект НОД по валеолгии «Где прячется здоровье?» Задачи: вызвать у детей желание заботиться о своем здоровье. Формировать представления.
Конспект открытого занятия по валеологии в детском саду Конспект открытого занятия по валеологии в детском саду. Занятия по валеологии помогают образовать у деток особые познания, умения и навыки.
Конспект занятия по валеологии «Крепкие, крепкие зубы» (в средней группе) Программное содержание: дать детям знания о том,какую роль играют зубы в жизни человека; рассказать детям об особенностях строения зуба.
Конспект занятия по валеологии в средней группе «Сохрани своё здоровье» Конспект занятия по Валеологии воспитателя МБДОУ ДС № 31 » Голубая стрела» Поповой Аксиньи Витальевны. в средней группе на тему «Сохрани.
Конспект занятия по валеологии во второй младшей группе «Дружим с Водой» Тема: «Дружим с Водой». Конспект занятия по валеологии во 2 мл. группе Цели: Формировать навыки здорового образа жизни, развитие речи детей.
Конспект занятия по валеологии во второй младшей группе «Части тела» Конспект по валеологии во второй младшей группе «Мое тело» Цели и задачи: 1. Дать детям понятие о частях тела. 2. Развивать основные виды.
Консультация психолога «Родительский крик разрушает мозг детей» Исследования нейробиологов показали, что кричать на ребенка в воспитательных целях пагубно для психологического и развития мозга ребенка.
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Царица — водица во всех временах года» Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Царица – водица во всех временах года» (опытно – экспериментальная деятельность дошкольников).