старообрядческая икона страшный суд
Страшный суд
Школа или худ. центр: Новгород
Третья четверть XV в.
1 В композиции Страшного суда иллюстрируются темы, взятые, в основном, из Евангелия, Апокалипсиса, из Слова Ефрема Сирина, Слова Палладия Мниха, Жития Василия Нового и других произведений византийской и древнерусской литературы, а также народных духовных стихов. В Страшном суде изображаются картины конца мира, последнего суда над всем человечеством, воскресения мертвых, сцены адских мучений и райского блаженства.
Истоки изображения Страшного суда восходят к IV в., к фресковой живописи катакомб. Позднее Страшный суд входил в систему стенных росписей, как византийских, так и русских храмов, был распространен также и на Западе. На Руси известно наиболее раннее фресковое изображение Страшного суда в Кирилловском монастыре в Киеве, выполненное в XII в., в Георгиевском соборе Старой Ладоги (80-е гг. XII в.), в церкви Спаса Нередицы в Новгороде (1199 г.), в Дмитровском соборе во Владимире (конец XII в.). До нас дошли также фрагменты Страшного суда, написанного Андреем Рублевым и Даниилом Черным на стенах в Успенском соборе г. Владимира.
Наиболее раннее известное нам изображение в иконописи относится к XV в. (икона первой половины XV в. в Успенском соборе Московского Кремля).
В центре композиции изображается Христос — судья мира. Ему предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча — ходатаи за людей. У их ног Адам и Ева — первые люди на земле. По сторонам этой центральной группы сидят апостолы (по шести с каждой стороны) с открытыми книгами в руках. За апостолами ангелы — стражи небесные. Под апостолами — народы идут на суд. Справа от Христа — праведники, слева — грешники. Среди последних, судя по сохранившимся в некоторых композициях надписям, изображаются: немцы, русь, ляхи, эллины, ефиопы и др. Вверху часто изображается Бог Саваоф, ангелы света, низвергающие с небес ангелов тьмы (дьяволов) и как символ конца мира всегда изображается небо в виде свитка, свиваемого ангелами. Ниже Христа — судьи мира, пишется престол. На нем одежда Христа, крест, орудия страстей и раскрытая «книга бытия», в которой по легенде записаны все слова и дела людей. Еще ниже бывают представлены: большая кисть руки, держащая младенцев, что означает «праведные души в руце Божией», и здесь же, неподалеку, весы «мера дел человеческих». Около весов происходит борьба ангелов с дьяволами за душу человека, которая часто присутствует тут же, в виде обнаженного юноши. В нижней части композиции обычно следуют сцены: «Земля и море отдают мертвецов», «Видение пророка Даниила» и композиции рая и ада. Земля представляется в виде темного круга, обычно неправильной формы. В центре земли сидит полуобнаженная женщина, олицетворяющая землю. Женщину окружают поднимающиеся из земли фигуры людей — «воскресшие из мертвых». Звери, птицы и пресмыкающиеся, выплевывающие тех, кого они пожрали.
В море, окружающем землю, плавают рыбы. Они, так же как и звери на земле, отдают воскресших на суд Божий. В сцене «Видение пророка Даниила» ангел показывает пророку Даниилу четырех зверей. Эти звери символизируют «погибельные царства» (царства, которым предстоит погибнуть) — Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское или антихристово. Первое представляется в образе медведя, второе — в образе грифона, третье — в образе льва, четвертое — в образе рогатого зверя. Иногда писались еще и другие звери, имеющие аллегорическое значение. Среди последних особенно интересны зайцы, которые, по широко распространенному на Руси представлению, воплощенному в стихах о «Голубиной книге», являлись аллегорическими образами «правды» (белый заяц) и «кривды» (серый заяц).
Особенно большое внимание уделяется в сценах Страшного суда образам ада. Ад изображается в виде «гиенны огненной», со страшным зверем, на котором сидит Сатана — господин ада, с душой Иуды в руках. В огне горят грешники, мучимые дьяволами. В особых клеймах показаны грешники, подвергаемые различным мучениям. Из огненной пасти адского зверя вверх, к ногам Адама, поднимается длинный извивающийся змей, олицетворяющий грех. Иногда вместо змея изображается огненная река (Страшный суд — икона первой половины XV в. Успенского собора Московского Кремля).
Рай бывает представлен несколькими сюжетами. Сюда относятся: «Лоно Авраамово» — старцы Авраам, Исаак и Иаков с душами праведников, сидящие среди райских деревьев; изображение на фоне деревьев Богоматери на престоле с двумя ангелами и благоразумным разбойником по сторонам; изображение врат рая, к которым подходят праведники, возглавляемые апостолом Петром с ключом от рая в руке.
Рай в образе священного города — «Горнего Иерусалима» с блаженствующими в нем праведниками, пишется почти всегда вверху. Под «Горним Иерусалимом» часто встречается изображение летящих в paй схимников.
Внизу, между сценами ада и рая, изображается прикованный к столбу обнаженный человек — «милостивый блудник», который «ради милостыни избавлен вечных мук, а ради блуда лишен царства небесного».
Середина XV века. Новгородская школа.
Композиция в основном построена на дугообразных линиях и кругах. Вверху, в центре, на фоне концентрических кругов — поясной Саваоф, окруженный серафимами и символами евангелистов. Вокруг, в восьми меньших кругах, изображены силы небесные (в семи кругах по два ангела, в восьмом престол), обрамленные большим облачным кругом.
В большом круге слева — Иоанн Богослов, который, по легенде, как древний праотец Енох, был взят живым на небо и получил от бога «откровение» о предстоящих перед концом мира событиях.
Чередование этих кружков по краскам светло-розовой и темно-зеленой, вероятнее всего, означает смену дня и ночи.
Справа от описанной композиции с Саваофом, под свиваемым ангелами свитком неба, изображен светлый круг с «ангелами света», гонящими трезубцами черный круг тьмы. Между этими кругами Христос на троне в славе.
Над пламенем ада, в котором сидит прикованный к зверю Сатана с душой Иуды в руках, ангел толкает в огонь трезубцем трех грешников. Это архиепископ, царь и монах. Под гиенной огненной расположены клейма со сценами адских мук. Их семь, соответственно семи смертным грехам. Горний Иерусалим (в верхнем левом углу) представлен рядом сооружений, с выделяющимся среди них крестообразным в плане зданием с деревьями, увенчанным сенью на четырех столбиках. Впереди зданий, в четырех арках, расположены праведники. Крылатые схимники изображены в левом, нижнем углу подлетающими к вратам рая.
Вохрение светлое, с подрумянкой, по коричневому санкирю, с высветлением. Фигуры укороченных пропорций, большеголовые. Колорит яркий, звучный. В нем преобладают цвета: киноварь, голубец, зелень, охра, белила и отдельные пятна коричневых и сиреневых тонов. Фон и поля с остатками золота. При раскрытии иконы в начале XX в. сделаны тонировки с небольшим дополнением рисунка.
Доска сосновая, шпонки врезные, односторонние. Паволока, левкас, яичная темпера. 162×115.
Поступила из ГИМ в 1930 г. [12874]
Третья четверть XV века. 162×115. Третьяковская галерея, Москва [12874].
Из собрания А. В. Морозова. Сохранность хорошая. Золото на фоне и на полях почти полностью утрачено. При раскрытии иконы в начале XX века были сделаны тонировки с небольшими дополнениями рисунка. Сцена Страшного суда помимо традиционных элементов включает в себя много дополнительных эпизодов. В верхнем регистре представлена в центре полуфигура Саваофа в окружении серафимов и символов евангелистов. По наружному кругу размещены двенадцать кружков с головами в коронах, олицетворяющих небесные светила, которые соответствуют двенадцати месяцам года (чередование в кружках светло-розовой и темно-зеленой красок означает смену дня и ночи). В этот же круг вписаны фигура праотца Еноха, взятого живым на небо и получившего от Бога откровение о предстоящих перед концом мира событиях, а также сосуд с кровью — вероятно, апокрифическая Соломонова чаша, понимаемая как прообраз Евхаристии. Справа, под свиваемым ангелами свитком неба, три круга — один с восседающим на троне Христом, другой с «ангелами света», третий черный. Здесь ангелы прогоняют трезубцем тьму. Под ними три ангела, подлетающих к Голгофе. В верхнем левом углу изображен Горний Иерусалим с праведниками. Второй регистр — вполне традиционен (деисус, Адам и Ева, апостолы и ангелы). Столь же традиционен и третий регистр (престол уготованный, ангелы, праведники и грешники), но здесь имеются две не совсем обычные детали: из-за грешников виднеется черная полоса, означающая наступление на земле тьмы, ниспосланной с небес в виде черного круга (первый регистр), а под предстолом размещена длань с сосудом на подставке (это, вероятно, тот сосуд, в который Иосиф Аримафейский собирал, по апокрифическому Евангелию Никодима, кровь Христову). Из пасти ада к ногам Адама поднимается змий; на нем кольца с маленькими фигурками чертенят. Кольца символизируют мытарства, через которые должны пройти грешники. Справа, под грешниками, темный круг, окруженный ангелами, возвещающими о наступлении судного дня. В этом круге — традиционные Земля и Море, отдающие мертвецов. Ниже — разверстая пасть ада с сатаной, держащим душу Иуды. Ангел толкает трезубцем в ад трех грешников (характерен для вольнодумного Новгорода их подбор — архиепископ, царь и монах). Ниже размещены семь клейм со сценами адских мучений, соответственно семи смертным грехам. Рай слева представлен традиционными сюжетами (Богоматерь с ангелами и благоразумным разбойником, райские врата, праведники). Крылатые схимники подлетают к вратам рая. Над группой праведников — небольшой круг с четырьмя зверями, символизирующими «погибельные царства»: Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское (видение пророка Даниила). Наконец, внизу, между сценами ада и рая, помещена прикованная к столбу фигура обнаженного человека. Это «милостивый блудник», который «ради милостыни избавлен от вечных мук, а ради блуда лишен царства небесного». По сравнению с византийскими изображениями Страшного суда новгородская икона изобилует побочными эпизодами и отличается более свободным распределением на плоскости отдельных сюжетов.
¦
Детали | |||
[A] Богоматерь в раю. Райские врата и праведники. «Погибельные царства» | [B] Престол уготованный с ангелами и Иоанн Богослов | [C] Четыре «погибельные царства» | [D] Сатана с душой Иуды в аду |
Икона Страшного суда
Как бы люди не стремились отстрочить Судный день, все неизбежно. Религия христианство не только осознает жизнь человека на земле, в телесной оболочке, но и не отрицает существование после смерти. Сотворение мира и его последние дни, Библия повествует людям и об этом. Она пророчит вскоре Второе пришествие Иисуса Христа, кое разделит людей на двое: праведников, которые попадут в рай и грешников, которых ожидает соответствующее наказание.
Грядущее явление описывается не только в Священном Писании. Нередко ему посвящаются сюжеты икон. Изображенные образы демонстрируют картины происходящего на Судном дне и такие иконы есть в большинстве храмах России. Каждая икона Страшного суда имеет различное исполнение, однако объединяет их всегда одно – композиция и сцены, подчиненные общепринятым канонам.
Сюжет иконы Судного дня
История, рисованная на иконах, в первую очередь будто является изобразительным цитированием Апокалипсиса, который служит основой для сюжета. Описание иконы страшного суда является также каноном древних русских и византийских текстов, на самом деле считается написанной на основе откровений почитаемого святого пророка Даниила.
Первые иконы, вышедшие из-под рук мастеров, имеют очень древнее происхождение. Их относят еще к годам существования великого государства – Византия. Так несколько икон Суда Божьего датируются IV веком. Они изображали известную на тот момент притчу, где разделялись козлы и овцы, и также повествование шлось о десяти девах. Однако сегодняшнее понимание Страшного суда возникло немного позже, но все еще в Византии. Это произошло на грани XVIII века. Что касается Руси-матушки, то тут икона Страшный суд начала появляться почти сразу после крещения. Первым монастырем, где было замечено данную икону, историки называют Свято-Кирилловский мужской монастырь. Позже было замечено, что сюжет иконы вовсе поделился на сцену суда и изображение Апокалипсиса, что стало причиной их официального разделения.
Основные сцены иконы Страшного суда
Икона Страшный суд Божий в первую очередь отличается от остального наличия «светлых» сюжетов, которые пророчит Апокалипсис. На ней изображены и Адам с Евой – первые люди на земле, и апостолы, держащие книги в руках, и ангелы, которые стоят за их спинами. В руках неземных существ – свиток, коей знаменует завершение, финал истории на земле. Они, небесные жители, окружили Даниила, толкуя его пророчество. Кроме того, икона Судный день единственная среди всех православных икон, которая показывает Создателя с сединой, в образе старца. В сопровождении святых Петра и Павла, которые возглавляют ходу, шествуют беспорочные праведники. Этим заканчиваются основные «светлые» сцены и после них следуют «темные». К ним относится Змей (огненная река, где горят человеческие души) – олицетворение всех земных грехов, сидящий или стоящий антихрист, держащий иногда в ладонях душу Иуды, и также четыре царства погибели, вместо которых явится Царство Небесное.
Не лишена икона Второе пришествие Христа сцен, носящих нейтральное значение, где грешники и праведные стоят перед судом. Первые убраны в этнические костюмы, как символ всех народностей мира, а святые распределены по чинам в два ряда. Рай и ад, сцены борьбы бесов и ангелов. Вокруг Земли темный круг, гробница и море – воскрешение мертвых. Добро и зло, но иногда бывает промежуточное явление, и это помогает понять заблудший человек, который не попал ни в рай, ни в ад.
Значение иконы
Икона Суд Божий, исходя из общих толкований может вызывать чувство испуга, ужаса, но каждого человека, хочет он того или нет, в конце концов ожидает Страшный суд, где будут оценены все деяния. Верховный судья там – Иисус Христос, именно ему во время Второго пришествия предначертано решить судьбу человека, отправив душу в вечный покой или мучения.
Главное, в чем заключается суть всего изображенного – не напугать, а заставить человека переосмыслить, как он живет, что делает, верит ли и искренне кается, совершив ошибку.
Поэтому церковное значение иконы Апокалипсиса – осознание грехов и покаяние.
Молитва перед иконой
Молитва иконе Страшного суда ориентирована на искупление грехов не только с помощью созерцания, но и произношением заветных слов, подтверждающих искренние намерения. Вот почему молиться перед иконой положено за невольные и вольные прегрешения, дабы получить возможность пройти в Небесное Царство, а также допускается поминание умерших грешников.
Яко на Страшнем Твоем, и нелицеприемнем предстояй Судилищи, Христе Боже, и осуждения подъемля, и слово творя о содеянных мною злых: сице днесь, прежде даже не приити дневи осуждения моего, у святаго Твоего Жертвенника предстоя пред Тобою, и пред страшными и святыми Ангелы Твоими, преклонен от своея совести, приношу лукавая моя и беззаконная деяния, являяй сия и обличаяй. Виждь, Господи, смирение мое, и остави вся грехи моя, виждь яко умножишася паче влас главы моея беззакония моя. Кое убо не содеях зло? Кий грех не сотворих? Кое зло не вообразих в души моей? Всякое мое чувство и всякий уд оскверних, растлих, непотребен сотворих, делателище быв всячески диаволе. И вем, Господи, яко беззакония моя превзыдоша главу мою. Но безмерно есть множество щедрот Твоих, и милость неизреченна незлобивыя Твоея благости, и несть грех, побеждающь человеколюбие Твое. Темже, Пречудный Царю, незлобиве Господи, удиви и на мне, грешнем, милости Твоя, покажи благости Твоея силу и яви крепость благоутробнаго милосердия Твоего, и обращающася приими мя, грешнаго. Приими мя, якоже приял еси блуднаго, разбойника, блудницу.
Приими мя, пребезмерне и словом, и делом, и похотию безместною, и помышлением безсловесным согрешивша Тебе. И якоже во единонадесятый час пришедших приял еси, ничтоже достойно соделавших, тако приими и мене, грешнаго: много бо согреших, и осквернихся, и опечалих Духа Твоего Святаго, и огорчих человеколюбную утробу Твою, и делом, и словом, и помышлением, в нощи и во дни, явленне же и неявленне, волею же и неволею. И вем, яко представиши грехи моя предо мною таковы, яковы же мною содеяшася, и истяжеши слово со мною, о ихже разумом непрощенно согреших. Но, Господи, Господи, да не праведным судом Твоим, ниже яростию Твоею обличиши мя, ниже гневом Твоим накажеши мя.
Помилуй мя, Господи, яко не токмо немощен есмь, но и Твое есмь создание. Ты убо, Господи, утвердил еси на мне страх Твой, аз же лукавое пред Тобою сотворих, Тебе убо единому согреших. Но молю Тя, не вниди в суд с рабом Твоим. Аще бо беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Аз бо есмь пучина греха и несмь достоин, ниже доволен воззрети и видети на высоту небесную от множества грехов моих, ихже несть числа. Киими бо не растлихся грехи? Киими не содержахся злыми? Всяк грех содеях, всякую нечистоту вложих в душу мою: непотребен бых Тебе, Богу моему, и человеком. Кто возставит мя, в сицевая злая и толикая падшаго согрешения?
Господи Боже мой, на Тя уповах: аще есть ми спасения упование, аще побеждает человеколюбие Твое множества беззаконий моих, буди ми Спаситель, и по щедротам Твоим и милостем Твоим, ослаби, остави, прости ми вся, елика Ти согреших, яко многих зол исполнися душа моя, и несть во мне спасения надежды. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и не воздаждь ми по делом моим, и не осуди мя по деянием моим, но обрати, заступи, избави душу мою от совозрастающих ей зол и лютых восприятий. Спаси мя ради милости Твоея: да идеже умножится грех, преизобилует благодать Твоя. Даруй ми слезы сокрушения и умиления сердечнаго, возводящая падшия ко своему наследию, ими же очищуся от всякаго греха, ибо страшно и грозно место имам проити, тела разлучився: множество тогда, мрачное и безчеловечное демонов срящет мя, и никтоже в помощь спутствуяй или избавляяй, но дела моя осудят мя. Сего ради прежде конца в покаянии приими мя и никогдаже отлучайся мене, раба Твоего, но всегда во мне почивай, не предаждь мене крамоле змиине и желанию сатанину не остави мене, яко семя тли во мне есть.
Ты убо, Господи Боже покланяемый, Царю Святый, Иисусе Христе, сохрани мя Духом Твоим Святым, Имже освятил еси Твоя ученики. Даждь, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твое: ум мой светом разумения Святаго Евангелия Твоего просвети, душу любовию Креста Твоего озари, сердце чистотою словесе Твоего убели, тело мое Твоею страстию безстрастною исцели, мысль мою Твоим смирением сохрани, и воздвигни мя к деланию заповедей Твоих, и даруй ми бодренным сердцем и трезвенной мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающему пришествия светлаго и явленнаго дне Твоего. Ты убо еси, Господи, Свет, паче всякаго света, Радость, паче всякия радости, Упование, паче всякаго упования, Жизнь истинная и Спасение, пребывающее во веки веков. Аминь!
Икона Страшный суд
В настоящее время икона «Страшный суд» находится в станице Старочеркасской в Войсковом Воскресенском соборе с левой стороны от центрального входа. Икона не имеет точной датировки изготовления, автор также неизвестен, но судя по шрифту, которым она подписана, её можно отнести к началу XIX века. На ней изображено около 200 персонажей.
В центре изображён престол с раскрытой книгой бытия. Вокруг престола изображены: в верхней части два ангела с иерехонскими трубами, слева на коленях Ева, а справа Адам, ниже изображены весы с двумя чашами, на левой чаше изображен платочек со слезами покаяния, рядом душа человеческая и архангел Гавриил, на правой чаше грехи человеческие и два чёрта.
Выше этой композиции в верхней части помещено изображение Иисуса Христа на престоле в царской одежде с символами власти в руках, вокруг него в облаках сонм ангелочков, над головой Христа в облаках изображён бог Саваоф. Перед престолом на коленях изображены: слева Дева Мария, справа Иоанн Предтеча.
Ниже весов изображён змей — искуситель на его теле прописаны 24 порока за которые человек несёт наказания: лакомство, чародейство, ложь, идолослужение, гнев, жадность, неправда, убийство, грабление, лесть, зависть, сквернословие, пляски, объедение, чревобесие, сребролюбие, лихоимство, блуд, прелюбодеяние, тщеславие, пьянство, отчаение, ябедство, млакия.
В верхнем левом углу в облаках изображены праведники, мученики и мученицы, святители и пророки. Ниже изображён Рай в форме золотого купола, под которым в райском саду расположились праотцы: Авраам, Иаков, Исаак. Рай имеет ворота и лестницу за ними. Перед воротами изображён апостол Пётр с ключами от райских врат, а перед ним изображена очередь, идущих в рай и она не очень большая. Интересно, что половина объёма изображения в Раю, занято под лестницу, на второй верхней половине изображено святое семейство и лишь лёгкие намёки на сад в виде густой растительности с левой стороны.
В самом низу иконы 10 маленьких картинок с изображением мук грешников, они подписаны жёлтой краской. Слева направо: «Мука ростовщика и серебролюца»; «Мука разбойникам»; «Мука идолослужителей»; «Мука прелюбодетеля и блудника»; «Мука душегубца»; «Мука злыдни»; «Мука чародея и колдуна»; «Мука еретика»; «Мука жёнам прелюбодеяницы и блудницы»; «Мука воров».
Всеобщая христианская идея воздаяния на иконе «Страшный суд» представлена очередью грешников, а подписи к ним классифицированы по их функциональной иерархией в обществе. Мужчины представлены в категориях царей, священников, купцов земледельцев, ремесленников, а вот женщины только в своей ипостаси и наказываются «за украшение лиц».
Интересны и картинки с изображением мук грешников. Объединяет их присутствие огня, как основного наказания, но есть и нюансы, которые исходят из правил архаического судопроизводства, по которому наказанию должен быть подвержен согрешивший член тела. Например, на картинке «Мука воров» человек изображён, подвешенным за ноги, а руки и голова в огне.
В основе многочисленных сюжетов Страшного суда лежит византийский литературный памятник Х века «Житие Василия Нового», который удостоился чести видеть всё лично. (Журнал Родина. Весна 1996.5 стр 72-75) Можно только представить, какой назидательной силой и наглядностью обладают сюжеты иконы «Страшного суда» особенно для набожного человека. Если даже сейчас в век космических полётов и атеистических взглядов в обществе сюжеты иконы интересуют всех туристов, которые посещают Воскресенский собор.
Страшный суд в картинах и иконах
О последнем, страшном суде Своем над всеми людьми, при втором Своем пришествии, Иисус Христос учил так:
Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда Он, как Царь, сядет на престоле славы Своей. И соберутся пред Ним все народы, и Он отделит одних людей от других (верных и добрых от безбожных и злых), подобно тому, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец (праведников) по правую Свою сторону, а козлов (грешников) по левую.
Страшный суд. Иероним Босх
Тогда скажет Царь стоящим по правую сторону Его: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Потому что Я алкал (был голоден), и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».
Тогда праведники спросят Его со смирением: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице и пришли к Тебе?»
Царь же скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших (т. е. для нуждающихся людей), то сделали Мне».
Страшный Суд. В.М.Васнецов. Западная стена Владимирского собора в Киеве. 1885-1896
Потом Царь скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его. Потому что алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».
Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?»
Но Царь скажет им: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне».
Синьорелли (Signorelli) Лука Ад. Фреска из цикла Страшный суд
Страшный суд. Джотто. Фрагмент
Страшный суд. Джотто. Фрагмент
Страшный суд. Джотто. Фрагмент
И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
Страшный суд. Джотто
Велик и страшен будет этот день для каждого из нас. Потому и суд этот называется Страшным, так как открыты будут перед всеми наши дела, слова, и самые тайные мысли и желания. Тогда уже не на кого нам будет надеяться, ибо Суд Божий праведен, и каждый получит по делам своим.
Рогир ван дер Вейден (1400-1464). Страшный Суд.
Пизано Джованни. Страшный суд. Рельеф кафедры собора в Пизе.
Страшный суд. Стефан Лохнер
Страшный суд. Ганс Мемлинг
Страшный суд. Микеланджело Буанарроти
Христос Пантократор и Страшный суд. Италия, 1300 г. Мозаика в Баптистерии Сан Джованни во Флоренции
ДИОНИСИЙ: СТРАШНЫЙ СУД Земля и Море отдают мертвецов.
Страшный Суд. XI—XII вв. Синай.
Икона»СТРАШНЫЙ СУД»XIV века. Москва, Музеи Кремля.
Икона»СТРАШНЫЙ СУД» XVI век. Украина.
Второе и страшное пришествие Господа нашего Иисуса Христа, судити живым и мёртвым Середина XVI века.Из церкви Покрова погоста Лядины (Каргопольский район Архангельской обл.)
Икона»СТРАШНЫЙ СУД»Польша, конец XVI — начало XVII вв.
Страшный суд. Середина XVI в.
Страшный суд. 1580 г.
Страшный суд. Середина 15 в.
Cтрашный (Последний) суд. Польша, икона XVII в.
Второе пришествие.Греция.Около 1700 г
Страшный суд. 17 в. Фреска
Страшный суд Румыния, подписана 1899 г
Страшный Суд. Болгария. Вторая половина XIX в. Великое Тырново. Монастырь Преображения.
Страшный суд. Украина
Образ второго и страшного Христова пришествия. Фрагмент Северное Поонежье, XVIII век
Страшный суд. Храм во имя святителя Николая чудотворца, с. Смышляевка
Миниатюра Синодика XVII в.
Души праведных в руке Божией.Сольвычегодский Благовещенский собор.
Страшный суд. 18 век. Поволжье
В.М. Васнецов. Страшный суд. 1896-1904 гг.
Страшный Суд (по фреске В. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве)
ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея, гл. 25, 31-46.
Текст: протоиерей Серафим Слободской
Читайте также:
Протоиерей Николай Погребняк
В чтениях и песнопениях недели о Страшном суде присутствует некая универсальность, они адресованы каждому человеку, как апостол Павел писал: человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9:27).