сретенский монастырь святыни монастыря

Сретенский монастырь: история обители и святыни

сретенский монастырь святыни монастыря. Смотреть фото сретенский монастырь святыни монастыря. Смотреть картинку сретенский монастырь святыни монастыря. Картинка про сретенский монастырь святыни монастыря. Фото сретенский монастырь святыни монастыря

Даже далекие от Церкви люди слышали потрясающие выступления знаменитого хора Сретенского монастыря. Но православные верующие знают — обитель знаменита не только своим прекрасным хором. Мы расскажем о святынях и храмах монастыря, дадим рекомендации паломникам и вспомним историю.

История монастыря

В самом центре столицы располагается, наверное, самый небольшой и один из самых древних из всех московских монастырей — Сретенский монастырь. В его истории отразилась почти вся история государства — с его войнами, переворотами, богоборческими годами и обретением веры. Обитель знаменита своей духовной семинарией, прекрасным церковным хором и школой для мирян.

История монастыря началась с чуда. В 1395 году на территорию Руси вторгся со своим войском Тамерлан, он уже захватил Рязань и Елец, а потом пошел на Москву, чтобы уничтожить Русь. Его воины не знали пощады. Речь шла об уничтожении всей русской православной цивилизации. Николай Карамзин писал, что москвичи «трепетали в ожидании скорбной участи». Великий князь Василий I выступил навстречу Тамерлану, а Москва осталась на попечении Великой княгини Евдокии.

Сретенский монастырь Москвы был основан в 1397 году на месте встречи Владимирской иконы Богородицы после бескровной победы над Тамерланом. Почему эта победа называется «бескровной»? В древние времена на месте монастыря простирались пашни и другие сельские угодья боярина Семена Кучки, это место так и называли «Кучково поле». Здесь созывались собрания горожан, правили суд, зачитывали указы великого князя… И именно на этом месте люди собрались, чтобы в 1395 году Святитель Киприан встретил чудотворный образ иконы Божией матери. На молитвы перед этим образом возлагали большие надежды. В тот же день, 26 августа, Богородица пришла к хану во сне и повелела оставить Русь. Считается, что именно поэтому Тамерлан в страхе бежал…

Сретение означает «встреча», встреча с иконой, с помощью Богородицы.

Помощь Богородицы и явленное чудо стали символами Сретенского монастыря. В годы богоборчества Сретенский монастырь, как и другие, подвергался гонениям и был превращен в обычное светское здание. В 1926 году Сретенский монастырь закрыли. После этого Сретенский собор некоторое время оставался приходским, а из остатков братии был организован совет общины.

Но в 1991 году монастырь ожидал новый расцвет — охранившееся здание собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери было передано обратно в пользование Русской Православной Церкви. Тогда там создали «Сретение» во главе с отцом Георгием Кочетковым.

В 1996 году началась новая история монастыря: решением Синода подворье было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, наместником которого был назначен игумен Тихон (Шевкунов).

До недавнего времени считалось, что Сретенский монастырь был построен на том же месте, где находится и сейчас, но в 80-х годах прошлого века историк Сухман высказал гипотезу, что изначально монастырь находился в районе Сретенских ворот Китай-города и был перенесен оттуда во время строительства Китай-городской стены. Эта гипотеза вызвала поначалу много возражений, но подтвердилась летописными свидетельствами. Ведь нынешняя Сретенка находится не совсем там, где располагалось когда-то знаменитое «Кучково поле».

Хор Сретенского монастыря (художественный руководитель, регент — заслуженный артист России Никон Жила) имеет статус главного хора Русской Православной Церкви, поет на праздничных богослужениях, ведет концертную деятельность в России и за рубежом.

Источник

Святыни Сретенского монастыря. Статья 2
Святые мощи преподобной Марии Египетской в Сретенской обители. Часть 1

сретенский монастырь святыни монастыря. Смотреть фото сретенский монастырь святыни монастыря. Смотреть картинку сретенский монастырь святыни монастыря. Картинка про сретенский монастырь святыни монастыря. Фото сретенский монастырь святыни монастыря
Ковчег со святыми мощами преподобной Марии Египетской. Вклад Е.И. Украинцева в Сретенскую обитель. Изображение святой 1700 г. на крышке

18 февраля 1707 года торжественный крестный ход вдоль стен Белого города под колокольный звон окрестных церквей протянулся от Покровских до Сретенских ворот. От дома думного дьяка Емельяна Игнатьевича Украинцева на Хохловке переносили ковчег со святыми мощами преподобной Марии Египетской в Сретенский монастырь. Так у города Москвы появилась новая знаменитая святыня. Святыми мощами в серебряном ковчеге благословил Украинцева в 1700 году Иерусалимский патриарх Досифей, а заслуженно прославленный российский дипломат Емельян Игнатьевич вложил святыню в Сретенскую обитель.

«В лето от создания мира 7207, а от воплощения Сына Слова Божия 1699 от пресветлейшаго и державнейшаго великаго государя царя и великаго князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца. Послан чрезвычайной посланник думной диак Емелиан Игнатьевич Украинцов в Константинополь к турскому Мустафе султану о договаривании и постановлении междо Российскою и Турскою империами мира.

И при отпуске его ис Константинополя дарователным обычаем благословил его святейший кир Досифей, патриарх Иерусалимский, святыми мощьми святыя преподобныя Марии Египетския (сиречь ноги десныя плюсно) и во свидетелство того дал граммату на еллинском диалекте за печатию и за рукою своею, и та подлинная граммата преложена с еллинского на иллирический язык (сиречь славенский) и положена с теми мощми в сем ковчезе.

И вышереченный думный диак те святыя мощи отдал вкладу для вечного помяновения своего и родителей своих в царствующем граде Москве в монастырь Пресвятыя Богородицы Владимирския, что на Стретенке, в котором монастыре и церковь во имя тоя преподобныя Марии Египетския каменная обретается, и всемерно и покорно просит и молит отца игумена и братию того монастыря, и приходских священниц тоя церкви Марии Египетския, ныне присутствующих и впредь будущих, дабы о душах преставлшихся родителей его, которых имяна в сем ковчезе и в церквах в синодиках у них написаны, Господа Бога по уставу церковному молили, а вышепомянутых мощей из монастыря никуды и никому дарователным обычаем и продажею вечно не отдавали.

Молит Господа Бога о душах преставлшихся рабов Божиих родителей его Василия, Иоанна, Георгия, Игнатия, Михаила убиен., Георгия убиен., Иродиона убиен., Никиты убиен., Артемия убиен., Иоанна убиен., Филипа убиен., Алексиа, Александра, Иоанна уб., Емелиана, Саввы, Агрипины, схимонахини Таисии, Еудокии, девицы Агрипины, Матроны убиенные, Зиновии, Ксении, Ирины, Марии, Екатерины, княниги Стефаниды, Еуфросинии, Анны».

Мария Египетская жила в конце V – начале VI века от Рождества Христова. Юной девушкой она покинула отчий дом ради соблазнов одного из богатейших городов Византийской империи Александрии Египетской. Семнадцать лет Мария провела в удовольствиях, служила греху. По Божией воле она оказалась в Иерусалиме, у входа в храм Гроба Господня перед иконой Божией Матери. Пожелав с паломниками подойти к святому Кресту Христову в праздник Воздвижения Креста Господня, Мария чудесной силой иконы Богородицы была остановлена. Задумавшись о смысле своей жизни, этой чудотворной иконой она была постепенно обращена к духовной жизни. Помолившись Богоматери и со слезами дав Ей обет покаяния, Мария была пропущена в церковь и приложилась ко святому Кресту. Выйдя из храма, она перешла за реку Иордан и удалилась в пустыню. Воздействуя на плоть, святая укрепила свой дух. 47 лет преподобная провела в одиночестве и постоянной покаянной молитве. Около 522 года святой старец Зосима в пустыне исповедал и причастил ее святых Христовых таин перед уходом в мир иной. В VII веке святым Софронием, патриархом Иерусалимским (ок. 560 – 638), было составлено первое житие святой Марии Египетской. В Воскресенском соборе Иерусалима на месте обращения Марии была устроена часовня в ее честь. В конце X века константинопольский писатель Симеон Метафраст составил канон службы преподобной. В XIV веке перевод жития святой Марии Египетской распространился по Руси. В XVIII веке святитель Димитрий Ростовский подготовил новый пространный перевод жития и включил его в свои знаменитые Четьи-Минеи. Эта поучительная повесть повсеместно используется и в наши дни.

Источник

Святыни Сретенского монастыря. Статья 1.
Монастырские иконы по описям Сретенской обители. Часть 2

Все названные иконы специально предназначались для местного ряда иконостаса собора Сретенского монастыря, размер которого был задан высотой точного списка Владимирской иконы 1514 года вместе с полями – 1 аршин 12 вершков. По описям все иконы имеют такую высоту.

Обилие разнообразных изображений Владимирской иконы Божией Матери в Сретенском монастыре поражает воображение. По описи 1816 года Владимирская икона была в алтаре: «На Горнем месте образ Владимирския Богоматери. На нем риза и венец медные, чеканные, высеребрены». В сооруженном в 1816 году иконостасе «над царскими вратами в сиянии образ Владимирския Божией Матери. На ней ризы и венец серебряные вызолочены». Второй ярус иконостаса направо и налево от царских врат содержал по «семь икон праздников и страстей Господних одинаковой меры». «Над крайнею из них иконою в резном вызолоченном клейме на полименте» справа, то есть прямо над образами местного ряда святых Феодора Стратилата и Алексия, человека Божия, поставлена икона Божией Матери Знамение – покровительница рода Романовых; над крайней иконой второго ряда слева помещена икона Владимирской Богоматери – покровительница государства Российского. В описи 1856–1890 годов указан размер этих икон: вышиной 11,5 вершков, шириной 8,5 (51 х 38 см). Образ Божией Матери Знамение помещен также в середине четвертого пророческого ряда иконостаса.

В центре собора в киотах кругом двух столпов на «иконостасе столярной работы с резьбою» стояли иконы с каждой стороны. На первом столпе «икона Божией Матери Владимирския, на полях оной изображены святители Петр, Алексий, Иона и Филипп». На втором столпе «икона Божией Матери Владимирския, на полях ея изображены два ангела и святители Петр, Алексий, Иона и Филипп». Возможно, эти образы относились к XVII веку и связаны с прославлением патриархом Никоном святителя Филиппа. Предположить такое дает возможность название описью 1816 года расположенной рядом в киоте на первом столпе иконы святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа «образом вновь написанным». Значит, другие образы иконостаса – старинные. Тема повторения образов молящихся Владимирской иконе московских святителей перекликается с темой неустанного повторения и прославления Владимирской иконы.

Более подробно называет святыни, выделяемые паломниками обители, ризничий иеромонах Иосиф в книге 1911 года «Московский Сретенский монастырь». В Никольском храме он называет Владимирскую икону из местного ряда, икону святителя Николая в трапезе и икону святого Иоанна Богослова. Местная Владимирская Никольской церкви – это до 1892 года икона письма Симона Ушакова, а потом – ее копия. Образы святителя Николая чудотворца и святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова из трапезной упомянуты в описи 1816 года, что дает возможность отнести их ко второй половине XVIII века. Образы XVII века из Никольской церкви сгорели в пожаре 1737 года. В соборе иеромонах Иосиф из икон выделяет местный Владимирский образ и образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» у левой колонны в киоте, о которых уже шла речь.

Анализ сведений монастырских описей позволяет проследить судьбы икон и определить направления поиска возможно сохранившихся образов. Как видно, иногда эти свидетельства прошедших веков играют решающую роль в современных спорных вопросах.

Источник

Сретенский монастырь в Москве: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

сретенский монастырь святыни монастыря. Смотреть фото сретенский монастырь святыни монастыря. Смотреть картинку сретенский монастырь святыни монастыря. Картинка про сретенский монастырь святыни монастыря. Фото сретенский монастырь святыни монастыря

Трудно не согласиться с мыслью, что современная жизнь часто проносится мимо нас в спешке и суете. В погоне за сиюминутными впечатлениями мы забываем о вечности, а вечность о нас – никогда. Так может быть, пора на минутку остановиться, подумать о непреходящих ценностях, просто помолчать, побродить по дорожкам тихой обители? На территории России много храмов и скитов, где время идет по каким-то своим, особым законам, история переплетается с современностью – спешите в любой из них! Так, жителей и гостей столицы всегда ждет Сретенский монастырь, фото которого вы найдете в любом путеводителе по центру Москвы.

Сретенский монастырь: контакты

Сретенский монастырь: как добраться

Добираться до Сретенского монастыря очень удобно, ведь он находится в самом центре города, так что сориентироваться будет несложно ни москвичам, ни гостям белокаменной.

Режим работы монастыря

Попасть в Сретенский монастырь можно ежедневно. Монастырь часто посещают как паломники, так и туристы, для которых гостеприимно распахнуты двери обители.
Особенно людно здесь на богослужениях в престольные и двунадесятые праздники:

Сретенский монастырь: расписание богослужений

Богослужения в Сретенском монастыре в Москве проводятся по определенному графику.

Сретенский монастырь: где остановиться

Для того чтобы ближе познакомиться с жизнью монастыря, стоит провести в Москве несколько дней. К сожалению, для паломников на территории монастыря не предусмотрено специальной паломнической гостиницы, поэтому придется подыскать что-нибудь поблизости, благо центр белокаменной изобилует отелями и хостелами.

История создания монастыря

История Сретенского монастыря берет свое начало в XIV веке. Название монастырь получил в честь праздника Сретения Владимирской иконы Божией Матери, образ которой, как говорят, был встречен москвичами на том самом месте и ознаменовал победу над полчищами Тамерлана. Конечно, с тех далеких времен постройки не сохранились: самое старое строение из уцелевших датируется концом XVII века.

История всегда была сурова к монастырю, который оставался для своих прихожан поддержкой и опорой на протяжении всех горестных событий: во времена набегов монголо-татар, в часы Смуты, в Отечественную войну 1812 года. Но с 1917 года начались тяжелые времена для самого монастыря: монахов выселяли, постройки подвергались разрушениям. Новая жизнь влилась в монастырь в 1994 году, когда он получил статус ставропигиального. С 2000 года под патронатом монастыря успешно функционирует духовная семинария.

Достопримечательности монастыря

Сретенский монастырь: святыни

Фото Сретенского монастыря

сретенский монастырь святыни монастыря. Смотреть фото сретенский монастырь святыни монастыря. Смотреть картинку сретенский монастырь святыни монастыря. Картинка про сретенский монастырь святыни монастыря. Фото сретенский монастырь святыни монастыряСобор Сретения Владимирской иконы Божией Матери
сретенский монастырь святыни монастыря. Смотреть фото сретенский монастырь святыни монастыря. Смотреть картинку сретенский монастырь святыни монастыря. Картинка про сретенский монастырь святыни монастыря. Фото сретенский монастырь святыни монастыряМосква и Сретенский монастырь
сретенский монастырь святыни монастыря. Смотреть фото сретенский монастырь святыни монастыря. Смотреть картинку сретенский монастырь святыни монастыря. Картинка про сретенский монастырь святыни монастыря. Фото сретенский монастырь святыни монастыряВнутреннее убранство собора
сретенский монастырь святыни монастыря. Смотреть фото сретенский монастырь святыни монастыря. Смотреть картинку сретенский монастырь святыни монастыря. Картинка про сретенский монастырь святыни монастыря. Фото сретенский монастырь святыни монастыряХор Сретенского монастыря

Сретенский монастырь — видео

В этом видео вы узнаете намного больше о Сретенском монастыре. Приятного просмотра!

Источник

Святыни Сретенского монастыря. Статья 1.
Монастырские иконы по описям Сретенской обители. Часть 1

сретенский монастырь святыни монастыря. Смотреть фото сретенский монастырь святыни монастыря. Смотреть картинку сретенский монастырь святыни монастыря. Картинка про сретенский монастырь святыни монастыря. Фото сретенский монастырь святыни монастыря
Владимирская икона Божией Матери. Список 1514 г. из московского Сретенского монастыря

На протяжении веков Сретенский монастырь, через который шли паломнические дороги на Русский Север и обратный святой путь в Московский Кремль, хранил много разных святынь. Несколько раз пребывала в нем сама чудотворная Владимирская икона Пресвятой Богородицы. В обители особо почитались несколько списков Владимирской иконы. О мощах преподобной Марии Египетской в серебряном ковчеге и о мощах святого благоверного князя Михаила Тверского, о Животворящем Кресте Господне в киоте с изображением Христовых страстей и чудес (известном в научной литературе как крест купца Григория Семеновича Шумаева – по имени одного из его творцов) следует говорить особо, как и о сокровищах, бывших в монастырской ризнице, о фресках и о колоколах.

Монастырь был основан на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Богородицы в 1395 году. В XVI и XVII веках чудотворную приносили в Сретенскую обитель крестными ходами всех московских соборов 21 мая, 23 июня и 26 августа. В больших крестных ходах в Сретенский монастырь принимали участие царь и патриарх. Икону несли перед патриархом. Рядом с иконой несли ее драгоценную подвесную пелену.

Более подробно описывает действия в Сретенской обители царя Алексея Михайловича и патриарха Иоасафа II в конце 1660-х годов «Чиновник церковный». Чудотворные иконы из Кремля во главе с Владимирской вносили в монастырь и ставили на аналой перед входом во Владимирскую церковь. Перед ними устраивали места царю, патриарху, митрополитам и архиепископам. Священники и монахи становились большим полукругом вокруг них для водосвятия. Отметим, что упоминается игумен Сретенского монастыря Дионисий. «А в монастыре против церкви подъяки на песку постелют ковер и с подушкою да и орлец положат, а государь царь пришед в монастырь к празднику и станет на своем месте, на бархатном на червчатом триступенном рундуке, а под ним ковер же постлан; такожде и патриарх пришед и станет на своем месте на ковре и на орлеце, а власти белые на однех орлецех, а прочие все власти станут на два лика. И тут диакон ектенью говорит: “Паки и паки”, – и потом митрополит чтет Евангелие – 2-ю статию Похвале Богородицы да Петру чюдотворцу, а, прочетши Евангелие, митрополит (а под руки его в то время диаконы не держат) и пришед поклонится патриарху; патриарх же возмет у митрополита Евангелие, и поступив с места своего мало, и поклонится царю и поднесет государю царю Евангелие, и государь царь приложится к Евангелию. И архидиакон примет Евангелие у патриарха и подержит Евангелие, и патриарх сам приложится к Евангелию, и отдаст митрополиту, и благословит митрополита; митрополит же, отступив, и поклонится патриарху, и приложится к Евангелию, и отдаст своему протодиакону.

А как Евангелие митрополит или архиепископ начнет чести, и в то время подступив ключарь и поклонится патриарху и благословляется в чашу вливати воду. А по Евангелии архидиакон и поклонится патриарху, и благословляется, и начинает начало водоосвящению: “Благослови владыко”, а патриарх: “Благословен Бог наш”. И воду святят патриарх пред церковью по чину, а поют стихиры протопопы. А в те поры поидут власти по два и покланяются царю и патриарху, а во Апостол, как подьяк чтет, и царь, и патриарх, и власти белые на стулех на подушках, по благословению патриархову, сядут, а прочие власти стоят. А по Евангелии царь и патриарх паки прикладываются к Евангелию по прежнему ж чину. И пред погружением креста омывает патриарх руце, как писано сентября в первый день, и потом ектинья и осенение бывает на четыре страны по чину, якоже выше указано. И благословляет государя царя крестом, и кропит святою водою государя. И ево государеву шапочку кропит же. И по отпусте молебна патриарх идет в церковь, а пред ним несут чюдотворные иконы.

8 сентября 1995 года, когда отмечалось 600-летие праздника Сретения Владимирской иконы, из Успенского собора Московского Кремля снова был совершен торжественный крестный ход в возобновленный Сретенский монастырь со списком Владимирской иконы. В тот же день Сретенская обитель в последний раз принимала у себя чудотворную икону. Из Государственной Третьяковской галереи привезли в собор монастыря Владимирскую икону, на поклонение к которой пришли десятки тысяч москвичей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *