специфика раннего обучения иностранному языку
Особенности раннего обучения иностранному языку.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Особенности раннего обучения иностранному языку.
Автор: Медникова Анастасия Викторовна
Учитель английского языка
В современном мире вопрос раннего обучения является очень актуальным. Сегодня многие родители стремятся, чтобы их дети еще в дошкольный период овладели, как минимум, одним иностранным языком. Многочисленные примеры освоения языков в раннем детстве позволили выделить закономерность: чем раньше старт, тем продуктивнее он влияет на общее и языковое развитие ребенка. Методика раннего обучения иностранным языкам как отрасль методической науки начала зарождаться в XIX веке. В это время ни в одной стране мира не был так широко распространен опыт обучения иностранным языкам детей, как в России. В те времена можно было встретить ребенка, свободно говорящего на трех иностранных языках: французском, английском, немецком. Обучение 5-10 летних детей зажиточных слоев населения носило массовый характер.
В рамках домашнего воспитания и отчасти в системе дополнительного образования большую популярность в 2000-х гг. в нашей стране приобрело обучение детей иностранному языку параллельно с русским с рождения или с 1-3 лет. Специфика изучения языков в этом возрасте объясняется его уникальностью, заключающейся в становлении функций мозга, ускоренных темпах развития, повышенной степени ориентировочных реакций на окружающую среду, зависимости познавательных способностей детей от их эмоциональной сферы. В первые 3 года жизни формируются предпосылки всего дальнейшего развития личности, в том числе и лингвистического.
Каждый ребёнок с рождения обладает способностью к естественному освоению языка. Дети применяют врожденные приемы овладения родным языком, которые работают и при освоении иностранного. Естественно овладеть разговорной речью, а потом учится читать и писать. Обучение происходит в игровой форме через общение и совместную деятельность со взрослым. Сначала ребёнок улавливает суть действия, а затем извлекает её смысл через слова, произнесённые взрослым.
Когда ребенок становится старше, ему уже потребуется больше времени на овладение иностранным языком. Школьные программы обучения, в свою очередь, перегружены проверками, что приводит к стрессу для ребенка, формируется негативное отношение к иностранному языку как к предмету.
Дети, изучившие один иностранный язык в младшем возрасте, применяют те же врожденные приемы овладения языком на протяжении всей жизни, т.е. 2,3 иностранный язык изучается легче.
Очень важно понимать, что в процессе освоения иностранного языка, ребенок проходит через определенные периоды:
Как и при освоении родного языка дети сначала смотрят и слушают, а также могут общаться по средствам мимики и жестов, прежде чем начнут говорить.
2. Ребёнок начинает говорить
Сначала простые слова или короткие фразы. На протяжении этого этапа ребенок пополняет запас слов и выражений для коротких диалогов, пока не научится строить собственные фразы.
3. Составляет фразы и предложения на английском языке
Ребёнок добавляет к новому запомнившемуся слову знакомые слова из своего словарного запаса и приспосабливает под себя запомнившуюся языковую конструкцию. т.о. постепенно учится строить целые предложения.
Таким образом, опыт отечественных и зарубежных исследований в данной сфере доказывает, что изучение иностранного языка в раннем возрасте, в случае правильной организации занятий, развивает детей, поднимает их образовательный и культурный уровень.
Британский Совет «Как дети изучают английский в качестве иностранного»
Синельников А. П. Психология обучения иностранным языкам. — Х. : Изд. группа «Основа», 2009. — 128 c.
Rebecca Parlakian, Claire Lerner and Janice Im «Getting ready to read: helping your child become a confident reader and writer starting from birth.»
Особенности раннего обучения иностранному языку
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что интеллект человека прогрессирует наиболее быстро в детском возрасте – от рождения до 12 лет. Оптимальные условия для развития речи на языке, как на родном так и на иностранном, существуют уже до начала созревания ребенка, и развитие здесь идет вместе с созреванием – синхронно. Приближение начала обучения иностранного языка к началу развития ребенка приводит к тому, что все оказываются способными к успешному овладению иностранными языками, в отличие от взрослых.
Психологические особенности младших школьников дают им преимущества при изучении иностранного языка. Дети 7-10 лет впитывают иностранный язык как губка опосредованно и подсознательно. Они понимают ситуацию быстрее, чем высказывание на иностранном языке по данной теме. Объем внимания и время сосредоточенности очень коротко, но с возрастом они увеличиваются. У младших школьников хорошо развита долговременная память (то, что выучено, помнится очень долго). Самым лучшим стимулом для дальнейшего обучения для учащихся 1-4 классов является чувство успеха. Пути получения и усвоения информации у детей тоже разные: визуальные, аудиальные, кинестетические.
Все дети проходят одинаковые стадии когнитивного развития,
но с разной скоростью. Периоды быстрого прогресса могут чередоваться с периодами, когда успех менее заметен. Чтобы эффективно спланировать процесс обучения детей младшего школьного возраста, учителю необходимо знать периоды когнитивного, эмоционального, физического, социального и языкового развития ребенка. К сожалению, учителя с опытом работы в средней школе зачастую не могут достаточно профессионально обучать младших школьников из-за их психологических особенностей, которые предполагают использование других методов и приемов обучения в 2-4 классах. Основной причиной неудач учителя иностранного языка в начальной школе является то, что они не имеют представления о том, как дети развиваются, и какую роль привносит изучение иностранного языка в это развитие.
Прежде всего, учителям необходимо всегда учитывать при планировании урока уровень языкового развития ребенка в родном языке, тогда обучение второму языку будет идти более успешно. Считается, что пока ребенок не созрел, чтобы сделать шаг вперед в языковом развитии, бесполезно пытаться учить его делать этот шаг.
Познавательное развитие связано с общим интеллектуальным развитием ребенка. Понятия, усвоенные в родном языке, могут быть перенесены на иностранный язык и усвоены быстрее тех, с которыми ребенок не был знаком в родном языке, а узнал их на уроках иностранного языка. Кроме того, из-за индивидуальных особенностей детей в познавательном развитии учить весь класс одинаково нецелесообразно, лучше поделить их на малые группы, и уже в группах осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.
Необходимо учитывать и особенности физического развития детей 7-10 лет. Развитие мускулатуры влияет на умение ребенка сконцентрировать взгляд на странице, строчке или слове, что необходимо для умения читать. Оно также влияет на умение держать карандаш или ручку, ножницы, кисточку. Чтобы ученики могли достичь тонкой моторной координации, а также координации между визуальным восприятием и механическим движением, их руки нуждаются в постоянной тренировке, Маленькие дети не могут подолгу сидеть спокойно из-за недостатка контроля над двигательными мышцами. Поэтому желательно во время урока давать им такие задание, которые позволяли бы детям двигаться по классу (игры, песни с движениями, танцы).
Подводя итог вышесказанному, можно определить следующие основные потребности учащихся 1-4 классов:
— потребность в движении;
— потребность в общении;
— потребность ощущать безопасность;
— потребность в похвале за каждый пусть маленький успешный шаг;
— потребность в прикосновении, рисовании, конструировании, мимике;
— потребность чувствовать себя личностью, и чтобы учитель относился к ним как к личностям.
Из этого следует, что основой отношений учитель- ученик, родитель – учитель должно стать доверие.
С целью определения квалификационных характеристик, необходимых для работы с младшими школьниками, был составлен список профессиональных умений учителя иностранного языка:
1. умение строить обучение в соответствии с индивидуальными особенностями детей, умение предложить ученикам такие виды заданий, которые отвечали бы их потребностям, интересам и способностям;
2. умение модифицировать учебные программы;
3. умение стимулировать когнитивные и творческие способности учащихся;
4 умение консультировать родителей, так как именно умение координировать свои действия с родителями детей имеет важнейшее значение для успешного обучения иностранному языку.
5. умение проявлять доброжелательность при оценке деятельности младших школьников, что необходимо для развития их уверенности в себе.
6. умение создать такие условия, при которых дети овладевают приемами учебной деятельности и в то же время достигают определенных результатов
7. умение воздерживаться от давления на детей и от вмешательства в процесс творческой деятельности.
Например, по окончании полугодия дети должны уметь приветствовать окружающих на иностранном языке, прощаться, знакомиться, то есть уметь рассказать о себе и расспросить собеседника о нем, понимать обращенные к ним слова приветствия и прощания на иностранном языке и адекватно отвечать на них, понимать обращенные к ним вопросы, касающиеся информации о них самих и адекватно отвечать на них, то есть овладеть навыками говорения и слушания по данной теме. Для этого ребенок должен, прежде всего, научиться воспринимать на слух приветствия и слова прощания, узнавать их в любом контексте, уметь произносить их и пользоваться ими в нужной ситуации.
Достигнув этой цели, ребенок таким же образом учится воспринимать информацию о своем собеседнике и говорить о себе, воспринимать на слух подобную информацию о других людях в любом контексте и говорить о тех людях, которых он знает. Это достаточно сложная для него задача, особенно восприятие живой речи на слух. Только после этого ребенок начнет говорить о себе и запрашивать информацию о других людях, и можно утверждать, что ребенок готов к знакомству с людьми, говорящими на языке, который он изучает. В результате ребенок начинает получать удовольствие от владения иностранным языком, потому что он научился делать то, чего не умел раньше, видит реальный результат своей работы, у него появляется интерес к данному виду деятельности, так как при правильной организации процесса обучения учителю удалось создать мотивацию этого вида деятельности, а у учеников появился внутренний мотив для изучения иностранного языка.
Статья на тему «Особенности раннего обучения иностранному языку»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Особенности раннего обучения иностранному языку
Популярность изучения английского языка растет из года в год. И все больше родителей стремятся приобщить своих детей к иностранным языкам уже с раннего возраста. Общеизвестно, что спрос рождает предложение. А так как спрос на изучение иностранного языка на рынке образовательных услуг велик, возникает проблема качественного языкового обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Проблема раннего обучения заключается в необходимости изыскивать резервы в организации обучения, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществами сензитивного периода усвоения иностранного языка в дошкольном возрасте. Экспериментальные исследования указывают на то, что после 9 лет у ребенка частично утрачивается гибкость речевого механизма. Оптимальный возраст для начала обучения – 4 года. Данный возраст наиболее благоприятен для овладения иностранными языками в силу ряда психологических особенностей, характерных для ребенка-дошкольника, а именно интенсивное формирование познавательных способностей, быстрое и легкое запоминание языковой информации – импритинга, особая чуткость к явлениям языка, способность к имитации.
Однако, практика показывает, что процесс обучения английскому языку дошкольников не принес еще должных результатов в силу разных причин, среди которых выделим следующие:
Нерешенность организационных вопросов (нет преемственности между детским садом и школой. Во многих школах обучение языку начинается только со 2 класса);
Отсутствие должного методического обеспечения (нет общепринятых теоретических положений, на которых должна основываться вся система обучения);
Нехватка специально подготовленных кадров;
Высокие экономические затраты и низкий, неудовлетворяющий потребностям общения уровень усвоения иностранного языка детьми ( дети не имеют возможности пользоваться языком как средством общения);
Предлагаемые методики не учитывают всех объективно существующих факторов и условий реального процесса обучения;
Педагоги недостаточно владеют знаниями о возрастных особенностях своих воспитанников, зачастую превращают занятие с детьми в обычный урок с недостаточным количеством игр, песен, и.т.д. В результате чего дети быстро теряют интерес к языку.
При отборе языкового и речевого материала следует помнить, что обучение и воспитание в детском саду – есть система. Для того, чтобы занятия иностранным языком органично вписалось в эту систему, при выборе тем желательно изучить календарно-тематическое планирование занятий по развитию родной речи, математики и других занятий в группе. Материал усвоится гораздо лучше. Следует помнить, что в активный словарь включаются все слова и выражения, усвоенные детьми в процессе практического овладения иностранным языком, потенциальный словарь состоит из форм обращения, используемых учителем на занятиях для организации процесса общения, и которые дети усваивают постепенно, интуитивно. Пассивный словарь в дошкольном возрасте не предусматривается. Лингвострановедческий материал включает в себя праздники, обычаи, традиции народа, стихи, песни, танцы, игры детей страны изучаемого языка, поговорки, рифмовки, пословицы и чистоговорки.
В любой деятельности ребенок руководствуется практической ценностью. Он делает только то, что ему интересно и важно. Мы опираемся на эмоционально – ценностный мотив, который побуждает ребенка мыслить и запоминать. Затем навыки переходят в практическую плоскость, детская психика требует применения знаний на практике. Но ежедневной практики общения на английском языке нет. Быстро накопленные знания так же быстро забываются. Поэтому, процесс освоения обучающего материала детьми должен происходить естественно и постепенно.
Сегодня существует ряд программ для изучения иностранного языка в дошкольных образовательных учреждения: Е.И. Негневицкой, Е.А. Ленской, И.А. Рыжковой, М.Е.Вербовской, И.А.Шишковой и др. Можно взять за основу любую из предлагаемых программ, но необходимо учитывать основные положения, обеспечивающие более эффективное усвоение иностранного языка детьми раннего возраста:
Необходимо обращать внимание на повторение материала и осознанное восприятие его. Дети обязательно должны понимать, о чем они говорят.
Обращать особое внимание на включенность каждого ребенка в процесс общения.
Не допускать ошибок в произношении, сразу же ненавязчиво и незаметно исправлять и закреплять правильное произношение. Необходимо всегда помнить о том, что переучивать всегда труднее, чем учить.
Придерживаться определенных тем. Это облегчает контроль приобретенной лексики и речевых структур.
Весь материал подавать только в увлекательной игровой форме.
Максимально использовать наглядный материал (игрушки, картинки, плакаты, живые картины, кукольный театр, пальчиковый театр), индивидуальные карточки, много времени уделять прослушиванию.
Уметь правильно преподносить ребенку ту или иную информацию.
Реализовывать знание английского языка на праздниках, утренниках. Следует привлекать детей к чтению стихов, показов инсценировок на английском языке.
Использовать технологию состязательности : организовывать и проводить соревнования «Кто назовет больше животных на английском языке?», «Чья команда вспомнит и споет больше песен на английском языке?», «Угадай песню», «Угадай животное», «Отгадай загадку», «Дополни стихотворение», «Подбери рифму» и др.
Ф ормы обучения могут быть различными, но должны быть направлены не на усвоение как можно большего количества лексических единиц, а на воспитание интереса к предмету, развитие коммуникативных навыков ребенка, умение выразить себя. Важно добиться определенных качеств владения материалом, что должно позволить ребенку при минимуме средств, предполагая последующее нарастание языковых единиц в его компетенции, использовать их ситуативно и осмысленно.
Качество знаний учащихся во многом зависит от правильной организации занятий. Методисты предлагают следующую организацию занятий:
Ежедневные 15 – 25 минутные занятия, сопровождаемые речью на иностранном языке во время режимных моментов;
Занятия два-три раза в неделю для дошкольников по 25 минут с перерывами для подвижных игр на иностранном языке и временем для лепки, рисования и изготовления поделок, тематически связанных с уроком;
Занятия два-три раза в неделю для младших школьников по 45 минут с перерывами для физминуток, подвижных игр на иностранном языке, просмотров видеофильмов;
Уроки могут проводиться в форме
Специальных занятий – уроки сказки и просмотр видео фрагментов – как дополнение к основным занятиям.
Встреч с носителями языка;
Утренников и праздников , на которых дети могут показать свои достижения – инсценировать сказки, продекламировать стихотворения.
Занятий – бесед ;
Занятий иностранным языком на природе, экскурсий и др.
В заключении хотелось бы вспомнить слова Л.Н.Толстого: «Настоящее познание дается сердцем. Мы знаем только то, что любим». Подарите детям свою любовь к языку. Результатом будет прочные знания ваших учеников, благодарность родителей и ваша успешность.
Статья. Раннее обучение иностранному языку
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Васильева Е. Д. Раннее обучение иностранному языку.
Сведения об авторе: Васильева Екатерина Дмитриевна – член Санкт-Петербургского библиотечного общества, заведующая библиотекой ГБОУ СОШ № 135 Выборгского р-на г. Санкт-Петербурга.
Контактная информация: gachki@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы раннего обучения иностранным языка. Предложены методы и технологии по обучению. Статья затрагивает психолингвистические особенности детей.
Ключевые слова: языкознание, лингвистика, раннее обучение.
Введение. Методика раннего обучения иностранным языкам начала зарождаться ещё в 19 веке как отрасль методической науки. В России, на тот момент, был широко распространен опыт обучения детей иностранным языка в раннем возрасте. В конце 18 начале 19 века среди русских детей можно было встретить тех, кто свободно говорил на трех иностранных языках: французском, английском, немецком. Обучение 5-7 летних детей зажиточных слоёв населения носило массовых характер.
На сегодняшний день, современное общество динамично развивается и развитие разносторонних отношений с зарубежными странами сделало язык востребованным обществом.
Одним из самых приоритетных направлений в образовании стало изучение иностранного языка. Многие дошкольные образовательные учреждения и различные центры разрабатываю программы обучения иностранным языкам на ранних этапах развития ребенка. Интегративные занятия применяются для разностороннего воспитания дошкольника, для развития его языковых и общих способностей.
Проблема обучения иностранному языку в дошкольном учреждении и начальной школе актуальна для современного образования. Это обосновывается научными данными о необходимости максимально использовать сензитивный период для обучения иностранным языкам.
Проблемой раннего обучения иностранным языкам занимается большой ряд учёных, как отечественных, так и зарубежных. Среди них: В.Н. Мещерякова, Н.В. Семенова, И.Н. Павленко, И.Л. Шолпо, З.Я. Футерман, Л.П. Гусева, Н.А.Горловой, М.А. Хасанова, Carol Read, Cristiana Bruni, Diana Webster и другие. Учёные и практики так и не пришли к единому мнению, что можно под ранним обучением иностранному языку.
Одна группа учёных считает, что о раннем обучении можно говорить только в том случае, если речь идет о приобщении к иностранному языку детей дошкольного возраста. Их точка зрения придерживается мнения, что раннее обучение, это обучение, которое осуществляется на основе интуитивно-практического подхода в период с момента рождения ребенка до его поступления в школу.
Вторая группа учёных придерживается мнения, что раннее обучение иностранному языку, это обучение детей младшего школьного возраста. Среди них Н. Д. Гальскова и З. Н. Никитенко, они предлагают делать различие между ранним дошкольным обучением и ранним школьным обучение.
Раннее дошкольное обучение осуществляется в детском дошкольном учреждении с 4-7 лет, до поступления ребёнка в школу.
Раннее школьное обучение – это первая ступень обучения младших школьников 1-4 классы.
Методисты образования не могут прийти к единому решению, когда наступает наиболее благоприятный возраст для обучения детей иностранным языкам. Каждый возраст имеет свои плюсы и минусы для овладения иностранным языком.
Проблемы психолингвистических способностей. М. М. Гохлернер и Г. В. Ейгер в анализе нескольких точек зрения на проблему психолингвистических способностей дошкольника, выделили следующие компоненты лингвистических способностей:
— ярко выраженная вербальная память;
— быстрота и легкость образования функционально-лингвистических обобщений;
— имитационные речевые способности на фонетическом, лексическом, грамматическом и стилистическом уровнях;
— способность к быстрому овладению новым психолингвистическим углом зрения на предметы объективного мира при переходе от одного языка к другому;
— способность к формализации вербального материала.
Можно предположить, что не все из перечисленных компонентов, обязательны в случае с лингвистическими способностями дошкольника. Принципиально значимыми компонентами для данной возрастной категории можно выделить ярко выраженную языковую память. Она позволяет быстро пополнить словарный запас, овладеть новыми формами и грамматическими конструкциями, перевести слова из пассивного словаря в активный, и имитационные речевые способности на фонетическом, лексическом, грамматическом и стилистическом уровнях, которые предполагают чуткость к различным сторонам речи.
Начало обучения иностранным языкам. Основным моментом при обучении иностранному языку, является психологическая и физиологическая готовность ребенка к усвоению предмета. Точный возраст, с которого детей можно начинать обучать иностранным языкам невозможно, так как психологические предпосылки для его усвоения у разных детей формируются по-разному.
В своей статье «К вопросу о раннем обучении иностранным языкам» 1 А.А. Загороднова указывает основные параметры психологической готовности ребенка к усвоению иностранного языка. Перечислим некоторые из них:
— сформированность сознательного восприятия, устойчивого внимания;
— способность к переключению, наблюдательность;
— развитая зрительная и слуховая память, логическое мышление;
— умение внимательно слушать и слышать учителя, понимать и принимать учебную задачу, внятно и четко отвечать на вопросы по ходу учебной работы, соблюдать речевой этикет при общении;
Методики обучения иностранному языку. Разговор об обучении детей 3-6 лет иностранному языку привел к появлению новых методик преподавания. Психологи и педагоги пришли к единому мнению, что дошкольный возраст уникален для изучения иностранного языка. Повышенный интерес к раннему обучению иностранному языку сопровождается значительным числом экспериментов на базе начальной школы и детского сада. В силу психологических особенностей этого возраста, таких как быстрое запоминание языковой информации, способность анализировать и систематизировать речевые потоки на разных языках, не путая эти языки и их средства выражения, особая способность к имитации, отсутствие языкового барьера. Изучение иностранного языка в раннем возрасте благотворно влияет на общее психическое развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего кругозора.
С точки зрения логопедии, учёные отмечают, что обучение иностранному языку положительно влияет на развитие речи ребенка и на родном языке. Дети, которые занимаются иностранными языками, обладают высоким уровнем памяти, у них значительно повышается устойчивость внимания.
Л. С. Выготский и С. Н. Рубинштейн считают, что изучать иностранный язык лучше начинать с 6-8 лет, когда система родного языка уже хорошо усвоена и к новому языку ребенок относится сознательно. В этом возрасте прослеживается отсутствие штампов речевого поведения, нет трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. Ребенок легко овладевает иностранным языком при использовании игровой методики обучения. У детей хорошо развито конкретно-образное мышление, которое реализуется в форме ассоциативных действий над представлениями об объектах.
При обучении детей очень важна наглядность, это повышает интерес детей к языку и снижает утомляемость в процессе обучения. Процесс обучения должен быть выстроен таким образом, чтобы переключать произвольное внимание детей на непроизвольное.
Обучение иностранным языкам на раннем этапе. Начиная обучать детей иностранному языку на ранних этапах, мы преследуем развивающую цель, личностное развитие ребёнка.
Реализация развивающей цели предусматривает:
— Развитие языковых способностей ребенка (памяти, речевого слуха, внимания и др.), которые могут стать основой для дальнейшего изучения иностранных языков;
— Приобщение ребенка к языку и культуре другого народа и формирование позитивного отношения к ним; осознание детьми родной культуры;
— Воспитание у ребенка чувства осознания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу, развитие внимательного отношения и интереса к языкам, с которыми ребенок может встретиться в повседневной жизни;
— Развитие психических, эмоциональных, творческих качеств ребенка, его фантазии, способности к социальному взаимодействию (умения играть, работать вместе, находить и устанавливать контакт с партнером
Разучивая стихи, песни на иностранном языке, слушая и инсценируя сказки другого народа, знакомясь с играми, в которые играют их сверстники за рубежом, осуществляя ту или иную деятельность, дети овладевают коммуникативным минимумом, достаточным для осуществления иноязычного общения на элементарном уровне. Речь идет о формировании практических умений устной иноязычной речи, а именно:
— умений в типичных ситуациях повседневного общения и в рамках лексико-грамматического материала, обозначенного программой, понимать устную иноязычную речь и реагировать на нее как вербально, так и не вербально;
— умений в условиях непосредственного общения с человеком, говорящем на иностранном языке, в том числе носителем этого языка, понимать обращенные к нему высказывания и адекватно реагировать на них вербально;
— осуществлять свое речевое и неречевое поведение в соответствии с правилами общения и национально-культурными особенностями страны изучаемого языка.
Воспитательные и образовательные цели:
— формирование у детей положительного отношения к выполняемой деятельности и интереса к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на этом языке;
— воспитание нравственных качеств учащихся: чувства долга, ответственности, коллективизма, терпимости и уважения друг к другу;
— развитие у дошкольников психических функций (памяти, внимания, воображения, произвольности действий), познавательных способностей (словесного логического мышления, осознания языковых явлений), эмоциональной сферы;
— расширение общеобразовательного кругозора детей.
— формирование навыков и умений самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач на иностранном языке;
— формирование навыков межличностного общения и навыков самоконтроля;
— приобретение элементарных лингвострановедческих знаний.
Наполняемость группы, частота и продолжительность занятий. З. Я. Футерман, говоря о занятиях иностранным языком в условиях детского сада, настаивает на работе с группой в 25-30 человек. Это он мотивирует тем, что дети привыкли друг к другу, а также большей эффективностью массовых игр в процессе обучения. Был проведён эксперимент, который показал увеличения эффективности занятий в условиях деления на подгруппы. Однако И. Л. Шолпо подвергает сомнению эти выводы. По его мнению, привычка детей друг к другу действительно столь сильна, что оказывается решающим фактором, однако, если речь идёт о других структурах, где в группы соединяются незнакомые дети, то занятия с группой в 25 человек оказываются малоэффективными. Шолпо И. Л. Рекомендует формировать группы не менее чем из 5 и не более чем из 10 человек, объясняя это тем, что общая беседа, организованная совместная деятельность возможны в группе, состоящей не более чем из 8 человек.
Другой важный вопрос — продолжительность и частота занятий. По мнению З. Я. Футермана, занятия для детей пяти-шести лет не должны длиться более 20 — 25 мин. Это утверждение он основывает на результатах эксперимента. И. Л. Шолпо считает, что эти результаты связаны с предыдущим условием: при наполняемости группы в 25-30 человек ни преподаватель, ни дети не в состоянии заниматься дольше. Опыт работы Е. И. Негневицкой в группах от 5 до 15 человек и опыт И. Л. Шолпо в группах 7-10 человек, показывают, что при таком количестве детей продолжительность занятия от 35 до 45 минут не утомляют детей, и у них сохраняется желание уходить, завершать занятие, которое, как совершенно справедливо считает З. Я. Футерман, необходимо для эффективного обучения.
Очень важно менять вид деятельности на протяжении всего занятия. Переходить от подвижной игры к разговору, к танцу, зарядке, петь песенки и т. д. Обычная частота занятий, по мнению И. Л. Шолпо — два-три раза в неделю. Занятия раз в неделю, малопродуктивны, дети успевают забыть материал, в течении стольких дней не получавший подкрепления.
Обучение должно быть мотивированным и целенаправленным. Ребёнку необходима положительная мотивация и интерес к изучаемому языку. Для этого необходима игра. Она налаживает связь ученика и учителя, развивает воображение и внимание, а также должна иметь сквозную игровую методику, объединяющую и интегрирующую в себя другие виды деятельности в процессе обучения языку. В основе игровой методики лежат создание воображаемой ситуации и принятие ребёнком или преподавателем той или иной роли.
Принципы обучения иностранным языкам на раннем этапе. Абсолютная понятность для ребёнка того, что происходит и говорится, это один из основополагающих принципов обучения иностранным языкам на раннем этапе.
По наблюдениям за детьми, которые говорят на разных языках, можно сказать, что первое время они избегают прямого речевого общения друг с другом. Преподаватель в этом случае, является связующим звеном между ними.
Родной язык является опорой для ребенка при изучении иностранного, это подразумевает познавательную активность детей к явлениям языка.
С помощью родного языка дети осознают значение новых слов и речевых оборотов. Поскольку дети заучивают много рифмовок, считалок, стихотворений и песен, с их содержанием знакомятся лишь с помощью перевода на родной язык. Еще больше возрастает роль родного языка при разучивании инсценированных сказок на английском языке, т.к. содержание большинства из них детям известно на родном языке.
Детям необходима опора на зрительную, слуховую и моторную наглядность, которая не только стимулирует разные анализаторы, но и мобилизует разные виды памяти, включая двигательную. Желательно сочетание разных организационных форм работы: индивидуальных, парных, групповых, коллективных.
Обучение в течение первых двух лет должно быть устным, без чтения и письма, для того чтобы избежать множества трудностей в начале обучения и чтобы английская графика не интерферировала с русской и не затрудняла обучение чтению и письму на родном языке.
Заключение. В настоящее время одной из важнейших компетенций человека является коммуникативная компетенция. Эффективность обучения в школе во многом определяется уровнем коммуникативных умений. Эти умения учителю нужно формировать и развивать. Исходя из концепции коммуникативного обучения, одной из главных задач является интеллектуальное развитие учащихся, а одним из принципов коммуникативного обучения является принцип индивидуализации, то есть учет и использование личностных свойств учащегося в процессе обучения. Учет личностных свойств (интересов, склонностей, личного опыта, статуса в классе) особенно важен, так как он порождает мотивацию и интерес к изучению иностранного языка.
Начиная заниматься ранним обучением учащихся английскому языку, нужно решить с чего начать? Как сделать так, чтобы учащиеся, начав изучать английский язык, не потеряли интерес к нему на протяжении всего курса? Ведь практически 100% учащихся приступают к изучению иностранного языка с интересом и желанием, а уже через год интерес значительно ослабевает и в средней школе практически полностью пропадает. Другими словами, как сформировать и поддержать мотивацию изучения английского языка, активизировать познавательный интерес учащихся в условиях массовой школы, когда класс неравномерно делится на подгруппы и учитель вынужден работать с двадцатью и более учащимися.
Во-первых, каждый учитель должен осознать, что можно учить ребенка иностранному языку, так как он входит в учебный план, но заставить ребенка захотеть изучать и полюбить иностранный язык невозможно.
Во-вторых, общеизвестно, что деятельность без мотива не бывает. Иными словами, ребенок должен знать и осознавать, зачем он изучает иностранный язык.
Обучение в этом возрасте способствует развитию познавательной активности учащихся, выработке стойкого интереса к предмету «иностранный язык». Коммуникативная направленность обучения, широкое использование игр и в игровых ситуаций в качестве основного приема обучения, построение процесса преподавания с опорой на родной язык, принцип коллективно-индивидуального взаимодействия на уроке позволяют добиться хороших результатов обучения. Детям этого возраста свойственна любознательность, активность, неистраченная потребность в новых впечатлениях. Они обладают врожденной и еще не утраченной способностью к овладению языками, а языки свою очередь могут стать действенным средством развития детей.
Перечитав большое количество методической литературы как отечественных, так и зарубежных педагогов, становится понятно, что нельзя заставить человека свободно общаться на иностранном языке формальным способом. Важно создать такие условия, чтобы ребенок захотел говорить, захотел не для получения хорошей оценки, а потому, что для него коммуникация стала потребностью. При этом надо учитывать и естественный страх человека перед говорением на иностранном языке. Преодоление существующего психологического барьера, внутренней зажатости – одна из важнейших задач учителя. При ее решении следует учитывать и тот факт, что учебный процесс будет эффективным только при условии превращения каждого конкретного ученика из пассивного созерцателя, позволяющего себя обучать, в активного и творческого участника процесса.
У учащихся необходимо заложить интерес к изучаемому предмету, используя разнообразные приемы стимулирования их эмоциональных реакций в ходе урока. Это в значительной степени способствует вовлечению всех учеников в познавательный процесс.
Начиная работать с детьми нужно понимать, что от того на сколько они будут заинтересованы, будет зависеть дальнейший успех в обучении детей.
1. Агурова Н.В. Гвоздецкая Н.Д. Английский язык в детском саду. – М., 1963.
4. Гальскова Н.Д., Глухарева Е.А. Немецкий язык в детском саду. – М., 1993.
8. Негневицкая Е.И., Никитенко З.Н., Ленская Е.А. Обучение английскому языку детей 6 лет в 1 классе средней школы: Методические рекомендации: В 2 ч. – М., 1933.
9. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. – М., 1981.
11. Смирнова А.И., Кронидова В.А. Практическая фонетика английского языка: Учебное пособие для первого года обучения школьников английскому языку. – СПб., 1995.
12. Футерман З.Я. Иностранный язык в детском саду. – Киев, 1984.
13. Ханова О.С. Занятия по английскому языку в детском саду. – М., 1965.
15. Щерба Л.В. Преподавание иностранного языка в школе. Общие вопросы методики. – М., 1947.
16. Шолпо И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски: Учебное пособие по методике преподавания английского языка для педагогических вузов, колледжей и училищ по специальности »Преподаватель иностранного языка в детском саду». – СПб., 1999.