специфика применения методов обучения в начальной школе
Применение активных методов обучения в начальной школе
Автор: Гарипова Резеда Ильдусовна
Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах.
Гарипова Резеда Ильдусовна, учитель начальных классов,
Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов. Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль учителя, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Актуальность: интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки школьников. Активные методы обучения в процессе педагогического общения привносят в классы нетрадиционные для массовой школы паритетные отношения преподавателя и учащихся, новую философию и ценности образования. Образование сможет выполнить свою роль только тогда, когда получит доступ к сокровенным интересам личности, глубинным сторонам общественного бытия, именно для этого необходимо паритетное (равноправное) общение.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование учебной деятельности и развитие познавательных интересов, и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.
Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.
Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.
Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:
1. Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.
2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.
3. Организации релаксации и подведения итогов.
5. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.
6. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».
7. Элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).
8. Реализация личностно ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.
9. Нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.
10. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).
Остановлюсь на некоторых из них подробнее.
Динамично помогают начать урок такие методы, как «Галерея портретов», «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Ковер идей» позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.
Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг».
еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.
Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.
Особенности методов обучения в начальных классах средней общеобразовательной школы
Дата публикации: 24.03.2018 2018-03-24
Статья просмотрена: 3124 раза
Библиографическое описание:
Киргизов, Н. О. Особенности методов обучения в начальных классах средней общеобразовательной школы / Н. О. Киргизов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 12 (198). — С. 159-160. — URL: https://moluch.ru/archive/198/48547/ (дата обращения: 12.11.2021).
В данном материале рассматриваются методы обучения в средней школе и их классификация в различные группы.
Ключевые слова: методы, обучение, классификация, преподаватель, устное слово, наглядные пособия, практический метод.
В наш ХХI-век преподавателям становится все труднее завладеть вниманием учеников и побудить в ник желание учится. Сейчас, в век развития информационных технологий, вокруг детей находится много лишней информаций, которая ему, помогает но и может навредить. В связи с этим возникают проблемы, которые требуют от учителя максимальных усилий. Как донести знания до учеников? Как пробудить в них познавательскую любопытность и положительное отношение к учению и помочь им превратить знания в убеждение? Как найти правильный подход к неуспевающим ученикам и втянуть их в учебный процесс? Эти вопросы преподаватель решает на каждом уроке. Все они связаны с поисками наиболее продуктивных методов обучения. Давайте выясним, что принято подразумевать под методом обучения.
Методы обучения — это способы, применяемые при совместной деятельности учителя и учащихся, они помогают при совместной деятельности учителя и учащихся, они помогают при решении различных задач обучения.
Современные методики уделяют большое внимания побуждающей составляющей метода обучения. Назначение этого метода состоит не в простой передаче или пересказу материала преподавателем, а в том, чтобы пробудить познавательную потребность ученика, его интерес к решению той или иной задачи. Кроме этого, в развивающей и воспитывающей функции метода открываются новые аспекты. Ведутся активные поиски в создании обстановки сотрудничества, коллективного сопереживания, отношений взаимопомощи, ответственности за самостоятельного решения задач. Надо отметить, что зачастую наблюдается неспособность отличия метода обучения от средства. Давайте разберемся, в чём отличие этих видов обучения. Метод тесно связан с деятельностью и вне деятельности не может существовать. Средство обучения — это учебники, книги, справочники, пособия, технические средства, словари, наглядные пособия, словом, всё то, что помогает учителю в процессе, урока интереснее преподать его ученикам. Этот вспомогательный материал может быть использован в различных целях. Будучи включенное в какую-то деятельность, они дают возможность осуществлять цель деятельности.
Они приводят изменению структуры. В качестве примера можно привести включение в рассказ учится других средств, например, кинофрагментов, что меняет характер деятельности и учителя, и учащихся. Составные элементы метода называют методическими приёмами. Когда метод помогает овладеть основным содержанием учебного материала, те или иные методические приёмы обеспечивают углублённое усвоение отдельных вопросов предмета и темы. Существует большое множество методических приемов. Некоторые из них являются общими для многих предметов, другие применимы только при обучении отдельному предмету.
Методы и приемы на урок выбирает сам учитель, акцентируя свое внимание на тех из них, которые могли бы обеспечить детям необходимые знания, будили их мыслительную активность, развивали и поддерживали у них интерес к учебному процессу.
Совершенствование методики учебной работы идет беспрерывно. На современном этапе наблюдается интенсивный поиск в области методов обучения. Осуществление всеобщего среднего образования и дальнейшее совершенствование школы требует еще больше гибкости в организации и методике работы. Ведутся попытки классификации различных методов обучения. Потому что она имеет большое значение для разделения всех известных методов на методы работы учителя (рассказ, объяснение, всегда) и методы работы учащихся. Ещё предложена классификация методов по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский метод.
Чаще всего методы классифицируют по источнику получения знаний. В этом случае методы объединяют в три группы:
1) Словесные методы — рассказ, беседа, работа с учебником и книгой, объяснение;
2) Наглядные методы — наблюдение, демонстрация наглядных пособий, кинофильмов и диафильмов.
3) Практические методы — устные и письменные упражнения, графические и лабораторные работы.
Давайте, рассмотрим эти три группы по отдельности.
Как видно из названия, это виды методов, в которых применяется устный рассказ учителя. При его помощи учитель даже самые отвлечённые понятия может объяснить детям доступным до их понимания языком. Преподаватель, пользуясь этим инструментом, может рисовать перед мысленным взором ребёнка цветастые картины прошлого, настоящего и будущего. Слово может активировать воображение и чувства учеников. В самом начале школьного обучения, когда дети ещё не научились пользоваться книгой, слово учителя является единственным инструментом обучения. Рассказ учителя — это живое, образное и эмоциональное изложение событий. Он содержит преимущественно фактический материал. Хорошо оформленный рассказ учителя помогает ученику в своём воображении представить преподаваемый материал в живых красках. Эмоциональная составляющая рассказа придает краски самому, скучному предмету, делая его интересным для учащихся. Для достижения такого эффекта преподаватель должен хорошо владеть техникой речи и хорошо поставленным голосом. У него, кроме этого, должен быть хороший словарный запас, потому что при рассказе учитель не может ограничится простым пересказом материала, данного в учебнике. Потому что в таком случае весьма проблематично достижение намеченных целей, предусмотренных при выборе устного метода при подготовке учителя к уроку. Кроме устного рассказа, преподаватель в ходе учебного процесса может применить и метод беседы. Беседа отличается от устного рассказа тем, что предполагает участие в процессе преподнесения учебного материала и учащихся. Для раскрытия темы, в таких случаях, учитель задает вопросы и получает на них ответы. В таких случаях ученики сами вникают в суть урока. Надо подчеркнуть, что устные рассказы и беседа в большинстве случаев сопровождается работой с учебником и соответствующей теме вспомогательной литературой. Ещё существует объяснительный метод обучения. В нём учитель разъясняет ученикам аспекты, которые были непонятыми в процессе объяснения.
Устный метод хорош тем, что он может довести смысл преподаваемого материала даже в тех случаях, когда вспомогательный материал не доступен по тем или иным причинам.
Мы рассмотрели первую группу методов обучения, основанной на устном изложении материала. Теперь рассмотрим вторую группу методов, называемой наглядным.
Эти методы, что видно по названию, сводится к наглядным демонстрациям вспомогательных пособий кинофильмов и диафильмов. Такие методы обучения помогают учителям сделать учебный процесс увлекательным и запоминающимся. Правда, при этом есть риск, что ученик может не понять в полной мере суть демонстрируемых наглядных пособий и кинофильмов, если конечно, они не создавались специально к уроку. Проведение несложных опытов наблюдение всем классом того или иного явления природы с последующими комментариями от преподавателя тоже можно отнести к наблюдательному методу обучения. При демонстрации кинофильмов учитель может перед сеансом рассказать цель демонстрации, или сделать это после его окончания. Но во многих случаях преподаватель даёт необходимые разъяснения по ходу процесса, останавливая сеанс показа на необходимых для процесса обучения местах. Наглядные пособия бывают двух видов — изготовленные ответственными за этот процесс предприятиями и самодельными, приготовленными самими преподавателями. В первом случае они получаются более красочными, но во втором случае они более креативны, так как учитель готовит их, точнозая уровень восприятия учеников, которым он преподает. И наконец, третья практическая группа методов — упражнения, устные и письменные, лабораторные и графические работы. Если в вышеописанных методах устный рассказ, так или иначе, главенствует, в этом случае предпочтение отдается более самостоятельной работе учеников во время урока. Выполняя письменное задание учителя, ученик закрепляет материал, который до этого был ему объяснен в устный форме. Как видим, методы обучения весьма разнообразны. Каждый из них направлен на то, чтобы в той или иной форме донести до ученика материал, предусмотренный на данный конкретный урок. А как эта задача будет выполнена, зависит от мастерства учителя и уровня восприятия самих учеников.
Методы обучения в начальной школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ
1 курса заочного отделения НД
Методы обучения в начальной школе
Контрольная работа по педагогике
Преподаватель ДПН, профессор
Вяликова Галина Сергеевна
Понятие о методах и приемах обучения
Классификация методов обучения
Характеристика методов обучения
Использование методов обучения в опыте педагога-новатора Лысенковой С.Н.
Актуальность данной темы заключается в том, что начинающий педагог всегда приходит к вопросу КАК НАУЧИТЬ? Он может владеть большим багажом знаний, но если не знает методы обучения, то этот багаж так и останется у него мертвым грузом. И чтобы образовательный процесс был результативный, обучающий должен быть виртуозом методов и приемов, и тогда даже самый слабый ученик зажжется и потянется к знаниям. Что является важной целью любого педагога.
Объектом исследования является образовательный процесс в начальной школе.
Целью исследования будет являться сущность и способы обучения в начальной школе.
Определены задачи контрольной работы:
— определение понятия метода и приемов обучения,
— рассмотрение классификаций методов обучения,
— определение характеристики методов обучения,
— рассмотрение в опыте педагога-новатора использование методов обучения.
Методы научно- педагогического исследования : изучение и анализ литературы, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
1. Понятие о методах и приемах обучения
Для обучения используют различные методы. С греческого «метод» переводится как путь к чему-либо, способ достижения цели.
«Дошкольная педагогика» С.А. Козловой и Т.А. Куликовой определяет методы обучения так: «Это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактической цели».
Ю.К. Бабанский считает, что «методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования»
Т.А. Ильина понимает под методом обучения «способ организации познавательной деятельности учащихся»
Выбор метода обучения прежде всего зависит от цели и содержания предстоящего занятия, а также от наличия методического материала и оснащенности педагогического процесса.
2. Классификация методов обучения
Существует множество классификаций методов обучения в зависимости от основания.
Еще в 1965 году И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили классификацию методов по характеру ( степени самостоятельности и творчества ) деятельности обучаемых :
— знания подаются в «готовом виде» с помощью учебной или методической литературы, экранного пособия.
— знания подаются в виде алгоритма, то есть по инструкции, правилу, образцу.
Метод проблемного изложения.
— знания подаются в виде решения поставленной проблемы, задачи через сравнение точек зрения, различных подходов, раскрытие систем доказательств.
Частично-поисковый или эвристический метод.
— знания подаются в виде активного поиска познавательных задач по контролем педагога или эвристических программ.
— знания подаются в виде самостоятельного изучения литературы, ведения наблюдений и т.п. после инструктажа.
В каждом из последующих данных методов обучения степень активности и самостоятельности в деятельности нарастает.
Самая распространенная классификация методов построена на основе выделения источников передачи содержания :
Рассказ, беседа, инструктаж, объяснение, лекция и другие.
Упражнение, тренировка, самоуправление и другие.
Иллюстрирование, показ, предъявление материала.
Чтение, изучение, реферирование, быстрый обзор, цитирование, изложение и другие.
Просмотр обучения упражнения под контролем «электронного учителя».
Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три большие группы:
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
В. Ф. Харламов методы обучения подразделяет на пять групп:
методы устного изложения знаний педагогом и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа, метод иллюстрации и показа при устном изложении материала;
методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;
методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;
методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;
методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: наблюдение за работой учащихся, устный опрос, контрольные работы, программированный контроль, проверка домашних заданий и прочее.
диалогические методы изложения учебного материала (беседа, проблемное изложение, диспут).
3. Характеристика методов обучения
Методов обучения достаточно много. К основным относят:
устное изложение учебного материала,
обсуждение учебного материала,
метод демонстрации (показ),
самостоятельная работа учащихся.
Устное изложение учебного материала характеризуется монологическим односторонним воздействием на учащихся.Существуют следующие виды устного изложения: рассказ, объяснение, инструктирование, лекция.
Обсуждение изучаемого материала характеризуется активным взаимодействием и влиянием преподавателя и учащихся друг на друга. Существуют следующие виды его виды: беседа, классно-групповое занятие, семинар.
Демонстрация характеризуется показом реальных событий, явлений, процессов, действия приборов и аппаратов и их рассмотрением и обсуждением. Активизирует восприятие и осмысление сложных явлений действительности в их динамике, во времени и в пространстве, развивает кругозор, имеет воспитательный эффект.
Различают: личную демонстрацию обучающим определенных действий и поведения; показ чего-то с помощью специально подготовленных учеников; демонстрацию изобразительных средств наглядности; демонстрацию диапозитивов, кинофильмов, телепередач, воспроизведение звукозаписи.
Самостоятельная работа характеризуется индивидуальной активностью самих обучаемых при закреплении полученных знаний, навыков, умений и при подготовке к занятиям. Активизирует накопление новых знаний, расширение кругозора, овладение первичными исследовательскими навыками.
Различают следующие виды самостоятельной работы: работа с печатными источниками, самостоятельный поиск, самостоятельный просмотр (прослушивание) теле- (радио) передач.
4. Использование методов обучения в опыте педагога-новатора С.Н. Лысенковой
Лысенкова Софья Николаевна (р. 1924), российский педагог, народный
учитель СССР (1990), с 1974 года учитель начальных классов средней школы N587 (Москва). Разработала основы методики «перспективного обучения»
учащихся начальных классов.
Под методикой подразумевается совокупность приемов практической деятельности, приводящей к заранее определенному результату.
Технология обучения младших школьников С.Н. Лысенковой держится на трех основных методах:
1. Комментируемое управление учением
Данный методический прием представляет, по существу, ответ (информацию) с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всем классом (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов, решение примеров, задач и т.д.).
Метод комментирования был в 60-х годах широко распространен как опыт липецких учителей (Г.Москаленко). У Лысенковой он получил развитие: она объединила комментирование 3-х действий: «думаю, говорю, записываю». Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает; одновременно решается задача управления деятельностью всего класса.
С самого начала учить детей мыслить вслух — один из принципов лысенковских уроков и один из элементов обратной связи. Деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученик. И учит не только учитель, но и ученик, размышляя вслух и ведя за собой весь класс. Четкий ритм, краткая характеристика — аргументация элементов при комментировании обеспечивают доступность выполнения заданий каждым учеником класса. Термин «веди» вошел в урок Софьи Николаевны вместо традиционного и очень страшного для маленьких: «отвечай!».
Ведя решение примера, задачи, разбор предложения, ученик не просто отвечает. Подражая в какой-то степени учителю, он старается говорить громко, четко, чтобы всем было понятно. В результате у всех детей вырабатывается хорошая дикция, ясная речь. «Ставлю», «пишу» — на первых порах обучения это очень существенные сигналы, которые как бы говорят каждому ученику: «Не отставай, иди за мной!» И действует это гораздо сильнее, чем строгий голос учителя.
С помощью комментированного управления:
• средний и слабый тянутся за сильным учеником;
• развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления;
• ученик ставится в положение учителя, управляющего классом.
Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.
Затем, когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой (читает ответ), снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.
3. Перспективная подготовка учеников
Трудную тему С.Н.Лысенкова начинает не в заданные программой часы, а раньше. Для каждой темы это начало разное. Это перспективная подготовка, т.е. начало попутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материалу. Перспективная (та, что только будет позже основной) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5-7 минут). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга. И учитель, и ученики совсем по-другому чувствуют себя в пространстве времени. А дальше, это уже обобщение по теме на основе определенных знаний.
Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа:
1) предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний,
2) уточнение новых понятий, их обобщение, применение и
3) развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.
Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.
Связующим звеном между годами обучения является большая перспектива (четвертый этап); ею оканчивается и начинается каждый учебный год.
Подход к структуре материала обусловлен задачами опережающего введения последующего повторения понятий и называется пробно-порциональным.
«Киты» Лысенковой тянут за собой шлейф методических приемов (тысячу педагогических «мелочей»):
• Домашнее задание по новой теме дается тогда, когда оно становится доступным для самостоятельного выполнения каждым.
• Механическое зазубривание правил и формулировок отсутствует.
• Воспитание организованности в ребенке.
• Взаимодействие с родителями.
• Все «киты» и приемы применяются во взаимодействии.
Реализация опережающего обучения имеет три этапа:
I — предварительная подготовка учащихся: введение первых порций (элементов) будущих знаний;
II — уточнение новых понятий и их применение;
III — открытие новых перспектив, развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.
Существует многообразие методов, их можно подразделить на три обобщенные группы:
1.Пассивные методы ( опросы, самостоятельные, контрольные работы,
2.Интерактивные методы (беседа, диалог и т.д.);
3.Активные методы ( дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая
атака, вне контекстные операции с понятиями и др.
Следует уделять внимание выбору методов обучения, он зависит:
от общих целей образования, обучения, воспитания и развития учащихся;
от особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы;
от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины;
от цели, задач и содержания материала конкретного урока;
от времени, отведенного на изучение того или иного материала;
от возрастных особенностей учащихся, уровня их реальных познавательных возможностей;
от уровня подготовленности учащихся;
от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
от возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.
Важно соответствие содержания методов обучения:
характеру и содержанию учебного материала;
уровню ЗУН учащихся;
материальному обеспечению урока;
личным качествам учителя, его подготовленности к уровню методического мастерства;
индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся;
Также, крайне важно знакомиться с методами обучения других педагогов и перенимать их опыт.