специфика и особенности обучения в вузе кратко

Особенности обучения в ВУЗе

специфика и особенности обучения в вузе кратко. Смотреть фото специфика и особенности обучения в вузе кратко. Смотреть картинку специфика и особенности обучения в вузе кратко. Картинка про специфика и особенности обучения в вузе кратко. Фото специфика и особенности обучения в вузе кратко специфика и особенности обучения в вузе кратко. Смотреть фото специфика и особенности обучения в вузе кратко. Смотреть картинку специфика и особенности обучения в вузе кратко. Картинка про специфика и особенности обучения в вузе кратко. Фото специфика и особенности обучения в вузе кратко специфика и особенности обучения в вузе кратко. Смотреть фото специфика и особенности обучения в вузе кратко. Смотреть картинку специфика и особенности обучения в вузе кратко. Картинка про специфика и особенности обучения в вузе кратко. Фото специфика и особенности обучения в вузе кратко специфика и особенности обучения в вузе кратко. Смотреть фото специфика и особенности обучения в вузе кратко. Смотреть картинку специфика и особенности обучения в вузе кратко. Картинка про специфика и особенности обучения в вузе кратко. Фото специфика и особенности обучения в вузе кратко

специфика и особенности обучения в вузе кратко. Смотреть фото специфика и особенности обучения в вузе кратко. Смотреть картинку специфика и особенности обучения в вузе кратко. Картинка про специфика и особенности обучения в вузе кратко. Фото специфика и особенности обучения в вузе кратко

Самостоятельная работа студентов

Организация учебного труда студентов

Особенности организации учебной деятельности студента в высшем учебном заведении

Лекция – ведущая форма организации учебного процесса в вузе. Примерно половину аудиторных занятий составляют лекции, поэтому умение работать на них – насущная необходимость студента. Принято выделять три этапа этой работы.

Первый – предварительная подготовка к восприятию, в которую входит просмотр записей предыдущей лекции, ознакомление с соответствующим разделом программы и предварительный просмотр учебника по теме предстоящей лекции, создание целевой установки на прослушивание.

Второй – прослушивание и запись, предполагающие внимательное слушание, анализ излагаемого, выделение главного, соотношение с ранее изученным материалом и личным опытом, краткую запись, уточнение непонятного или противоречиво изложенного материала путем вопросов лектору. Запись следует делать либо на отдельных пронумерованных листах, либо в тетради. Обязательно надо оставлять поля для методических пометок, дополнений. Пункты планов, формулировки правил, понятий следует выделять из общего текста. Целесообразно пользоваться системой сокращений наиболее часто употребляемых терминов (воспитание – в-е, личность – л-ть и т.п,), а также использовать цветовую разметку записанного при помощи фломастеров или маркеров.

Третий – доработка лекции: перечитывание и правка записей, параллельное изучение учебника, дополнение выписками из рекомендованной литературы.

Семинар – одна из ведущих форм работы студентов в вузе, проводимая по учебным группам. Если лекция – это монолог преподавателя, то семинар – выступление студентов. Существует несколько вариантов проведения семинаров: прослушивание и обсуждение заранее подготовленных студенческих докладов, фронтальное коллективное обсуждение проблемы, семинар-дис-пут, семинар-деловая игра и т. д.

При многовариантности семинаров общей для них является тщательная самостоятельная подготовка студентов по планам, заранее выданным преподавателем. При подготовке к семинару можно выделить следующие этапы:

1. Ознакомление с планом семинара.

2. Воспроизведение материала, соответствующего теме семинара, по записям лекции и учебнику.

3. Подбор рекомендованной литературы.

4. Изучение первоисточников (чтение, конспектирование, тезирование и т. п.).

5. Составление плана выступления (ответа). При подготовке к семинару первого типа – написание текста док лада или тезисов.

В основе подготовки к семинару лежит самостоятельная работа студента с книгой. В ходе семинара студент должен быть активен: не ждать, как школьник, когда его «вызовут», а высказывать свою точку зрения, отстаивать ее в ходе дискуссий, дополнять ответы коллег, уточнять непонятное. Желательно сохранять записи лекций и материалы, подготовленные к семинару, они потребуются в последующей работе.

Практические и лабораторные работы связаны с активной фронтальной деятельностью всей группы. Это может быть решение задач, проведение эксперимента, разработка и проигрывание элементов урока, посещение и анализ урока или воспитательного мероприятия в школе.

Подготовка к экзаменам и их сдача – напряженней шее время в жизни студентов. В сессию обычно сдается 3-4, реже – 5 экзаменов и на подготовку к каждому отводится 3-4 дня. Следовательно, подготовка к экзамену должна осуществляться в течение семестра, в ходе регулярной самостоятельной работы.

Подготовку к экзаменам следует начать с расчета времени, Которое необходимо для повторения. В этом случае учитывается степень освоения курса, работоспособность, умственные способности студента. Рекомендуется соблюдать следующие условия при подготовке к экзамену:

1. Требуется тщательное повторение ранее изученного материала, его осмысление и запоминание.

2. Если позволяет время, целесообразно составить сжатый всего курса, выделив только главное, основное.

специфика и особенности обучения в вузе кратко. Смотреть фото специфика и особенности обучения в вузе кратко. Смотреть картинку специфика и особенности обучения в вузе кратко. Картинка про специфика и особенности обучения в вузе кратко. Фото специфика и особенности обучения в вузе кратко

3. Особое внимание при повторении следует уделить трудным, ранее непонятым положениям.

4. Постараться сформулировать дополнительные вопросы к материалу и ответить на них.

5. Наиболее трудные вопросы можно обсудить с товарищами для лучшего понимания материала.

6. Необходимо основательно повторить понятийный аппарат курса. Владение ведущими понятиями – показатель профессионализма в той или иной области.

7. Как известно, на подготовку к экзамену студенту обычно не хватает одного дня. Не пытайтесь его компенсировать бессонной ночью. Перед экзаменом следует выспаться. Ответ на экзамене должен быть полным, аргументированным, четким. Важно уметь связать теорию с практикой, хорошо знать основные понятия, иметь свою позицию по рассматриваемой проблеме.

Государственный стандарт предусматривает академическую занятость студента очного отделения в объеме 54 часов в неделю, в том числе половина – аудиторные занятия, половина – самостоятельная работа. Для успешного овладения вузовской программой студенту необходимо систематически, ежедневно заниматься самостоятельно не менее четырех часов.

Эффективность интеллектуального труда находится в прямой зависимости от его правильной организации. Каждому студенту следует овладеть культурой учебного труда. Для начала попытайтесь следовать советам для первокурсников.

1. Работайте в одни и те же часы, формируйте у себя привычку к умственному труду.

2. Планирование умственного труда позволяет работать четко и ритмично.

3. Знайте точно, что вам нужно сделать за сегодняшний день, но не забывайте о перспективе. Выполнение сложной работы планируйте по частям.

4. Ритмичность труда и отдыха способствует повышению работоспособности.

5. В период отдыха стремитесь к активным движениям, занимайтесь физическим трудом.

6. Полноценный сон – биологическая потребность организма. Недосыпать – значит работать на износ.

7. Лучше заниматься на привычном, любимом месте. Правильная организация рабочего места – один из первых признаков культуры умственного труда.

8. Не забывайте ежедневно подводить итоги проделанной работы, вносить коррективы в план.

9. Всякий результат умственного труда должен быть четко оформлен в виде записи или устного высказывания. Помните, что не записанная мысль – это потерянный клад» (Д.И. Менделеев).

Очень часто студенту приходится работать с литературными источниками. Перечислим основные виды записей как результата этой работы.

Выписки, цитаты – дословные, точные записи определенного текста с указанием автора и источника.

План – совокупность кратко сформулированных, последовательно изложенных мыслей – заголовков, отражающих основное содержание прочитанного. Планы могут быть простыми и сложными (пункты подразделяются на подпункты), тематическими и систематическими, краткими и развернутыми.

Тезисы – основные положения текста, без приведения фактического материала.

Конспект – краткое последовательное изложение материала. Существует большое количество видов конспектов: плановые, тематические, свободные, сложные, простые и т. д.

Делая записи, следует придерживаться некоторых общих правил.

1. В любых видах записей указывай фамилию автора, полное название произведения, издательство, год, место издания.

2. Записи веди после того, как осмыслен материал.

3. Используй разные пасты (чернила) для выделения заголовков и подзаголовков, главных мыслей и т.д.

5. Умелая систематизация записей предполагает комплектование карточек, отдельных листов по темам (разделам), ведение тетрадей с пронумерованными страницами и оглавлением.

Вузовское обучение имеет более прагматическую направленности, приближенную к предстоящей практической, производственной деятельности (включая и производство новых знаний в работе психолога-исследователя).

Важное отличие вузовского образования от обучения в школе – менее жесткий, чем в школе, внешний контроль за тем, на что расходуется время. Речь идет не о том, что у студента больше «свободного» времени (старательному студенту реально приходится трудиться ничуть не меньше старшеклассника), но о времени, не контролируемом со стороны различных педагогов, воспитателей и, тем более, родителей. В ряде высших учебных заведений – хотя сейчас таких немного – принято даже так называемое «свободное» посещение занятий, когда студент сам выбирает, какие проходящие по расписанию занятия и насколько регулярно посещать (предполагается, что к хорошему преподавателю студенты будут ходить, несмотря ни на что). У студента в такой ситуации появляется реальный «соблазн» использовать это время совсем не в учебных целях и даже не в целях личностного развития. В условиях «рыночной жизни» все это усугубляется для некоторых студентов необходимостью серьезно «подрабатывать» на стороне, затрачивая на это немалую часть своих душевных сил и талантов. Поэтому умение планировать свое время, а также планировать свои душевные и физические «затраты» становится важнейшим условием успешной учебно-профессиональной деятельности студента-психолога. Отметим, что особую проблему это составляет для тех, кто избрал форму заочного и тем более дистанционного образования, когда основная нагрузка падает именно на самостоятельную работу.

Важнейшей организационной особенностью обучения в психологическом вузе является «пестрота» и многоплановость всей студенческой жизни, когда параллельно приходится посещать лекции, самостоятельно работать над литературой (читать материал, который может и не пригодится в ближайшее время), пытаться освоить дисциплины, которые также могут и не понадобиться при сдаче экзаменов, и при этом активно участвовать в студенческой жизни, влюбляться, страдать («дело молодое» и всем «известное»), вести так называемую «культурную жизнь» (театры, концерты, музей. ) и т. п. Важно при этом не «запутаться», не «разбрасываться», не допустить, чтобы голова от всего этого «кругом не пошла». И вновь мы возвращаемся к идее выделения главных, приоритетных направлений, в основе которых лежит значительная цель или идея, которой должно подчиняться все остальное. Для студента-психолога ситуация может осложниться тем, что он еще находится в поиске такой идеи или смысла. Но, как известно, «процесс поиска смысла уже сам по себе является смыслом», тем более что и в дальнейшем психологу постоянно переосмысливать то, что недавно казалось таким ясным и понятным.

Обучение в психолого-педагогическом вузе имеет весьма интересную и одновременно весьма сложную для понимания (со стороны студентов) особенность. Нередко студент, прослушав лекции преподавателей о том, как «надо преподавать» и как «надо контролировать знания», вдруг обнаруживает, что эти же преподаватели все это делают совсем не столь замечательно, как сами рекомендуют на лекциях, а иногда в противоречии с декларируемыми принципами. Это может стать поводом для недоумения, а для впечатлительных натур – причиной морального шока. Во-первых, преподаватель все это не сам придумал, он просто излагает то, что должен знать студент. Во-вторых, далеко не все зависит от конкретных преподавателей и даже от конкретных администраторов (есть в системе образования и более влиятельные инстанции). Наконец, «хорошо преподавать» и «эффективно контролировать знания» может далеко не каждый преподаватель, и вообще о «хорошем» и «правильном» гораздо проще говорить, чем все это самому исполнять. Если бы все было так просто, то система образования и в России, и во всем цивилизованном мире давно была бы совсем иной. А студенту как будущему специалисту-психологу надо учиться быть терпимее.

Особенность вузовского обучения предполагает существенное переструктурирование всей мыслительной деятельности студента. В частности, специалисты, изучающие учебную деятельность студентов, отмечают: «Полученные исследователями школы Б. Г. Ананьева данные свидетельствуют о том, что студенческий возраст – это пора сложнейшего структурирования интеллекта, которое очень индивидуально и вариативно. Мнемологическое «ядро» интеллекта человека этого возраста характеризуется постоянным чередованием «пиков» или «оптимумов» то одной, то другой из входящих в это ядро функций. Это означает, что учебные задания всегда одновременно направлены как на понимание, осмысление, так и на запоминание и структурирование в памяти студента усваиваемого материала, его сохранение и целенаправленную актуализацию».

С.И. Гессен выделил также следующие основные «свойства университета»:

1) «Совокупность реализованного в нем научного знания», ведь именно системность и «полнота представленного в университете знания отличает университет от всех других высших школ», что и делает его «подлинно научной школой»;

[1] Общая психология / под ред. Карпова А.В. М., 2002. С. 21

[2] Общая психология / под ред. Карпова А.В. М., 2002. С. 22

[3] Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева М., 1996. С.498.

[4] Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева М., 1996. С.498.

Источник

Специфика и особенности обучения в вузе кратко

Особенности обучения в вузе – советы первокурсникам

1. Обучение на первом курсе

Чтобы лучше понять истинное положение первокурсников, вспомним, откуда они берутся. Закончились школьные годы. Успешно сдан последний выпускной экзамен, прозвучали напутственные слова школьных учителей, и отгремел выпускной вечер. В общем, состоялось прощание со школой. Пришло время, полное надежд, но также и активных действий. Перед выпускником открываются все дороги для дальнейшего обучения, для начала карьеры в хорошем смысле этого слова.

Однако среди поступивших в вуз всегда есть какой-то процент случайных людей, которые с трудом представляют, зачем они сюда поступили, что это за специальность и чем они будут заниматься. Одних поступить в вуз заставили родители, другие воспринимают учебу как продолжение школьных лет (проще говоря, пытаются продлить детство), некоторые поступают в вуз потому, что очень не хотят идти работать или в армию, а кто-то поступает лишь для того, чтобы уехать от родителей. Отношение к учебе у таких людей, как правило, соответствующее. Поэтому с первокурсниками традиционно не принято церемониться. Если студент не знает материал – ему без лишних разговоров ставят двойку. При этом действует принцип «презумпции виновности» студента: любые сомнения и подозрения преподавателя трактуются не в его пользу. Нередки случаи, когда преподаватель наиболее слабым студентам-первокурсникам настоятельно советует еще раз подумать на предмет того, туда ли они попали, куда хотели, и не стоит ли им заняться чем-нибудь другим. Отношение же к студентам старших курсов, уже прошедших чистилище первого курса, гораздо более уважительное. Конечно, за незнание предмета в любом случае ставится двойка, но на старших курсах возможны, например, более благоприятные условия для пересдачи. Во всяком случае, может быть тема для обсуждения, что на первом курсе не допускается.

2. О самостоятельности и ответственности.

Следует напомнить, что студент – это взрослый человек, и он должен обладать самостоятельностью и ответственностью. К сожалению, об этом приходится напоминать некоторым студентам, упорно не желающим расставаться с детством. Учеба нужна прежде всего студенту, и никто за ним не будет бегать и упрашивать, чтобы он сдал зачет или экзамен. Более того, если он сам вовремя не подсуетится, он не получит даже то, что он заслуживает. Исходить надо из того, что все проблемы студента – это, прежде всего, его собственные проблемы, и уж только потом это проблемы вуза и преподавателей. Студент все должен делать во время. Привычка все откладывать на последний день, надеяться на авось – это не лучшая черта характера; иногда объективные причины мешают студенту выполнить учебный план и ликвидировать задолженности в последние дни семестра; в данном случае, студента может быть и жалко, но что может сделать преподаватель? Просто так зачет поставить? Но нельзя же учебу превращать в профанацию; и это относится как к учебному процессу, так и к учебной дисциплине.

Некоторые студенты имеют привычку выпрашивать оценку. Некоторые девушки даже в слезы бросаются, истерики устраивают, надеясь разжалобить преподавателя, чтобы тот поставил зачет или положительную оценку. Наивные люди – думают, поможет. Видимо, наслушались баек про подобные случаи. Да где это видано, чтобы такое помогало? Если на работе человек не справляется со своими служебными обязанностями, то к нему тут же применяют соответствующие санкции, вплоть до увольнения – и никакие слезы тут не помогут.

Суммируя все вышесказанное, можно сказать следующее. Высшая школа не только дает студентам знания, но и готовит будущих специалистов к самостоятельной жизни и к служебной карьере.

3. Некоторые методические советы

Говоря об обучении в вузе и о способах обучения, следует иметь в виду, что нормальный студент, который рассчитывает вести активный образ деловой жизни и после окончания вуза, должен еще во время учебы иметь определенные амбиции, в хорошем смысле этого слова. Если делать учебные работы как-нибудь или вообще списать, как-нибудь сдавать зачеты, экзамены, как-нибудь защитить курсовые и дипломную работы и вообще лишь бы как-нибудь получить образование, то такая жизненная позиция гарантированно приведет к тому, что выпускник абсолютно любую работу будет ненавидеть, а вполне возможно, и не только работу, но и многое другое. Если каждую секунду не жить активной жизнью, а, что бы ни происходило, рассуждать по принципу «Господи, когда же это кончится?», или тем более на все, что делать надо, но не хочется, смотреть как на некую меру наказания непонятно за что, то в таком случае на своем будущем можно смело ставить крест. Объективные внешние обстоятельства могут меняться, в том числе и в лучшую сторону, но если человек убежден, что страдает от того, от чего другие не страдают, а некоторые даже получают удовольствие, то переубедить себя может только он сам.

4. Особенности учебы в вузе

Основная особенность учебы в вузе, отличающая ее от школьного обучения – это большая самостоятельность, иной порядок контроля над ходом обучения: контрольных работ становится меньше, они проводятся реже, чем в школе. На смену ежедневным устным опросам на уроках приходят экзаменационные сессии, проводимые дважды в год, учебные аттестация, организуемые 1-2 раза в семестр; другие формы контроля – семинарские занятия, курсовые работы, проводимые по графику учебного процесса. Такой порядок вызывает неверное представление о легкости студенческой жизни, что чревато серьезными последствиями, так как, например, низкие аттестационные оценки могут привести не только к неприятным объяснениям в деканате, но даже к отчислению еще до начала экзаменационной сессии. В последние годы в вузах стала внедряться рейтинговая система оценки знаний, предполагающая объективный, регулярный и систематический контроль за процессом приобретения знаний студентами со стороны преподавателей и администрации вуза. Возможно, эта система будет способствовать более систематической учебной работе студентов.

Чтобы успешно и эффективно овладевать специальными знаниями, студенту необходимо знать некоторые общие правила получения учебной информации, иметь представление о содержании учебного плана выбранной специальности, о требованиях, предъявляемых к выпускнику вуза. Вся эта информация в совокупности образует систему сведений, являвшуюся введением в будущую специальность.

5. Организация учебного процесса в вузе

Учебный план содержит:
— перечень изучаемых дисциплин;
— объемы часов, отводимых на изучение предусмотренных планом дисциплин;
— установленные формы контроля.

Учебный процесс в вузе проводится по расписанию учебных занятий. Студенту рекомендуется записать для себя, в каком корпусе университета располагаются учебные лаборатории под определенными номерами, время начала и окончания занятий, чтобы четко планировать свое пребывание в вузе и не допускать опозданий на занятия. Разные виды аудиторных занятий, проводимых в университете, имеют определенную специфику, которую студенту следует знать и правильно учитывать в своей работе.

6. Организация аудиторных занятий

По всем неясным вопросам без стеснения обращайтесь к лектору! Не бойтесь оказаться «олухом» в глазах сокурсников, вы ведь у-ч-и-т-е-с-ь! И не все одинаково воспринимают услышанное, не у всех одинаковая реакция. Поэтому, еще раз, не стесняйтесь задавать вопросы лектору. Не всегда можно своим вопросом перебивать лектора. В таких случаях запишите вопрос и задайте его после лекции. Или даже в другой раз, перед новой лекцией. Иногда вполне уместно вставить вопрос по ходу изложения материала. Это зависит от характера проведения лекции. Если это монологический тип, то есть преподаватель «читает монолог», то в этом случае не уместно встревать со своим вопросом, а если «диалогический» тип, т.е. преподаватель ведет беседу с аудиторией, «ставит» вопросы и отвечает на них сам или ждет ответа от аудитории, а потом комментирует услышанное, то смело вступайте с ним в диалог, проясняйте непонятое вами. Никогда не оставляйте непонятое вами без разъяснения, и если постеснялись обратиться к преподавателю, то обратитесь за помощью к своим коллегам – студентам.

Конспект следует вести в отдельной тетради для каждой учебной дисциплины, оставляя поля для того, чтобы можно было дополнить конспект выписками из учебников и других книг. Писать следует крупно, разборчиво, выделяя темы и разделяя текст подзаголовками на смысловые части. Следует научиться производить записи со скоростью не менее 120 букв в минуту. Можно использовать сокращения слов и условные знаки. Каждый может создать свою систему скорописи. Следует добиться того, чтобы ведение конспекта было интересной работой, а внешний вид конспекта доставлял бы удовлетворение.

Известно, что изучение дисциплины только по лекциям и конспектам недостаточно. Хорошее усвоение материала может быть достигнуто только на основе систематической работы с учебниками и другой литературой. Конспект лишь облегчает понимание и усвоение материала учебника. Конспект указывает, что в учебнике особенно важно, и дает дополнительные новые сведения по этим вопросам. Поэтому перед каждой лекцией рекомендуется прочитать конспект предшествующей лекции, а после того, как лектор закончит читать какой-либо крупный раздел курса, следует проработать его и по конспекту и по учебнику. В этом случае учебная дисциплина усваивается настолько глубоко, что перед экзаменом остается сделать лишь немногое для закрепления знаний.

6.2. Практические занятия

Перед практическим занятием следует изучить конспект лекции и рекомендованную преподавателем литературу, обращая внимание на практическое применение теории и на методику решения типовых задач.

Для ведения записей на практических занятиях обычно заводят отдельную тетрадь по каждой учебной дисциплине.

Рекомендуется использовать следующий порядок записи решения задачи:
— исходные данные для решения задачи (что дано);
— что требуется получить в результате решения;
— какие законы и положения должны быть применены;
— общий план (последовательность) решения;
— расчеты;
— полученный результат и его анализ.

Логическая связь лекций и практических занятий заключается в том, что информация, полученная на лекции, в процессе самостоятельной работы на практическом занятии осмысливается и перерабатывается, при помощи преподавателя анализируется до мельчайших подробностей, после чего прочно усваивается.

6.3. Семинарские занятия

К семинару нужно тщательно готовиться: внимательно ознакомиться с планом семинара, изучить рекомендованную литературу, по каждому вопросу составить краткий план выступления. В процессе подготовки к семинару обычно требуется законспектировать один или несколько литературных источников: книг, брошюр, статей. Приобретение навыков конспектирования при работе с книгой исключительно важно, поскольку конспектирование представляет собой деятельность, которая будет необходима всю жизнь и инженеру, и научному работнику, и руководителю производства.

При выступлении на семинаре нужно стремиться выразить свои мысли собственными словами, как можно реже прибегая к конспекту.

6.4. Лабораторные занятия

Лабораторные занятия проводятся в специально оборудованных лабораториях, с применением техники и измерительной аппаратуры.

При подготовке к лабораторному занятию необходимо изучить теоретический материал, который будет использоваться в ходе выполнения лабораторной работы. Нужно внимательно прочитать методическое указание (описание) к лабораторной работе, продумать план проведения работы, подготовить необходимые бланки и таблицы для записей наблюдений.

Непосредственно выполнению лабораторной работы иногда предшествует краткий опрос студентов преподавателем для выявления их готовности к занятию. При выполнении лабораторной работы, как правило, необходимы следующие операции:

— подготовка оборудования и приборов, сборка схемы;
— воспроизведение изучаемого явления (процесса);
— измерение физических величин, определение параметров и характеристик;
— анализ, обработка данных и обобщение результатов.

Студент, имеющий хорошую теоретическую подготовку, обычно составляет отчет о работе непосредственно в ходе занятия. В отчете при анализе результатов работы указывается, какие закономерности подтверждены или выявлены, какие погрешности имеют место, что было причиной появления погрешностей.

При защите отчета преподаватель беседует со студентом, выявляя глубину понимания им полученных результатов.

Лабораторные работы способствуют лучшему усвоению программного материала, так как в процессе их выполнения многие расчетные формулы, казавшиеся отвлеченными, становятся вполне конкретными; выявляется множество деталей, способствующих углубленному пониманию изучаемой дисциплины.

На консультациях рассматриваются вопросы, касающиеся организации, и методики внеаудиторной самостоятельной работы студентов, связанные с уточнением тех или иных научных данных, новых для студента понятий, методов решения задач; даются сведения о дополнительной литературе.

Обычно посещение консультации не считается обязательным, поэтому некоторые студенты ошибочно недооценивают их. На самом деле именно на консультации происходит общение студента с преподавателем на самом благожелательном уровне, что способствует наилучшему разбору и усвоению материала.

6.6. Производственная практика.

Важное место в системе подготовки врача занимают учебная и производственные практики, обеспечивающие связь теоретического обучения с практической деятельностью. Во время практик студенты закрепляют теоретические знания, полученные в вузе, изучая опыт работы медицинских учреждений, овладевая практическими навыками и методами работы по своей специальности.

7. Организация самостоятельной работы

Если порядок в работе и ее ритм установлены правильно, то студент изо дня в день может работать, не снижая своей производительности и не перегружая себя. Правильная смена одного вида работы другим позволяет отдыхать, не прекращая работы.

Таким образом, первая задача организации внеаудиторной самостоятельной работы – это составление расписания, которое должно отражать время занятий, их характер (теоретический курс, практические занятия, графические работы, чтение), перерывы на обед, ужин, отдых, сон, проезд и т.д. Расписание не предопределяет содержания работы, ее содержание неизбежно будет изменяться в течение семестра. Порядок же следует закрепить на весь семестр и приложить все усилия, чтобы поддерживать его неизменным (кроме исправления ошибок в планировании, которые могут возникнуть из-за недооценки объема работы или переоценки своих сил).

При однообразной работе человек утомляется больше, чем при работе разного характера. Однако не всегда целесообразно заниматься многими учебными дисциплинами в один и тот же день, так как при каждом переходе нужно вновь сосредоточить внимание, что может привести к потере времени. Наиболее целесообразно ежедневно работать не более чем над двумя-тремя дисциплинами.

Начиная работу, не нужно стремиться делать вначале самую тяжелую ее часть, надо выбрать что-нибудь среднее по трудности, затем перейти к более трудной работе. И напоследок оставить легкую часть, требующую не столько больших интеллектуальных усилий, сколько определенных моторных действий (черчение, построение графиков и т.п.).

Самостоятельные занятия потребуют интенсивного умственного труда, который необходимо не только правильно организовать, но и стимулировать. При этом очень важно уметь поддерживать устойчивое внимание к изучаемому материалу. Выработка внимания требует значительных волевых усилий. Именно поэтому, если студент замечает, что он часто отвлекается во время самостоятельных занятий, ему надо заставить себя сосредоточиться. Подобную процедуру необходимо проделывать постоянно, так как это является тренировкой внимания. Устойчивое внимание появляется тогда, когда человек относится к делу с интересом.

8. Организация экзаменационных сессий и аттестаций

Изучение многих общепрофессиональных и специальных дисциплин завершается экзаменом. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.

Экзамены проходят в сессионный период в соответствии с приказом ректора. Порядок сдачи и пересдачи экзамена регламентируется приказами ректора.

В последние годы в связи с введением рейтинговой системы оценки знаний студентов экзаменационная отметка является важнейшим, но не единственным компонентом итоговой отметки по дисциплине. Итоговая отметка выставляется также с учетом посещаемости студентом лекций и занятий, его текущей успеваемости и отметок по промежуточному контролю.

По результатам экзамена администрация вуза принимает решение о переводе студента на следующий курс или отчисления из числа студентов вуза. При наличии уважительной причины студенту может быть продлена экзаменационная сессия или предоставлен академический отпуск.

В конце обучения в вузе студенты сдают Государственные экзамены, которые принимает Государственная экзаменационная комиссия. На экзамене студенты демонстрируют свои теоретические знания и практические навыки, необходимые им в профессиональной деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *