специфические принципы обучения русскому языку

Принципы обучения русскому языку

Вы будете перенаправлены на Автор24

Обучение русскому языку, его цели и задачи

Обучение русскому языку – невероятная важная часть образовательного процесса в русскоязычных школах. Язык служит средством выражения мысли, помогает нам коммуницировать с другими людьми, даёт возможность делиться своими чувствами и эмоциями. Не зная языка, мы не можем получать дальнейшее образование. Умение говорить, читать, писать и понимать свой родной язык – ключевое умение в жизни каждого человека.

Курс русского языка в школе ставит своей задачей развитие устной и письменной речи обучающихся, осознанное чтению и письмо, изучение литературных норм и теоретического материала из всех разделов науки о языке. Иными словами, по окончании данного курса учащиеся должны быть обеспечены необходимым минимумом умений, навыков и знаний по языку.

Каковы же принципы обучения русскому языку как учебному предмету?

Основные принципы обучения русскому языку

Принципы обучения – некие общие руководящие идеи, от которых следует отталкиваться при построении учебного процесса.

Основные принципы обучения русскому языку строятся на методических разработках огромного числа педагогов. Например, Л. Н. Толстой, И. И. Срезневский и К. Д. Ушинский обращали особое внимание на принцип изучения языка как культурного кода народа: «Народ выражает себя в языке своём». А лингвисты конца XX – начала XXI века – Р. Б. Сабаткоев, А. Д. Дейкина, Т. М. Воителева и Е. В. Архипова ставят во главу угла принцип коммуникативности (т.е. изучения языка в первую очередь как средства общения) и контекстный принцип (изучение единиц языка в данном контексте).

В ФГОС эти идеи были объединены и систематизированы, сформулированы в современные методические принципы обучения русскому языку. Эти принципы звучат так.

Принцип функциональности настаивает на изучении явлений языка с позиции их функциональных возможностей. В курсе русского языка в школе рассмотрению подвергается речевая практика личности.

Готовые работы на аналогичную тему

Важным считается принцип систематичного изучения, точнее – принцип историзма изучения языка. Поскольку язык – это постоянно развивающаяся система, претерпевшая множество изменений во время своего формирования, изучать его нужно в историческом контексте и соблюдая хронологический порядок. Так учащиеся смогут получить полную картину эволюции языка от самого его зарождения до наших дней. Этот же принцип предполагает изучение языковых явлений в совокупности друг с другом, поскольку все они взаимообусловлены.

Обучение русскому языку должно вестись по схеме «от неизвестного к известному», должно переходить от более легкого к более трудному.

Предыдущий принцип опирается на принцип преемственности изучения русского языка. Этот принцип гласит, что изучение нового языкового материала должно проходить с опорой на материал уже изученный. Согласно этому принципу знания, предлагаемые ученикам в образовательном процессе, соразмерно распределены между начальной, средней и старшей ступенями школьного курса.

Уникальной особенностью принципов изучения русского языка является принцип текстоцентричности. Согласно этому принципу и предметом, и средством обучения языку должен являться текст, а формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков должно происходить именно с опорой на него. Появление данного принципа можно обосновать тем, что в текст несёт как образовательную, так и воспитательную нагрузку. На примере художественного текста учащиеся могут одновременно познакомиться и с языковыми явлениями, и с важными моральными установками. Иными словами, помимо всего прочего текст несёт в себе воспитательную функцию. Через него легко ознакомиться с идеалами языка, речи и культуры.

Весьма важным является принцип развития у обучающихся языкового чутья. В ходе школьного курса русского языка у обучающихся должно выработаться умение интуитивно усваивать языковые законы. В идеале преподаватель должен заинтересовать ученика изучаемым предметом так, чтобы ученик сам проявлял познавательный интерес к ещё не известным ему фактам или явлениям языка.

Помимо всего прочего преподаватель должен создать условия для самостоятельной познавательной активности учащихся в каждый момент обучения русскому языку. Это называется принципом сознательности и активности, или, в контексте обучения русскому языку, принципом мотивации речевой деятельности. Повышению самостоятельности может помочь добавление в образовательный процесс игрового или соревновательного компонента, индивидуального творчества, работы над личными научными проектами и пр.

Не менее важен принцип доступности, который распределяет лингвистические знания по школьным классам соответственно возрасту и индивидуальным особенностям учащихся. В условиях общеобразовательных учреждений обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику часто бывает практически невозможно, однако можно предпринять хорошие попытки, предлагая учащимся, к примеру, выборочные задания для выполнения, распределенные по разным уровням сложности.

Принцип прикладной направленности обеспечивает ориентацию образовательного процесса на практическое использование знаний, умений и навыков. В случае русского языка это означает активную речевую практику.

Принцип научности в изучении русского языка реализуется в использовании в процессе обучения только современные и корректные, но в то же время авторитетные и устоявшиеся лингвистические концепции. В наше время соблюдать данный принцип чрезвычайно сложно, поскольку развивающаяся лингвистика содержит в себе различные, часто противоречащие друг другу точки зрения практически по каждому вопросу. Особенно яркими являются разночтения в теории и терминологии морфемики и синтаксиса.

И, конечно, необходимо соблюдать принцип наглядности, предоставляя учебную информацию в доступных и разнообразных формах. Для обеспечения наглядности можно использовать таблицы и схемы, рисунки, репродукции, слайды презентации, видео- и аудиоряды и т.д. В первую очередь сам преподаватель должен показывать наглядный пример грамотного использования языка в своей речи.

Все принципы обучения связаны друг с другом, эффективным будет только их одновременное применение.

Источник

Презентация на тему «Принципы обучения русскому языку»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

специфические принципы обучения русскому языку. Смотреть фото специфические принципы обучения русскому языку. Смотреть картинку специфические принципы обучения русскому языку. Картинка про специфические принципы обучения русскому языку. Фото специфические принципы обучения русскому языку

Описание презентации по отдельным слайдам:

Принципы обучения русскому языку

Классификация принципов обучения русскому языку дидактические, лингвистические, психологические, собственно методические.

Дидактические принципы: сознательности, активности, наглядности, прочности, доступности и посильности, межпредметной координации.

Лингвистические принципы: системности; концентризма; разграничения явлений на уровне языка и речи; функциональности; стилистической дифференциации; минимизации.

Психологические принципы: мотивации обучения (познавательной, предметно-функциональной, развлекательной, учебной); этапности формирования речевых умений и навыков; учета индивидуально-психологических особенностей личности обучающихся.

Этапы формирования речевых умений и навыков: – ознакомительный этап (сообщение учебного материала, работа по речевому образцу и грамматической модели, по алгоритму); – стандартизирующий этап (развитие речевых умений и навыков при выполнении языковых упражнений в стандартных ситуациях); – варьирующий этап (совершенствование речевых умений и навыков при выполнении речевых упражнений в измененных ситуациях учебного общения); – творческий этап (перенос знаний, речевых умений и навыков в нестандартные ситуации).

Собственно методические принципы обучения русскому языку: специальные, общеметодические, частнометодические

Специальные методические принципы: – внимание к материи языка, – понимание лексических и грамматических языковых значений на уровне парадигматических отношений и синтагматических связей слов, – сознательное и неосознанное усвоение учащимися норм литературного языка и следование им в устной и письменной речи, – оценка учащимися средств выразительности речи, – координация устной и письменной речи, – ускорение темпа речевого развития обучающихся при условии совершенствования их речевых умений и навыков (Л. П. Федоренко).

Общеметодические принципы: экстралингвистический, функциональный, межуровневых и внутриуровневых связей и отношений, нормативно-стилистический, исторический (М. Т. Баранов).

Частнометодические принципы: характерны для методики аспектного обучения русскому языку: обучение лексике, фонетике, словообразованию, грамматике, культуре речи и стилистике и т. д.

специфические принципы обучения русскому языку. Смотреть фото специфические принципы обучения русскому языку. Смотреть картинку специфические принципы обучения русскому языку. Картинка про специфические принципы обучения русскому языку. Фото специфические принципы обучения русскому языку

Курс повышения квалификации

Охрана труда

специфические принципы обучения русскому языку. Смотреть фото специфические принципы обучения русскому языку. Смотреть картинку специфические принципы обучения русскому языку. Картинка про специфические принципы обучения русскому языку. Фото специфические принципы обучения русскому языку

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

специфические принципы обучения русскому языку. Смотреть фото специфические принципы обучения русскому языку. Смотреть картинку специфические принципы обучения русскому языку. Картинка про специфические принципы обучения русскому языку. Фото специфические принципы обучения русскому языку

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

специфические принципы обучения русскому языку. Смотреть фото специфические принципы обучения русскому языку. Смотреть картинку специфические принципы обучения русскому языку. Картинка про специфические принципы обучения русскому языку. Фото специфические принципы обучения русскому языку

При изучении данной темы использовались фронтальные и групповые формы работы, методики исследовательской работы и системно-деятельностного подхода, что дало возможность через совершенствование общих и специальных учебных умений развить учебно-познавательную компетенцию учащихся.

Выбранные методики и формы работы формируют способность учащихся к творческому саморазвитию и творческой деятельности, превращают процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым повышая учебную мотивацию и организацию работы на уроке. Успешность ребят в учебе зависит от его субъективной учебной деятельности, самостоятельного ее планирования и ее реализации, что является одним из важнейших условий успешного формирования предметных и ключевых компетенций учащихся. На уроке выбраны наиболее оптимальные формы работы, которые опирались на совместную и самостоятельную учебную деятельность, направляемую учителем.

Источник

Специфические принципы обучения русскому языку

§18. ПРИНЦИПЫ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ О ЯЗЫКЕ
И ПРЕДПОСЫЛКИ ЭТОЙ РАБОТЫ

Вместе с тем в нашей методике действуют и специальные принципы, вытекающие из специфики предмета «Русский язык».

Специальные принципы изучения русского языка

Специальные принципы методики преподавания русского языка делятся на общеметодические и частнометодические ( или уровневые).

Общеметодические принципы изучения разделов науки о языке. Единицы языка, изучаемые в школе, прямо или опосредованно связаны с внеязыковой действительностью (т.е. с окружающим нас миром) и друг с другом, по-разному оцениваются и используются говорящими в собственной речи. Соответственно при изучении любого раздела науки о языке действуют общие методические принципы. Рассмотрим их.

Изучая те или иные языковые явления, необходимо сообщать детям их функции и проводить наблюдения, подтверждающие роль этих функций.

Структурно-семантический принцип определяет рассмотрение языковых явлений с двух точек зрения: с точки зрения структуры (строения) и с точки зрения значения, которым обладает данная языковая структура. Необходимость в этом принципе объясняется тем, что в языке реально существует связь формы и значения, и ее следует детям раскрывать, какое бы языковое явление ни изучалось. Так, форма предложного падежа имени существительного

Нормативно-стилистический принцип заключается в раскрытии механизма выбора в речи языковых явлений со стороны их норм употребления и уместности употребления в зависимости от ряда условий, например адресата, замысла, жанра и стиля речи. Соблюдение нормативно-стилистического подхода к языковым явлениям в процессе их изучения обеспечивает учащимся правильную и эмоционально-выразительную речь.

Исторический принцип предполагает учет исторических изменений, которые в той или иной форме сохранились в современном литературном языке. Исторические пояснения, даваемые учителем в процессе изучения языка, формируют научный взгляд на язык, способствуют лучшему осознанию сущности языковых явлений.

Частнометодические принципы изучения разделов науки о языке. Каждый раздел науки о языке обладает своей спецификой. В процессе их изучения необходимо учитывать кроме общеметодических принципов частнометодические, которые вытекают из специфики этих разделов науки о языке.

Методика фонетики располагает следующими частно-методическими принципами:

Реализация первого принципа приводит школьников к сознательному восприятию звуков и правильному определению их свойств. Рассмотрение звука в морфеме способствует пониманию их изменений в зависимости от позиции чередований сильных и слабых звуков. Такие наблюдения дают теоретическую основу работе над буквенными орфограммами. Последний принцип, предупреждая смешение детьми звуков и букв (фонетики и графики), также существенно влияет на овладение орфографией.

В методике лексики и фразеологии действуют помимо общеметодических следующие принципы:

Все эти принципы, реализуемые в учебном процессе, обеспечивают учащимся понимание сущности слова и фразеологизма, необходимости их рассмотрения в контексте, из которого можно выяснить семантику того или иного слова.

Первый из них предполагает сопоставление структуры слова и способа его образования, например:

специфические принципы обучения русскому языку. Смотреть фото специфические принципы обучения русскому языку. Смотреть картинку специфические принципы обучения русскому языку. Картинка про специфические принципы обучения русскому языку. Фото специфические принципы обучения русскому языку

Последний принцип заключается в определении структуры слова путем его мотивирования (т.е. толкования).

Из специфики морфологии вытекают следующие частно-методические принципы:

Методика синтаксиса выработала следующие частно-методические принципы:

При организации учебного процесса в каждом конкретном случае необходимо продумать соотношение на уроке принципов всех уровней: принципа школы в целом, дидактических и специальных принципов (общеметодических и частнометодических). Во всех случаях надо иметь в виду выбор принципов, которые в наибольшей степени обеспечат лучшее усвоение знаний и формирование умений.

Источник

Методика обучения русскому языку в начальных классах

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методика обучения русскому языку в начальных классах.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Успешность обучения зависит от сформированности общих учебных умений и навыков, способов деятельности.

Методика преподавания русского языка (МПРЯ) – частная наука, определяющая содержание, принципы, методы и приёмы обучения, закономерности усвоения отдельного предмета.

Методика преподавания русского языка стоит в ряду педагогических наук. Это — прикладная наука, поскольку, опираясь на теорию, она решает практические задачи обучения, воспитания и развития учащихся. Предметом изучения методики является процесс овладения родным языком в условиях обучения (овладение речью, письмом, чтением, грамматикой и пр.). Методика преподавания русского языка призвана изучить закономерности формирования умений и навыков в области языка, усвоения систем научных понятий по грамматике и по другим разделам науки о языке. Говоря о задачах методики как прикладной науки, выделяют следующие вопросы: 1) Чему учить? 2) Как учить? 3) Почему так, а не иначе?

Чему учить? Ответом на этот вопрос является разработка содержания обучения, программ по русскому языку, создание учебников и учебных пособий.

Почему так, а не иначе? Здесь подразумевается исследование сравнительной эффективности методов, обоснование выбора методики, экспериментальная проверка рекомендаций и т.д.

Обучение языку происходит в дошкольных учреждениях, в начальной и средней школе, в училищах и техникумах, в вузах. Каждая ступень имеет свои особенности.

основные разделы методики начального обучения:

методика обучения грамоте,

методика обучения чтению,

методика обучения грамматике и орфографии,

методика развития речи.

Теоретические основы методической науки.

Методика преподавания русс.яз. – это пед. наука, являющаяся частной теорией обучения или частной дидактикой.

Цель методики, одной из пед. наук, имеет две ветви.

Практическая цель: вооружить учителя и учащихся системой методов и приемов деятельности и работы по овладению языковыми умениями (методика не только для учителя, но и для учеников).

Предметом данной науки является процесс овлад-я школьниками теорией и практикой языка в условиях обуч-я.

Цели методики конкретизируются в 4х ее задачах:

1. («зачем учить?»): выбор целей изучения предмета на данном этапе, в данном типе школы;

2. («чему учить?»): отбор содержания курсов, составление программ и учебников, определение минимума знаний, которыми должны овладеть школьники,

3. («как учить?»): разработка методов и приемов, конструирование уроков, методических пособий для учителя, учебного оборудования и пр.;

4. («почему так, а не иначе?»): обоснование выбора содержания и методов, сравнительное изучение различных концепций, вариантных систем обучения;

Методика русс. яз. не может не опираться на другие науки, которые помогают определить ее задачи, содержание и методы преподавания. Такими науками являются языкознание, педагогика и психология.

Содержание и характер изучаемого в школе материала по русскому языку определяются наукой о языке — лингвистикой. Первопроходцем в вопросе сближения обучения языку с достижениями лингвистической теории был Ф. И. Буслаев. Постепенно в методике сформировался очень важный принцип — функционально-семантический, в соответствии с которым учащиеся должны овладевать языковыми средствами как способами выражения того или иного содержания, смысла.

основные разделы методики начального обучения:

методика обучения грамоте,

методика обучения чтению,

методика обучения грамматике и орфографии,

методика развития речи.

Методическая система обучения младших школьников русскому языку.

Организующим методологическим понятием любой науки является система. Система представляет собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей, составляющих единое целое. Для ученых-методистов целое- это процесс обучения русскому языку в нач.школе как система, а частями, составляющими методическую систему обучения русскому языку, являются следующие ее компоненты.

-принципы, методы и приемы обучения русскому языку

-организационные формы обучения.

Методы- это определенные способы воплощения принципов в системе обучения.

Методическая система начального обучения русскому языку: Изучение русского языка в нач.школе направлено на достижение след.целей:

-развитие речи, мышления, воображения школьников.

-освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка.

-овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге.

-воспитание позитивного эмоционального-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, стремление совершенствовать свою речь.

Под методами в методике перпод-я русск.языка принято понимать способы обучения, при помощи которых достигается усвоение новых знаний. Выделяют следующие типы методов изучения нового материала:

-индуктивный (движение от частного к общему)

-дедуктивный ( разложение целого на части)

К методам закрепления, повторения, контроля относят:

-схематизацию( графич. изображение языковых фактов или категорий)

Источник

Реализация основных дидактических принципов на уроках русского языка

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Реализация основных дидактических принципов на уроках русского языка.

Дидактические принципы определяются в педагогике и методике как основное положение процесса. Это положение формулируется исходя из объективно существующих закономерностей, которые постоянно проявляются в обучении детей любому учебному предмету. Как обобщение выявленных закономерностей, принципы становятся руководством к действию.

Не случайно методисты сравнивают принципы дидактики с фундаментом дома. Нечёткие, неправильные, неадекватные принципы так же опасны при формировании знаний, умений и навыков, как непрочный, косой фундамент при строительстве здания.

Рассмотрим коротко использование каждого принципа дидактики на уроках русского языка.

Один из важнейших принципов в олигофренопедагогике – принцип воспитывающего характера. Уроки русского языка создают оптимальные условия для формирования у детей положительных привычек, стойких нравственных качеств.

Организуя уроки чтения, учитель опирается на эмоциональный настрой детей для воспитания у них любви к Родине, честности, трудолюбия, дисциплинированности и др. Для этого учитель использует следующие приёмы, которые повышают воспитательное воздействие художественных произведений: выразительно прочитывает текст и целиком или наиболее важные для его понимания части, помогает детям сравнить поступки персонажей с их собственным поведением, по возможности перевести в реальный план, описанную автором ситуацию.

Не менее значимым в коррекционной школе является принцип сознательности и активности обучения. Сознательное усвоение материала возможно только при условии активной работы учащихся, поэтому принцип сознательности всегда рассматривается в совокупности с принципом активности. При реализации принципа возникают определённые трудности. В частности, отсутствие у детей интереса к обучению, неумение применять усвоенный материал в других условиях, низкий уровень развития навыков самоконтроля.

Реализация принципа сознательности в процессе обучения русскому языку обеспечивается рядом условий, часть которых заложена в самой программе. Во-первых, это отбор материала с учётом его доступности и практической значимости для совершенствования речевой практики школьников. Во-вторых, это концентрированное расположение материала. В-третьих, выделение подготовительного этапа, в течение которого устраняются некоторые недостатки речи и познавательной деятельности умственно отсталых детей, актуализируется и организуется имеющийся у них опыт. И наконец, в-четвёртых, замедленный темп прохождения учебного материала.

На самих уроках русского языка широко используются приёмы, повышающие активность мыслительной деятельности и уровень осознания ими изучаемого материала. Это – сравнение и сопоставление, объяснение и доказательство, анализ и синтез, классификация и аналогия. Вместе с тем быстрое снижение познавательных интересов и мотивационной стороны речи, требует использование таких приёмов и видов работы, которые постоянно поддерживают активность детей (наглядные опоры, практическая и игровая деятельность, разнообразие видов упражнений и заданий к ним). Для обеспечения переноса полученных знаний из одних условий в другие, для выработки навыка самоконтроля применяются упражнения типа «проверяем себя», элементы программированного обучения.

Сознательность и активность тесно связаны с наглядностью обучения. Фактически при обучении языку наглядные средства должны образовывать тот каркас, на основе которого будет формироваться языковая и речевая деятельность учащихся. Отсюда такое пристальное внимание к разнообразию видов наглядности и многоплановости их использования. На уроках русского языка используют следующую наглядность: натуральные предметы и явления, объёмные и плоскостные изображения, графическая наглядность, технические средства обучения. Невербальные средства: мимика, жест, драматизация, дикция, выразительность чтения. По мере взросления школьников изменяется характер наглядного материала (он становится более обобщённым за счёт использования графических схем, таблиц, образных средств языка), дети получают возможность чаще выполнять языковые и речевые упражнения, воспринимать содержание произведения, опираясь на свой опыт.

Большое значение в усвоении материала имеет доступность сообщаемых знаний. С целью обеспечения доступности усвоения материала русскому языку его отбирают на основе следующих критериев:

Уровень научной обобщённости. Новые правила, определения не должны содержать более двух абстрактных признаков.

Связь с жизнью детей.

Концентризм в подаче учебного материала.

Обязательная подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Важное значение для использования полученных знаний на практике имеет их прочность. Для её обеспечения необходимо, во-пе6рвых, осознанное усвоение материала. Во-вторых, нужна многократность закрепления изученного материала. В-третьих, требуются разнообразные упражнения. В-четвёртых. Прочность усвоения знаний обеспечивается определённой степенью самостоятельности учащихся при выполнении заданий, которая зависит от года обучения и сложности материала.

Принцип научности тесно связан с принципом систематичности изложения материала. Этот принцип обеспечивается программой.

Учитывая различия у школьников в степени и характере речевого недоразвития, сенсомоторной недостаточности, интеллектуальных нарушений, методика русского языка нацеливает на широкое применение принципа дифференцированного и индивидуального подхода к детям в процессе обучения.

Традиционное распределение учащихся в классе на 3 группы (сильные, средние, слабые) для реализации дифференцированного подхода нечётко проясняет картину затруднений школьников. Это не даёт в свою очередь точно выбирать средства коррекционного воздействия.

При реализации данного принципа учитывается тот факт, что выделенные группы не могут быть стабильными. Они изменяются по составу в зависимости от характера урока русского языка.

Методика также предусматривает, что дифференцированный подход может использоваться применительно к группе учащихся в течении длительного срока. Но занимать на каждом уроке относительно небольшой отрезок времени и самое главное – не подменять собой фронтального обучения.

Дифференцированный подход сочетается с индивидуальными приёмами работы с детьми, поскольку даже сходные дефекты проявляются в деятельности по-разному, например, в группах с недостатками фонематического слуха часто встречаются дети с нарушенным произношением. В связи с этим использование приёмов, о которых говорилось выше, возможно только применительно к сохранным в речи звукам. Точность их восприятия и сопоставление со сходными фонемами первоначально отрабатываются на базе самого учителя, а затем и речи школьника.

Дифференцированный и индивидуальный подходы постоянно сочетаются с фронтальной работой класса. Способы осуществления дифференцированного и индивидуального подхода должны быть такими, «чтобы в результате их применения отстающие учащихся постепенно выравнивались и в конце концов могли включаться в коллективную работу наравне с другими».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *