специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей

Специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей

Ожидайте

Перезвоните мне

специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей. Смотреть фото специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей. Смотреть картинку специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей. Картинка про специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей. Фото специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей. Смотреть фото специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей. Смотреть картинку специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей. Картинка про специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей. Фото специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей

Аннотация: Некоторые дети рождаются с патологиями органов зрения, что отражается на их способности знакомиться с окружающей средой и дальнейшем развитии.

Статья:

Особенности детей с нарушениями зрения:

Человек воспринимает мир через осязание, зрение и слух.

Некоторые дети рождаются с патологиями органов зрения, что отражается на их способности знакомиться с окружающей средой и дальнейшем развитии.

Для успешной адаптации такого ребенка во взрослой жизни необходимо уделить особое внимание его развитию и воспитанию.

Необходимо так же учитывать, что периоды развития детей с нарушениями зрения не совпадают с периодами развития зрячих, они более длительные по времени.

Для детей с нарушениями зрения характерны

повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность;

неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению;

не очень хорошо скоординированные, недостаточно целенаправленные, неуверенные движения (не достаточный объем движений);

признаки речевой расторможенности и вербализма (ребенок может очень много говорить об отвлеченных вещах, и не уметь ответить на конкретный вопрос об окружающем мире, составить простой рассказ по картинке);

— слабая концентрация внимания; снижены устойчивость и объем внимания;

— быстрое забывание, рассеянность, низкая скорость запоминания;
-В развитии личности много значения имеет социальное окружение.

На психике ребенка сказывается время формирования зрительной патологии, ее тяжесть, наличие сопутствующих заболеваний, эффективность лечения и ситуация в семье. Чем раньше появляется дефект зрения, и чем более он выражен, тем сильнее нарушается психическое развитие.

У детей с нарушениями зрения на формирование личности оказывают влияние физиологические и социальные факторы: гипо- и гиперопека, неблагоприятное социальное окружение или условия семьи, ограниченная возможность доступа к общению и получению информации. Таким детям часто тяжело ориентироваться в пространстве, из-за этого они ведут малоподвижный образ жизни. Это, в свою очередь, вызывает слабость мышц (мышечную гипотонию). Для развития навыков ориентирования в пространстве надо постоянно тренировать сохранившиеся анализаторы (восприятие вибрации, слух, тактильную и кожно-кинестетическую чувствительность). Особенность развития грудничков с нарушением зрения – отсутствие хватательного рефлекса. Такие дети не тянутся к предметам, поздно начинают ползать, стоять и ходить. Опасаясь ушибов головы, малыши ползают ногами вперед. Навык ходьбы у них формируется на 2-3 года позже, чем у сверстников. Отсутствие нормальной возможности исследовать окружающее пространство иногда вызывает задержку речевого развития.

У многих детей с нарушением зрения речь нормально развита, но сужена сфера познавательной деятельности, активного общения, подражания. Часто незрячие используют в речи много слов, значения которых не знают.

Поэтому при обучении таких детей надо уделять внимание практическому использованию приобретенных навыков и знаний, по возможности применять наглядность. У детей с нарушениями зрения важным органом восприятия окружающего мира являются руки. Поэтому необходимо развивать пальцевой, ладонный, кистевой способы восприятия. Незрячие дети старшего возраста должны уметь считывать тактильно рельефно-графическое изображение.

При слабовидении и слепоте дети воспринимают меньше признаков и свойств предметов, чем их сверстники с нормальным зрением. Снижение восприятия цвета, целостности и полноты картины, низкая скорость восприятия затрудняют познание окружающего мира в целом. Из-за этого дети с нарушением зрения отстают в развитии. Зрительная сосредоточенность и дифференцировка у слабовидящих снижены. Они медленно запоминают информацию, при этом сильно утомляются. Зато, если они запомнили что-то, то это надолго сохраняется в их памяти. Зрительная память у слепых отсутствует, а у слабовидящих ослаблена. У детей с нарушением зрения отсутствует или затруднена возможность зрительного контроля. Им приходится запоминать информацию об ориентирах в пространстве, о том, где находятся предметы. У слепых и слабовидящих детей снижены интересы, потребности, мотивационная сфера, активность. В то же время нарушение зрения не оказывает влияния на их убеждения, мировоззрение, темперамент, характер.

Виды нарушений зрения

Все нарушения зрения делятся на функциональные и органические.

К функциональным относятся

(снижение зрения не регулируемое оптически)

близорукость или миопия.

это очень распространённое заболевание, при котором ребёнок из-за недостаточности преломляющей силы в зрительных органах, не в состоянии видеть чётко предметы, находящиеся вдали, например, то, что написано на классной доске. Поэтому поведение и привычки отличаются от здоровых детей тем, что они щурятся, пытаясь разглядеть предметы, сильно наклоняют голову и приближают учебник или книгу к самым глазам.

дальнозоркость или гиперметропия.

здесь, наоборот наблюдается обратное действие, когда после преломления лучей фокус оказывается дальше сетчатки. Такие пациенты не видят близкие предметы, а их зрение сфокусировано на дали. Очень часто при напряжении глаз, у ребёнка с дальнозоркостью возникают головные боли, тяжесть и резь в глазах, сильное и частое утомление от того, что приходится напрягаться, чтобы разглядеть текст книги или рядом лежащий предмет.

(возникает подобное изменение вследствие ранения, операций, заболеваний роговицы. Различается три основных вида: простой астигматизм, сложный и смешанный.)

нистагм или дрожание глаз.

при данном заболевании наблюдается самопроизвольные колебания глазных яблок.

Эти нарушения поддаются лечению и корректировке. Если у ребёнка не значительные отклонения от нормы, и возможны изменения в лучшую сторону, тогда родителям следует проследить за тем, чтобы он выполнял следующие правила: Лежа не читать, делать необходимые паузы для отдыха глаз по 2-3 минуты. Делать специальные упражнения для глаз. Долго не сидеть у экрана телевизора или монитора. Больше бывать на свежем воздухе и заниматься физкультурой. Есть витамины в виде свежих овощей и фруктов.

Органические нарушения – патологии структуры глаза и других частей зрительной системы. Они могут приводить к остаточному зрению, слабовидению, слепоте. Согласно международной классификации нарушений зрения, если острота лучше видящего глаза после оптической коррекции менее 0,3, то это низкое зрение. Если острота зрения ниже 0,05, то человек считается слабовидящим. Если острота зрения ниже 0,02, то такие люди официально признаются слепыми. Дети с остаточным зрением, слабовидящие и слепые обучаются в специализированных заведениях.

Образование для детей с нарушениями зрения.

Система образования для слабовидящих и слепых детей охватывает все возрастные группы. Существуют дошкольные и школьные учреждения. В дошкольных учреждениях не только воспитывают ребенка. Там также проводят лечебно-восстановительные мероприятия, развивают зрительные функции, двигательную и познавательную сферы, личность ребенка в целом. Школьные учреждения для слабовидящих и слепых детей – школы-интернаты, в которых дают среднее образование. В таких школах низкая наполняемость классов – 10-12 человек. Кабинеты оборудованы специальной техникой. Используются особые приемы и методы обучения, например, наглядные пособия большого размера с высоким контрастом и четким изображением.

При обучении строго соблюдаются гигиенические требования для зрительной работы. В старших классах много внимания уделяется профориентации, чтобы ученик выбирал профессию, учитывая особенности своего здоровья. Проводятся занятия по социальной реабилитации, на которых детей готовят к самостоятельной жизни в обществе. С этой целью в школьную программу включены уроки по лечебной физкультуре, домоводству, пространственному ориентированию.

специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей. Смотреть фото специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей. Смотреть картинку специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей. Картинка про специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей. Фото специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей

Источник

Методические рекомендации по применению различных приёмов с лицами с нарушением зрения

При проведении коррекционных занятий с детьми имеющими нарушение зрения используются методы наглядности, практические методы и словесные. Применяя различные приёмы в своей работе необходимо использовать следующие рекомендации:

-максимально учитывать индивидуальные особенности личности, состояния здоровья, настроения, уровня подготовленности;

-в процессе восприятия материала следует задействовать по мере возможности разные органы чувств;

-дидактический материал должен соответствовать зрительным возможностям учащихся: соответствовать требованиям зрительных нагрузок, без бликующего эффекта, способы предъявления материала должны быть дифференцированы;

-наглядный материал должен быть реалистичным и эстетически оформленным;

-по мере необходимости использовать приём «фрагментирования»;

-размер демонстрационных пособий должен быть доступен для восприятия каждым ребёнком, кроме того, он должен обладать хорошими изобразительными характеристиками (яркостью, контрастностью, чётким контуром);

-материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту; он должен соответствовать естественным размерам, т. е. машина должна быть меньше дома, помидор — меньше кочана капусты и т. п. ;

-при проведении занятий с детьми, имеющими нарушения зрения необходимо создавать условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности;

-размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по-отдельности. При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания;

-рекомендуется смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика, включение в учебно-воспитательный процесс динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз;

-педагог должен говорить медленнее, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание; следует не торопить их с ответом, а наоборот, дать 1—2 минуты на обдумывание;

-старайтесь словесное описание действий, предметов и ситуаций сочетать для слабовидящего ученика с собственным изучением материала на ощупь;

-в связи с тем, что темп работы детей с нарушениями зрения замедлен, им следует давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных); некоторые зрительные нарушения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка.

Диспут как эффективная форма общения педагога и родителей с целью выявления истины различных точек зрения Диспут — специально организованное представление в ходе, которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу.

Формирование предметных представлений в обучении детей с нарушением зрения Никулина И. В. Воспитатель ГБОУ №36 компенсирующего вида Приморского района города Санкт-Петербурга Формирование предметных представлений.

Использование предметно-практической деятельности в различных видах коррекционной работы с детьми с нарушением слуха 2–5 лет Формирование речи у детей с нарушением слуха происходит в условиях разнообразной продуктивной деятельности, наблюдений за окружающим, в.

Методические рекомендации по применению дидактических материалов для детей с ЗПР В целях достижения максимального педагогического эффекта при обучении детей с задержкой психического развития в инклюзивном пространстве,.

Методические рекомендации по применению комплекса игр на развитие логического мышления Методические рекомендации по применению комплекса игр на развитие логического мышления *рассматриваем на примере введения игры «Клад» Этапы.

Методические рекомендации по применению логопедической ритмики в работе с умственно отсталыми детьми Шурховецкая Оксана Сергеевна – воспитатель, ГКСУ СО «Волгоградский областной реабилитационный центр детей-инвалидов «Доверие» г. Волгоград.

Методические рекомендации по применению социоигровой технологии в работе со старшими дошкольниками Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 МО Каневской район Методические рекомендации по применению.

Методические рекомендации по применению специальных технических средств обучения коллективного пользования детьми с ЗПР Технические средства обучения активизируют процесс обучения и обеспечивают наглядную конкретизацию изучаемого материала в форме наиболее.

Социализация детей с нарушением зрения посредством музейной педагогики Социализация детей с нарушением зрения по средствам музейной педагогики. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере.

Знакомство детей средней группы с изображением различных форм в художественном творчестве. Алгоритм, методические приемы Эстетическое воспитание в детском саду создает предпосылки для последующего полноценного художественного развития каждого ребенка, в том.

Источник

ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СЛЕПЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ 3.3

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СЛЕПЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие ФГОС для детей с ОВЗ не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.

В работе со слепыми детьми, имеющие интеллектуальные нарушения используются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приемах. Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребенка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением. При проведении урока с детьми, которые имеют тяжелые зрительные нарушения, необходимо использовать специальные методы, приемы и средства обучения, в том числе компьютерные технологии, использование специальных наглядных и технических средств обучения, рассчитанных на полисенсорное восприятие учебного материала.

Для успешного обучения и воспитания слепых детей с легкой умственной отсталостью необходимо учитывать такие факторы, как:

— глубина патологии основных зрительных функций

— течение заболевания органа зрения

— офтальмо-гигиенические требования к условиям обучения

— положение ребенка в семье (игнорирование дефекта и его последствий; гиперопека; понимание и учет особенностей развития ребенка и т. п.)

— характер, тяжесть вторичных отклонений в развитии и др.

Обучение проводится в очень медленном темпе, с паузами, дающими ребенку возможность проявить собственную активность. Всё коррекционно-развивающее обучение предусматривает применение здоровьесберегающих технологий.

специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей. Смотреть фото специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей. Смотреть картинку специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей. Картинка про специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей. Фото специфические методы обучения слепых и слабовидящих детейспецифические методы обучения слепых и слабовидящих детей. Смотреть фото специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей. Смотреть картинку специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей. Картинка про специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей. Фото специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей

Требования к подбору наглядности (предметов, моделей, игрушек)

А) гигиена (должны легко мыться),

Б) безопасность (прочная и не токсичная окраска, поверхность без зазубрин и выемок, не бьющиеся, без мелких съемных деталей).

В) соответствие реальным объектам (познание чрез осязание).

Г) озвученные и объемные (выпуклые и вогнутые),

Д) разной формы, величины, материала и т.п (познание комплекса свойств).

специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей. Смотреть фото специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей. Смотреть картинку специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей. Картинка про специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей. Фото специфические методы обучения слепых и слабовидящих детейспецифические методы обучения слепых и слабовидящих детей. Смотреть фото специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей. Смотреть картинку специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей. Картинка про специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей. Фото специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей

У слепых детей, имеющих сопутствующие заболевания, нарушено абстрактное и логическое мышление, пространственная ориентировка, что вызывает особые трудности при изучении некоторых тем. Для урока делается подборка разнообразного, доступного и интересного материала, что активизирует у обучающихся познавательную активность и помогает повышать интерес к предмету.

Также уделяю особое внимание наглядным методам обучения (применение наглядных пособий, доступных восприятию тактильно), сочетаю фронтальные методы с индивидуальными. Эти методы способствуют обогащению сенсорного опыта, путём формирования образов памяти. Проводится систематическая работа по расширению запаса представлений и их уточнению.

специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей. Смотреть фото специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей. Смотреть картинку специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей. Картинка про специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей. Фото специфические методы обучения слепых и слабовидящих детейспецифические методы обучения слепых и слабовидящих детей. Смотреть фото специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей. Смотреть картинку специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей. Картинка про специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей. Фото специфические методы обучения слепых и слабовидящих детей

На уроках чтения, окружающего мира использую словесные методы с использованием натуральных объектов, чучел животных, моделей фруктов и овощей, рельефной и тактильной наглядностью, разнообразный аудиоматериал.

Пробелы в чувственном опыте ребёнка значительно затрудняют формирование мыслительных операций. Память слепых детей с интеллектуальными нарушениями характеризуются меньшей продуктивностью в сравнении с нормой. Важно использовать многократное повторение (на каждом уроке) слов и фраз, что обеспечит лучшее их понимание, подготовит почву для дальнейшей работы по развитию речи.

Таким образом, в системе воспитания и обучения слепых детей важным является не только формирование у них большого количества реальных представлений, но и создание целостной концепции, обобщенной системы знаний о природе, мироздании, о системе социальных и моральных норм поведения в мире зрячих.

Тифлопедагогическая практика доказала, что при правильной организации дифференцированной работы с использованием специальных методов, приемов и средств, создаёт комфортные условия обучения, помогает детям с нарушением зрения овладеть адаптивными способами социально-бытовой и пространственной ориентировки, преодолеть все трудности обучения и адаптироваться в обществе.

Источник

Современная классификация приемов и методов обучения слепых и слабовидящих учащихся

Методы и приёмы обучения слепых и слабовидящих школьников

Просмотр содержимого документа
«Современная классификация приемов и методов обучения слепых и слабовидящих учащихся»

выступление на тифлосеминаре 31.10.16

Современная классификация приемов и методов обучения слепых и слабовидящих

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья, к которым относятся и слепые и слабовидящие дети, рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.

Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. (приложение)

Рассказ может быть использован в любом классе. Отличия будут в степени его доступности, длительности, сочетания с наглядными и другими методами. В менее подготовленных классах (коррекционных), надо больше заботиться о доступности, наглядности, о длительности и объеме информации, содержащейся в рассказе. В коррекционной школе дети готовят сообщения только под руководством учителя или при непосредственном его участии.

Метод беседы во всех видах школы предполагает работу учителя с учениками с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению фактов, понятий или закономерностей или целой системы знаний. Возможны беседы, в ходе которых ученики вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенный материал, делают выводы, подыскивают новые примеры использования в жизни изученного ранее явления, закона и пр. Такие беседы носят в основном объяснительный характер и рассчитаны на актуализацию знаний, на активизацию памяти учеников. В процессе обучения применяются также вводные, основные и заключительные беседы по изучаемой теме. Метод беседы открывает уникальные возможности для привлечения учеников к формулированию выводов и обобщений.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.

Этот метод предусматривает практическую работу, как под руководством учителя, так и самостоятельно. Упражнения любого направления всегда дают понимание, осмысление и закрепление конкретного знания и умения. Тренировка формирует понятие и качество навыка конкретного знания. А в коррекционной школе руководство работой учеников постоянно и всегда лежит только на учителе.

В коррекционной школе не используются такие практические формы, как диспут, семинар, лабораторные работы, исследования, летние задания только потому, что здесь высока роль словесных методов и растянутых во времени действий. Учащимся для подтверждения своих позиций необходимо аргументировать, доказывать, сопоставлять, противопоставлять факты, события, явления, делать логические выводы, заключения, что соответствует высокому интеллектуальному развитию. В коррекционных школах, в основном, обучаются дети с ОВЗ, в том числе с интеллектуальными нарушениями. Им очень сложно сравнивать и доказывать конкретными примерами свою точку зрения из – за нехватки слов (малый словарный запас) и слабости аналитического и синтетического видов мышления.

Многообразие форм практической организации учебной деятельности позволяет сделать учебный процесс богаче, глубже познать окружающий мир.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

В коррекционной школе нет научно – практических конференций, как в массовой общеобразовательной школе. Дело в том, что при подготовке исследования для защиты на научно – практической конференции необходимо прочитать и отобрать из большого объёма различного документального и художественного материала самую главную часть, суть задания. К тому же это научное ядро надо подтвердить примерами и исследованиями. Детям с ОВЗ эта работа крайне затруднительна в силу интеллектуальных нарушений.

Роль мотивации в успешном обучении слепых и слабовидящих учащихся трудно переоценить. Значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

В ходе урока учитель может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.

Для активизации деятельности слепых и слабовидящих учащихся можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

5.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.
Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.

6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

7. Активные методы рефлексии:

1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;

2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);

3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).

Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно. При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся. На занятиях при работе со слепыми и слабовидящими учащимися наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным является обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность слепых и слабовидящих учащихся.
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельностьслепых и слабовидящих учащихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *