специфические методы обучения детей с умственной отсталостью
Подбор методов обучения для обучающихся с тяжелой умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями).
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Подбор продуктивных методов обучения обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
— уровень обучения, которого необходимо достигнуть;
— объем требований и содержания, которые необходимо реализовать;
— сложность учебного материала;
— уровень подготовленности обучающихся;
— их активность и интерес;
— формированность учебных навыков;
— количество обучающихся в классе.
За время работы с обучающимися с тяжелой умственной отсталостью можно выделить наиболее продуктивные методы обучения. Из методов устного изложения это: рассказ, объяснение и беседа. Не применяются: дискуссия и лекция. Работа с книгой – сложный и трудный метод обучения, но занимает значительное место в работе с детьми с тяжелой умственной отсталостью.
Из наглядных методов на начальном этапе обучения активно используется демонстрация, а потом подключается и иллюстрация. Видеометод в классах с тяжелой умственной отсталостью применяется редко, так как обучающиеся отвлекаются сюжетом и теряют связь с изучаемым материалом.
Практические методы обучения, упражнения и практическая работа лучше всего способствуют приучению детей к последовательному и добросовестному выполнению заданий.
Экскурсии – часто применяемый метод обучения. Ценность его заключается в том, что дети учатся наблюдать натуральные объекты в реальных, естественных условиях.
Метод демонстрации. Он, как правило, применяется в сочетании с другими методами. В школе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучение строиться на широком использовании наглядности. В младших классах отдается предпочтение естественным натуральным предметам и иллюстративно-изобразительным средствам: рисункам, картинкам, предметно-операционным и графическим планам и т. д.
Беседа используется на всех этапах процесса обучения, как в младших, так и в старших классах. Метод беседы занимает значительное место в процессе обучения. Это объясняется, прежде всего, тем, что в ходе умело построенной беседы создается возможность не только дать обучающимся определенные знания или закрепить их, но и развивать мышление умственно отсталых школьников, т.е. делать простейшие обобщения, формировать их диалогическую речь. Кроме того, метод беседы активизирует обучающихся, позволяет организовать их внимание, направлять его в нужное русло. С помощью продуманных вопросов учитель добивается активности не только хорошо успевающих учеников, но и тех, кого обучение дается с трудом. Иными словами, учитель имеет возможность организовывать дифференцированный подход к обучающимся.
Как правило, для беседы выбирается небольшой по объему материал, который легко разделяется на несколько логических частей и каждая часть разбирается по вопросам. Поскольку знание умственно отсталых школьников нередко имеет несистематизированный и неполный характер, учитель во время беседы не только задает вопросы, он уточняет ответы обучающихся, дополняет их, строит беседу так, чтобы систематизировать и обобщить разбираемый материал, подвести школьников к усвоению понятия, правила, к осознанию практического применения знаний.
Для лучшего усвоения разбираемой темы учитель во время беседы часто пользуется наглядностью, успех применения которой зависит от того, на сколько продуктивны им цель и место ее использования.
При сообщении новых знаний учитель, пользуется методом беседы, широко привлекает наблюдения, лабораторные и практические работы. Источником беседы могут быть материалы учебника, записи на доске.
Наблюдение. Это метод определяется как целенаправленное, планомерное, различное по длительности восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. Чаще всего он используется с целью обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста умению замечать изменения в природе, жизни растений, поведении животных, наблюдать труд людей, анализировать факты и явления, обобщать их. Объектами наблюдений также служит арифметические записи, предметные множества, числа, геометрические фигуры и т.д. В старших классах обучающиеся наблюдают опыты, различного рода наглядные пособия, тексты, работу механизмов станков и т.п. Активное применение этого метода при обучении умственно отсталых школьников объясняется тем, что создаются условия, позволяющие на основе чувственного познания окружающей действительности развивать у обучающихся наглядно-образное мышление, активизировать их внимание, стимулировать интерес к учению, расширять и обобщать знания.
В связи с тем, что умственно отсталые обучающиеся не умеют планомерно и полно анализировать объекты и явления, необходима специальная работа, направленная на то, чтобы наблюдения школьников были продуктивны. В первую очередь нужно руководить наблюдениями детей с помощью системы вопросов, количество которых должно постепенно сокращаться по мере формирования у обучающихся умения приобретать знания о внешнем облике объектов, характерных признаках наблюдаемых явлений, выделять существенное в изучаемом, сравнивать, делать выводы и обобщения.
Объяснение широко применяется в школе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), как в младших, так и в старших классах на различных уроках. Так на уроках чтения, географии, истории, естествознания, труда необходимо объяснение новых слов для понимания читаемого или сообщаемого материала. Эта необходимость связана с тем, что у умственно отсталых школьников, особенно младших, ограниченный словарный запас, содержание многих распространенных слов и особенно специальных терминов они не понимают.
Овладение географическими и историческими понятиями – объективно сложный процесс для учащихся с тотальным недоразвитием, так как для формирования понятий необходима специальная активность мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, привлекать имеющийся опыт. В силу недостатков познавательной деятельности школьники плохо усваивают смысл понятий, не дифференцируют главные и второстепенные признаки, подводят под одно понятие прямо противоположные, не могут оперировать усвоенными понятиями при изучении нового материала. Поэтому на этапе объяснения понятий учитель прибегает к различным сочетаниям методических приемов. Объяснение сопровождается демонстрацией наглядных пособий различной модификации, на которой в изучаемых объектах показаны их главные, существенные черты и второстепенные. Используются упражнения на классификацию существующих признаков. Активно включается прием сравнения.
Особенности развития умственно отсталых детей диктует ряд условий, которые необходимо соблюдать при использовании этого метода; для объяснения подбирается небольшой по объему и доступный материал; изложение его должно быть непродолжительно. Объяснение сопровождается демонстрацией наглядности или показом способов выполнения приемов работы инструментами, написание букв и цифр и т. д. в случае необходимости объяснение может сочетаться с практическими работами учащихся с дидактическим материалом; во время объяснения возможны к школьникам, чтобы акцентировать их, проверить, понимают ли они объясняемое.
Объяснение применяется в основном при изучении нового материала, иногда при закреплении, если выясняется, что учащиеся не поняли тот или иной материал.
Упражнения сочетаются с объяснением, беседой, рассказом, демонстрацией, игрой, лабораторной работой, применяются при работе с учебником.
Эффективность упражнений зависит от соблюдения ряда требований. Важнейшим условием является сознательное выполнение обучающимися задания. Это весьма сложная задача для умственно отсталых детей, «поскольку нарушения в высшей нервной деятельности у обучающихся относятся, прежде всего, к их аналитико-синтетической способности, от которой зависит полнота понимания учебного материала, т. е. глубина обобщения, полнота отражения связей изучаемого и наблюдаемого материала». В связи с этим исключительно важное значение имеют педагогические приемы, требующие сопоставления, установления сходства и различия, подводящие обучающихся к пониманию конкретной задачи, актуализирующие их знания и опыт, пробуждающие заинтересованность к предложенной работе. Кроме того должна проводиться работа, направленная на формирование у школьников интереса к учебной деятельности. Постепенно ученики должны усвоить, что прежде чем приступить к упражнению, нужно прочитать задание, вспомнить, на какое правило данное упражнение, найти и прочитать это правило, посмотреть образец выполнения задания, обратиться за помощью в случае затруднений к учителю, затем приступить к выполнению задания, контролировать правильность своей работы.
Не менее важно требование соблюдения определенной последовательности в подборе упражнений. В школе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) это требование, в первую очередь, проявляется в выборе подготовительных упражнений для пропедевтического этапа обучения на уроках русского языка, математики, рисования, труда. Эти упражнения направлены на развитие зрительного восприятия и пространственных представлений, движений руки. На уроках русского языка особое внимание уделяется упражнениям, способствующим развитию фонематического восприятия и представлений, являющихся основой для выработки навыков чтения и письма. Сформированные в ходе разных упражнений знания и умения служат фундаментом для дальнейшего обучения.
Переход от легкого к трудному осуществляется постепенно, маленькими «шагами», в тесной взаимосвязи с ранее изученным. Это относится как к материалу упражнений, так и к формулировке заданий. Например, на уроках русского языка работа начинается с применения полученных знаний к отдельным словам. Отработанные слова включаются в предложения, затем в текст. Задания к упражнениям также предельно расчленяются. Каждое новое для учащихся задание прорабатывается отдельно, затем оно сочетается с заданиями, выполненными ранее.
Упражнения должны использоваться в определенной системе с постепенным повышением уровня трудности заданий и самостоятельности, учащихся при их выполнении. Обязательным условием при этом является повторение определенных типов упражнений на ограниченном учебном материале, что необходимо для выработки определенных умений.
Наряду с этим следует стремиться к разнообразию упражнений, чтобы избежать механической работы детей и формировать у них умение применять полученные знания вначале в условиях приближенных к предыдущим, а затем в новых. Однако замедленный темп работы умственно отсталых детей, трудности переключения требуют определенной ограниченности видов упражнений на одном уроке.
Упражнения на закрепление должны быть направлены на развитие самостоятельности учащихся. Вначале работа выполняется по показу учителем действия или приема, затем под его руководством. Постепенно помощь учителя сокращается, и учащиеся работают самостоятельно, осуществляя самоконтроль. Однако помощь учителя возможна и в этом случае.
Метод упражнений дает возможность организовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся, что выражается в степени трудности задания, его объеме и характере помощи.
Желательно предлагать обучающимся упражнения, способствующие развитию инициативы и творчества. Это изложения и сочинения на уроках русского языка, упражнения, требующие выбора наиболее рационального пути решения задач на уроках математики и т. д.
Упражнения должны быть связаны с жизнью, практической деятельностью обучающихся. Материалом для них могут быть уроки труда, социально-бытовой ориентировки, экскурсии на производство, в природу.
Самостоятельная работа – «это вид фронтальной, групповой и индивидуальной деятельности обучающихся, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия учителя, характеризуется большой активностью протекания познавательных процессов, которая может выполняться как на уроках, так и во внеурочное время и служит средством повышения эффективности процесса обучения и подготовки, обучающихся к самостоятельному пополнению знаний.
Выделяются четыре типа самостоятельных работ по форме заданий: по образцу, репродуктивные, вариативные, творческие . Первые два типа работ по характеру познавательной деятельности относятся к воспроизводящим. Вариативные самостоятельные работы являются переходными от воспроизводящих к творческим.
В процессе обучения умственно отсталых детей самостоятельные работы рекомендуются в основном для закрепления знаний, формирования умений и навыков и как контроль усвоенного ими. В отдельных случаях возможны некоторые виды самостоятельных работ обучающимися до объяснения учителем нового материала.
Самостоятельная работа предлагается тогда, когда обучающиеся подготовлены к ней предшествующей работой, проводимой под руководством учителя. Задания для самостоятельного выполнения должны быть посильны школьникам и разнообразны, даваться на каждом уроке, занимать разное количество времени, что связано с целью и характером работы. При подборе самостоятельных работ соблюдается индивидуальный и дифференцированный подход. Школьники должны быть обучены приемам самоконтроля. Обязательным условием является помощь учителя вначале деятельная и дифференцированная, затем она должна постепенно сокращаться и сводиться в основном к организации и управлению работой детей.
Основным условием является систематичность и последовательность, максимальная расчлененность в обучении, предусматривающем выполнение школьниками различных по типам и сложности самостоятельных работ, которые позволяют постепенно переводить обучающихся от подражательной непродуктивной деятельности к репродуктивной и в некоторой мере творческой.
Задания репродуктивного типа активизируют умственную деятельность обучающихся, требуют от работающих переноса и применения имеющихся знаний в новых условиях в фрагментарной, выборочной или целостной форме. К таким заданиям, например, на уроках русского языка относятся упражнения на записывание слов с изменением их формы, на составление словосочетаний и предложений.
Репродуктивные задания предполагают определенную вариативность деятельности обучающихся. Им необходимо припомнить предыдущие работы по образцу, частично содержащие аналогичные требования. Это способствует формированию самостоятельности.
Работы продуктивного типа (вариативные и особенно творческие) трудны для умственно отсталых обучащихся, они требуют преобразующей умственной деятельности, синтезирования и переработки знаний, воспроизведения их в фрагментарной, выборочной или целостной форме, привлечения знаний из других предметов школьного курса. Поэтому в школе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предлагаются самостоятельные работы, включающие наиболее простые виды вариативных заданий (с элементами творчества).
При переходе к этим типам заданий целесообразна определенная подготовительная работа на каждом уроке, предусматривающая обобщение имеющихся сведений, приучающая детей самостоятельно разбираться в заданиях учебника, вспоминать необходимые правила, законы, условные обозначения и т. д.
Правильно организованная самостоятельная учебная деятельность школьников способствует исправлению недостатков познавательной деятельности, формирует активность, настойчивость, уверенность в собственных силах.
Практические работы – это предметная деятельность обучающихся, связанная чаще всего с выработкой определенного умения. На уроках математики это могут быть измерения с помощью различных инструментов и приспособлений. На предметных уроках трудовой деятельности – это уход за комнатными растениями, посадка семян, сбор семян для подкормки птиц и т. д. На первых порах такие работы требуют тщательного руководства учителем, но постепенно обучающиеся должны подводиться к их самостоятельному выполнению, умению контролировать свою деятельность.
Практические работы могут проводиться фронтально со всем классом, возможна групповая форма организации, при которой каждый ученик подготовлен к работе и обеспечен ею.
Игра как метод обучения особенно подробно разработана в дошкольной педагогике и широко применяется на занятиях во всех группах детского сада для всестороннего развития личности ребенка.
В школе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) методика применения дидактических игр в определенной мере разработана для младших классов на уроках математики, русского языка, труда, рисования, физкультуру. В практике работы школы дидактические игры используются и в старших классах, однако их роль и место в повышении эффективности обучения в настоящее время мало изучены.
Дидактические игры при обучении школьников с нарушением интеллекта чаще всего применяются для закрепления и повторения пройденного, но иногда возможно их включение на этапе подготовки к усвоению нового материала. Они сочетаются с рассказом, беседой, объяснением учителя, наблюдениями, упражнениями. Место и характер игры диктуются изучаемой темой, составом класса, подготовленностью детей. Использование игр позволяет заинтересовать их, вызвать положительные эмоции, что повышает эффективность обучения.
В младших классах важное место занимают игры, направленные на коррекцию восприятия, внимания и наблюдательности, умения ориентироваться в пространстве, осуществлять анализ и сравнение. В ходе игр у обучающихся развивается речь, формируются количественные и временные представления, счетные навыки, расширяется кругозор. В зависимости от учебного предмета на уроках применяются дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, моделирование реальных ситуаций как усложненный вариант сюжетно-ролевой игры и др.
Игры оказывают положительное корригирующее влияние на развитие обучающихся при соблюдении ряда условий:
— они должны быть доступны по сюжету и движениям, представлять интерес для обучающихся, подготавливать их к дальнейшей работе;
— игры следует тесно связывать с программным материалом и темой урока, подбирать с учетом психофизиологических и возрастных особенностей детей;
— перед их проведением необходима подготовительная работа, направленная на уяснение правил игры, сюжетной линии, конечной цели;
— учитель должен руководить игрой, оказывать дифференцированную помощь детям, при необходимости совместно с учениками исполнять игровые действия;
— все типы игр требуют хорошего оснащения.
Методы обучения не используются изолированно, но всегда в необходимом сочетании друг с другом; тот или иной метод, будучи ведущим, дополняется и подкрепляется одним – двумя дополнительными, сюда же подключаются различные как общепедагогические, так и специальные приемы. При отборе и композиции методов обучения учитываются не только отдаленные коррекционно-образовательные задачи, но и ближайшие, конкретные цели обучения, а также состав класса и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Основываясь на многолетнем опыте обучения и воспитания детей с тяжелой умственной отсталостью, на результатах проведенных мониторингов, а также проанализировав эти данные, можно сделать вывод, что наиболее продуктивными методами для усвоения учебного материала по всем рассмотренным предметам в начальных классах являются дидактические игры, упражнения, демонстрация, а в старших классах можно добавить беседу и практические работы.
У детей с тяжелой умственной отсталостью наблюдается низкий уровень развития восприятия, увеличивается период времени для приема и переработки информации. А при применении дидактических игр (особенно) и демонстрации сокращается период приема и переработки сенсорной информации, формируются более полные представления об окружающем мире, меньше наблюдается затруднений при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений.
При применении данных методов обучающиеся быстро сосредотачивают свое внимание на объяснении учителя, редко отвлекаются, быстрее переключаются с одного вида деятельности на другой. У обучающихся увеличивается познавательная активность, объем и точность запоминания предлагаемого материала.
Эти методы обучения имеют большую продуктивность еще и потому, что у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью преобладает наглядно-действенное мышление, которое в большой мере и задействуется при применении данных методов.
Второе место занимают такие методы как работа с книгой и беседа. При применении метода беседы особенно заметны результаты на уроках развития речи. Именно на данном уроке уровень усвоения учебного материала на среднем, выше среднего и высоком уровне увеличивается с 60% до 80%.
Общее снижение продуктивности усвоения учебного материала при применении метода обучения – работа с книгой происходит из-за слабости произвольного внимания; периодического колебания внимания и неравномерной работоспособности на протяжении всего задания; низкого уровня самоконтроля в процессе работы; отсутствия умения использовать рациональные приемы в работе; быстрой забываемости инструкции по выполнению задания.
Такие методы обучения, как рассказ и объяснение, показали очень низкую продуктивность при применении на различных уроках. Низкая результативность наблюдается из-за того, что внимание у школьников с тяжелой умственной отсталостью неустойчивое, рассеянное, наблюдается низкая концентрация и трудности переключения, отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная (зачастую очень низкая) работоспособность. У данной категории детей преобладает наглядная память над словесной. Дети практически не задают вопросов по изучаемому материалу. Они медлительны, пассивны. Если вопросы и поступают, то касаются они только внешних (поверхностных) признаков изучаемого материала.
Специфика работы с детьми с глубокой умственной отсталостью: приемы и методы работы
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Специфика работы с детьми с глубокой умственной отсталостью: приемы и методы работы
В последнее время общество повернулось лицом к проблемам детей и подростков с особенностями в развитии, и именно теперь наиболее остро встал вопрос о методах и приемах работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии, с той категорией детей, на которых ранее стояла печать «необучаемые».
Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей и даже самых тяжелых можно чему-то научить, используя специфические методы, приемы и средства обучения, организуя «пошаговое» обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения, обязательное включение родителей в педагогический процесс.
Для детей с незначительной и умеренной степенью умственной отсталости целесообразно создание специальных групп, классов при массовых дошкольных и школьных учреждениях, чтобы дети в пер вую половину дня могли заниматься с педагогом, а на переменах и во второй половине дня быть вместе со всеми, участво вать в различных видах дополнительного образования, праздниках.
Общие цели и задачи для обучения и воспитания всех детей – содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для глубоко умственно отсталых детей эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приёмы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания.
Цель коррекционно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми, это – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.
Достижение целей обеспечивается решением следующих основных задач работы с тяжело умственно отсталыми обучающимися:
Развитие всех психических функций и познавательной деятельности обучающихся в процессе обучения и коррекция их недостатков.
Формирование правильного поведения. Трудовое обучение, физическое воспитание, самообслуживание.
Применение адекватных программ и методов, приемов обучения глубоко отсталых детей, соответствующих возможностям и целям их воспитания, – важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Необходимо такое обучение умственно отсталых детей, при котором у них осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач. Для достижения такого эффекта, обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода.
В специальной (коррекционной) школе VIII вида преподаются как общеобразовательные предметы (такие, как русский язык, чте ние, математика, география, история, естествознание, физкультура, рисование, музыка, черчение), так и специальные (коррекционные).
Специфической формой организации учебных занятий являются индивидуальные и групповые логопедические занятия, ЛФК и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.
Важное место в специальных школах придается трудовому обучению. Оно уже с IV класса носит профессиональный характер. В процессе обучения труду подростки осваивают доступные им профессии.
Наиболее приемлемы при работе практические, наглядные и словесные методы.
Наибольший результат в работе с детьми дает наглядно – практический метод. Данный метод способствует осмысленному овладению речью, развитию пространственных представлений, формированию и развитию пространственного мышления.
Основные требования к методике обучения тяжело умственно отсталых обучающихся:
• Использование игровой формы как доминирующей.
Организация постоянной активной практической деятельности обучающихся с конкретными предметами.
В учебной работе с тяжело умственно отсталыми детьми словесные методы обучения малоэффективны. Для детей характерны грубые нарушения речи, а многие из них к младшему школьному возрасту все еще остаются безречевыми. Это означает, что речь педагога, не может являться для обучающихся средством познания окружающего мира, инструкции и объяснения учителя не выполняют своей регуляторной функции. Позднее значение словесных методов возрастает, но и в дальнейшем они будут играть лишь вспомогательную роль по отношению к наглядным и практическим методам обучения.
Существует выражение «Ум ребёнка – находится на кончиках пальцев» эти слова принадлежат известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому.
Это непросто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок.
Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.
Только после всестороннего обследования предметов, в том числе ощупывания, в сознании ребенка складывается целостное представление об их свойствах и качествах.
Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития.
Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.
I Игры с крупой и манкой
1.Аппликация из зерен в технике посыпания и вдавливания
Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
2.Упражнение попадание зерна в узкое отверстие
это упражнение помогает развить:
-Гибкость и подвижность пальчиков, точность и координацию
3. Упражнение сортировка различных зерен
Такое упражнение развивает у ребенка:
4. Упражнение «сухой бассейн»
Среди огромного разнообразия игр на развитие моторики отдельного внимания заслуживает сухой бассейн. Что же это такое и чем он может быть полезен? Сухой бассейн представляет собой своеобразную емкость, которая наполняется различным природным материалом (например, фасоль, каштан, бобы и т.д. В качестве емкости может выступать обычный пищевой контейнер. В контейнер помещаются вместе с природным материалом различные предметы (мелкие игрушки, монеты, крупные и мелкие пуговицы, бусины и т. д.)
Задача ребенка, достать предметы, которые помещены, вместе с природным материалом, в этот же бассейн. Такие упражнения дают отличный массажный эффект.
Кроме всего, сухие бассейны положительно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка. Ко всему прочему, дети развивают мелкую моторику, улучшают координацию движений, учатся запоминать и разделять предметы различной формы и размеров.
Упражнение рисование песком (манкой)
Игры с манкой развивают у детей воображение, фантазию, тактильную чувствительность, снижают эмоциональное напряжение, расслабляют. Манка приятна на ощупь. Несколько незатейливых движений по манке – и могут получиться замечательные манные художества. Это прекрасная возможность выразить свои чувства. А если вдруг что-то не получится, не стоит расстраиваться, ведь можно всё повторить сначала. Рисование манкой даёт отличный результат релаксации.
Существуют 3 вида упражнений:
1. Рисование щепоткой
Суть: напрягаем – расслабляем пальчики. Упражнение хорошо срабатывает для детей, у которых процесс расслабления и приведения в тонус очень плохой.
2. Рисование кулачком
3. Рисование пальцем
II. Игровые технологии
Среди разновидностей игровых технологий мы наиболее часто используют «Игровой стретчинг» автора Константиновой А.И.
Основная цель данных упражнений – научить умственно отсталых детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.
Музыкальное сопровождение используется для стимуляции двигательной и эмоциональной активности детей.
Упражнения методики стретчинга возникли, в основном, на базе упражнений лечебной физкультуры. Но их отличие от ЛФК в том, что большая статика выполнения, более игровой характер, введение элементарных, доступных детям навыков концентрации и релаксации, дыхательные упражнения.
Главные требования к движениям – плавность и ритмичность.
Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений.
1. Упражнения, которые способствуют сенсорному развитию,
технология Марии Монтессори
Украшение рисунков пуговицами, монетами
Развивает внимание, память, усидчивость, мелкую моторику рук.
Упражнения которые готовят руку к письму и способствуют речевому развитию ребенка
Суть: Ребенку надо показать, что шнуровка бывает разная.
Обратить внимание, что для каждого цвета есть своя зона.
Такие упражнения способствуют повышению мышечного тонуса, умением манипулировать своими пальчиками.
Развитие внимания, усидчивости и концентрации и пространственных представлений.
Используя на занятиях в своей деятельности нетрадиционные способы, приемы и методы обучения детей с умственной отсталостью, сделали следующие выводы:
эти методы и приемы помогают выполнять терапевтическую функцию, отвлекают детей от печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка, положительно влияют на подготовку руки к письму, способствуют развитию речи, внимания, логического мышления, это помогает в усвоении учебного материала.
Вся коррекционно-педагогическая работа в специальных учреждениях и в домашних условиях направлена на максимальное приспособление лиц с тяжелой интеллектуальной недостаточностью к жизни в окружающей среде, в социуме. Эти люди с удовольствием осваивают простые виды труда, он становится для них потребностью, средством самореализации. Для создания условий получения лицами с тяжелыми интеллектуальными нарушениями доступной им профессиональной или ремесленной подготовки сегодня требуется объединенная работа различных ведомств, специалистов разного профиля: педагогов, научных работников, социальных педагогов, работников сферы управления образованием и социальной защиты.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.