специальные условия обучения и воспитания детей с овз
Специальные условия обучения и воспитания детей с овз
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
С 01.01.2023 в ч. 6 ст. 79 вносятся изменения (ФЗ от 30.04.2021 N 127-ФЗ).
6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, соответствующим дополнительным профессиональным программам, программам профессионального обучения и дополнительным общеобразовательным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2023 ст. 79 дополняется ч. 6.1 (ФЗ от 30.04.2021 N 127-ФЗ).
7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.
12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Дети с ОВЗ в школе: как создать комфортные условия для их обучения и общения?
Составляющие инклюзивной среды
Необходимо отталкиваться от составляющих инклюзивной среды. Внимание к ним педагога также важно, как и внимание тьютора.
Объектная среда (освещение, мебель, организация пространства).
Субъектная среда (специалисты, детский коллектив).
Информационная среда (методические материалы, пособия, адаптированная программа, индивидуальный учебный план).
Нормативная среда (Закон об образовании и др.).
Элементы объектной среды
Навигация по школе: разметка, указатели (карточки-пиктограммы — на стенах и индивидуальные), таблички-тексты. Экскурсия по новой школе нужна каждому ребенку. Ребенок с ОВЗ часто не понимает стандартные схемы, у него могут возникнуть сложности с запоминанием объектов, c перемещением по зданию. Задача тьютора понять, как ребенок воспринимает и запоминает информацию, сделать на этом акцент, проложить специальный маршрут, научить по нему двигаться. Главное потом — развить в ребенке самостоятельность и представить социум как ресурс.
Сенсорная среда: освещение, звуки (звонок, голос учителя), запахи, специальные сенсорные личные принадлежности. У детей с ОВЗ бывает нарушено развитие сенсорных систем — гиперразвито или наоборот. Такого ученика могут пугать совершенно неожиданные вещи, поэтому тьютору необходимо постоянно сканировать и анализировать среду, чтобы выявить источники раздражения.
Мебель, организация пространства (специальные помещения), место парты в классе. Некоторым детям с ОВЗ требуется взаимодействие с учителем — в этом случае лучше посадить ребенка за первую парту, успокаивать его и стимулировать, кладя руку на плечо. Других детей с ОВЗ, напротив, луче сажать рядом с выходом из класса, чтобы тьютор мог вывести при необходимости ребенка в коридор.
Учебные материалы — бумажные (в том числе карточки), электронные материалы. В работе с детьми с ОВЗ важна каждая мелочь, ученик может очень бурно реагировать на какой-то предмет (например, рвать бумагу). Всегда можно найти альтернативный вариант учебных материалов, которые помогут ребенку следовать образовательной программе.
Элементы субъектной среды и информационной среды
Что требует от специалиста как части субъектной среды :
Организация обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидов
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ № 8 рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Доступ в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья оборудован пандусом.
обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
совершенствование системы кадрового обеспечения.
В образовательной организации МБОУ СОШ №8 созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
-школа реализует специальные (коррекционные) программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
-по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей)учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
-вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
-в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает педагог-психолог;
Нормативно правовые акты
Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.
В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.
Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.
Локальные документы школы
Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ОУ
Мы исключили эту часть людей из общества,
и надо вернуть их назад, в общество,
потому что они могут нас чему-то научить.
Идея инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических, биологических дефектов развития («социальных вывихов»), принадлежит Л.С. Выготскому. Он еще в 1930-е гг. одним из первых обосновал необходимость такого подхода для успешной практики социальной компенсации имеющегося у ребенка физического дефекта.
Инклюзивное образование в России пока находится в стадии формирования, но при этом ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования. Цель инклюзивного образования – не подменить систему специального обучения в целом, а планомерно изменять систему образования через сближение двух ее подсистем – общей и специальной, создавая единую, взаимодополняемую и эффективную систему образования, тем самым воспитывая гуманность каждого человека и общества в целом.
В современной России образование детей с ОВЗ на равных условиях с другими – одна из актуальных и в то же время дискуссионных проблем. Как будет проходить процесс? Какие условия нужно создать для успешного внедрения инклюзивного образования в образовательные организации?
Организация воспитательно-образовательной деятельности детей с ОВЗ продолжает вызывать затруднения у педагогов и других специалистов. Предлагаемая модель представлена с учетом требования ФГОС НОО и ФГОС ООО и Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии, в т.ч. и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ОУ должна занимать исключительное положение. Раннее выявление отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогическая и медицинская поддержка семьи такого ребенка – все это позволяет принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития ребенка с ОВЗ, улучшить качество жизни его семьи, предотвратить ограничения деятельности. Создание системы ранней помощи иначе организует образовательный маршрут ребенка с ОВЗ.
Причины необходимости создания специальной модели работы с детьми с ОВЗ:
– поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи детям;
– необходимость совершенствования методов психологической и коррекционно-педагогической работы;
– недостаток в специальных знаниях (теоретических работ и научных исследований в области специального образования детей с ОВЗ);
– недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса для лиц с ОВЗ.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает определение создания специальных условий для лиц с ОВЗ, которые включают использование специальных образовательных программ, пособий и дидактических материалов (п.3 ст.79). Так же в нем дается понятие «адаптированная образовательная программа» «для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (п.28 ст.2).
Цель – создание оптимальной системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации, направленного:
– на максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями;
– коррекцию его психофизических недостатков;
– актуальное включение в окружающую социальную среду;
Алгоритм системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ включает в себя:
– сбор информации и составление банка данных о детях ОВЗ;
– повышение психолого-педагогической компетенции и профессиональное самосовершенствование всех участников комплексного сопровождения, в т.ч. и родителей;
– выбор технологии воспитания и развития детей с ОВЗ;
– разработка основных областей деятельности специалистов сопровождения с учетом комплексного взаимодействия;
– психолого-педагогическая диагностика детей, определение основных направлений коррекционно-развивающей работы, составление адаптированных индивидуальных коррекционно-развивающих программ;
– включение родителей в процесс комплексного сопровождения ребенка;
– информирование родителей о результатах работы с детьми;
– оценка эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели;
– проектирование последующей работы с детьми.
Вся работа по системе комплексного сопровождения детей с ОВЗ ведется в рамках ПМПк ОУ, поэтому и в соответствии с требованиями к их документации.
1 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Работа началась с изучения методической и психолого-педагогической литературы, разработки стратегии психологической работы по проекту, системы мониторинга эмоционально-личностного развития детей с ОВЗ, анализа ресурсов, подбора методического материала и разработки тематического плана для практической работы с педагогами, родителями и детьми.
2 ЭТАП. ВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
На данном этапе осуществлялась:
– мотивация и подготовка педагогов к работе с использованием здоровьесберегающих технологий в условиях образовательного учреждения с родителями учащихся;
– психологизация воспитательно-образовательного процесса (работа с педагогами);
– организация индивидуальной работы с детьми (по результатам наблюдения);
– выступления с лекциями, беседами, практическая работа на родительских собраниях, конференциях, практикумах;
– оформление письменных консультаций, наглядной информации на стенде;
Этапы организации комплексного сопровождения детей с ОВЗ
Этапы организации комплексного сопровождения детей с ОВЗ осуществляются в 3 этапа:
Диагностико-прогностический этап является неотъемлемой информационной составляющей процесса сопровождения. Основные направления этапа включают:
– информацию о развитии и воспитании ребенка (анамнез, особенности воспитания в семье);
– всестороннюю оценку интеллектуального развития;
– диагностику развития психических функций;
– оценку психомоторного развития;
– оценку развития эмоционально-волевой сферы;
– оценку поведения и психологических механизмов его регуляции;
– оценку характера и особенностей личности в целом;
– прогноз пути и характера дальнейшего развития ребенка.
В процессе диагностики выявляется уровень развития психических функций, определяется, какие из них развиваются наиболее успешно, а какие отстают. Это необходимо, чтобы опираться на сохранные функции в процессе воспитательно-образовательной работы. Стимулировать развитие отстающих функций рекомендуется с помощью специальных психолого-педагогических приемов.
– соглашение для родителей на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами;
– результаты диагностики (протоколы обследования, заключения специалистов, представления на ребенка специалистов ПМПк);
– индивидуально ориентированная программа сопровождения;
– динамические результаты развития, заключения специалистов по окончании сопровождения и рекомендации по дальнейшей работе с ребенком.
Прогнозируемые результаты использования модели для каждой категории участников:
– позитивная адаптация к условиям ОУ;
– динамика психического, физического, интеллектуального развития при активном включении в коррекционно-развивающую работу;
– эффективное формирование нарушенных функций;
– развитие личности ребенка, развитие навыков общения;
– приобретение социального опыта.
– развитие психолого-педагогической компетентности, понимание специфики работы с детьми с ОВЗ;
– профессиональное самосовершенствование и самореализация через использование эффективных форм, методов и приемов работы, разработку индивидуальных программ развития детей с ОВЗ на основе психолого-педагогического прогнозирования;
– приобретение навыков работы в системе комплексного сопровождения детей.
– получение квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ;
– адекватность установок в отношении перспектив ребенка;
– информированность о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком, в т.ч. в рамках ПМПк ОУ;
– приобретение основ психолого-педагогических знаний по воспитанию ребенка с ОВЗ;
– получение психологической поддержки по гармонизации детско-родительских отношений.
Использование в работе модели комплексного сопровождения детей с ОВЗ дает педагогу-психологу возможность понять свои успехи и неудачи, пересмотреть некоторые методы взаимодействия, используемые с детьми и родителями, профессионально совершенствоваться и пополнять свои знания.
УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:
с нарушением слуха;
с дисфункцией речи;
с патологией опорно-двигательного аппарата;
с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
дети с сочетанными, сложными нарушениями развития
Значения условных обозначений категорий инвалидов:
Инвалиды с нарушением слуха
Инвалиды с нарушением зрения
Инвалиды с нарушением интеллекта
Инвалиды на кресле-коляске
Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
· · закономерности психического развития,
· · показатели здоровья дошкольников,
· · уровень общего развития,
· · коммуникативные особенности и речевое развитие,
В соответствии с требованиями ФГОС по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды ОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Правила организации обучения детей инвалидов в школе.
Довольно непросто дается обучение детей инвалидов в школе. В виду этого необходимо четко знать правила, согласно которым должен проходить процесс обучения. Это даст возможность,верно, построить процесс обучения и увидеть результат. Первое, о чем должен помнить каждый — это изменение терминологии, в настоящее время рекомендуется называть детей-инвалидов детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это сокращение чаще встречается в законах, касающихся детей-инвалидов. В 2008 году в России была принята Конвенция о правах инвалидов, которая гарантирует каждому ребенку-инвалиду доступ к «инклюзивному, качественному и бесплатному начальному и среднему образованию в местах своего проживания».
Перед началом учебного года специалисты проводят беседу с классным руководителем, учителями и учениками класса. При обучении делается акцент на развитие терпимости и добром отношении друг к другу, оказание помощи и поддержку таких деток. Ребенка заранее знакомят с учителем начальной школы, а затем со всеми учителями в средней и старшей школе. Ребенок должен адаптироваться к новому пространству, кабинетной системе, большому количеству людей, к разным требованиям учителей и учиться общаться со сверстниками. А также принимать школьные правила, без ограничений. Если раньше он зависел от одного человека, то теперь все будет зависеть от командного содружества учителей, специалистов и одноклассников при активном привлечении родителей. Конечно, надо понимать, что все дети абсолютно разные, поэтому помимо коллективного сопровождения необходима будет и индивидуальная помощь.
Рядом с ребенком должен быть специалист, который будет связывать его с окружающим миром, пояснять и объяснять, что хотят от него окружающие. Этот человек должен быть не только постоянно включен в процесс обучения ребенка, но и должен находиться в тесном контакте с родителями. Учителя, помимо специальной подготовки, должны учитывать особенности ребенка, чтобы не усугубить имеющуюся проблему. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным и защищенным. Одноклассники должны быть под постоянным наблюдением, так как все дети разные. Ребенок инвалид в школе может быть объектом пристального внимания со стороны педагогов и медицинского персонала. Необходимо привлечь других детей, которые бы общались с таким ребенком на переменах, после уроков, играя и помогая с домашним заданием.
Необходимо поддерживать ситуацию справедливости в классе, но не равнять всех детей по одному правилу, а оценивать их настолько, насколько они способны дать максимальный положительный результат. На уроках должна создаваться «ситуация успеха» для особенных деток, чтобы ребенок чувствовал, что он тоже это может, причем на глазах у сверстников. Может быть даже организовать небольшую поддержку, чтобы дети приходили за помощью и объяснениями к ребенку с ОВЗ. Учитель должен понимать, ради чего прикладываются всевозможные усилия для этого ребенка. Можно разделить класс на разноуровневость обучения. В течение года с таким ребенком должны заниматься дополнительно не только учителя, но и психологи, логопеды и другие специалисты. Организация учебного процесса должна быть максимально взаимодействующей как по общим выбранным правилам, так и по некоторым индивидуальным требованиям на разных предметах. Отмечать достижения ребенка необходимо вместе с родителями.
Активная поддержка ребенка с пониманием его трудностей, но без проявления жалости и поблажек. Определение планки развития должно выполняться не только специалистами, но и родителями. Постоянный контакт с учителями, особенно с «сопровождающим» ребенка учителем. Требования всех членов семьи к ребенку должны быть одинаковыми. Любой ребенок учится только в «состоянии успеха», а значит, ему должна быть оказана вся помощь и поддержка, которую в состоянии дать родители. Следует знать об этом и следить за тем, чтобы права детей инвалидов в школе соблюдались. Такой труд очень нелегок.
352106 Тихорецкий район, Краснодарский край
ст. Новорождественская, ул.Спортивная 14, тел.8(861)964-62-67