специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в школе
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Кабинет начальной школы
Зал ЛФК, тренажёрный, спортивный, бассейн
Кабинет проектной деятельности
Информация об обеспечении доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе наличие пандусов, подъёмников, поручней, расширенных дверных проёмов др.)
• Наличие приспособленной входной группы здания для лиц с ограниченными возможностями здоровья (пандусы и другие устройства и приспособления /имеется отдельный вход с минимальным перепадом высот, оборудованный пандусом открывающимся замком и звонком к Дежурному сотруднику службы охраны.
• Наличие возможностей перемещения лиц с ограниченными возможностями здоровья внутри здания (приспособление коридоров, лестниц и т.д.) / На первом этаже главного корпуса, без перепада высот от уровня входа находится методический кабинет, столовая, электротехническая мастерская, гардероб.
• Наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений для лиц с ограниченными возможностями здоровья (перила, поручни, специализированное сантехническое оборудование и т.д.). На первом этаже главного корпуса находится санитарно-гигиеническая комната, специально оборудованная для маломобильных групп населения, оснащенная специализированным санитарно-техническим оборудованием.
• Оснащение зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной /здание школы оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, информационными табло.
Помещения для обеспечения обучающихся и воспитанников медицинским обслуживанием:
-Кабинет врача (отоларинголог, стоматолог, врач)–3;
-Звукоизоляционная кабина;
-Комната для хранения медикаментов;
-Кабинет физиотерапевтический;
-Процедурный кабинет;
-Кабинет медсестры;
-Палата изолятора-2;
-Кабинет массажа;
-Санузел с местом для приготовления дез. раствора;
-Приёмная.
В образовательном учреждении педагогам и обучающимся обеспечивается доступ к сети Интернет по каналу, предоставляемому в рамках Федеральной программы и финансируемому из средств регионального бюджета (провайдер ООО «Ростелеком»).
Скорость доступа в Интернет соответствует указанным в договоре с провайдером 100 Мбит/сек. Качество связи удовлетворительное.
Безопасность доступа обеспечивается провайдером. Качество фильтрации хорошее (запрещён доступ к большинству ресурсов, противоречащих целям образования).
Для осуществления коррекционной работы по развитию словесной речи, формированию и развитию речевого слуха, развитию умения пользоваться кохлеарными имплантами 11 кабинетов для индивидуальных занятий оборудованы компьютерами, акустическими колонками мощностью 100Вт и диапазоном частот 72-17000Гц, медиа-клавиатурами, компьютерным комплексом «Видимая речь», логопедическим тренажером «Дельфа-130».
Каждый ребенок начальной школы обеспечен ФМ-системами Roger компании Phonak. Данная система обеспечивает беспроводную цифровую передачу звукового сигнала. Школьная психологическая служба имеет сенсорную комнату, 2 кабинета для коррекционно-развивающей работы, оснащена аппаратно-программными комплексами «БОСЛАБ» (А-150 и «Стабилометр»), предназначенными для проведения психофизиологической диагностики с использованием технологии биоуправления и различного рода тренингов для коррекции основных психофизиологических качеств. Имеется Верботальный комплекс для реабилитации и обучения детей,»Табло электронное «Бегущая строка»
О НАЛИЧИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ДОСТУПА В ИНТЕРНАТ
1. На входе в интернат установлен пандус для маломобильных групп населения (ММГН), внутри здания расширены проходы, коридоры, убраны пороги.
2. Для беспрепятственного перемещения по интернату размещены таблички.
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в школе
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
С 01.01.2023 в ч. 6 ст. 79 вносятся изменения (ФЗ от 30.04.2021 N 127-ФЗ).
6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, соответствующим дополнительным профессиональным программам, программам профессионального обучения и дополнительным общеобразовательным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2023 ст. 79 дополняется ч. 6.1 (ФЗ от 30.04.2021 N 127-ФЗ).
7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.
12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в школе
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют
Специально оборудованные учебные кабинеты
Специально оборудованные учебные кабинеты отсутствуют
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека, не приспособлена для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения и воспитания на следующие виды:
· Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал);
· Электронные образовательные ресурсы;
· Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски) ;
· Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
· Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.);
· Тренажеры и спортивное оборудование.
· спортивный зал, оснащенный спортивным оборудованием;
· столовая на 100 мест;
· кабинеты логопеда, психолога и социального педагога.
На уровне обучения отдельным предметам выделяются следующие группы средств обучения:
· словесные (учебники, и учебные пособия, раздаточные материалы в виде набора заданий, упражнений, тестов, схем);
· визуальные средства (микроскоп, диаскоп, модели, макеты, карты, рисунки и т.п.);
· средства автоматизации процесса обучения (компьютеры, локальные телекоммуникационные сети);
· учебно-методические материалы, помещенные на сайте школы в сети Интернет;
· технические средства обучения
В образовательной организации обеспечены условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, доступ к ним возможен на первом этаже здания школы т.к. по типовому проекту здания не предусмотрены пандусы, лифты и т.п. средства.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Для обеспечения беспрепятственного доступа в здание образовательной организации центральный вход школы оборудован пандусом
Специальные условия питания
Специальные условия питания отсутствуют
Специальные условия охраны здоровья
Специальные условия охраны здоровья отсутствуют
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества.
Информационная база школы оснащена:
· выходом в Интернет;
· разработан и действует школьный сайт.
Услуги сети Интернет Доступ к сети Интернет обеспечивается в соответствии с договором оказание телематических услуг об оказании услуг связи по передаче данных с юридическим лицом.
Оператор связи: ООО «Электросвязь».
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям инвалидов по зрению и слуху, а также других категорий граждан с особенными возможностями здоровья, не ограниченных в передвижении, осуществляется в соответствии с «Правилами использования сети Интернет в МБОУ «Гимназия №7».
В образовательном учреждении внедрена и функционирует автоматизированная информационная система Дневник.ру. Любой педагог может вести работу в информационных системах из учительской и кабинета информатики.
На сайте школы функционирует кнопка «для слабовидящих».
Доступ в кабинеты, оборудованные компьютерами и сетью интернет, возможен на первом этаже здания школы, для лиц с ограниченными возможностями передвижения, т.к. по типовому проекту здания не предусмотрены пандусы, лифты и т.п. средства.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ учащихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет под руководством преподавателя, проводящего учебное занятие. На всех школьных компьютерах установлен «Интернет-цензор», блокирующий доступ к сайтам, несущим негативную информацию.
Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся (скачать) (посмотреть)
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ:
— мультимедийные комплексы (проектор и экран),
— специализированный программно-технический комплекс для слабовидящих обучающихся,
— специализированное МФУ для ввода и вывода звуковой информации,
— наушники с микрофоном.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
В образовательной организации отсутствуют общежитие, интернат
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательной организации отсутствуют общежитие, интерна
Все об образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья
1. Какие возможности образования существуют для детей с ОВЗ?
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети-инвалиды могут обучаться в любой образовательной организации города Москвы по выбору семьи с учетом их психофизических особенностей, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, создаются специальные условия обучения, включающие:
Кроме того, для детей с ОВЗ в Москве работают спортивные секции.
2. Что нужно, чтобы ребенок получил право на специальные условия обучения?
Для подтверждения права ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на специальные условия обучения и воспитания в образовательных организациях Москвы необходимо получить заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК).
На основании заключения ЦПМПК образовательная организация создает специальные условия обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
3. Какие документы нужны для обследования?
Для проведения психолого-педагогического обследования в ЦПМПК понадобятся:
Также необходимы документы в соответствии с выбранной при подаче заявления на ЦПМПК целью обращения:
Ребенок до 18 лет приходит на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя).
4. Как записаться на обследование?
Для записи на Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию города Москвы (ЦПМПК) понадобится медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы в соответствии с приказом Департамента здравоохранения города Москвы № 297 от 1 апреля 2013 года. Перечень медицинских организаций, в которых можно получить медицинское заключение, представлен в приказе.
Прием в ЦПМПК города Москвы осуществляется согласно предварительной записи на mos.ru. По результатам обследования вы получите оригинал заключения ЦПМПК, который нужно представить в образовательную организацию для получения специальных условий обучения и воспитания. Информация о готовности заключения поступает в Личный кабинет заявителя на mos.ru.
Подробнее узнать о работе ЦПМПК можно на сайте Московского центра качества образования. Консультации специалистов ЦПМПК можно получить по многоканальному телефону: 8 (499) 322-34-30.
5. Что делать, если специальные условия обучения не нужны, но нужна психологическая помощь?
Если вашему ребенку необходима психолого-педагогическая помощь (занятия с психологом, логопедом), социальная помощь, если ребенок столкнулся с трудностями в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, вы можете обратиться в Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы. Отделения центра расположены в территориальной доступности в каждом округе города.
Кроме того, необходимую психолого-педагогическую помощь можно получить на базе образовательной организации, которую посещает ребенок. Для этого нужно обратиться в психолого-педагогический консилиум (ППК) образовательной организации. Психолого-педагогическая, социальная помощь оказывается ребенку на основании заявления или согласия в письменной форме родителей (законных представителей). Обращение в ЦПМПК города Москвы в этом случае не требуется.
Дети с ОВЗ в школе: как создать комфортные условия для их обучения и общения?
Составляющие инклюзивной среды
Необходимо отталкиваться от составляющих инклюзивной среды. Внимание к ним педагога также важно, как и внимание тьютора.
Объектная среда (освещение, мебель, организация пространства).
Субъектная среда (специалисты, детский коллектив).
Информационная среда (методические материалы, пособия, адаптированная программа, индивидуальный учебный план).
Нормативная среда (Закон об образовании и др.).
Элементы объектной среды
Навигация по школе: разметка, указатели (карточки-пиктограммы — на стенах и индивидуальные), таблички-тексты. Экскурсия по новой школе нужна каждому ребенку. Ребенок с ОВЗ часто не понимает стандартные схемы, у него могут возникнуть сложности с запоминанием объектов, c перемещением по зданию. Задача тьютора понять, как ребенок воспринимает и запоминает информацию, сделать на этом акцент, проложить специальный маршрут, научить по нему двигаться. Главное потом — развить в ребенке самостоятельность и представить социум как ресурс.
Сенсорная среда: освещение, звуки (звонок, голос учителя), запахи, специальные сенсорные личные принадлежности. У детей с ОВЗ бывает нарушено развитие сенсорных систем — гиперразвито или наоборот. Такого ученика могут пугать совершенно неожиданные вещи, поэтому тьютору необходимо постоянно сканировать и анализировать среду, чтобы выявить источники раздражения.
Мебель, организация пространства (специальные помещения), место парты в классе. Некоторым детям с ОВЗ требуется взаимодействие с учителем — в этом случае лучше посадить ребенка за первую парту, успокаивать его и стимулировать, кладя руку на плечо. Других детей с ОВЗ, напротив, луче сажать рядом с выходом из класса, чтобы тьютор мог вывести при необходимости ребенка в коридор.
Учебные материалы — бумажные (в том числе карточки), электронные материалы. В работе с детьми с ОВЗ важна каждая мелочь, ученик может очень бурно реагировать на какой-то предмет (например, рвать бумагу). Всегда можно найти альтернативный вариант учебных материалов, которые помогут ребенку следовать образовательной программе.
Элементы субъектной среды и информационной среды
Что требует от специалиста как части субъектной среды :