специальные умения в обучении истории

Лекция «Формирование общеучебных универсальных умений на уроках истории»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Формирование общеучебных универсальных навыков на уроках истории.

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Элистинский лицей»

В требованиях к знаниям п редполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями в 7 классе:

— ключевых исторических событий (время, место, участники, обстоятельства);

— периодизации ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания);

— основных информационных источников по историческим периодам;

— наиболее распространенных и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий, явлений прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендованной литературе;

извлекать необходимую информацию из различных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, графики );

— сравнивать данные разных источников, исторические события и явления , определять общее и различия;

— различать факты и их интерпретации, оценки , классифицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления ;

— давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия;

— на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох, выявлять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

определять и аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории ;

применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде.

Требования к уровню подготовки обучающихся по истории

В результате изучения истории ученик должен знать

основные виды исторических источников;

основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

В результате изучения истории ученик должен уметь

работать с хронологией (соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории);

работать с историческим источником (отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях; сравнивать свидетельства разных источников);

работать с исторической картой (показывать на картах России и мира территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий);

описывать исторические события и памятники культуры (рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов, сочинений);

анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления (соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл основных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий);

объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

В результате изучения истории ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимать особенности современной жизни, сравнивая события и явления прошлого и настоящего;

анализировать причины текущих событий в России и мире;

высказывать свое отношение к современным событиям и явлениям, опираясь на представления об историческом опыте человечества;

В общем, анализируя требования к знаниям, умениям и соотнося их с реалиями, которые показывают вступительные экзамены в лицей за курс 7 класса можно сделать вывод, что многие ребята плохо подготовлены, ключевые компетенции не сформированы у большинства из них.

В чем причины, снижения уровня знаний и интереса к истории?

Мои размышления основываются на опыте работы в лицее и работе с учениками 7-х классов школ Элисты на годичных подготовительных курсах. Конечно, они носят субъективный характер, но считаю, что заслуживают внимания учителей исторических дисциплин, так проблемы у нас в основном одинаковые. По моему мнению причины таковы:

падение престижа предмета на всероссийском уровне. Все меньше востребован этот предмет при приеме в вузы, падает престиж не только истории, но и таких гуманитарных дисциплин как литература.

серьезную конкуренцию процессу обучения и образования составляют социальные сети. Большинство ребят уже с младшего школьного возраста стараются свободное время проводить за компьютером или «копаются» в мобильнике. У них мало остается времени на хорошую подготовку по школьным предметам, поэтому, если готовятся к урокам, то в основном наспех.

Участие в различных конкурсах, победы рождают у ребят представление, что можно легко заработать высокие баллы, стать победителем. У ребят формируется верхоглядство и негативное отношение к систематизированной самостоятельной работе.

ЕГЭ несмотря на многие положительные аспекты имеет и негативные. Одним из них является стремление к заучиванию фактического материала без глубокого анализа, оценки исторических фактов и явлений. Ребята не желают искать и использовать различные источники знаний. Они вполне удовлетворяются краткими пособиями, как шпаргалки по ЕГЭ, решебники, пособиями с таблицами и схемами. То есть они отучаются работать с серьезной литературой, документами, привыкают к «жвачке» в виде готовых сборников эссе, исторических сочинений…

Вполне вероятно и то, что учитель из-за маленькой зарплаты вынужден подрабатывать дополнительно на репетиторстве и иметь полуторную, а то и большую нагрузку по предмету. В таком случае у учителя не хватает времени на проработку методики преподавания, на углубленное изучение самих исторических дисциплин. Учитель превращается не в творца, а в ремесленника, который натаскивает ребят на повторение и заучивание, на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ. Именно от учителя зависит подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО – всё это влияет на образовательный результат деятельности учащихся.

А ведь Закон РФ «Об образовании» отмечает, что главным направлением деятельности современного учителя является целенаправленное формирование и развитие ОУУН как основы формирования ключевых компетенций учащихся. Также отмечается, что сегодня очень важно научить обучающихся учиться самостоятельно, т.е. сформировать у них навыки учебной деятельности. Для школы это означает отказ от ориентации на новую парадигму обучения, который лежит такж е и через переход к целенаправленному формированию универсальных общеучебных умений и навыков, развитию познавательных способностей и интересов.

Многие педагоги отмечают, что в современной дидактике не только нет четкого определения понятия «общие учебные умения и навыки», но и существуют разночтения в их наименованиях: «специальные умения», «надпредметные умения», «универсальные способы получения и применения знаний», «базовые умения учебной деятельности», «обобщенные умения», «навыки учебного труда». Спорят ученые и педагоги и по поводу понятий «навык» и «умение».. Одно из наиболее распространенных определений ОУУН:

Общеучебные умения – это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных (узкопредметных) умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины.

Приведу одно из определений навыка и умения, которые приводит учитель Ноябрьской сш»2 Шумилина Н. А.:

умение – сознательное владение каким-либо приемом учебной деятельности;

навык – умение, доведенное до реально возможного автоматизма.

Если при наличии умения человек вынужден осуществлять оперативный контроль за выполнением действий, то на уровне навыка он специально не обдумывает каждый элемент деятельности. Таким образом, термины «умение» и «навык» отражают разный уровень сформированности соответствующих действий и операций.

Формирование общеучебных умений и навыков – важнейшее условие совершенствования методов учебной деятельности учеников. Для осуществления этих целей необходимо выработать некоторые самые общие приемы ее рациональной организации:

умение планировать эту работу,

четко ставить систему задач, вычленять среди них главные,

умело избирать способы наиболее быстрого и экономного решения поставленных задач,

умелый и оперативный контроль за выполнением задания,

умение быстро вносить коррективы в самостоятельную работу,

умение анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале ее, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе.

Все современные классификации ОУУН исходят из системы Ю.К.Бабанского, согласно которой выделяется 4 основных группы:

К группе учебно-организационных относятся умения:

организовать свое рабочее место;

планировать текущую работу;

нацелить себя на выполнение поставленной задачи;

осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач (умение объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища и т.д.)

Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися. Я считаю, важно научить ребят с азов работы, то есть с самоорганизации. На первых же уроках в начале учебного года я выясняю, подготовлены ли все необходимые учебные принадлежности, объясняю, каким образом будет проходить процесс обучения, какие требования к их знаниям, умениям и навыкам устанавливаются в программах обучения, обсуждаем с ребятами, что помогает им хорошо учиться и что мешает, как преодолеть недостатки и недочеты в работе. Это позволяет учащимся подойти осмысленно к учебе, мы ставим совместно задачи, выполнение которых анализируется в конце четверти, года.

К группе учебно-информационных относятся следующие умения:

умение пользоваться компьютерным источником информации;

пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками, оглавлениями, комментариями;

пользоваться печатными и техническими средствами массовой информации;

составлять план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию.

Считаю, что учитель должен постоянно интересоваться, какие источники знаний ученик использовал к уроку, подхваливать тех ребят, которые выходят за рамки учебников (поддержка любознательных стимулирует других учащихся). Также использую опыт своей коллеги, учителя физики Горбаневой Марины Николаевны, которая закупала настольные игры для детей и взрослых (электровикторины, логические задачи…), которые содержали массу интересных заданий. Существуют различные методики их использования, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Дети любят такие игры, связанные с электроникой и особенно их радует, что сразу выявляется уровень подготовки.

К группе учебно-коммуникативных относятся:

умение слушать. Умение учебного слушания – одно из самых трудных, требующих сосредоточенности, равномерного распределения внимания на довольно большой период времени, что требует определенной работы над собой и зависит от устойчивой нервной системы и психики;

умение слушать учителя и одновременно записывать содержание его рассказа;

читать текст и одновременно слушать инструктаж учителя о работе над текстом, над логически составленными частями;

литературным языком излагать свои мысли;

выступать перед аудиторией;

вести полемику, участвовать в дискуссии;

задавать уточняющие вопросы;

Я в своей работе уделяю особое внимание тезисированию, конспектированию и составлению плана рассказа выступающего, постоянно контролирую эту работу детей. Рада, когда в итоге эти умения переходят в навыки. К окончанию школы у ребят создаются свои емкие органайзеры с хорошими конспектами, планами, словарями. Таким образом, каждый создал свою книжечку, которую он использует не только на уроках, но и во время подготовки к ОГЭ, ЕГЭ, олимпиадам, зачетов, экзаменов и т.п. Развитие этих умений позволяет систематизировать процесс обучения, делает его более содержательным, интересным и целенаправленным.

Группа учебно-интеллектуальных умений

Уровень интеллектуального развития определяется сформированностью следующих умений:

диалектически анализировать учебный материал;

сравнивать объекты, факты, явления;

обобщать, делать резюме;

выделять главное, существенное;

устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;

выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними;

пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка.)

Учебно-интеллектуальные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. Хорошо прослеживаются эти умения на различных этапах урока: проверки домашнего задания, изучения нового материала и особенно на повторительно-обобщающих уроках.

Таким образом, все общеучебные умения формируются в комплексе и составляют основу педагогической системы, в рамках которой ученик под руководством учителя овладевает способами различными умениями и навыками обучения. В результате у него формируется организационные, коммуникативные, интеллектуальные умения, которые составляют основу успешности современного молодого человека. Понятно, что хорошее образование дает уверенный старт в будущее. Сегодня наряду с родителями, репетиторами, внешкольными учреждениями мы, учителя общеобразовательных школ, совместно готовим подрастающее поколение к активному, деятельностному участию в развитии информационного общества.

Использованная литература:
1. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории., М., 2003.

2. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе.М., 2004.

Источник

Классификация умений в обучении истории.

специальные умения в обучении истории. Смотреть фото специальные умения в обучении истории. Смотреть картинку специальные умения в обучении истории. Картинка про специальные умения в обучении истории. Фото специальные умения в обучении истории специальные умения в обучении истории. Смотреть фото специальные умения в обучении истории. Смотреть картинку специальные умения в обучении истории. Картинка про специальные умения в обучении истории. Фото специальные умения в обучении истории специальные умения в обучении истории. Смотреть фото специальные умения в обучении истории. Смотреть картинку специальные умения в обучении истории. Картинка про специальные умения в обучении истории. Фото специальные умения в обучении истории специальные умения в обучении истории. Смотреть фото специальные умения в обучении истории. Смотреть картинку специальные умения в обучении истории. Картинка про специальные умения в обучении истории. Фото специальные умения в обучении истории

специальные умения в обучении истории. Смотреть фото специальные умения в обучении истории. Смотреть картинку специальные умения в обучении истории. Картинка про специальные умения в обучении истории. Фото специальные умения в обучении истории

специальные умения в обучении истории. Смотреть фото специальные умения в обучении истории. Смотреть картинку специальные умения в обучении истории. Картинка про специальные умения в обучении истории. Фото специальные умения в обучении истории

Формирование умений учащихся в процессе обучения истории.

План.

1. Роль умений и навыков в обучении истории.

2. Классификация основных умений учащихся по истории. Умения и ключевые образовательные компетенции.

3. Уровни формирования и общие правила формирования умений.

4. Методические особенности формирования основных интеллектуальных умений в процессе обучения истории.

Литература.

1. Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (4-8 классы).- М.: Просвещение, 1978.

2. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. Книга для учащихся. – М., 1990.

3. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. – Л., 1982.

4. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. – М.: Просвещение, 1993.

5. Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.

6. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений. – М., 1987.

7. Лазукова Н.Н. Формирование учебных умений на уроках истории.- ПиОШ, 2002, №1, С.34-40.

8. Алексашкина Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе. – ПиОШ, 2005, №9, С.10-20

9. Алексашкина Л.Н. О системном подходе к развитию умений школьников при изучении истории в основной и старшей школе// ПиОШ, 2011, № 5.

10.Ильина М.В. Опыт формирования ключевых компетенций учащихся основной школы. // ПиОШ, 2008, №8

К проблеме формирования умений школьников мы обращаемся практически на каждом занятии и неслучайно. Формирование навыков и умений школьников является важнейшей проблемой современного преподавания истории. Ибо ни одну современную дидактическую идею – развивающего, деятельностного, компетентностного подхода в обучении невозможно реализовать без обучения учащихся приемам самостоятельной учебной и познавательной деятельности, приемам познания.

Проще говоря, школьника надо научить учиться. По меткому выражению В.А. Сухомлинского «Неумение учиться порождает нежелание, а нежелание – лень». «Человек, который много знает, но мало умеет, самый несчастный человек на свете» (Платон).

И под каким бы углом зрения мы ни посмотрели, со всех сторон прослеживается актуальность указанной проблемы.

Отметьте и подумайте над смыслом следующих тезисов, отражающих дидактическую значимость формирования учебных умений.

Овладение учебными умениями и навыками способствует:

· повышению качества знаний

· оперативному применению знаний

· развитию мышления и познавательных возможностей учащихся

· повышению познавательной активности учащихся на уроке

· снижению учебной перегрузки учащихся

· развитию познавательного интереса и мотивации учения

· Является необходимой основой для самообразования и творческой самореализации личности

Таким образом, формирование умений и навыков является важным условием реализации целей развивающего обучения.

А развивающее обучение предполагает развитие:

· Общего и предметного (к истории) познавательного интереса;

· Общекультурного и исторического кругозора;

· Формирование универсальных и предметных умений познавательной деятельности.

Это достигается через организацию системно-деятельностного подхода в обучении.

Под системно-деятельностным подходом понимается планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной, разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников на всех этапах учебного процесса.

Организация такой деятельности требует овладение учащимися самыми разнообразными умениями и навыками.

Поскольку речь идет о формировании умений и навыков, вспомним или уточним, что это такое. Что общее и в чем отличия умений и навыков?

Навык – это прочно освоенное действие, доведенное до автоматизма.

Умение, всегда основано на осознанном выполнении действий – это способность или подготовленность ученика к сознательному и точному выполнению сложных действий.

В обучении истории преобладают умения, а не навыки.

Например, мы не случайно говорим: навыки работы с исторической картой и умение читать историческую карту; навыки работы с книгой и умение выделять главное в содержании прочитанного.

специальные умения в обучении истории. Смотреть фото специальные умения в обучении истории. Смотреть картинку специальные умения в обучении истории. Картинка про специальные умения в обучении истории. Фото специальные умения в обучении истории

Как взаимосвязаны умений и навыки?

Их взаимосвязь диалектична. На базе определенных навыков развиваются широкие и сложные умения. В процессе формирования умений отдельные его операции могут перерастать в навык, то есть могут быть доведены до автоматизма. Например, на основе навыка беглого чтения формируются различные умения работы с книгой; в процессе формирования умений работы со справочной литературой могут развиться навыки работы со словарем и т.д.

Таким образом, навыки и умения формируются в единстве и только на базе глубоких и прочных знаний.

Какие умения должны быть выработаны в процессе обучения истории?

В примерной программе по истории они перечислены общим перечнем в разделе «Планируемые (предметные) результаты освоения программного материала курсов истории». Это у вас отражено в материалах самостоятельной работы, связанной с характеристикой примерной программы.

Но поскольку круг формируемых умений очень широк и выходит далеко за рамки предметной области истории представим общую классификацию умений, включающую разные основания для группировки умений:

· по масштабу применения умений

· по структуре умений

· по дидактическим целям использования умений в учебной деятельности

Классификация умений в обучении истории.

специальные умения в обучении истории. Смотреть фото специальные умения в обучении истории. Смотреть картинку специальные умения в обучении истории. Картинка про специальные умения в обучении истории. Фото специальные умения в обучении историипо масштабу применения

специальные умения в обучении истории. Смотреть фото специальные умения в обучении истории. Смотреть картинку специальные умения в обучении истории. Картинка про специальные умения в обучении истории. Фото специальные умения в обучении историиумений общеучебные

специальные умения в обучении истории. Смотреть фото специальные умения в обучении истории. Смотреть картинку специальные умения в обучении истории. Картинка про специальные умения в обучении истории. Фото специальные умения в обучении истории специальные умения в обучении истории. Смотреть фото специальные умения в обучении истории. Смотреть картинку специальные умения в обучении истории. Картинка про специальные умения в обучении истории. Фото специальные умения в обучении истории(общепредметные)

специальные умения в обучении истории. Смотреть фото специальные умения в обучении истории. Смотреть картинку специальные умения в обучении истории. Картинка про специальные умения в обучении истории. Фото специальные умения в обучении историипо структуре умений

специальные умения в обучении истории. Смотреть фото специальные умения в обучении истории. Смотреть картинку специальные умения в обучении истории. Картинка про специальные умения в обучении истории. Фото специальные умения в обучении истории специальные умения в обучении истории. Смотреть фото специальные умения в обучении истории. Смотреть картинку специальные умения в обучении истории. Картинка про специальные умения в обучении истории. Фото специальные умения в обучении историисложные

специальные умения в обучении истории. Смотреть фото специальные умения в обучении истории. Смотреть картинку специальные умения в обучении истории. Картинка про специальные умения в обучении истории. Фото специальные умения в обучении истории специальные умения в обучении истории. Смотреть фото специальные умения в обучении истории. Смотреть картинку специальные умения в обучении истории. Картинка про специальные умения в обучении истории. Фото специальные умения в обучении истории

специальные умения в обучении истории. Смотреть фото специальные умения в обучении истории. Смотреть картинку специальные умения в обучении истории. Картинка про специальные умения в обучении истории. Фото специальные умения в обучении истории

специальные умения в обучении истории. Смотреть фото специальные умения в обучении истории. Смотреть картинку специальные умения в обучении истории. Картинка про специальные умения в обучении истории. Фото специальные умения в обучении историипо дидактическим целям

в учебной деятельности

специальные умения в обучении истории. Смотреть фото специальные умения в обучении истории. Смотреть картинку специальные умения в обучении истории. Картинка про специальные умения в обучении истории. Фото специальные умения в обучении историимыслительные

специальные умения в обучении истории. Смотреть фото специальные умения в обучении истории. Смотреть картинку специальные умения в обучении истории. Картинка про специальные умения в обучении истории. Фото специальные умения в обучении истории специальные умения в обучении истории. Смотреть фото специальные умения в обучении истории. Смотреть картинку специальные умения в обучении истории. Картинка про специальные умения в обучении истории. Фото специальные умения в обучении истории(интеллектуальные,

специальные умения в обучении истории. Смотреть фото специальные умения в обучении истории. Смотреть картинку специальные умения в обучении истории. Картинка про специальные умения в обучении истории. Фото специальные умения в обучении истории
специальные умения в обучении истории. Смотреть фото специальные умения в обучении истории. Смотреть картинку специальные умения в обучении истории. Картинка про специальные умения в обучении истории. Фото специальные умения в обучении истории
специальные умения в обучении истории. Смотреть фото специальные умения в обучении истории. Смотреть картинку специальные умения в обучении истории. Картинка про специальные умения в обучении истории. Фото специальные умения в обучении истории

Даная классификация умений отражает основные группы универсальных учебных действий (УУД), формируемых в системе общего образования школьников.

Особое внимание обратим на такие группы умений, как общеучебные, специфические и интеллектуальные.

Эти группы умений традиционно выделяются в качестве основополагающих при обучении истории.

Общеучебные (общепредметные):

1. Умения работать с учебником, исторической литературой, самостоятельно пользоваться различными источниками знаний

2. Умения владеть различными приемами изложения исторического материала

3. Умения составлять план, тезисы, конспекты, подготовить доклад, сообщение, реферат на основе различных источников и литературы.

4. Коммуникативные умения (вести диалог с учителем и одноклассниками, принимать участие в совместной дискуссии).

Специфические умения ( предметные):

1. Умение локализовать исторические факты во времени (хронологические умения)

2. Умения локализовать исторические факты в пространстве (картографические умения)

3. Умения работать с историческим документом как источником знаний.

1. анализировать и обобщать факты

2. выявлять и объяснять причинно-следственные связи

3. сравнивать события и явления, выявлять общее и различия

4. формулировать и аргументировать выводы

6. высказывать и обосновывать собственную позицию

7. владеть приемами критического мышления и т.п.

Методика формирования указанных умений достаточно проработана в образовательной практике, сложились определенные методические подходы к обучению учащихся разным видам деятельности, выработанные многолетним педагогическим опытом. Но в традиционно сложившейся работе следует хорошо понимать и учитывать особенности современной образовательной практики, связанной с переходом на ФГОС и реализацией требований к результатам освоения основной образовательной программы.

Особенности современной образовательной практики:

Ø Усиление метапредметного подхода к формированию умений

Ø Важно определить вклад конкретных предметов в формирование универсальных учебных действий и объединить усилия предметников в этом направлении.

Ø Универсальные учебные действияэто обобщенные учебные действия и способы выполнения различных операций, которые ученик может применить в любой ситуации, независимо от содержания. Возникают в результате интеграции всех сформированных предметных действий. Они обеспечивают способность ученика к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

4 группы универсальных учебных действий.

Ø Личностные УУД(система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы учения и деятельности, отношения к различным сферам окружающего мира).

Ø Регулятивные УУД(действия, обеспечивающие управление и организацию учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и самооценка).

Ø Коммуникативные УУД(речевая деятельность: умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, вести диалог, умения и навыки сотрудничества).

Не стоит забывать и то, что современная компетентностная парадигма образования предполагает как результат обучения овладение ключевыми компетенциями.

Вспомните, какие компетенции обозначены в примерной программе по истории как ключевые? (Информационно-технологическая, когнитивная – историко-познавательная, ценностно-мировоззренческая, гражданственная или социально-адаптивная, коммуникативная)

А что такое «компетенция»? (то, чем владеет человек/ученик: знания, умения, навыки, опыт их применения, ценностные ориентиры, мотивы деятельности, т.е., все, что позволяет действовать успешно и результативно для достижения цели, решения учебных проблем).

Из определения видно, что умения и навыки являются важнейшими составляющими любой образовательной компетенции. Причем, каждая компетенция базируется на целом комплексе умений, ей соответствующих.

Давайте проследим связь конкретных умений с ключевыми образовательными компетенциями по истории.

Умения и ключевые образовательные компетенции.

Только, владея соответствующими умениями и способами действий с историческим материалом, ученик может свободно оперировать знаниями.

Переходя к общим методическим подходам в формировании умений стоит обратить внимание на разные уровни их формирования.

Формирование умений может осуществляться на двух уровнях – эмпирическом и теоретическом.

Каждый из них имеет границы применения, зная их, учитель сам определяет наиболее предпочтительный уровень формирования умения.

Отметим суть и отличие названных уровней или подходов к формированию умений.

На эмпирическом уровне умение вырабатывается в результате многочисленных упражнений без предварительного специального разъяснения приемов работы и правил действия.

Это, так называемый, путь проб и ошибок, когда учащиеся выполняют предложенные виды работ или задания как могут. Затем в ходе проверки их действия корректируются, ошибки исправляются, даются некоторые рекомендации на будущее и постепенно умение вырабатывается. Это довольно длительный путь формирования умений, но без него не обойтись в реальном учебном процессе (ведь многие мыслительные операции, которые совершают ученики на уроке, сложны по своей структуре и объяснение правил мышления оказывается неоправданным из-за возрастных познавательных возможностей учеников).

В определенных ситуациях появляется необходимость формирования интеллектуальных умений не только на эмпирическом, но и на теоретическом уровне.

Теоретический уровень предполагает специальное предварительное разъяснение способов учебно-познавательной деятельности и последующее осознанное применение учениками полученных знаний о способах деятельности в самостоятельной практической работе.

Специальное разъяснение мыслительных операций и способов действий целесообразно тогда, когда действие сложное, но принципиально важное для усвоения содержания материала и без предварительных разъяснений правил его выполнения ученики не справятся с работой (например, анализ альтернатив исторического развития или критика исторического источника);

Когда можно будет без значительного разрыва во времени на ближайших уроках закрепить этот прием работы.

При формировании умений на теоретическом уровне действуют следующие общие методические правила.

1. Знакомство с новым приемом работы начинается с разъяснения учителем сущности приема работы и правил ее выполнения. Возможна демонстрация приема учителем (образец использования приема в процессе изучения материала).

2. Первичное практическое овладение приемом работы осуществляется в коллективной деятельности учащихся под руководством учителя на данном и последующих уроках.

3. Постепенное возрастание самостоятельности учащихся по использованию приема учебной работы в разных ситуациях.

Главным критерием сформированности умения является способность ученика перенести усвоенный прием в новые условия, применить его в работе с принципиально новым историческим материалом или источником знаний.

Следует иметь в виду и два общих правила формирования любых умений.

· Формирование умений должно идти от простого к сложному ( анализ – сравнение – вывод – доказательство).

· Формирование умений должно идти постепенно: неоправданно введение и разъяснение одновременно двух и более сложных приемов учебной деятельности.

В развитии умений учащихся велика роль вопросов и заданий.

Именно вопросы и задания являются главным инструментом формирования и развития учебных и предметных умений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *