специальные цели обучения русскому языку
Цели обучения русскому языку в современной школе.
Русский язык как учебный предмет решает две группы задач: специальные (они вытекают из его особенностей) и общепредметные (они реализуются всеми школьными дисциплинами).
Специальные цели:
— формирование у школьников лингвистического мировоззрения на язык (лингвистическая компетенция);
Основными компонентами научно-лингвистического мировоззрения являются следующие его структурные элементы: роль языка в жизни общества и причины его появления; формы существования языка; развитие языка; системность языка; многообразие и равноправие языков мира; место русского языка среди других языков; современные функции русского языка; членение национального русского языка на части.
— вооружение учащихся основами знаний о языке и речи (языковая компетенция);
Лингвистические знания служат базой формирования у школьников языковых и речевых умений и навыков. Ни одно умение не может быть сформировано без опоры на знания. С ознакомления с ними начинается развитие умений, поэтому в школьную программу по русскому языку должны включаться лингвистические понятия.
— эстетическое воспитание детей средствами русского языка как учебного предмета.
Перед учителем русского языка стоят следующие задачи, направленные на эстетическое воспитание школьников:
— познакомить детей с прекрасным в языке и речи (эстетическое познание языка и речи);
— развить все стороны, входящие в структуру языкового эстетического чувства;
— воспитать языковой эстетический вкус (сформировать языковой эстетический идеал);
— развить у учащихся потребность в эстетическом совершенствовании своей речи.
— формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
Проявляется орфографическая и пунктуационная грамотность в умении школьников:
— предвидеть в процессе письма орфограммы в словах и смысловые отрезки в предложении и тексте, требующие выделения знаками препинания
— правильно писать слова с изученными видами орфограмм и правильно ставить знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами
— находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Задача достижения орфографической и пунктуационной грамотности в пределах действующих в настоящее время норм оценки знаний, умений и навыков обеспечивается, если учитель и ученики видят в орфографии и пунктуации не набор разрозненных правил, а определенные системы.
— вооружение учащихся нормами литературного языка;
— развитие умения связно излагать свои мысли.
Общедидактические (или общепредметные) цели:
— развитие логического мышления;
— обучение школьников самостоятельному пополнению знаний о русском языке.
Содержание и структура школьного курса русского языка.
Содержание обучения – это состав и структура курса конкретного учебного предмета.
— система лингвистических понятий, которые должны составить знания учащихся о языке и речи,
— орфографические и пунктуационные правила, которые введены в курс русского языка; приобретение умения и навыка применения правил правописания составляет одну из наиболее существенных практических целей обучения русскому языку,
— речевые умения, которые должны быть выработаны в процессе изучения основного курса и уроков развития речи.
Структура курса предполагает конкретное распределение материала по классам, полугодиям, четвертям.
Содержание школьного курса русского языка и его научные основы.
При определении того, чему необходимо учить детей, следует знать состав школьного курса русского языка, принципы отбора учебного материала, а также особенности отобранных понятий и умений, включенных в программу по русскому языку для средней школы.
Из четырех типов учебного материала в школьный курс русского языка входят три:
— способы деятельности с языковыми явлениями.
Вшколе изучается только часть научного курса русского языка. Объясняется это и возрастом учащихся, и потребностями их обучения в 11-15 лет. Научный курс с этой целью минимизируется, из него выбирается минимум необходимых знаний.
При формировании понятийной основы современного школьного курса русского языка (т.е. знаний о языке) составители программ руководствуются как общедидактическими принципами, так и специальными. Понятия, отбираемые для изучения в школе, рассматриваются с точки зрения их научности, общепринятости, доступности.
Основой минимизации научного курса русского языка для школы явились специальные критерии, т.е. принципы, вытекающие из задач школьного курса русского языка: мировоззренческий, системный, функциональный, эстетический, коммуникативный, практический, исторический и межпредметный.
Общепредметные и специальные цели обучения русскому языку в современной школе. Дидактические и психологические требования к урокам русского языка. Средства обучения
Русский язык как учебный предмет решает две группы задач: специальные (они вытекают из его особенностей) и общепредметные (они реализуются всеми школьными дисциплинами).
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ РАБОТЫ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ
— формирование у школьников лингвистического мировоззрения на язык (лингвистическая компетенция);
— вооружение учащихся основами знаний о языке и речи (языковая компетенция);
— эстетическое воспитание детей средствами русского языка как учебного предмета.
— формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
— вооружение учащихся нормами литературного языка;
— развитие умения связно излагать свои мысли.
ОБЩЕПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
— развитие логического мышления;
— обучение школьников самостоятельному пополнению знаний о русском языке.
Основные требования к уроку русского языка на современном этапе развития школы
Хороший урок — дело не простое даже для опытного учителя. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которым должен удовлетворять урок. Требования эти определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения.
Общие требования к уроку можно условно подразделить на три группы: дидактические, воспитательные и организационные. К дидактическим, или образовательным, требованиям относятся:
1. Четкое определение образовательных задач урока в целом и его составных элементов, а также места конкретного урока в общей системе уроков.
2. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы по предмету и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся, прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке в целом, так и на отдельных его этапах.
3. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся.
4 Осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения, в частности межпредметных связей.
Воспитательные требования к уроку:
1. Постановка воспитательных задач урока.
2. Формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями переноса знаний, творческой инициативы и активности.
3. Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся (типа мышления, памяти, внимания, наличия эмоций, воображения и др.)
4. Соблюдение учителем педагогического такта.
Следует иметь в виду, что требования, выражающие воспитательные задачи школы, реализуются и в других формах организации обучения и во всей системе внеучебной воспитательной работы с учащимися, проводимой школой и семьей.
Организационные требования к уроку:
1 Наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования.
2. Организационная четкость проведения урока (своевременность начала, максимальное использование каждой его минуты, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока).
3. Подготовка и рациональное использование различных средств обучения.
Выполнение перечисленных требований является необходимым условием эффективности урока, т. е достижения желаемых результатов. Учитель должен хорошо знать эти требования, обеспечивать их выполнение при подготовке к уроку и его проведении.
Дидактические требования к современному уроку
• четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
• определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
• прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
• выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность,
• сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
• реализация на уроке всех дидактических принципов;
• создание условий успешного учения учащихся
Психологические требования к уроку
• учет возрастных особенностей;
• учет психологических особенностей (памяти, внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы).
Специальные цели обучения русскому языку
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Русский язык как родной относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников. В отличие от остальных учебных предметов русский язык как родной в школе выполняет две функции: он является, во-первых, предметом изучения и обучения ему и, во-вторых, средством изучения всех остальных предметов. От уровня его преподавания, следовательно, во многом зависят успехи учащихся в овладении как самим русским языком в качестве средства общения во всех формах его применения, так и всеми остальными учебными предметами.
В современной школе русский язык изучается с I по IX класс. В X-XI классах в течение многих лет он преподавался факультативно (в зависимости от типа школ и возможностей ввести предмет «русский язык» в учебный план). В настоящее время во многих регионах России предусмотрена обязательность уроков русского языка в старших классах.
Цели того или иного школьного предмета, в том числе русского языка, определяются следующими факторами: социальным заказом; уровнем развития соответствующей науки (в данном случае лингвистики); уровнем развития педагогики, детской психологии и самой методики преподавания русского языка. Современная школа с точки зрения социального заказа должна дать прочные знания о языке, добиться свободного владения им. Лингвистическая наука достаточно полно описала все уровни русского языка и все функционально-стилистические разновидности русской речи. Это позволило поставить задачу изучения языка во всех его основных проявлениях. (Впервые эту задачу поставил Ф.И.Буслаев в 1844 г. См. 2.) Методика преподавания русского языка, опираясь на достижения педагогики и детской психологии, разработала систему изучения новых разделов науки
о языке, включенных в программу, и развития связной речи, создав тем самым возможность реализации поставленных целей.
Русский язык как учебный предмет решает две группы задач: специальные (они вытекают из его особенностей) и общепредметные (они реализуются всеми школьными дисциплинами).
§4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ РАБОТЫ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ
В соответствии с социальным заказом (дать прочные знания о языке и сформировать свободное владение русским языком) современный школьный курс русского языка имеет познавательно-практическую направленность, т.е. дает знания о языке и речи (познавательная сторона предмета) и формирует различные языковые и речевые умения (практическая сторона предмета).
Формирование у школьников лингвистического мировоззрения
Основными компонентами научно-лингвистического мировоззрения являются следующие его структурные элементы: роль языка в жизни общества и причины его появления; формы существования языка; развитие языка; системность языка; многообразие и равноправие языков мира; место русского языка среди других языков; современные функции русского языка; членение национального русского языка на части.
Каждый из структурных элементов лингвистического мировоззрения имеет особенности в содержании и требует применения специфических приемов работы. Остановимся на методике их изучения.
Роль языка в жизни общества. С языком как средством общения необходимо знакомить учащихся в самом начале систематического курса. Знание данной функции языка повышает интерес детей к русскому языку как учебному предмету, желание хорошо овладеть им, чтобы лучше пользоваться русским языком как средством общения.
используются упражнения следующих видов: 1) анализ высказываний о роли языка в жизни общества выдающихся ученых и писателей; 2) подбор доказательств, определяющих преимущества языка перед другими средствами общения; 3) определение основной мысли текста на тему о языке; 4) подбор пословиц о языке; 5) написание сочинений-рассуждений о языке.
Изучая морфологию, полезно объяснить утрату или появление тех или иных морфологических категорий, например изменение по родам глаголов в прошедшем времени и т.д.
При изучении темы «Общие сведения о языке» вспоминаются и систематизируются факты, свидетельствующие об историческом развитии языка, а основное внимание уделяется причинам изменений в языке и сохранению основы языка, прослеживаемой с древних времен. Для закрепления полученных знаний о развитии языка используются упражнения следующих видов: 1) сравнение древних и современных текстов; 2) анализ научно-популярных текстов по истории языковых явлений; 3) работа с этимологическим словарем и словарем иностранных слов.
С единицами языка, их функциями и значениями учащиеся последовательно знакомятся, начиная с изучения фонетики, затем словообразования, лексики, морфологии, синтаксиса. В процессе работы внимание учащихся акцентируется на самой единице и разделе науки о языке, изучающем эту единицу, на связях сочетаемости этих единиц (звуков с другими звуками, морфем с другими морфемами, слов с другими словами и т.д.), на стилистических функциях единиц языка в речи.
При систематизации знаний о связях языковых единиц в процессе изучения темы «Общие сведения о языке» учащиеся выполняют упражнения следующих видов: 1) составление таблиц, отражающих связи единиц языка и их функций, разделов науки о языке и единиц языка, изучаемых в этих разделах; 2) установление зависимости словообразования, формообразования и сочетаемости
слов от лексического значения слова; 3) нахождение и исправление в детских работах ошибок, нарушающих нормы.
Эти сведения частично сообщаются на первых уроках в V-IX классах, а также в IX классе при изучении темы «Общие сведения о языке». В VI классе в рассказе учителя сообщается о родственных и неродственных языках, о группе славянских языков и о месте русского языка среди них, о других группах языков нашей страны (тюркских, алтайских, финно-угорских и др.). В VIII классе излагаются сведения о русском языке среди языков народов России, роли русского языка как государственного языка РФ, используемого как средство межнационального общения народов нашей страны. В IX классе добавляются сведения о международном значении русского языка.
Закрепляются полученные знания при выполнении упражнений следующих видов: 1) анализ высказываний писателей, ученых, общественных деятелей о роли русского языка в жизни общества; 2) анализ высказываний зарубежных писателей, ученых,
общественных деятелей о международной роли русского языка; 3) связные высказывания учащихся о функциях русского языка.
Национальный язык и его части. В русском языке, как и в любом развитóм национальном языке, вычленяются три основные разновидности (или части): диалекты, городское просторечие и литературный язык. Литературный язык как высшая форма национального языка изучается в школе, ему обучаются школьники. О месте литературного языка среди других частей национального языка учащиеся должны знать, чтобы сознательно овладевать его нормами и правилами пользования.
Ознакомление с разновидностями русского национального языка происходит постепенно. Учащиеся исподволь накапливают необходимые знания. Так, в V-VIII классах мы говорим о нормах литературного языка. Начиная с V класса в связи с изучением темы «Лексика и фразеология» учащиеся оперируют понятием диалектное слово. Одновременно, знакомя детей с нормами литературного языка, целесообразно ввести понятие просторечное слово. Полностью понятие о национальном языке формируется в IX классе при изучении темы «Общие сведения о языке».
Закрепляются полученные знания при выполнении упражнений следующих видов: 1) сравнение диалектных и литературных фонетических, лексических и грамматических явлений; 2) наблюдение над функцией диалектных и просторечных слов в текстах художественных произведений; 3) нахождение в словарях примеров диалектных и просторечных слов, ставших литературными; 4) выявление в речи учащихся и в специальных текстах диалектных и просторечных слов и замена их литературными эквивалентами.
Вооружение учащихся основами знаний о языке и речи
языке, его устройстве и функционировании в речи. Знания о нем выполняют две функции: они обеспечивают компетентность учеников в пользовании языком, а также служат базой формирования языковых и речевых умений и навыков.
Лингвистические знания служат базой формирования у школьников языковых и речевых умений и навыков. Ни одно умение не может быть сформировано без опоры на знания. С ознакомления с ними начинается развитие умений, поэтому в школьную программу по русскому языку должны включаться лингвистические понятия.
Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка
Эстетическое отношение к языку вызывается такими качествами литературного языка, как богатство средств выражения, его звучность и мелодичность, экспрессивность единиц языка, уместность употребления языковых средств в разных стилях речи. Языковое эстетическое чувство складывается из осознания богатства языковых средств, их экспрессивности, красоты звучания речи, языковой правильности, уместности использования и выразительности языковых средств. Эти элементы языкового эстетического чувства у большинства учащихся без специального воздействия учителя развиваются лишь частично или совсем не развиваются. Необходима целенаправленная система работы, способная сформировать у учащихся эстетическое отношение к языку и речи.
Перечисленные задачи решаются на протяжении всего обучения русскому языку. Разумеется, в каждом классе должны реализоваться элементы тех задач, которые отбираются в соответствии со спецификой изучаемого программного материала и с возрастными возможностями учащихся. Пути их реализации будут различными.
Развитие языкового эстетического чувства. Эстетика языка складывается из следующих элементов: осознания богатства языка, эстетического отношения к языку и речи, чувства нормы и антинормы, выразительности, уместности употребления. Каждый из
перечисленных элементов эстетического чувства языка развивается у детей с помощью специальных упражнений.
Языковой эстетический вкус формируется постепенно всей указанной выше системой работы. Учащиеся должны сознательно «воспитывать в себе вкус к хорошему языку» (А.П.Чехов).
Потребность в эстетическом совершенствовании своей речи у учащихся создается всем ходом работы по русскому языку. Этому
способствуют беседы учителя о важности овладения богатствами языка, об уместности их использования, чтение и анализ высказываний писателей о своем труде.
Формируя языковое эстетическое чувство, следует помнить о его связи с морально-этическим чувством. Нельзя допустить, чтобы у учащихся развилось высокомерное отношение к тем, кто еще недостаточно овладел литературным языком, к носителям диалектного языка и городского просторечия. Необходимо также постоянно напоминать о том, что высокими эстетическими качествами обладает не только русский, но и любой другой язык.
Развивая языковое эстетическое чувство на уроках русского языка, мы тем самым создаем теоретическую базу для понимания эстетики языка изучаемых на уроках литературы художественных произведений.
Вооружение учащихся нормами литературного языка. Современный национальный русский язык в устной форме существует в
Цели и задачи обучения русскому языку
Нестерова И.А. Цели и задачи обучения русскому языку // Энциклопедия Нестеровых
Цели обучения русскому языку
Обучение русскому языку обязательно в современной школе. Его цели формируются из потребностей современного общества, образования и уровня развития лингвистической науки.
Современная школа обязана дать учащимся высокий уровень лингвистических умений и навыков. Именно в там формируются коммуникативные компетенции, и строится манера реализации речевой функции.
Существует несколько подходов к формулированию целей обучения русскому языку. Согласно Т.М. Воителевой, цели обучения русскому языку реализуются через компетенции.
Компетенция представляет собой сочетание полученных знаний и умений с речевой деятельностью для адекватного построения речи и использования различных языковых единиц в общении.
Развитие компетенций – основная цель обучению русскому языку.
В рамках обучения русскому языку в школе, особое внимание уделено следующим компетенциям:
Развитие языковой компетенции направлено на изучение структуры русского языка. В процессе обучения учащихся знакомят со структурными элементами, формируют навыки по их использованию. В процессе развития языковой компетенции изучаются различные нормы, в том числе и нормы литературного языка.
Лингвистическая компетенция включает в себя обучение школьников теоретическим основам русского языка, включая лингвистический анализ. Учащимся разъясняются основополагающие аспекты теоретических трудов по русскому языку, даётся толкование терминов и формируется понятийный аппарат, необходимый для свободного владения актуальными знаниями в области языкознания и истории языка.
Значимой целью обучения русскому языку является развитие коммуникативной компетенции. Она необходима для формирования речемыслительного процесса учащихся. Уровень развития коммуникативной компетенции отражается в уровне понимания, порождения и пересказе речи в соответствии с заданной коммуникативной установкой.
Формирование культуроведческой компетенции является необходимостью при обучении русскому языку так как, её освоение откроет восприятие родного языка и культуры, как кладези бесценной информации и уникального культурного кода.
Широкое распространение получило разделение целей обучения русскому языку на образовательные, развивающие и воспитательные.
Образовательные цели:
Развивающие цели обучения русскому языку:
Воспитательные цели:
Для реализации целей обучения русскому языку необходимо решение сложных учебных задач, которые подразделяют на учебно-познавательные и практические.
Задачи обучения русскому языку
Задачи обучения русскому языку перекликаются с целями. Подробно рассмотрим самые актуальные задачи обучения русскому языку в условиях современной школы.
Прежде всего, следует дать учащимся знания в области фонетики, фразеологии, грамматики и стилистики русского языка. Учащиеся должны получить научно обоснованные сведения о языке, как общественном явлении, узнать основы истории русского языка.
В рамках обучения русскому языку, решается задача научить школьников сознательно использовать языковые единицы на практике в различных ситуация. Нужно соблюдать стилистические и грамматические нормы языка.
Важной задачей является формирование навыков правописания у школьников. То как учащиеся расставляют знаки препинания и формулируют предложения, отражает общий уровень владения языком.
Задача каждого педагога воспитать у учащихся любовь к родному языку. Это необходимо для формирования эстетической картины миры в полном соответствии с национальным менталитетом. Для этого используются высокохудожественные произведения русской литературы.
Не менее важной задачей обучения русскому языку является формирование логического мышления и умение анализировать свою и чужую речь.