специальные принципы обучения русскому языку
Специальные принципы обучения русскому языку
§18. ПРИНЦИПЫ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ О ЯЗЫКЕ
И ПРЕДПОСЫЛКИ ЭТОЙ РАБОТЫ
Вместе с тем в нашей методике действуют и специальные принципы, вытекающие из специфики предмета «Русский язык».
Специальные принципы изучения русского языка
Специальные принципы методики преподавания русского языка делятся на общеметодические и частнометодические ( или уровневые).
Общеметодические принципы изучения разделов науки о языке. Единицы языка, изучаемые в школе, прямо или опосредованно связаны с внеязыковой действительностью (т.е. с окружающим нас миром) и друг с другом, по-разному оцениваются и используются говорящими в собственной речи. Соответственно при изучении любого раздела науки о языке действуют общие методические принципы. Рассмотрим их.
Изучая те или иные языковые явления, необходимо сообщать детям их функции и проводить наблюдения, подтверждающие роль этих функций.
Структурно-семантический принцип определяет рассмотрение языковых явлений с двух точек зрения: с точки зрения структуры (строения) и с точки зрения значения, которым обладает данная языковая структура. Необходимость в этом принципе объясняется тем, что в языке реально существует связь формы и значения, и ее следует детям раскрывать, какое бы языковое явление ни изучалось. Так, форма предложного падежа имени существительного
Нормативно-стилистический принцип заключается в раскрытии механизма выбора в речи языковых явлений со стороны их норм употребления и уместности употребления в зависимости от ряда условий, например адресата, замысла, жанра и стиля речи. Соблюдение нормативно-стилистического подхода к языковым явлениям в процессе их изучения обеспечивает учащимся правильную и эмоционально-выразительную речь.
Исторический принцип предполагает учет исторических изменений, которые в той или иной форме сохранились в современном литературном языке. Исторические пояснения, даваемые учителем в процессе изучения языка, формируют научный взгляд на язык, способствуют лучшему осознанию сущности языковых явлений.
Частнометодические принципы изучения разделов науки о языке. Каждый раздел науки о языке обладает своей спецификой. В процессе их изучения необходимо учитывать кроме общеметодических принципов частнометодические, которые вытекают из специфики этих разделов науки о языке.
Методика фонетики располагает следующими частно-методическими принципами:
Реализация первого принципа приводит школьников к сознательному восприятию звуков и правильному определению их свойств. Рассмотрение звука в морфеме способствует пониманию их изменений в зависимости от позиции чередований сильных и слабых звуков. Такие наблюдения дают теоретическую основу работе над буквенными орфограммами. Последний принцип, предупреждая смешение детьми звуков и букв (фонетики и графики), также существенно влияет на овладение орфографией.
В методике лексики и фразеологии действуют помимо общеметодических следующие принципы:
Все эти принципы, реализуемые в учебном процессе, обеспечивают учащимся понимание сущности слова и фразеологизма, необходимости их рассмотрения в контексте, из которого можно выяснить семантику того или иного слова.
Первый из них предполагает сопоставление структуры слова и способа его образования, например:
Последний принцип заключается в определении структуры слова путем его мотивирования (т.е. толкования).
Из специфики морфологии вытекают следующие частно-методические принципы:
Методика синтаксиса выработала следующие частно-методические принципы:
При организации учебного процесса в каждом конкретном случае необходимо продумать соотношение на уроке принципов всех уровней: принципа школы в целом, дидактических и специальных принципов (общеметодических и частнометодических). Во всех случаях надо иметь в виду выбор принципов, которые в наибольшей степени обеспечат лучшее усвоение знаний и формирование умений.
Лекция 3. Общедидактические и частнометодические принципы обучения
1. Общедидактические принципы обучения
2. Принципы методики преподавания русского языка
1. Общедидактические принципы обучения. Различаются общедидактические принципы, рассматриваемые как исходные положения любой частной методики, и принципы, на основе которых строится обучение русскому языку.
К общедидактическим относятся принципы 1) научности, 2) систематичности и последовательности в обучении, 3) преемственности, 4) перспективности, 5) доступности, 6) сознательности, 7) активности, 8) наглядности, 9) связи теории с практикой, 10) прочности, 11) индивидуального подхода к учащимся, 12) мотивационный принцип.
Все перечисленные принципы, будучи взаимосвязанными и взаимообусловленными, реализуются применительно к методике преподавания русского языка и раскрываются на материале школьного курса.
1.1. Принцип научности предполагает достоверность излагаемых фактов, верное толкование сущности языковых явлений в соответствии с логикой и понятиями лингвистической науки. В школьный курс русского языка включаются только общепризнанные с точки зрения современной лингвистической науки сведения, имеющие практическую значимость для обучения русскому языку. Так, в последние десятилетия в школьную программу по русскому языку введены сведения по стилистике, теории текста и др. Изучение синтаксиса начинается с темы «Словосочетание», так как словосочетание служит «строительным материалом» для предложения. Тем самым реализуется системный подход в изучении синтаксических единиц.
1.2. Принцип систематичности и последовательности. В соответствии с принципами систематичности и последовательности все языковые явления в школьной практике рассматриваются в целостной, единой системе, в их семантическом, грамматическом и функциональном (коммуникативном) аспектах. Эти принципы способствуют осознанному усвоению языковых единиц. Так, морфология изучается на синтаксической основе, орфография рассматривается на базе усвоения фонетики, словообразования и морфологии. Материал расположен от простого к сложному с опорой на ранее изученное, что позволяет установить внутренние связи, зависимости между языковыми явлениями, систематизировать знания учащихся. Такую же цель преследует и порядок изучения разделов школьного курса русского языка. Например, в морфологии рассматриваются сначала знаменательные, а затем служебные части речи. Среди знаменательных школьники, как правило, знакомятся с именными частями речи (именами существительными, прилагательными, числительными, местоимениями) и их признаками, затем изучают глагол и его формы (причастие и деепричастие) и, наконец, неизменяемые слова (наречие, категорию состояния).
1.3. Принцип преемственности. В решении теоретических и практических вопросов методики большую роль играет принцип преемственности, в основе которого — опора на изученный материал.
1.4. Принцип перспективности.Принцип преемственности неразрывно связан с принципом перспективности, предполагающим установление связей с материалом, который будет изучаться позже. Перспективность нацеливает учителя на то, чтобы он решал задачи не только одного конкретного урока по теме, но и предвидел, какие сведения будут необходимы школьникам при изучении следующих тем. Так, в ходе изучения морфологии учащиеся знакомятся с синтаксической функцией знаменательных частей речи, что позволяет, с одной стороны, более полно представить грамматические признаки той или иной части речи, а с другой — подготавливает учащихся к осознанному усвоению синтаксической темы «Члены предложения и способы их выражения». Знакомство с сочетательными возможностями слов разных частей речи является подготовительным этапом к изучению темы «Словосочетание» в 8 классе.
1.5. Доступностьобучения предполагаетотбор языкового материала (понятий, терминов и т. д.) с учетом возрастных особенностей школьников, уровня их развития. Учителю следует помнить, что труднодоступный материал не воспринимается детьми, поэтому некоторые теоретические понятия вводятся в программу не сразу, а постепенно — по классам. Так изучаются, например, вопросы стилистики (общее понятие о разговорном, научном и художественном стилях речи — 5 класс, понятие об официально-деловом стиле речи — 6 класс, понятие о публицистическом стиле речи — 7 класс).
1.6. Принцип сознательностиоснован на единстве деятельности учителя (преподавания) и деятельности школьников (учения) и предполагает осознанное усвоение языкового материала.
1.7. Принцип активностипроявляется в учебной деятельности, при которой школьники усваивают знания путем наблюдения над языковыми фактами, анализа языковых явлений, выполнения исследовательских, проблемных заданий и др. Степень познавательной активности учащихся зависит от разнообразия методов, приемов и форм работы учителя, который должен заботиться о заинтересованности школьников учебным предметом, о прочности усвоения учебного материала.
1.8. Принцип наглядности.Одним из важнейших дидактических принципов является принцип наглядности.Еще Я.А.Коменский сформулировал это «золотое правило» дидактики. Согласно принципу наглядности, эффективность обучения зависит от степени участия разных органов чувств при восприятии и усвоении учебного материала. Наглядные средства, вызывающие слуховые, зрительные, зрительно-слуховые ассоциации, образы, помогают учителю конкретизировать многие отвлеченные понятия, от конкретных языковых фактов перейти к обобщению, правилу. Наглядные средства различаются:
• по характеру подачи материала (схемы, конкретные языковые единицы и их модели, словесные и изобразительные);
• по типу восприятия (слуховое, зрительное, зрительно-слуховое);
• по способу подачи материала (с использованием технических средств обучения и без них).
«Наглядным» материалом является и звучащая на уроке речь, сам язык, высокохудожественные тексты, используемые для наблюдения над языковым явлением. В процессе обучения большое значение имеет наглядная запись на доске и в тетрадях (запись в столбик, распределение материала по колонкам, использование различных обозначений, подчеркиваний и т. д.).
1.9. Принцип связи теории с практикой.Особую актуальность этот принцип приобрел в настоящее время в связи с усилением практической направленности обучения. На уроках русского языка происходит не только усвоение теоретических понятий, терминов, но и формируются навыки речевой деятельности школьников: чтения, письма, составления связного высказывания в устной и письменной формах, т. е. происходит обучение использованию языковых единиц в речевой практике.
1.10. Принцип прочности усвоениязнаний определяет способность школьников свободно воспроизводить ранее изученный учебный материал и использовать его при выполнении практических заданий.
1.11. Учет индивидуального подхода к учащимся— это дидактический принцип, который предполагает знание учителем психологии школьного возраста, уровня развития, способностей каждого ученика. Учет индивидуальных особенностей школьников приводит к дифференциации заданий по степени трудности с использованием дополнительных видов работы для более способных учащихся.
1.12. Мотивационный принцип.Реализация мотивационного принципапредполагает ответ на вопрос, как сохранить у школьников желание учиться. Ведь известно, что любая деятельность имеет внутреннюю мотивацию. Таким образом, названный принцип — важный фактор успешного обучения, формирования устойчивого интереса школьников к учению.
Специальные принципы изучения русского языка
Специальные принципы методики преподавания русского языка делятся на общеметодические и частнометодические (или уровневые).
Общеметодические принципы изучения разделов науки о языке. Единицы языка, изучаемые в школе, прямо или опосредованно связаны с внеязыковой действительностью (т.е. с окружающим нас миром) и друг с другом, по-разному оцениваются и используются говорящими в собственной речи. Соответственно при изучении любого раздела науки о языке действуют общие методические принципы. Рассмотрим их.
Изучая те или иные языковые явления, необходимо сообщать детям их функции и проводить наблюдения, подтверждающие роль этих функций.
Структурно-семантический принцип определяет рассмотрение языковых явлений с двух точек зрения: с точки зрения структуры (строения) и с точки зрения значения, которым обладает данная языковая структура. Необходимость в этом принципе объясняется тем, что в языке реально существует связь формы и значения, и ее следует детям раскрывать, какое бы языковое явление ни изучалось. Так, форма предложного падежа имени существительного
Нормативно-стилистический принцип заключается в раскрытии механизма выбора в речи языковых явлений со стороны их норм употребления и уместности употребления в зависимости от ряда условий, например адресата, замысла, жанра и стиля речи. Соблюдение нормативно-стилистического подхода к языковым явлениям в процессе их изучения обеспечивает учащимся правильную и эмоционально-выразительную речь.
Исторический принцип предполагает учет исторических изменений, которые в той или иной форме сохранились в современном литературном языке. Исторические пояснения, даваемые учителем в процессе изучения языка, формируют научный взгляд на язык, способствуют лучшему осознанию сущности языковых явлений.
Частнометодические принципы изучения разделов науки о языке. Каждый раздел науки о языке обладает своей спецификой. В процессе их изучения необходимо учитывать кроме общеметодических принципов частнометодические, которые вытекают из специфики этих разделов науки о языке.
Методика фонетики располагает следующими частно-методическими принципами:
Реализация первого принципа приводит школьников к сознательному восприятию звуков и правильному определению их свойств. Рассмотрение звука в морфеме способствует пониманию их изменений в зависимости от позиции чередований сильных и слабых звуков. Такие наблюдения дают теоретическую основу работе над буквенными орфограммами. Последний принцип, предупреждая смешение детьми звуков и букв (фонетики и графики), также существенно влияет на овладение орфографией.
В методике лексики и фразеологии действуют помимо общеметодических следующие принципы:
Все эти принципы, реализуемые в учебном процессе, обеспечивают учащимся понимание сущности слова и фразеологизма, необходимости их рассмотрения в контексте, из которого можно выяснить семантику того или иного слова.
В методике словообразования специфическими являются следующие принципы:
Первый из них предполагает сопоставление структуры слова и способа его образования, например:
Последний принцип заключается в определении структуры слова путем его мотивирования (т.е. толкования).
Из специфики морфологии вытекают следующие частно-методические принципы:
Методика синтаксиса выработала следующие частно-методические принципы:
При организации учебного процесса в каждом конкретном случае необходимо продумать соотношение на уроке принципов всех уровней: принципа школы в целом, дидактических и специальных принципов (общеметодических и частнометодических). Во всех случаях надо иметь в виду выбор принципов, которые в наибольшей степени обеспечат лучшее усвоение знаний и формирование умений.
§19. МЕТОДИКА РАБОТЫ
НАД НОВЫМИ ЯЗЫКОВЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ
Работа над новыми языковыми явлениями проходит ряд стадий, тесно связанных друг с другом.
Повторение сведений, ранее полученных учащимися, или смежных, имеющих важное значение для познания нового явления. К моменту ознакомления с большинством новых понятий у школьников имеется энный запас знаний о соответствующем языковом явлении, который необходимо актуализировать. Это следует сделать по двум причинам: во-первых, чтобы неоправданно не повторять известное детям, во-вторых, чтобы создать ассоциативный фон для усвоения новых сведений. Повторение ранее изученного в одних случаях специально предусматривается, например, перед ознакомлением с причастием, перед изучением всех тем, расположенных в программе ступенчато. В других случаях повторение пройденного должно быть организовано самим учителем. Так, перед ознакомлением со сложным предложением в V классе необходимо вспомнить самое существенное о предложении вообще, т.е. наличие законченной мысли и одной грамматической основы, так как сложное предложение и простое объединяет законченность мысли, а различает количество грамматических основ (в сложном их должно быть не менее двух).
В качестве необходимого ассоциативного фона могут выступать смежные понятия как из самой науки о русском языке, так и межпредметный материал. Например, при ознакомлении с лексическим значением слова необходимо повторить грамматическое значение слова, которые противопоставляются друг другу. При знакомстве с именем числительным полезно повторить из математики понятие число.
Поэтапное изучение нового языкового явления. Сведения о тех или иных явлениях языка бывают небольшими и объемными: например, об одушевленных и неодушевленных именах существительных
сообщаются только вопросы, на которые они отвечают, а о собственных и нарицательных даются следующие сведения: их назначение в языке; группы собственных имен существительных; противопоставление собственных имен собственным наименованиям. Объемные сведения о языковых явлениях имеются во всех классах, где изучается наш предмет.
Школьная практика свидетельствует о том, что внимание учащихся на уроках русского языка колеблется от 5 до 7 мин. За это время необходимо сообщить детям новые сведения и закрепить их. Для преодоления перегрузки школьников целесообразно сообщать объемный материал поэтапно, т.е. небольшими частями. Такая организация деятельности учащихся обеспечивает лучшее усвоение материала, участие в работе всех детей.
Этапы освоения учащимися нового языкового явления. Освоение нового материала проходит четыре этапа: его восприятие, осознание существенных свойств, запоминание, воспроизведение.
Для восприятия нового языкового явления необходимо предъявить его детям. Это можно сделать с помощью разных средств: написать пример на классной доске, приготовить плакат (таблицу) с примером или транспарант, содержание которого можно спроецировать на экран с помощью кодоскопа, и т.д. Важно при этом обратить внимание детей на новое языковое явление, которое целесообразно выделить шрифтом, цветом и т.д., например: Прихваченная морозом, земля потела и оттаивала на солнце (Т.).
Осознание существенных признаков изучаемых явлений предполагает применение специальных методов обучения, т.е. способов совместной деятельности учителя и учащихся, направленной на достижение учебной цели. Методика преподавания русского языка располагает следующими методами обучения 1 :
Сообщение учителя как метод преподнесения учащимся знаний в готовом виде заключается в связном перечислении существенных признаков изучаемого явления, которые должны быть усвоены школьниками. Совместная деятельность будет реализована при условии, если учащимся будет дано задание внимательно слушать и запомнить существенные признаки нового явления языка. Детей целесообразно приучать к тому, чтобы они на отдельных
К беседе как методу обучения необходимо иметь материалы для наблюдения и заранее подготовленные вопросы, отвечая на которые учащиеся выяснят существенные признаки изучаемого лингвистического явления. Источником для наблюдения может быть собственно языковой материал, таблицы и схемы, рисунки. В процессе беседы учащимся рекомендуется делать короткие записи, в которых они фиксируют существенные признаки, выявляемые при анализе языкового явления.
Перечисленные методы обучения направлены на поиск знаний об изучаемом явлении, поэтому они равноправны и должны применяться в школе. Учащиеся должны научиться получать информацию из обоих источников: из лингвистического текста и из материала для наблюдения. С первым источником детям в дальнейшей жизни придется иметь дело чаще, чем со вторым, поэтому школа должна научить детей извлекать нужную информацию из текста (см. главу об обучении чтению).
Перечисленные методы обучения применяются отдельно и в сочетании друг с другом. Выбор одного из них или какой-то комбинации из них зависит от следующих условий:
Осознание языкового явления завершается работой над определением понятия. Она заключается либо в анализе определения, которое дано в учебнике, либо в его самостоятельном составлении. При анализе готового определения выясняется, какие существенные признаки в него включены, все ли признаки, выявленные при анализе лингвистического текста или материала для наблюдения, вошли в него. Давая задание составить определение изучаемого понятия, преподаватель напоминает детям о том, что в него необходимо включить выявленные в процессе анализа его существенные признаки. Составленное определение сравнивается с формулировкой определения, которое дано в учебнике. Последовательность перечисления существенных признаков может не совпадать, а их перечень должен быть одним и тем же.
Работа по выявлению существенных признаков понятия, а также над определением этого понятия формирует у школьников ориентировочную основу для развития у них умения пользоваться языком в разных сферах его применения.
дующие сведения: роль в слове, способы выражения. Учащиеся все это могут показать с помощью таблицы:
Воспроизведением завершается освоение учениками нового языкового явления. Умение осмысленно передать выученное либо своими словами, либо по памяти свидетельствует о высокой степени осознания изученного. Воспроизведение реализуется либо в форме устных ответов на вопрос учителя двух-трех учеников, либо в форме письменных ответов всех учащихся.
В дальнейшем воспроизведение организуется при проверке домашнего задания и при ответах на дополнительные вопросы в связи с выполнением упражнений (в школе эта работа называется повторением пройденного).
Особым этапом освоения нового материала является обучение детей применению полученных знаний на практике. Для реализации данной цели учитель дает образец применения нового определения при анализе двух-трех примеров (они заранее должны быть приготовлены либо на классной доске, либо на транспаранте для проецирования на экран). Например, при ознакомлении с причастиями в VII классе учитель дает такой образец (он основан на существенных признаках причастий, с которыми учащиеся познакомились): слово заходящее (солнце) обозначает признак предмета по действию «такое, которое заходит», признак имеет не постоянное свойство, а происходит в настоящее время, значит, слово заходящее является причастием. Затем по данному образцу коллективно и индивидуально анализируются 2-3 примера; эта работа проводится с целью усвоения образца рассуждения всеми детьми.
только помнить о том, чтобы в образце-алгоритме не было более 2-3 шагов, так как большее их количество учащиеся с трудом запоминают.
Специальные принципы обучения русскому языку
6. Общедидактические и специальные принципы обучения русскому языку.
Принципы обучения делятся на применимые ко всем учебным предметам (общедидактические) и применимые непосредственно к обучению русскому языку.
Общедидактическими являются следующие принципы: научность, последовательность, систематичность, связь теории с практикой, взаимосвязанность разделов, сознательность, активность, доступность, индивидуальный подход к учащимся, прочность, наглядность. Рассмотрим их применительно к русскому языку как к учебному предмету.
Принцип научности состоит в том, чтобы не использовать при обучении ложных и устаревших лингвистических концепций, но в то же время использовать достаточно авторитетные и устоявшиеся сведения. Эта задача применительно к школьному курсу представляется чрезвычайно сложной: в современной лингвистической науке представлены различные точки зрения практически по каждому вопросу. Особенно яркими являются разночтения в теории и терминологии морфемики и синтаксиса. В связи с этим чрезвычайно важно осознание того, какая из авторитетных лингвистических концепций является наиболее продуктивной для преподавания именно на данном этапе, и соблюдение принципа последовательности и систематичности. Курс должен иметь строгую логику построения, не содержать противоречий и четко работать на приобретение не только дополнительных знаний о языке, но и прочных умений и навыков.
Принцип взаимосвязи различных разделов курса заключается в том, что каждый последующий раздел опирается на весь запас знаний, полученных учащимися при изучении предшествующих разделов.
Преемственность и перспективность — очень важные и дискутируемые сейчас в методике принципы. Очевидно, что последующие разделы должны иметь возможность опираться на предшествующие. Однако необходимо иметь в виду следующее: школьная программа должна быть адекватной базой последующей вузовской программы. При наличии единого (и обязательного для всех) учебного комплекса было много критики по поводу различия теории и терминологии школьного и вузовского курсов русского языка, однако в новой ситуации стабильный школьный курс и не предназначен быть реально довузовским: эту функцию берут на себя гимназии, лицеи, то есть школы с углубленным изучением предмета.
Преемственность также связана с гарантированностью достижения определенного уровня освоения содержания курса, позволяющего продолжить дальнейшее обучение.
Принципы развивающего обучения, сознательности и активности при обучении предполагают активную самостоятельную работу учащихся. При составлении курса должны быть использованы не только репродуктивные (применить уже имеющиеся знания на практике через выполнение упражнений «по образцу»), но и продуктивные методы: новые знания учащиеся должны добыть самостоятельно в процессе выполнения упражнений, которые дополняют материал, представленный в параграфе. Активность учеников обеспечивается новизной изучаемого материала (даже при повторении целесообразно хотя бы минимально расширять теоретический материал, вводить для анализа более сложные языковые примеры); в младших классах активизации способствует введение игровых моментов, связанных как с процедурой выполнения заданий (соревнование команд, кроссворды на лингвистические темы), так и с занимательностью читаемых и порождаемых текстов (например, сказки на лингвистические темы Ф. Кривина). В более старших классах повышению активности способствует самостоятельная творческая работа по написанию и защите рефератов.
Принцип доступности заключается в следующем: материал должен быть соотнесен по сложности, во-первых, с возрастом учащихся. Но слишком простой материал, особенно материал, представленный в упражнениях, может снизить интерес к изучаемому. Во-вторых, материал должен учитывать индивидуальные особенности учащихся. В данном случае нужен индивидуальный подход, который очень трудно осуществить в пределах урока; если вузовская и лицейско-гимназическая форма обучения ориентируется в первую очередь на успевающего ученика, осуществляя отсев неуспевающих, то обучение в неспециализированных средних учебных заведениях должно дать знания в пределах стабильной программы каждому учащемуся — и отстающему, и превосходящему общий уровень. Это возможно только при использовании дифференцированного подхода к проверке знаний учащихся через использование заданий разного уровня сложности, а также заданий, обязательных для выполнения, и дополнительных заданий повышенного уровня сложности.
Прочность усвоения знаний достигается логикой построения изучаемого материала, системой упражнений, требующих не автоматического, а творческого и сознательного перенесения полученных знаний, специальными методами на этапе усвоения материала, а также постоянным повторением материала уже после изучения раздела.
Принципы обучения, применимые именно к русскому языку как учебному предмету, называют частнодидактическими или общеметодическими. Выделяют следующие общеметодические принципы: экстралингвистический, системный, структурно-семантический, функциональный, синхронический.
Экстралингвистический принцип заключается в понимании связи языка и внеязыковой действительности. Выход на экстралингвистическую действительность лучше всего осуществляется при изучении лексикологии (так, например, слово устаревает и превращается в архаизм с исчезновением или переименованием обозначаемой им реалии). Но чрезвычайно важно последовательно бороться с неразграничением грамматических значений и информации о внеязыковой действительности. Существующие учебные комплексы уделяют этой проблеме недостаточно внимания. Необходимо последовательно проводить мысль о формальном выражении грамматических категорий, что помогает разграничить, например, морфологический признак числа существительного и внеязыковую информацию о количестве предметов (форма множественного числа для обозначения как одного, так и нескольких предметов у слов типа сани, отсутствие информации о морфологическом признаке числа в случаях типа Он надел пальто, отсутствие идеи количества у несчетных существительных типа молоко, сливки при наличии морфологического признака числа); обосновать отсутствие грамматического признака лица у глаголов прошедшего времени при возможном наличии лексической информации (Он пришел); последовательно разграничить односоставные (Мне боязно) и двусоставные предложения (Я боюсь) и т. д.
Системный принцип (который необходимо отличать от общедидактического систематического) состоит в рассмотрении языковых единиц как взаимосвязанных элементов системы; единицы каждого уровня рассматриваются в их взаимосвязи с единицами как этого же уровня, так и других уровней. Так, например, звуки и их позиционные изменения изучаются в соотношении с другими звуками, с обозначающими их буквами и с учетом морфемного членения слова.
Структурно-семантический принцип заключается в работе с языковыми единицами не только с точки зрения их формального выражения, но и с учетом их значения. Практически во всех разделах изучаются значимые единицы — морфемы, слова, предложения. Необходимо обращать внимание на двустороннюю природу языкового знака; особенно это касается морфемики и морфологии. В морфемике необходимо учитывать, что морфемы являются минимальными значимыми частями слова и что поэтому морфемный разбор не может быть проведен механически, «на глазок». При изучении морфологии существенно то, что разные значения одного и того же слова могут иметь разные морфологические характеристики (например: слово лес в значении ‘совокупность деревьев’ имеет формы единственного и множественного числа, а в значении ‘строительный материал’ — формы только единственного числа).
Функциональный принцип заключается в демонстрации функции единиц разных уровней: смыслоразличительной для звуков в сильной позиции (фонем), ономасиологической для морфем, номинативной для слов, коммуникативной для предложений.
Различение синхронии и диахронии актуально потому, что программы по русскому языку ориентированы на изучение современного русского литературного языка и практически не включают материал по истории языка. Однако учащиеся должны понимать, что развитие языка представляет собой процесс, в ходе которого язык существенно изменяется: устаревают одни слова и появляются другие, распадаются связи между значениями многозначного слова и формируются омонимы, слова могут менять свою морфемную структуру из-за утраты их производящих и т. д. При создании учебных комплексов и разработке факультативов необходимо решить, в каком объеме и с какой целью нужно вводить исторические сведения, возможно ли привлечение знаний о происхождении слова, если это помогает его правильному написанию, и т. д.
При изучении разделов курса используются также частноме-тодические принципы, описанные в главах, посвященных методике изучения разделов.
Перечисленные принципы должны учитываться как авторами программ и учебных комплексов, так и учителями при подготовке к урокам русского языка.