специальные методы обучения и воспитания для детей с зпр в доу
Специальные методы обучения и воспитания для детей с зпр в доу
Автор: Максакова Валентина Вячеславовна
Организация: МБ ДОУ ДС №368
Населенный пункт: г. Челябинск
В настоящее время происходит переосмысление содержания коррекционной работы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который учитывает образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе задержкой психического развития.
Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, очень значительно. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% детей, поступающих в школу. Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического развития (ЗПР) [1].
У детей с задержкой психического развития в большинстве случаев нарушено восприятие, внимание, мышление, память, речь.
Эта категория детей нуждается в специальной помощи учителя-дефектолога. Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на общее развитие ребенка.
В теории и практике обучения и воспитания детей с ЗПР как наиболее значимое направление коррекционной работы рассматривается умственное развитие. Специальное формирование приемов мыслительной деятельности у детей с ЗПР существенно повышает возможности их последующего обучения в условиях общеобразовательной школы [3].
Работа учителя-дефектолога с ребенком с ЗПР имеет свою специфику. Ребенка нужно учить составлять рассказы по картинке и серии картинок, отгадывать и придумывать самому загадки, используя прием сравнения, «готовить» руку к письму.
При формировании начальных математических представлений большое значение воспитателям и учителям-дефектологам следует уделять предметно-практической деятельности ребенка, которая обеспечивает основу для формирования математических понятий. Кроме того, детей с ЗПР важно научить ориентироваться в звуковой речи, т.е. развивать у них звуковой анализ. Формирование ориентировки в звуковой речи имеет важное значение для подготовки детей с ЗПР к обучению и предупреждению у них школьной неуспеваемости.
Из общепринятых практических методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР наиболее эффективными являются упражнения и дидактическая игра. Необходимость упражнений обусловлена слабой мыслительной активностью детей данной категории, ослабленной памятью, трудностями восприятия и т. д. Поэтому, с помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями.
Особое место занимает дидактическая игра. Именно в дошкольном возрасте ребенок усваивает знания через игру. Дидактическая игра содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения.
Несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР:
1. Необходимо специально организовывать и направлять внимание детей, так как детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
3. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму, как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения.
5. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут, чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом.
6. Проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.
7. Работу с семьей ребенка можно выделить как основной метод положительного воздействия на ЗПР. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью [1].
В дополнении к традиционным методам воздействия, целесообразно использовать нетрадиционные формы и методы работы. Например, музыкотерапия, логоритмика, игры с песком и сыпучими материалами, игры со шнуровкой.
Для различных направлений коррекционной работы нами успешно используются: упражнения в завязывании, развязывании, застегивании; упражнения по обводке контуров изображений предметов и геометрических фигур, рисование бордюров; раскрашивание и штриховка предметных изображений; работа с сюжетными картинками. Так же применяются дидактические игры «Какой детали не хватает» (у стола, у стула, у расчески и т.д.), «Что изменилось» (3-4предмета), «Узнай предмет по описанию», «Что изменилось», «Повтори узор», «Сделай также», «Сосчитай» (согласование числительных с существительными), «Чей предмет?».
В ходе комплексной работы с детьми с задержкой психического развития важно не только корректировать развитие познавательных процессов и навыков самоконтроля, но и поддерживать в ребенке проявления познавательной и творческой активности.
Литература
Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития
Что такое задержка психического развития?
ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.
Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это, мы можем попытаться выделить круг особенностей развития, форм и методов работы, характерных для большинства детей с ЗПР.
Ответы специалистов на вопрос, каких детей следует причислять к группе с ЗПР, весьма неоднозначны. Условно, их можно разделить на два лагеря. Первые придерживаются гуманистических взглядов, считая, что основные причины ЗПР носят прежде всего социально-педагогический характер (неблагополучная обстановка в семье, недостаток общения и культурного развития, тяжелые условия жизни). Дети с ЗПР определяются как неприспособленные, труднообучаемые, педагогически запущенные. Другие авторы связывают отставание в развитии с легкими органическими поражениями мозга и относят сюда детей с минимальной мозговой дисфункцией.
В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников.
Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и на закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, величины. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины
Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.
На уровне игровой деятельности у детей с ЗПР снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью, например, ребенок собирается играть в «Больницу», с увлечением надевает белый халат, берет чемоданчик с «инструментами» и идет… в магазин, так как его привлекли красочные атрибуты в игровом уголке и действия других детей. Несформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, дети мало общаются между собой, коллективная игра не складывается.
Коррекционные воздействия необходимо строить так, чтобы они соответствовали основным линиям развития в данный возрастной период, опирались на свойственные данному возрасту особенности и достижения.
Во-первых, коррекция должна быть направлена на исправление и доразвитие, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.
Во-вторых, коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.
В-третьих, коррекционно-развивающая работа должна способствовать формированию предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе.
В-четвертых, коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития ребенка на данном возрастном этапе.
При выстраивании тактики коррекционно-развивающей работы не менее важно учитывать и такое ключевое явление как зона ближайшего развития (Л.С. Выготский). Это понятие можно определить как различие между уровнем сложности задач, доступным ребенку при самостоятельном решении, и тем, которого он способен достичь с помощью взрослых или в группе сверстников. Коррекционно-развивающая работа должна строиться с учетом сензитивных периодов развития тех или иных психических функций. Следует также иметь в виду, что при нарушениях развития сензитивные периоды могут сдвигаться во времени.
Можно выделить следующие важнейшие направления коррекционно-развивающей работы с детьми группы компенсирующей направленности:
Оздоровительное направление. Полноценное развитие ребенка возможно лишь при условии физического благополучия. К этому же направлению можно отнести задачи упорядочения жизни ребенка: создание нормальных жизненных условий (особенно для детей из социально-неблагополучных семей), введение рационального режима дня, создание оптимального двигательного режима и т.д.
Коррекция и компенсация нарушений развития высших психических функций методами нейропсихологии. Уровень развития современной детской нейропсихологии позволяет достичь высоких результатов в коррекции познавательной деятельности, школьных навыков (счет, письмо, чтение), нарушений поведения (целенаправленность, контроль).
Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей.
Развитие познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) является наиболее разработанной и широко должна использоваться в практике.
Развитие эмоциональной сферы. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей.
Формирование видов деятельности, свойственных тому или иному возрастному этапу: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении.
Несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР:
1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения,
5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.
6. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.
7. В качестве основного метода положительного воздействия на ЗПР можно выделить работу с семьей этого ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.
8. Любое сопровождение детей с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности.
Каждое занятие строится по определенной постоянной схеме: гимнастика, которая проводится с целью создания хорошего настроения у детей, кроме того, способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка,
Основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (3-4 задания), и 1-2 упражнения, направленных на другие психические функции. Предлагаемые упражнения разнообразны по способам выполнения, материалу (подвижные игры, задания с предметами, игрушкам, спортивными снарядами).
В специально организованных условиях обучения и воспитания у детей с задержкой психического развития положительная динамика в усвоении умений и навыков безусловна, но у них сохраняется низкая способность к обучению.
Но, наша задача в дошкольном мире – привить такому ребенку умение к социальной адаптации. Мне кажется, здесь есть над чем подумать. Неправда ли?
1. С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».
2. Л.Г. Петерсон «Методические рекомендации»
3. Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей.
Методы и приемы работы с детьми ЗПР
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 364 комбинированного вида» город Новосибирск
» Методы и приемы работы с детьми ЗПР»
Воспитатель I квалификационной категории
Снегирева А.Л
Здравствуйте, меня зовут, Снегирева Анна Леонидовна, воспитатель группы коррекционной группы в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении города Новосибирска «Детском саду № 364 комбинированного вида».
В группу дети поступают по направлению и рекомендациям городской медико – педагогической комиссии (ГМПК).
Нашу группу посещают дети, имеющие отягощённые диагнозы: с задержкой психического развития, с тяжёлыми нарушениями речи, имеющие диагноз умственная отсталость, с расстройством аутичного спектра и дети инвалиды.
Работа в данной группе строится по «Основной образовательной программе «Дошколенок», согласно ФГОС ДО.
Соблюдая требования к структуре и к условиям освоения основной образовательной программы учитываем возрастные, индивидуальные особенности детей с ОВЗ, создавая условия для физического и психического развития. Специалистами ДОУ разработана «Адаптированная основная образовательная программа ДО для детей с ОВЗ». И грамотно выстроена циклограмма взаимодействия узких специалистов с участниками образовательного процесса.
С музыкальным руководителем формируем чувства ритма, развиваем эмоциональную сферу у детей, учим проявлять свои чувства, при помощи мимики., понимать эмоции окружающих и сопереживать им.
С воспитателем по физкультуре работаем над развитием крупной моторики, координация движений, укреплением мышц.
Учитель-дефектолог на индивидуальных занятиях способствует развитию и коррекции психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, формирования звуковой стороны речи, коррекцию произношения, развития фонематического восприятия.
Тема выступления: «Особенности в работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС»
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту работа с детьми с ОВЗ направлена на коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии.
У детей всех категорий есть общие, характерные недостатки:
1.замедленное и ограниченное восприятие,
2.недостатки развития моторики (как крупной, так и мелкой), 3.недостатки речевого развития,
4.недостатки развития мыслительной деятельности,
5.проблемы в межличностных отношениях через скудность эмоций.
Немаловажным условием является сохранение и укрепление физического здоровья детей.
Создание специальных условий для развития, сохранение и укрепление здоровья детей, позволяющие учитывать особые потребности для коррекции недостатков в физическом и психическом развитии, а также их социальную адаптацию.
1- создание условий способствующих эффективному эмоциональному развитию детей,
Хотим поделиться опытом работы и выделить три немаловажных аспекта при работе с детьми с ОВЗ:
— это музыкотерапия, игротерапия и развитие мелкой и крупной моторики. Они направлены на укрепление психофизическое здоровье детей.
Коррекционную работу проводим в форме музыкотерапии, задачами которой являются:
– регуляция (повышение или понижение) эмоционального тонуса ребенка;
– снятие психоэмоционального возбуждения;
– приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;
– формирование оптимистического жизнеутверждающего мироощущения;
– развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками;
Работая совместно с музыкальным руководителем используем методику Карла Орфа, где подобраны игры, которые способствуют развитию мыслительных функций, формируют чувство ритма, умение слышать музыку и действовать в соответствии с поставленной задачей, развивают эмоциональную сферу дошкольников. Например: игра с маленьким мячом «Колобок», «Взять – отдать», «Жуки и бабочки», «Ритмическое эхо», «Релаксация».
Среди игр с предметами особое место занимают коммуникативные игры, сказкотерапия, игры с песком и водой и игры-инсценировки. Игры и упражнения в сенсорном уголке.
Игрою можно диагностировать, познать ребенка. С помощью игры корректируются, улучшаются, развиваются в детях важные психические свойства, личностные качества.
У детей с ОВЗ часто наблюдаются признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста), запаздывает формирование ходьбы, речи.
Для развития мелкой и крупной моторики используем различные техники и нестандартное оборудование.
Деревянные массажёры. «Дерево жизни» – это символичное наименование березы принесла нам Сибирь. Береста дает человеку положительную энергию. Достаточно возбужденному человеку некоторое время посмотреть на нее и подержать в руках – и он сразу же успокаивается.
Сосновая кора так же используется нами для массажа стоп и кистей рук. Комбинируя различную продолжительность, силу и характер массажа, можно снижать или повышать реакцию нервных окончаний, увеличивать силу или оживлять потерянные рефлексы, повышать
Упражнение на координацию движения. Ходьба с мешочком на голове, эффективна для концентрации внимания и владением тела.
Эспандеры используем для развития силы и мышечного тонуса. Основные эффекты занятий эспандерами:
— Укрепление пальцев, рук, запястья, предплечья и плеч.
— Улучшение циркуляции кровотока и укрепление иммунной системы.
— Повышение способности концентрации
Применение шунгитного щебня.
Мячи и кольца «Суджоку».
Это простой и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках и посылают положительные импульсы в головной мозг.
Упражнения для пальцев рук с мячами и кольцами «Суджоку» активизируют речевые центры и развивают мелкую моторику.
Сформированность тонких движений пальцев рук находится в прямой зависимости от уровня развития речи, а серьёзные нарушения речи частое явление у детей с ОВЗ.
Рисование карандашом, держа его пальцами ног.
Психологи утверждают, что это очень полезное упражнение для развития коры головного мозга
Имея, опыт работы с детьми ОВЗ, мы с коллегами пришли к выводу, что работа должна строится комплексно, системно, планомерно от простого к сложному, учитывая, индивидуальные особенности каждого ребенка.
Выбранные нами методики, подобранный теоретический, практический и наглядный материал, позволили нам увидеть динамику в развитии «особенных» детей в эмоциональной, личностной, коммуникативной сферах.
Особенности развития и методы коррекции детей дошкольного возраста с ЗПР
ТАТЬЯНА БАЛАШОВА
Особенности развития и методы коррекции детей дошкольного возраста с ЗПР
Важнейшая прикладная задача возрастной психологии состоит в осуществлении систематического контроля за ходом психического развития детей с целью возможно более ранней диагностики и выявления нарушений и отклонений в развитии, их предупреждению и коррекции (Л. С. Выготский, 1984). Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем психолого-коррекционной педагогики.
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Задержки развития могут быть обусловлены разными причинами. Неполноценное развитие психики может обуславливаться как действием одной группы причин, так и их сочетанием. При изучении индивидуального пути развития ребенка обычно выявляется присутствие суммарного негативного воздействия как биологических, так и социальных факторов.
Данная категория детей нуждается в глубоком всестороннем изучении и в организации специальной психолого-педагогической помощи. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания этих детей.
Разнообразные формы проявления задержки психического развития затрудняют организацию коррекционно-педагогической работы, диагностирование уровня развития и отнесение ребенка к данной категории, так как на данный день нет единой точки зрения на понимание данного вида нарушения и отнесения его к определенному типу дизонтогенеза.
Исходя из актуальности проблемы,цель данной работы: проанализировать теоретические аспекты психолого-коррекционной помощи дошкольникам с ЗПР и определить основные коррекционные направления психологической помощи детям с ЗПР.
Формирование цели коррекции, основные этапы коррекции в отечественной психологии
В отечественной психологии цели коррекционной работы определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве с взрослым в форме усвоения общественно-исторического опыта путем интериоризации и результирующегося в системе психологических новообразований, специфичных для каждой возрастной стадии (Л. С. Выготский, 1984; А. Н. Леонтьев, 1972; Д. Б. Эьконин, 1989). Постановка целей коррекционной работы осуществляется в контексте представлений о структуре и динамике возраста (Л. С. Высотский, 1983; Д. Б. Эльконин, 1989; Г. В. Бурменская, 1990; И. В. Дубровина, 1991). Следует выделить три основных направления и области постановки коррекционных целей:
оптимизация социальной ситуации развития;
развитие видов деятельности ребенка;
формирование возрастно-психологических новообразований.
Оптимизация социальной ситуации развития связана:
в первую очередь, с оптимизацией общения ребенка как в сфере социальных отношений, т. е. отношений ребенка с «общественным взрослым» как представителем социальных институтов – учителем, воспитателем и т. д., так и в сфере межличностных отношений, т. е. отношений с близкими взрослыми и значительными сверстниками. Оптимизация общения предполагает расширение круга общения, гармонизацию отношений ребенка со значимыми для него людьми, обогащение содержания общения в соответствии с возрастно-психологическими особенностями ребенка (М. И. Лисина, 1986).
второй важной задачей оптимизации социальной ситуации развития является внесение необходимых корректив в образовательно-воспитательный компонент – тип учебно-воспитательного учреждения, тип семейного воспитания, участие ребенка в различных формах внешкольных занятий.
третья задача связана с коррекцией позиции ребенка по отношению к школе и роли ученика. Здесь речь идет об изменении негативного определяющего отношения к своей межличностной или социальной роли на «принимающее» отношение за счет переосмысления сложившейся ситуации и создания у ребенка нового, более продуктивного с точки зрения задач развития, образа «Я в мире».
Решение всех указанных задач, и особенно последней, приобретает особую значимость в экстремальных жизненных ситуациях – потери или длительного отсутствия близких для ребенка людей – в результате смерти, продолжительной тяжелой болезни, длительной командировки, резкой смены привычного устоя и форм жизнедеятельности (перемена места жительства, резкое ухудшение материально-экономических условий жизни семьи, расширение семьи с включением в нее новых членов, тяжелой и продолжительной болезни самого ребенка, вызывающей необходимость перестройки сложившегося образа жизни.
Развитие видов деятельности ребенка предполагает внесение соответствующих корректив как в мотивационный компонент деятельности, обеспечивая формирование значимых для ребенка и адекватных содержанию выполняемой деятельности мотивов, так и в операционно-технический компонент деятельности. Последнее основывается на формировании у ребенка обобщенных способов действий в определенной предметной деятельности. Организация обобщенных способов ориентировки ребенка в предметной области и обеспечение условий интериоризации внешних форм ориентировочной деятельности составляют решающее условие реализации задачи формирования основных психологических новообразований возраста (П. Я. Гальперин, 1959).
При конкретизации целей коррекциинужно руководствоваться следующими правилами:
цели коррекции должны формироваться в позитивной форме, а не в негативной. Негативная форма представляет собой описание поведения, деятельности, личностных особенностей, которые должны быть устранены, описание того, чего не должно быть (R. McFall, 1976). Позитивная форма представления коррекционных целей, напротив, включает описание тех форм поведения и деятельности, структур личности и познавательных способностей, которые должны быть сформированы к ребенка. Определение целей коррекции не должно начинаться со слова «не», не носить запретного характера, ограничивающего возможности личностного развития и проявления инициативы ребенка. Позитивная форма определения целей коррекции содержательно задает ориентиры для «точек роста» индивида, раскрывает поле для продуктивного самовыражения личности и тем самым создает условия для постановки личностью в дальнейшей перспективе целей саморазвития.
Цели коррекции должны быть реалистичны, достижимы, т. е. соответственны с продолжительностью коррекционной работы и возможностями переноса ребенком нового позитивного опыта коммуникации и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений. Если цели далеки от реальности, то программы являют собой большее зло, чем их отсутствие, т. к. их опасность состоит в том, что они создают впечатление, что делается что-то полезное, и поэтому заменяют собой более существенные усилия (A. Clarke, A. M. Clarke, 1986). При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития ребенка и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития ребенка к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения ребенка на последующих стадиях его развития. Кроме того, нужно помнить, что эффекты коррекционнойработы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе коррекционной работы, к моменту ее завершения и, наконец, примерно полгода спустя можно окончательно говорить о закреплении или об «утере» ребенком позитивных эффектов коррекционной программы.
При планировании и реализации коррекционной программы нужно отдавать себе отчет в том, что неудача в достижении ее целей и отсутствие планируемого эффекта могут не просто сохранить ситуацию неблагополучия в развитии ребенка в том виде, в каком она сложилась к моменту начала коррекционной работы, но усугубить ее тяжесть. Поэтому необходимо контролировать динамику эффектов коррекционной работы, начиная уже с первых занятий, чтобы иметь возможность своевременно модифицировать саму программу коррекционной работы, внеся в нее требуемые изменения.
Основные этапы коррекции:
планирование целей, задач, тактики проведения коррекционной работы на основании прицельного психологического обследования ребенка и психологического заключения об особенностях его развития;
разработка программы и содержания коррекционных занятий, выбор формы коррекционной работы (индивидуальная или групповая). Отбор методик и техник коррекционной работы, планирование форм участия родителей в коррекционной программе;
организация условий осуществления коррекционной программы. Консультирование родителей. Подбор детей в группу. Обсуждение плана коррекционной программы с педагогом, администрацией детского учреждения;
реализация коррекционной программы. Проведение коррекционных занятий с детьми в соответствии с коррекционной программой. Контроль динамики хода коррекционной работы. Проведение родительских групп (в соответствии с планом коррекции). Информирование по запросу педагогов и администрации детского учреждения о промежуточных результатах коррекции. Внесение необходимых корректив в программу работ.
оценка эффективности коррекции. Оценка результатов коррекционной программы с точки зрения достижения планируемых целей. Разработка в случае необходимости программы индивидуального курирования случая. Обсуждение итогов коррекционной работы с родителями, педагогами, администрацией детского учреждения.
Психологическая коррекция задержки психического развития
у детей дошкольного возраста
Без оказания своевременной медицинской и психолого-педагогической помощи задержка в развитии у ребенка становится более выраженной, затрагивает у него все сферы психического развития, препятствует его социальной адаптации.
Базовой образовательно-воспитательной потребностью дошкольника является своевременное квалифицированное выявление отставаний в нервно-психическом развитии ребенка и их возможно полное устранение всеми доступными медико-социальными и психолого-педагогическими средствами.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития определяется в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиями жизни и воспитания.
Психологическая помощь должна быть направлена на предупреждение и коррекцию имеющихся недостатков психического развития, подготовку ребенка к обучению и жизни в обществе.
Сущность психологической коррекции ЗПР состоит в формировании психических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением имеющихся у него нарушений речи, моторики, сенсорных функций, поведения и др.
Необходимо учитывать, что ребенок с отклонениями в развитии не может развиваться без помощи взрослых и без специально созданных психолого-педагогических условий. Также нужно учитывать потребности ребенка-дошкольника с ЗПР в общении со сверстниками. Эти психологические потребности могут быть реализованы в условиях коллектива сверстников.
В настоящее время в России существует система типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденных Министерством РФ (от 17.02.97 г., среди которых имеется тип Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) и различные виды ДОУ, в которых осуществляется коррекционно-педагогическое воспитание. Дети с ЗПР посещают ДОУ компенсирующего и комбинированного типа, где современные методы коррекционной работы позволяют своевременно обеспечить ребенку дошкольного возраста психологическую помощь.
Важное место в деле помощи детям с ЗПР сейчас занимает постоянно действующая психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК). Специалисты ПМПК проводят комплексное психолого-медико-педагогическое обследование проблемных детей, определяют вид и формы их обучения.
Сложность и полиморфность задержки психического развития у детей обусловливают многообразие и разносторонность образовательных потребностей детей данной категории.
Е. А. Стребелева выделяет специфические образовательно-воспитательные потребности детей с ЗПР [15]. Прежде всего, необходимо учитывать, что такие дети особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Она должна относиться как к предметно-практической деятельности, в которой ребенок смог бы усваивать и переносить способы и навыки в новые ситуации, так и к межличностному взаимодействию. Неразвитость и специфичность коммуникативных потребностей детей с ЗПР требует параллельного ведения и индивидуальной и коллективной работы. Наравне с познавательным, должно идти эмоциональное развитие детей с ЗПР, что обусловлено незрелостью эмоционально-нравственной сферы личности этих детей.
Еще Л. С. Выготский, ссылаясь на исследования А. Адлера, подчеркивал, что эмоция является одним из моментов, образующих характер, что «общие взгляды человека на жизнь, структура его характера, с одной стороны, находят отражение в определенном круге эмоциональной жизни, а с другой стороны – определяются этими эмоциональными переживаниями» [3].
Учет таких специфических потребностей будет способствовать гармоничной социализации детей в обществе.
Одно из основных мест в коррекционной работе должно отводиться всем формам ручной деятельности, включая рисование, лепку, аппликацию, конструирование, работу с мозаикой, пальчиковую гимнастику, шитье и т. д.
Обосновывая взаимосвязь развития движений пальцев и интеллекта детей, А. Л. Сиротюк предлагает использовать пальчиковую гимнастику как метод коррекции интеллекта детей [14]. Цель занятий – синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие потенциальных способностей, памяти, внимания, речи, мышления. Кроме того, методика А. Л. Сиротюк включает дыхательные упражнения, развивающие мышцы языка. Автор также предлагает программу развития интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии.
Детям с ЗПР полезны игры-упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности.
В работе с детьми с ЗПР широко должны применяться дидактические игры, которые способствуют формированию самоконтроля, освоение сенсорных эталонов и навыков учебной деятельностью. В книге А. А. Катаевой и Е. А. Стребелевой представлены дидактические игры, с помощью которых психолог может решать разные коррекционные задачи [8]:
1) формирование сотрудничества ребенка со взрослым и овладение способами усвоения общественного опыта;
2) развитие ручной моторики;
3) сенсорное воспитание;
4) развитие мышления;
5) развитие речи.
Ценность дидактической игры состоит в том, что сам процесс обучения он делает эмоциональным, при достаточно большом количестве повторений сохраняет интерес ребенка к заданию. Это особенно важно в работе с детьми с ЗПР.
Необходимо помнить, что полноценный коррекционный эффект достигается при переносе положительных сдвигов со специальных занятий в реальную повседневную жизнь ребенка. А это возможно лишь тогда, когда психолог работает в тесном контакте с родителями проблемного ребенка, когда родители знают о позитивной динамике и знают способы и методы закрепления выработанных навыков. Поэтому основной акцент в работе психолога и родителей должен быть сделан на просвещение.
Важным принципом психологической коррекции познавательных процессов и личности детей является учет формы и степени тяжести задержки психического развития. Например, у детей с психологическим инфантилизмом в структуре познавательного дефекта определяющая роль принадлежит недоразвитию мотивационной стороны учебной деятельности. Поэтому психокоррекционный процесс должен быть направлен на развитие познавательных мотивов. У детей с ЗПР церебрально-органического генеза наблюдается тотальное недоразвитиепредпосылок интеллекта: зрительно-пространственного восприятия, памяти, внимания. В связи с этим коррекционный процесс должен быть направлен на формирование этих психических процессов, на развитие навыков самоконтроля и регуляции деятельности.
Основной целью психологической коррекции детей с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.
Для удобства анализа нарушения познавательной деятельности целесообразно выделить три основных блока психокоррекционного процесса: мотивационный, регуляторный и блок контроля.
Таблица 1. Направления и задачи психологической коррекции детей с ЗПР
блока Психокоррекционные задачи Формы ЗПР
блок Неумение ребенка выделить,осознать и принять цели действия Формирование познавательных мотивов: создать проблемные учебные ситуации; стимулировать активность ребенка на занятии. Обратить внимание на тип семейного воспитания.Приемы:
Создание игровых ситуаций; дидактические и развивающие игры. Психофизиологический инфантилизм
Психогенные формы ЗПР
регуляции Неумение планировать свою деятельность во времени и по содержанию Обучить ребенка планированию своей деятельности во времени. Предварительно организовать ориентировки в заданиях. Предварительно проанализировать с ребенком используемые способы деятельности.
Обучение детей продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию, лепке, моделированию) Соматогенные формы ЗПР
контроля Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы по уходу их выполнения Обучить контролю по результатам.
Обучить контролю по способу деятельности.
Обучить контролю в процессе деятельности.
Дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность; обучение конструированию и рисованию по моделям
ЗПР церебрально-органического генеза
Психогенная форма ЗПР
В результате данной работы, мы проанализировали теоретические аспекты психолого-коррекционной помощи дошкольникам с отклонениями в развитии и определили основные коррекционные направления психологической помощи детям с ЗПР.
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития – это нарушение, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребенка.
Психологическая помощь дошкольникам с ЗПР, должна определяться в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиям жизни и воспитания.
Организованная таким образом психологическая коррекционно-развивающая работа позволит решить проблему задержки развития у детей дошкольного возраста, и повлиять на успешность дальнейшего обучения в школе и социализацию в обществе.
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей // Под ред. К. С. Лебединской. М., 1982.
2. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. М., 2000.
3. Выготский Л. С. Лекции по психологии. СПб., 1999.
4. Бохан Т. Г., Козлова Н. В. Психологическая коррекция психического развития в практике консультирования детей и подростков. Томск, 2003.
5. Гонеев А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики. М., 1999.
6. Дети с задержкой психического развития // Под ред. Власовой Т. А., Лубовского В. И., Ципиной Н. А. М., 1984.
7. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
8. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры дошкольников с отклонениями в развитии. М., 2001.
9. Карабанова О. С. Игра в коррекции психологического развития ребенка. М., 1997.
10. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для тетей с проблемами в развитии. СПб., Речь, 2003.
11. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. М., 1992.
12. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М., 1998.
13. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка // Под ред. М. М, Семаго. М., 2001.
14. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М., 2001.
15. Стребелева Е. А., Венгер А. Л., Екжанова Е. А. Специальная дошкольная педагогика. М., 2001.
16. Ульянова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М., 2002.
Методы и приемы использования развивающих игр как средство развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Принципы словарной работы, с дошкольниками при общем недоразвитии речи, которые определяют ее характер, содержание, формы организации, методы.
Особенности развития детей младшего дошкольного возраста Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми,.
Консультация «Особенности развития детей старшего дошкольного возраста» Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы.
Особенности развития и обучения детей с ЗПР дошкольного возраста. Все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности.
Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста Особенности развития речи детей пятого года жизни. Особенности работы с детьми на занятиях. Формирование словаря. Формирование грамматически.
Особенности развития восприятия детей младшего дошкольного возраста В дошкольный период происходит развитие многих человеческих способностей, усвоение знаний и умений. Под влиянием воспитания и обучения происходит.
Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – первоначальный этап социализации ребенка. Это период приобщения к общечеловеческим ценностям, время установления первых.
Эффективные методы и приемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста — развитие речи. По средствам речевого общения ребенок делится своими.
Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста Дошкольный возраст – очень важный этап в жизни человека. Особенности развития.