специальные методы обучения детей с нарушением зрения
Методы обучения детей с нарушением зрения
Методы обучения детей с нарушением зрения имеют свою специфику. В тифлопедагогике используются как общие методы обучения, так и специальные, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей. Так, при первоначальном обучении обращается внимание на преодоление нарушенного соотношения непосредственно чувственных и словесных систем связей. Поэтому для глубокого усвоения знаний детьми рекомендуется сочетать при объяснении учебного материала слово, образ и практическое действие, давать их в тесной связи и взаимодействии друг с другом, чтобы знания служили руководством к действию, а словесные приемы обучения при этом играли регулирующую, направляющую роль и способствовали коррекции нарушенных функций.
Словесные методы обучения являются основными. К числу наиболее распространенных словесных методов обучения и получения информации относятся: беседа, рассказ учителя, работа с учебником, печатными текстами и иллюстрациями, письменные и устные самостоятельные работы, учебные радио- и телепередачи, «говорящие» книги, школьные лекции, встречи учащихся с замечательными людьми.
Беседа как важный источник получения знаний предусматривает целенаправленный подбор вопросов, адресующихся главным образом к мыслительной деятельности учащихся. В беседах рассматриваются причинно-следственные связи, логико-дидактические основы изучаемого материала, обобщение полученных знаний. Учитель следит за тем, насколько правильно учащиеся пользуются словом, приемами доказательного мышления, терминологией, усвоены ли основные выводы, законы, правила, умеют ли они применять приемы образной речи.
Рассказ учителя как один из словесных методов обучения применяется при изучении многих тем. Он предусматривает правильный подбор фактического материала, изложение его в строгой логической последовательности с четким разделением на части. В рассказе приводятся строго достоверные факты, предусматривается идейная направленность, используются последние достижения науки, их связь с жизнью. Большое внимание уделяется работе с учебником, печатными текстами и иллюстрациями. В настоящее время все учебники для слепых и слабовидящих издаются со специально подобранными или адаптированными иллюстрациями и дидактическим материалом. Учитывая, что учебники для слепых и слабовидящих отличаются от учебников массовой школы, следует в самом начале работы ознакомить учащихся с построением этих учебников.
Наглядным методам обучения слепых и слабовидящих уделяют особое внимание. Эти методы способствуют обогащению сенсорного опыта путем развития приемов и способов восприятия, развития наблюдательности формирования образов памяти. К числу наглядных методов обучения относятся наблюдения окружающих предметов и явлений, восприятие материализованных средств наглядности (натуральные предметы, макеты, муляжи, модели и т. п.).
В массовой, школе наиболее распространенным методом наглядности является демонстрация, обеспечивающая возможность организации фронтальных занятий. В школах для слепых и слабовидящих такой метод имеет значительные ограничения, обусловленные тем, что учащиеся не могут дистантно, целостно и одновременно наблюдать многие демонстрируемые предметы, процессы и явления.
Учащиеся вынуждены длительно рассматривать предметы. Поэтому в школах для слепых и слабовидящих широко используют разнообразный раздаточный материал, позволяющий каждому учащемуся самому определить время и оптимальное расстояние от глаз для рассматривания изображения. Наиболее соответствующим целям обучения в школах для слепых и слабовидящих является ученический лабораторный эксперимент, позволяющий школьникам обогащать свой опыт на основе самостоятельной наглядно-практической деятельности.
Практические методы обучения предусматривают целенаправленную самостоятельную деятельность учащихся, связанную с овладением знаниями и умениями. В школах для слепых и слабовидящих в целях предупреждения формализма в усвоении знаний, обусловленного бедностью непосредственно чувственного опыта, использование в учебной работе действенных способов овладения знаниями приобретает весьма актуальное значение. Практические методы способствуют формированию целостных и содержательных представлений о предметах, процессах и явлениях окружающей действительности, об эстетической картине мира, отношениях человека к природе. Все это имеет важное коррекционно-воспитательное значение в школе для слепых и слабовидящих.
Высокие эстетические переживания, вызванные красотой природных явлений, их воссозданием в художественных произведениях (картинах, скульптурных изображениях и т. п.), способствуют развитию эстетических вкусов, обогащают эмоционально-волевые переживания, являются стимулом развития мыслительной деятельности, воссоздающего воображения, образной памяти. Увидеть при глубоко неполноценном зрении, представить и понять явления и процессы, происходящие в окружающем мире, значит вызвать глубокое эмоциональное переживание радости. Познание физических, химических, биологических и других закономерностей в технике и природе требует комплексного подхода к изучению основ наук, уяснению целостной картины мира. Это недоступно при чисто словесных методах обучения. Действенное изучение учебного материала выдвигает новые задачи учебного познания, требующего активного творческого отношения учащихся к изучаемым процессам и явлениям. Это возможно, в частности, путем создания эргономических условий и разработки технических средств, расширяющих познавательные возможности детей.
Литература
1. Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения [Электронный ресурс]: http://pravovybora.org/ru/literatureforparents/269
3. Классификация детей с нарушениям зрения.[Электронный ресурс]: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/06/09/klassifikatsiya-detey-s-narusheniyam-zreniya
5. Создание специальных условий для детей с нарушением зрения. [Электронный ресурс]: https://infourok.ru/sozdanie-specialnih-usloviy-dlya-detey-s-narusheniem-zreniya-425384.html
6. Специальное образование лиц с нарушениями зрения. [Электронный ресурс]: https://studopedia.ru/7_98565_spetsialnoe-obrazovanie-lits-s-narusheniyami-zreniya.html
7. Хитрюк, В.В. Основы дефектологии: учеб. пособие / В.В. Хитрюк. – Мн.: Изд-во Гревцова, 2009. – 280 с.
Приложение 1
Классификация детей с нарушением зрения (по остроте зрения)
Слепые дети. По остроте зрения это дети с остротой зрения от О (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. В подкатегорию «Слепые» входят также дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т.е. 100%), у которых границы поля зрения сужены до 10 — 15 градусов или до точки фиксации. Такие дети являются практически слепыми, так как в познавательной и ориентировочной деятельности они весьма ограниченно могут использовать зрение. Таким образом, острота зрения для этой подкатегории не является единственным критерием. | Слабовидящие дети. К этой подкатегории относятся дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. | Дети с пониженным зрением или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, то есть дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Если у ребенка имеются только функциональные нарушения зрения, то, чаще всего, его зрение (в том числе и остроту зрения) с помощью лечения можно восстановить. По остроте зрения в период лечения эти дети оказываются чаще всего в подкатегории «Дети с пониженным зрением». Большую их часть составляют дети с амблиопией и косоглазием. Дети с остротой зрения 0,9 — 1,0 (90% — 100%) относятся к нормально видящим. |
1. Тотально или абсолютно слепые. При абсолютной слепоте на оба глаза полностью отсутствуют зрительные ощущения. 2. Слепые дети со светоощущением. При этом дети, у которых светоощущение с правильной проекцией, могут правильно показать направление света, а дети, у которых светоощущение с неправильной проекцией не могут указать, откуда падает свет. 3. Слепые дети, у которых имеется светоощущение и цветоощущение, то есть они могут не только отличать свет от тьмы, но и научиться различать цвета. 4. Слепые дети, у которых имеются тысячные доли от нормальной остроты зрения (примерно от 0,005 до 0,009). В комфортных условиях они видят движения руки перед лицом, на очень близком расстоянии могут различать цвета, контуры и силуэты предметов. В медицинских картах такая острота зрения фиксируется как 0,005 или движения руки перед лицом. 5. Слепые с форменным (предметным) остаточным зрением. К этой группе относятся дети, острота зрения которых варьируется в пределах 0,01 — 0,04. В тифлолитературе их называют частично видящими или частично зрячими. | 1. Слабовидящие дети с остротой зрения в пределах от 0,05 до 0,09 с коррекцией очками на лучше видящем глазу. 2. Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,1 до 0,2 с коррекцией очками на лучше видящем глазу. 3. Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,3 до 0,4 с коррекцией очками на лучше видящем глазу. Зрение детей с тяжелыми органическими поражениями зрительного анализатора, в том числе в сочетании и с функциональными нарушениями, как правило, можно улучшить незначительно. Поэтому по остроте зрения они, в основном, попадают в подкатегорию «Слепые» или «Слабовидящие». |
Приложение 2
Список специфических средств обучения и коррекции незрячих и слабовидящих.
Учебно-воспитательный процесс в специальной школе предполагает использование:
• учебники, учебные пособия, социально-экономическая, политическая, художественная, научно-популярная, музыкальная литература, издаваемые по системе Брайля, иллюстрируемые рельефными рисунками, чертежами, схемами;
• для слепых, имеющих остаточное зрение, выпускаются пособия, сочетающие рельефную и цветную печать;
• для слабовидящих широко используются специальные учебники с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями;
• тифлотехнические средства компенсации нарушенных функций зрительного анализатора, в основе которых лежит преобразование (перекодирование) визуальной информации в сигналы, доступные для восприятия посредством слуха и осязания (сохранными анализаторами);
• оптические средства коррекции: лупы (ручные, опорные, стационарные), очки (микроскопические, телескопические, гиперокулярные), монокуляры и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты (эпи- и диапроекторы);
• специальные замкнутые телевизионные системы, позволяющие осуществлять фронтальные методы обучения;
• светотехнические средства в виде светозащитных корригирующих линз из цветного стекла или бесцветного стекла с покрытием;
• различные по сложности технические устройства и приспособления: простые приспособления для вдевания нитки в иголку, трости для обеспечения возможности самостоятельного передвижения, грифели и приборы для ручного письма по системе Брайля, специальные пишущие машинки для незрячих программистов, специальные приборы для рельефного черчения и рисования;
• специальные виды тренажеров, звуковые мишени, звучащие мячи и т.п.
Специальные методы обучения детей с нарушением зрения
учитель начальных классов ГКС(К)
для ОВ с ОВЗ СКОШИ III-IV вида
г. Троицка
Методы, формы, средства, обеспечивающие комфортность условий для работы с учащимися с нарушением зрения
В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие федерального государственного образовательного стандарта не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.
В работе школ-интернатов для детей с нарушениями зрения используются методы обучения классификации, созданной А. Г. Литваком [4].
Методы обучения детей с нарушением зрения имеют свою специфику. В тифлопедагогике используются как общие методы обучения (словесные, наглядные, практические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и другие), так и специальные, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей. Необходимость применения общих и специальных методов определяется характером и спецификой познавательной деятельности детей. Так, при первоначальном обучении обращается внимание на преодоление нарушенного соотношения чувственных и словесных систем связей, поэтому рекомендуется сочетать при объяснении учебного материала слово, образ и практическое действие.
Формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют: на фронтальные, групповые и индивидуальные.
При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Однако фронтальная работа не всегда рассчитана на учёт зрительных и интеллектуальных различий детей.
При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. К групповым относят также парную работу учащихся.
В классах слабовидящих учащихся для обучения общеобразовательным предметам предусмотрены напечатанные крупным шрифтом учебники с переработанными иллюстрациями, в которых выделены основные признаки изображённых объектов, тетради со специальной разлиновкой, наглядные пособия укрупнённого масштаба с выделением главного, оптические и технические средства.
Также уделяю особое внимание наглядным методам обучения детей с нарушением зрения (письмо, математика, литературное чтение и другие). Эти методы способствуют обогащению сенсорного опыта, путём развития наблюдательности, формирования образов памяти.
На уроках литературного чтения, окружающего мира использую словесные методы с использованием наглядности (беседа, рассказ, работа с учебниками, с иллюстрациями).
На предмете «Окружающий мир» выходят на первое место практические методы обучения, которые способствуют формированию целостных и содержательных представлений о предметах, процессах и явлениях окружающей действительности, об эстетической картине мира, отношении человека к жизни.
У детей с нарушением зрения и сопутствующими заболеваниями нарушено абстрактное и логическое мышление, зрительно-пространственная ориентировка, что вызывает особые трудности при изучении некоторых тем математики. Для урока делается подборка разнообразного, доступного и интересного материала, что активизирует обучающихся и помогает повышать интерес к предмету.
Коррекционно-воспитательная работа, проводимая с обучающимися, с учётом глазных заболеваний, их особенностей восприятия окружающего мира и потенциальных возможностей каждой категории детей, помогает достичь позитивных результатов в обучении и воспитании детей с нарушением зрения.
Тифлопедагоги Г.В.Григорьева, Л.М.Егоршина, А.Г.Литвак, Л.И.Плаксина, Л.И. Солнцева, В.А.Феоктистова, [1,2,3,4] отмечают, что правильная дифференцированная работа с использованием специальных методов, форм, и средств обучения, создаёт комфортные условия обучения, помогает детям с нарушением зрения преодолеть все трудности и адаптироваться в обществе.
ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СЛЕПЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ 3.3
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СЛЕПЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие ФГОС для детей с ОВЗ не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.
В работе со слепыми детьми, имеющие интеллектуальные нарушения используются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приемах. Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребенка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением. При проведении урока с детьми, которые имеют тяжелые зрительные нарушения, необходимо использовать специальные методы, приемы и средства обучения, в том числе компьютерные технологии, использование специальных наглядных и технических средств обучения, рассчитанных на полисенсорное восприятие учебного материала.
Для успешного обучения и воспитания слепых детей с легкой умственной отсталостью необходимо учитывать такие факторы, как:
— глубина патологии основных зрительных функций
— течение заболевания органа зрения
— офтальмо-гигиенические требования к условиям обучения
— положение ребенка в семье (игнорирование дефекта и его последствий; гиперопека; понимание и учет особенностей развития ребенка и т. п.)
— характер, тяжесть вторичных отклонений в развитии и др.
Обучение проводится в очень медленном темпе, с паузами, дающими ребенку возможность проявить собственную активность. Всё коррекционно-развивающее обучение предусматривает применение здоровьесберегающих технологий.
Требования к подбору наглядности (предметов, моделей, игрушек)
А) гигиена (должны легко мыться),
Б) безопасность (прочная и не токсичная окраска, поверхность без зазубрин и выемок, не бьющиеся, без мелких съемных деталей).
В) соответствие реальным объектам (познание чрез осязание).
Г) озвученные и объемные (выпуклые и вогнутые),
Д) разной формы, величины, материала и т.п (познание комплекса свойств).
У слепых детей, имеющих сопутствующие заболевания, нарушено абстрактное и логическое мышление, пространственная ориентировка, что вызывает особые трудности при изучении некоторых тем. Для урока делается подборка разнообразного, доступного и интересного материала, что активизирует у обучающихся познавательную активность и помогает повышать интерес к предмету.
Также уделяю особое внимание наглядным методам обучения (применение наглядных пособий, доступных восприятию тактильно), сочетаю фронтальные методы с индивидуальными. Эти методы способствуют обогащению сенсорного опыта, путём формирования образов памяти. Проводится систематическая работа по расширению запаса представлений и их уточнению.
На уроках чтения, окружающего мира использую словесные методы с использованием натуральных объектов, чучел животных, моделей фруктов и овощей, рельефной и тактильной наглядностью, разнообразный аудиоматериал.
Пробелы в чувственном опыте ребёнка значительно затрудняют формирование мыслительных операций. Память слепых детей с интеллектуальными нарушениями характеризуются меньшей продуктивностью в сравнении с нормой. Важно использовать многократное повторение (на каждом уроке) слов и фраз, что обеспечит лучшее их понимание, подготовит почву для дальнейшей работы по развитию речи.
Таким образом, в системе воспитания и обучения слепых детей важным является не только формирование у них большого количества реальных представлений, но и создание целостной концепции, обобщенной системы знаний о природе, мироздании, о системе социальных и моральных норм поведения в мире зрячих.
Тифлопедагогическая практика доказала, что при правильной организации дифференцированной работы с использованием специальных методов, приемов и средств, создаёт комфортные условия обучения, помогает детям с нарушением зрения овладеть адаптивными способами социально-бытовой и пространственной ориентировки, преодолеть все трудности обучения и адаптироваться в обществе.
Специальные методы обучения детей с нарушением зрения
Автор: Шарнина Светлана Ивановна
Организация: ГБОУ РК ССШИ №1
Населенный пункт: Республика Крым, г. Симферополь
Как известно, зрительная система связана не только с деятельностью коры больших полушарий мозга, но и с подкорковыми образованиями, в особенности с ретикулярной формацией, через которую проходят все нервные пути от периферии к центру. В тесной связи зрение находится с вегетативной нервной системой, оказывающей свое влияние на деятельность сердечно – сосудистой, дыхательной и других систем организма. Поэтому реализация резервных возможностей организма ребенка с нарушением зрения может быть эффективной только при рациональном двигательном режиме.
Решая задачи физического воспитания очень важно создать коррекционно-развивающую среду в процессе адаптивного физического воспитания, благоприятные условия для компенсации и коррекции двигательных функций, раскрытия резервных способностей, повышения двигательной активности, самостоятельности, переноса в повседневную жизнь жизненно необходимых двигательных навыков и умений и тем самым улучшить уровень качества жизни детей со зрительной депривацией.
При организации учебного процесса необходимо учитывать:
С целью коррекции вторичных отклонений в развитии слабовидящих детей необходимо использовать на уроках физической культуры общеразвивающие, подготовительные, специальные упражнения на развитие двигательных, слуховых, зрительных функций, развитие бинокулярного зрения, координации движений, упражнения на внимание, память, осанку, упражнения в равновесии, на расслабление и дыхание, упражнения на пространственно – часовую ориентировку, упражнения в построении и перестроении, упражнения без зрительного контроля, упражнения с мячом, на развитие мелкой моторики рук, расширение функциональных возможностей организма, ритмические упражнения, упражнения на гибкость, ходьба, бег умеренной интенсивности, метание малых мячей. Эти упражнения можно выполнять по одному, в парах, тройках, группами, по станциям, без предметов и с предметами. Также необходимо выполнять специальные упражнения для зрительного тренинга: на улучшение функционирования мышц глаза, на улучшение кровообращения тканей глаза, на развитие аккомодационной способности глаза, на развитие кожно-оптического ощущения, на развитие зрительного восприятия окружающей обстановки и др.
Уроки физической культуры лучше всего проводить на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении, с соблюдением гигиенических норм и требований. Крайне важно правильно дозировать нагрузку на уроке. Нагрузка может дозироваться: исходным положением, амплитудой движения, подбором упражнений по силе и сложности выполнения, темпом, ритмом, количеством повторений или подходов, весом (гантелей, набивных мячей), продолжительностью и интенсивностью выполнения и отдыхом между упражнениями. Также разные по характеру, силе и дозировке предлагаются упражнения для девочек и мальчиков. Следует обязательно осуществлять контроль состояния здоровья учащихся по частоте сердечных сокращений (ЧСС), частоте дыхания (ЧД) до и после физической нагрузки, восстановление ЧСС в конце урока.
При организации уроков должны соблюдаться принципы постепенности, последовательности, систематичности и правильного чередования нагрузок.
Значительное место отводится метанию, которое способствует развитию у слабовидящих детей умений и ловкости действий с мелкими предметами, попадания в цель. Дети учатся технично правильно бросать и метать малые и большие, а также набивные мячи, различные предметы на дальность и заданное расстояние, в цель.
При организации уроков физической культуры нужно шире использовать смену деятельности в чередовании с отдыхом. Во время урока учитель должен помогать тем ученикам, которые чувствуют затруднения при выполнении задания. Обучающимся с низкой физической подготовкой и незначительными отклонениями в состоянии здоровья рекомендуется применять больше подготовительных и подводящих упражнений. Число повторений упражнения зависит от степени усвоения учебного материала и переносимости физической нагрузки. Для оценки физической нагрузки использую показатели ЧСС, а степень утомления определяю по внешним признакам: окраска кожи лица, потливость, дыхание, координация движений, внимание и самочувствие. На своих уроках я с детьми завела такое правило: тем учащимся, которым тяжело бежать или у которых появляется одышка и усталость во время выполнения беговой разминки, предлагается, не мешая другим, в центре круга выполнить самостоятельно упражнения на дыхание и расслабление, восстановив дыхание, эти учащиеся возвращаются в строй. В ОРУ предлагаю вводить специальные упражнения по диагнозу заболевания и проводить ОРУ в удобном для каждого ученика темпе.
Учащиеся этой группы во время изучения данных упражнений изучают технику выполнения этого упражнения, помогают учителю оценивать выполнение данных упражнений другими учащимися. Они отмечают ошибки при выполнении упражнения, осуществляют страховку и соблюдение техники безопасности.
В нашем учебном учреждении используются следующие формы работы с детьми, имеющими нарушение зрения:
Отсутствие ярких зрительных представлений обедняет эмоциональную жизнь детей с патологией зрения, снижает их познавательную и двигательную активность, поэтому возникает необходимость применения
Применяются следующие методы контроля:
Таким образом, дети с различными нарушениями зрения нуждаются в профилактической и коррекционной работе, направленной на нормализацию двигательных функций. Эта работа должна предусматривать комплексный характер, оказывать положительное влияние на все ослабленные функции ребенка, обеспечивая наилучшие условия его жизнедеятельности и развития.