специальная психология в образовательной и медицинской практике кем работать
Кафедра специальной педагогики и психологии
Вы только ещё думаете куда поступать? Понимаете, что ваш путь несомненно лежит в огромный и прекрасный мир педагогики, но ещё не определились с конкретным направлением? Что же, с удовольствием познакомим Вас с направлением 050700 «Специальное (дефектологическое) образование»
В рамках этого направления можно выбрать следующие п рофили:
«Олигофренопедагогика»
Олигофренопедагог – педагог, который помогает детям с интеллектуальной недостаточностью познавать окружающий мир. Сам ребенок в силу недостатков психического развития не способен полноценно воспринимать и понимать окружающее, участвовать в жизни общества.
Многое не понятно такому ребенку. Как много зависит от взрослых, которые окружают его.
Задача олигофренопедагога – открыть для ребенка многообразный и сложный мир, научить его жить в нем, помочь познать сложные взаимоотношения, существующие в окружающем, пробудить чувства радости, удивления, дружелюбия, доверия.
Профессия олигофренопедагога требует бесконечной любви к детям, желание им помочь, ответственность, терпения, самообладания, милосердия.
Направление «Специальное (дефектологическое) образование»
Профиль «Олигофренопедагогика»
Кем я буду?
Чем я буду заниматься?
Где я буду работать?
Где я буду получать практический опыт?
«Специальная психология»
Специальный психолог — высококвалифицированный специалист для работы с лицами, имеющими проблемы в развитии, и их семьями. Потребность в таких специалистах велика, поскольку все большее количество детей имеет проблемы со здоровьем, которые мешают их нормальному обучению и социализации. Участие таких специалистов необходимо, прежде всего, в процессе воспитания и обучения детей с нарушениями как психического, так и физического развития (зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата и др.). Только специальный психолог может квалифицированно консультировать родителей ребенка, имеющего те или иные проблемы развития.
Направление «Специальное (дефектологическое) образование»
Профиль «Специальная психология»
Кем я буду?
Чем я буду заниматься?
Где я буду работать?
Где я буду получать практический опыт?
Срок обучения по очной (дневной) форме — 4 года.
Профиль: «Логопедия»
Логопед — это человек, который изучает причины и способы корректировки речи. Логопед должен знать основы педагогики, детской психологии, некоторые аспекты анатомии и медицины. Ведь причиной какой-либо проблемы с речью могут быть несколько факторов разного характера. Так как эти специалисты имеют дело с довольно распространённой проблемой, то успешный профессионал будет иметь множество клиентов, что положительно отразится на его материальном положении.
От представителя данной профессии требуются: внимание, терпение, дипломатичность. Люди, говорящие с дефектами, часто стесняются своих недостатков — в общении с ними нужно быть максимально корректным, уметь их ободрить, поддержать.
Направление «Специальное (дефектологическое) образование»
Профиль «Логопедия»
Вам в помощь электронный курс «Хочу стать логопедом!» (для абитуриентов)http://ya.mininuniver.ru/sdo/abiturient/el_course
Кем я буду?
Чем я буду заниматься?
Где я буду работать?
Где я буду получать практический опыт?
Срок обучения:
по очной (дневной) форме — 4 года
по заочной форме — 5 лет.
Для лиц, имеющих высшее профессиональное образование по родственным специальностям, срок обучения по заочной форме составляет 3,5 года. В этом случае необходимо пройти аттестационное испытание.
Специальная психология
О программе
ПРИЕМ НА БАКАЛАВРИАТ 2021
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Начало учебного года:
Количество бюджетных мест
Количество внебюджетных мест
Стоимость обучения за семестр
ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ И МИНИМАЛЬНЫЕ БАЛЛЫ
| |||||||
1. |
| ||||||
2. |
| ||||||
3. |
|
* — Минимальный балл — это балл необходимый для участия в конкурсе.
ОСОБЕННОСТИ И ПЛЮСЫ ОБУЧЕНИЯ
Приглашенные специалисты
Дополнительное образование
ВЕДУЩИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
Свистунова Екатерина Владимировна
кандидат психологических наук
Валявко Светлана Михайловна
кандидат психологических наук, доцент
Медведева Елена Алексеевна
доктор психологических наук, профессор
Гомзякова Наталия Юрьевна
кандидат педагогических наук, доцент
Ананьева Елена Владимировна
Свистунова Екатерина Владимировна
кандидат психологических наук
Общий стаж: Общий стаж – 35 года; научный стаж – 25 года; стаж преподавания в ВУЗе – 15 лет.
Научно-преподавательский стаж: научный стаж – 24 года; стаж преподавания в ВУЗе – 14 лет
Свистунова Е.В. является одним из ведущих специалистов Российской Федерации в области оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Ее труды пользуются известностью, как среди психологов, так и специалистов смежных профессий: врачей, педагогов. Свистунова Е.В. занимается проблемами психологического сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности проблемой системного подхода к оказанию помощи детям и подросткам с ОВЗ. В этом направлении разработан ряд научно — методических пособий для психологов, педагогов, врачей и родителей. Свистунова Е.В. с 2011 года возглавляет научную школу «Психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и принимает активное участие в организации профильных конференций, симпозиумов, съездов, международных и выступает с научными докладами. Входит в состав Правления Ассоциации детских психиатров и психологов и Профессиональной психотерапевтической лиги.
Валявко Светлана Михайловна
кандидат психологических наук, доцент
Общий стаж: 45 лет
Научно-преподавательский стаж: 20 лет и 2 месяца
Представитель отечественной школы специальной психологии академика В.И. Лубовского. Специалист в области диагностики нарушенного развития, разработчик тестов для изучения ценностных ориентаций, общей и специальной мотивации, локус-контроля и др. сфер развития в детском возрасте. Автор 136 публикаций, в том числе 16 учебно-методических работ (среди них академический учебник «Специальная психология» для бакалавриата и магистратуры (глава 7) и 119 научных работ (из них 2 монографии). Является членом редколлегии журналов «Логопед в детском саду» и «Psihologie. Pedagogie speciala. Asistenta sociala» (Молдова, университет им. И. Крянге). Член Комитета рецензентов журналa «Logopedia Silesiana» (Польша). В 2004 году была награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации». В 2014 г. — Грамотой Департамента образования города Москвы.
Медведева Елена Алексеевна
доктор психологических наук, профессор
Общий стаж: 53 года
Научно-преподавательский стаж: 26 лет
Доктор психологических наук, профессор, действительный член профессиональной психотерапевтической лиги, профессор. Является автором концептуального «субъектно-художественного подхода» в социо-культурном становлении личности. В сфере научных и практических профессиональных интересов автора — системная семейная, телесно-ориентированная, эмоционально-образная терапия, психологическое консультирование, арттехнологии и их использование в системе помощи детям, семье и личностном развитии. Использует ультрокороткий метод расстановки по Б. Хеллингеру. Лауреат конкурса «Грант Москвы в области науки и технологии в сфере образования, лауреат конкурса научно исследовательских работ. Имеет более 95 научных и учебно-методических работ, среди которых научные статьи, монографии, учебно-методические пособия, публикация за рубежом (Китай, США).
Гомзякова Наталия Юрьевна
кандидат педагогических наук, доцент
Общий стаж: 15
Научно-преподавательский стаж: 15
Ананьева Елена Владимировна
Общий стаж: 24 года
Научно-преподавательский стаж: 18 лет
Старший преподаватель, руководитель практики, ответственный за профориентационную работу в институте. Методист высшей квалификационной категории, имеет опыт работы в HR. Специалист в области профориентации подростков с ОВЗ, психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном образовании и организации методической службы в ЦПМСС. Руководитель программы повышения квалификации «Подготовка педагогов к взаимодействию с детьми, имеющими ОВЗ, в соответствии с требованиями ФГОС», обучение по которой прошли более 650 слушателей. Один из авторов-разработчиков проекта «Территория Взаимодействия», направленного на формирование у учащихся общеобразовательных школ установок и норм толерантного поведения в отношении лиц с ОВЗ. Эксперт Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде. Имеет более 30 научных публикаций и учебно-методических пособий, среди которых учебник по «Специальной психологии» с грифом ФИРО. Получила 6 грантов на выполнение научно-практических работ
КАКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Я БУДУ ИЗУЧАТЬ?
Студенты получают интенсивную подготовку в области изучения английского языка в течение 3-х лет, что позволяет освоить язык на профессиональном уровне. Дополнительно учащиеся имеют возможность самостоятельно выбирать существенную часть предметов
учебного плана, развивающих личностные и профессиональные качества
Социальная адаптация, реабилитация и профориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья
Система психологической помощи в сфере специального образования
Психология лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы
Психология лиц с комплексными нарушениями развития
Психология лиц с комплексными нарушениями развития
Специальный психолог
Деятельность специального психолога
Специальный психолог занимается диагностикой и социально-психологической адаптацией детей и подростков, имеющих особенности развития (слепота, глухота, ДЦП, аутизм, умственная отсталость, речевые расстройства и т.д.). Специалист оценивает развитие ребенка по всем направлениям: познавательная сфера (интеллект, мышление, внимание, память, сенсомоторное развитие и др.), эмоционально-волевая сфера, навыки коммуникации, поведение, речь. Также в компетенции специального психолога входят разработка программ обучения и развития особенных детей, помощь в создании инклюзивной среды и повышению толерантности в обществе, консультации с членами семей, где проживают особые дети: с родителями и другими родственниками. И в зависимости от поступившего запроса и результатов психологического обследования специалист дает рекомендации по выбору образовательного заведения, маршруту обучения или коррекции программы домашнего обучения, если речь идет о такой форме.
Также специальный психолог проводит занятия по развитию тех навыков у ребенка, в которых тот заинтересован (например, улучшение навыков коммуникации), помогает решать психоэмоциональные проблемы (избавление от страха, навязчивых мыслей и т.д.).
При необходимости коррекционный психолог может также работать со взрослыми людьми, имеющими указанные выше заболевания. Главная цель работы специального психолога — сделать личность клиента максимально гармоничной, адаптированной как к самому дефекту, ситуации его развития, так и адаптированной в обществе.
Таким образом, выделяются следующие направления работы специального психолога:
Виды специальной психологии
Специальная психология делится на несколько видов по названию нарушений здоровья человека:
Не смотря на то, что специальная психология развивается именно как психологическая наука, многие ученые считают ее отраслью дефектологии. На практике она занимает промежуточное положение и частично захватывает задачи и знания от обеих наук. И, наоборот, при отсутствии в образовательном заведении или центре специального психолога его задачи с успехом могут решить квалифицированный психолог и дефектолог, объединив усилия и опыт.
В Центре «Эмбер» работают и дефектологи, и специальный психолог. Если Вам или вашему ребенку нужна консультация или занятия с данным специалистом, Вы можете обратиться в наш Центр.
Также у нас существует услуга психолого-педагогического консилиума, это диагностическая консультация сразу нескольких специалистов смежного профиля. По итогам такой консультации разрабатываются рекомендации, создается коррекционный маршрут. По необходимости заключение специалистов оформляется на фирменном бланке Центра.
Запишитесь на консультацию специального психолога, дефектолога или психолого-педагогический консилиум по телефону (812) 642-47-02 или заполните заявку на сайте.
Психологи и психотерапевты центра «Эмбер»
Познакомиться с нашими сотрудниками можно, пройдя по ссылке.
Факультет
О факультете
Факультет «Клиническая и специальная психология» МГППУ создан в 1997 году с целью подготовки высококвалифицированных кадров для оказания психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям, имеющим нарушения в развитии, а также их семьям и ближайшему окружению.
Основные задачи факультета «Клиническая и специальная психология»:
В настоящее время на факультете обучается более 600 студентов и магистрантов по направлениям подготовки: «Психология», «Клиническая психология», «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование».
Выпускники факультета трудоустраиваются в учреждения Департамента образования города Москвы, в учреждения социальной сферы, медицинские, реабилитационные и общественные организация. Ежегодно часть выпускников поступают в аспирантуру.
На кафедре специальной психологии и реабилитологии ведется подготовка аспирантов по научной специальности 19.00.10 Коррекционная психология. Обучение в аспирантуре осуществляется в очной и заочной форме. За весь период на факультете защищено более 40 диссертаций. В настоящее время на факультете обучается семь аспирантов. Темы диссертаций включают как фундаментальные, так и прикладные исследования по когнитивной нейрофизиологии, инклюзивному образованию, психологической коррекции нарушений развития и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа обучения на факультете предусматривает комплексную подготовку студентов, включающую теоретические и практические дисциплины, а также различные виды практик. В настоящее время факультет имеет договора о прохождении практики более чем с 100 учреждениями города Москвы. В их числе:
Издательская деятельность
Структура факультета
С 1 мая 2014 года в состав факультета входят 4 кафедры:
При кафедре специальной психологии и реабилитологии организована учебно-производственная лаборатория «Психолого-педагогическая коррекция развития детей со сложными нарушениями» (заведующий лабораторией Ю.И. Родин)
Контакты
Приемная комиссия факультета:
Адрес: ул. Сретенка, 29,
+7(985)535-38-05
E-mail: ksp.mgppu@gmail.com
Приемная комиссия МГППУ:
Тел.: +7(495) 822-32-52
Образование
Обучение на факультете осуществляется по следующим направлениям:
37.05.01 «Клиническая психология»
44.03.03. «Специальное (дефектологическое) образование»
44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»
44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»
СПЕЦИАЛИТЕТ – 5,5 лет, очное, бюджет
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 37.05.01 «Клиническая психология»
Выпускающая кафедра – кафедра нейро- и патопсихологии развития.
Учебный процесс ориентирован на формирование компетенций, закрепленных в ФГОС по данной специальности, а также на получение глубоких теоретических знаний и базовых практических навыков в области клинической психологии. В рамках специализации «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье» акцент сделан на практическую (психодиагностическую, психотерапевтическую, психокоррекционную) работу с детьми и подростками с различными формами нарушенного развития (психическая, соматическая патология, генетические синдромы и многое др.), а также с их семьями (диагностическая, консультативная работа, сопровождение семьи и пр.).
Выпускники могут работать в учреждениях здравоохранения (лечебные учреждения общесоматического и психоневрологического профиля в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях), учреждениях образования и социальной помощи населению, общественных и хозяйственных организациях, административных и правоохранительных органов, научно-исследовательских и консалтинговых организаций; кроме того, клинический психолог может работать в сфере частной практики, предоставляя психологические услуги физическим лицам и организациям.
Количество бюджетных мест в 2021: 22
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование»
Направленность программы:
Выпускающая кафедра: «Специальное (дефектологическое) образование»
Обучение очное, срок обучения – 4 года
Обучение заочное (внебюджет), срок обучения – 4,5 года
Цель программы: формирование профессиональных компетенций, обеспечивающих будущим учителям-дефектологам успешную работу в соответствии с должностными обязанностями, подготовка кадров для организаций образования, социальной защиты.
В основу подготовки будущих учителей-дефектологов, учителей-сурдопедагогов, учителей-логопедов положен практико-ориентированный подход. Большое количество различных типов учебной и производственной практики позволяют разумно сочетать материал лекционных и семинарских занятий с отработкой практических навыков. Особого внимания заслуживает вопрос прохождения практики в разных организациях: детских садах и школах в условиях общего, специального и инклюзивного образования, частных центрах, учреждениях системы здравоохранения.
Выпускники факультета за период обучения овладевают традиционными и инновационными технологиями работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи, задержка психического развития, умственная отсталость, сенсорные нарушения, нарушения опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра), что является отличительной особенностью программы обучения на нашем факультете.
Количество бюджетных мест в 2021: 43
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»
Направленность программы:
Выпускающая кафедра: «Специальная психология и реабилитология».
Программа направлена на подготовку специалистов, которые владеют методами обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой дошкольного образования; умеют проводить психологическое обследования дошкольников с сенсорными, речевыми, двигательными нарушениями разного возраста с использованием рекомендованного инструментария и формулировать заключение; создавать оптимальные условия адаптации детей к дошкольным образовательным организациям; работать совместно с другими специалистами и семьей для подготовки ребенка к обучению в общеобразовательной организации; проводить коррекционные занятия с детьми по утвержденным рекомендованным коррекционным программам; создавать психологически комфортную социальную среду с привлечением родителей (законных представителей) и членов семьи всех детей.
Количество бюджетных мест в 2021: 23
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»
Магистерские программы:
Выпускающая кафедра: «Специальная психология и реабилитология».
Программа направлена на подготовку специалистов нового формата, владеющих системными научными знаниями по проблеме психологической коррекции нарушений психического развития у детей, умеющих грамотно применять их на практике, способных к разработке новых программ и методов коррекции, руководствующихся гуманистическими представлениями о работе с детьми с ОВЗ и их семьями.
Количество бюджетных мест в 2021: 15
Презентация программы «Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития у детей»
Выпускающая кафедра: «Специальная психология и реабилитология».
Программа ориентирована на подготовку квалифицированных кадров, способных профессионально определять и анализировать психолого-педагогические трудности у детей разного возраста с соматическими заболеваниями и разрабатывать психолого-педагогические программы и мероприятия, способствующие нормализации детского развития в условиях стационарного лечения. Программа предусматривает обучение методам психологической реабилитации детей, находящихся на разных этапах лечения. В процессе обучения магистранты на практике знакомятся со способами решения психолого-педагогических задач, а также обучаются адекватному взаимодействию с членами семьи больного ребенка.
Количество бюджетных мест в 2021: 12
Выпускающая кафедра: «Специальное (дефектологическое) образование»
Программа направлена на подготовку профессионалов нового формата, владеющих системными научными знаниями по проблемам психолого-педагогического сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС), способных к разработке новых программно-методических материалов помощи лицам указанной категории.
Количество бюджетных мест в 2021: 17
Выпускающая кафедра: «Специальное (дефектологическое) образование»
Программа направлена на формирование у магистрантов профессиональных компетенций, способствующих разработке и реализации технологий тьюторской деятельности по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями.
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ: 37.04.01 «Психология»
Магистерские программы:
Выпускающая кафедра – кафедра нейро- и патопсихологии развития.
Магистрант овладеет системой знаний о закономерностях клинико-психологического, биологического и социального развития человека, а также умениями разрабатывать и реализовывать специализированные, индивидуальные и групповые психодиагностические, коррекционные и реабилитационные программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): детей, подростков и взрослых.
Выпускающая кафедра – кафедра нейро- и патопсихологии развития.
Магистрант овладеет системой знаний в области нейропсихологической диагностики, консультирования и коррекции при нарушенном психическом развитии по ряду таких проблем, как трудности познавательного развития (обуславливающие, напр., трудности школьного обучения у детей; проблемы когнитивного снижения в пожилом возрасте и пр.), нормальное и патологическое старение, психосоматические расстройства, сенсомоторная коррекция, нейропсихологическая реабилитация и др.
(Дополнительно: 2 года 4 месяца, очно-заочная, внебюджет)
Количество бюджетных мест в 2021: 12
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ: 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование
Выпускающая кафедра: «Специальное (дефектологическое) образование»
Программа направлена на подготовку специалистов, способных к разработке программно-методических материалов с позиции нейрофизиологических, клинико-биологических, психолого-педагогических аспектов, обеспечивающих комплексный подход к коррекции нарушений письменной речи.
Магистерская программа предполагает подготовку высококвалифицированных специалистов для учреждений общего и инклюзивного образования и социальной сферы, владеющих широким спектром технологий коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими трудности в обучении (дисграфия, дислексия, дизорфография, дискалькулия и др.). Междисциплинарный подход к подготовке специалистов позволяет обеспечить их конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.
Количество бюджетных мест в 2021: 14
Выпускающая кафедра: «Специальное (дефектологическое) образование»
Программа направлена на подготовку высококвалифицированных, конкурентоспособных на рынке образовательных услуг педагогических кадров для учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения в области организации психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в группах компенсирующей направленности и в инклюзивных образовательных условиях, а также в системе ранней помощи.
Количество бюджетных мест в 2021: 14
Программа обучения на факультете предусматривает комплексную подготовку студентов, включающую теоретические и практические дисциплины, а также различные виды практик. В настоящее время факультет имеет договора о прохождении практики более чем с 100 учреждениями города Москвы. В их числе:
Широкий спектр баз практики и различные формы ее прохождения (начиная с первого курса) обеспечивают возможности для профессионального самоопределения учащихся и выбора места будущей работы.
Приемная комиссия факультета
Тел.: +7(985) 535-38-05
E—mail: ksp.mgppu@gmail.com
Контакты
Адреса:
Телефоны: +7 (499) 975-49-08, +7 (499) 244-07-15 (деканат), +7 (499) 975-56-29 (кафедры), +7 (985) 535-38-05 (секретарь приемной комиссии факультета)
График работы: пн.-пт., 10:00-18:00.