специалист в области обучения управления консультирования социальной реабилитационной это

Социальная реабилитация: кто ей занимается и в чем суть работы

Социальная реабилитация — процесс восстановления статуса человека в обществе. Из-за безработицы, инвалидности, миграции, ареста он может оказаться в непростой ситуации, без денег и возможности заработка, поддержки и понимания. Задача специалиста по социальной реабилитации — помочь людям вернуться к нормальной жизни.

Что такое социальная реабилитация

Специалист соцслужбы работает с людьми разного возраста: детьми, взрослыми, пожилыми. Работа с каждой группой требует своей специфики:

— с несовершеннолетними: социально-психологическая и социально-педагогическая реабилитация;

— со взрослыми и пожилыми: социально-психологическая и трудовая реабилитация;

— с семьями или коллективом: составление и реализация индивидуальной программы.

Кроме того, специалист проводит консультации коллег из частных и государственных учреждений социальной сферы, проводит тренинги, занимается развитием направления.

Социальная реабилитация может быть как групповой: мастер-классы, клубные занятия, кружки, беседы, развивающие занятия, так и индивидуальной: консультации, диагностика, психотерапевтические мероприятия.

Что входит в обязанности специалиста

Процесс реабилитации состоит из пяти этапов:

Диагностико-прогностический — определение потенциала человека, диагностика его состояния, составление программы. Специалист анализирует поступившую в соцслужбу информацию, общается с родственниками и ближайшим окружением подопечного, проводит экспертизы с врачами.

Выбор оптимальных технологий, форм и методов работы, составление плана реабилитации. Как правило, на этом этапе специалист использует полученную на первом этапе информацию и привлекает других специалистов.

Подготовка к непосредственной работе с подопечными.

Работа с подопечными, коррекция программы, мониторинг прогресса.

Экспертно-оценочный — научно-методический контроль реабилитации.

Немаловажной частью работы специалиста можно считать ведение документации: отчетов, актов, программ, поэтому умение пользоваться компьютером, знание офисных программ и грамотная речь будут преимуществом для сотрудника.

Виды социальной реабилитации

Есть несколько видов социальной реабилитации. Выбор того или иного зависит от проблемы, с которой столкнулся человек.

Социально-психологическая — восстановление психологического и психического здоровья, улучшение отношений с родственниками и ближайшим окружением, выявление потенциальных возможностей человека, психотерапия в разных формах.

Социально-медицинская — восстановление или формирование новых навыков полноценной жизни, помощь в организации быта, ведения домашнего хозяйства с новыми обстоятельствами. Часто перекликается с психологической реабилитацией, потому что человеку, например, ставшему инвалидом, трудно смириться с новой действительностью.

Социально-педагогическая — организация педагогической помощи при нарушениях способности человека к обучению, разработка и использование подходящих методик и образовательных программ.

Профессиональная и трудовая — восстановление утраченных или формирование новых трудовых навыков у человека, помощь в поиске подходящей работы, привитие новых увлечений.

Социально-средовая — помощь человеку, оказавшемуся в новой для него социальной среде, составление распорядка дня.

Специфика работы специалиста по реабилитации в том, чтобы подопечный и его близкие были всегда чем-то заняты, могли обслуживать себя и у них был четкий план действий как на ближайшее, так и на далекое будущее. Цель соцработника — научить людей самостоятельно принимать решения в новых обстоятельствах.

Кому подойдет эта профессия

Если говорить о профессиональных компетенциях, то специалист по реабилитации должен:

знать законы гражданского, трудового, семейного кодексов, закон о защите персональных данных и уметь ими пользоваться;

понимать и применять разные методы и технологии реабилитационной работы, правила оказания паллиативной помощи;

уметь разрешать конфликты и этично общаться с людьми с ограниченными возможностями здоровья;

изучать и обновлять знания в сфере профессиональной диагностики, теории и практики трудовой и социально-психологической реабилитации.

По профстандарту специалист по реабилитационной работе в социальной сфере должен иметь высшее образование (психология, социальная работа, дефектологическое и психолого-педагогическое образование) и не реже чем раз в пять лет повышать квалификацию по программам дополнительного профессионального образования.

Работа подойдет социальному работнику, который хочет повысить свой доход и квалификацию, заниматься результативным трудом, мотивировать и вдохновлять людей, оказавшихся в сложной ситуации.

Как стать специалистом по социальной реабилитации

Если вы уже занимаетесь соцработой, то знаете, что эта отрасль развивается, постоянно появляются новые методики работы, обновляется законодательство, поэтому нужно вовремя проходить курсы повышения квалификации. Профстандарт рекомендует делать это минимум раз в пять лет. Повысить квалификацию в АБиУС по программе «Социальная реабилитация и абилитация» можно за три недели. За это время вы освежите свои знания и умения, освоите новое направление в работе. А после итоговой аттестации получите удостоверение о повышении квалификации государственного образца.

Источник

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 г. N 681н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» (документ утратил силу)

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 г. N 681н
«Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере»

В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере».

2. Установить, что профессиональный стандарт «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 декабря 2013 г.
Регистрационный N 30658

ГАРАНТ:

Настоящий профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 г.

См. справку о профессиональных стандартах

должностную инструкцию руководителя реабилитационного подразделения

Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере

Предоставление комплексной реабилитационной помощи уязвимым категориям граждан

(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Социальная реабилитация категорий граждан, которые находятся в ситуации социальной дезадаптации или в ситуации риска ограничения жизнедеятельности и нарушения продуктивного взаимодействия с социальной средой:

пожилые люди с тяжелыми хроническими заболеваниями

Руководители функциональных и других подразделений и служб

Преподаватели в системе специального образования

Специалисты в сфере социальных проблем

Отнесение к видам экономической деятельности:

Деятельность в области обязательного социального обеспечения

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

уровень (подуровень) квалификации

Социально-психологическая и социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних клиентов

Социально-психологическая и трудовая реабилитация трудоспособных клиентов

Социальная и трудовая реабилитация пожилых людей с тяжелыми хроническими заболеваниями

Организация реабилитационной помощи уязвимым категориям населения

Организация и управление реабилитационным случаем

Консультирование специалистов учреждений социальной сферы

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Социальная реабилитация уязвимых категорий населения

Происхождение обобщенной трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей

Специалист по комплексной реабилитации (реабилитолог)

Требования к образованию и обучению

Дополнительное профессиональное образование по специальным программам

Требования к опыту практической работы

Особые условия допуска к работе

К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

Специалисты в сфере социальных проблем

Преподаватели в системе специального образования

3.1.1. Трудовая функция

Социально-психологическая и социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних клиентов

Уровень (подуровень) квалификации

Происхождение трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Диагностика и оценка психосоциального статуса, педагогической запущенности, реабилитационного потенциала несовершеннолетнего

Выявление и оценка ресурсов семьи, значимого для реабилитанта окружения

Разработка социально-психологического раздела индивидуального маршрута реабилитации и согласование его с руководителем подразделения (организатором реабилитационного случая), членами реабилитационной команды, реабилитантом и его законными представителями

Доведение до сведения реабилитанта и(или) его законных представителей алгоритма и процедуры реализации социально-психологического и социально-педагогического разделов индивидуального маршрута реабилитации, получение письменного согласия на ведение случая

Консультирование реабилитанта, его законных представителей, специалистов образовательных, социозащитных и медицинских организаций по вопросам социально-психологической реабилитации несовершеннолетнего

Разработка рекомендаций и оказание помощи реабилитанту-инвалиду в организации реабилитационной среды, обустройстве его жизненного пространства, преодолении психологических барьеров при использовании реабилитационного оборудования; психологическая адаптация к техническим средствам реабилитации

Консультирование семьи, формирование группы психологической поддержки для реабилитанта и членов его семьи, в том числе с участием семей других реабилитантов

Выбор программы социокультурной реабилитации, реабилитационного досуга и обеспечение реабилитанту доступа к этим программам

Мониторинг и оценка результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации

Оценка степени риска нарушений адаптации реабилитанта и разработка рекомендаций по его сопровождению после завершения индивидуального маршрута реабилитации

Отслеживание динамики психосоциального статуса реабилитанта

Документирование хода социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетнего и составление отчета по их результатам для целей аудита и передача их в соответствующие инстанции

Анализировать причины, ставшие основанием для направления несовершеннолетнего на реабилитацию

Определять оптимальный перечень мероприятий социально-психологической и социально-педагогической реабилитации и очередность их выполнения

Прогнозировать результаты реабилитации на основании оценки потребностей, личностных ресурсов и рисков реабилитанта, его жизненной ситуации

Подбирать эффективные методы социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетнего в соответствии с его актуальным состоянием, уровнем развития, возрастом, образованием, социальным статусом

Определять готовность реабилитанта к участию в индивидуальных и групповых программах реабилитации

Владеть методами мобилизации личностных ресурсов реабилитанта его социальной сети

Взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной, медицинской и другими службами по вопросам комплексной реабилитации в интересах реабилитанта

Обучать родителей (законных представителей), педагогов образовательных организаций, специалистов медицинских, социозащитных учреждений методам психологической поддержки, воспитания, восстановительного обучения реабилитанта, при необходимости консультировать по вопросам обустройства реабилитационной среды для реабилитанта-инвалида и оптимальным способам адаптации к ней

Оценивать результаты реабилитационных мероприятий в соответствии с возможностями самого реабилитанта, его ближайшего окружения и средовых ресурсов

Применять методы и технологии психосоциального тренинга, ведения групп психологической поддержки, консультирования, сопровождения и другие технологии и методы социально-психологической и социально-педагогической помощи несовершеннолетним с учетом их ментальных, поведенческих, сенсорных, психомоторных и других особенностей

Протоколировать ход обследования, оформлять заключения по результатам индивидуального маршрута реабилитации, готовить отчеты, вести соответствующую документацию

Развивать и поддерживать обмен профессиональными знаниями с другими специалистами по комплексной реабилитации

Взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной и медицинской службой и другими организациями по вопросам комплексной реабилитации в интересах реабилитанта

Проявлять позитивное отношение, терпимость, выражать эмоциональную поддержку реабилитанту, его законным представителям

Законодательство по вопросам образования, опеки и попечительства несовершеннолетних, дополнительных гарантиях, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социального обслуживания детей-инвалидов и другая нормативная правовая документация в области оказания психологической, педагогической, реабилитационной помощи несовершеннолетним, законодательство в области защиты персональных данных

Назначение, критерии отбора и способы использования психодиагностических методик, необходимых для обследований, показания и противопоказания к их использованию в соответствии с состоянием здоровья, возрастом, уровнем потенциального и актуального развития, образования, культуры несовершеннолетнего

Процедура психодиагностики, организация и осуществление индивидуального маршрута реабилитации, мониторинг и оценка результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних

Методы и технологии социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних

Основы практики эргономики, эрготерапии, кинезиотерапии, использования технических средств реабилитации

Основы практики социокультурной, психологической, медицинской реабилитации

Методы мобилизации личностных, семейных ресурсов несовершеннолетнего, ресурсов значимого для него окружения

Основные методы и способы медиации, разрешения конфликтных ситуаций

Технологии мониторинга и оценки результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации

Типы документации и способы ее ведения, классификация плановых документов, процедура их согласования и принятия

Соблюдение правил профессиональной этики и деонтологии

3.1.2. Трудовая функция

Социально-психологическая и трудовая реабилитация трудоспособных клиентов

Происхождение трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Диагностика и оценка психосоциального, социально-психологического, трудового потенциала реабилитанта, составление письменного заключения по результатам диагностики

Профессиональная диагностика реабилитанта

Выявление и оценка ресурсов семьи, значимого окружения реабилитанта

Составление прогноза результатов трудовой и социально-психологической реабилитации, согласование его со специалистами реабилитационной команды, при необходимости корректировка

Доведение до сведения и подробное описание реабилитанту алгоритма и процедуры реализации трудового и социально-психологического разделов индивидуального маршрута его реабилитации, получение письменного согласия на ведение случая

Профессиональное и психологическое консультирование реабилитанта

Психологическая поддержка реабилитанта в процессе поиска работы и сохранения рабочего места

Помощь при необходимости реабилитанту-инвалиду в организации реабилитационной среды, обустройстве его жизненного пространства, преодолении психологических барьеров при использовании реабилитационного оборудования, психологической адаптации к техническим средствам реабилитации

Семейное консультирование, формирование группы психологической поддержки для реабилитанта и членов его семьи, в том числе с участием семей других реабилитантов

Мониторинг трудовой и социально-психологической реабилитации, отслеживание реабилитационного результата

Оценка степени риска нарушений адаптации реабилитанта и разработка рекомендаций по его социально-психологическому сопровождению после завершения индивидуального маршрута реабилитации

Владеть методами профессионального консультирования, направленного на формирование адекватного профессионального самоопределения, разработку и реализацию личного карьерного плана, коррекцию неадекватных трудовых установок реабилитанта

Владеть методами семейного консультирования, направленного на мобилизацию поддерживающих ресурсов семьи

Владеть методами диагностики и оценки реабилитационного потенциала клиента, навыками оценки его состояния по данным врачебной медико-физиологической оценки

Определять готовность реабилитанта к участию в индивидуальных и групповых программах реабилитации

Определять приоритетность и очередность выполнения реабилитационных мероприятий

Оценивать индивидуальный прогресс реабилитанта

Протоколировать ход обследования, оформлять заключения по результатам, готовить отчеты, вести соответствующую документацию

Развивать и поддерживать обмен профессиональными знаниями с другими специалистами по комплексной реабилитации

Взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной и медицинской службой и другими организациями по вопросам комплексной реабилитации в интересах реабилитанта

Проявлять позитивное отношение к гражданину, терпимость, выражать эмоциональную поддержку

Законодательство в области социальной защиты инвалидов, социального обслуживания населения, охраны здоровья граждан, национальные стандарты в области предоставления реабилитационных услуг инвалидам и другие нормативно-правовые акты в области трудового, гражданского и семейного законодательства, защиты персональных данных

Критерии оценки индивидуальной нуждаемости гражданина в социально-психологической и трудовой реабилитации

Спрос и предложение рабочей силы различных специальностей и квалификации на региональном рынке труда, процесс найма и практика трудоустройства реабилитантов

Процедура подачи жалоб, разрешение трудовых споров в суде

Цели, формы и методы трудовой экспертизы

Технические средства реабилитации

Методы профессиональной диагностики, профессионального отбора и подбора

Основы теории и практики трудовой, социально-психологической реабилитации

Методы индивидуального и семейного консультирования

Методы и способы медиации, разрешения конфликтных ситуаций

Техники эффективной коммуникации с реабилитантами, в т.ч. с особыми потребностями здоровья (сенсорными, психическими и другими нарушениями)

Основы практики эргономики, эрготерапии, кинезиотерапии, использования технических средств реабилитации

Технология проведения мониторинга и оценка результатов трудовой и социально-психологической реабилитации

Типы и объем документации и способы ее заполнения (ведения), классификация плановых документов, процедуры их согласования и принятия

Соблюдение правил профессиональной этики и деонтологии

3.1.3. Трудовая функция

Социальная и трудовая реабилитация пожилых людей с тяжелыми хроническими заболеваниями

Происхождение трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Диагностика и оценка психосоциального, социально-психологического, трудового потенциала реабилитанта, составление письменного заключения по результатам диагностики

Выявление и оценка ресурсов семьи, значимого окружения реабилитанта

Оценка возможности самостоятельного проживания реабилитанта и получения им реабилитационных услуг в домашних условиях, определение факторов риска

Прогнозирование результатов социальной и трудовой реабилитации клиента, согласование прогноза со специалистами реабилитационной команды, при необходимости корректировка

Доведение до сведения, подробное описание реабилитанту алгоритма реализации социального, психологического и трудового раздела индивидуального маршрута реабилитации, получение письменного согласия на ведение случая

Разработка совместно с реабилитантом его личного профессионального плана, направленного на определение оптимальной для него профессиональной деятельности и трудовой занятости, способов его реализации (обучение, переобучение, овладение новыми навыками и т.д.), при необходимости коррекция профессиональных притязаний

Формирование у реабилитанта индивидуальных механизмов психологической защиты, психологической толерантности в ситуации постоянно стрессирующего воздействия болезни и (или) социальной среды, повышение эмоциональной стабильности, профилактика деструктивного поведения, направленного на самоизоляцию и одиночество

Помощь в подборе технических средств реабилитации, обустройстве жизненного пространства реабилитанта-инвалида, преодолении психологических барьеров в использовании реабилитационного оборудования

Психологическое консультирование реабилитанта

Семейное консультирование, формирование группы психологической поддержки для реабилитанта и членов его семьи, в том числе с участием семей других реабилитантов

Включение реабилитанта в программы творческой и социокультурной реабилитации

Мониторинг социальной и трудовой реабилитации и отслеживание реабилитационного результата

Документирование хода социальной и трудовой реабилитации и составление отчетов по ее результатам для целей аудита

Подбирать достоверные методы диагностики для исследования отношения реабилитанта к своему состоянию, трудовой занятости, лечению, качеству жизни, характеру и способам решения проблем, социальных связей и отношений с семьей (близкими), интересов, хобби и повседневных занятий, мобильности, мотивации на оптимальную независимость, самопомощь и т. д.

Определять готовность реабилитанта к реализации программ социального и профессионально-трудового раздела индивидуального маршрута реабилитации, участию в индивидуальных и групповых программах реабилитации. Взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной, психологической и медицинской и другими службами по вопросам комплексной реабилитации в интересах реабилитанта

Определять приоритетность и очередность выполнения реабилитационных мероприятий

Мобилизовывать личностные ресурсы реабилитанта, направленные на поддержание его социальных связей, интереса к повседневным занятиям или определение новых, требующих доступных усилий и позитивного взаимодействия с микросоциумом

Определять совместно с реабилитантом его жизненные стратегии

Проводить консультирование реабилитанта, направленное на самоосознание, переосмысление собственной жизни, самоопределение, поддержку его на основных этапах приспособления к мысли о смерти, снижение страха смерти

Проводить семейное консультирование, направленное на коррекцию взаимоотношений с реабилитантом, обучение членов семьи оптимальным способам организации его жизни, формированию продуктивных стереотипов взаимодействия в семье

Проводить профилактику синдрома эмоционального выгорания у членов семьи, лиц, осуществляющих уход, нивелировать влияние синдрома на отношение к реабилитанту

Протоколировать ход обследования, оформлять заключения по результатам, готовить отчеты, вести соответствующую документацию

Развивать и поддерживать обмен профессиональными знаниями с другими специалистами по комплексной реабилитации

Взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной и медицинской службой и другими организациями по вопросам комплексной реабилитации в интересах реабилитанта

Проявлять позитивное отношение к клиенту, терпимость, выражать ему эмоциональную поддержку

Законодательство в области социального обслуживания, социальной защиты населения, граждан пожилого возраста и инвалидов, охраны здоровья граждан, национальные стандарты в области предоставления реабилитационных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам и другие регулирующие документы в области трудового, гражданского и семейного законодательства, защиты персональных данных

Критерии оценки индивидуальной нуждаемости гражданина в реабилитационной помощи

Процесс найма и практику трудоустройства реабилитантов

Основы теории и практики геронтологии, геронтопсихологии

Основы теории и практики трудовой, социокультурной, психологической, медицинской реабилитации пожилых людей

Основы теории и практики паллиативной помощи

Реабилитационные ресурсы территории проживания клиента

Методы индивидуального и семейного консультирования

Технические средства реабилитации

Методы и способы медиации, разрешения конфликтных ситуаций

Основы практики эргономики, эрготерапии, кинезиотерапии

Технологии проведения мониторинга и оценка результатов социальной и трудовой реабилитации

Технология организации анализа и составления отчетов

Техники эффективной коммуникации с реабилитантами, в том числе с особыми потребностями здоровья (сенсорными, психическими и другими нарушениями)

Методы индивидуального и семейного консультирования

Правила профессиональной этики и деонтологии

Соблюдение правил профессиональной этики и деонтологии

ГАРАНТ:

Нумерация подразделов приводится в соответствии с источником

3.3. Обобщенная трудовая функция

Организация реабилитационной помощи уязвимым категориям населения

Происхождение обобщенной трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Возможные наименования должностей

Руководитель реабилитационного подразделения

Требования к образованию и обучению

Высшее образование, дополнительное профессиональное образование по специальным программам

Требования к опыту практической работы

Стаж работы в социальной сфере в качестве специалиста по комплексной реабилитации, врача, психолога, педагога, специалиста по социальной работе, руководителя подразделения не менее 3 лет

Особые условия допуска к работе

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

Руководители функциональных и других подразделений и служб

3.3.1. Трудовая функция

Организация и управление реабилитационным случаем

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *