специалист по воспитанию и обучению детей
Специалист по воспитанию и обучению детей
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Выбор профессии воспитателя – это очень ответственное решение.
Статья:
Выбор профессии воспитателя – это очень ответственное решение. Это не просто работа с детьми, но серьезный и объемный постоянный труд, в первую очередь, для пополнения и расширения собственных знаний. Все педагогические работы воспитателей направлены на то, чтобы создать воспитанникам детского сада максимально комфортные условия, при которых дети будут успешно развиваться как творческие свободные личности.
Сейчас очень много внимания уделяется образованию и воспитанию детей, а детские дошкольные учреждения – это первая ступень в системе обучения. Очень важно, чтобы малыши легко прошли процесс адаптации после комфортных домашних условий, социализировались и органично влились в детский коллектив, научились продуктивно взаимодействовать со взрослыми. Именно поэтому столь велика роль психолого-педагогической работы воспитателя. Ему предстоит выбирать такие способы, методы и системы воспитания и обучения, которые будут соответствовать психофизическому развитию ребенка, характерному для его возраста. Это очень важный момент, потому что любые попытки обучить малыша действиям и понятиям, недоступным для его понимания в силу возраста, обречены на провал. Так что кроме значительных знаний и умений, применения их на практике, огромной любви к детям, тактичности и эмпатии воспитателю необходимо иметь и определенные познания в психологии дошкольника.
Профессия воспитателя в детском образовательном учреждении
Воспитатель – это специалист по воспитанию и обучения детей дошкольного возраста. Фактически этот период охватывает от полугода до 6 лет, то есть самые важные годы в жизни ребенка. В это время он формируется как личность, вылепливается и укрепляется его характер, раскрываются возможности. Кроме того, в этот период закладываются основные знания, которые затем будут использоваться человеком в течение всей его жизни.
Это означает, что работа воспитателя с детьми этого возраста является исключительно важной и ответственной. От того, насколько успешен будет педагог как профессионал, от уровня и качества педагогического опыта работы воспитателя ДОУ зависит будущность каждого его воспитанника.
Воспитатели работают в разных типах дошкольных учреждений: в детских садах, детских домах, интернатах, специализированных детских образовательных учреждениях. Фактически они заменяют воспитанникам родителей, занимаясь их воспитанием, обучением, повседневным уходом, заботой о здоровье и привитием правильных привычек и манер поведения.
Обязанности воспитателя на рабочем месте:
Особое место занимают педагогические методы в работе воспитателя. Он не просто ведет себя как «заменитель папы с мамой» в то время, когда они находятся на работе. У воспитателя дошкольного учреждения намного более широкая и ответственная роль. Он занят воспитанием ребенка как личности, а это значит, что ему необходимы обширные знания во множестве различных дисциплин – в психологии дошкольного возраста, методике преподавания, умении привлечь внимание и удержать его, а также огромное количество иных умений. В частности, у него должны быть способность рисовать, лепить, выполнять поделки из различных материалов, танцевать, петь, декламировать стихи, проектировать и организовывать праздники, утренники и торжественные мероприятия, работать с родителями и многое другое. Все это говорит о том, что сам педагог должен не только всем сердцем любить детей, но и быть всесторонне развитой, гармоничной личностью.
Компетенции воспитателя
Цель педагогической работы воспитателя состоит в воспитании свободной, всесторонне развитой, психически и физически здоровой, творческой личности. Ребенок после завершения пребывания в детском образовательном учреждении должен быть полностью подготовленным к учебе в школе, то есть иметь необходимый набор знаний и умений, способность к свободной коммуникации, умение на должном уровне обслуживать себя, крепкое здоровье и развитую, устойчивую психику. Для осуществления такой ответственной работы воспитателю детского сада необходимые следующие компетенции:
Для определения качества и успешности, а также выявления возможных ошибок и недочетов используется анализ педагогической работы воспитателя. По его результатам можно судить, насколько хорошо воспитатель справляется со своими профессиональными обязанностями. Также такой анализ служит основанием для присуждения той или иной квалификации по результатам прохождения аттестации.
Огромное значение имеет и участие воспитателя в работе педагогических советов. На них проводятся творческие отчеты, обмен опытом, обсуждение проведенных проверок и так далее. Все это положительно сказывается на дальнейшей деятельности воспитателя в ДОУ.
Также успешно разобраться в сложностях работы, особенно молодым специалистам, помогают различные публикации, печатные и электронные издания, профильные сайты и форумы. В качестве опорного материала можно использовать и готовые курсовые работы по педагогической деятельности воспитателя. Это не образцы для копирования, а способ систематизировать и усвоить важную для собственной дальнейшей деятельности информацию
Практические вопросы
Начинающие воспитатели часто задают вопрос, входит ли работа воспитателем в педагогический стаж. Это зависит от того, какую именно должность занимает воспитатель. Воспитатели и старшие воспитатели могут претендовать на получение досрочной педагогической пенсии, так как их работа входит в педагогический стаж. Но это положение не касается помощников воспитателя и младших воспитателей, так как по номенклатуре их должность не относится к педагогической.
Также многих интересует работа воспитателем без педагогического образования. На данный момент воспитателем может стать только человек, имеющий высшее или среднее педагогическое образование по специальности «Обучение и педагогика», а также тот, кто имеет высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное образование по направлению «Образование и педагогика».
Профессии, связанные с детьми: Топ-12 специальностей
Здравствуйте, уважаемые читатели dohodinet.ru. Работу с детьми многие считают творческой и благородной. Заботиться о подрастающем поколении, воспитывать и учить — действительно, важно и почетно. Однако профессии, связанные с детьми, подразумевают не только непринужденное общение с подопечными, но и большую ответственность и повышенные нагрузки.
Кому подойдет работа с детьми
Учителю, воспитателю, детскому врачу или психологу приходится много общаться. Причем это не только взаимодействие с ребенком или детским коллективом. Немало времени уходит на коммуникации с родителями, руководством и многочисленными проверяющими.
Поэтому, если интенсивное общение вас утомляет или напрягает, лучше не выбирать работу, связанную с детьми.
К педиатрам, педагогам, организаторам дополнительного образования предъявляют серьезные требования:
Другими словами, необходимо быть готовым к постоянным проверкам и контролю со стороны руководства и родителей.
Немало времени отнимают отчеты, учебные планы и другая бумажная работа. Многие увольняются из-за горы документов, с которыми приходится возиться помимо своих прямых обязанностей.
Но все эти недостатки компенсируются живым творческим общением с детьми и возможностью профессиональной самореализации.
Как получить необходимое образование
Специальности, связанные с детьми, можно освоить в вузах или средне-специальных учебных заведениях. Второй вариант подойдет даже выпускникам 9 класса, которые смогут получить полное среднее образование в техникуме.
Педагогические институты и колледжи готовят учителей-предметников, школьных психологов, воспитателей, дефектологов и логопедов. Специальность «педиатр» получают в медицинском институте или университете. Тренерами становятся выпускники спортивных факультетов педуниверситетов или институтов физической культуры.
12 профессий для тех, кто любит детей
Список профессий, связанных с воспитанием и развитием ребенка, достаточно велик. Начнем со сферы образования, которое включает в себя дошкольное, школьное, дополнительное и специальное.
Человек, чья работа предполагает тесный контакт с детьми, не должен иметь судимость. При трудоустройстве от соискателя потребуется справка об ее отсутствии.
Воспитатель
Работает с детьми дошкольного возраста (от 2 до 6 лет). Самые маленькие подопечные преимущественно нуждаются в заботе и присмотре. С воспитанниками старшего дошкольного возраста (4–6 лет) проводится подготовка к поступлению в школу: обучение счету, чтению, рисованию. В детских садах с детьми занимается музыкальный работник, специалист по физическому развитию, психолог, логопед.
Воспитатель получает полноценное педагогическое образование с упором на психологию и физиологию раннего детского возраста. Это особенно важно при работе с «проблемными» дошкольниками (с задержкой речевого и психического развития).
Учитель начальных классов
Преподает основные общеобразовательные предметы детям 6–10 лет. Педагог начальной школы закладывает базу знаний, учит вчерашних детсадовцев жить в коллективе, ведет внеклассную воспитательную работу. От того, насколько успешным было обучение в течение первых школьных лет, во многом зависит и дальнейшее обучение, вплоть до сдачи ЕГЭ.
Учитель начальных классов должен быть хорошим психологом, организатором, и, разумеется, хорошо знать основы обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Эта работа подойдет терпеливым и заботливым женщинам, которые любят взаимодействовать с маленькими детьми.
В последние годы нагрузка на учителей начальной школы возросла: они несколько раз в неделю проводят занятия с будущими первоклассниками (нулевой класс).
Учитель-предметник
Работает с детьми среднего и старшего звена, готовит их к итоговой аттестации в 9 и 11 классе. Предметнику важно хорошо знать методику преподавания, требования к содержанию образования, регламент проведения проверочных работ и экзаменов.
От знаний по конкретным предметам зависит, насколько успешным будет поступление выпускников в вузы и колледжи, да и выбор будущей профессии связан с качеством преподавания той или иной школьной дисциплины.
Учитель-предметник должен хорошо разбираться в своей специальности и настраивать детей на продолжение образования и получение востребованной профессии.
Предметники составляют подавляющее большинство современных российских учителей. Это востребованная профессия, правда, не с самой высокой зарплатой.
Методист
Разрабатывает основы преподавания тех или иных школьных дисциплин — от поурочного планирования в младшей, средней или старшей школе до общих принципов обучения. Методистами становятся опытные учителя, отработавшие не один год в школе или ученые-педагоги, сотрудники вузов и исследовательских лабораторий.
Методист, как правило, имеет научную степень и предлагает инновационные схемы обучения. Перед тем, как новые программы «приходят» в школу, их проверяют на небольших группах учащихся внутри класса. Самые эффективные приемы и методики в дальнейшем распространяются на всю систему образования.
Методисты разрабатывают и стандарты педагогического образования — содержание и форму обучения будущих учителей и психологов.
Школьный психолог
Относительно новая специальность, появившаяся в школе несколько лет назад. Психолог работает как с классными коллективами, так и с отдельными учащимися.
Самые частые проблемы — конфликты внутри класса, проблемы коммуникации с преподавателями, родителями и другими значимыми взрослыми.
Задача психолога — оздоровить атмосферу в коллективе или микрогруппе, развить навыки общения, выявить детей с аномалиями в психическом развитии. Для этого проводятся беседы, специальные диагностические мероприятия (опросы и тесты).
Нередко психолога привлекают для разрешения конфликтных ситуаций наряду с классными руководителями и учителями.
Педагог дополнительного образования
Наряду с предметами общеобразовательного цикла многие учащиеся изучают дополнительные дисциплины. Это могут быть привычные занятия в музыкальной или художественной школе, творческие кружки, фольклорные коллективы. Не менее распространены и относительно новые направления: йога, робототехника, компьютерный дизайн и моделирование.
Основная задача педагога дополнительного образования — увлечь ребенка своим предметом, доступно рассказать о незнакомой сфере знаний, помочь с профориентацией, особенно если речь идет о ручном творчестве.
Тренер
Детский спорт относится к активно развивающимся направлениям дополнительного образования. В каждом городе есть спортивные школы (государственные и частные), детские секции игровых видов спорта, единоборств. Не менее востребована и работа тренера-реабилитолога, который помогает детям с ограниченными возможностями.
Детский тренер должен хорошо знать детскую психологию и физиологию, уметь работать и с перспективными ребятами, и со «средними» детьми. Не менее важно создать здоровую рабочую атмосферу в коллективе и мотивировать ребенка на достижение результатов.
Хорошие тренеры получаются из бывших спортсменов и выпускников спортивных факультетов педагогических институтов.
Переполненные детские сады не могут вместить всех детей сразу. Поэтому многим родителям приходиться ждать своей очереди годами. Не у всех есть бабушки и дедушки, готовые присматривать за внуками. Ведь пенсионный возраст подняли, так что пожилые родственники вынуждены работать. Молодым родителям остается два варианта: одному из супругов уволиться с работы, либо нанять няню. Родители, для которых карьерный рост и семейный достаток важнее, выбирают второй вариант.
В основные обязанности няни входит:
Няня должна иметь педагогическое или медицинское образование. Не менее важны и личностные качества человека. Женщина должна уметь находить общий язык с детьми, быть спокойной, вежливой, доброжелательной.
Аниматор
Аниматор специализируется на проведении детских и взрослых мероприятий. Основная задача аниматора – развлечь аудиторию, поэтому в ход идут всевозможные приемы для создания атмосферы настоящего праздника: костюмы, конкурсы, игры, фокусы и т.д.
Профессиональный аниматор должен обладать актерскими способностями. Поэтому наличие образования в сфере актерского искусства будет большим плюсом при трудоустройстве. Ведущему детского мероприятия важно уметь быстро налаживать контакт с детьми, быть позитивным, веселым и жизнерадостным.
Все предыдущие профессии предполагают работу с условно «здоровыми» ребятами. Но, к сожалению, все чаще встречаются дети с проблемами (физическими, психологическими, психическими). С ними занимаются узкие специалисты — врачи, психиатры, реабилитологи.
Педиатр
Сопровождает ребенка от рождения и до 14–15 лет. Ведет прием в детской поликлинике, следит за соблюдением календаря прививок, назначает лечение, выписывает направления к врачам узкой специализации.
В идеале один врач должен постоянно следить за состоянием здоровья ребенка и знать все о его физическом и психическом развитии, но на деле педиатры часто меняются. Это не лучшим образом сказывается на состоянии пациента и качестве оказываемой помощи.
Педиатрию считают одной из сложных областей медицины и — вместе с тем — многие сознательно выбирают работу с самыми маленькими пациентами и не разочаровываются в этом.
Специальность «Педиатрия» получают в медицинских вузах и периодически подтверждают квалификацию, проходя дополнительное обучение и сертификацию.
Дефектолог
Занимается обучением и социализацией детей с ментальными нарушениями (расстройства аутичного спектра, задержка речевого развития, умственная отсталость). Работает в малых группах или индивидуально, использует специально разработанные методики, сотрудничает и координирует свои действия с психиатром и неврологом.
Профессия находится на стыке педагогики и медицины, поэтому хороший дефектолог должен разбираться в детской психиатрии и неврологических нарушениях.
Иногда единственный выход — использование медикаментов или помещение ребенка в специальное лечебное учреждение. В более легких случаях заметных результатов удается добиться интенсивными занятиями в коррекционных группах.
Логопед
Исправляет дефекты речи, проводит диагностику речевых нарушений и дает рекомендации для более серьезных медицинских процедур (если это необходимо).
Логопед исправляет шепелявость, картавость, невнятную дикцию. Некоторые специалисты занимаются исключительно логоневрозом (заиканием) или «запускают» речь (логопеды-дефектологи). Это крайне востребованная профессия, которая хорошо оплачивается.
Специальность «Логопед» можно получить в вузе, колледже или пройти дополнительное обучение на базе педагогического или медицинского образования.
Заключение
Специальности, связанные с детьми, их воспитанием, развитием и здоровьем, всегда пользуются спросом на рынке труда. И если зарплаты в государственных учреждениях невелики, то в частных медицинских или детских развивающих центрах совсем иные условия оплаты труда. Правда, для этого необходимо быть профессионалом и всей душой любить детей.
Профстандарт специалиста в области воспитания
Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания – это документ, в котором сформулированы современные запросы к уровню образования и функциям педагогов разного профиля: социальные педагоги, старшие вожатые, педагоги-организаторы, школьные библиотекари, тьюторы, воспитатели.
В 2016 году российское педагогическое сообщество с надеждой и некоторыми опасениями ожидало утверждения профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». Введение профстандарта должно было запустить ряд процессов в педагогической сфере:
Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания был утвержден приказом Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 года № 10н. Эксперты утверждают, что этот документ действительно внёс ясность в работу педагогов и помог решить ряд проблем в этой сфере.
Что содержится в профессиональном стандарте Специалист в области воспитания
Профстандарт 01.005 содержит общие сведения, трудовые функции с подробным пояснением необходимых знаний и умений, требования к образованию и обучению, особые условия допуска к работе педагогов.
Вид экономической деятельности – образование (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, профессиональное среднее, высшее, дополнительное для детей и взрослых).
Какие профессии регулирует
Согласно профессиональному стандарту 01.005, к специалистам в области воспитания относится ряд профессий:
В профстандарте сформулированы обобщенные трудовые функции специалистов в области воспитания:
Трудовые функции социальных педагогов
Социальный педагог – специалист, который работает с детьми и родителями не только в образовательной или специализированной организации, но и по месту жительства. Он помогает детям и подросткам адаптироваться в новой школе, занимается мониторингом неблагополучных семей и профилактикой правонарушений среди учащихся.
Согласно профессиональному стандарту, социальный педагог выполняет следующие функции:
Чтобы профессионально выполнять перечисленные трудовые действия, социальному педагогу необходимо обладать знаниями по следующим темам:
Трудовые функции старших вожатых
Старший вожатый- это специалист, работающий в сфере самоуправления обучающихся и организации деятельности детских общественных объединений в образовательной организации. Он организует кружки, игры и различные развлекательные мероприятия для учеников или воспитанников, чтобы дети могли полезно и интересно проводить свободное время.
Согласно профстандарту, старший вожатый выполняет следующие функции:
1) Оказание обучающимся педагогической поддержки в создании общественных объединений;
2) Педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений;
3) Развитие самоуправления обучающихся на основе социального партнерства социальных институтов;
Чтобы профессионально выполнять перечисленные трудовые действия, старшему вожатому необходимо обладать знаниями по следующим темам:
Трудовые функции педагогов – организаторов
Педагог-организатор – это специалист, который проводит праздники и различные мероприятия в образовательном учреждении. Он выявляет потребности и увлечения воспитанников или учеников, с учетом их возрастных и психологических особенностей, и обеспечивает условия реализации их творческого потенциала.
Согласно профстандарту, педагог-организатор выполняет следующие функции:
1) Организационно-педагогическое обеспечение проектирования и реализации программ воспитания;
2) Организация работы по одному или нескольким направлениям внеурочной деятельности;
3) Организационно-методическое обеспечение воспитательной деятельности;
Чтобы профессионально выполнять перечисленные трудовые действия, педагогу-организатору необходимо обладать знаниями по следующим темам:
Трудовые функции воспитателей (старших воспитателей)
Воспитатели бывают не только в детском саду, но и в начальной и средней школе, в профессионально-технических учебных заведениях и студенческих общежитиях. Профстандарт специалиста в области воспитания уточняет требования к этим воспитателям.
Согласно профстандарту, воспитатели (старшие воспитатели) выполняет следующие функции:
1) Планирование воспитательной деятельности с группой обучающихся;
2) Организация социально и личностно значимой деятельности группы обучающихся;
3) Организационно-методическое обеспечение воспитательного процесса в группе обучающихся.
Чтобы профессионально выполнять перечисленные трудовые действия, воспитателю необходимо обладать знаниями по следующим темам:
Трудовые функции педагогов-библиотекарей
Педагог-библиотекарь – это специалист по обработке, организации и управлению информационными услугами и материалами в библиотечном фонде образовательного учреждения.
Трудовые функции библиотекарей:
1) Информационно-библиотечное сопровождение учебно-воспитательного процесса;
2) Проведение мероприятий по воспитанию у обучающихся информационной культуры;
3) Организационно-методическое обеспечение мероприятий по развитию у обучающихся интереса к чтению;
Чтобы профессионально выполнять перечисленные трудовые действия, библиотекарю необходимо обладать знаниями по следующим темам:
Дистанционное обучение педагогов-библиотекарей в АБиУС
Трудовые функции тьюторов
К трудовым функциям тьюторов отнесены:
1) Педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
2) Организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
3) Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
Чтобы профессионально выполнять перечисленные трудовые действия, тьютору необходимо обладать знаниями по следующим темам:
Требования к образованию
Чтобы претендовать на одну из перечисленных должностей, согласно профессиональному стандарту, Вы должны иметь следующее образование:
Вариант 1. Высшее или среднее профессиональное по специальностям «Образование и педагогические науки;
Вариант 2. Высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по специальности.
И обучение по программе «Первая помощь (для педагогов)», «Охрана труда».
Обучение на социального педагога, педагога-библиотекаря, старшего вожатого
Почему для получения дополнительного профессионального образования выбирают АБиУС?