спасти рядового райана рецензия
Рецензия к фильму «Спасти рядового Райана» от Maiki
Каждое спасение имеет свою цену
Наверно практически каждый сможет назвать, а немногие просто забыть, одну из самых кровопролитных войн прошлого столетия. Люди превратились на той войне в безликую массу на общем фоне, залитым их кровью. Вторая Мировая затронула не просто весь мир, она затронула практически каждого, забрав вместе с собой близкого, жизнь или частичку самого себя. Набирая этот текст, невольно вспоминаешь и о своих близких, побывавших в этом нечеловеческом безумии. Кто-то спасал и помогал раненым в поезде, кто-то остался жив и побывал на вражеской территории, а кто-то и вовсе не любил и не говорил о том, что видел на той войне. Никогда. И никому. И таких историй миллионы, тех, кто стоял лицом к лицу в ожидании скорого боя. Никогда не зная, будет ли следующий и вернется ли он после домой.
Основной завязкой фильма послужит история одной семьи, на долю которой выпало нелёгкое испытание потерять сразу трёх сыновей на лишь одной войне. Но есть и четвертый, о котором после той высадки неизвестно даже жив ли он или уже давно присоединился к своим братьям. Это командование и поручает выяснить отряду из восьми человек во главе капитана Миллера, в исполнении Тома Хэнкса, чтобы найти и вернуть того самого солдата, рядового Райна, домой к его безутешной матери, пролившей уже и без того немало слез.
«Размышляешь, что важнее: задание или человек»
Фильм при такой драматургии блистательно удивляет и невероятными сценами сражений, монтаж которых заставляет дышать так медленно, что буквально начинаешь слышать биение своего сердца. Съемочная бригада при этом – это словно ручка очень бережного ученика, которая старательно выводит каллиграфическим почерком каждую сцену, каждый кадр, стараясь довести все до безупречности. Заставляя зрителя тем самым поверить в реальность происходящего на экране. И у них это получается.
Трагедия семьи Райна играет большую роль при всём этом. Авторы пытаются, на мой взгляд, задаться вопросом, а есть ли цена у жизни и возможно ли оценить одну жизнь за несколько? Как в случае рядового, так и во многих других, показанных на экране. Фильм заставляет задуматься хорошенько над этим, но дать однозначный ответ у меня так и не получилось. Рассуждения свелись к поиску ответа, ответ был получен, но вышел ли он истинным, я не знаю. Слышу звон, да не знаю где он. Кстати об этом, музыкальные композиции, звучащие в ленте, это ещё одна бесподобная вещь, которая также никого не оставит равнодушным. Джон Уильямс превращает буквально каждую свою композицию в фонтанирующий ключом музыкальный шедевр, который собой бесподобно украшает любое кино.
«Спасти рядового Райна» – это совсем не кино о войне и ее героях, это, прежде всего, история о людях на ней. Пронизанная вопросами о самопожертвовании, военной этике и человечности. Достоин ли военнопленный, который минуты назад жаждал твоей крови и убивал твоих товарищей, нашей пощады? Достоин ли человек, отнявший десяток жизней, чтобы спасти свою или чужую, иметь право сохранить собственную? Решать же, отвечать или нет на подобные вопросы, оставляют за зрителем. Говоря нам лишь словами героев картины, что на войне человек проверяется человеком, который с каждым убитым всё дальше отдаляется от дома.
Просмотр фильма Спасти рядового Райана (1998). Каждое спасение имеет свою цену онлайн доступен в конце статьи
Наверно пpaктически каждый сможет назвать, а немногие просто забыть, одну из самых кровопролитных войн прошлого столетия. Люди превратились на той войне в безликую массу на общем фоне, залитым их кровью. Вторая Мировая затронула не просто весь мир, она затронула пpaктически каждого, забрав вместе с собой близкого, жизнь или частичку самого себя. Набирая этот текст, невольно вспоминаешь и о своих близких, побывавших в этом нечеловеческом безумии. Кто-то спасал и помогал раненым в поезде, кто-то остался жив и побывал на вражеской территории, а кто-то и вовсе не любил и не говорил о том, что видел на той войне. Никогда. И никому. И таких историй миллионы, тех, кто стоял лицом к лицу в ожидании скорого боя. Никогда не зная, будет ли следующий и вернется ли он после домой.
Не каждый режиссёр отважится начать вступление фильма не с просто неудачной операции, а с одной из самых худших в истории этой войны. Но Стивен Спилберг всё же отважился на попытку, сделав это так филигранно, что смог передать через экран не просто огромный спектр душераздирающих эмоций, но и всё то, что испытали и прочувствовали на себе солдаты в День высадки в Нормaндии. Когда из-за ошибок и просчётов комaндования широкомасштабное наступление постигла огромная неудача, ценой которой стали жизни простых солдат. Стивен эту сцену решил показать нам глазами этих самых солдат. Выбрав для этого необычную и трясущуюся манеру съёмки, он заставил тем самым зрителя разделить вместе с ними горечь, страх, отчаяние и cмepть, творящиеся на поле сражения. Передав это нам по-настоящему очень страшно и очень кроваво. Но я немного обманул читателя, ведь вступление начинается не с войны, а с мира. А именно с истории незнакомого нам человека преклонного возраста, пришедшего вместе со своей семьёй почтить память на могилу пока ещё неизвестного для зрителя солдата. Но то, с каким пронзительным взглядом он смотрит на надгробие, скажет нам о многом. Сильная и эмоциональная сцена, каких по ходу сюжета мы увидим ещё не мало.
Основной завязкой фильма послужит история одной семьи, на долю которой выпало нелёгкое испытание потерять сразу трёх сыновей на лишь одной войне. Но есть и четвертый, о котором после той высадки неизвестно даже жив ли он или уже давно присоединился к своим братьям. Это комaндование и поручает выяснить отряду из восьми человек во главе капитана Миллера, в исполнении Тома Хэнкса, чтобы найти и вернуть того самого солдата, рядового Райна, домой к его безутешной матери, пролившей уже и без того немало слез.
«Размышляешь, что важнее: задание или человек»
Фильм при такой драматургии блистательно удивляет и невероятными сценами сражений, монтаж которых заставляет дышать так медленно, что буквально начинаешь слышать биение своего сердца. Съемочная бригада при этом – это словно ручка очень бережного ученика, которая старательно выводит каллиграфическим почерком каждую сцену, каждый кадр, стараясь довести все до безупречности. Заставляя зрителя тем самым поверить в реальность происходящего на экране. И у них это получается.
Трагедия семьи Райна играет большую роль при всём этом. Авторы пытаются, на мой взгляд, задаться вопросом, а есть ли цена у жизни и возможно ли оценить одну жизнь за несколько? Как в случае рядового, так и во многих других, показанных на экране. Фильм заставляет задуматься хорошенько над этим, но дать однозначный ответ у меня так и не получилось. Рассуждения свелись к поиску ответа, ответ был получен, но вышел ли он истинным, я не знаю. Слышу звон, да не знаю где он. Кстати об этом, музыкальные композиции, звучащие в ленте, это ещё одна бесподобная вещь, которая также никого не оставит равнодушным. Джон Уильямс превращает буквально каждую свою композицию в фонтанирующий ключом музыкальный шедевр, который собой бесподобно украшает любое кино.
«Спасти рядового Райна» – это совсем не кино о войне и ее героях, это, прежде всего, история о людях на ней. Пронизанная вопросами о самопожертвовании, военной этике и человечности. Достоин ли военнопленный, который минуты назад жаждал твоей крови и убивал твоих товарищей, нашей пощады? Достоин ли человек, отнявший десяток жизней, чтобы спасти свою или чужую, иметь право сохранить собственную? Решать же, отвечать или нет на подобные вопросы, оставляют за зрителем. Говоря нам лишь словами героев картины, что на войне человек проверяется человеком, который с каждым убитым всё дальше отдаляется от дома.
.
.
Отзывы о фильме «Спасти рядового Райана»
Спасти рядового Райана
Боевик, Военный (США, 1998)
Рейтинг IMDB: 8.6 (1 299 441 голос)
Отзывы
«Многие ветераны войны выразили благодарность Стивену Спилбергу, снявшему, по их мнению, достоверное кино. Именно они посоветовали Стивену показать в кадре многочисленные натуралистичные моменты тем самым, приблизившись к реальным событиям.»
«The movie that inspired to the world to remember»
И для меня этот слоган объясняет все. Это идеальный фильм о войне. Да. Ведь тут показывается ужас, в который кидают молодых парней, не готовых к таким поворотам судьбы, не готовых смотреть прямо в лицо смерти. Они сражаются, иногда сами не понимая за что. Кто бы не хотел оказаться в родном доме, на мягком диване, в родной гостиной, где пахнет свежей маминой выпечкой, а не барахтаться в грязи смешанной с кровью товарищей, которых разрывает на мелкие кусочки, прямо у тебя на глазах. Кто к такому может быть готов? В наше время мы не особо и задумываемся над тем, через что пришлось пройти ветеранам, старичкам которых мы видим, и которых с каждым годом становится все меньше. Мы воображаем себе нечто вроде компьютерной игры, война для нас всего лишь звук прошлого, без души. А ведь насколько страшно, жутко и жестоко все могло происходить на самом деле! Нам преподают войну со взгляда политики. Мы видим только оболочку, но не чувства тех, кто из-за «эгоистичных, жадных к власти верхушек» отдает свою жизнь.
Почему восемь молодых парней должны рисковать собой, ради спасения одного?? Они сами не понимают до конца значение этой миссии, но выполняют ее.
Для таких картин нужно быть готовым, их нужно жаждать, к ним нужно стремится. Всему свое время, и надеюсь, вам однажды удастся отыскать его для этой военной драмы.
С другой, в чем-то фильм меня не удовлетворил, во многом благодаря «Ярости» 2014-го года, которая пока остается моим идеалом военного фильма. Не хватило жесткости (крови достаточно, а вот человеческой жесткости мало, все больше плача и слез, если ругательства и угрозы, то как-то или робко, или истерично). Залило пафосом, смотрящимся на фоне военного ада довольно жалко. А мысль про спасенного рядового, пусть и дельная, не была, на мой взгляд, доведена до конца и как-то зыбко прошла через фильм.
В итоге понравилось, фильм хорош, но из-за перечисленного до высшей оценки не дотянул.
В очередной раз я убедилась, что Спилберг снимает потрясающие фильмы. И не только по боевым сценам и по количеству крови. Прежде всего, в эмоциональном плане. И снова фильм о войне. Войне глазами американского солдата. Да и не важно, к какой стране принадлежит он. Это мог быть любой другой парень в годы Второй мировой. Сколько таких людей уходило на фронт, сколько из них осталось там, на поле боя, а сколько людей пропало без вести. Если солдат жив – хорошо, если солдат умер – тебе есть куда прийти, но как быть, если твоё местонахождение не известно? И что делать, если все твои братья погибли, и разом пришло 3 похоронки, а четвёртый пропал.
Что есть смелость? Сейчас это на спор выпить ящик пива, а тогда речь шла о человеческих жизнях. Шли за то, чтобы у других, не у себя была надежда. Шли, чтобы действительно помочь, а не просто покуражиться. Бросались, чтобы спасти другого, вытаскивая на своих плечах, не ожидая благодарности. Вот и здесь, мужчины, мальчишки, все они разные, со своими склонностями. Кто-то профи, а кто-то слабак и трус. Но все они одна команда. Можно долго, часами хвалить этих людей, но зачем? История основана на реальных событиях и её точно никто не забудет. Главное это не наша оценка, в современном мире границы стёрты, между добром и злом. Круто всегда то, что является плохим. Но кого помним мы? Райан задаёт себе тот же вопрос, а был ли он достойным человеком? Был, потому что не дрогнул, был – потому что не сбежал как трус, когда была возможность.
Фильм о нелепости войны. Спасая рядового Райана
Архивный проект «Радио Свобода на этой неделе 20 лет назад». Самое интересное и значительное из архива Радио Свобода двадцатилетней давности. Незавершенная история. Еще живые надежды. Могла ли Россия пойти другим путем?
«Камера оператора находится на уровне глаз бегущего человека, ее так же трясет, и она видит и слышит только то, что видит краем глаза и слышит краем уха оглушенный и загнанный в ловушку солдат. «
Боб Стюарт: В какую-то секунду ты понимал: ты или остановишься и будешь точно убит, или ты что-то предпримешь и тогда у тебя, по крайней мере, есть шанс. И это состояние Стивен Спилберг абсолютно точно воспроизвел в первых минутах своего фильма.
Сцена кровавого хаоса на Омаха-Бич в фильме Спилберга продолжается двадцать шесть минут, но мне показалось, что за это время я не перевела дыхание. И не только я. Репортаж от кинотеатра «Челси-Уэст», сделанный после сеанса, ведет Рая Вайль.
Рон Коэн: Это был замечательный фильм, я плакал в конце. Этот фильм переворачивает душу.
Рая Вайль: Еще один мужчина постарше сказал, что эмоционально так подавлен, что даже говорить не может. Женщина средних лет вытирает слезы.
Зрительница: Я не могу говорить об этом. Очень трогательный и очень тяжёлый фильм.
Рая Вайль: 43-летний Джонатан говорит, что тоже не видел ничего подобного.
Рая Вайль: Говорит 23-летний архитектор Эрик Сафиан.
Марина Ефимова: А вот как оценивает фильм Спилберга актер Том Хэнкс, известный по многим фильмам, включая «Форрест Гамп» и «Аполлон-13», исполняющий роль главного героя фильма капитана Миллера. Когда у Хэнкса спросили, можно ли назвать этот фильм патриотическим, он ответил:
Том Хэнкс: Я бы сказал, что он патриотичен как День Поминовения, а не как День Победы или День Ветеранов.
Марина Ефимова: Кино занимает важное место в жизни американцев, но не настолько важное, чтобы выйти на первые полосы газет, чего удостоен фильм Спилберга. Послушаем отзывы известных кинокритиков.
Джанет Маслин: Когда в фильме «Спасая рядового Райана» убивают солдат, товарищи достают у них из нагрудных карманов заготовленные письма домой. Если письмо залито кровью, его аккуратно переписывают. Эти письма – взгляд изнутри. Мрачно-великолепный фильм Спилберга больше всего похож на последнее отчаянное письмо домой.
«Мрачно-великолепный фильм Спилберга больше всего похож на последнее отчаянное письмо домой»
Марина Ефимова: Но, вернемся к фильму. Любопытно, что как и в реальной солдатской жизни, в фильме практически нет высокого начальства. Разве что полковник, который передает взводу из восьми человек во главе с капитаном Миллером неожиданное боевое задание. При высадке в Нормандии погибло три родных брата по фамилии Райан. И четвертого, последнего, который тоже сражается рядовым где-то в Нормандии, командование решает немедленно отыскать, демобилизовать и отправить домой к матери. Поиски рядового Райана на территории, которая частично освобождена, а частично находится в руках немцев, составляют основной сюжет, а моральная дилемма этого боевого задания – главный, как теперь говорят, месседж фильма. Дело в том, что во взводе разгорается ожесточенный спор о правомочности их миссии. Рядовой Рейберн из Нью-Йорка представляет идею права и справедливости.
Рядовой Рейберн: Вы можете объяснить мне резон спасать одного ценой жизни восьмерых? А? Утешить мать? У меня тоже есть мать. У всех есть мать. Даже у капитана есть мать.
Марина Ефимова: Сомневается в правомочности их миссии и сам капитан Миллер.
Том Хэнкс: Капитан Миллер говорит: «Я должен жертвовать жизнью своих людей ради выполнения боевого задания, но в данном случае задание – спасение жизни человека. Так стоит одно другого или нет?»
Марина Ефимова: С гибелью каждого следующего человека проблема капитана Миллера и его редеющего взвода становится все острее. И неизвестно, чем бы кончился спор, если бы они как-то вдруг в полуразрушенном городке, занятом остатками американской роты, не нашли того, кого искали. Молоденький солдатик Джеймс Райан вместе с дюжиной других оставлен сторожить мост и, в случае появления немцев, удерживать его до прихода своих. И он отказывается уйти с поста. Райан говорит Миллеру, указывая на своих товарищей: «Они теперь единственные братья, которые у меня остались. Как я могу их бросить?» На ступенях уцелевшей колокольни патефон играет заезженную пластинку Эдит Пиаф. Капитан Миллер долго стоит в задумчивости, и тогда сержант, тот самый, который был с ним на Омаха-Бич, говорит ему:
Сержант: Может, когда-нибудь, оглянувшись, мы скажем себе, что спасение рядового Райана было единственным благородным делом во всем этом кровавом месиве.
Слава Цукерман: В последние несколько лет в американском кино происходят очень резкие изменения. Американское кино повзрослело, Америка меняется, становится более серьезной и более, я бы сказал, глубокой и европеизированной. Меняется и Спилберг, и делает крайне резкие шаги в этом направлении. Уже до такой степени, что в последнем его фильме все подчеркивают особый натурализм и правду деталей. Говорят, что такого никогда вроде даже и не было в показе войны. Несмотря на все это, Спилберг остается Спилбергом.
«»Список Шиндлера» тоже был не про жертв, не про лагеря, а был про человека, который спасает»
Марина Ефимова: Кинокритик газеты «The Christian Science Monitor» Дэвид Стерит.
Дэвид Стерит: Спилберг не сумел решить моральную дилемму, которую сам поставил, с той глубиной и неожиданностью, которая отличает лучшие фильмы о войне. Последний бой в фильме, хотя он так же ужасен, как и сцена взятия Омаха-Бич, уже носит на себе печать голливудского, то есть скалькулированного драматического и психологического эффекта. Фильм Спилберга не дотянул до великого.
«Истерически страшным бой делают не оторванные ноги и вывернутые кишки, а дикая случайность сражения»
«В фильме Спилберга спасают не столько рядового Райана, сколько реальность крови и смерти, погребенную под электронными вымыслами нашей эпохи»
kak_eto_sdelano
Как это сделано, как это работает, как это устроено
Самое познавательное сообщество Живого Журнала
Кинодраматург Роберт Родат написал сценарий «Спасти рядового Райана» в середине 1990-х годов под впечатлением от реальных обстоятельств Второй Мировой войны. Его заинтересовали как сами исторические события, вроде высадки союзников в Нормандии, так и связанные с ними моменты, например, сложившееся в ходе войны в американской армии правило — в случае гибели нескольких братьев эвакуировать оставшегося в живых с фронта домой.
За основу была взята история семьи Ниландов, у которой война забрала трех сыновей, после чего четвертого нашли во Франции и отправили домой. Оттолкнувшись от нее, Родат примерно за год написал сценарий об отряде, которому после высадки в Нормандии поручают вернуть в семью последнего оставшегося в живых из братьев-солдат Райанов.
Материал привлек внимание продюсера Марка Гордона (в его фильмографии к тому моменту было два десятка картин, в том числе «Скорость»). Он стал рассылать сценарий Родата голливудским знаменитостям. Вскоре им почти одновременно заинтересовались Том Хэнкс, который после «Филадельфии» и «Форреста Гампа» хотел расширить перечень своих драматических ролей, и Стивен Спилберг, который всегда интересовался темой войны, а после «Списка Шиндлера» думал вновь к ней обратиться, но сделать больший упор на батальной составляющей.
С добавлением картине размаха Спилбергу помог автор «Побега из Шоушенка« Фрэнк Дарабонт, приглашенный в качестве скрипт-доктора. В частности ему принадлежит идея начать картину со сцены «Дня Д». Любопытно, что именно эпизод высадки в Нормандии часто становится предметом критики. По мнению некоторых, из-за того, что сцена очень сильная и впечатляющая, дальше фильм начинает проигрывать в динамике, то есть в драматургической схеме присутствует определенный дисбаланс. Впрочем, поправить его призвана финальная сцена обороны французского деревни.
Как и полагается масштабному голливудскому проекту, «Спасти рядового Райана» укладывается в привычные драматургические схемы. При внимательном рассмотрении здесь обнаруживается соответствие и традиционной трехактовой структуре, и классической концепции мономифа.
В первом акте мы знакомимся с завязкой, — семья Райан теряет трех сыновей, и теперь необходимо вернуть матери четвертого, — и с главным героем, капитаном Джоном Миллером, которому вместе с отрядом поручают найти уцелевшего Райана. Также благодаря той самой сцене высадки союзников мы сразу окунаемся в пространство войны, узнаем ее истинное лицо.
После того, как герой соглашается на «путешествие» (по терминологии мономифа), начинается второй акт. Персонажи оказываются в неизвестном им мире, раскрывающемся через дальнейшие перипетии. Среди них — безуспешные попытки выполнить задачу (например, найденный Райан оказывается лишь однофамильцем) и ухудшением ситуации (некоторые члены отряда гибнут). Завершается второй акт обнаружением Райана на передовой и его отказом возвращаться в тыл, потому что он не может бросить друзей перед лицом опасности.
Третий акт связан с масштабным батальным эпизодом обороны моста и французской деревни — сцена знаменует для героев финальное испытание, которое окончательно их меняет. При этом вся история, по сути, является флэшбеком, поскольку обрамляется современными кадрами, в которых мы видим пожилого Райана, вспоминающего войну.
Также заметим, что первый и третий акт примерно равны друг другу по хронометражу и длятся около сорока-пятидесяти минут, а вот второй акт — самый протяженный — около семидесяти минут. При этом значительную часть и первого акта, и третего занимают большие батальные эпизоды.
Подготовка и кастинг: «эталонные американцы» и курс молодого бойца
Подбирая актеров, Спилберг руководствовался тем, что, по его наблюдению, люди другой эпохи выглядели несколько иначе, чем сейчас. Поэтому режиссеру было важно найти исполнителей, которые бы были максимально близки к «лицам, которые можно увидеть в хронике». Вместе с тем тон актерского состава задавал Том Хэнкс, «эталонный провинциальный американец», столь же обаятельный, сколь далекий от образа бравого супергероя. Исходя из подобных установок, в фильм были подобраны актеры, не имевшие статуса крупных звезд, в том числе Эдвард Бернс, Том Сайзмор, Барри Пеппер, Адам Голдберг, Вин Дизель, Джованни Рибизи, а также Мэтт Дэймон, в тот момент только начинавший набирать широкую популярность.
Локации и декорации: ирландский берег и Франция в Англии
Съемки фильма проходили с июня по сентябрь 1997 года в Европе. Одной из важнейших задач Спилберг считал максимально точную реконструкцию высадки на пляже под кодовым названием «Омаха-бич». Ввиду различных обстоятельств снимать на берегу Нормандии было невозможно, но режиссер настаивал на схожем пейзаже, рельефе и даже таком же желтом песке. Подходящий берег нашелся в графстве Уэксфорд на юго-востоке Ирландии.
Для съемок там были установлены противотанковые ежи, протянута колючая проволока и возведены доты и бункеры. В основном же группа работала в различных местах в Англии: в Хатфилде, Оксфордшире, Уилтшире.
Масштабная декорация полуразрушенного французского города для финальных сцен потребовала особых усилий. Ее возводили четыре месяца на базе британских ВВС неподалеку от Лондона. Также часть съемок прошла в Нормандии, в том числе открывающая и закрывающая сцены были сделаны на Американском кладбище и мемориале в Кольвиль-сюр-Мер.
Визуальное решение: влияние хроники, bleach bypass и ручная камера
Стивен Спилберг и Януш Камински на съемках фильма «Спасти рядового Раиана» (1998)
Для оператора Януша Камински «Спасти рядового Райана» стал четвертой совместной работой со Спилбергом и второй после «Списка Шиндлера», принесшей ему «Оскар». Однако, в отличие от «Шиндлера», новую картину авторы сразу собирались делать в цвете, но при этом так, чтобы визуальный ряд соответствовал эпохе. Цвет должен был быть особым — не ярким техниколоровским, как цветное кино 40-х, а приближенным к цветной хронике того времени, с сухими ненасыщенными цветами. Достигалось это с помощью технологий «удержание серебра» (bleach bypass) и ДДЗ (дополнительная дозированная засветка). Процессы также позволили сделать изображение более резким и контрастным.
Из-за технологий авторам понадобилось отдельно озадачиться вопросом цвета крови. Чтобы она не казалась излишне блеклой, департамент спецэффектов добавлял в заменитель синий краситель, делая цвет более темным, чем обычно.
Особый эффект визуальной стороне фильма добавил и климат Англии и Ирландии. Частые дожди и туманы способствовали тому, чтобы свет в кадре был более рассеянный, а цвета — более пастельные. Кроме того, Камински активно прибегал к помощи дымовых машин.
Камински и Спилберг хотели, чтобы камера в фильме была не сторонним наблюдателем, а участником действия. Оператор замечает, что по этой причине картина примерно на 90% была снята с рук (это при весе камер в шестнадцать килограмм и сопутствующего оборудования на девять килограмм). Причем в основном камера находилась не на уровне плеча, а ближе к земле. Это тоже соответствовало военным реалиям, когда даже при беге солдаты старались быть ниже, а значит — незаметнее. По той же причине «участия» камеры в действии, режиссер и оператор не останавливали съемку, если на объектив непреднамеренно попадала бутафорская кровь или земля — ведь у фронтового оператора не было времени чистить линзу, ему необходимо было продолжать снимать. Как говорит Камински: «Военный жанр прекрасен тем, что в нем все должно быть грязным и хмурым, поэтому мы не боролись с такими вещами».
Сцена высадки в Нормандии: три недели съемок, эксперименты с затвором, эффект контузии и 1,5-тысячная массовка
Отдельно разберем начальную 25-минутную сцену высадки в Нормандии, которую сегодня часто включают в число лучших батальных эпизодов мирового кино. Сцена, как изначально и планировали Спилберг и Камински, поражает высочайшим уровнем реализма. «Мы хотели создать иллюзию, будто несколько фронтовых операторов высадились вместе с солдатами», — рассказывает Камински.
Подготовку авторы начали с изучения военной хроники и прочих документальных материалов о тех событиях. Среди них была и знаменитая серия фотографий Роберта Капы, принимавшего участие в высадке. Надо полагать, в том же русле концепции реализма Спилберг отказался от раскадровывания сцены, что крайне необычно с учетом сложности ее постановки. Решения о месте расположения камеры и ее движении принимались непосредственно на площадке. «Я хотел, чтобы само действие подсказывало мне, куда поставить камеру», — рассказывает режиссер.
Желая приблизить качество изображения к тому, что было в 1940-е годы, Камински решил «ухудшить» старые линзы Panavision Ultra Speed, сняв с них защитное покрытие. Это дало эффект — контраст стал мягче, цвета несколько утратили яркость, а в целом изображение стало чуть более «туманным». Кроме того, оптика стала более чувствительной к световым бликам.
Далее Камински решил поэкспериментировать с углом затвора. Вместо более традиционных 180°, он снимал с углом затвора 45° или 90°, что давало эффект как бы спотыкающегося, прерывистого изображения. Вдохновившись примером «Цельнометаллической оболочки», Камински использовал еще один «прием» с затвором — нарушил его синхронизацию со скачковым механизмом. Это дало эффект вертикального шлейфа от источников света, вроде огня. В совокупности, по мнению авторов, такие приемы приближали изображение к тому, что давали ручные хроникальные камеры и подчеркивали ощущение потрясения, подобного тому, что мог испытывать человек на передовой. Словами Спилберга, такие операторские техники делали взрывы и остальное действие «еще более ужасающим».
Райдстром подчеркивает важность для фильма системы объемного звука, дающего возможность позиционирования шумов. Самый известный звуковой эффект фильма был вдохновлен схожим решением в картине Элема Климова «Иди и смотри». Как и в советской ленте, герой, получив контузию после взрыва, частично глохнет и слышит шумы приглушенными и с сильным искажением. Авторы при этом передают его субъективное звуковосприятие. Примечательно, что в сцене отсутствует музыка, поскольку, по мнению Спилберга, она была бы неуместна и только мешала бы действию.
Вместе с актерами в высадке на пляж участвовало полторы тысячи статистов, половина из которых были ирландскими военными. Немецких солдат играли британские реконструкторы, специализирующиеся на изображении нацистов. Также среди членов массовки было несколько десятков человек с ампутированными конечностями — они играли солдат, лишившихся в бою рук или ног.
Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано
Еще раз напомню, что посты теперь можно читать на канале в Яндекс.Дзене
и как обычно в инстаграме. Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.
Жми на кнопку, чтобы подписаться на «Как это сделано»!