спасти рядового райана история на реальных событиях
29 фактов о фильме «Спасти рядового Райана»
Стивен Спилберг в 1998 году снял одну из самых значимых кинолент о войне, рассказывающую драматическую историю семьи Райанов на фоне натуралистичной картины исторического события — высадки союзников в Нормандии в 1944 году. Фильм завоевал всемирное признание среди критиков и зрителей, а так же 5 золотых статуэток кинопремии «Оскар», включая «Лучшего режиссера». В этой ленте он сумел передать ужасы Второй мировой войны настолько реалистично, что кинозритель постоянно находится в напряжении, буквально физически ощущая свое присутствие на тех самых ожесточенных боях, полных хаоса и стонов раненых солдат. В 2014 году «Спасти рядового Райана» внесли в Национальный реестр фильмов США, как обладающий культурным, историческим и эстетическим значением. В этой статье kinowar.com поделится с вами фактами, которые будут интересны поклонникам ленты, а возможно послужат стимулом для первого знакомства с шедевром Спилберга.
1. Роберт Родат, кинодраматург, под впечатлением от обстоятельств Второй мировой войны написал сценарий «Спасти рядового Райана» в середине 1990-х. Его интересовали как сами события, такие как высадка союзников в Нормандии, так и моменты, связанные с ними. Один из них – тот факт, что в американской армии в ходе войны сложилось правило, если в одной семье в сражениях погибло несколько братьев, нужно было эвакуировать домой того, кто остался в живых.
2. Основой фильма послужила реальная история семьи Ниландов, в которой было 4 сына. Все они служили в американской армии и принимали участие в войне. После гибели трех сыновей четвертого нашли во Франции и отправили домой.
3. Материалом заинтересовался продюсер Марк Гордон. Он разослал сценарий, и к нему практически одновременно проявили интерес Том Хэнкс, имевший желание после «Филадельфии» и «Форреста Гампа» расширить список своих драматических ролей, и Стивен Спилберг, снявший к тому времени «Список Шиндлера» и интересующийся темой войны.
4. В качестве скрипт-директора привлекли Фрэнка Дарабонта, снявшего «Побег из Шоушенка». Именно он подал идею начать фильм со сцены высадки в Нормандии, за что киноленту часто критикуют. Из-за того, что начало оказалось очень сильным, по мнению некоторых, дальше картина проигрывает в динамике.
5. При выборе актеров Спилберг учитывал то, что по его наблюдению, люди в то время выглядели иначе, чем сейчас. Ему важно было отыскать тех, кто был максимально близок к «лицам, которые можно увидеть в хронике», чтобы выжившие ветераны узнали в героях самих себя. Тома Хэнкса, далекого от образа супергероя, но вместе с тем очень обаятельного, утвердили на главную роль достаточно быстро, Исходя из этого уже подбирали остальных актеров, не имеющих статуса крупных звезд, в их числе Том Сайзмор, Барри Пеппер, Эдвард Бернс, Вин Дизель, Адам Голдберг, Джованни Рибизи, а также Мэтт Дэймон, на тот момент еще не ставший кинозвездой.
6. В одном из интервью Стивен Спилберг сказал: «Я пригласил Тома Хэнкса в «Спасти рядового Райана», потому что Хэнкс родился для того, чтобы сыграть капитана Миллера. А то, что он кинозвезда — так уж получилось»
7. Для Вина Дизеля специально написали роль Капарзо, после того как режиссер заметил его работу в фильме «Бездомные твари».
8. Дэйл Дай, бывший капитан морской пехоты и ветеран войны во Вьетнаме так же исполнил одну из небольших ролей в киноленте. После увольнения со службы он стал работать как военный консультант в Голливуде. Его целью было, чтобы в фильмах правдоподобно показывали войну. Оливер Стоун – первый, с кем он начал сотрудничать, ставши после этого главным экспертом в том, как из актеров сделать экранных военных.
10. Мэтт Дэймон, единственный, кто не участвовал в военной подготовке к фильму. По замыслу Спилберга, это вызвало бы неприязнь остальной группы к нему, которую удастся передать через настоящие эмоции в фильме.
12. Съемки в Европе начались в июне, а закончились в сентябре 1997 года. Наиважнейшая задача для Спилберга была в том, чтобы максимально точно воссоздать на экране события высадки союзников на пляже с кодовым названием «Омаха-Бич». Так как в Нормандии снимать было невозможно, подходящий берег со схожим пейзажем нашелся в графстве Уэксфорд, юго-восток Ирландии. Остальные сцены были сделаны в Англии — Оксфордшир, Хатфилд и Уилтшир.
13. Финал киноленты с полуразрушенным французским городом требовал особых декораций, которые возводили в течение четырех месяцев на базе британских ВВС, рядом с Лондоном. Так же часть фильма снята в Нормандии, на Американском кладбище и мемориале в Кольвиль-сюр-Мер.
15. Искалеченные солдаты, которых можно увидеть во время высадки на пляже «Омаха Бич» — настоящие военные, получившие увечья во время службы.
16. Рассказ о шпионаже за братом в сарае от рядового Райана в фильме — реальная история Мэтта Дэймона. Спилбергу она настолько понравилась, что ее использовали в кинокартине.
17. Во время работы над кинолентой, с целью добиться максимальной правдоподобности, режиссер показывал отснятый материал ветеранам высадки в Нормандии. Благодаря этому картина получилась очень достоверной. Кадр с выброшенной на берег рыбой – одна из подсказок участников реальных событий.
18. Роберт Капа — фотожурналист, отснявший подлинные события в 1944 году. Режиссер использовал его фотографии при создании сюжета о высадке союзников.
19. «Спасти рядового Райна» стал четвертым совместным фильмом оператора Януша Камински со Спилбергом, и вторым после «Списка Шиндлера» принесшим ему «Оскар». Киноленту изначально планировали снимать в цвете, но важно было сделать визуальный ряд соответствующий эпохе, без яркого цвета фильмов 40-х годов, а наоборот с сухими полунасыщенными цветами. Достигли этого благодаря технологии «удержания серебра» (bleach bypass) и ДДЗ (дополнительная дозированная засветка). Это сделало изображение контрастным и более резким. При показе картины на телеканалах, 2 самые крупные кабельные компании США — DirecTV и Dish, вернули настоящие цвета в киноленту из-за шквала звонков от недовольных зрителей, жалующихся на блеклость при просмотре.
20. Создателям было важно, чтобы кинокамера была участником действия, а не наблюдателем со стороны, поэтому практически 90% картины сняты камерой с рук. По этой же причине, если земля или капли ненастоящей крови попадали на объектив — работу не останавливали. Как сказал Камински: «Военный жанр прекрасен тем, что в нем все должно быть грязным и хмурым, поэтому мы не боролись с такими вещами».
21. Для максимального эффекта погружения в эпоху, о которой шла речь, оператор использовал на некоторых камерах объективы 1940-х годов.
23. Полторы тысячи статистов вместе с актерами участвовало в высадке на пляж, половина из них – ирландские военные. Из-за большого количества массовки и пиротехники, каждый кадр снимался за один, максимум два дубля, а на площадке работало две или три камеры одновременно. Сцена высадки в Нормандии входит в число лучших батальных эпизодов мирового кинематографа.
24. В 2006 году Тома Хэнкса зачислили в Зал славы рейнджеров армии США за роль капитана Миллера.
25. Когда фильм только вышел в США, 24-минутная сцена высадки в Нормандии настолько поразила своей реалистичностью и вызвала шок, что Министерству по делам ветеранов пришлось создать специальную горячую линию, чтобы выжившие участники событий смогли поделиться воспоминаниями, а так же получить психологическую помощь.
27. В Сингапуре киноленте присвоили нестандартный рейтинг NC-16 (от 16 лет), так как он достаточно жесток, но вместе с тем в нем не было сцен сексуального характера.
28. Некоторые эпизоды фильма неоднократно использовали в компьютерных играх, действие которых происходит во время Второй мировой войны: Medal of Honor, Commandos 3, Destination Berlin, Call of Duty 2.
29. «Спасти рядового Райана» — последняя кинолента, которая без применения цифровых технологий стала победителем в номинации «Лучший монтаж» на церемонии «Оскар».
Ира Дробот
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
Фильм о нелепости войны. Спасая рядового Райана
Архивный проект «Радио Свобода на этой неделе 20 лет назад». Самое интересное и значительное из архива Радио Свобода двадцатилетней давности. Незавершенная история. Еще живые надежды. Могла ли Россия пойти другим путем?
«Камера оператора находится на уровне глаз бегущего человека, ее так же трясет, и она видит и слышит только то, что видит краем глаза и слышит краем уха оглушенный и загнанный в ловушку солдат. «
Боб Стюарт: В какую-то секунду ты понимал: ты или остановишься и будешь точно убит, или ты что-то предпримешь и тогда у тебя, по крайней мере, есть шанс. И это состояние Стивен Спилберг абсолютно точно воспроизвел в первых минутах своего фильма.
Сцена кровавого хаоса на Омаха-Бич в фильме Спилберга продолжается двадцать шесть минут, но мне показалось, что за это время я не перевела дыхание. И не только я. Репортаж от кинотеатра «Челси-Уэст», сделанный после сеанса, ведет Рая Вайль.
Рон Коэн: Это был замечательный фильм, я плакал в конце. Этот фильм переворачивает душу.
Рая Вайль: Еще один мужчина постарше сказал, что эмоционально так подавлен, что даже говорить не может. Женщина средних лет вытирает слезы.
Зрительница: Я не могу говорить об этом. Очень трогательный и очень тяжёлый фильм.
Рая Вайль: 43-летний Джонатан говорит, что тоже не видел ничего подобного.
Рая Вайль: Говорит 23-летний архитектор Эрик Сафиан.
Марина Ефимова: А вот как оценивает фильм Спилберга актер Том Хэнкс, известный по многим фильмам, включая «Форрест Гамп» и «Аполлон-13», исполняющий роль главного героя фильма капитана Миллера. Когда у Хэнкса спросили, можно ли назвать этот фильм патриотическим, он ответил:
Том Хэнкс: Я бы сказал, что он патриотичен как День Поминовения, а не как День Победы или День Ветеранов.
Марина Ефимова: Кино занимает важное место в жизни американцев, но не настолько важное, чтобы выйти на первые полосы газет, чего удостоен фильм Спилберга. Послушаем отзывы известных кинокритиков.
Джанет Маслин: Когда в фильме «Спасая рядового Райана» убивают солдат, товарищи достают у них из нагрудных карманов заготовленные письма домой. Если письмо залито кровью, его аккуратно переписывают. Эти письма – взгляд изнутри. Мрачно-великолепный фильм Спилберга больше всего похож на последнее отчаянное письмо домой.
«Мрачно-великолепный фильм Спилберга больше всего похож на последнее отчаянное письмо домой»
Марина Ефимова: Но, вернемся к фильму. Любопытно, что как и в реальной солдатской жизни, в фильме практически нет высокого начальства. Разве что полковник, который передает взводу из восьми человек во главе с капитаном Миллером неожиданное боевое задание. При высадке в Нормандии погибло три родных брата по фамилии Райан. И четвертого, последнего, который тоже сражается рядовым где-то в Нормандии, командование решает немедленно отыскать, демобилизовать и отправить домой к матери. Поиски рядового Райана на территории, которая частично освобождена, а частично находится в руках немцев, составляют основной сюжет, а моральная дилемма этого боевого задания – главный, как теперь говорят, месседж фильма. Дело в том, что во взводе разгорается ожесточенный спор о правомочности их миссии. Рядовой Рейберн из Нью-Йорка представляет идею права и справедливости.
Рядовой Рейберн: Вы можете объяснить мне резон спасать одного ценой жизни восьмерых? А? Утешить мать? У меня тоже есть мать. У всех есть мать. Даже у капитана есть мать.
Марина Ефимова: Сомневается в правомочности их миссии и сам капитан Миллер.
Том Хэнкс: Капитан Миллер говорит: «Я должен жертвовать жизнью своих людей ради выполнения боевого задания, но в данном случае задание – спасение жизни человека. Так стоит одно другого или нет?»
Марина Ефимова: С гибелью каждого следующего человека проблема капитана Миллера и его редеющего взвода становится все острее. И неизвестно, чем бы кончился спор, если бы они как-то вдруг в полуразрушенном городке, занятом остатками американской роты, не нашли того, кого искали. Молоденький солдатик Джеймс Райан вместе с дюжиной других оставлен сторожить мост и, в случае появления немцев, удерживать его до прихода своих. И он отказывается уйти с поста. Райан говорит Миллеру, указывая на своих товарищей: «Они теперь единственные братья, которые у меня остались. Как я могу их бросить?» На ступенях уцелевшей колокольни патефон играет заезженную пластинку Эдит Пиаф. Капитан Миллер долго стоит в задумчивости, и тогда сержант, тот самый, который был с ним на Омаха-Бич, говорит ему:
Сержант: Может, когда-нибудь, оглянувшись, мы скажем себе, что спасение рядового Райана было единственным благородным делом во всем этом кровавом месиве.
Слава Цукерман: В последние несколько лет в американском кино происходят очень резкие изменения. Американское кино повзрослело, Америка меняется, становится более серьезной и более, я бы сказал, глубокой и европеизированной. Меняется и Спилберг, и делает крайне резкие шаги в этом направлении. Уже до такой степени, что в последнем его фильме все подчеркивают особый натурализм и правду деталей. Говорят, что такого никогда вроде даже и не было в показе войны. Несмотря на все это, Спилберг остается Спилбергом.
«»Список Шиндлера» тоже был не про жертв, не про лагеря, а был про человека, который спасает»
Марина Ефимова: Кинокритик газеты «The Christian Science Monitor» Дэвид Стерит.
Дэвид Стерит: Спилберг не сумел решить моральную дилемму, которую сам поставил, с той глубиной и неожиданностью, которая отличает лучшие фильмы о войне. Последний бой в фильме, хотя он так же ужасен, как и сцена взятия Омаха-Бич, уже носит на себе печать голливудского, то есть скалькулированного драматического и психологического эффекта. Фильм Спилберга не дотянул до великого.
«Истерически страшным бой делают не оторванные ноги и вывернутые кишки, а дикая случайность сражения»
«В фильме Спилберга спасают не столько рядового Райана, сколько реальность крови и смерти, погребенную под электронными вымыслами нашей эпохи»
Трагедия братьев Салливан. Настоящая история «спасения рядового Райана»
Фильм режиссера Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана», удостоенный пяти премий «Оскар», справедливо считается одной из лучших картин о Второй мировой войне. На экраны фильм вышел 9 октября 1998 года.
Однако, отдавая должное фильму, многие полагают, что рассказанная в нем история является полностью вымышленной. Целое подразделение американских солдат погибает ради того, чтобы спасти и вернуть на родину бойца, все братья которого погибли в боях.
Братья идут на войну
Тем не менее такая практика в американской армии действительно существовала. Так называемая политика «последнего выжившего» была введена после громкой истории братьев Салливан.
В семье Тома и Аллеты Салливан, живших в Уотерлу, штат Айова, росли пятеро мальчишек: Джордж, Фрэнсис, Джозеф, Мэдисон и Альберт. Когда 7 декабря 1941 года японцы атаковали Перл-Харбор, старшему из сыновей (Джорджу) было 26 лет, младшему (Альберту) — 19.
Джордж и Фрэнсис к этому времени уже имели опыт службы в ВМФ в отличие от младших братьев. Но в январе 1942 года вербоваться на флот отправились все пятеро. При этом Салливаны поставили условие: служить всем вместе, на одном корабле.
На самом деле к тому времени на американском флоте уже действовало правило, согласно которому близких родственников на всякий случай посылали служить на разные корабли, однако строго обязательным оно не было.
За случай с Салливанами сразу ухватилась пропаганда: еще бы, такой пример семейного патриотического порыва. Просьбу братьев удовлетворили, и они все были включены в состав команды легкого крейсера «Джуно».
Битва в пятницу, тринадцатого
Джордж проходил службу в должности старшины-артиллериста второго класса, Фрэнсис был старшиной шлюпки, а Джозеф, Мэдисон и Альберт являлись матросами второго класса.
Американские журналисты много писали о братьях и снимали их. Есть даже фотография, где они позируют со звездой бокса, экс-чемпионом мира в тяжелом весе среди профессионалов Джеком Демпси.
Но служба братьев была не показательной, а самой настоящей. Летом 1942 года началось ожесточенное сражение за Гуадалканал, в котором принимал участие и крейсер «Джуно».
В рамках этой кампании в ноябре 1942 года вспыхнуло морское сражение, известное как «Битва в пятницу, тринадцатого». Ранним утром 13 ноября крейсер «Джуно» был поражен японской торпедой.
Корабль оставался на плаву, но был вынужден выйти из боя. Спустя несколько часов «Джуно» вместе с другими американскими кораблями отступал в сторону тыловой базы, расположенной на острове Эспириту-Санто.
Затерявшийся рапорт
Летчики В-17 не стали нарушать режим радиомолчания в полете, поэтому о потоплении «Джуно» командир экипажа доложил в письменном рапорте по прибытии на базу.
И здесь во всей красе показала себя военная бюрократия. Рапорт командира В-17 затерялся в ворохе других бумаг, и несколько дней о нем не вспоминали, пока один из офицеров, наводя порядок на рабочем столе, не вчитался в документ и не пришел в ужас: получалось, что там, в океане, все это время могли ждать помощи американские моряки. В район гибели «Джуно» срочно выслали патрульный самолет.
На восьмой день после того, как затонул крейсер, живыми были обнаружены 10 измученных моряков. 10 из 650 человек, составлявших экипаж «Джуно». Среди них не было ни одного из Салливанов.
«У меня новости о ваших ребятах»
Спасенные рассказали, что после гибели корабля на поверхности воды оставались около 100 моряков. Ожидая помощи, они умирали от ран, погибали от атак акул, от голода и жажды. Трое из братьев Салливан — Фрэнсис, Джозеф и Мэдисон — погибли при взрыве корабля. Альберт — младший — утонул, продержавшись сутки. Джордж Салливан, старший из братьев, боролся за жизнь пять дней, но тоже не смог дожить до прибытия помощи.
Военная цензура запретила передавать информацию о гибели крейсера «Джуно». Но родители братьев Салливан быстро заподозрили неладное. Все их сыновья одновременно перестали писать письма домой.
12 января 1943 года глава семьи Том Салливан собирался идти на работу. Выглянув в окно, он увидел, что к парадной двери его дома подходят трое представителей флота: лейтенант-коммандер, врач и главный старшина.
Том знал, что это означает. Такие делегации приходили в семьи тех, кто уже никогда не вернется с войны. Собравшись с силами, он шагнул навстречу гостям.
— У меня новости о ваших ребятах, — сказал старший из пришедших.
— Который из них? — коротко спросил Том.
— Я сожалею, — ответил офицер и, чуть помедлив, выдохнул. — Все пятеро.
История братьев Салливан потрясла Америку. Личные соболезнования отцу и матери, потерявшим всех своих сыновей, послал президент США Франклин Рузвельт.
«Салливаны» в строю
Том и Аллета держались как могли. У них была еще дочь Женевьева, служившая в женском подразделении флота. Из пяти братьев семьей обзавестись успел только младший, Альберт. У него остались жена и сын.
Родители погибших братьев Салливан участвовали в кампании в поддержку военных займов. В своих выступлениях они говорили о том, что их сыновья погибли не зря, и призывали всех помогать армии и флоту.
Позднее именем братьев Салливан был назван новый эсминец американского флота. «Крестить» новый корабль при спуске на воду пригласили Аллету Салливан. Позже на эсминце «Салливаны» (USS Sullivans) служил сын Альберта Джеймс.
После того как эсминец выработал свой ресурс, его имя было передано новому кораблю. «Крестной» нового эсминца «Салливаны» стала внучка Альберта: Келли Энн Салливан Лугрен.
История братьев Салливан вызвала в США не только патриотический подъем, но и крупный политический скандал. Руководство ВМФ и военного ведомства обвинили в ненадлежащем исполнении правил, связанных с разделением родственников.
Уже постфактум стало известно, что Салливанов все-таки хотели перераспределить, но, пока принимали решение, беда уже случилась. После этого братьев, служивших в одном подразделении, стали разводить вне зависимости от их собственного желания.
Прототипом рядового Райана стал сержант Ниланд
Кроме того, в военном ведомстве США была выработана «политика „последнего выжившего“». Если в семье погибали на фронте несколько родственников, уцелевших надлежало немедленно эвакуировать с передовой. Также в рамках данной политики из семей, которые уже потеряли сыновей на фронте, запрещалось кого-либо призывать на службу.
В 1944 году в американской армии в течение нескольких месяцев погибли четыре брата Боргстром. Пятого после этого демобилизовали, а шестого не стали призывать.
Американский военнослужащий Генри Бьютхорн в 1945 году был отправлен на родину после того, как стало известно, что один из его братьев погиб во Франции, а второй — на Тихом океане.
Если же говорить об истории фильма «Спасти рядового Райана», то авторы отталкивались от истории братьев Ниланд.
On this #FlashbackFriday, we remember the Niland Brothers, Fritz, Bob, Preston, and Edward, of Tonawanda, NY for their service in WWII. pic.twitter.com/wdK8aiLJ15
На фронт отправились четыре брата: Фредерик, Роберт, Престон и Эдвард. Сержант Эдвард Ниланд пропал без вести в Бирме 16 мая 1944 года. Сержант Роберт Ниланд погиб в первый день высадки союзных войск в Нормандии, 6 июня 1944 года, прикрывая отход своего подразделения. На следующий день там же, в Нормандии, был убит лейтенант Престон Ниланд.
В Нормандии сражался и младший из братьев, Фредерик. После нескольких дней жарких боев он воспользовался паузой, чтобы повидаться с Робертом. Но в части ему ответили: «Держись, парень, твоих братьев больше нет».
В действительности никакой специальной операции по спасению Фредерика Ниланда не проводилось. После рапорта офицера о гибели братьев Ниланд Фредерика в приказном порядке вернули в Англию, а затем отправили в США, где он до конца войны служил в военной полиции.
А в мае 1945 года стало известно, что жив и Эдвард Ниланд: он не погиб, а находился в японском плену.
После окончания Второй мировой войны «политика „последнего выжившего“» была утверждена в американской армии в качестве закона. С семидесятых годов она стала более жесткой. Теперь требуется демобилизовывать и не призывать членов семьи, в которой один из братьев погиб (или одна из сестер погибла) в ходе военной службы.