спас дощатый луховицкий район
Преображенский храм (Спас-Дощатый)
Преображенский храм построен в 1709 году вместо деревянной церкви, которая появилась по велению Ивана Грозного. Проезжая с богомолья из Зарайска в Коломну, он залюбовался видом этой горы, назвал ее «русским Фавором» и велел построить здесь церковь.
Содержание
История [ править ]
Каменный Преображенский храм построил в 1709 году архиепископ Вятский и Великопермский Дионисий, служивший прежде здесь священником. Во второй половине 19 столетия храм обновили. От прежнего здания остался лишь основной храмовый объем; были перестроены алтарь, теплая трапезная и колокольня.
С 1927 по 1936 годы настоятелем храма стал священник Алексий Никонов. Арестованный по клеветническому доносу, он отбывал срок в одном из северных лагерей. Священник скончался в заключении 29 октября 1938 года. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви иерей Алексий (Никонов) причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских.
Официальное закрытие церкви произошло в апреле 1941 года. В Преображенской церкви расположился склад, а затем и загон для скота. Куда исчезли колокола, ценные иконы, резные иконостасы, кресты с коронами – неизвестно.
В 1999 году вновь создана церковная община. В течение 2007-08 гг. на средства благотворителей проведены восстановительные работы. 22 июня 2008 года в храме состоялось знаменательное событие – Управляющий Московской епархией митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную Литургию.
Святые [ править ]
С 1927 по 1936 годы настоятелем храма был священник Алексий Никонов, строго исполнял богослужебный устав, во всем проявляя себя преданным пастырем Церкви Христовой.
В 1936 г. был арестованный по клеветническому доносу. 20 января 1937 года Особое Совещание при НКВД приговорило отца Алексия к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на пять лет. Он был отправлен этапом в Севжелдорлаг и, находясь в заключение, скончался 29 октября 1938 года.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви, иерей Алексий (Никонов) причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Московская область, Зарайский район, село Спас-Дощатый. Преображенский храм.
Проезд: от г. Луховицы в сторону Зарайска до поворота на Городню, там повернуть на д. Круглово, затем прямо до поворот на д. Власьево, через 300 м. повернуть на строящуюся дорогу и ориентироваться на церковь
Спас-Дощатый. Церковь Спаса Преображения.
Церковь села Спас-Дощатый
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Более правдоподобным выглядит предание о том, что часовню велел выстроить проплывавший по Осетру Иван Грозный, которому гонцы принесли весть об очередной победе русских войск над татарами. В благодарение за победу царь велел разобрать несколько челнов и выстроить из них на берегу часовню (или даже церковь). Вокруг этой постройки позже образовалась деревня Спас-Дощатый.
Нынешняя церковь была выстроена в 1709-1713 годах местным уроженцем, архиепископом Вятским Дионисием. Трапезная с приделами Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери 1898 года, колокольня построена в 1906.
Церковь в советское время была закрыта, а само село переименовано в 1930-х годах в Горное. По просьбам местных жителей Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2002 г. N 765 селу было возвращено историческое название. Церковь возвращена верующим в 1999 году, регулярных богослужений не проводится.
Церковь разрушена в первой половине XX века, с тех пор в ее помещениях располагались кинотеатр, студенческая столовая и др. В настоящее время в церкви по праздникам и соответствующим дня проводятся службы, планируется восстановление.
Рядом с церковью расположено старое, заросшее травой кладбище, надгробия датированы 18. годами. В том числе там находится могила последнего настоятеля церкви (ум. 1937). Чуть в стороне от церкви расположено более новое кладбище, где производят захоронения и сейчас. Посреди кладбища стоит маленькая часовня округлой формы. На другой стороне улицы (от церкви) находится основное здание научно-учебной базы «Горное» Государственного университета по землеустройству, построенное в одном тоне с церковью (красный и белый кирпич).
К 2008 году храм практически восстановлен, летом Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил его освящение.
В 1861 году на собранные пожертвования храм был возобновлен и в следующем году освящен. При этом он претерпел некоторые изменения: колокольню разобрали до основания; алтарь и два плеча (северо-восток), разобрав, выложили заново. Трещину заложили и скрепили железными связями, двери, окна, крышу, главу и крест исправили. Снаружи стен выложили цоколь из белого камня, выстлали полы, оштукатурили внутренние стены, возобновили иконостас и т.д. Иконостас в главной церкви, по словам старожилов, построен был после 1812 года на средства помещика А. М. Маслова, в 40-х годах он упал, был возобновлен и восстановлен, причем бывшая позолота покрыта миней краской. В 1861-1862 годах иконостас был окрашен кармином. В приделе иконостас сооружен в 1877 году на пожертвования купцов М.П. Макеева и Г.П. Сухова.
За неимением данных трудно сказать, каков был первоначальный состав причта в погосте Дощатом: только народное предание говорит, что первоначально здесь было три священника. Письменные же памятники XVII века (клировые книги 1628-1629 гг., межевые книги 1685-1686 гг.) и XVIII века говорят лишь о двух священниках, диаконе и двух причетниках с просфирней. По указу святейшего Синода 1876 года штат причта ограничен одним священником и одним причетником. Но в наличности теперь состоят: священник, диакон, псаломщик и сверхштатный псаломщик.
По преданию, еще Иван Васильевич Грозный пожаловал церковь землей. Говорят, что жалованная грамота на нее хранилась в воеводской канцелярии города Зарайска, пока пожар в XVIII веке не уничтожил ее. По писцовым книгам 1628-1629 гг. земли при дощатовской церкви значится: «пашни с наезжаной и перелогом и лесом поросло добрые земли 110 четвертей (55 десятин) с осьминой в поле, в дву потому ж, сена по р. Осетру 10 десятин, да усадебного лесу 2 десятины». В 1685-1686 годах было примерно еще, так, что церковной земли стало «161 четверть с полуосьминой в поле, сена 20 десятин и усадебного лесу 2 десятин». В генеральном же плане и межевых книгах 1712 года всей земли значится 391 десятина и 793 саженей. Писцовой церковной дачи погоста Дощатого церкви Преображения владения священно- и церковнослужителей, да имеющихся на том же погосте бывших во владении за священно- и церковнослужителями бобылей. Эти церковные бобыли (в 1763 г. их было 86 человек) платили оброк и пошлины причту и обрабатывали на него землю. С секуляризацией церковных земель при Екатерине II земля была отобрана от дощатовской церкви и бобыли перешли в ведомство Коллегии экономии. Взамен отобранной собственности предписано было отмежевать церкви 33 десятины. При этом, говорят, один из местных священников успел накупить себе в полную собственность поемных лугов и пахотной земли (Алексей Феодоров, упоминается с 1760 по 1794 гг.), часть которой перешла в его потомство вплоть до настоящего времени. Как человек состоятельный, он завел хороших лошадей и занимался извозом рыбы из Саратова и Астрахани, так поступал и сын его (Василий Алексеев, рукоположен в 1794 г.).
С течением времени не раз поднималось спорное дело причта с крестьянами из-за церковной земли. Не раз присылалось из разных присутственных мест разнообразные указы по этому делу, не раз являлись чиновники для межевания земли. Так дело шло и до настоящего времени. Все это, разумеется, неблагоприятно отзывалось на отношении причта к прихожанам. Последние неприязненно смотрели на него и часто мешали ему: уменьшали плату за требы, не позволяли пасти скотину священно-церковнослужителей на своем выгоне, травили хлеб у них и т.п.
Приход Погоста Дощатого прежде был больше, чем теперь. Некоторые думают, что из него выделились некоторые деревни для образовавшихся соседних приходов села Матыра (половина деревень Булгакова, Войниково, Подстарье и Плешино) и села Троицких Борок (почти все Внуково и Сарыбьево). В 1876 году с ограничением штата причта села Дощатого от него отошло еще 6 деревень в пользу трех соседних приходов: села Карташева, Радушино и Сенниц, так что в настоящее время приход села Дощатого Погоста составляют, кроме села, деревни Аргунова, Шарапово, Власьево, Ильясово, Инякино, половина Булгакова, Круглая и небольшая часть Внукова. Прихожан считается 1102 душ мужского пола и 1292 женского пола. Официально все они признаются православными, а между тем, в прежнее время было много молокан в Дощатом Погосте, Ильясове, Круглове и Инякине. Говорят, молоканское учение было занесено сюда из села Дубовки Саратовской губернии, благодаря тому, что прихожане Погоста Дощатаго занимались извозом и имели сношения с Астраханью, Саратовом, Крымом, Одессой, Владикавказом и Грузией. Молокане деревень Луховицы и Кунаково (сушковскаго прихода) поддерживали в свою очередь молоканскую пропаганду здесь. Оттуда являлись молоканские наставники, оттуда же нередко брались невесты для прихожан Погоста Дощатого. В настоящее время еще заметны вредные последствия бывшей секты: уклонение некоторых от исповеди и святого причастия в церкви, холодность к богослужению, отстранение от священника.
Прихожане занимаются обыкновенно землепашеством; но оно дает мало средств к жизни, поэтому они занимаются еще разматыванием бумажной пряжи, ткут миткаль, нанку, плис, сарпянку и т. п., иные промышляют сапожничеством, портняжничеством, поступают на фабрики резчиками и т. п. В Погосте Дощатом есть школа грамотности.
В районе дощатовского прихода встречаются местности, более-менее интересные для археолога. Таковы, например, курганы к северу-западу от Погоста над Осетром; курган в Аргунове; городок на юго-восток от Аргунова в овраге, называемом «Немерзлой речкой», где лет 50 тому назад был выкопан кошель с серебряными деньгами; курганы недалеко от деревни Власьева у оврага, называемого «старым оврагом», и городок – дальше в лесу.
Спас-Дощатый, река Осётр, поздняя осень:
хмурый ноябрь, пасмурный день
Вторая половина ноября. Нередко в это время снег уже лежит. В этом году, однако, температура на 5 градусов выше средней. За окном пасмурно, дождливо, слякотно.
Уже две недели не ходил в походы. Чувствую, организм начал разваливаться. Надо срочно пополнить запасы духовной и физической энергии.
В серую однообразную погоду хочется чего-то необычного. Не отправиться ли нам поздней осенью в этот хмурый ноябрь в пасмурный день в Спас-Дощатый на берега реки Осётр? Говорят, там совершенно фантастическая местность. Вот и проверим.
Садимся на электричку на Казанском вокзале, доезжаем до Голутвина за Коломной. Там пересаживаемся на автобус в направлении Зарайска и выходим в деревне Астапово.
Проходим через деревню Астапово и идем на запад.
За деревней Астапово развалины животноводческого комплекса. Как грустно все это видеть поздней осенью, в хмурый ноябрь, в пасмурный день.
Вскоре мы выходим в огромное, бескрайнее поле. Мокрая скользкая дорога убегает вперед. Серо-коричневыми пятнами в дали темнеют березовые перелески. Слякотно.
Верховья реки Уница.
Моросит частый мелкий холодный дождь. В высокой влажной траве быстро промокаешь по пояс. На горизонте в тумане расплываются очертания домов деревни Золотухино.
Наконец, мы выбираемся из мокрой травы на полевую дорогу. Половина двенадцатого утра, а как сумрачно. Первый снег на траве.
На память приходят слова из старинных русских дорожных песен о том, как однозвучно гремит колокольчик, про ямщика, который что-то уныло напевает.
В медицине есть понятие «сезонной» или «зимней депрессии», которая тянется с поздней осени до ранней весны. В одном интервью маститого врача в Интернете нашел забавную фразу о том, что ученым причины сезонной депрессии до конца не известны.
Эх, господа ученые, съездили бы вы поздней осенью хмурым ноябрем в пасмурный день за город побродить пешком! Вы бы почувствовали настроение Природы.
Вот замечательное стихотворение Алексея Кольцова «Осень».
«Настала осень; непогоды
Несутся в тучах от морей;
Угрюмеет лицо природы,
Не весел вид нагих полей;
Леса оделись синей тьмою,
Туман гуляет над землею
И омрачает свет очей.
Все умирает, охладело;
Пространство дали почернело;
Нахмурил брови белый день;
Дожди бессменные полились;
К людям в соседки поселились
Тоска и сон, хандра и лень».
Но мы не будем грустить. Мы ударим по тоске бодрым пешим походом.
Как гласит финская пословица: «У Природы нет плохой погоды, есть просто люди одетые не по погоде».
Если приглядеться, вокруг много красоты и разных диковин.
Ярко-красные плоды, шиповника, покрытые капельками дождя.
Серо-коричневый бархат отцветшей травы среди зеленых пушистых молодых елок.
Вспаханное поле с нарезанными ломтями земли.
16 ноября, снег уже было выпадал и стаял, а ромашка все цветет.
А если зайти в овражистый перелесок, так совсем хорошо.
На дне глубокого оврага ручей протекает. Бобры его подпрудили.
Бобры дровосеки, навалили деревьев.
Просто сохранившаяся узорчатая трава выглядит поздней осень изысканным украшением.
Яблоня кудрява даже и без листьев.
Нагие деревья как обнаженные сущности.
Давно заметил, что самые ясные и глубокие мысли приходят именно во время пеших походов поздней осенью.
Места здесь для земледелия благодатные. Земля жирная, смачная.
На краю поля скирды сена.
Деревня Аргуново уже недалеко.
Впереди открывается захватывающая перспектива на долину реки Осётр.
Ягоды черноплодной рябины уже завялились.
Поля на склонах долины реки Осетр.
От деревни Аргуново мы идем на юго-запад к селу Спас-Дощатый.
Выходим на вершину холма, и какая открывается панорама!
Впереди глубокая долина реки Осётр. На высоком обрывистом правом берегу реки Осётр на самом горизонте виднеется село Спас-Дощатый с церковью Спаса Преображения.
Справа в долину реки Осётр впадает овраг.
Вот это овраг, глубоченный и длиннющий!
Спускаюсь на дно оврага посмотреть снизу вверх на деревья.
Вылезаем наверх. Дорога как будто в небо уходит.
С обрывистого правого берега реки Осётр отличный вид на Спас-Дощатый на храм Спаса Преображения.
Прошел еще немного вперед, чтобы сделать панораму реки Осетр у Спас-Дощатого из трех кадров. Панорама Спас-Дощатого у реки Осётр, правда, получилась технически не безупречная.
Лучше давайте посмотрим, как изгибается подковой река Осётр в Спас Дощатом на одном фото.
Особенно красива левая излучина реки Осётр у Спас-Дощатого.
Высокий правый берег реки Осетр у Спас-Дощатого изрезан оврагами. Дубы на их склонах растут.
Встречаются большие камни. Они лежат как могильные памятники минувшим временам.
Исключительная редкость в наших краях — выход на поверхность скальных пород.
Излучина реки Осётр, выход скальных пород, большие камни, старые деревни — все это создает редкой красоты величественный памятник природы. Место силы.
Попробуем спуститься к реке Осётр.
На берегу реки Осётр сухой борщевик в два человеческих роста.
В этом месте река Осетр неглубокая, и вода быстро мчится вперед.
Еще раз подымимся на высокий берег реки Осётр.
Солнышко выглянуло. Стоишь, глядишь, переполняешься пространством.
А теперь пойдем к церкви Спаса Преображения в Спас-Дощатом.
Храм Спаса Преображения в Спас-Дощатом — красив.
Каменный храм Спаса Преображения построен в 1709 году.
Однако первый деревянный храм был построен на высоком берегу реки Осётр в 1566 году.
По преданию царь Иван Грозный, когда возвращался по реке Осётр из Зарайска в Коломну, здесь узнал о победе над крымскими татарами под Коломной.
Царь причалил к берегу реки Осётр, поднялся на высокий берег и потрясенный необычной красотой окрестностей, воскликнул: «Се — Фавор наш Русский!» И повелел построить в ознаменовании русской победы церковь.
Здесь надо упомянуть, что Фавор — это библейская гора, место в Галилее, где произошло Преображение Господня. Гора Фавор символизирует собой все возвышенное и величественное.
Поэтому Иван Грозный воздвиг на высоком берегу Осетра храм именно Преображения Господня.
Так как строительных материалов под рукой не было, решено было разобрать несколько судов и из досок построить первую церковь Преображения Господня. Погост, возникший вокруг церкви, получил название Спас-Дощатого.
В 1930 году Спас-Дощатый был переименован в село Горное, после 1941 года красивейшая похожая на ладью церковь Преображения Господня была закрыта и использовалась сначала как клуб, а потом как загон для скота.
В 2003 году по просьбе жителей селу вернули название Спас-Дощатый.
Особенно впечатляют старинные могильные надгробия возле церкви. На некоторых смутно угадываются стертые надписи «18..».
Могила настоятеля храма
Старые могилы придают Спас-Дощатому ощущение подлинности, аутентичности этого места.
Памятник Петру Ефремовичу Кузнецову и супруге его Наталье Петровне Кузнецовой.
Тогда в 1901-02 гг. здесь все выглядело по другому. Ухоженное церковное кладбщие, ряды древних могил. Казалось бы, вечный покой.
За селом Спас-Дощатый река Осётр делает грандиозную петлю. В этом месте растет небольшой смешанный лес.
Поздней осенью хмурым ноябрем в пасмурный день рано темнеет.
Пора выдвигаться на автобусную остановку.
Быстрым шагом мы идем по шоссе из Спас-Дощатого в Круглово.
Вокруг поля, пашни. Сумерки опускаются.
В шесть часов вечера в полной темноте садимся в автобус и едем в Луховицы.
В эту позднюю осень в хмурый ноябрь в пасмурный день мы все-таки сумели вырвать у сумеречной тьмы 34-километровый светлый пеший поход к Спас-Дощатому на берега реки Осётр.
© Сергей Странник. 22 ноября 2013 г.