сознание как функция мозга социальная обусловленность поведения человека
Мозг и сознание
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общие представления о связи сознания и деятельности мозга человека
Мозг является органом сознания, а сознание в свою очередь является одной из функций мозга.
Развитие функций сознания теснейшим образом связано с развитием мозга человека, который в свою очередь получил мощнейший толчок в развития в процессе развития трудовой деятельности человека и развитием речи и слова в процессе социального прогресса.
Глобальный характер изменений, произошедших с человеком в процессе перехода к трудовой деятельности, адаптация к все более усложняющемуся ее характеру привели к тому, что над проекционными зонами, которые были непосредственно связаны с периферическими сенсорными и моторными аппаратами, развились богатые ассоциативными волокнами зоны, послужившие основой для более сложных синтезов.
В связи с тем, что у человека основным органом сознательной деятельности выступает кора головного мозга, факт о наличии взаимосвязи между сознанием и мозгом опирается на ответ на вопрос о наличии взаимоотношений между психикой человека и корой больших полушарий головного мозга.
Исследователи отмечают тот факт, что чем сложнее организация мозга, тем более высокий уровень развития сознания. Связь, существующая между мозгом и сознанием, характеризуется прежде всего тем, что уровень сложности организации мозга определяет уровень развития отражательно-конструктивной способности сознания.
Многочисленными исследованиями доказано, что мозг современного человека, который был сформирован в процессе длительной биосоциальной эволюции, является уникальным сложноорганизованным органом. Ярким подтверждением данного утверждения является процесс формирования сознания у человека в онтогенезе: развитие мозга ребенка в процессе его роста и развития обуславливает и соответствующее развитие сознания, а старение мозга пожилого человека способствует угасанию основных функций сознания.
Готовые работы на аналогичную тему
В случае нарушения или разрушения структуры организации материи мозга подвергаются разрушению и основные структуры сознания человека.
Связь сознания с процессами, протекающими в коре головного мозга
Мозг, который в процессе своего функционирования запускает сложные биохимические физиологические и нервные процессы, является материальным воплощением сознания, которое в свою очередь напрямую связано с протекающими в коре головного мозга процессами. Рассмотрим эту связь более подробно:
Роль полушарий мозга в развитии сознания человека
Левое и правое полушария играют различную роль в восприятии и формировании образа.
В процессе деятельности правое полушарие работает с высокой скоростью, осуществляет функции по опознанию, сличению воспринимаемых образов с имеющимися в памяти человека эталонами на основе вычленения в воспринимаемом объекте или явлении схожих значимых признаков.
Для левого полушария характерен аналитический подход к процессу формирования того или иного образа. Данный подход связан с последовательным разбором каждого из воспринимаемых элементов по определенной программе исследования.
Однако, необходимо отметить, что в случае изолированной работы левого полушария, оно потеряет способность к интеграции воспринимаемых элементов в целостный образ предмета или явления.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что любой психологический процесс сопровождается деятельностью обоих полушарий головного мозга человека. Каждая сенсорная модальность имеет свой уровень сознания. Ощущения с каждого уровня приходят в когнитивную систему, но мы их не сознаем, пока не направим свое внимание на них.
В соответствии с этим можно сказать, что мозг человек на современном этапе развития является сложноорганизованным органом. Нормальное функционирование психики человека невозможно вне нормально функционирующей деятельности мозга. Деятельность сознания также имеет теснейшую связь с психическим процессом внимания, в связи с тем, что человек осознает и анализирует именно то, что обращает на себя внимание и заставляет удерживать воспринимаемое явление или предмет в поле зрения.
На протяжении всей жизнедеятельности человека он находится в процессе приобретения знаний об окружающей его действительности и о самом себе. Основой знаний в данной ситуации являются процессы памяти, мышления и внимания. Здесь явно прослеживается их связь с сознанием человека, потому что именно знания, получаемые человеком и перерабатываемые с помощью данных психических процессов, являются источником для развития сознания человека.
Процесс развития человека и формирования его как гармонично развитой личности проходит под постоянным контролем самосознания, которое является обязательным условием постоянного самосовершенствования личности.
Сознание является основной функцией мозга и уровень его развития находится в прямой зависимости от степени организации деятельности головного мозга человека. Чем выше уровень развития мозга, тем более высокий уровень развития имеет и сознание. Таким образом теснейшая связь сознания и мозга неоспорима и исследования в данной области по-прежнему являются актуальными.
Сознание как функция человеческого мозга
Современная наука исходит из представлений о биологическом единстве животного и человека. И в силу этого иногда делаются выводы о полной аналогии психических процессов у человека и животных. Но сознание человека возникло и развивалось в тесной зависимости, с возникновение и развитием человеческого мозга, на это указывает тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательной способности сознания.
Правое полушарие контролирует ориентировку в собственном теле (восприятие пространственных отношений, правильная координация).
Сознание не только отражает действительность, но и позволяет высказать к ней определенные отношения. Поэтому в структуру сознания входят: память, эмоции, чувство, воля, мотивация.
Под сознанием имеется в виду способность идеального отражения действительности, превращение объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека.
Концепция Иванова (сознание по Иванову)
Иванов представляет поле сознания в виде круга. Каждый сектор отвечает за определенную функцию.
Второй сектор: логико-понятийные компоненты сознания. С помощью мышления человек выходит за пределы непосредственного чувственного данного в сущностные уровни познаваемых объектов. В эту сферу входят: общие понятия, аналитико-синтетические мыслительные операции, жесткие логические доказательства. Главной целью является истина.
1 и 2 сектор образуют внешне-познавательную составляющую сознания.
Третий сектор: его связывают с эмоциональным компонентом сознания. Она лишена непосредственно связи с внешним миром. Это сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий. В эту сферу входят:
· Инстинктивно-аффектные состояния (предчувствие, неотчетливые переживания, стрессы, галлюцинации)
· Эмоции (гнев, страх, восторг)
· Чувства, которые отличаются большей отчетливостью (наслаждение, любовь, симпатия, антипатия)
Главной целью сферы является принцип удовольствия.
Четвертый сектор: ценностно-мотивационный компонент. Здесь содержатся высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазий, воображения. Главной целью сектора является красота, правда и справедливость.
3 и 4 сектор образуют ценностно-эмоциональную составляющую сознания.
Проблема сознания связана с вопросом о самосознании. Считается, что предметное сознание ориентировано на осмысление окружающего человека мира, при самосознании субъект делает объектом самого себя. Объектом анализа становятся собственные представления, мысли, чувства, переживания, цели, действия, положение в семье и коллективе.
1. Внешний предметный и духовный мир, природные социальные и духовные явления, которые отражаются в сознании в виде понятийных образов
2. Социокультурная среда, общие понятия, этические и эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания
3. Духовный вид индивида, его собственный уникальный опыт жизни, переживаний, т.е. в отсутствии непосредственных внешних воздействий человек способен переосмысливать свое прошлое, контролировать свое будущее
5. Космическое информационно-смысловое поле (мозг берет информацию из космоса)
Бессознательное
сознание мозг душевный человеческий
Наряду с сознанием, в психике человека существует сфера бессознательного.
Все то, что не находится в данное время в фокусе сознания личности, но может быть включено в сознание посредством памяти, не следует относить к бессознательному.
— инстинкты могут порождать и порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, но позже могут попасть в сферу сознания, а может произойти наоборот. Так называемые «Автоматизмы» и интуиция могут зарождаться с помощью сознания, но потом перейти в сферу бессознательною.
Бессознательное по Фрейду.
З.Фрейд пришел к выводу о существенно важной, а порой даже решающей роли бессознательного. Психика человека по Фрейду имеет три сферы: «Оно», «Я», «сверх-ая».
«Я» стремится быть посредником между миром и «Оно» и для мира «Оно».
Фрейд преувеличил значение бессознательного. Фрейд преувеличил значение «Оно» по отношению к «Я» и говорил, что человек вынужден постоянно терзаться и разрываться между биологическими влияниями и осознаваемыми социальными нормами. По Фрейду биологическое бессознательное является определяющим.
Г. Юнг в сфере бессознательного выделил так называемые «архетипы». Если комплексы переживаний, вытесняемые из сознания в бессознательное у Фрейда является результатом индивидуальной жизни, то архетипы Юнга связаны с коллективной жизнью людей и закрепляются в жизни человека, передаваясь из поколения в поколение.
Ведут как к взаимопониманию мужчины и женщины, но могут приводить к психическим кризисам при несовпадении идеализированных представлений с реальным человеком.
Бессознательно и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психологической реальности человека. Между ними часто возникают противоречия, конфликты, но они все же взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и способны достигать гармоничного единства.
Язык и мышление
немая внутренняя речь, бессловесное размышление, внешне выраженное молчанием.
Физически выраженная форма размышления, имеющая словесный или бессловесный вид, формы слов, жестов и мимики (вербальный и невербальный)
Мышление может классифицироваться и в зависимости от характера тех объектов, кот-ые оно отражает:
конкретное мышление, которое выраженно в терминах, словах,знаках, обозначающие отдельные конкретные вещи. Данный вид мышления связан с материальной реальностью.
Абстрактное мышление, выраженное в обобщающих, отвлеченных понятиях, обозначающие невидимые связи между видами, родами, классами предметов и явлений. Он отделен от материальной реальности.
И абстрактное и конкретное мышление выражается в знаках, символах, словах, в устной и письменной речи, в языке.
Язык мог возникнуть только в обществе, т.е. он социально обусловлен. Язык, как средство общения играет важную роль в общественно трудовой деятельности людей.
Общее между сознанием и языком, состоит в том, что они 1) исторически возникли одновременно, т.е. идеи не могут существовать отдельно от языка. 2) и мышление и язык явл-ся продуктом длительного социально-исторического процесса. Язык и мышление не тождественны.
слово отражает лишь сущность предмета, не весь предмет, со всеми его многообразными свойствами. Мысль охватывает большее число свойств предмета.
В тройке сознание, слово, реальность, слово занимает срединную позицию, связывая сознание с реальностью. Таким образом, слово влияет и на мышление (поясняя его), и на реальность (преобразование).
Сознание человека и его взаимосвязь с мозгом
Сознание человека – это великое поле для исследований. До сих пор ученые не пришли к единому мнению, что такое сознание. Однако в определениях разных исследователей есть общие моменты. Существуют научные и псевдонаучные подходы к трактовке этого понятия. Есть религиозные и духовные определения того, что лежит в основе сознания. В этой статье рассмотрим, как определяют, что означает такое понятие, с использованием точных естественно-научных методов, а не философских взглядов и абстрактных суждений.
История изучения сознания
Первые серьезные работы, пытающиеся объяснить, в чем суть сознания, откуда оно появляется, на чем основывается, приходятся на конец XIX века. В 1872 году немецкий физиолог Дюбуа-Реймон представил миру теорию биопотенциалов, согласно которой исключительно физико-химические законы движут организмом человека. Физиолог пессимистично полагал, что человек никогда не узнает, что является сознанием. И судя по тому, что до сих пор точного ответа на этот вопрос нет, его взгляд можно считать оправданным. Коллега же Дюбуа, Карл Фридрих Вильгельм Людвиг, утверждал, что если бы не было сознания, у человека не было бы чувств и ощущений.
Некоторые ученые считают, что сознание рождается в процессе поиска мозгом информации. Другие предполагают, что на основе имеющейся в головном мозге информации происходит формирование сознания. В любом случае мысль о том, что именно мозг порождает и определяет сознание человека, на сегодняшний день является общей. Хранящаяся в мозге информация получает своеобразные коды. Так и появляется сознание, которое можно охарактеризовать как процесс, при котором человек понимает, что происходит с ним в данный момент.
Сознание в современном понимании
Сегодня, как и раньше, человеческое сознание изучают медики, психологи, физики и другие научные деятели. Можно сказать, что это одно из главных направлений в современной науке. И сейчас ученые сходятся во мнении, что мозг моделирует внешний мир. К примеру, если закрыть глаза, то мы можем представить окружающий мир, причем гораздо ярче и интереснее, чем он есть на самом деле. То есть, мозг создает модели реальности.
Психологи утверждают, что реальность носит субъективный характер. Каждый воспринимает мир по-своему. На восприятие влияет богатство ощущений. Благодаря рецепторам мы определяем запах и вкус. Краски мы видим благодаря восприятию электромагнитных волн разной длины. Таким образом, индивидуальные особенности человека делают его сознание.
В свою очередь за восприятие, ощущения, эмоции и мысли отвечают нейроны, из которых состоит мозг. Сознание включает в себя образы, которые создают нейроны. Совокупность этих образов называют внутренним миром. С биологической точки зрения к проявлениям сознания относятся многомиллиардные физико-химические реакции, которые происходят из-за связи нейронов. Любая мысль рождается, когда нейроны активируются и образуют нейронные сети. С ходом мысли взаимодействие нейронов меняется. Таким образом, ученые пришли к выводу, что мозг – инструмент познания. При этом до сих пор невозможно определить, насколько точно и полно мозг отражает реальность. Этот орган изучен не до конца, и никто не знает, возможно ли это в принципе. Но мыслители полагают, что если это когда-либо удастся, человек сможет силой собственного разума изменить мир.
Меняя мышление, меняем сознание
То, как человек воспринимает окружающий мир, зависит от его индивидуальных особенностей, ощущений и эмоций. Если у человека много негативных эмоций, его сознание формируется не в самых радужных красках. В свою очередь это ведет к эмоциональной нестабильности и даже серьезным расстройствам психики. Чтобы это изменить, необходимо начать с мышления. Меняя свое мышление, учась понимать, контролировать и управлять собственными эмоциями, человек постепенно начинает по-другому относиться в реальности. А чем ярче в его сознании представлен окружающий мир, тем легче ему выполнять повседневные задачи, достигать цели, добиваться успехов.
Работайте над сознанием вместе с Викиум. Для начала можно пройти курс «Детоксикация мозга», чтобы научиться понимать свои эмоции и избавиться от негатива. А затем можно переходить к более глобальной работе над мышлением, пробуя другие онлайн-курсы, выбор которых достаточно большой.
Шпаргалка по психологии.
22. Сознание как высшая форма психики.
Сознание – высшая форма отражения действительного мира, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
Основной признак психики человека состоит в том, что, кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения, человек владеет принципиально новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности – знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи.
«Сознание» буквально означает «совокупность знаний». Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта. Если животное, выращенное в искусственных, изолированных условиях, сохраняет все свои видовые качества, то человек без социального окружения не приобретает никаких человеческих качеств. В истории отмечено около сорока случаев, когда дети с раннего возраста вскармливались животными. Они не обнаруживали не только признаков сознания (у них полностью отсутствовали речь и мышление), но даже такого физического свойства человека, как вертикальное положение тела при ходьбе.
Одной из особенностей психики человека является ее обусловленность общественным сознанием.
К общественному сознанию относятся: 1) наука; 2) мораль; 3) право; 4) идеология; 5) искусство; 6) религия.
Изменения в производстве, в общественных отношениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержании общественного сознания.
Итак, психика человека, его сознание – это система его психической саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и ценностных ориентациях.
Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные особенности: 1) категориальность – отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы; 2) отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей; 3) осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений; 4) обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания; 5) самосознание – концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.
Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности.
Таким образом, сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.
Сознание и мозг. Соотношение физиологического и психического
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сознание – высшая форма психического отражения, внутреннее пространство психической реальности, чьи содержанием становятся как окружающий, так и собственный мир личности.
Понятие сознания в философии и психологии
Сознание представляет собой одну из основополагающих категорий философии и один из наиболее значимых феноменов психик. Благодаря сознанию человек способен воспринимать окружающий мир, сложные связи между его объектами, а также собственные психические процессы. Сознание выступает основанием для формирования самосознания, как высшей психической формы его развития возможной только в рамках социума. Благодаря самосознанию человек не просто воспринимает мир и себя, но становится способен осознать себя как личность, как выделенную из окружающего мира сущность, субъекта обладающего целенаправленной активностью, собственными желаниями и потребностями. Без сознания возникновение человеческого общества и всех его достижений не было бы возможным.
В философии сознание понимается прежде всего субстанционально. Оно рассматривается как самостоятельное и активное начало, олицетворяет в себе всю идеальную реальность, включающую в себя образы, понятия, идеи, знания, откровения и иные формы нематериальных объектов и сущностей. Важнейшим вопросом философии с древнейших времен и до наших дней является соотношение сознания и бытия, идеального и реального. Данный вопрос затрагивает не только метафизическое первенство духа или материи в качестве субстанции окружающего мира, но также предполагает определение места и значения человека в общей системе реальности. Через разрешение этого вопроса великие умы стремятся получить ответы и на иные «вечные» вопросы – о происхождении человека, о смысле человеческой жизни и существования человечества, о сущности и истинной природе человеческого существа.
В психологической науке представления о сознании значительно менялись по мере ее развития. Изначально под сознание понималась вся психика вообще, вне сознания душевная жизнь человека не мыслилась. Однако по мере развития экспериментальной науки подобное понимание сознания перестало отвечать и эмпирическим фактам, и целям и задачам самой науки и психологической практики.
Готовые работы на аналогичную тему
Сознание стало пониматься не как психика вообще, а ее форма, на которую проецируются основные процессы. Наряду с сознанием стали изучаться неосознанные, бессознательные и сверхсознательные формы психики, а в некоторых направлениях психологической науки, например, в бихевиоризме, понятие сознание и вовсе оказалось исключено.
Соотношение психики и мозга
Одним из частных аспектов вопроса соотношения сознания и бытия, является проблема соотношения психики и мозга, которая имеет определяющее значение для всей психологической науки, поскольку позволяет категориально определить сущность ее объекта исследования, но до сих пор остается неразрешенной.
В настоящее время в качестве наиболее признанных можно обозначить четыре подхода к решению данной проблемы:
Идеалистический подход базируется на традиционной для философии трактовке сознания. Психика понимается как независимая и самостоятельная нематериальная субстанция, обладающая субъектностью – т.е. выступающая источником активности и поведения человека. Именно психике отводится роль руководящего звена, мозг становится лишь инструментом для физиологической реализации психической деятельность, передачи идеальных процессов в физическую плоскость материального тела. Волевой аспект психики абсолютизируется, человек становится полностью независим от окружающих условий и реального мира, вся его жизнь – череда самостоятельных выборов в которых он руководствуется исключительно собственным произволом. Подобный подход реализуется в экзистенциальных направлениях философии и психотерапии, где именно психическому содержанию отдается преимущество перед физиологическим.
Физиологический подход полностью обратен идеалистическому, он базируется на идеалах строгой науки и медицинской точке зрения на психические процессы. Психика рассматривается как функция мозга, также как питание есть функция пищеварительной системы, дыхание – дыхательной и т.д. Мозг первичен, физиологические процессы в мозге полностью задают всю психическую деятельность индивида, а в психике нет ничего, что не было бы задано в процессах высшей нервной деятельности. При этом в отношении личности возникает жесткий детерминизм – мозг как биологическая система детерминируется средой, опытом (который возникает в ходе взаимодействия со средой), и наследственными факторами (опытом, закрепленным в генетике). Соответственно ни о какой свободе воли или проактивной позиции психики говорить не приходится, все решения детерминированы извне, они есть результат сложившихся обстоятельств и не могли быть приняты иначе. Переживание воли, принятия решения, не более чем иллюзия, механизм интерпретации собственных действий, создающий субъективное ощущение их значимости. Наиболее радикальные сторонники данного подхода полагают, что само понятие личности, ее свойств и индивидуальных качеств, не более чем самообман.
Концепции параллелизма и диалектической связи психики и мозга
Концепция психофизического параллелизма основывается на дуалистическом понимании человека – психика и тело рассматриваются в качестве самостоятельных и мало зависимых друг от друга частей, которые действуют сами по себе. Мозг детерминирует психологическую чувствительность – восприятие окружающего мира, переживание эмоций, реакций удовлетворения/неудовлетворения, боли, потребностей. Сознание со своей стороны реализует высшие психические функции – мышление, память, воображение, чувства, интеллект, которые используют данные мозговой деятельности, но выходят далеко за их рамки.
Диалектический подход предполагает, что психики и мозг находятся во взаимосвязи, обуславливая взаимное функционирование друг друга. Мозг является биологическим субстратом, обеспечивающим функционирование психики, однако сама психика не сводится лишь к функциональной мозговой активности. В данном случае можно говорить о переходе мозгового функционирования на качественно новый уровень, который неправомерно сводить к простой суммации процессов уровня нижележащего. Точно также как мозг не является простой суммой нейронов, а представляет собой интегративное образование, так и психика значительно шире, чем нематериальная реализация нервной деятельности. При этом между психикой и мозгом существует взаимная детерминация.