создателем учения об обществе является

КРАТКИЙ ОБЗОР ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ ОБ ОБЩЕСТВЕ

Самые первые, наивно-фантастические в основе своей, представ­ления об общественной жизни появились в древней мифологии. В ней жизнь общества воспринималась как арена деятельности богов, кото­рые олицетворяли собой те или иные социальные и природные сти­хии и процессы.

Философские учения об обществе стали возникать по мере зарож­дения самого философского знания. Так, в философии Индии и Китая буддизм, конфуцианство и другие течения) существовали учения об общественном устройстве, социальной структуре, месте и роли госу­дарства в обществе, о человеке и его взаимоотношениях с обществом и государством.

В Древней Греции стал зарождаться научный подход к изучению общества, который проявил себя в творчестве известных историков Ге­родота и Фукидида. Примечательно, что античная философия уже изуча­ла общество с различных сторон. Например, Демокрит пытался рассмот­реть происхождение общественной жизни в ходе трудовой деятельности людей. Сократ положил начало исследованию темы человека как субъек­та общественной и нравственной жизни. Диоген и Эпикур обратили вни­мание на различные формы образа жизни человека в обществе.

Из всех древних философов наибольший вклад в теорию обще­ства внесли Платон и Аристотель. Так, Платон разработал учение о так называемом «идеальном» (совершенном) государстве, где будут представлены три социальные группы —производители, воины и пра­вители, а формой государственного устройства станет аристократи­ческая республика. Что касается Аристотеля, то он создал учение о политике и исследовал различные формы государственной власти в обществе — аристократию, республику, демократию, политию и дру­гие. Этот греческий мыслитель известен также и как автор идеи есте­ственности рабства как системы отношений и институтов в обществе.

В эпоху Возрождения и Нового времени общество постепенно ста­ло восприниматься как нечто естественное, сложившееся в ходе дли­тельной эволюции природы на Земле, как один из возможных миров во Вселенной. В социально-философских учениях той поры проводи­лась мысль о том, что общество — это сложная система отношений и институтов, возникшая на почве взаимного согласия и ответственно­сти людей (Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж. Руссо). Полагалось, что основной движущей силой развития общества является Разум — знания, ремесла, культура людей. В это историческое время возник утопический социализм (Т. Мор и др.), крупные политические учения (Н.Макиавел­ли), появляется идея круговорота в истории (Д.Вико), входит в науч­ный оборот термин «философия истории» (Ф.Вольтер). Если важней­шим источником и двигателем прогресса общества считался Разум, то религия и церковь, напротив, полагались в качестве основных пре­пятствий этого процесса.

В началеXIX в. в европейской философской мысли стал активно утверждаться принцип историзма в понимании общества. Так, немец­кий историк и писатель И.Героер полагал, что общество с помощью знаний и орудий труда закономерно движется к «гуманному» состоя­нию. Г.Гегель попытался представить всю историю в виде шествия «аб­солютной идеи» (мирового духа). По убеждению философа, история начинается на Востоке, где был свободен один человек (правитель), и заканчивается в христианском мире, где якобы уже все люди свободны. Известные немецкие философы И.Кант, И. Фихте, Л. Фейербах большое внимание обратили на особую роль в общественной жизни таких явле­ний, как мораль, правовые нормы, религиозное сознание.

В классической марксистской философии сформировалось мате­риалистическое понимание общества и его истории, которое его созда­телями (К. Маркс и Ф.Энгельс) рассматривалось как коренной перево­рот в социально-философской мысли. Полагалось, что основой (суб­станцией) общества является трудовая деятельность человека, мате­риальное производство. Характер и способы материального произ­водства оказывают, с точки зрения марксизма, определяющее воздей­ствие на все стороны общественного организма, включая и духовную жизнь в нем. В этом смысле история —это естественно-исторический процесс, который имеет свои законы и логику развития. Идеалом и целью истории марксисты провозгласили коммунизм как некое иде­альное общество, справедливо и разумно организованная ассоциация свободных тружеников.

В зарубежной философииXX столетия учения об обществе имели место во многих течених и школах. Заметную роль в наше время игра­ют религиозные учения об общественной жизни, многочисленные тех­нократические концепции исторического процесса, космическое и эко­логическое течения в философии. Большое влияние на социально-фи­лософскую мысль оказал экзистенциализм, в котором была глубоко осмыслена весьма сложная и злободневная для нашего времени тема абсурдного (отчужденного) общества и бытия человека в нем. Специ­фическая трактовка общества и истории дается в фрейдизме и неофрей­дизме. Для многих исследователей общественной жизни по-прежнему сохраняет свой авторитет марксистская методология познания обще­ственной жизни и исторического процесса.

Что касается философии в России, то она всегда была историософией, т.е. глубоким размышлением о проблемах общественной жиз­ни. Традиционными в ней являлись темы взаимоотношений личности и общества, роли интеллигенции и народа, проблема выбора путей развития российского общества и социального идеала (что воплоти­лось в понятии «русская идея»), тема социализма и коммунизма. Наи­больший вклад в философскую теорию общества внесли такие мысли­тели, как А.Н.Радищев и А.И.Герцен, П.А.Кропоткин, В.И.Ленин, Б.Н.Чичерин, В.С.Соловьев и Н.А.Бердяев, П.А.Сорокин. Злободневные проблемы общественной жизни всегда находили свое отражение и в отечественной художественной литературе (А.С.Пушкин, Л.Н. Толстой, Ф. М.Достоевский).

История философии показывает, что тема общества традицион­но присутствует в ней и занимает значительное место. Раздел филосо­фии, в котором рассматривается общество как специфическое и уни­кальное явление Космоса, называется социальной философией, или же философией общественной жизни. Объектом познания для нее явля­ется общество как целостная, противоречивая и динамичная система (социальное бытие), источники и движущие силы, механизмы функ­ционирования и развития общества, а предметом — всеобщее в этой системе. Кратко говоря, социальная философия — это всеобщая тео­рия общественной жизни, ее основ и важнейших форм проявления.

Социальная философия очень тесно связана с такой наукой, как со­циология. Если социальная философия являет собой теорию высшей сте­пени обобщения знаний об обществе, то социология — это теория «сред­него» уровня обобщения этих знаний. Социология изучает функциони­рование и развитие отдельных социальных (не-природных) систем (на­пример, социология семьи, социология науки, культуры и т.д.), а соци­альную философию интересует общество как единое целое, социальный универсум. Названные нами две отрасли знания органично взаимосвяза­ны и дополняют друг друга. Вместе с иными отраслями научного знания (археология, история, политология, этнография и другие) они создают в итоге целостный портрет общества как особого рода реальности.

Философское исследование общества отличается большой специ­фикой. Дело в том, что человеческую историю делают живые и очень разные люди. Поэтому общественная жизнь всегда разнообразна, за­путана, а нередко даже и непредсказуема, насыщена случайностями. Она предельно богата своими проявлениями, за которыми подчас нелегко выявить их внутреннюю сущность, законы и закономерности функци­онирования и развития. В этом смысле познанию общественных явле­ний (а они всегда неповторимы и невоспроизводимы в научном экспе­рименте) не смогут помочь даже самые совершенные приборы. Здесь требуется большая сила человеческого разума, скрупулезные размышления над множеством фактов. Дело еще и в том, что познание обще­ства протекает в ходе острого соперничества различных мировоззрен­ческих и идеологических подходов. Однако каждый из них несет в себе лишь часть истины, хотя и претендует на ее полное исчерпание. В соци­альной философии истинность тех или иных предположений и теорий открывается далеко не сразу, а лишь спустя значительный период вре­мени. Неудивительно, например, что важнейшие законы общества и его истории были открыты и осмыслены лишь вXIX — XX вв., что произошло благодаря творчеству таких гигантов мысли, как Г.Гегель, К.Маркс. П.А.Сорокин и других известных ученых.

Источник

Тема 6.1 Учение об обществе (социальная философия)

создателем учения об обществе является. Смотреть фото создателем учения об обществе является. Смотреть картинку создателем учения об обществе является. Картинка про создателем учения об обществе является. Фото создателем учения об обществе является создателем учения об обществе является. Смотреть фото создателем учения об обществе является. Смотреть картинку создателем учения об обществе является. Картинка про создателем учения об обществе является. Фото создателем учения об обществе является создателем учения об обществе является. Смотреть фото создателем учения об обществе является. Смотреть картинку создателем учения об обществе является. Картинка про создателем учения об обществе является. Фото создателем учения об обществе является создателем учения об обществе является. Смотреть фото создателем учения об обществе является. Смотреть картинку создателем учения об обществе является. Картинка про создателем учения об обществе является. Фото создателем учения об обществе является

создателем учения об обществе является. Смотреть фото создателем учения об обществе является. Смотреть картинку создателем учения об обществе является. Картинка про создателем учения об обществе является. Фото создателем учения об обществе является

создателем учения об обществе является. Смотреть фото создателем учения об обществе является. Смотреть картинку создателем учения об обществе является. Картинка про создателем учения об обществе является. Фото создателем учения об обществе является

1. Общество как объект философских исследований.

2. Общество: структура, признаки и особенности.

3. Основные сферы жизни общества.

4. Взаимосвязь человека, общества и природы

5. Модели исторического процесса: формационные и цивилизационные концепции общественного развития.

6. Типы цивилизации. Место России в мировом историческом процессе.

7. Культура и цивилизация. Гражданское общество и правовое государство.

Источники и движущие силы развития общества. Личность и массы, свобода и

9. Общественный прогресс и регресс. Противоречивость прогресса.

1. Общество как объект философских исследований.

Самые первые, наивно-фантастические в основе своей представления об общественной жизни появились в древней мифологии. В ней жизнь об­щества воспринималась как арена деятельности богов, которые олицет­воряли собой те или иные социальные и природные стихии и процессы.

Философские учения об обществе стали возникать по мере зарождения самого философского знания. Из всех древних философов наибольший вклад в теорию общества внесли Платон и Аристотель. Так, Платон, разработал учение о так называемом «идеальном» (совершенном) государстве, где будут представлены три социальные группы: производители,
воины и правители, — а формой государственного устройства станет аристократическая республика. Что касается Аристотеля, то он создал учение о политике и исследовал различные формы государственной власти в обществе: аристократию, республику, демократию, политию и другие. Этот греческий мыслитель известен также и как автор идеи естественности рабства как системы отношений и институтов в обществе.

В средние века сложилось и господствовало теологическое(религиозное) понимание общества и его структуры. Подчеркивалась идея сотворенности человека и общества Богом.

В Новое время общество постепенно стало восприниматься как нечто естественное, сложившееся в ходе длительной эволюции природы на Земле, как один из возможных миров во Вселенной. В социально-философских учениях той поры проводилась мысль о том, что общество это сложная система отношений и институтов, возникшая на почве взаимного согласия и ответ­ственности людей. Полагалось, что основной движущей силой развития об­щества является Разум, воплощенный в знаниях, ремеслах, культуре людей.

В начале XIX в. в европейской философской мысли стал активно утверждаться принцип историзмав понимании общества. Так, известный не­мецкий философ Г.Гегель попытался представить всю историю в виде шествия «абсолютной идеи» (мирового духа). По убеждению философа, история начинается на Востоке, где был свободен один человек (правитель), и, заканчивается в христианском мире, где якобы уже все люди свободны.

В классической марксистской философии сформировалось материалистическое понимание обществаи его истории. Полагалось, что основой (субстанцией) общества является трудовая деятельность человека, материальное производство. Характер и способы материального производства оказывают, с точки зрения марксизма, определяющее влияние на все стороны общественного организма, включая и духовную жизнь в нем. Идеалом и целью истории марксисты провозгласили коммунизм как некое идеальное общество, справедливо и разумно организованная ас­социация свободных тружеников.

В зарубежной философии XX столетия учения об обществе имели мес­то во многих течениях и школах. Заметную роль в наше время играют рели­гиозные учения об общественной жизни, многочисленные технократичес­кие концепции исторического процесса, космическое и экологическое тече­ния в философии. Большое влияние на социально-философскую мысль ока­зал экзистенциализм, в котором была глубоко осмыслена весьма сложная и злободневная для нашего времени тема абсурдного (отчужденного) обще­ства и бытия человека в нем. Специфическая трактовка общества и исто­рии дается во фрейдизме и в неофрейдизме. Для многих исследователей об­щественной жизни по-прежнему сохраняет свой авторитет марксистская ме­тодология познания общественной жизни и исторического процесса.

создателем учения об обществе является. Смотреть фото создателем учения об обществе является. Смотреть картинку создателем учения об обществе является. Картинка про создателем учения об обществе является. Фото создателем учения об обществе является

Что касается философии в России, то она всегда была историософи­ей, т.е. глубоким размышлением о проблемах общественной жизни. Тра­диционными в ней являлись темы взаимоотношений личности и общества, роли интеллигенции и народа, проблема выбора путей развития российс­кого общества и социального идеала (что воплотилось в понятии «русская идея»), тема социализма и коммунизма. Наибольший вклад в философс­кую теорию общества внесли такие мыслители, как А.И.Герцен, В.И.Ле­нин, П.А.Сорокин. Злободневные проблемы общественной жизни всегда находили свое отражение и в отечественной художественной литературе.

Обращение к истории философии показывает, что тема общества традиционно присутствует в ней и занимает значительное место. Раздел философии, в котором рассматривается общество как специфическое и уникальное явление Космоса, называется социальной философией, или же философией общественной жизни. Объектом познания для нее является общество как целостная, противоречивая и динамичная система, источ­ники и движущие силы, механизмы функционирования и развития об­щества, основные законы и формы общественной жизни.

Социальная философия очень тесно связана с такой наукой, как социо­логия, которая изучает функционирование и развитие отдельных социальных (неприродных) систем (например, социология семьи, социология науки, куль­туры и т.д.). Социальную же философию интересует общество как единое целое, социальный универсум. Названные нами две отрасли знания органично взаимосвязаны и дополняют друг друга. Вместе с иными отраслями научно­го знания (археология, история, политология, этнография и другие) они со­здают в итоге целостный портрет общества как особого рода реальности.

Философское познание общества отличается большой спецификой. Дело в том, что человеческую историю делают живые и очень разные люди. По­этому общественная жизнь всегда разнообразна, запутана, а нередко и не­предсказуема, насыщена случайностями. Она предельно богата своими про­явлениями, за которыми подчас нелегко выявить их внутреннюю сущность, законы и закономерности функционирования и развития. В этом смысле по­знанию общественных явлений (а они всегда неповторимы и невоспроизво­димы в научном эксперименте) не смогут помочь даже самые совершенные приборы. Здесь требуется большая сила человеческого разума, скрупулезные размышления над множеством фактов. Дело еще и в том, что познание общества протекает в ходе острого соперничества различных мировоззренческих и идео­логических подходов. Однако каждый из них несет в себе лишь часть истины, хотя и претендует на ее полное исчерпание. В социальной философии истин­ность тех или иных предположений и теорий открывается далеко не сразу, а лишь спустя значительный период времени. Неудивительно, например, что важ­нейшие законы общества и его истории были открыты и осмыслены лишь в ХIХ-ХХ вв., что произошло благодаря творчеству таких гигантов мысли, как Г.Гегель, К.Маркс, П.Сорокин и других, известных ученых.

Как область знания социальная философия выполняет, прежде все­го, мировоззренческую функцию. Социально-философское знание помо­гает сформировать целостный теоретический портрет общества как сверх­сложного социального организма. Социальная философия исследует предельные основания и структуру общества, раскрывает место и роль человека в нем, отношения между людьми и социальными группами, важ­нейшие формы деятельности человека в обществе. Она призвана давать ответ на весьма важный мировоззренческий вопрос о том, что такс обществокак специфическое явление мироздания, ответить на иные вопросы, которые составляют ее проблемное поле.

2. Общество: структура, признаки и особенности. Его структура, признаки и

Источник

История учений об обществе

создателем учения об обществе является. Смотреть фото создателем учения об обществе является. Смотреть картинку создателем учения об обществе является. Картинка про создателем учения об обществе является. Фото создателем учения об обществе является создателем учения об обществе является. Смотреть фото создателем учения об обществе является. Смотреть картинку создателем учения об обществе является. Картинка про создателем учения об обществе является. Фото создателем учения об обществе является создателем учения об обществе является. Смотреть фото создателем учения об обществе является. Смотреть картинку создателем учения об обществе является. Картинка про создателем учения об обществе является. Фото создателем учения об обществе является создателем учения об обществе является. Смотреть фото создателем учения об обществе является. Смотреть картинку создателем учения об обществе является. Картинка про создателем учения об обществе является. Фото создателем учения об обществе является

создателем учения об обществе является. Смотреть фото создателем учения об обществе является. Смотреть картинку создателем учения об обществе является. Картинка про создателем учения об обществе является. Фото создателем учения об обществе является

создателем учения об обществе является. Смотреть фото создателем учения об обществе является. Смотреть картинку создателем учения об обществе является. Картинка про создателем учения об обществе является. Фото создателем учения об обществе является

Философия

Учебное наглядное пособие

Часть вторая

_________________________________ФИЛИАЛ АКАДЕМИИ РВСН ИМЕНИ ПЕТРА ВЕЛИКОГО_____________________________________

Философия

Учебное наглядное пособие

Часть вторая

Серпухов 2013

Учебное наглядное пособие подготовлено авторским коллективом в составе: Акиндинов В.А., доктор педагогических наук, профессор;Беляков Б.Л., доктор философских наук, профессор; Савченко В.Н., доктор философских наук, профессор; Коннов А.Д., кандидат философских наук, доцент; Семизоров Н.И., кандидат философских наук, профессор; Тарасенко А.Н., кандидат педагогических наук, доцент. Пособие издано в двух частях.

Под общей редакцией доктора философских наук, профессора Савченко В.Н. Н.И.

Рецензенты: Спирин А.С., кандидат философских наук, доцент.

СОЦИАЛЬНАЯ

ФИЛОСОФИЯ

Социальная философия как отрасль философского знания

Социальная философия – раздел философии, изучающий общество как подсистему бытия, его структуру и наиболее общие законы функционирования и развития, выявляющий логику социальных процессов
Общество как сложная соци­альная система
Всеобщие законы строения, функционирова-ния и разви­тия общества
Структура
Основные направления
Социально-философская онтология
Социально-философская антропология
Социально-философская гносеология
Праксеология
Философия истории
Философия культуры
Философия морали
Философия социальных ценностей
Философия искусства
Философия религии
Философия науки
Философия политики
Философия права
Философия экономических отношений
Философские проблемы социального управления
Конфликтология
Философия войны и мира
Биологическое
Религиозно-философское
Психологическое
Антропологическое
Органицистическое
Механицистическое
Культурологическое
Технократическое
Конфликтологическое
Объект исследования
Предмет осмысления
Структуралистическое

Система наук об обществе

Общество как объект исследования
Историю развития общества изучают
Исторические науки: • история социальной мысли; •история экономических учений; •история права и т.д.
Социальная философия изучает: общество как целостную систему, общие законы его развития и функционирования
Отдельные стороны жизни общества и государства изучают:
Частные общественные науки: · социология; · политическая экономия; · искусствоведение; · психология; · педагогика; · профессиональная и прикладная этика и т.д.

История развития социально-философских взглядов

История учений об обществе

Источник

Философское учение об обществе

Философское учение об обществе

Один из разделов философии — социальная философия. Она изучает социальное бытие, то есть общество, его реальное существование. К числу важнейших проблем социальной философии относятся: 1) структура общества; 2) роль материальных, социальных и идеальных факторов в развитии общества; 3) периоды, циклы развития общества; 4) проблема общественного прогресса и его критериев; 5) особенности возникновения морали, искусства, религии и других элементов духовной жизни.

Основные подходы к пониманию общества в философии

Приступая к изучению социальной философии, необходимо, прежде всего, ответить на вопросы: что такое общество? каковы основные подходы к определению его сути, сложившиеся в ходе историко-философского развития?

Изучение общества начинается почти с момента зарождения философии. Среди древних философов, занимавшихся исследованиями социума, следует отметить Демокрита, Платона, Аристотеля, Полибия, Цицерона и многих других. За прошедшие два с половиной тысячелетия в философии сложилось огромное число различных точек зрения по поводу сущности и специфики общества. Рассмотрим некоторые из них.

Объективно-идеалистический подход (представлен, например, в философии Г. Гегеля). Основная идея здесь следующая: история общества есть история саморазвития Абсолютной идеи, подчиняющейся определенным диалектическим закономерностям. Отсюда и общество развивается закономерно. Механизм возникновения закономерности таков: история складывается из действий отдельных людей, каждый из которых старается претворить в жизнь свои интересы и цели. Однако в результате этой целеполагающей деятельности возникает нечто иное, отличное от первоначальных замыслов. С этим «иным» люди вынуждены считаться как с объективной реальностью — неким «историческим разумом», надындивидуальным всемирно-историческим началом, осуществляющим себя в процессе развития Мирового духа или Абсолютной идеи. Таким образом, становится понятной цель всемирной истории — познание Мировым духом самого себя. В этом познавательном процессе Мировой дух проходит ряд конкретных ступеней и, в конце концов, воплощается в понятии Народный дух, который проявляет себя в единстве государственных законов и учреждений, в искусстве, нравственности, морали, праве, религии, философии. Носителем Мирового духа в какую-либо конкретную эпоху является дух одного определенного народа.

«Разум истории», тем самым, осуществляется таким образом, что каждый народ получает право внести свою лепту в процесс самопознания Мирового духа. Процесс этот имеет свои конкретные этапы. Критерием их периодизации является прогресс в сфере свободы. Гегель выделяет четыре этапа восхождения всемирной истории: 1) восточный мир; 2) греческий мир; 3) римский мир; 4) германский мир. По мере прохождения этих этапов степень свободы народов возрастает.

Культурологический подход к развитию общества разрабатывался, например, в работах немецкого представителя философии культуры Освальда Шпенглера (1880—1936). Философ считал, что история человеческого общества распадается на ряд неповторимых культур, каждая из которых проходит четыре стадии: детство, юность, возмужалость, старость, или этап цивилизации, и, наконец, гибель. Затем происходит возникновение новой культуры.

Культура и цивилизация, по мнению Шпенглера, — это принципиально разные явления. Культура воплощает в себе подлинно человеческие, лучшие качества: благородство, бескорыстие, стремление к нравственному совершенствованию. Цивилизация — это заключительный этап развития любой культуры, с которого начинается ее гибель. Основные признаки цивилизации следующие: развитие индустрии и техники, деградация искусства, падение морали, скопление людей в городах.

Цивилизация (как этап, с которого начинается старость культуры, а затем и ее смерть) начинается тогда, когда вся культура сосредоточивается в крупных городах, а вся остальная часть государства превращается в провинцию. В этих условиях городской житель лишается традиций и растворяется в бесформенной массе. Большие города цивилизованны, но не имеют культуры, нравственности. Здесь люди отчуждены друг от друга, чувствуют себя более одинокими, чем в любой деревне. В городах меньше соблюдаются традиции и обычаи.

Шпенглер создал учение о множестве равноценных по уровню достигнутой зрелости культур. Это следующие виды культур: 1) египетская; 2) индийская; 3) вавилонская; 4) китайская; 5) греко-римская; 6) византийско-арабская; 7) культура майя; 8) западно-европейская; 9) пробуждающаяся русско-сибирская. В целом теория Шпенглера может быть охарактеризована как циклическая теория развития общества, или теория циклизма.

Цивилизационный подход к развитию общества представлен философией английского историка, философа и социолога Арнольда Тойнби (1889—1975). В своей двенадцатитомной работе «Исследование истории» (1934—1961) он предпринял попытку объяснить смысл процесса общественного развития через понятие «цивилизация».

Общественная жизнь, с точки зрения Тойнби, представляет собой совокупность дискретных единиц социальной организации, которые и названы «цивилизациями». Каждая цивилизация уникальна, неповторима. Философ объясняет это географическими условиями, то есть средой обитания, или ареалом. Цивилизация — это устойчивая общность людей, объединенная, прежде всего, духовными традициями, а также географическими рамками. Каждая цивилизация в своем развитии проходит несколько этапов: возникновение, рост, зрелость, расцвет, надлом, упадок, разложение. Не все цивилизации могут пройти весь путь от начала до конца; некоторые из них погибают, не успев расцвести. Вначале Тойнби выделял 21, а затем 13 цивилизаций. Таким образом, всемирная история предстает у него как сумма историй отдельных цивилизаций, проходящих одинаковые фазы — от возникновения до разложения.

Прогресс конкретной цивилизации определяется способностью людей, живущих в данном ареале, дать адекватный ответ исторической и природной ситуации. Если нужный ответ не найден, то в социальном организме возникают аномалии, которые, накапливаясь, ведут к надлому, а затем — к упадку и гибели. К шестидесятым годам XX в., считал Тойнби, на Земле сохранилось пять цивилизаций: восточно-христианская (с русской ветвью), индийская, западно-европейская, дальневосточная, мусульманская. На этапе расцвета находится западно-европейская, другие же — на этапе надлома. Спасти можно только западно-европейскую цивилизацию путем внедрения клерикализма, то есть через усиление позиций церкви в различных сферах жизни. Избежать печального конца или хотя бы отдалить его, считал философ, можно лишь путем приобщения к «вселенской религии», которая может возникнуть на основе объединения существующих мировых проповеднических культов.

Системно-синергетический подход к анализу общества основан на общей теории систем, создателем которой считают австрийского биолога и философа Людвига фон Берталанфи (1901 — 1972). Синергетика как междисциплинарное направление научных исследований возникает в 60—70-е гг. XX столетия. Такое название этой дисциплины было предложено немецким физиком Г. Хакеном. Буквально термин «синергетика» означает «теория совместного действия». Синергетика изучает общие законы самоорганизации различных систем.

С точки зрения системно-синергетического подхода, общество представляет собой открытую, динамическую, нелинейную, самоорганизующуюся систему. Поясним значение этих терминов.

Система — совокупность взаимосвязанных элементов. При этом возникающие в ней свойства и функции являются новыми; ими не обладает ни одна из частей системы, когда они (эти элементы) находятся в разрозненном состоянии. Такие качества называют «системными». Если речь идет об обществе как системе, то его элементами являются — человек, личность, индивид, социальные группы и организации, отношения, состояния, процессы, уровни развития.

Динамическая система — это система, которая изменяет свое состояние во времени, например, живой организм, растение, человек.

Открытая система — это система, которая обменивается с внешней средой и энергией (природные системы), и веществом (биологические системы), и информацией (социальные системы). Открытыми являются почти все общественные системы. Между ними происходит обмен: 1) природными богатствами, территориями, сферами жизненного пространства, человеческими ресурсами — ресурсная сфера; 2) товарами, капиталом — экономическая сфера; 3) идеями, информацией, ценностями — информационно-культурная сфера.

Нелинейная система — это система, которая способна развиваться из одной точки по многим направлениям. Тем самым появляется ряд траекторий эволюции систем. Следовательно, пути эволюции таких нелинейных систем не являются строго предопределенными и одновариантными.

Примеры нелинейности применительно к развитию общества: Реально существует многообразие исторического развития в эволюционном плане, то есть на нашей планете сосуществуют социальные системы с разным уровнем развития цивилизации, например, «развитые страны» и «развивающиеся страны».

Реально существует многообразие в политической и культурной жизни. Подразумевается, что одновременно сосуществует большое количество социальных систем с близкой эволюционной моделью. Например, разные варианты демократических государств. Как многолинейный процесс предстает история эволюции человеческой цивилизации. Известно, что на основе земледелия на земном шаре возникли три разных типа общества — азиатский, рабовладельческий и феодальный.

Для пояснения суждения о том, что социальные системы могут из «одной точки» развиваться различными путями, нужно отметить, что, с позиций синергетики, разные варианты развития исторических событий существуют объективно. Это означает, что они определяются внутренними чертами самой социальной среды, а не просто, как принято обычно думать, различными действиями исторических личностей, вождей и событиями их жизни.

Самоорганизующаяся система — это система, которая спонтанно, самопроизвольно переходит из одного состояния в другое, изменяя свою организацию, структуру. Примерами самоорганизации человечества являются вспышки эпидемий (чума, холера, оспа, грипп, СПИД), войны, вооруженные конфликты, различные катастрофы, что спонтанно регулирует численность населения.

В качестве примера самоорганизации можно привести Интернет: распространение персональных компьютеров и развитие электронной связи привело к возможности свободного и спонтанного обмена и распространения информации по всей планете.

Итак, общество — это открытая, динамическая, нелинейная, самоорганизующаяся система.

Если общество рассмотреть в системно-синергетическом контексте, то можно предложить следующие его характеристики.

1. Как открытая система общество взаимодействует с внешней средой (природой). Механизмом этого взаимодействия является материальное производство, благодаря которому происходит производство, обмен и распределение материальных благ.

2. Общество — самоорганизующаяся система, поэтому оно строится как иерархическая система. В связи с этим отношения, возникающие между элементами общества, приобретают властный характер, что ведет к возникновению такого элемента, как политика.

3. Общество как самоорганизующаяся система порождает различные виды социальной информации (например, язык, знаковые элементы). Поскольку эта информация имеет смысл, то на ее основе возникает такое явление, как культура.

4. Общество — система нелинейная, поэтому оно развивается многовариантно, многолинейно. В этом состоит отличие данной точки зрения, например, от концепций Г. Гегеля и К. Маркса, где история общества монолинейна, или взглядов О. Шпенглера, А. Тойнби, Н. Данилевского, где история полилинейна, то есть каждое общество (культура, цивилизация) имеют свою неповторимую судьбу. Свидетельством многолинейности общественного развития являются, например, отличия, которые существовали и существуют между европейским и восточным путями развития, между типами исторического развития Австралии, Африки, Южной Америки.

Поскольку общество развивается как самоорганизующаяся система, постольку в нем объективно действует случайность, возникают флуктуации, то есть изменения, колебания. Тем самым происходят быстрые, скачкообразные преобразования общественных систем. Из сказанного следует, что будущее и отдельных стран, и всего человечества не является предопределенным.

Структура общества и его иерархические уровни

Поскольку общество — это система, то оно представляет собой совокупность элементов. Каковы же эти элементы?

Во-первых, следует ответить на вопрос: кто действует в обществе, то есть кто является субъектами общественной деятельности. Субъекты бывают индивидуальные (например, человек, личность, индивид) и коллективные (например, человечество, группа, семья, армия, народность, род, племя, нация, партия, организация).

Во-вторых, надо ответить на вопрос: где действуют субъекты, то есть каковы сферы их деятельности? В процессе жизни люди производят вещи и предметы для удовлетворения своих потребностей, познают мир, воспитывают детей, разрешают конфликты, создают произведения искусства. Эти виды деятельности часто именуются сферами человеческой деятельности: материальное производство жилищ, продуктов питания, одежды; духовное производство — мораль, искусство, религия, философия, а также такие сферы, где материальное и духовное производство находятся в тесной связи, например, наука, экономика, политика, управление.

В-третьих, надо выяснить: с помощью каких средств субъекты осуществляют свою деятельность, то есть каковы механизмы деятельности? Люди производят материальные и духовные ценности, общаются друг с другом, решают всевозможные возникающие проблемы с помощью орудий труда, техники, социальных организаций, законов, обычаев, традиций. Это также элементы общества.

В-четвертых, требуется ответить на вопрос: в какие отношения вступают субъекты общественной жизни? Можно выделить четыре основных типа общественных отношений, которые также являются элементами общества.

Экономические — связаны с производством материальных благ, их обменом и распределением, отношения по поводу собственности.

Культурно-идеологические — связаны с социализацией человека, развитием его задатков и способностей. Эти отношения складываются в сфере образования, науки, искусства, морали, религии, спорта. Например, моральные, эстетические, религиозные отношения.

Политические — это отношения между субъектами; связаны с деятельностью по управлению различными сферами общественной жизни (экономика, наука, воспитание). Ядром этих отношений является борьба за власть.

Социальные — отношения общественного равенства и неравенства между субъектами (группы, классы), занимающими разное положение в обществе.

В-пятых, к элементам общества относятся социальные процессы. Социальный процесс — это изменения, связанные с развитием и функционированием общества. Выделяют различные виды подобных процессов: эволюция, модернизация, реформа, революция, война, политическая борьба.

Итак, общество — это самоорганизующаяся нелинейная система, представляющая совокупность человеческих индивидов, связанных способами совместной деятельности (охота, земледелие, промышленное производство, управление и т.д.), отношениями, процессами и объединенных в общности, например, род, племя, нация, семья, социальная группа.

В сокращенном варианте данное определение предстает следующим образом: общество — самоорганизующаяся нелинейная система, представляющая совокупность людей, связанных способами совместной деятельности, отношениями, процессами и объединенных в общности.

Иерархические уровни общества

Ранее была проведена операция выявления и классификации основных групп элементов общества. Однако эти элементы имеют определенную иерархию — расположение в определенной последовательности от высшего к низшему или наоборот.

Из каких иерархических уровней, то есть подсистем, состоит общество? Обычно выделяют четыре подсистемы или иерархических уровня общества — материальная, социальная, политическая и духовная.

Что собой представляют названные уровни общества? Из каких элементов они состоят? Какие функции они выполняют в социуме? Ответы на эти вопросы излагаются далее.

Материальная жизнь общества. Роль техники в развитии общества

Материальная жизнь общества

Материальная жизнь общества — сфера общественной жизни, связанная с производством материальных ценностей и удовлетворением материальных потребностей людей. Обычно выделяют следующие элементы материальной жизни общества.

Материальные потребности. Потребность — это состояние субъекта, при котором он испытывает нужду или недостаток в чем-либо, необходимом для нормального функционирования. Примеры материальных потребностей: потребность в пище, одежде, жилище, технических устройствах и т. д.

Материальная деятельность — процесс, связанный с производством материальных ценностей. Главным элементом материальной деятельности является материальное производство. Это процесс, с помощью которого люди преобразуют предметы природы для удовлетворения своих потребностей.

Материальные отношения — это связи, возникающие между субъектами в материальной жизни общества. К ним относятся: 1) производственные отношения; 2) производительные силы; 3) организационно-технические отношения (например, отношения между конструктором и наладчиком, бригадиром и членами бригады).

Материальные условия жизни (быт): занятия домашним трудом, семейное обслуживание, удовлетворение физиологических потребностей.

Техника и ее роль в развитии общества

Данная проблема имеет отношение к такому направлению философских исследований, как философия техники. В рамках этого направления техника и технологии исследуются в различных аспектах: методологическом, социальном, политическом, эстетическом, аксиологическом.

Например, методологическое направление исследований техники и технологий акцентирует внимание на изучении последствий внедрения во все сферы жизни компьютерной техники. Это принципиально меняет не только производство, но и сферу образования, профессиональной подготовки, политические структуры общества, отношения индивида и общества. Аксиологический, культурологический аспекты ориентированы на изучение причин противоречий, возникших в современную технотронную эру, например, глобальные проблемы и пути их разрешения.

Техника (от греч. techne — искусство, мастерство) — совокупность средств деятельности, направленных на изменение мира (предметов, вещей) в соответствии с потребностями и желаниями человека.

По функциональному признаку выделяют следующие основные виды техники: производственная техника, техника транспорта и связи, науки, военная техника, техника образования, культуры, быта, медицинская техника, техника управленческого аппарата.

Существуют разные точки зрения по поводу роли техники в развитии общества. Можно выделить четыре основные позиции по этому вопросу.

1. Отрицательное отношение к технике. Иногда оно выступает в виде технофобии. Это понятие означает, что мир техники воспринимается человеком как угроза его бытию. Имеется в виду, что техника не является абсолютным благом, она порождает множество побочных негативных эффектов. Например, французский философ Ж. Эллюль и представитель Франкфуртской школы Т. Адорно еще в первой половине XX в. обращали внимание на то, что машинная цивилизация подавляет гуманистические идеалы и нравственность, ведет к утрате человеческой индивидуальности.

2. Положительное отношение к технике как главной помощнице человека начало формироваться с конца XVII в. и имеет много приверженцев сегодня. Представители этой точки зрения обращают внимание на то, что развитие техники способствует: 1) повышению производительности труда; 2) замещению техническими средствами многих трудовых функций человека; 3) постепенному, но неуклонному вытеснению человека из самых опасных, трудоемких процессов материального производства, когда он перестает быть «механическим орудием»; 4) усилению многих человеческих возможностей (физическая сила, быстродействие, счет, память).

3. Технологический детерминизм представляет собой совокупность взглядов, объединенных постулатом, что техника играет определяющую роль в общественном развитии. Представители этой позиции, например, американские социологи Д. Белл, У. Ростоу, О. Тоффлер, французский социолог Р. Арон, считали, что решающее значение в общественной жизни принадлежит технической и технологической сторонам производства. Эта теория используется в концепциях индустриального, постиндустриального, информационного общества. В рамках этих концепций обосновывается суждение о том, что созданная человеческим разумом техническая цивилизация обладает независимостью от человека и общества, и техника ставится в ряд с природными явлениями как надчеловеческая данность, обладающая своими собственными внутренними, независимыми от общества законами.

4. Техника помогает человеку, но она не должна быть главным условием его развития. Эту точку зрения можно изложить на примере взглядов русского философа Н. Ф. Федорова (1828-1903), который считал, что человек главное внимание уделял созданию искусственных орудий, «приставок» к своему телу, то есть технике, увеличивая таким образом свою силу, скорость и другие возможности. Это ведет к тому, что разрыв между мощью техники и слабостью человека постоянно увеличивается. С точки зрения Н. Федорова, такой разрыв может и должен быть преодолен. Считая техническое развитие лишь временной и боковой ветвью развития общества, философ был уверен, что в дальнейшем эволюция человека пойдет другим путем. Этот путь он назвал «тканетворение». Имеется в виду, что человек всю силу своего ума, творчества, смекалки обратит не на создание все более изощренных, новых «приставок» к своему телу (технических средств), а на совершенствование самого тела, что приведет даже к созданию новых органов для решения возникающих задач. Например, наряду с легкими — жабр (может быть создан человек-амфибия), наряду с руками — крыльев и т. п. Тем самым человечество покинет боковую, тупиковую ветвь своего развития, перестанет быть для природы грозной, внешней силой, как какой-нибудь завоеватель, а, наоборот, «тонко сольется с природой» как ее важная составляющая.

Социальная жизнь и социальная структура общества

Социальная жизнь общества — это деятельность субъектов (личностей, групп), направленная на сохранение и развитие условий своего существования. Элементом социальной жизни общества является социальная структура общества. В понятие «социальная структура» входят различные объединения членов общества. Такие объединения называются термином «общность».

Социальная общность — совокупность людей, объединенная в целое по каким-либо признакам. Различают следующие виды общностей: 1) устойчивые (классы, нации, партии) и временные (участники собраний, митингов, пассажиры купе в поезде); 2) объективно складывающиеся (народность, нация) и сознательно создаваемые (партии, общественные организации).

Социальная структура — это совокупность устойчивых и объективно складывающихся общностей. Выделяют следующие основные типы таких общностей: класс, социальный слой, социальная группа. Социальная структура общества включает в себя следующие элементы:

1) социально-классовая структура — совокупность классов и социальных слоев (рабочие, предприниматели, крестьяне);

2) социально-этническая структура — общности выделяются на основе этнического признака (род, племя, нация, этнос);

3) социально-демографическая структура — общности выделяются на основе таких критериев, как пол и возраст (женщины, мужчины, молодежь, пенсионеры);

4) социально-профессиональная структура — общности выделяются на основе такого критерия, как квалификация (низкая, средняя и высокая квалификации);

5) социально-территориальная структура (население города и деревни, малых и больших городов, население различных регионов).

Одним из элементов социальной структуры общества является семья. Рассмотрим вопросы: что такое семья? как и когда она возникла?

Семья — социальная группа, члены которой объединены брачными и родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Юридической основой семьи является брак. Брак — важный элемент семьи, но семья вполне может существовать и тогда, когда она теряет этот элемент (например, семья — мать и дети без отца или отец и дети без матери). Семья в своем развитии прошла следующие основные этапы.

На первых стадиях становления общества (первобытное стадо) половые отношения носили неупорядоченный характер. В основе этих отношений лежали преимущественно биологические инстинкты. Института семьи в этот период не существовало. В последующем возникают табу (запреты), ограничивающие круг лиц, между которыми общество разрешало свободные половые отношения. Так возникает групповой брак, характерный для родового строя, в частности, для первых этапов развития общества в условиях матриархата.

Затем происходит переход от группового брака к парному браку. При этом браке мужчина живет с одной женой, но брачные узы весьма непрочные и могут быть легко расторгнуты любой стороной. На основе парного брака начинают возникать малоустойчивые семьи, однако основной ячейкой общества, по-прежнему, является род, а не семья.

В условиях патриархата (на закате первобытного общества) возникает новая форма семьи: моногамная семья. Ее отличие от парной семьи заключалось, прежде всего, в том, что моногамная семья создавалась, главным образом, в интересах мужчины, а именно: для рождения и воспитания наследников его имущества. Моногамия не только допускает, но и делает правилом вступление в брак по экономическому расчету. Мужчины оставляли за собой право на развод и право на супружескую неверность. В результате моногамная семья оказалась дополнена полигамными отношениями, но только в новых формах: гетеризм, проституция, адюльтер. По мере дальнейшего развития цивилизации (феодализм, индустриальное и постиндустриальное общество) моногамная семья приобретает новые черты. Например, возникают патриархальные семьи, где несколько поколений живут вместе. Такая семья была обычна для крестьян, купцов и приветствовалась властью в царской России. Сегодня идеалом представляется нуклеар-ная семья, где вместе живут только родители и дети до совершеннолетия или вступления в брак.

Изучая вопрос о социальной жизни общества, нужно иметь представление о теориях социальной стратификации и социальной мобильности.

Теория социальной стратификации

Основы теории социальной стратификации заложил немецкий политэконом и социолог Макс Вебер (1864—1920). Он рассматривал социальную структуру как многомерную систему, в которой наряду с классами и отношениями собственности важное место принадлежит статусу. Статус — это положение, которое занимает личность в соответствии с возрастом, полом, национальностью, профессией, семейным положением.

В теории социальной стратификации можно выделить три направления.

1. Критерием выделения слоев общества является социальный престиж. Это оценка обществом и ее членами позиции и положения (высокое — низкое) различных групп в социуме.

2. Главным для выделения социальных слоев являются самооценки людей относительно их социальной позиции — престижа.

3. При выделении социальных слоев используются такие критерии, как профессия, доход, образование, район проживания, тип жилища и т. п.

Теория социальной мобильности

Термин «социальная мобильность» введен в социологию американским социологом русского происхождения Питиримом Сорокиным (1889—1968). Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой социальной позиции, статуса, места, занимаемого в социальной структуре, то есть перемещение внутри структуры общества.

По направлениям перемещений людей в обществе различают следующие виды мобильности:

— вертикальная: восхождение — нисхождение, то есть движение вверх или вниз в системе социальных позиций;

— горизонтальная: передвижения на одном и том же социальном уровне.

В качестве примеров социальной мобильности могут выступать: миграция населения, текучесть кадров, изменение места жительства, состояния здоровья.

Духовная жизнь общества: ее сущность и структура, закономерности изменения

Структура духовной жизни общества

Духовная жизнь общества — сфера общественной жизни, связанная с производством духовных ценностей и удовлетворением духовных потребностей. Духовная жизнь общества представляет собой динамично функционирующую систему идеологических отношений и процессов, взглядов, чувств, идей, теорий, мнений, возникающих в обществе, а также особенности их функционирования, распространения, поддержания. Рассмотрим содержание духовной жизни общества, то есть выясним, какие основные элементы входят в нее.

Духовная деятельность (деятельность в сфере духовного производства) включает в себя духовно-теоретическую деятельность (выработка знаний, мнений, представлений) и духовно-практическую деятельность, представляющую собой деятельность по внедрению созданных духовных образований в сознание людей (образование, воспитание, выработка мировоззрения). Включает в себя и такой элемент, как духовное производство, которое осуществляется особыми группами людей и основано на умственном, интеллектуальном труде.

Духовные потребности. Потребность — это состояние субъекта, при котором он испытывает недостаток в чем-либо, необходимом для жизни. Примеры духовных потребностей: образование, познание, творчество, восприятие произведений искусства и т. д.

Духовное потребление. Представляет собой процесс удовлетворения духовных потребностей. Для этого создаются специальные социальные институты — учебные заведения различного уровня, музеи, библиотеки, театры, филармонии, выставки и т. д.

Духовное общение. Выступает формой обмена идеями, знаниями, чувствами, эмоциями. Осуществляется с помощью языковых и неязыковых знаковых систем, технических средств, печати, радио, телевидения и т. д.

Духовные отношения. Представляют собой взаимосвязи между субъектами в сфере духовной жизни (моральные, эстетические, религиозные, политические, правовые отношения).

Структура духовной жизни общества может быть рассмотрена и с других позиций.

Духовная жизнь выполняет различные функции, и на этом основании можно выделить три ее сферы: общественная психология, идеология и наука.

Сложны и многообразны у людей духовные потребности, которые формировались и формируются в ходе практической жизни. Для их удовлетворения в обществе возникают формы духовной жизни: мораль, искусство, религия, философия, политика, право. Рассмотрим специфику и функции сфер и форм духовной жизни общества.

Сферы духовной жизни

1. Общественная психология — это совокупность взглядов, чувств, переживаний, настроений, привычек, обычаев, традиций, возникающих у большого коллектива людей на основе общности социально-экономических условий их жизни. Общественная психология формируется стихийно, под непосредственным влиянием социальных условий, реального жизненного опыта, воспитания, обучения.

Как сфера духовной жизни общественная психология выполняет некоторые функции, которые проявляются, в частности, при решении практических задач повседневной жизни. Обычно выделяют три основные функции.

Регулятивная функция. Выражается в регулировании отношений между людьми. Она проявляется в том, что общественная психология обеспечивает приспособление людей к существующим общественным отношениям и посредством привычек, общественного мнения, обычаев, традиций регулирует отношения.

Информативная функция. Проявляется в том, что общественная психология вбирает в себя опыт предшествующих поколений и передает его новым поколениям. Особое значение принадлежит здесь обычаям, традициям, которые хранят и передают общественно значимую информацию. Большую роль эта функция играла на ранних стадиях развития общества, когда еще не было письменности и тем более других средств информации.

Эмоционально-волевая функция. Проявляется в стимулировании людей к деятельности. Это особая функция: если первые две функции могут быть выполнены при помощи других средств, то эта функция выполняется только общественной психологией. Человек должен не только знать, что ему делать, но и захотеть это делать, для чего должна пробудиться его воля. В этом случае можно говорить об эмоционально-волевых состояниях массового сознания. Сущность всех общественно-психологических явлений заключается в том, что они представляют собой коллективно обусловленное эмоциональное отношение к общественным и групповым задачам.

Среди всех явлений общественной психологии можно выделить более устойчивые и более подвижные. К наиболее устойчивым элементам общественной психологии относятся: привычки, обычаи, традиции. К наиболее подвижным следует отнести различные побудительные силы деятельности масс, такие как: интересы, настроения. Они могут быть крайне скоротечны, например, реакция зрительного зала на кинокомедию или паника.

Особое место в структуре общественной психологии занимает мода, которую можно охарактеризовать как динамичную форму стандартизованного массового поведения, возникающую под влиянием доминирующих в обществе вкусов, настроений, увлечений. Мода — одновременно одно из самых устойчивых явлений общественной психологии (она всегда есть) и самых подвижных (она постоянно меняется).

2. Идеология — следующая сфера духовной жизни общества. Этот термин был впервые введен в научный оборот в начале XIX в. французским философом Д. де Траси (1734-1836) для обозначения науки об идеях, призванной изучать их происхождение из чувственного опыта.

Сегодня идеология понимается, прежде всего, как система идей, взглядов, выражающих интересы, идеалы, мировоззрение общества, социальной группы или класса. В качестве реальной причины социальных действий, стоящей за непосредственными мотивами, идеями участвующих в тех или иных действиях субъектов, можно считать интерес как осознанную потребность.

Идеология общества, в противоположность общественной психологии, складывающейся в основном стихийно, вырабатывается наиболее подготовленными представителями социальной группы, класса — идеологами. Поскольку идеология является теоретическим выражением интересов социальных групп, классов, наций, государств, постольку она отражает действительность с определенных социальных позиций.

Как сфера духовной жизни идеология выполняет следующие основные функции:

— выражает интересы общества, социальных групп и служит руководством к действию для их осуществления; идеология может быть религиозной или светской, консервативной или либеральной, она может содержать истинные и ложные представления, быть гуманной или антигуманной;

— защищает политический строй, который отвечает интересам данного класса, социальной группы;

— осуществляет передачу опыта, накопленного в процессе предшествующего развития идеологии;

— обладает способностью влиять на людей путем обработки их сознания, противостоять или бороться с идеями, выражающими интересы противоположного класса, социальной группы.

Критерием ценности идеологии выступает ее способность обеспечить духовные предпосылки политического, управленческого влияния того или иного класса, социального движения, партии в деле достижения своих интересов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *