софийский собор сколько их в мире
Софийский собор
Софи́йский собо́р — название православных храмов, посвящённых Софии-Премудрости Божьей.
Содержание
Название ряда храмов
Храмы Киевской Руси
Россия
Другие
Иные значения
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью. |
Полезное
Смотреть что такое «Софийский собор» в других словарях:
Софийский собор — в Киеве. Заложен в 1037. Перестроен в конце XVII начале XVIII вв. Софийский собор в Киеве, собор св. Софии, выдающийся памятник древнерусской архитектуры; главное культовое и общественное здание Киевской Руси. Заложен в 1037. Пятинефный,… … Художественная энциклопедия
Софийский собор — в Новгороде. 10451050. Общий вид. Софийский собор в Новгороде, собор св. Софии, выдающийся памятник древнерусской архитектуры. Построен в 104550. Был кафедральным собором (ныне музей), находится в «Детинце» (кремле). Построен из камня … Художественная энциклопедия
Софийский собор — I в Киеве, памятник древнерусского зодчества, главное церковное и общественное здание Древнерусского государства. Заложен в 1037. 5 нефный 13 купольный кирпично каменный храм, в XI в. украшен величественными мозаиками и фресками. С 1934 музей… … Энциклопедический словарь
СОФИЙСКИЙ СОБОР — в Киеве, памятник древнерусского зодчества, главная церковь и общественное здание Киевской Руси. Заложен в 1037, перестроен в конце 17 начале 18 вв. 3 нефный 13 купольный кирпично каменный храм, в 11 в. украшен величественными мозаиками и… … Современная энциклопедия
Софийский собор — I Софийский собор в Киеве, собор св. Софии (заложен в 1037), выдающийся памятник древнерусской архитектуры, главное культовое и общественное здание Киевской Руси; главный храм киевских митрополитов. С. с., выстроенный преимущественно из… … Большая советская энциклопедия
СОФИЙСКИЙ СОБОР — 1. СОФИЙСКИЙ СОБОР в Киеве, памятник древнерусского зодчества, главное церковное и общественное здание Киевской Руси. Заложен в 1037. 5 нефный 13 купольный кирпично каменный храм, в 11 в. украшен величественными мозаиками и фресками. 2. СОФИЙСКИЙ … Русская история
Софийский собор — Соф ийский соб ор … Русский орфографический словарь
Софийский собор (Константинополь) — Запрос «Святая София» перенаправляется сюда; о православной святой существует отдельная статья см. Вера, Надежда, Любовь и их мать София. У этого термина существуют и другие значения, см. Софийский собор. Православный собор Софийский собор … Википедия
Софийский собор (Киев) — в Киеве, собор св. Софии, выдающийся памятник древнерусской архитектуры; главное культовое и общественное здание Киевской Руси. Заложен в 1037. Пятинефный, пятиапсидный, тринадцатиглавый крестово купольный храм выстроен из кирпича плинфы… … Художественная энциклопедия
Храмы Святой Софии
Имя София (древнегреческий σοφ?α ) означает «мудрость, разумность, наука».
«Мир в бытии своем есть создание Божие, он положен творческим да будет. Но в содержании своем он не есть произвольное измышление, каприз абсолюта, за каковой мир принимается в системах религиозного детерминизма или предопределения, но он имеет божественное основание и божественное содержание, вмещает некую божественную реальность. Эта реальность есть Божественная София, образ которой и есть основание мира, как тварной Софии. Иными словами, мир содержит в себе нечто божественное и для Бога, как Его самооткровение. И поэтому он не случаен, не произволен в своем существовании, но в себе имеет для бытия своего «достаточное основание», нерушимое в божественности своей и для самого Творца. Взаимодействие Бога с миром основано на взаимоотношении Софии Божественной и тварной. Мир сотворен, но и не только сотворен, ибо в своем первообразе, в своей идее, он и вовсе не сотворен, но предвечно есть в Боге, как Его же Божественный мир в Премудрости Божией, как слово Его Слова и как дыхание Его Духа». (Протоиерей Сергий Булгаков «АгнецБожий»).
София представляет собой аспект Иисуса как образ Божественной Премудрости.
София — это не только духовная категория, но и женское имя. Его носила христианская святая София, жившая во II веке. Предание описывает праведную жизнь глубоко верующей во Христа вдовицы Софии и её трёх горячо любимых и также укоренившихся в вере дочерей. Император Адриан, правивший Римом во II веке и являвшийся почитателем культа богини Артемиды повелел привести мать с детьми к себе. После того, как посулы даров не смогли склонить скромную семью вдовы к отречению от Христа, император решил принять жесткие меры, стараясь пытками и истязаниями склонить их к отречению. Но как мать, так и дочери были слишком преданы своей вере, за что и поплатились своими жизнями. Все три девочки не пережили пыток, а София, предав их растерзанные тела земле, умерла на их могилах спустя три дня.
Софии — Премудрости Божьей посвящены многочисленные православные храмы, среди которых самой известной является Святая София в Константинополе — главный храм Византийской империи, до 1453 года всего православного мира. Первые христианские храмы в главных городах Киевской Руси — в Киеве, Новгороде, Полоцке — были также посвящены Святой Софии.
Собор Святой Софии в Константинополе был и остается самым величественным памятником какое видело человечество.
Он стал вершиной византийского зодчества и на многие века определил развитие архитектуры в странах Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока, Азии и Кавказа. Храм этот является одним из наиболее древних и величественных сооружений, относящихся к христианской религии.
Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Предназначался этот храм, прежде всего, для создания образа величественной Византийской империи. Над строительством собора трудилось около десяти тысяч рабочих. Из древних античных храмов свозилось все лучшее, что в них было; везли мраморные глыбы, золото, серебро, слоновая кость, жемчуг, драгоценные камни. Из Проконеза доставлялся белоснежный мрамор, из Каритоса — зеленый мрамор, из Ясоса — красный, из Фригии — розовый.
Гигантское и великолепное по архитектуре сооружение строилось около 5 лет, и на это строительство было потрачено 3 годовых бюджета всей Византийской империи. Во время строительства храма применились совершенно новые материалы. Например, в цемент добавляли масло, известь готовили на ячменной воде, помимо прочего при создании храма использовали самое драгоценное — жемчуг, топазы, рубины и сапфиры. Даже пол храма сделан из драгоценных и полудрагоценных камней — мрамора, яшмы, порфира. Все они выложены в форме какого-либо узора.
Византийский историк Прокопий Кесарийский так описывал Софийский собор: «Этот храм представлял чудесное зрелище, – для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем – совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его …».
Размеры храма: длина — 81 метр, ширина — 72 метра, высота — 55. Наиболее эффектной частью сооружения является его купол. По форме он близок к кругу, диаметром почти в 32 метра. Впервые для его сооружения применили паруса — изогнутые треугольные своды. Поддерживают купол 4 опоры, а сам он образован 40 арками с вырезанными в них окнами. Свет, попадая в эти окна, создает иллюзию, будто купол парит в воздухе. Внутреннее пространство храма разделено на 3 части — нефы, с помощью колон и столбов.
Землетрясения в августе 553 года и 14 декабря 577 года частично разрушили здание. А 7 мая 558 года основной купол и вся крыша разрушились полностью. При этом вся внутренняя отделка и убранство храма были также уничтожены. Через четыре года 23 декабря 562 года храм открыли вновь.
В 859 году собор опять серьезно пострадал от сильного пожара, 8 января 869 года храм был разрушен землетрясением. Для полного восстановления потребовалось шесть лет, и 13 мая 994 года Святая София открылась вновь. Как не удивительно, но и спустя 4 года после открытия нового здания, его чуть не потеряли в результате сильнейшего пожара (уже третьего), но на этот раз храм удалось спасти.
Огромный урон нанесли храму католики-крестоносцы, захватившие Константинополь в 1204 г. Они разграбили богатейшее убранство и святыни Софийского собора, нанеся храму невосполнимый ущерб – именно тогда из Софии исчезла плащаница Господа Иисуса Христа, позже обнаруженная в Западной Европе и получившая там название Туринской плащаницы; великолепный алтарь, сделанный из чистого золота был вынесен из святилища, дальнейшая его история так и неизвестна.
После завоевания турками Константинополя (в 1453 году) храм ждала тяжелая участь. Храм, по велению Мехмеда II Фатиха, был превращен в мечеть Айя София. Изображения животных и людей на фресках и мозаиках замазали известью. Крест заменили полумесяцем, достроили 4 минарета. Появились султанское ложе и усыпальницы. На восьми больших щитах было выведено позолотой имя Аллаха, пророка Мухаммеда и первых халифов.
В Святой Софии есть одна знаменитая достопримечательность — так называемая запотевающая колона. Говорят, что, если прикоснуться к ней больным местом, сразу пройдет.
Есть и другая загадка храма Святой Софии: в правой его части — ниша, из стены которой раздается легкий шум. По легенде, когда в Константинополь ворвались турецкие войска, в церкви спряталась 1000 верующих. Когда турки ворвались в храм, то священник продолжал читать молитву. Уже мечи были наготове, чтобы пронзить старика, но внезапно стена ниши раскрылась и спрятала священника. Легенда утверждает, что священник до сих пор там читает молитву, а когда храм Святой Софии вновь станет христианским, то он выйдет из стены и продолжит службу.
Софийский собор, Собор Святой Софии, Айя-София (тур. Ayasofya) в Трабзоне (Трапезунде) — выдающийся памятник поздневизантийского зодчества, крупнейший храм Трапезундской империи, известный своими фресками XIII века.
Собор был построен в 1238—1263 годах Мануилом I. В 1461 году Мехмед II захватил Трапезунд и превратил собор в мечеть.
Здание собора использовалось как военный госпиталь и склад во время Первой мировой войны, когда город был занят русскими войсками.
Далее он снова использовался как мечеть до 1964 года, когда он стал музеем после реставрации, проведённой в 1958—1964 с помощью Эдинбургского университета.
В июле 2012 года вице-премьер правительства Турции Бюлент Арыч заявил о намерении правительства разрешить передачу храма мусульманской общине для обращения в мечеть. В апреле 2013 года храм был превращен в мечеть.
Церковь была построена в VІ веке, во время византийского императора Юстиниана (годы правления 527-565) на основах 4 более старых христианских храмов ІV века.
Церковь Святой Софии была построена на месте некрополя города Сердика (старинное название Софии) и других более старых храмов ІV в. и десятков каменных гробниц. В ходе археологических работ были найдены фрагменты мозаики одного из более старых храмов. Считается, что здание может вместить до 5 тыс. человек.
В период XI – XIV вв. церковь Святой Софии была митрополитской и ее слава была столь велика, что в XIV в. дала название городу.
В XVI в. во время османского ига, храм был перестроен в мечеть, а стенописи были уничтожены. Согласно одному поверью, в XVI в. перед церковью был заживо сожжен золотых дел мастер Георги, который отказался принять ислам. Крупные землетрясения 1818 и 1858 гг. разрушили минарет и повредили здание, а согласно одному поверью, во время второго землетрясения в здании находились двое сыновей ходжи, которые погибли. Мусульмане восприняли это как дурной знак и покинули храм. Долгое время он пустовал, а после Освобождения Болгарии от османского ига (1878 г.) был превращен в склад.
Здание реставрировалось несколько раз, а с начала ХХ в. здесь проходят археологические исследования. В данный момент вид храма приближается максимально к его аутентичному облику времен поздней Античности и раннего Средневековья. Недалеко от храма в 1873 г. был казнен революционер Васил Левски (1837 – 1873 гг.). А за церковью находится могила великого болгарского писателя Ивана Вазова (1850 – 1921 гг.).
Сегодня рядом с храмом находится Памятник неизвестному солдату – символ преклонения перед памятью всех болгарских воинов, погибших за родину.
Софийский собор в Киеве — главный христианский храм домонгольской Руси. Возведён в 20-ые гг. XI века и освящен в 1032 году. Собор был сооружен на месте битвы киевлян с печенегами, окончившейся полным разгромом кочевников. Первоначальная София Киевская была деревянной, и лишь несколько лет спустя Ярослав Мудрый начал возводить на ее месте монументальный каменный храм.
Храм Святой Софии в Киеве был построен в эпоху расцвета Киевской Руси. Он затмил собой все, что было создано на Руси в предыдущие эпохи, и не был превзойден в последующие века. Первый русский митрополит Илларион восхищенно сказа о Софийском соборе: «Церковь дивна и славна всем окружным странам, яко же иной не найдется во всех землях от востока до запада».
Софийский собор был главным религиозным, общественно-политическим и культурным центром Древнерусского государства: здесь проводились церемонии «посажения» великих киевских князей, собиралось киевское вече, размещалась первая на Руси библиотека.
В одном из нефов собора была устроена великокняжеская усыпальница, где похоронены киевские князья Всеволод Ярославич, Ростислав Всеволодович, Владимир Мономах. А на внутренних стенах храма сохранилось около трехсот граффити — надписей и рисунков, относящихся к XII—XIII векам.
Огромные размеры собора производили на современников неизгладимое впечатление. Первоначальная ширина храма составляла 55 м, а длина (без апсид) — 37 м. Фасады этого гармоничного и монументального сооружения были украшены орнаментами из кирпичей, а также фресками.
Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными, и возносят в ней к Богу положенные песнопения в назначенное время. И другие церкви ставил по городам и по местам, поставляя попов и давая от богатств своих жалованье, веля им учить людей, потому что им поручено это Богом, и посещать часто церкви. И умножились пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав, видя множество церквей и людей христиан, а враг сетовал, побеждаемый новыми людьми христианскими» (Повесть временных лет»).
Кроме Ярослава Мудрого в Софийском соборе были погребены князья Изяслав Ярославич (убит в 1078 г.), Всеволод Ярославич (ум. в 1093 г.), Ростислав Всеволодович (погиб в 1094 г.), Владимир Мономах (ум. в 1125 г.).
За тысячелетнюю историю собор пережил много бед: нападения врагов, грабежи, пожары, частичные разрушения. Храм многократно разоряли не только иноземные агрессоры, но и русские князья. Князь Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взявший Киев в 1169 году, ограбил ризницу Софийского собора и вывез драгоценные иконы, ризы, книги и даже снял колокола. В 1204 году князь Рюрик Ростиславич Смоленский содрал оклады с икон и похитил драгоценную утварь собора, книги и даже одеяния древних киевских князей, хранившиеся в храме. После взятия Киева ханом Батыем в 1240 году храм лишился кровли и долгие годы стоял под открытым небом. От непогоды стены начали трескаться, поврежденный собор постепенно разрушался. Лишь в 1640-х годах митрополит Киевский и Галицкий Петр Могила полностью отреставрировал храм, пригласив для работ итальянского архитектора О. Манчини.
В 1685—1707 годах храм был основательно перестроен в стиле барокко, были сооружены шесть новых куполов. Тогда же были надстроены вторые этажи над внешней галереей, а пять центральных куполов получили грушевидную форму, характерную для эпохи украинского барокко XVII—XVIII веков.
Внутреннее пространство храма осталось почти не затронуто позднейшими переделками.
Собственных традиций каменного строительства церквей в Новгороде того времени не было (все строилось из дерева), поэтому храм воздвигался под руководством опытных византийских зодчих. К сожалению, письменные источники не донесли до нас имена этих людей, но можно предположить, что это была та же артель, которая незадолго до закладки новгородского собора построила киевский храм Святой Софии. Сходство между ними бросается в глаза (так, например, оба храма являются крестово-купольными и пятинефными), укрепляя предположение, что возглавлял строительство квалифицированный византийский зодчий, но идея соборов принадлежала русским князьям, а воплощать ее в жизнь греческому мастеру помогали грамотные русские мастеровые. В 1050 г., через пять лет после начала строительства, храм был «свершен», а 14 сентября 1052 г., на праздник Воздвижения Креста Господня, освящен.
Уже в самом начале Великой Отечественной войны создалась угроза окружения Новгорода. Поэтому в спешных, экстремальных условиях из него была вывезена лишь небольшая часть церковно-музейных ценностей, и в августе 1941 г. город был оккупирован немцами. К концу оккупации Софийский собор оказался практически полностью разграбленным.
По окончании Отечественной войны Новгород, решением Государственной комиссии, попал в список городов, подлежавших немедленному восстановлению. Софийский собор был полностью отреставрирован и передан Новгородскому музею-заповеднику, став музейно-просветительским центром. Следующая страница его истории открылась в начале 1990-х гг., когда Софийский храм, со всеми имевшимися в нем художественными и историческими ценностями, передали Русской Православной церкви. 16 августа 1991 г. собор, освящённый Патриархом Алексием II, вновь возложил на себя нелегкую, но в то же время такую знакомую для него и радостную христианскую службу.
Высота Софийского собора составляет около 40 м., его каменные стены, скрепленные известковым раствором с примесью толченого кирпича (так называемой «цемянки») имеют толщину более 1,2 м. Кроме применения цемянки, в конструкции храма можно выделить и множество других характерных византийских архитектурно-строительных приемов. Так, его арочные перемычки и своды выложены плинфой (тонким обожженным кирпичом), в стены апсиды храма вмурованы голосники – керамические сосуды особой формы, причем некоторые из них имеют выход наружу.
В 1108-1109 гг., в период расцвета Новгородского княжества, интерьер Святой Софии был богато украшен фресками, часть из которых сохранилась в соборе до наших дней. Искусствоведческий анализ дает основание утверждать, что это работа византийских изографов. Интересно, что во фресках начала XII в., наряду с типично византийскими, уже явственно проглядывают и русские мотивы. Это позволяет утверждать, что в росписи участвовали местные иконописцы. Главным изображением данной росписи была фреска Христа Вседержителя в скуфье центрального купола, практически полностью уничтожена прямым попаданием артиллерийского снаряда в 1942 г. От купольной росписи после войны лишь частично уцелели фигуры архангелов и – в простенках окон барабана – фигуры пророков.
Три русских Софийских собора
#Места
София Киевская, София Новгородская, София Полоцкая – три крупных каменных собора выросли менее чем за тридцать лет (с 1037-го по 1066-й год) на землях во многом ещё языческой и, в основном, деревянной, одноэтажной Руси.
В последующие четыреста (или даже пятьсот пятьдесят) лет не будет построено ни одного Софийского собора, как не существовало их и до тех пор. А киевский, новгородский и полоцкий храмы станут центрами религиозной, общественной и политической жизни.
Или Бог-Сын, или Святой Дух, или Богородица, или…
Таким образом, Ярослав должен был понимать Премудрость как Слово, или Иисуса Христа. Поскольку первая киевская церковь, Десятинная, была посвящена Богоматери, логично было вторую, которая должна была стать главной государственной, посвятить Христу. Но на Руси премудрость понималась и в более приземлённом, прикладном смысле, как плод учения. Судя по всему, Ярослав стремился достичь соломоновой мудрости практическим путём, основывая церкви и книжные центры. Впрочем, закладка храма Софии имела и государственный смысл. В 1037-м году, которым в «Повести временных лет» датировано строительство собора, Ярослав переселился из Новгорода в Киев – хотя занимал киевский стол уже много лет. Причиной переезда стала гибель черниговского князя Мстислава, которого Ярослав опасался. Став полновластным правителем Киевской Руси (одно только Полоцкое княжество не было зависимым от Киева), Ярослав должен был возвысить Киев среди других городов, и возвысить своё государство над соседями. Так в своё время Юстиниан, потративший на строительство собора три годовых бюджета Византии, воскликнул: «Соломон, я превзошёл тебя!» И если не Соломона, то Юстиниана стремился превзойти Ярослав Владимирович, приглашая из Византии зодчих. За пять лет артелью мастеров был построен тринадцатиглавый, пятинефный крестово-купольный храм. Длина его галерей достигала 55-и метров, а высота до маковки главного купола – почти тридцать метров. Храм был украшен яркими мозаиками и фресками. В зените купола располагалась мозаика Христа Вседержителя, на центральной алтарной апсиде – Богоматерь Оранта. В первую очередь, с Киевским собором связано сближение образов Софии и Марии.
Когда Киевский собор был освящён, византийские мастера отправились во второй город страны, Великий Новгород. Согласно некоторым данным, здесь ещё в 989-м году была поставлена деревянная церковь Софии (существует также мнение, что княгиня Ольга в Киеве аж в 960-м году основала деревянную Софийскую церковь). Церковь сгорела, и вместо неё на территории Детинца заложили собор. 14 сентября 1052-го года новгородский собор был освящён, а через 20 дней сын Ярослава Владимир, князь новгородский, умер и был погребён во вновь отстроенном храме. Софийский собор стал не только религиозным центром, но и самой душой города, связал пять его противоборствующих концов. Примечательно, что на свитке Соломона, изображённого на центральном барабане купола, написана цитата из «Притчей»: «Премоудрость създа себе храмъ и оутверди стлъпъ семь и посъла своя». Стандартная в случае Софии фраза переведена нетипично: Премудрость создаёт не «дом», а «храм», то есть высказывание относится не к Богоматери, а, скорее, к самому храму. То есть Софийский собор для новгородцев – это, без преувеличения, святыня, в прямом смысле дом Божий. К слову, в иконографической традиции София изображается в виде Богоматери, стоящей в доме или храме и простирающей руки к небу. На персях её покоится благословляющий Предвечный Младенец. Но первая из икон Премудрости Божией была написана в 16-м веке в Новгороде и стала предметом жарких дискуссий. Её даже хотели запретить, но икона оказалась чудотворной. На ней изображен Огненный Ангел, восседающий на золотом престоле, а по сторонам от него стоят Богоматерь и Иоанн Креститель.
Макет первоначального облика Софийского собора
И новгородский, и киевский храмы за тысячу лет своего существования были существенно изменены: один страдал от советских артобстрелов в Великую Отечественную войну и бездарных реставраций 19-го века, другого «переодели» в зелёное грушевидное украинское барокко. И всё же в сравнении с Софией Полоцкой они оказались в хорошем состоянии. Главный храм Полоцкого княжества, древнейший на белорусской земле, дважды пострадал во время русско-шведской войны. Сначала пьяные Пётр Первый и Меньшиков ворвались в него и убили униатских священников, затем – через несколько лет – взорвался находившийся под храмом пороховой склад, не оставив на камне камня. Собор был отстроен заново, но только в стиле виленского барокко. Несмотря на активную борьбу полоцкого князя Всеслава Брячиславича с Киевом и Новгородом, скорее всего, те же самые зодчие работали и над возведением третьей Софии. Если для Ярослава и его сына строительство многокупольного каменного собора было, скорее всего, вопросом не только политики, но и религии, то Всеслав, известный как волхв и двоевер, руководствовался исключительно политическими соображениями. Для него целью строительства собора Премудрости Божией было продемонстрировать равенство Полоцка с торговым конкурентом Новгородом и административным конкурентом Киевом. В 1066-м году Всеслав даже совершил поход на Новгород, по его приказу с новгородской Софии были сняты колокола и отвезены в Полоцк.