соборы и церкви переславля залесского
[путешествие, РФ] Переславль-Залесский: монастыри и церкви
Эта запись про монастыри (5 штук, 4 из них действующие) и церкви Переславля-Залесского. Чтобы их посмотреть, нам потребовалось 3 визита, пусть и не слишком долгих — по пути к родственникам в Ярославль.
Другие достопримечательности (музей-усадьба «Ботик Петра I», Синий камень, дендрологический сад, многочисленные музеи) посмотрим в другой раз.
Переславль-Залесский — город в Ярославской области на берегу Плещеева озера, в месте впадения в него реки Трубеж, в 140 км от Москвы.
Население — 38 649 жителей (2018 год).
Первоначальное название — Переяславль — получил в честь более древнего города — Переяславль-Русского (сегодняшний Переяславль-Хмельницкий на территории Украины). Из-за нахождения за лесами в области полей и земледелия — Залесье — к названию города стали добавлять дополнительное определение: Переяславль-Залесский. С XV века произношение изменилось на Переславль-Залесский.
Основан в 1152 году в качестве столицы Северо-Восточной Руси князем Юрием Долгоруким, после смерти которого потерял столичные функции и развитие приостановилось.
Около 1220 года в нём родился князь Александр Невский.
В 1276—1294 годах Дмитрий Александрович Переяславский (сын Александра Невского), будучи великим князем Владимирским, жил по-прежнему в Переславле. Таким образом, на этот период Переславль-Залесский вновь стал фактической столицей Северо-Восточной Руси.
В 1302 году, по завещанию князя Ивана Дмитриевича, город отошёл к Московскому княжеству и стал управляться московскими наместниками.
В годы Смутного времени Переславль-Залесский сильно пострадал, в 1608 году крепость была разрушена.
В 1688—1692 годах царь Пётр I на Плещеевом озере вёл строительство потешной флотилии, которая стала прообразом русского военного флота.
Входит в Золотое кольцо.
①. Красная площадь — центральная площадь города. Находится рядом с городским валом.
По Руси Великой. Переславль-Залесский
Переславль-Залесский — древний русский православный город. В этой статье мы совершим фотопрогулку по монастырям этого благословенного края.
Переславль-Залесский
Первое впечатление — это, конечно, озеро. Жизнь на берегу большого водного пространства — хоть и не моря — все же особенная.
Своеобразный климат — постоянный ветер с озера.
Вид на город и Плещеево озеро с колокольни Горицкого монастыря.
Озеро большое — до 9 километров в ширину и до 25 метров в глубину. Вообще, в городе не покидает постоянное ощущение близости большой водной глади. Так всегда чувствуешь себя рядом с некой непривычной и масштабной стихией — горами, морем…
Старое и новое — рядом. Патина времени.
Сгоревшие и покосившиеся дома. Новые гостиницы и свежевыстроенные хоромы.
Улица старого Переславля.
Цветы, в горшках на окнах и цветы, растущие на крышах.
Старый дом.
Храмы, сверкающие новизной и храмы запущенные. На тихих улицах — много детей и бабушек в халатах и тапочках.
В кафе — уже несколько позабытое советское обслуживание. На весьма вкрадчиво заданный вопрос — «- Извините, а третий стакан будет?» получил ответ молодой официантки: «- Ну у меня же две руки!»
Впрочем, вторая официантка была не в пример первой вежливее: «Возьмите, пожалуйста»
В небольшом городе (немного больше 40 тыс.жителей) — 4 действующих монастыря (два мужских и два женских) и 7 (столько насчитал) действующих приходских храмов.
В монастырях открыты для почитания свв. мощи прославившихся там подвижников.
Знаменский храм
Может возникнуть иллюзия, что Переславль в XX веке пострадал мало. Но нет, в годы гонений от безбожной власти погибло 17 переславских приходских храмов — т.е. почти 2/3.
Знаменский храм.
Сейчас на месте разрушенных храмов стоят поклонные кресты. А вот Знаменский храм выстроен заново.
И восстановление продолжается.
Новый колокол у храма Сорока мучеников.
Спасо-Преображенский собор
Спасо-Преображенский собор. В нем крестили св. Александра Невского. Внутри прохладно, прибрано, высоко, пустынно; свод и стены без росписей. Пускают по билетам. Служительница говорит, что храм освящен, но принадлежит музею и лишь иногда там служат.
Спасо-Преображенский собор.
Впрочем, ведь и в знаменитые греческие монастыри в Метеорах пускают за деньги… Содержать-то надо на что-то.
Владимирский собор
Владимирский собор. У этого храма — богатая и не очень счастливая история.
Владимирский собор.
Строился он как собор Сретенского монастыря, потом стал приходским, потом начал служить городским собором — все же древний Преображенский — совсем небольший… Ну а потом храм был закрыт, стройная колокольня — разрушена и стал собор служить новой власти… хлебопекарней. Сейчас в нем выставка-продажа изделий местных художников. Грубо побеленные стены. Неуютно в исковерканном храме. И только в одном маленьком приделе уже возобновилась молитва…
Храм Петра-Митрополита — изящный, древний, шатровый, середины XVI века.
Храм Петра-Митрополита.
Увы, запертый и запущенный. На крыше прорастают деревья.
Храм Петра-Митрополита. Запустение.
А ведь в храме есть свой новомученик — в 1918 году ее настоятель священник Константин Снятиновский был убит восставшими безбожниками.
Заметно, что сейчас в городе немалая доля населения — православные. Даже в кафе, где мы перекусывали, за соседним столиком оказалась большая православная семья (а точнее, видимо, несколько родственных семей) — с детьми разных возрастов. Радостные простые современные русские люди…
Горицкий монастырь
Монастырский Переславль в основном уцелел. В Горицком монастыре когда-то иноком и священником был прп. Димитрий Прилуцкий. В XVII-XVIII века монастырь стал самой масштабной и даже великолепной городской обителью.
Горицкий монастырь. Входные ворота.
Он, никогда не разрушавшийся, ныне находится, увы, в довольно запущенном состоянии.
Горицкий монастырь. Общий вид с колокольни.
В монастыре еще с 1920х гг. размещен художественный и краеведческий музей. Однако, то там, то здесь на крышах пробиваются деревья, облетает покраска стен.
Успенский собор Горицкого монастыря.
Ветшают резные иконостасы, осыпаются росписи собора, Вообще, вид неосвященного храма, куда пускают за деньги, вызывает грусть. Состояние неполноты, разорения, сиротства.
Интерьер Успенского собора
Музей, конечно, прекрасный. Несколько залов больших великолепных икон письма 16го века из Переславских обителей и храмов. Отдельная очень интересная выставка — резных изображений и деревенских домотканых одежд.
Никольский монастырь
Единственной большой утратой монастырского Переславля был собор Никольского монастыря.
Эта обитель в низинной части города основана в XIV веке св. Дмитрием Прилуцким. Посетил его однажды и прп. Сергий Радонежский. С начала 20го века монастырь стал женским.
В годы гонений весь монастырский комплекс был капитально загажен и попорчен. Однако сейчас это самое благоустроенное место города. Собор (в стиле Ростовского зодчества XVI-XVII вв.) был полностью выстроен заново всего несколько лет назад.
Редкий случай, когда новый храм настолько вписался в силуэт древнего города, в монастырский ансамбль.
Собор Никольского монастыря.
С 12 июня нынешнего года в соборе у амвона стоит драгоценный Корсунский Крест — древняя святыня Никольской обители, двухметровое произведение древнерусских ювелиров. Крест выполнен в конце 17 века, покрыт золотыми пластинками, украшен серебряными клеймами с изображением двунадесятых праздников. Он содержит мощи многих святых: Иоанна Предтечи, ап. Павла, свт. Василия Анкирского, мч. Виктора, вмчч. Димитрия Солунского и Георгия Победоносца, мц. Христины, Марины, русских святых — свт Игнатия Ростовского, блгв. Кн. Василия Ярославского и др.
Сотрудники музея внимательно инспектируют то, как охраняется Крест — как раз при нас монахиня показывала двум сотрудницам музея сохранность пломб на стеклянном ковчеге-киоте.
Также, в монастырском соборе находятся обретенные мощи свв. прп. Корнилия и благов.кн. Андрея Смоленского. Вся территория обители представляет собой большой сад.
Никольский монастырь. Двор.
Никитский монастырь
Никитский монастырь — древнейший, по преданию — еще начала 11го века. Он старше города и построен рядом с Клещиным городищем — предшественником Переславля.
Клещино городище — здесь стоял древний город, предшественник Переславля (ныне — село Городище).
Обитель встретила нас праздничным звоном — скоро должна была начаться вечерняя служба.
Монастырь мужской, не все так прибрано, как в Никольском. Но есть здесь что-то созерцательное, неспешное и очень настоящее… Отъединенность от мира. Тишина и великолепие природы.
Не выгоняют с фотоаппаратами — только просят не фотографировать насельников.
Для женщин приготовлены накидки и юбки.
Сохранилась пещерка прп. Никиты Столпника — прославленного подвижника XII века, бывшего «налогового инспектора» времен князя Юрия Долгорукого.
Мы пришли в храм, в каком-то боковом помещении батюшка беседовал с прихожанином.
В храме — мощи прп. Никиты, древняя икона и вериги святого. К ним прикладываются, храм не пустует.
Никитский монастырь. Часовня над пещеркой прп. Никиты Столпника.
Чувствуется забота о паломниках. Открыта общедоступная трапезная. Там можно подкрепиться чаем, квасом, пирожками и еще очень вкусной никитской коврижкой, а при желании купить монастырскую сметану и мед.
Уезжать явно не хотелось…
Никитский монастырь.
Переславль-Залесский. Церкви города.
По Переславлю-Залесскому нам осталось посмотреть Горицкий и Никольский монастыри, что мы еще сделаем, но это объемные темы, поэтому я хочу показать и рассказать о других церквях этого города, не менее интересных.
Переславль-Залесский. Часовня Крест (местечко «Крест»)
На подъезде к Переславлю за три километра со стороны Москвы слева от дороги стоит каменная узорчатая шатровая часовня. На старых фотографиях она изображена краснокирпичной, сейчас ее стены и шатер выкрашены в белый цвет.
фото из интернета. Снимок Проску4дина-Горского. Начало ХХ в.
Основание часовни связывается историками с именем Ивана Грозного. В 1557 году царь повелел поставить на этом месте часовню в честь рождения его сына Федора, и посвятить ее покровителю своего сына Феодору Стратилату. Поэтому первое и официальное название часовни – Федоровская. Предание гласит, что место для часовни было выбрано не случайно. Именно здесь, в деревне Собилово, царица Анастасия родила сына Ивана Грозного, так как царская семья как раз ехала на богомолье в Переславль (или уже с богомолья). От деревни давно не осталось и следа.
Возможно, изначально часовня была деревянной. Уход и присмотр за ней Иван Грозный поручил Федоровскому монастырю, для чего передал ему 37 десятин казенной земли вокруг часовни.
В центре часовни раньше стоял деревянный крест, отчего она и получила свое второе и более известное название. У часовни останавливались путники, чтобы помолиться перед дальней дорогой.
В конце XIX века часовня обветшала и начала разрушаться. Ее восстановление было поручено известному археологу, академику Санкт-Петербургской Академии художеств Владимиру Васильевичу Суслову. Суслов был одним из выдающихся специалистов по древнерусскому искусству и архитектуре, реставратором, участвовал в создании Общества охраны памятников. В 1889 году он произвел все обмеры, зарисовал узоры часовни, после чего она была капитально отремонтирована (возможно, что частично кирпичную кладку переложили).
В советское время о часовне забыли, она стала снова разрушаться, зарастать кустарниками и молодыми деревцами. Советским властям это, возможно, было на руку – шатер часовни почти не просматривался с трассы, особенно летом. Из-за того, что часовню невозможно запереть, внутренние стороны столпов пострадали от вандалов и тех, кто хочет оставить о себе память (отнюдь не добрую) на знаменитом месте. На старинных кирпичах видны выцарапанные «Васи» и «Пети», сейчас отчасти скрытые побелкой. В 1990-х годах о памятнике вспомнили не сразу. Только к 1999 году выделили деньги на реставрацию.
Сейчас к часовне «Крест» переславцы приезжают отмечать свадьбы, праздники, на большой площадке у часовни уже устроено стилизованное кафе. У часовни непременно останавливаются экскурсии, здесь же по традиции встречают почетных гостей города. Сама часовня стоит на возвышении и немного в стороне от площадки, словно не участвуя в общей шумной жизни. А когда подходишь по ухоженной дорожке к самой часовне, создается ощущение, что и оживленная площадка с машинами и кафе, и шумная трасса, и суета остаются где-то далеко.
Переславль-Залесский. Духовская церковь.
Недоезжая буквально 4 км до города стоит село Новое.
В самом с. Новом находится Духовская церковь, построенная в 1861 г. (в честь освобождения крестьян от крепостной зависимости.
Пятиглавая Духовская церковь (церковь сошествия святого Духа) была построена в 1861 году на средства прихожан, а в 1872 году была возведена колокольня.
Приделы церкви: Никольский, Ильинский, Владимирский, Константина и Елены.
В годы советской власти церковь была закрыта, использовалась как склад и мельница.
В 1990-х годах храм передан верующим.
Переславль-Залесский. Сретенская церковь
Между Горицким и Троице-Даниловым монастырями, на высокой горке, стоит Сретенская церковь.
Это фото из интернета, когда церковь начали реставрировать. Дата ее постройки обозначена в документах под 1785 годом, но ее история началась гораздо раньше.
Вплоть до 1753 года у самой ограды Горицкого монастыря стояли две деревянных церкви в честь Сергия Радонежского (летняя) и Сретения (зимняя). Они относились к Сергиевскому приходу. В 1753 году переславский епископ Серапион выдал разрешение на постройку одной новой каменной церкви взамен обветшавших. Церковь должна была быть Сретенской, с приделом в честь Сергия Радонежского. Но строительство успели только начать. В это время в Переславль прибыл новый епископ, Амвросий, при котором началось грандиозное строительство в Горицком кафедральном монастыре. Стоящие в непосредственной близости от монастыря приходские церкви велено было убрать, а кирпич с начавшегося строительства вернуть прихожанам и употребить его на строительство церкви на новом месте, более удаленном от монастыря.
(Фото тоже из интернета). Новая церковь должна была быть освящена в честь Сретения Господня, с двумя приделами – в честь Сергия Радонежского (как прежняя церковь) и Александра Невского (так как он был из князей переславских). Но ничего этого сделано не было: на указанное место просто перенесли старую деревянную церковь и освятили ее в честь Александра Невского, по настоянию того же епископа Амвросия. Через 20 лет старое деревянное здание пришло в негодность и обветшало. Тогда священники Александро-Невской церкви Стефан Иванов и Василий Иванов обращаются к новому переславскому епископу Феофилакту с просьбой вернуть их приходу столько кирпича, сколько было потрачено на недостроенную церковь у стен Горицкого монастыря (ее разобрали и пустили на материалы для обновления монастыря). Прошение было подано в 1778 году, но кирпича прихожане так и не получили.
Наконец 26 октября 1785 года новый Сретенский храм с одним приделом Александра Невского был освящен. Первоначально предполагалось устроить два придела, но по какой-то причине это не удалось, и памяти о Сергиевском храме не осталось нигде, кроме документов да двух предметов церковной утвари – напрестольного креста и напрестольного Евангелия, где указано название старинной Сергиевской церкви. Сохранились ли они в советское время – неизвестно.
Архитектура Сретенской церкви проста и красива, это хороший образчик провинциального классицизма.
В советское время церковь была закрыта, всю ценную утварь местным священникам было приказано сдать. С 1988 года храм снова возвращен верующим, довольно быстро началась его реставрация, и сейчас с трассы хорошо видна красивая белая церковь с высоким шпилем, стоящая на пригорке.
Никольский монастырь (в котором мы еще побываем в отдельной теме) находится недалеко от места впадения реки Трубеж в озеро Плещеево. А там располагается церковь Сорока мучеников ХVIII века (ул. Левая Набережная, д. 165).
Церковь Сорока мучеников Севастийских.
Эта церковь пятиглавая. Причем, четыре малые главы расположены на фронтонах. Храм имеет одну апсиду и трехъярусную колокольню со шпилем. Церковь Сорока мучеников выкрашена в красный цвет и отличается разнообразным оформлением наличников в каждом ряду окон.
Фото сделано со стен Горицкого монастыря. Церковь, называемая также Четыредесятской, стоит на берегу Плещеева озера при устье р. Трубеж. Она существовала уже в начале XVII в. Престолов два: в холодной в честь Сорока мучеников Севастийских, в тёплом приделе в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Храм Сорока мучеников Севастийских был закрыт и разорён, но сохранился до наших дней.
Расположена в красивейшем уголке Переславля, у места впадения реки Трубеж в озеро Плещеево. С незапамятных времен здесь стояли два деревянных храма — одноименный и в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Каменный храм в честь Сорока Мучеников с приделом Рождества Богородицы построили на средства московских купцов Щелягиных в 1755 году (рядом, на правом берегу реки, возвели церковь Введения во храм Богородицы, которая была разрушена после революции).
Вот это фото 1985 года. Предполагают, что нижний этаж церкви Сорока Мучеников более раннего происхождения. Настенные росписи начала ХХ века утрачены. В советское время в храме располагалась спасательная станция. Службы возобновились лишь в 1996 году.
Переславль-Залесский. Покровская церковь.
Покровская церковь была построена в XVIII веке, в 1789 году. Немного позднее к ней была пристроена трехъярусная колокольня со шпилем. Приходская церковь едва ли не единственная во всем Переславле сохранила свою изначальную планировку и внутреннее убранство, так как в советское время не была закрыта, в ней продолжали идти службы.
Изначально на ее месте стояла деревянная церковь Параскевы Пятницы, упомянутая в писцовых книгах под 1628 годом. В 1659 году ее сменила новая деревянная церковь во имя Покрова Богородицы. Наконец в 1789 году на пожертвования купца П.Быкова и уездного секретаря Д.Тольского был построен нынешний храм.
Церковь Покрова находилась в то время на оживленной Торговой площади, где сосредоточились торговые лавки, склады, кабаки. В базарные дни здесь было особенно шумно и многолюдно. Торговля в Переславле шла хорошо. Покровская церковь была здесь не одна, но ее «соседки» не сохранились до наших дней.
Сейчас храм Покрова стоит в стороне от оживленной центральной улицы, окруженный высокими деревьями и небольшими домиками.
Переславль-Залесский. Симеоновская церковь.
Церковь Симеона Столпника (1771), построенная примерно в одно время с другим незаурядным переславским храмом – Сорока мучеников, – относится к стилю барокко. Нынешняя кирпичная церковь построена на месте сгоревшей в 1724 году, от которой тогда сохранилась только утварь.
Высокий двухэтажный храм соединяет в себе две церкви – «теплую» зимнюю (внизу) и летнюю (наверху). Вытянутый кверху купол увенчан пятью главами на тонких изящных барабанах и с ажурными крестами. Под боковые главы подведены как бы отдельные маленькие купола, «вырастающие» из основного. В куполе с четырех сторон прорезаны люкарны – световые отверстия.
На храм сверху, с западной стороны, выходящей на улицу, поставлена небольшая шатровая колоколенка. Шатер – невысокий, со слуховыми отверстиями в один ряд – первым виден с улицы, и только подойдя ближе, можно увидеть и всю церковь.
Самое интересное в декоре Симеоновской церкви – роскошные наличники окон, которым стиль барокко вообще уделял немало внимания. Они не только красивы, но и различаются по ярусам. Наиболее изукрашены окна второго этажа, но и верхний, третий ряд окон также богато декорирован. Кроме наличников, стены украшают пилястры, пояски между этажами, тонкие карнизы. Они ярко выделяются на красном фоне крашеных кирпичных стен.
К церкви сбоку пристроена одноэтажная сторожка, соединенная с основным зданием арочным проемом ворот.
В начале 1929 г духовенство было объявлено противником мероприятий советской власти. В средствах массовой информации появились статьи о том, что весенне-летние церковные праздники срывают сельхозработы, а колокольный звон мешает слушать радио. В июле 1929 года в церкви сначала запретили колокольный звон, под предлогом того, что тем самым она мешает работе находящегося по соседству телеграфа, а потом и вовсе закрыли. В 1930 г. в Переславле стали снимать и отправлять в Рудметалторг сначала монастырские колокола, позднее та же участь постигла и колокола церковные.
В начале 1930-х гг. храм Симеона Столпника закрыт, уничтожены его иконостасы. В здании храма располагался клуб строителей, потом в верхней части был устроен красный уголок, а в нижней – склад. В 1980-х годах там работал народный театр.
Это фото 1986 года. По нему хорошо видно, что церковь хорошо сохранилась.
В начале 1990-х храм возвратили церкви и отреставрировали. Сейчас одна из самых нарядных церквей Переславля красуется на центральной улице города, радуя глаз.
Симеоновская церковь, ХVIII в. Эту нарядную церковь невозможно не заметить — она располагается на центральной улице, у самой дороги, радуя глаз прохожего. В далекие 1930-е годы «вершители судеб храмов» заметили у нее сходство с московской Сухаревской башней, и потому Симеоновскую церковь сохранили. О существовании в Переславле-Залесском одноименной деревянной церкви известно уже с начала ХVII столетия.
Переславль-Залесский. Смоленская (Смоленско-Корнилиевская) церковь
Смоленско-Корнилиевская церковь (1694—1705 гг.) стоит на месте, где до XVIII века находился Борисоглебский мужской монастырь «что на песках», или Песоцкий, по соседству с Никольским монастырем.
Это фото из интернета за 2007 года. Борисоглебский монастырь предположительно был основан в 1252г. (точные сведения о нем есть только в источниках XVII-XVIII вв.) после нападения татар на Переславль, в те времена еще именовавшийся Переяславлем. По преданиям, на месте основания монастыря был похоронен переяславский воевода Жидислав. Монастырь был небольшим и с достаточно скромными владениями: ко времени своего упразднения ему принадлежало всего 48 крепостных крестьян. После указа Екатерины II о секуляризации монастырского имущества в 1764г. он был упразднен, а Смоленско-Корнилиевская церковь стала приходской. Вокруг церкви располагалось кладбище, где были похоронены многие видные переславцы, в том числе и городской голова А.А.Темерин.
С историей Борисоглебского монастыря связано и имя переславского святого Корнилия, в честь которого была освящена оставшаяся от монастыря церковь. Святой Корнилий Молчальник (в миру Конон) был родом из купеческой семьи из Переславля-Рязанского (нынешней Рязани). Уйдя в очень юном возрасте из родительского дома, он сначала жил в Лукиановой пустыни, а потом перешел в Борисоглебский монастырь, где принял пожизненный обет молчания. Монастырь был очень беден, и малорослый Корнилий трудился наравне с остальными немногочисленными монахами. Через некоторое время он был пострижен в монахи. После его смерти в 1693г. его мощи хранились в Смоленско-Корнилиевской церкви. Общерусской канонизации Корнилий не был удостоен и почитался как местный святой. Сейчас мощи святого Корнилия переданы Никольскому монастырю, который находится в 70-100 метрах от церкви. На фото внизу золотые купола уже территория Никольского монастыря, о котором будет отдельная тема.
Сегодня она выглядит вот так.
Переславль-Залесский. Часовня Георгия Победоносца.
Немного в стороне от трассы, в новом районе Переславля, на площади Менделеева у завода «Славич» (ОАО «Компания Славич»), стоит небольшая белая церковь с яркими золотыми куполами.
Переславль-Залесский. Черниговская часовня.
Черниговская часовня имеет древнюю историю. Нынешнее здание было построено в 1702 году, но место это было известно с XII века. По преданию, там, где сейчас стоит часовня, исцелился чудесным образом черниговский князь Михаил Всеволодович.
Князь с детских лет страдал тяжелым недугом, ходил с трудом, у него плохо работали руки (недуг по описаниям был похож на детский церебральный паралич). Услышав о чудесах, которые творит в Переяславском Никитском монастыре преподобный Никита, решил поехать к нему за помощью. Подъехав к Переяславлю, князь велел разбить шатер невдалеке от монастыря и выслал вперед боярина, чтобы тот известил Никиту о его прибытии. Преподобный Никита вручил посланцу князя посох, чтобы Михаил пришел к нему в монастырь, опираясь на этот посох. Как только посох оказался у князя в руках, тот немедленно почувствовал себя лучше и смог сам дойти до монастыря, а для тяжело больного человека это немалое расстояние.
После своего чудесного исцеления князь повелел поставить на том месте, где ему вручили посох, памятный крест, на котором была указана дата события: «6694 (1186) 16 мая».
В начале XVIII века на месте памятного креста возвели кирпичную часовню. Небольшое высокое здание часовни в стиле московского барокко. Цоколь украшен резьбой. Внутреннее убранство часовни сильно пострадало в советское время от рук вандалов: белокаменные плиты пола вскрыты (искали клад?), штукатурка местами сбита. Видны позднейшие поновления росписей, из-под которых проглядывают более старые слои краски. Напротив входа в часовню на стене была сделана надпись: «Сия часовня воздвигнута благов. Князем Михаилом Черниг. в память на сём месте егда получа от преп. Никиты столпника посох и исцеление от недуга».
В 1969 году были проведены реставрационные работы в Черниговской часовне под руководством архитектора И. Б. Пуришева. Отреставрировали кровлю, наружную резьбу, восстановили плиты пола. Сейчас часовня остается в довольно заброшенном состоянии. Она стоит посреди городского кладбища и сильно заросла деревьями. Ее нелегко не только рассмотреть, но и даже найти среди лабиринта кладбищенских оград и крестов, особенно летом, когда деревья покрыты густой листвой. Зимой часовню при некотором усилии можно даже рассмотреть с трассы.
Еще во времена Дмитрия Донского здесь, по преданию, его супруга построила на свои средства деревянную церковь Знамения Пресвятой Богородицы. В XVII веке церковь сгорела (не исключено, что горела она и раньше). В XVIII веке здесь снова значится церковь Знаменская, «что при кораблях». Такое название она получила из-за того, что рядом, на Трубеже, располагалась «потешная флотилия» Петра I. В 1788 году на средства майорши Анны Ивановны Масловой на месте деревянной была построена каменная церковь с двумя престолами (Знаменским и Предтеченским). При Знаменской церкви в 1863 году местным отцом диаконом Воскресенским была открыта первая в Переславле церковно-приходская школа. Ее основатель учительствовал здесь более сорока лет. Со временем школу сделали женской, а позднее, когда в Никольском монастыре открылась новая большая школа, здесь осталась только «школа грамоты».
В 1930-х годах храм был снесен, а на его фундаменте как будто нарочно! выстроен винный магазин. Так и просуществовал на месте храма винный магазин, известный на весь город, и вместо верующих на Трубежной улице собирались очереди пьяниц. Так продолжалось много лет, пока в 1998 году его последний владелец Александр Громыко не решил его снести и возобновить на этом месте храм.
Новая церковь построена по проекту архитектора В.Н.Ижикова, как и Никольский собор Никольского монастыря, стоящего неподалеку. Строительство длилось несколько лет, и сейчас у земляных валов кремля выросла новая красно-белая пятиглавая церковь с яркой шатровой колокольней. Как символ возрождения и восстановления справедливости.
Все-таки интересна история ее постройки. А.Громыко, известный в городе человек, занимавший к этому времени пост руководителя фирмы «Жилкомсервис», был, если так можно выразиться, 100-процентным атеистом. Все попытки жены привести его к церкви ни к чему не приводили. Но не зря говорится, что человек предполагает, а Бог располагает. Заболел Александр Григорьевич. И тут неожиданно для самого себя он согласился на предложение супруги поехать к блаженной старице Любушке, жившей в Казанском женском монастыре города Вышний Волочек. Слова старицы: «Уйди с фирмы и ничего с собой не бери,»- повергли его в недоумение.
— Как же я буду жить?- спросил он у нее тогда.- Ведь у меня все, что было, вложено в фирму.
— Много денег у тебя будет…
Следуя ее совету, он ушел из фирмы, расписав долю по другим учредителям. Однако совет Любушки перейти на работу в городскую администрацию или на завод «Славич» проигнорировал. Отойдя от основных дел, он решил заняться торговым бизнесом. При разделе фирмы оставил за собой магазин на Трубежной. Правда, в начале, находясь еще под впечатлением слов старицы, брал его с целью использования под коттедж. Но дела торговые пошли успешно, и он забыл об этом. Как забыл и о прочитанной в газете «Золотое кольцо» статье, где говорилось, что в Ярославле руководители трех предприятий, построенных на месте церквей, не дожили до пенсионного возраста. И не вспомнил бы, наверное, если бы во время встречи Нового,1998, года один из его знакомых не сказал: «Знаешь, почему твой магазин такой крепкий? Потому, что стоит на церковном фундаменте». При этих словах у Александра Григорьевича все похолодело внутри. Неожиданно в памяти всплыло и то, что написано в газете, и то, о чем говорила старица…
Вскоре винный магазин на Трубежной был закрыт, а через год и вовсе снесен. В 1999 году, получив благословение от владыки Ярославского и Ростовского Михея, он приступил к возведению храма. Проект, причем бесплатно, сделал известный не только в Переславле, но и за его пределами православный архитектор Вячеслав Ижиков.
Деньги, вырученные от продажи дядиного наследства и полученные за банковские акции, были истрачены в первый же год. Чтобы продолжить строительство пришлось влезть в долги. Казалось, выхода нет, но неожиданно финансовая помощь стала приходить со стороны – от людей, пожелавших внести в возведение храма свою лепту. Новый храм не похож на своих предшественников, и все же это – храм, стоящий на месте церквей, чьи главы красовались здесь на протяжении многих столетий.
Переславль-Залесский. Церковь Сергия Радонежского
В кругу городских валов, кроме храмового ансамбля на Красной площади, находится еще одна церковь, на ул. Проездной. Это храм Сергия Радонежского, построенный при городской тюрьме в 1911 году.
И сейчас, несмотря на перестройки, можно угадать в нем бывший храм. Это краснокирпичное одноглавое здание с богатым декором в псевдорусском стиле, с несколькими фризами, пышно украшенным крыльцом и одной широкой граненой апсидой. Средства на постройку выделил фабрикант С.Павлов. В церкви был установлен иконостас в стиле модерн.
В советское время храм был закрыт, верх его – разобран. Исчезли и глава над основным объемом, и небольшая главка над алтарной частью. Внутреннее убранство было разграблено. Позднее здание перестроили и отдали Сбербанку. На фотографии можно рассмотреть табличку «Касса по сбору коммунальных платежей».
Поблизости от церкви Петра Митрополита и Владимирского собора, на Проездной улице, находится здание, в котором, несмотря на перестройки, угадывается церковь.
Здание приспособлено под отделение Сбербанка.
Бесприходную церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского постройки 1911 года трудно назвать утраченной, поскольку большая часть ее все-таки сохранилась. Ее можно увидеть слева от Пушкинского парка вблизи центральной дороги – это двухэтажная постройка красного кирпича с местом для иконы на фронтоне.
12 июня 2010г. состоялась церемония передачи храма Русской Православной Церкви.
Добавлю еще карту центра Переславля-Залесского, с церквями, в которых мы побывали..
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов